Подготовка к борьбе с пожаром. A-VI/3 МК ПДНВ-78 (2017 год) - часть 1

 

  Главная      Книги - Пожарное дело     Подготовка к борьбе с пожаром. A-VI/3 МК ПДНВ-78 (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Подготовка к борьбе с пожаром. A-VI/3 МК ПДНВ-78 (2017 год) - часть 1

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ 

 
1.1

 

Цель и задачи курса

:

  

Цель курса:

 подготовка персонала, в обязанности которых входит управление операция-

ми по борьбе с пожаром на судне в соответствии с требованиями Правила VI/3 Конвен-
ции ПДНВ с поправками и Раздела A-VI/3, таблицы A-VI/3 Кодекса ПДНВ. 

 

Задачи курса:  

1)

 

Освоение методики и отработка практических навыков организации, тактики и управле-
ния операциями по борьбе с пожаром на судах  

2)

 

Получение знаний о современных методах борьбы с пожаром  

3)

 

Выработка профессиональных навыков в стратегии и тактике борьбы с пожаром в раз-
личных частях судна.  

4)

 

Отработка процедур взаимодействия с береговыми пожарными командами.  

 

1.2. 

Планируемый результат освоения дополнительной профессиональной программы: 

Реализация  программы  направлена  на  получение  новых  профессиональных  компетен-

ций, необходимых для получения свидетельства «Подготовка к борьбе с пожаром по расширен-
ной программе»: 

-

 

Руководство операциями по борьбе с пожаром на судах

-

 

Организация и подготовка пожарных партий

-

 

Проверка и обслуживание систем и оборудования для обнаружения пожара и пожароту-
шения;

 

-

 

Расследование и составление докладов об инцидентах, связанных с пожарами

С  данной  программой  сопрягаются  стандарты  компетентности,  приведенные  в  Разделе 

А-VІ/3, таблицы А-VІ/3, Кодексу ПДНВ. 

Перечень профессиональных компетенций, знания, умения и профессиональные навыки, 

необходимые для формирования компетенций, методы демонстрации компетенций и критерии 
оценки с указанием разделов программы, где предусмотрено освоение компетенций. 

№ п/п  Профессио-

нальные ком-

петенции 

Знания, умения и профес-

сиональные навыки 

Методы 

демонстрации 

компетентно-

сти 

Критерии 

оценки 

компетентно-

сти 

Указание раз-

дела(ов) про-

граммы, где 

предусмотре-

но освоение 

компетенции

 

ПК-1 

Руководство 
операциями 
по  борьбе  с 
пожаром 

на 

судах

 

Знать:

 

Процедуры  борьбы  с  по-
жаром  в  море  и  в  порту, 
обращая  особое  внимание 
на организацию, тактику и 
управление 

(3-1.1); 

Опасности,  возникающие  
в  процессе борьбы с по-
жаром (сухая возгонка, 
химические реакции, воз-
горание в дымоходах кот-
лов и т.д.) 

(З-1.2); 

Меры предосторожности 
и процедуры по устране-
нию отрицательных по-
следствий при примене-
нии воды для тушения по- 
жаров 

(З-1.3); 

Итоговая  атте-
стация,  проме-
жуточная  атте-
стация,  оценка 
подготовки, 
полученной в 
форме  практи-
ческих  занятий 
с  использова-
нием 

трена-

жерного  ком-
плекса 

"По-

жарный  поли-
гон" и, если это 
практически 
возможно, 

в 

темноте.

 

Действия  по 
борьбе  с  по-
жаром,  осно-
ваны  на  пол-
ной  и  точной 
оценке  инци-
дента  с  ис-
пользованием 
всех 

имею-

щихся  источ-
ников  инфор-
мации 
 
Порядок  при-
оритета  дей-
ствий,  время 
и  последова-
тельность  со-

Раздел 2, 
Раздел 3 

№ п/п  Профессио-

нальные ком-

петенции 

Знания, умения и профес-

сиональные навыки 

Методы 

демонстрации 

компетентно-

сти 

Критерии 

оценки 

компетентно-

сти 

Указание раз-

дела(ов) про-

граммы, где 

предусмотре-

но освоение 

компетенции

 

Меры  пожарной  безопас-
ности  и  опасности,  связан-
ные с хранением и исполь-
зованием 

материалов 

(краски и т.д.) 

(З-1.4); 

Основные принципы и 
методы борьбы с пожа-
ром, связанным с опасны-
ми грузами 

(З-1.5); 

Принципы управления 
вентиляцией, включая 
удаление дыма из поме-
щений 

(З-1.6); 

 

Понимать: 

Влияние  воды  при  ее  ис-

пользовании  для  тушения 
пожаров  на  остойчивость 
судна (П-1.1); 

Важность  контроля  топ-

ливной  системы  и  элек-
трооборудования (П-1.2); 

 

Уметь: 

Использовать воду для 

пожаротушения 

(У-1.1);

 

Осуществлять связь и ко-

ординацию во время 
борьбы с пожаром 

(У-1.2);

 

Осуществлять уход за 
людьми, получившими 
травмы, и оказание им 
помощи 

(У-1.3);

 

Действовать совместно с  

береговыми пожарными 
командами 

(У-1.4);

 

Произвести  разведку  

очага  пожара  и управлять 
группами разведки очага 
пожара 

(У-1.5);

 

Умение  производить  

расчеты  сил  и средств 
пожаротушения 

(У-1.6); 

ответствуют 
общим  требо-
ваниям  кон-
кретного  ин-
цидента 

и 

позволяют 
свести  к  ми-
нимуму 

по-

вреждения  и 
потенциаль-
ный 

ущерб 

для 

судна, 

травмирова-
ние персонала 
и  ухудшения 
эксплуатаци-
онных 

ка-

честв судна 
 
Передача  ин-
формации 
осуществля-
ется  быстро, 
аккуратно, 
полностью  и 
ясно 
 
Личная  без-
опасность  во 
время  борьбы 
с 

пожаром 

постоянно 
обеспечивает-
ся

 

№ п/п  Профессио-

нальные ком-

петенции 

Знания, умения и профес-

сиональные навыки 

Методы 

демонстрации 

компетентно-

сти 

Критерии 

оценки 

компетентно-

сти 

Указание раз-

дела(ов) про-

граммы, где 

предусмотре-

но освоение 

компетенции

 

ПК-2 

Организация 
и  подготовка 
пожарных 
партий

 

Знать: 

Состав  и  распределение 
людей  в  пожарных  парти-
ях 

(З-2.1);

 

Стратегия и тактика борь-
бы  с  огнем  в  различных 
частях судна 

(З-2.2

); 

Принципы 

подготовки 

планов  действий  в  чрез-
вычайных  ситуациях 

(З-

2.3)

 

Итоговая  атте-
стация,  проме-
жуточная  атте-
стация,  оценка 
подготовки, 
полученной в 
форме  практи-
ческих занятий. 

Состав  и  ор-
ганизация 
пожарных 
партий  обес-
печивают 
быстрое 

и 

эффективное 
осуществле-
ние и порядка 
действий 

в 

аварийных 
ситуациях  

Раздел 3 

ПК-3 

Проверка 

и 

обслуживание 
систем  и  обо-
рудования для 
обнаружения 
пожара  и  по-
жаротушения 

Знать: 

Системы 

обнаружения 

пожара,  стационарные  си-
стемы 

пожаротушения, 

переносное  и  мобильное 
оборудование  для  туше-
ния 

пожара, 

включая 

устройства,  насосы  и  обо-
рудование  по  спасанию 
людей  и  имущества 

(З-

3.1)

;

 

Системы  жизнеобеспече-
ния  личное  защитное  сна-
ряжение  и  оборудование 
связи 

(З-3.2); 

Требования  по  конвенци-
онному  и  классификаци-
онному  освидетельствова-
нию 

(З-3.3).

 

Итоговая  атте-
стация,  проме-
жуточная  атте-
стация,  оценка 
подготовки, 
полученной в 
форме  практи-
ческих  занятий 
с  использова-
нием 

трена-

жерного  ком-
плекса 

"По-

жарный  поли-
гон". 

Эксплуатаци-
онная  эффек-
тивность  всех 
систем  обна-
ружения  по-
жара  и  пожа-
ротушения,  а 
также  обору-
дования 

по-

стоянно  под-
держиваются 
в 

соответ-

ствии  с  экс-
плуатацион-
ными  специ-
фикациями  и 
требованиями 
законодатель-
ства 

Раздел 4 

ПК-4 

Расследова-
ние  и  состав-
ление  докла-
дов  об  инци-
дентах,  свя-
занных  с  по-
жарами 

Знать: 

Методику 

проведения 

расследования  и  оценки 
причин  инцидентов,  свя-
занных  с  пожарами 

(З-

4.1).

 

Итоговая  атте-
стация,  проме-
жуточная  атте-
стация,  оценка 
подготовки, 
полученная в 
форме  практи-
ческих занятий. 

Причины  по-
жара  опреде-
ляются,  и  эф-
фективность 
контрмер 
оценивается 

Раздел 5 

 

1.3

 

Категория слушателей 

Члены экипажей судов, курсанты и студенты морских образовательных организаций и иные ли-
ца, которым требуется пройти подготовку в объеме требований Раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ. 
Кандидат на получение свидетельства должен:  

 

предоставить удовлетворительное доказательство его/ее личности;  

 

представить  свидетельство  «Начальная  подготовка  по  безопасности»  в  соответствии  с 

требованиями Правила VI/1 МК ПДНВ 78 с поправками и Раздела A-VI/1, Кодекса ПДНВ; 

 

представить  при наличии квалификационный документ командного или рядового состава.  

 
1.4. 

Срок обучения 

Трудоемкость обучения по данной программе – 38 часа, включая все виды аудиторной учебной 
работы слушателя. Общий срок обучения – 5 дней.  
Распределение учебного времени приведено в учебном и учебно-тематическом планах. 
 

1.5. Форма обучения  

Форма обучения – очная (лекции, практические занятия) с отрывом от производства.. 

 
1.6. Режим занятий и допустимое количество обучающихся 

5 дней не более 8 часов в день – всего 38 часа. 
Учебная группа  при  проведении  лекционных  занятий  не должна  превышать 24  обучающихся, 
при проведении практических занятий не должна превышать 6 обучающихся. Количество слу-
шателей может быть увеличено, при участии в проведении занятий дополнительного инструк-
тора. 
 

1.7. Структурное подразделение, реализующее программу 

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Подготовка к борьбе 
с пожаром по расширенной программе» реализуется в Учебно-тренажерном центре ФГБОУ ВО 
«КГМТУ». 
 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

2.1. 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 

программы «Подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе» 

 

 

Раздел 

 

Наименование разделов и дисциплин 

Количество часов 

Форма  

контроля 

Лекции 

Практ. 

занятия 

Содержание курса.  Принципы противопожар-
ной безопасности. 

 

Руководство операциями по борьбе с пожара-
ми на судах. 

10 

 

Организация и подготовка пожарных партий. 

 

Проверка и обслуживание оборудования и си-
стем для обнаружения пожара и пожаротуше-
ния. 

 

Расследование и составление докладов об ин-
цидентах, связанных с пожарами. 

 

Итоговая  аттестация 

Экзамен 

 

Итого по курсу 

20 

16 

 

38 часов 

 

 
 
 

2.2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

программы «Подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе»  

 

 

Раздел 

 

Наименование разделов и дисциплин 

Количество часов 

Форма  

контроля 

Лекции 

Практ. 

занятия 

1. Содержание курса. Принципы противопожарной безопасности 

1.1 

Назначение и содержание курса 

 

 

1.2 

Принципы противопожарной безопасности 

 

 

Итог по разделу 1 

 

 

2. Руководство операциями по борьбе с пожарами на судах

.

 

2.1 

Пожарно-профилактическая работа.  Методика преду-
преждения пожаров. 

 

 

2.2 

Процедуры борьбы с пожарами в море и порту. 

 

2.3 

Использование воды для пожаротушения, ее влияние 
на остойчивость судна, меры предосторожности и ме-
ры по устранению отрицательных последствий. 

 

2.4 

Опасности,  возникающие  в  процессе борьбы  с  пожа-
ром 

 

2.5 

Тушение пожаров опасных грузов. Борьба с пожаром 
на танкере. 

 

2.6 

Связь и координация во время борьбы с пожаром 

 

2.7 

Первая  помощь при пожарах. 

 

Итог по разделу 2 

10 

 

3. Организация и подготовка пожарных партий 

3.1 

Состав и распределение людей в аварийных партиях 

 

3.2 

Стратегия и тактика борьбы с огнем в различных ча-
стях судна 

 

3.3 

Подготовка  планов  действий  в  чрезвычайных  ситуа-
циях 

 

Итог по разделу 3 

 

4.Проверка и обслуживание оборудования и систем для обнаружения пожара и пожароту-

шения. 

4.1 

Системы  обнаружения  пожара.  Стационарные  систе-
мы пожаротушения 

 

4.2 

Переносное  и  мобильное  оборудование  для  тушения 
пожара, системы жизнеобеспечения, личное защитное 
снаряжение  и  оборудование.  Проверки  и  обслужива-
ние. 

 

4.3 

Требование  по  конвенционному  и  классификацион-
ному освидетельствованию.  

 

Итог по разделу 4 

 

5. Расследование и составление докладов об инцидентах, связанных с пожарами. 

5.1 

Оценка  причин  инцидентов,  связанных  с  пожарами. 
Составление  докладов  об  инцидентах,  связанных  с 
пожарами. 

 

Итог по разделу 5 

 

Итоговый аттестация  

Экзамен 

Итого по курсу 

20 

16 

 

38 часов 

 

 

2.3.  СОДЕРЖАНИЕ  И  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ИЗЛОЖЕНИЯ  УЧЕБНОГО  МАТЕ-
РИАЛА  УЧЕБНОЙ  ПРОГРАММЫ    «Подготовка  к  борьбе  с  пожаром  по  расширенной 
программе» 

 

РАЗДЕЛ  1.  СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА.  ПРИНЦИПЫ  ПРОТИВОПОЖАРНОЙ  БЕЗ-

ОПАСНОСТИ. 

Лекционное занятие. 

Цели  освоения  программы,  компетенции,  на  формирование  которых  направлена  подго-

товка, знания, понимание и навыки, которые должны получить слушатели, организация подго-
товки, формы контроля компетентности, документ, который будет получен в случае успешного 
освоения программы, основы техники безопасности во время прохождения подготовки. 

Цель  курса:  Подготовка  моряков  назначенных  руководить  операциями  по  борьбе  с  по-

жаром, с целью поддержания требуемого Конвенцией ПДНВ уровня компетентности. В резуль-
тате  выполнения  программы  слушатель  должен  продемонстрировать  свою  компетенцию,  поз-
воляющую  ему  принять  на  себя  задачи,  обязанности  и  ответственность,  перечисленные  в  ко-
лонке 1 таблицы A-VI/3 и представить доказательство того, что он: 

-

 

приобрел  минимальные  знания,  понимание  и  профессиональные  навыки,  перечис-

ленные в колонке 2 таблицы A-VI/3;  

-

 

достиг требуемого стандарта компетентности в соответствии с методами демонстра-

ции компетентности и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 
таблицы A-VI/3.  

Спецификация  минимальных  требований  к  компетентности  в  области  подготовки  по 

борьбе с пожаром по расширенной программе изложена в таблице А-VI/3 Кодекса ПДНВ.  

Проблема  противопожарной  защиты  морских  судов  является  одной  из  основных  в  об-

щем  комплексе  безопасности  плавания  и  охраны  человеческой  жизни  на  море.  В  программу 
включены процедуры борьбы с пожаром в море и в порту.  

В программу включены следующие разделы:  
-

 

меры пожарной безопасности и опасности, связанные с хранением и использованием 

материалов;  

-

 

координация совместных действий с береговыми пожарными командами;  

-

 

организация и подготовка аварийных (пожарных) партий;  

-

 

инспекция и обслуживание оборудования и систем для обнаружения пожара и пожа-

ротушения;  

-

 

расследование и составление докладов о случаях пожара.  

 
Больший упор сделан на организацию, стратегию и тактику борьбы с огнем в различных 

частях судна. 

Принципы противопожарной безопасности: 
-  знание теории огня и правил противопожарной безопасности; 
-

 

регулярные тренировки и учения;  

-

 

готовность действовать по пожарной тревоге;  

-

 

знание путей эвакуации;  

-

 

знание опасностей дыма и токсичных паров;  

-

 

регулярная инспекция и обслуживание: детекторов огня, стационарного оборудова-

ния  пожаротушения,  переносных  огнетушителей,  дыхательных  аппаратов,  экипировки  пожар-
ного.  

 

РАЗДЕЛ 2. РУКОВОДСТВО ОПЕРАЦИЯМИ ПО БОРЬБЕ С ПОЖАРОМ НА СУ-

ДАХ. 

Тема 2.1. Пожарно-профилактическая работа. Методика предупреждения пожаров. 

Занятие направлено на формирование компетенции «Руководство операциями по борьбе 

с  пожаром  на  судах»  (ПК-1)  в  части  знания  мер  противопожарной  безопасности  и  опасности, 
связанных с хранением и использованием материалов (краски и т.д.) (З-1.4), понимания важно-

сти контроля топливной системы и электрооборудования (П-1.2). 

Лекционное занятие.  

Содержание занятия: 
На  судне  должна  быть  разработана  программа  предупреждения  пожаров  на  судне,  со-

держащая следующие разделы: 

-

 

занятия и инструктажи;  

-

 

периодические проверки;  

-

 

техническое обслуживание и ремонт;  

Обучение  должно  быть  направлено,  главным  образом,  на  предотвращение  пожаров. 

Процесс  обучения  должен  быть  непрерывным,  всеохватывающим.  Пожарные  учения  должны 
проводиться не реже одного раза в месяц в разное время, чтобы в них обязательно присутство-
вал элемент неожиданности. 

Большинство  пожаров  на  судне  возникает  вследствие  беспечности  или  небрежности. 

При  надлежащем  выполнении  существующих  противопожарных  правил  пожар  почти  всегда 
может быть предотвращен. 

Пожары  происходят  чаще  в  порту,  чем  в  море.  В  основном,  они  возникают  вследствие 

неосторожного обращения с огнем. Причинами возникновения пожара могут быть: 

а) свойства груза,  
б) неудовлетворительная укладка груза, 
в) непринятие заранее соответствующих мер предосторожности,  
г)  недостаточное  наблюдение  за  легковоспламеняющимися  грузами,  подверженными 

самовозгоранию,  

д) неисправность электрической проводки,  
е) поджог. 
Необходимо  не  допускать  пожар  на  судне,  предупреждать  его  возникновение,  но  если 

это по какой-либо причине не удалось, то необходимо принять все меры к тому, чтобы не дать 
пожару усилиться и распространиться, и чтобы он был ликвидирован в кратчайший срок. 

Основным условием недопущения пожара на судне является постоянная бдительность со 

стороны экипажа и строгое выполнение противопожарных правил, в первую очередь, в части: 

1)

 

топливной системы  

2)

 

электрооборудования  

3)

 

проведения бункеровочных операций;  

4)

 

использования открытого огня;  

5)

 

проведения огневых работ;  

6)

 

организации курения на судне.  

 

Тема 2.2. Процедуры борьбы с пожаром в море и порту. 

Занятие направлено на формирование компетенции «Руководство операциями по борьбе 

с пожаром на судах» (ПК-1) в части знания процедур борьбы с пожаром в море и в порту, об-
ращая особое внимание на организацию, тактику и  управление (З-1.1), принципов  управления 
вентиляцией, включая удаление дыма из помещений (З-1.6) и умения произвести разведку очага 
пожара, управлять группами разведки очага пожара. (У-1.5), производить расчеты сил и средств 
пожаротушения (У-1.6). 

Лекционное занятие.

  Ознакомление  слушателей  с  понятиями  стратегии  и  тактики,  оче-

редностью действий при тушении пожаров в зависимости от размеров и опасности. Общая идея 
тушения пожаров в различных частях судна и грузов. 

Изучаемые вопросы: 
1)

 

МКУБ и СУБ современных компаний по вопросам пожарной безопасности.  

2)

 

Стратегия борьбы с пожаром.  

3)

 

Тактика борьбы с пожарами.  

4)

 

Организация тушения пожара.  

5)

 

Порядок действий на пожаре в судовых условиях  

6)

 

Принципы управления судовой вентиляцией, удаление дыма из помещений  

10 

7)

 

Сосредоточение сил и средств тушения в районе пожара.  

8)

 

Тушение пожаров  

9)

 

Основная боевая задача при тушении пожара.  

10)

 

Локализация пожара.  

11)

 

Ликвидация пожара.  

12)

 

Решающее направление  

13)

 

Пожар под контролем.  

14)

 

Пожар потушен.  

 

Практическое занятие

.

 Упражнение по организации борьбы с пожаром в море и в пор-

ту.  Во время  упражнения слушатели выполняют обязанности по борьбе с пожаром в качестве 
капитана  судна,  старшего  помощника  капи-тана,  старшего  механика,  заместителя  командира 
аварийной партии, членов группы пожаротушения и группы разведки очага пожара с примене-
нием  средств  тушения  и  снаряжения  пожарного.  Инструктор  выступает  в  роли  по-средника, 
ставя основные задачи, давая вводные по изменению обстановки. 

Цель - отработать обязанности и действия: 

 

капитана судна по общему руководству экипажа;  

 

старшего механика;  

 

командира аварийной партии;  

 

заместителя командира аварийной партии по руководству группой разведки;  

 

группы разведки в задымленном помещении; тушение очагов пожара водой, пеной, 

порошком.  

 

Тема  2.3.  Использование  воды  для  пожаротушения,  ее  влияние  на  остойчивость 

судна, меры предосторожности и меры по устранению отрицательных последствий.

 

Занятие направлено на формирование компетенции «Руководство операциями по борьбе 

с пожаром на судах» (ПК-1) в части знания мер предосторожности и процедур по устранению 
отрицательных  последствий  при  применении  воды  для  тушения  пожаров  (З-1.3),  понимания 
влияния воды при ее использовании для тушения пожаров на остойчивость судна (П-1.1), уме-
ния использовать воду для пожаротушения (У-1.1) 

Лекционное занятие.

  

Огнетушащая способность воды. Высокая огнетушащая способность воды обуславлива-

ется  ее  значительной  теплоемкостью.  Основное  огнетушащее  действие  воды  проявляется  за 
счет поглощения тепла в очаге горения при испарении воды и превращении ее в пар. Увеличе-
ние  смачивающей  способности  воды.  Работа  водяной  противопожарной  системы  в  условиях 
отрицательной температуры. Влияние воды на остойчивость судна при применении ее для ту-
шения  пожаров.  Необходимость  постоянного  контроля  за  остойчивостью  судна,  откачка  воды 
из грузовых помещений.  

 

Практическое занятие

. Упражнение (тренажерный комплекс "Пожарный полигон") 

Тушение очагов возгораний в составе аварийных партий Тушение пожаров водой. При-

менение для пожаротушения распыленной воды. 

 

Тема 2.4. Опасности, возникающие в процессе борьбы с пожаром 

Занятие направлено на формирование компетенции «Руководство операциями по борьбе 

с пожаром на судах» (ПК-1) в части знания опасностей, возникающих в процессе борьбы с по-
жаром (сухая возгонка, химические реакции, возгорание в дымоходах котлов и т.д.) (З-1.2); 

 

Лекционное занятие

Опасности, возникающие в процессе борьбы с пожаром. Опасности при пожаре на судне 

для  членов  экипажа  могут  возникнуть  сразу  же  после  начала  пожара,  а  также  в  процессе  вы-
полнения  действий  по  борьбе  с  пожаром.  Степень  риска  значительно  снижается  при  знании 
правильных действий в различной сложной обстановке. 

11 

С  момента  обнаружения  признаков  пожара  на  судне  все  усилия  экипажа  должны  быть 

направлены на выполнение главной задачи – борьбы за живучесть судна, при этом необходимо 
учитывать следующее: 

-

 

возможность взрыва груза, паров топлива и масла, баллонов со сжатыми газами;  

-

 

возможность  быстрого  развития  пожара  и  распространения  его  по  судну  из-за 

наличия большого количество горючих веществ и материалов в помещениях и высокой тепло-
проводности корпусных конструкций судна;  

-

 

возможность  распространения  по  судну  дыма  и  токсичных  продуктов  пожара, 

вследствие разгерметизации помещений под воздействием высоких температур;  

-

 

разделение судна на большое количество помещений и насыщенность их обору-

дованием  затрудняет  подходы  к  очагам  пожара  и  применение  переносных  средств  пожароту-
шения;  

-

 

наличие большого количества электрооборудования, находящегося под напряже-

нием и сложность его обесточивания ограничивает использование для ликвидации пожара эф-
фективных  средств  пожаротушения  с  применением  токопроводящих  огнетушащих  веществ 
(морской воды, химической пены);  

-

 

скапливающиеся в замкнутых помещениях токсичные продукты горения и дым, а 

также высокая температура воздуха требуют использования личным составом при борьбе с по-
жарами специальных изолирующих средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.  

-

 

необходимости при тушении пожара в жилых и служебных помещениях уделять 

внимание путям распространения огня (пустоты между переборками, подволоками, палубами и 
обшивкой изоляции, вентиляционные каналы).  

-

 

опасности при использовании огнетушащих веществ (пена, углекислый газ, огне-

тушащие порошки общего назначения, галлоны (хладоны), пар).  

 

Тема 2.5. Тушение пожаров опасных грузов. Борьба с пожаром на танкере. 

Занятие направлено на формирование компетенции «Руководство операциями по борьбе 

с пожаром на судах» (ПК-1) в части знания основных принципов и методов борьбы с пожаром, 
связанным с опасными грузами (З-1.5) 

Лекционное занятие. 

Опасные грузы – вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление 

которых в транспортном процессе может привести к гибели, травмированию, отравлению и за-
болеванию  людей,  а  также  к  взрыву,  пожару  и  повреждению  сооружений  и  транспортных 
средств. 

Классификация  опасных  грузов.  Опасные  грузы  должны  быть  классифицированы  в  со-

ответствии с международным Кодексом морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ) ИМО, 
а отправляемых с территории Российской Федерации согласно ГОСТ 19433 – 88 «Грузы опас-
ные. Классификация и маркировка», ГОСТ 26319 – 84 «Грузы опасные. Упаковка». Установле-
ны 9 классов опасных грузов. Характеристика каждого класса. 

Пожарная безопасность при перевозке опасных грузов. На судах при перевозке опасных 

грузов  должны  быть  разработаны  и  выполнены  организационно-технические  мероприятия, 
направленные на: 

-

 

обеспечение безопасности людей;  

-

 

предотвращение пожара;  

-

 

ограничение распространение пожара при его возникновении;  

-

 

ликвидацию пожара.  

Требования правил МК МПОГ по каждому классу опасных грузов. Принципы тушения 

пожаров  разных  классов  опасных  грузов.  Приемы  тушения  разлива,  россыпи,  во  внутренних 
помещениях  и  на  палубе.  Расчет  средств  тушения  опасных  грузов.  Действия  согласно  опера-
тивному плану борьбы с пожаром. Структура информации в Листе данных о безопасности ма-
териалов (ЛДБМ). 

Основные  требования  к  правилам  пожарной  безопасности  на  танкерах.  Организация 

борьбы с пожарами на танкерах. Противопожарное оборудование на танкерах. 

12 

Причины возникновения пожарной опасности. 
Огнетушащие вещества, используемые при борьбе с горением газов. Использование пе-

ны  при  тушении  нефти  и  химических  грузов.  Работа  стационарных  пенных  систем  пожароту-
шения. Виды и методы использования переносных пенных систем пожаротушения. Использо-
вание порошковых систем при тушении нефти и химических грузов. 

К активным средствам пожаротушения на танкерах можно отнести:  
-

 

систему водотушения;  

-

 

систему пенотушения;  

-

 

систему порошкового тушения;  

-

 

системы объёмного тушения.  

Пожар  на  танкере,  находящемся  в  море  или  на  якоре:  следует  немедленно  остановить 

любые грузовые, балластные, бункеровочные операции, а также операции по зачистке танков и 
перекрыть все клапаны, действовать в соответствии с судовым планом борьбы с пожаром. Тан-
кер должен управляться таким образом, чтобы появилась возможность ограничить распростра-
нение пожара и не позволить очагу пожара оказаться с наветренной стороны. 

Пожар на танкере, стоящем у терминала: танкер должен подать сигнал тревоги, согласо-

ванным  с  терминалом  способом.  Все  грузовые,  бункеровочные  операции  должны  быть  оста-
новлены,  главные  двигатели  и  рулевое  устройство  приведены  в  состояние  готовности.  Ответ-
ственность за действия по борьбе с пожаром на борту судна возлагается на капитана. Следует 
действовать в соответствии с судовым планом борьбы с пожаром. 

После  мобилизации  терминала  и,  где  возможно,  береговых  пожарных  сил,  аварийная 

партия, взаимодействуя с профессиональными пожарными, должна взять пожар под контроль. 

Особенности тушения пожара: 
-

 

на нефтяном танкере;  

-

 

на танкере-химовозе;  

-

 

на газовозе.  

 

Тема 2.6. Связь и координация во время борьбы с пожаром 

Занятие направлено на формирование компетенции «Руководство операциями по борьбе 

с пожаром на судах» (ПК-1) в части формирования навыков осуществления связи и координа-
ции  во  время  борьбы  с  пожаром  (У-1.2),  умения  действовать  совместно  с  береговыми  пожар-
ными  командами  (У-1.4),  произвести  разведку  очага  пожара  и  управлять  группами  разведки 
очага пожара (У-1.5). 

Лекционное занятие. 

1  этап  –  Первоначальные  действия.  Подача  сигнала  тревоги  и  сообщение  о  месте  воз-

никновения пожара. Меры предосторожности. Действия по общесудовой тревоге. Во всех слу-
чаях приоритет должны иметь действия, направленные на защиту  жизни, среды и имущества. 
Это означает, что «первоначальные действия», которые являются общими для всех судов, без-
относительно к их типу и перевозимым грузам, должны полностью приниматься во внимание 
при разработке процедур, связанных с «последующими действиями». 

2 этап – Оценка ситуации. При оценке ситуации главную опасность представляет недо-

оценка потенциальной опасности, в частности из-за недостатка информации. Действия группы 
разведки, командира аварийной партии, капитана. 

При планировании последующих действий необходимо включать информацию, относя-

щуюся к конкретному судну и его грузу, и содержать сведения и рекомендации, которые долж-
ны помочь судовому персоналу. Примерами такой информации могут стать: 

1.

 

Информация относительно:  

-

 

числа людей на борту;  

-

 

характер груза на судне (т.е. опасный груз и т.п.).  

2.

 

Меры по задействованию внешних сил:  

-

 

координация действий при поиске и спасании;  

-

 

расчеты плавучести, прочности и остойчивости; использование спасательных букси-

ров;  

13 

-

 

возможности для частичной разгрузки;  

-

 

внешние ресурсы очистки загрязненной среды.  

3.

 

Особенности, связанные с возможным дрейфом судна.  

4.

 

Общая информация:  

-

 

координация (сотрудничество) с национальными и портовыми властями;  

-

 

связь с общественностью.  

 
Содержание чрезвычайных планов: 
-

 

координация предпринимаемых действий;  

-

 

процедуры  действий,  учитывающих  весь  спектр  развития  чрезвычайных  случаев, 

включая способы защиты жизни, среды и имущества;  

-

 

указание  лица  или  лиц  (по  фамилиям,  либо  по  должности),  ответственных  за  все 

предпринимаемые действия;  

-

 

указание каналов связи для быстрого контакта с экспертами извне;  

-

 

информацию о местонахождении и использовании оборудования для предпринима-

емых действий;  

-

 

процедуры связи и способы передачи сообщений (докладов, оповещений) на судне.  

3 этап – Атака на пожар. Прямая атака. Непрямая атака. Тактические приемы при пожаре 

в машинном помещении. 

Способы ликвидации пожаров: 
-

 

охлаждение зоны горения или реагирующих веществ;  

-

 

изоляция реагирующего вещества от зоны горения;  

-

 

разбавление реагирующих веществ новым, не поддерживающим горение веществом;  

-

 

химическое торможение реакции горения с помощью ингибиторов.  

4 этап – Пожар под контролем. 
5  этап  –  Ликвидация  остатков  пожара.  Опасность  вследствие  ослабления  внимания  и 

утраты бдительности. Безопасность района пожара. 

6 этап – Пожар потушен. 
7 этап – Разбор. 
 
Система подачи сигнала общесудовой тревоги. 
Постоянная связь между аварийной партией и командным постом. Надежная связь обес-

печивает координацию действий в случае изменения обстоятельств и своевременное принятие 
эффективных действий. 

Процедуры передачи сообщений 
Вид аварийной ситуации: Пожар 

1

 

Капитан обязан информировать все заинтересованные стороны о пожаре на судне, о 

деталях  ситуации  и  предпринимаемых  действиях,  используя  для  этого  быстродействующие 
средства и каналы связи  

2 При пожаре рекомендуется придерживаться следующей процедуры передачи сообще-
ний: 
2.1

 

Оповестить по радио суда, находящиеся поблизости  

2.2

 

Если судно в порту или вблизи порта:  

-

 

связаться с властями прибрежного государства,  

-

 

связаться с властями порта в отношении помощи  

2.3

 

Оповестить всех соответствующих абонентов, представляющих интересы судна и 

задействованных для участия в чрезвычайных ситуациях (см. судовой список лиц, представля-
ющих интересы судна)  

 
Доклады  должны  быть  краткими,  четкими  и  достоверными.  При  использовании  радио-

станций  УКВ  следует  учитывать  возможность  помех,  посторонних  шумов.  Любое  сообщение 
следует начинать с четкой идентификации адресата и передающей судовой рации. Обязатель-
ное подтверждение получения. 

14 

Выполнение всех задач достигается при условии достаточной подготовленности членов 

аварийной партии, грамотном руководстве с командного пункта и надежной связи. 

 

Практическое занятие (тренажерный комплекс "Пожарный полигон").

  

Отработка  взаимодействия  в  составе  аварийных  партий  при  разведке  очага  пожара  и 

спасении пострадавшего. 

 
Цель – научиться командовать аварийной партией, безопасно передвигаться в аварийном 

помещении, осуществлять связь во время борьбы с пожаром, действовать совместно с берего-
выми пожарными командами. 

 

Тема 2.7 Первая помощь при пожарах 

Занятия направлены на формирование компетенции «Руководство операциями по борьбе 

с пожаром на судах» (ПК-1) в части умения осуществлять уход за людьми, получившими трав-
мы, и оказание им помощи (У-1.3). 

Лекционное занятие. 

Организационные меры по оказанию первой помощи на судне. 
Оценка  обстановки,  высвобождение  пострадавшего,  эвакуация,  оказание  первой  помо-

щи.  Проведение сердечно-дыхательного оживления. Степени ожога, их признаки и первая по-
мощь. Определение процента ожога тела человека. Первая помощь при переломах конечностей. 
Первая помощь при кровотечении. Первая помощь при поражении электрическим током. Пер-
вая помощь при отравлении углекислым газом. 

Обычно отравление вредными веществами влечет за собой потерю сознания, остановку 

дыхания и сердца. Очень важно, чтобы каждый моряк четко знал, что необходимо делать в слу-
чае оказания первой помощи при отравлениях вредными веществами. 

На  судне  возможность  оказания  первой  помощи  зависит  от  квалификации  персонала  и 

наличия медицинского оборудования. И оказание первой доврачебной помощи, в большинстве 
случаев, оказывается наиболее важным в спасении человека. 

Оказание первой помощи при отравлении токсинами должно оказываться без промедле-

ния. Всегда следуйте трем основным правилам при оказании первой помощи: 

 

очистить дыхательные пути  

 

восстановить дыхательные функции  

 

восстановить сердечную деятельность.  

Восстановление дыхательных функций производится, после того как очищен дыхатель-

ный  тракт.  Обычно  применяется  способ  рот-в-рот.  Однако  следует  помнить  ,  что  голова  по-
страдавшего должна быть хорошо запрокинута и частота искусственных вдохов должна быть не 
ниже чем 12-16 раз в минуту. Необходимо сделать 2-4 быстрых выдоха в рот пострадавшему и 
если  вы  заметите  появление  пульса,  то  продолжайте  искусственное  дыхание  с  частотой  12-16 
выдохов в минуту. 

Если же после 2-4 выдохов рот-в-рот деятельность сердечной мышцы не восстановилась, 

то  необходимо  произвести  массаж  сердца.  Для  этого  необходимо  резко  и  сильно  ударить  по 
грудной  клетке  пострадавшего.  В  некоторых  случаях  этого  бывает  достаточно,  чтобы  сердце 
вновь начало работать. Если же нет, то необходимо немедленно начинать массаж сердца. Это 
вопрос жизни и смерти и нельзя терять ни секунды. 

Частота массажа грудной клетки должна быть достаточно высокой,  - 80-100 нажимов в 

минуту. Если массаж не помогает, то необходимо совместить искусственное дыхание и массаж 
сердца. На каждые 5 нажатий на грудную клетку должен приходиться один вдох или же на 30 
нажатий 2 вдоха. 

Степень отравления человека и его состояние, определяют вид первой помощи, которую 

ему необходимо оказывать: 

-дыхание  слабое  и  нерегулярное  -  необходимо  стимулировать  дыхание  подачей  допол-

нительного кислорода; 

-дыхание  тяжелое,  сердечная  деятельность  нерегулярная,  пульс  слабый  -  необходимо 

15 

стимулировать  дыхание  подачей  кислорода,  возможно,  потребуется  ввод  адреналина  для  по-
вышения тонуса сердечной мышцы; 

-дыхание  остановилось  -  необходимо  провести  сеанс  искусственного  дыхания  с  допол-

нительной подачей кислорода; 

-дыхание остановилось, сердце остановилось - провести сеанс искусственного дыхания с 

подачей кислорода и непрямым массажем сердца. 

На  всех  судах,  перевозящих  опасные  и  токсичные  грузы,  имеется  так  называемый 

«POISON CHEST», в котором содержится набор различных антидотов. 

 

Практическое занятие (тренажерный комплекс "Пожарный полигон"). 

Оказание медицинской помощи пострадавшим. Эвакуация пострадавших. 
Практическое  занятие  направлено  на  отработку  профессиональных  навыков  в  части 

оценки  обстановки,  высвобождения  пострадавшего,  его  эвакуации  с  использованием  носилок 
различных типов, проведение сердечно-дыхательного оживления. 

 
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА ПОЖАРНЫХ ПАРТИЙ 
 
Тема 3.1. Состав и распределение людей в аварийных партиях. 

Занятие направлено на формирование компетенции: 
«Организация и подготовка пожарных партий» (ПК-2) в части знания состава и распре-

деление людей в пожарных партиях (З-2.1). 

«Руководство операциями по борьбе с пожаром на судах» (ПК-1) в части умения произ-

вести разведку очага пожара и управлять группами разведки очага пожара (У-1.5). 

 

Лекционное занятие

.  

Состав  и  распределение  людей  в  аварийных  партиях.  Организация  аварийной  партии. 

Обязанности и действия командира аварийной партии и его заместителя. Действия членов ава-
рийной  партии  по  общесудовой  тревоге.  Группа  разведки  очага  пожара.  Группа  пожаротуше-
ния. 

Группа  разведки  очага  пожара.  Назначение,  задачи,  численный  состав  группы.  Обязан-

ности членов группы. Экипировка группы разведки. Техника безопасности при выполнении за-
дания. 

Обязанности командира аварийной партии при выполнении разведки очага пожара. Ви-

ды связи с группой. Необходимость и способы осуществления контроля за психическим состо-
янием группы. 

 

Практическое занятие с использованием тренажера «Пожарный полигон» 

Действия группы разведки очага пожара: 
-

 

правило открывания дверей, люков;  

-

 

правило передвижения членов группы;  

-

 

поиск и перенос пострадавшего;  

-

 

движение по трапам, обследование помещений;  

-

 

оказание взаимопомощи;  

-

 

поиск отставшего;  

-

 

правила безопасности при работе в аппарате, способы выживания без аппарата.  

 

Тема 3.2. Стратегия и тактика борьбы с огнем в различных частях судна 

Занятия направлены на формирование компетенции  «Организация и подготовка пожар-

ных  партий»  (ПК-2)  в  части  знания  стратегии  и  тактики  борьбы  с  огнем  в  различных  частях 
судна (З-2.2). 

Лекционное занятие. 

Стратегия – это предварительной планирование и определение политики по отношению 

к пожару на судне. 

16 

Стратегия выдвигает два требования: 
-

 

знание планировки судна;  

-

 

получение, анализ и своевременное обновление информации; Тактика – это методы 

адаптированные для выполнения стратегии. Основные тактические направления действий эки-
пажа на судне по борьбе с пожаром: 

-

 

тушение огня в отсеке;  

-

 

разведка и осмотр смежных помещений;  

-

 

создание рубежей по недопущению распространения огня;  

-

 

уборка горючих материалов в смежных отсеках.  

Тактика борьбы с пожаром в машинном помещении. 
1  этап  –  использование  переносных  средств  тушения  огня  и  стационарной  противопо-

жарной водяной системы; 

2 этап – использование объемной системы пожаротушения. Вентиляция машинного по-

мещения после ликвидации пожара, вход людей в машинное помещение. 

Тактика борьбы с пожаром в грузовом помещении: 
-

 

определение эпицентра огня (разведка пожара);  

-

 

использование воды;  

-

 

использование высокократной пены;  

-

 

использование инертного газа.  

Тактика борьбы с пожаром в жилых и служебных помещениях: 
-

 

герметизация;  

-

 

выключение вентиляции;  

-

 

создание водяной завесы в районе открытия двери;  

-

 

ликвидация огня при помощи стационарной водяной противопожарной системы.  

-

 

подача воды через противопожарную филенку и иллюминатор;  

-

 

осмотр смежных помещений, уборка горючих материалов. Контроль остойчивости 

судна, использование связи, наблюдение за отсеком после ликвидации пожара. 

Практическое занятие

 в условиях максимально приближенных к реальности, подготов-

ка на тренажере, имитирующем реальные условия судна. 

Тушение различных очагов возгораний в составе аварийных партий. 
 

Тема  3.3.  Подготовка  планов  действий  в  чрезвычайных  ситуациях.  Оперативный 

план борьбы с пожаром. 

Занятие  направлено  на  формирование компетенции  «Организация  и  подготовка  пожар-

ных  партий»  (ПК-2)  в  части  знания  принципов  подготовки  планов  действий  в  чрезвычайных 
ситуациях (З-2.3) 

Лекционное занятие

. Требования о готовности на судах к аварийным ситуациям содер-

жатся  в  Международном  кодексе  по  управлению  безопасностью  (МКУБ),  ссылка  на  который 
делается в главе IX Конвенции СОЛАС с поправками, в главе III Конвенции СОЛАС, а также в 
правиле 26 Приложения I к Конвенции МАРПОЛ 73/78. 

Руководство экипажем судна по борьбе с пожаром осуществляется в соответствии с опе-

ративным планом борьбы с пожаром (ОП). 

Оперативные планы борьбы с пожарами на судах разрабатываются с целью быстрого и 

оперативного  решения  организационных  и  тактических  задач  пожаротушения  на  случай  воз-
никновения  пожара  в  определенных  судовых  помещениях.  ОП  позволяют  ориентировочно 
предвидеть  характер  и  возможное  развитие  пожара,  рационально  организовать  тушение  с  ис-
пользованием реальных на момент эксплуатации судна сил и средств пожаротушения. 

ОП  составляются  на  конкретные  помещения.  ОП  разрабатываются  на  все грузовые  по-

мещения, отсеки машинных помещений (МП), кладовые ЛВЖ, блоки жилых и служебных по-
мещений, крюйт-камеры, лаборатории, зрительные залы, музыкальные салоны, выгороженные 
противопожарными переборками, посты управления и другие помещения по усмотрению капи-
тана. ОП для грузовых помещений корректируются на каждый рейс. 

Подготовка  планов  действий  в  чрезвычайных  ситуациях.  Командные  пункты  и  посты. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////