Подготовка к борьбе с пожаром. A-VI/3 МК ПДНВ-78 (2017 год) - часть 2

 

  Главная      Книги - Пожарное дело     Подготовка к борьбе с пожаром. A-VI/3 МК ПДНВ-78 (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2     

 

 

 

Подготовка к борьбе с пожаром. A-VI/3 МК ПДНВ-78 (2017 год) - часть 2

 

 

17 

Аварийные партии, группы и посты. 

Задачи аварийных партий. Обязанности лиц старшего командного со-става по организа-

ции. 

Состав аварийной организации (схема). Задачи подразделений. Расписание по тревогам. 
Оперативный план по борьбе с пожаром: 
-

 

состав оперативного плана;  

-

 

судовые помещения;  

-

 

средства пожаротушения;  

-

 

условные обозначения;  

-

 

составление оперативного плана для различных палуб и отсеков.  

 

РАЗДЕЛ  4.  ПРОВЕРКА  И  ОБСЛУЖИВАНИЕ  ОБОРУДОВАНИЯ  И  СИС-ТЕМ 

ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА И ПОЖАРОТУШЕНИЯ 

 

Тема 4.1. Системы обнаружения пожара. Стационарные системы пожаротушения. 

Занятие направлено на формирование компетенции «Проверка и обслуживание систем и 

оборудования для обнаружения пожара и пожаротушения» (ПК-3) в части знания системы об-
наружения пожара; стационарных систем пожаротушения; переносных и передвижных средств 
пожаротушения,  включая  устройства,  насосы,  а  также  оборудования  для  спасания  людей  и 
имущества (З-3.1). 

Лекционное занятие. 

Назначение, состав, конструкция систем обнаружения пожара. 
На морских судах устанавливают системы обнаружения пожара с тепловыми, дымовыми 

и световыми извещателями. 

1.

 

Обслуживание систем на тепловых извещателях.  

2.

 

Обслуживание систем на ионизационных извещателях.  

3.

 

Обслуживание систем на световых извещателях.  

4.

 

Комбинированные системы.  

5.

 

Испытания систем обнаружения пожара.  

Назначение  и  классификация  стационарных  систем  пожаротушения.  Водяная  пожарная 

система предназначена для тушения пожара и охлаждения судовых конструкций компактными 
или распыленными струями от ручных или лафетных пожарных стволов. 

Система пожаротушения распыленной водой предназначена для тушения пожаров в ма-

шинных помещениях, хранилищах  жидкого топлива, грузовых помещениях  для перевозки ко-
лесной техники и других видов транспорта с горючим в баках. 

Спринклерная система предназначена для тушения пожаров в постах управления, жилых 

и служебных помещениях пассажирских судов. 

Система пенного пожаротушения предназначена для тушения пожаров, связанных с го-

рением нефтепродуктов. 

Система  углекислотного  пожаротушения  предназначена  для  тушения  больших  очагов 

пожара, например, в машинном отделении. 

Системы  порошкового  пожаротушения.  Используются,  в  основном,  на  специализиро-

ванных судах, таких как газовозы и химовозы. 

Инспекция и обслуживание стационарных систем пожаротушения. 
 

Тема  4.2.  Переносное  и  мобильное  оборудование  для  тушения  пожара,  системы 

жизнеобеспечения, личное защитное снаряжение и оборудование. Проверки и обслужива-
ние. 

Занятие направлено на формирование компетенции «Проверка и обслуживание систем и 

оборудования для обнаружения пожара и пожаротушения» (ПК-3) в части знания переносных и 
передвижных  средств  пожаротушения,  включая  устройства,  насосы  и  оборудование  по  спасе-
нию людей и имущества (З-3.1), а также систем жизнеобеспечения, личного защитного снаря-
жения и оборудования связи (З-3.2). 

18 

Лекционное занятие. 

Переносное и мобильное оборудование для тушения пожара. Огнетушители  – водяные; 

пенные; воздушно – пенные; порошковые; углекислотные. 

Мотопомпы. Пожарные стволы. Пожарные рукава. Генераторы пены. Ящики с песком. 
Снаряжение пожарного (комплект личного снаряжения и дыхательный аппарат). 
Системы жизнеобеспечения, личное защитное снаряжение и оборудование. Пути эвакуа-

ции.  Защита  трапов  и  шахт  лифтов  в  жилых  и  служебных  помещениях  и  постах  управления. 
Двери в огнестойких перекрытиях. 

Системы  вентиляции.  Индивидуальные  средства  защиты  органов  дыхания  для  экстрен-

ной эвакуации из аварийного отсека. Оборудование постов средствами связи. 

Практическое занятие

.  

Организация  технической  эксплуатации  противопожарных  средств  судна.  Руководство 

по техническому обслуживанию. Сроки и объемы технического обслуживания. 

Техническое обслуживание: 

 

основных систем пожаротушения судна;  

 

шлангов и стволов;  

 

переносных огнетушителей;  

 

пожарного инвентаря;  

 

снаряжения пожарного;  

 

пожарных и аварийных постов.  

Занятие проводится с использованием одобренного оборудования и систем, в условиях, 

приближенных к реальным. 

 

Тема  4.3.  Требование  по  конвенционному  и  классификационному  освидетельство-

ванию. 

Занятие направлено на формирование компетенции «Проверка и обслуживание систем и 

оборудования  для  обнаружения  пожара  и  пожаротушения»  (ПК-3)  в  части  знания  требований 
по конвенционному и классификационному освидетельствованию судов (З-3.3). 

Лекционное занятие. 

Ознакомление  с  целями  и  задачами  классификационных  обществ  и  служб  портов  по 

освидетельствованию судов. 

 
Изучаемые вопросы: 
1)

 

Классификационное общество.  

2)

 

Регистрационное общество.  

3)

 

Основные задачи классификационных обществ.  

4)

 

Международная ассоциация классификационных обществ, MAKO.  

5)

 

Пожарно-профилактическая  работа  на  судах  инженерно-инструкторским  составом 

(ИИС) пожарно-технических служб (ПТС) портов.  

6)

 

Детальное ПТО.  

7)

 

Контрольное ПТО.  

8)

 

Внеочередные ПТО.  

9)

 

Пожарно-профилактическая работа, проводимая судовым экипажем.  

10)

 

Ведение формуляров на технические средства и системы, составление отчетной до-

кументации по проведенному освидетельствованию.  

 

РАЗДЕЛ  5.  РАССЛЕДОВАНИЕ  И  СОСТАВЛЕНИЕ  ДОКЛАДОВ  ОБ  ИН-

ЦИДЕНТАХ, СВЯЗАННЫХ С ПОЖАРАМИ. 

 
Тема 5.1. Оценка причин инцидентов, связанных с пожарами. Составление докла-

дов об инцидентах, связанных с пожарами. 

Занятие  направлено  на  формирование  компетенции  «Расследование  и  составление  до-

кладов об инцидентах, связанных с пожарами» (ПК-4) в части знания методики проведения рас-

19 

следования и оценки причин инцидентов, связанных с пожарами (З-4-1). 

 
1)

 

Практическое занятие в форме семинара

.  

Оценка причин случаев пожаров 
Небрежность  при  курении.  Курение  в  постели.  Курение  и  алкоголь.  Наиболее  опасные 

места  на  судне.  Самовозгорание.  Поврежденные  или  перегруженные  электрические  цепи.  Не-
исправности электрооборудования. 

Несоблюдение мер безопасности при зарядке аккумуляторов. Небрежность при погрузке 

и размещении груза. Несоблюдение мер безопасности при ра-боте на камбузе. Перекачка топ-
лива  и  техническое  обслуживание  топливных  систем.  Сварка  и  резка.  Присутствие  береговых 
рабочих на борту.  Небрежность при грузовых операциях на танкерах. Статическое электриче-
ство. 

2)

 

Практическое занятие в форме семинара

Анализ инцидентов, связанных с пожарами на судах. 
Современные суда насыщены многочисленными механизмами, всевозможным оборудо-

ванием, которые работают при высоких температурах и давлении на жидком топливе и масле, 
иногда требующем подогрева, вследствие чего увеличивается количество источников загорания 
или взрыва. 

Сложные электромеханизмы, большая протяженность электрокоммуникаций, внедрение 

автоматизации и появление машинных помещений без постоянной вахты создали дополнитель-
ные трудности в борьбе с возникновением пожаров на судах. Пожарная опасность на судах уве-
личилась  вследствие  развития  перевозок  сырых  и  полуобработанных  химикатов  в  твердом, 
жидком и газообразном состояниях, транспортировки в огромных количествах сырой нефти и 
различных нефтепродуктов. Пожары являются одной из самых опасных аварий на судах. 

Анализ пожаров на строящихся и ремонтирующихся судах показывает, что обеспечение 

пожарной  безопасности  на  них  возможно  при  достаточно  тесном  взаимодействии  органов  по-
жарной  охраны,  администрации  заводов  и  судов,  четкой  организации  огневых  и  огнеопасных 
работ,  соблюдения  правил  пожарной  безопасности,  своевременном  и  умелом  использовании 
первичных  средств  тушения.  Приводятся  краткие  описания  конкретных  пожаров  на  морских 
судах (не менее 2 случаев). 

 
3)

 

Практическое занятие в форме семинара

.  

Составление докладов о случаях пожаров.  
Цель занятия: Ознакомить слушателей с методикой проведения расследования и опреде-

ления причин пожара, правилами оформления документов (акты, донесения, протоколы).  

Отрабатываемые вопросы:  
1)

 

Цель, назначение расследования.  

2)

 

Причины пожаров.  

3)

 

Методика проведения расследования.  

4)

 

Порядок проведения расследования.  

5)

 

Отчетность:  

 

Составление докладов о случаях пожаров;  

 

Акт о пожаре;  

 

Осмотр и экспертиза;  

 

Статическая и динамическая стадии осмотра;  

 

Доклад о расследовании;  

 

Технический  акт.  Заявление  об  аварийном  случае.  Справка  об  убытках.  Донесе-

ние;  

 

Составление акта о пожаре.  

 
 
 
 

20 

2.4. Перечень рекомендуемых учебных изданий 

Основная литература:

 

1.  Международная  конвенция  по  охране  человеческой  жизни  на  море  1974  года  (СОЛАС-74). 

(Консолидированный текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками), - СПб.: 
ЗАО «ЦНИИМФ», 2010 г. - 992 с.  

2. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973г., измененная про-

токолом 1978 г. к ней (МАРПОЛ-73/78). Книги I и II, - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2008. - 760 с.  

3.  Международная  конвенция  по  предотвращению  загрязнения  с  судов  (МАРПОЛ),  Книга  III, 

пересмотренное издание, - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2009. - 304 с.  

4. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. 

(ПДМНВ-78) с поправками (консолидированный текст), - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010 г. - 
806 с.  

5. Международный кодекс по системам пожарной безопасности - Резолюция КБМ ИМО 98(73) 

Обязательный по МК СОЛАС-74 с поправками на 1 января 2016г, - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 
2016. - 184 с.  

6.  Международный  морской  кодекс  по  опасным  грузам  (Кодекс  ММОГ),  2002  г.  -  СПб.:  ЗАО 

«ЦНИИМФ», 2003. - в 4-х томах.  

7.  Поправки  32-04  к  Международному  кодексу  по  опасным  грузам  (Кодекс  ММОГ).  -  СПб.: 

ЗАО «ЦНИИМФ», 2005. - 240 c.  

8. Кодекс торгового мореплавания РФ с примечаниями, издание шестое, исправленное и допол-

ненное в апреле 2011 г. - 248 с.  

9. Международный кодекс по системам пожарной безопасности (Резолюция КБМ ИМО 98(73)) 

- СПб.: ООО «МОРСАР», 2004. - 128 c.  

10.  Международный  кодекс  применения  процедур  испытания  на  огнестойкость  (Резолюция 

КБМ ИМО 61(67)) - СПб.: ООО «МОРСАР», 2004. - 128 c.  

11. Международный кодекс по системам пожарной безопасности. Поправки (Бюллетень № 30 к 

МК СОЛАС-74), – СПб.: ЗАО "ЦНИИМФ",2011 г. - 60 с.  

12.  Международное  руководство  по  безопасности  для  нефтяных  танкеров  и  терминалов 

(ISGOTT 5-е издание).- СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2007. - 504с.  

13. Наставление по борьбе за живучесть судов - РД 31.60.14-81 (НБЖС с Приложениями и До-

полнениями), - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2004. - 376 с.  

14. Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним (всту-

пили в силу 18 мая 2010 г.) (рус./англ.), - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010 г. - 108 с.  

15. Правила пожарной безопасности на морских судах. Рекомендованы постановлением техни-

ческого комитета по стандартизации ТК 318 «Морфлот» №10 от 31.10.2003.  

16. Процедуры контроля судов государством порта (Резолюция ИМО А.787(19) ИМО). - 3-е из-

дание - СПб.: «ЦНИИМФ», 2004. - 240 с.  

17. Руководство ИМО по разработке судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязне-

нием моря нефтью и (или) вредными жидкими веществами - Резолюция ИМО MEPC.85(44), 
2001 г., - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2001. - 76 с.  

18. Руководство ИМО по разработке судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязне-

нием  нефтью  -  Резолюция  ИМО  МЕРС.54(32)  с  поправками  на  март  2001  г.,  -  СПб.:  ЗАО 
«ЦНИИМФ», 2-е исправленное и дополненное изд. 2001. - 76 с.  

 

Дополнительная 

 

 
19. Александров М.Н. Безопасность человека на море.- Л.:Судостроение. 1983. – 208с.  
20. Бекяшев К.А., Сидорченко В.Ф. Безопасность на море.- Л.:Судостроение. 1983. – 240с.  
21. Плявин Н.И. Безопасность на танкере.- М.:Транспорт. 1983 – 208с.  
22. Пожарная безопасность на судах (пер. с англ.).- Л.: Судостроение. 1985. – 407с.  
23. Часть 1. Пожарная безопасность на судах.  
24. Часть 2. Средства борьбы с пожарами на судах.  
25. Мартыненко В.И., Ставицкий М.Г. «Когда на борту пожар» 1983г. Л.Судостроение. – 192с.  

21 

26. Ассоров Ф.Г., Шпиков Б.И. Пожарная безопасность на морском транспорте. – М. : Транс-

порт 1974. – 280 с.  

 

Интернет ресурсы 

 

Литература библиотека КГМТУ 

http://kgmtu.edu.ua/res_bibl

 

 

Материалы сети Internet 

http://морякам.рф/

 

http://sea-library.ru/

 

http://seaworm.narod.ru/

 

 

 
 

3.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ: 

 

Наименование специализиро-

ванных аудиторий 

Вид за-

нятий 

Наименование оборудования, программного 

обеспечения 

Корпус№5 ауд. №302 

«Специализированная аудитория 
подготовки пожарной безопасно-
сти и борьбы с пожаром» 

Лекции, 
практиче-
ские 

•снаряжение пожарного – 1 комплект; 
•огнетушители (углекислотные (ОУ) – 2 шт., 
пенные (ОВП) – 2 шт., порошковые (ОП) – 2 
шт.;) 
•переносные пеногенераторы, 
•рукава, стволы со сменными соплами (стан-
дартные, диффузорные, разбрызгивающие) и 
комбинированные – по 2 комплекта каждого 
диаметра, международное береговое соединение 
– 1 шт.,  
•автономные дыхательные аппараты (АСВ-2); 
•стенды пожарного оборудования и снаряжения, 
плакаты – по каждой теме рабочей программы 
подготовки; 
•учебные видеофильмы «Огнетушители», «Ды-
хательные аппараты». 

Корпус№5 ауд. 99 

«Специализированная аудитория 

тренажерной подготовки борьбы с 

пожаром» 

практиче-
ские 

Пожарный ствол -2шт. 
Огнетушители ОВП 9 -10шт. 
Огнетушители ОУ 5-6шт. 
Огнетушители ОУ 3-20шт. 
Огнетушители ОП 5-10шт. 
Костюм пожарного снаряжения -12шт.  
Теплоотражающий костюм -6 шт. 
Пожарная колонка -1шт. 
ГПС 600-1шт. 
РСТ 70-1шт. 
Пожарные рукава -6шт. 
Носилки -1шт. 
Манекен пострадавшего -1шт. 
Эл. Фонарь -1шт. 
Переходники для пожарных рукавов -8шт. 
Кошма пожарная -1шт. 
Компьютер (видео наблюдение) -1шт. 
Электоводонагреватель Ariston -1шт. 
Душевых кабинки -2шт. 

Теплодымокамера 

практиче-
ские 

Аппарат сжатого воздуха (кол-во 6 шт.) 
Система водораспыления 
Система видеонаблюдения с двухсторонней свя-
зью 
Система задымления и вентиляции 

22 

Наименование специализиро-

ванных аудиторий 

Вид за-

нятий 

Наименование оборудования, программного 

обеспечения 

Корпус№5 ауд. №303 

«Специализированная аудитория 
подготовки оказания первой ме-
дицинской помощи и медицин-
ского ухода на судне» 

лекции, 
практиче-
ские за-
нятия  

 

скелет человека, 

 

плакаты по анатомии и физиологии чело-

века, 

 

торс человека, 

 

тренажер для проведения сердечно-

легочно-мозговой реанимации с индикацией 
правильности выполнения действий типа «Мак-
сим», 

 

носилки Нейла-Робертсона, подручный 

материал для изготовления носилок, 

 

жгут кровоостанавливающий эластичный 

– 10 шт., 

 

набор шин – по одному на двух слушате-

лей – 
- лестничная шина Крамера, 
- иммобилизационная пневматическая, 
- подручный материал, 

 

косынку медицинскую – по одной на 

двух слушателей, 

 

бинты марлевые – по одному комплекту 

на двух слушателей, 

 

укомплектованную сумку первой помо-

щи, 

 

комплект судовой медицинской аптечки, 

 

шприцы разовые, ампулы с лекарствен-

ным средством, салфетки, дезинфицирующий 
раствор – по одному комплекту на двух слуша-
телей, 

 

тренажер для проведения внутримышеч-

ных инъекций, 

 

тренажер для проведения внутривенных 

инъекций, постановки капельницы, 

 

систему внутривенного вливания инфу-

зионных растворов с металлической иглой, фла-
кон с физиологическим раствором, салфетки, 
дезинфицирующий раствор – по комплекту на 
каждого слушателя, 

 

набор хирургических инструментов для 

первичной хирургической обработки ран и 
наложения швов – по комплекту на двух слуша-
телей, 

 

термометр медицинский – по одному на 

двух слушателей, 

 

тонометр медицинский для измерения 

артериального давления – по одному на четырёх 
слушателей, 

 

кислородный аппарат, 

 

мешок Амбу, 

 

воздуховод, 

23 

Наименование специализиро-

ванных аудиторий 

Вид за-

нятий 

Наименование оборудования, программного 

обеспечения 

 

катетер резиновый уретральный, 

 

кушетку медицинскую, 

 

образцы судовой медицинской докумен-

тации  
- медицинская книжка моряка, 
- амбулаторный журнал, 
- международный медицинский сертификат, 
- международное свидетельство о вакцинации, 
- свидетельство о дератизации, 
- свидетельство о дезинфекции, 
- санитарный журнал, 
- судовое санитарное свидетельство. 

Корпус № 5, ауд. №300 

Специализированная аудитория 

личная безопасность и обще-

ственные обязанности 

КПТ Дельта-тест

 

Лекции,  
практиче-
ские за-
нятия 

Программный комплекс проверки знаний  
ПКПЗ «Дельта –БЖС»  
Версия 2/3.07 (РМИ-1, РМС-6) 

 
 

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

4.1.

 

Инструкторско-преподавательский состав 

Требования к квалификации к старшим преподавателям и инструкторам УТЦ определе-

ны  в  утвержденной  ректором  ФГБОУ  ВО  «КГМТУ»  «Инструкции  о  порядке  повышения  ква-
лификации старших преподавателей и инструкторов учебно-тренажерного центра». К проведе-
нию занятий привлекаются инструктора, имеющие:  

-

 

высшее образование; 

-

 

стаж роботы в УТЦ не меньше 1 года (или пройти стажировку продолжительностью не 

менее 3 месяцев в УТЦ под руководством инструктора УТЦ) 

-

 

свидетельство  курса  подготовки  «Начальная  подготовка  по  безопасности»  в  соответ-

ствии с требованиями: Конвенции ПДНВ-78 с поправками, Правило VI/1, Кодекса ПДНВ, Раз-
дел А- VI/1, таблиц: А- VI/1-1, А- VI/1-2, А- VI/1-3, А- VI/1-4  

-

 

свидетельство курса подготовки «Подготовка к борьбе с пожаром по расширенной про-

грамме»  в соответствии с требованиями  Правила VI/3  МК  ПДНВ78 с поправками, Раздела  A-
VI/3, таблицы A-VI/3 Кодекса ПДНВ и рекомендациям модельного курса ИМО 2.03 «Advanced 
Fire Fighting»; 

-

 

надлежащую квалификацию, согласно с положением раздела А-І/6 Кодексу ПДНВ; 

-

 

дополнительное  профессиональное  образование  по  программе  «Подготовка  инструк-

тора» (модельный курс ИМО 6.09). 
 

 

4.2.  Использование  наглядных  пособий  и  других  учебных  материалов  при  реализа-

ции программы  

1. Мультимедийные презентации к лекционным и практическим занятиям. 
2. Федеральная нормативно-правовая документация (приказы, положения, инструктивные 

письма, стандарты).  

3.  Локальная    нормативно-правовая  документация  (положения,  рабочие  учебные  планы, 

рабочие программы). 

4. Типовая документация 
5. Методические пособия 

24 

 

5.

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 

 
В процессе реализации программы проводятся следующие виды контроля (входной, теку-

щий, промежуточный, итоговый): 

- входной  контроль,  каждый  кандидат  на  обучение  должен  предоставить  свидетельство 

«Начальная  подготовка  по  безопасности»  в  соответствии  с  требованиями  Правила  VI/1  МК 
ПДНВ  78  с  поправками  и  Раздела  A-VI/1,  Кодекса  ПДНВ;  входной  контроль  проводится  до 
начала занятий для определения уровня подготовки слушателя. 

-  текущий  контроль,  проводимый  в  процессе  занятий  путем  постановки  проблемных  во-

просов; 

-  промежуточная  аттестация  осуществляется  на  основании  успешного  выполнения  кон-

трольных заданий, а именно практической демонстрации компетенции в следующих областях:  

 

умение использовать воду и другие средств пожаротушения (У-1.1);  

 

умение осуществлять связь и координацию во время борьбы с пожаром (У-1.2);  

 

умение  осуществлять  уход  за  людьми,  получившими  травмы,  и  оказание  им  по-

мощи (У-1.3);  

 

умение действовать совместно с береговыми пожарными командами (У-1.4);  

 

умение произвести разведку очага пожара (У-1.5);  

 

умение управлять группами разведки очага пожара (У-1.5);  

 

умение производить расчеты сил и средств пожаротушения (У-1.8). 

- к итоговой аттестации допускаются слушатели, успешно прошедшие промежуточную ат-

тестацию. 

Итоговая аттестация  – экзамен (зачет)  проводится по окончании обучения при сдаче эк-

замена (зачета)  квалификационной комиссии в форме компьютерного или письменного тести-
рования с использованием актуализированных баз тестовых заданий ПКПЗ «Дельта-БЖС», со-
гласованных с Росморречфлотом. 

Пороговый  уровень  прохождения  тестов  установлен  в  соответствии  с  уровнями  шкалы 

компетенций,  принятой  для  выпускников  вузов,  реализующих  компетентностный  подход:  ми-
нимальный (0-30%), базовый (30%-50%), промежуточный (50%-70%), продвинутый (70%-85%), 
высокий(85%-100%).  Установленный  уровень  прохождения  тестов  (80%)  соответствует  про-
двинутому уровню освоения компетенций.  

Оценка  качества  освоения  программы  осуществляется  итоговой  квалификационной  ко-

миссией  в  виде  экзамена(зачета)   в  устной  и  письменной  формах  на  основе двухбалльной  си-
стемы оценок «сдал», «не сдал»: 

 «сдал» - получают обучающиеся с правильным количеством ответов на тестовые вопросы 

-100-80% от общего объема заданных тестовых вопросов; 

 «не сдал»- получают обучающиеся с правильным количеством ответов на тестовые во-

просы - менее 80% от общего объема заданных тестовых вопросов. 

Слушатель  должен  дать  правильные  ответы  на  все  вопросы  экзаменационного  теста.  В 

случае, когда слушатель дает более 20% неправильных ответов, он не аттестуется.  

Результаты  проверки  компетентности  оформляются  протоколом  проверки  знаний  утвер-

жденной формы и подписываются членами комиссии. 

Слушателям,  успешно  прошедшим  итоговую  аттестацию,  выдается  свидетельство  уста-

новленного Минтрансом России образца. 

Срок действия свидетельства – 5 лет (п. 5 Раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ. 

Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации не-

удовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессио-
нальной программы и (или) отчисленным из УТЦ, выдается справка об обучении или о периоде 
обучения по образцу УТЦ. 

 

 

25 

Перечень вопросов промежуточного контроля: 

вопросы к разделу 1 

1)

 

Теория горения. Треугольник горения. 

2)

 

Обязанности дозора. 

3)

 

Расположение схем путей эвакуации на судне. 

4)

 

Обязанности пожарного патруля. 

5)

 

Обязанности пожарного матроса. 

6)

 

Виды проверок аппаратов сжатого воздуха. 

7)

 

Как определить порошковый огнетушитель о пригодности к работе. 

 

вопросы к разделу 2 

1)

 

Основные причины пожаров на судах. 

2)

 

Меры безопасности на судах согласно ППБ. 

3)

 

Конструктивные меры противопожарной защиты на судах. 

4)

 

Типы огнестойких перекрытий. 

5)

 

Основная цель экипажа в борьбе с пожаром на судне. 

6)

 

Для чего служит пожарная сигнализация? 

7)

 

Обязанности командира аварийной партии. 

8)

 

Условные сигналы, передаваемые с помощью предохранительного троса. 

9)

 

Опасные факторы пожара на судах. 

10)

 

Опасности при использовании огнетушащих веществ. 

11)

 

Опасности при горении металлов. 

12)

 

Опасности при возгорании «железо в пару». 

13)

 

Опасные грузы и их классификация. 

14)

 

Деление опасных грузов на классы. 

15)

 

Требования при возникновении пожаров с опасными грузами. 

16)

 

Действия экипажа при пожаре на танкере, стоящем у терминала. 

17)

 

Действия рядом стоящих судов у других причалов при пожаре на танкере. 

18)

 

Какие факторы влияют на развитие пожара от нефтепродуктов. 

 

вопросы к разделу 3 

1)

 

Основная боевая задача при тушении пожара на судне. 

2)

 

Обязанности вахтенного помощника при объявлении общесудовой тревоги о пожаре при 

стоянке судна у причала. 
3)

 

Способы тушения пожара и выбор огнегасительных средств. 

4)

 

Особенности развития пожара в машинно-котельном отделении. 

5)

 

Особенности тушения пожара на сухогрузных судах. 

6)

 

Меры при тушении пожара в загруженных трюмах. 

7)

 

Основные задачи при борьбе с пожаром в жилой зоне. 

8)

 

Основные задачи при тушении пожара на палубах и надстройках. 

9)

 

Особенности тушения пожаров электрооборудования и радиооборудования. 

 

вопросы к разделу 4 

1)

 

Какие типы извещателей применяются на судах. 

2)

 

Где должны располагаться ручные пожарные извещатели? 

3)

 

Какие системы пожаротушения применяются на судах. 

4)

 

Что означает цветовая маркировка огнетушителей? 

5)

 

Для чего предназначены судовые огнетушители? 

6)

 

Для чего применяются комбинированные насадки к ручным пожарным стволам? 

7)

 

Комплект снаряжения пожарного. 

8)

 

Где нельзя использовать аварийно-дыхательное устройство? 

9)

 

Что называется пожарным постом на судне? 

10)

 

Пожарный контроль по системам сигнализации и системам пожаротушения. 

26 

11)

 

Процедуры проверки дыхательного аппарата типа АСВ-2. 

 

Перечень основных вопросов итогового контроля по разделам: 

 

Тесты к разделу 1 

1.

 

Кто руководит разработкой на проведение учебно-тренировочных тревог для экипажа 

судна? 
а) вахт.пом.капитана 
б) ст.пом.капитана 
в) капитан 
г) ст.механик 
 
2.

 

Где должны быть отражены ответственные лица за пуск систем пожаротушения? 

а) в надкоечном расписании 
б) расписании по тревогам 
в) плане эвакуации 
 
3.

 

Время работы ручных пожарных извещателей: 

а) от 5 до 10 сек 
б) от 10 до 15 сек 
в) от 15 до 60 сек 
 
4.

 

Где на пассажирских судах должны размещаться «Схема путей эвакуации» пассажи-

ров из помещений? 
а) по каждому борту каждой пассажирской палубы 
б) на видных и хорошо освещенных местах 
в) в каютах 
 
5.

 

Как определить о пригодности к работе ОП? 

а) по весу 
б) по дате заправки 
в) по манометру 
 

Тесты к разделу 2 

1.

 

Предотвращение аварийных ситуаций на судне обеспечивается: 

а) соблюдением экипажем судна мер безопасности 
б) поддержанием судна, оборудования в рабочем состоянии 
в) наличием на судне документации 
г) проведением занятий, тренировок, учений 
 
2.

 

Что  запрещается  на  судах  в  соответствии  с  требованиями  правил  пожарной безопасно-

сти? 
а) курение в неустановленных местах 
б) пользование открытым огнем 
в) загромождать проходы к средствам пожаротушения 
г) хранить ацетиленовые и кислородные баллоны в одном помещении 
 
3.

 

Меры пожарной безопасности при бункеровочных операциях 

а) выставить вахтенного у места приема топлива 
б) закрыть двери и иллюминаторы на период приема топлива 
в) обеспечить место приема топлива первичными средствами пожаротушения 
 
4.

 

Как часто должны проводится обучения по предупреждению пожаров на судне? 

27 

а) не реже 1 раза в месяц 
б) не реже 1 раза в квартал 
в) не реже 1 раза в 6 месяцев 
 
5.

 

Допускается ли курение при стоянке танкеров у грузовых нефтяных причалов? 

а) запрещено 
б) разрешается в помещениях кормовой части судна, не имеющих дверей и иллюминаторов 
в) разрешается на открытых частях палуб 
 
6.

 

Кто дает разрешение на проведение огневых работ? 

а) ст.пом.капитана 
б) ст.механик 
в) вахт.пом.капитана 
г) капитан и одобрение Компании 
 
7.

 

По какому принципу срабатывает тепловая пожарная сигнализация? 

а) от повышения температуры 
б) от появления дыма 
в) от повышения загазованности 
 
8.

 

Допускается ли хранение в машинных отделениях: 

а) легкоиспаряющихся нефтепродуктов (бензина, керосина, лаков, красок и растворителей) 
б) горючих материалов (ветоши, пакли и др.) в соприкосновении с нагревающимися конструк-
циями 
в) сжигание ветоши и отходов в судовых котлах 
 
9.

 

Как часто в помещениях камбуза должны очищаться плиты, трубы, дымоходы, искрога-

сители от жира, сажи и других наслоений? 
а) 1 раза в неделю 
б) 1 раза в месяц 
в) 1 раза в квартал 
 
10.

 

Какие мероприятия необходимо выполнять для предотвращения взрывов горючих газов 

(паров)? 
а) перевести судно на курс, обеспечивающий безопасность членов экипажа и пассажиров от по-
ражения газами 
б) прекратить все грузовые операции 
в) ликвидировать все источники открытого огня 
 
11.

 

Где устанавливаются ручные пожарные извещатели? 

а) на открытых грузовых палубах 
б) в служебных помещениях 
в) в каждой пожарной зоне 
 
12.

 

Какие действия при пожаре выполняет командир аварийной партии? 

а) принимает решение об оповещении судовладельца 
б) контролирует состояние электрических сетей 
в) руководит сбором и экипировкой аварийных партий 
 
13.

 

Главная цель экипажа в борьбе с пожаром на судне? 

а) не допустить человеческих жертв 
б) атака на пожар с использованием средств тушения 
в) герметизация зоны пожара и охлаждения смежных переборок 

28 

 
14.

 

Какие факторы опасны для экипажа при пожаре на судне? 

а) токсические газы (CO, CO

2

, HCN) 

б) теплота 
в) взрыв, пламя 
г) недостаток кислорода 
 
15.

 

Какая  существует  опасность  для  экипажа  при  тушении  пожара  с  использованием  угле-

кислого газа (CO

2

,)? 

а) создает опасность удушья 
б) при содержании в воздухе 8-10% CO

человек теряет сознание 

в) вызывает раздражение дыхательных путей 
 
16.

 

Какие опасности возникают при тушении щелочных металлов (калий, магний, алюминий 

и т.д.) водой? 
а) могут способствовать усилению пожара 
б) реагируют с водой, выделяя водород 
в) могут вызвать химическую реакцию с последующим взрывом 
 
17.

 

К какому классу опасных грузов относятся «взрывчатые вещества»? 

а) к 1 классу 
б) ко 2 классу 
в) к 7 классу 
 
18.

 

К какому классу опасных грузов относятся «Воспламеняющиеся жидкоти»? 

а) к 3 классу 
б) к 8 классу 
в) к 9 классу 
 
19.

 

При тушении горючих жидкостей (нефтепродуктов) лучшим тушащим средством явля-

ется: 
а) компактные струи воды 
б) пена 
в) огнетушащие порошки 
 
20.

 

При  тушении  волокнистых  материалов  (хлопок,  джут  и  т.п.)  лучшим  тушащим  сред-

ством является: 
а) пар 
б) вода 
в) углекислый газ 
 
21.

 

При тушении пожара во время грузовых операций нефтепродуктов необходимо: 

а) остановить наосы и отсоединить шланги 
б) применить объемный метод тушения пожара 
в) использовать в зону горения пену, распыленную водой 
 
 

Тесты к разделу 3 

1.

 

Количество аварийных партий при численности экипажа 100 человек и более: 

а) 4 аварийных партии 
б) 3 аварийных партии 
в) 2 аварийных партии 
 

29 

2.

 

Количество аварийных партий при численности экипажа менее 15 человек: 

а) 3 аварийных партии 
б) 2 аварийных партии 
в) весь экипаж судна входит в одну аварийную партию 
 
3.

 

Легочный автомат аппарата сжатого воздуха предназначен: 

а) для подачи воздуха из редуктора для дыхания 
б) для выдыхания воздуха в атмосферу 
в) для отрицательных температур 
 
4.

 

Согласно требования ИМО минимальное количество аппаратов сжатого воздуха на каж-

дой палубе любого типа грузового судна должно составлять: 
а) не менее 2-вух 
б) не менее 4-рех 
в) по одному не каждого члена экипажа 
 
5.

 

Запас воздуха в дыхательных аппаратах, который входит в комплект снаряжения пожар-

ного, должен обеспечить безопасную работу в течение, как минимум: 
а) 15 минут 
б) 30 минут 
в) 2 часов 
 
6.

 

Минимальный запас воздуха в аппарате сжатого воздуха (типа АСВ-2) должен быть: 

а) 200 атм 
б) 180 атм 
в) 160 атм 
 
7.

 

При помощи какого сигнала путевым канатом нужно вызвать звено на чистый воздух: 

а) дернуть 1 раз 
б) дернуть 2 раза 
в) дернуть 3 раза 
 
8.

 

Баллоны дыхательных аппаратов подвергаются периодическому освидетельствованию: 

а) 1 раз вгод 
б) 2 раза в год 
в) через каждые 5 лет 
 
9.

 

Редуктор аппарата сжатого воздуха предназначен для снижения давления: 

а) от 2,5 до 3 атм 
б) от 4,5 до 5 атм 
в) от 3,5 до 4 атм 
 
10.

 

Дыхательные аппараты предназначены для: 

а) защиты органов зрения и дыхания при работе в пыльных трюмах 
б) защиты органов зрения и дыхания при работе в помещениях, где находятся токсичные веще-
ства 
в) защиты органов зрения и дыхания человека при нахождении в атмосфере, содержащей высо-
кие концентрации отравляющих веществ 
 

Тесты к разделу 4 

1.

 

Гибкий огнестойкий предохранительный трос длиной 30 м должен быть испытан стати-

ческой нагрузкой: 
а) 350 кг в течении 5 мин 

30 

б) 150 кг в течении 5 мин 
в) 250 кг в течении 5 мин 
 
2.

 

Системы сигнализации обнаружения извещения о пожаре обслуживаются: 

а) ежемесячно 
б) 1 раз в квартал 
в) 1 раз в год 
 
3.

 

Система водяного пожаротушения на открытой палубе обслуживается: 

а) 2 раза в год 
б) 1 раз в квартал 
в) 1 раз в год 
 
4.

 

Технический осмотр № 1 системы пенного пожаротушения проводится: 

а) 1 раз в 3 месяца 
б) 1 раз в месяц 
в) 1 раз в год 
 
5.

 

Наличие порошка и его рыхления в системе порошкового пожаротушения проводится: 

а) 1 раз в 3 месяца 
б) 1 раз в 6 месяцев 
в) 1 раз в месяц 
 
6.

 

Замена воздуха в аппаратах (типа АСВ-2) должна производится: 

а) 1 раз в год 
б) 1 раз в квартал 
в) 1 раз в месяц 
 
 
7.

 

Углекислотные баллоны должны проходить контрольное взвешивание: 

а) 1 раз в 2 года 
б) 1 раз в год 
в) 1 раз в 5 лет 
 
8.

 

Система парового пожаротушения обслуживается: 

а) 1 раз в месяц 
б) 1 раз в 3 месяца 
в) 1 раз в 6 месяцев 
 
9.

 

Средний срок службы аппаратов сжатого воздуха: 

а) 5 лет 
б) 10 лет 
в) 20 лет 
 
10.

 

Аварийные дыхательные устройства предназначены: 

а) для эвакуации из отсека с опасной атмосферой 
б) для тушения пожара 
в) для использования в условиях низких температур 
 

Тесты к разделу 5 

1.

 

При возникновении пожара на судне капитан обязан: 

а) доложить судовладельцу 
б) создать комиссию из судовых специалистов 

31 

в) определить причину и обстоятельства возникновения пожара 
 
2.

 

По прибытию в порт после пожара капитан судна обязан: 

а) предоставить донесение капитану порта 
б) предоставить акт судовой комиссии 
в) предоставить выписку из вахтенного журнала 
г) предоставить показания свидетелей 
 
3.

 

При пожарах с гибелью людей, особо крупных пожарах необходимо: 

а) предоставить акт о причинах пожара 
б) предоставить акт о ходе тушения пожара 
в) предоставить акт о мерах по недопущению возникновения пожара 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2