Таджикистан. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД о ходе реализации стратегических документов страны (2018 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Таджикистан. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД о ходе реализации стратегических документов страны в контексте Целей Устойчивого Развития (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

Таджикистан. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД о ходе реализации стратегических документов страны (2018 год) - часть 5

 

 

64

Источник: 

OECD

-

DAC

http://www.oecd.org/dac/ inancing-sustainable-development/development- inance-data/aid-at-a-glance.htm

Так как ГЧП играет один из ключевых ролей в 
улучшении доступа к жизненно важным 
государственным услугам, а также в поощрении 
экономического роста, Таджикистан 
рассматривает ГЧП как фактор обеспечения 
устойчивой и успешной конкуренции в 
современных условиях инновационной 
экономики. В Таджикистане механизм ГЧП 
активно применяется в таких сферах, как: 
энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное 
хозяйство, социальная инфраструктура, 
образование, здравоохранение, спорт, туризм, 
культура.

Таджикистан присоединился к международному 
процессу и является активным участником 
международных форумов по эффективности 
внешней помощи. Таджикистан принял участие в 
различных форумах высокого уровня. 
Правительство Республики Таджикистан во 
взаимодействии с партнерами по развитию 
прикладывает усилия, по использованию 

международного опыта для улучшения 
координации и повышения эффективности 
помощи, предоставляемой Таджикистану.⁴⁹ В 
рамках международной помощи Таджикистан 
сотрудничает как с странами-донорами помощи, 
так и с ведущими международными 
организациями.

Необходимость устойчивого развития 
Таджикистан требует более активного 
привлечения в страну средств международной 
помощи, а значит, более целенаправленной 
работы с донорами. Международная помощь в 
рамках двустороннего сотрудничества 
Республики Таджикистан предоставляется на 
основе межправительственных соглашений и в 
рамках специальных фондов, финансируемых 
правительствами стран-доноров международной 
помощи. Следует отметить, что значительные 
средства стран-доноров поступают странам-
бенефициарам через международные 
финансовые институты.⁵⁰

 

4

9

     ГКИУГИ РТ, 

http://www.gki.tj/ru/neshnyaya_pomosch/onitoring_globalnogo_partnerstva_v_adzhikistane/ 

50

     

http://www.tajik-gateway.org/wp/?page_id=22212

 

 

153.5

31.2

30.4

27.4

26.5

25.9

24.4

17.7

14.2

12.2

АБР (специальные фонды)

Международная Ассоциация Развития

США

Германия

Институты ЕС

Швеицария

Япония

Россия

ИБР

Великобритания

Десять основных доноров по ОПР для Таджикистана 

(в среднем за 2015

-

2016гг., в млн. долл. США)

Таджикистан разработал правовую основу для 
партнерских связей между государственным и 
частным секторами, но темпы ее практического 
применения относительно слабые. 
Существующие проекты в основном связаны с 
текущими государственными закупками и не 
содержат материальных инвестиционных 
компонентов. 

Передача технологий является одним из 
основных вопросов Повестки дня в области 
устойчивого развития (ЦУР 17). Мировое 
сообщество должно посодействовать разработке, 
передаче, распространению и освоению 

экологически безопасных технологий, так чтобы 
их получали развивающиеся страны на взаимно 
согласованных благоприятных условиях, в том 
числе на льготных условиях.

Таджикистан намерен активно использовать 
глобальную платформу, чтобы обеспечить 
полномасштабное функционирование банка 
технологий и механизма развития науки, 
технологий и инноваций, а также расширить 
использование высокоэффективных технологий, в 
частности информационно-коммуникационных 
технологий.

Рис.19.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

65

 

Для этого Таджикистан ставит задачи укрепить 
принципы партнерства общественных 
организаций и развивать партнерские отношения 
между государственным и частным секторами, 
активизировать международное сотрудничество 
и развивать сетевое общество.⁵¹

В 2015 г. была сформирована техническая группа 
местных экспертов – ученых и специалистов в 
области устойчивого развития в целях разработки 
НСР-2030 и ПСР-2020. Технической группе была 
оказана консультативная поддержка со стороны 
Стамбульского Центра ПРООН и ПРООН в 
Таджикистане.

ПРООН в Таджикистане провела комплексную 
оценку 2 государственных и 8 отраслевых 
программ по отношению к целевым задачам ЦУР. 
На основе проведенного анализа 
многоотраслевых целевых задач ЦУР была 
составлена карта/профиль Таджикистана в 
контексте ЦУР, карта целевых задач ЦУР (из 17 
ЦУР к Таджикистану непосредственное 
отношение имеют 16) и определены 93 целевые 
задачи, имеющие непосредственное отношение 
к Таджикистану.

В Таджикистане в сотрудничестве с Партнерами 
по развитию проведена международная 
конференция - «Укрепление партнерства для 
достижения устойчивого развития в условиях 
современных вызовов и угроз (Душанбе 12 июня 
2017 г.), с участием Основателя мира и единства, 
Лидера Нации, Президента Республики 
Таджикистан Эмомали Рахмона и Генерального 
секретаря ООН уважаемым Антониу Гутерриша. 
На конференции были рассмотрены вопросы 
Прогресса Таджикистана в достижении ЦУР; 
Влияние изменения климата на развитие 
Таджикистана и ЦУР; Продовольственная 
безопасность и питание; Средства для 
реализации ЦУР.

Таджикистан продемонстрировал лидерство в 
Международных десятилетиях действий «Вода 
для жизни» 2005-2015 гг. и «Вода для 
устойчивого развития 2018-2028 гг.». Страна 
сыграла важную роль в проведении симпозиума 
высокого уровня по ЦУР 6 и целевым задачам: 
Достижение всеобщего доступа к воде и 
санитарии. 

 

51

     Сетевое общество - термин, предложенный М. Кастельсом в рамках его более общей теории информатизации современного общества. 

Более подробно см. 

http://ponjatija.ru/node/7932

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛАВА 3. 

ПРОБЕЛЫ И ТРУДНОСТИ 

В РЕАЛИЗАЦИИ НСР-2030 И 

ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Анализ существующих институциональных 
механизмов по оценке реализации целей 
стратегических документов страны и ЦУР, 
отраслевых и местных программ развития, с 
учетом применения основных принципов оценки 
со стороны государственных учреждений 
показал, что стратегические документы страны и 
на национальном и местном уровнях 
утверждаются соответствующими 
уполномоченными органами, а реализация этих 
же документов осуществляется Секретариатом 
СНР - МЭРТ. 

Несмотря на то, что НСР/ПСР утверждены 
Правительством страны, некоторые индикаторы 
результатов матрицы действий ПСР-2020 в 
контексте ЦУР невозможно отследить и/или 
измерить. Это препятствует разработке единой 
системы МиО национальных стратегических 
документов и ЦУР. 

В настоящее время используется "Методическое 
руководство по разработке и реализации 
программ и планов социально-экономического 
развития регионов в Республике Таджикистан", в 
котором даны рекомендации относительно 
содержания и структуры программ и планов 
развития. Однако данное руководство уже не 
соответствует нынешним требованиям в сфере 
МиО, стратегическому планированию и 
разработки новых национальных, региональных 
и отраслевых стратегий и программ развития в 
контексте достижения ЦУР. 

В июне 2017 года в МЭРТ при поддержке 
Проекта ПРООН были разработаны Проекты 
Постановления Правительства Республики 
Таджикистан и Положения о системе МиО и 
механизме его проведения, которые доработаны 
и находятся на рассмотрение Правительства 
Республики Таджикистан.

В рамках реализации Дорожной карты по 
реализации Плана мероприятий по 
совершенствованию Национальной системы 
статистики Республики Таджикистан на период 

2018-2020гг., необходимо обеспечить развитие 
региональной статистики с целью максимального 
охвата статистических показателей, 
формируемых как на макроуровне, так и в 
региональном разрезе (область, район). Данное 
направление актуально и для обеспечения 
формирования дезагрегированных 
статистических показателей и наличия должной 
информационной базы в рамках мониторинга 
индикаторов достижения ЦУР на период до 2030 
года. 

В стране пока отсутствует единая система увязки 
государственных стратегических документов 
различных уровней, образующих единую 
систему управленческих документов разной 
продолжительности и направлений достижения 
ЦУР. 

В достижении стратегических целей развития 
НСР-2030 и ЦУР имеются определенные 
трудности. В частности, в отношении ЦУР 7 к ним 
относятся: недостаточное инвестиционное и 
прямое финансирование проектов 
электроэнергетики и возобновляемой энергии; 
отсутствие стабильного регионального рынка 
электроэнергии; низкая культура потребления 
электроэнергии, высокий уровень потерь 
электроэнергии и низкий сбор платежей за 
потреблённую энергию.

Энергетическая безопасность особенно важное 
значение имеет для социального развития в 
связи с вопросом ликвидации бедности (ЦУР 1), 
здравоохранением (ЦУР 3), гендера (ЦУР 5) и 
доступная и чистая энергия (ЦУР 7). Однако связи 
между энергетикой и социальным развитием не 
являются автоматическими. Изменения 
гидрологических режимов в результате 
изменения климата (ЦУР 13) может оказывать 
воздействие на долгосрочную устойчивость и 
необходимость использования других 
возобновляемых источников энергии, что может 
оказывать важное значение для обеспечения 
энергетического баланса (ЦУР 7). 

66

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

67

 

В весенне-летний период из-за ограниченности 
спроса на внутреннем рынке и возможности в 
необходимом объеме экспорта электрической 
энергии снижается эффективность использования 
установленной мощности существующих 
гидроэлектростанций. Общий объём холостых 
сбросов воды по всем гидроэлектростанциям 
ОАХК «Барки Точик» в 2017 году составил 53,5 
млрд.м3, что равноценно 9,4 млрд. кВт часов 
электроэнергии. Проблема потери 
электроэнергии все еще остается значительной и 
требует  дополнительного внимания. 

Значительная часть населения потребляет воду из 
родников, колодцев, оросительных канав, 
каналов и т.д., которые не отвечают санитарным 
требованиям и препятствует реализации 
приоритетов ПСР-2020 и ЦУР 6. Это, в свою 
очередь, приводит к распространению 
инфекционных заболеваний, передаваемых 
через воду. Вопросы санитарии и безопасности 
питьевой воды не решены полностью и требуют 
больших финансовых вложений.

Проблема продуктивной занятости пока не 
вышла на первый план в стратегическом 
планировании, как одна из стратегических целей 
НСР – 2030 и ЦУР 8. В процессе реализации целей 
и задач НСР-2030, ПСР-2020 и последующих ПСР, 
а также ЦУР, необходимо уже сейчас 
предусмотреть механизмы, направления и 
формы альтернативной занятости для 
высвобождаемых работников и молодежи 
входящей в рынок труда, т.к. внешняя трудовая 
миграция не является гарантией обеспечения 
полной, эффективной и продуктивной занятости.

Вопросы продовольственной безопасности, 
показывают, что необходимо усилить работу в 
области разработки механизмов координации. 
Кроме того, стоит уделить больше внимания 
вопросам качественного безопасного питания, 
улучшению доступа домашних хозяйств к 
продовольствию, усилению социальной помощи 
и развитию программ детского питания и другим 
вопросам сектора.            
    
Увеличение роста внутреннего производства 
продуктов питания, повышение урожайности 
сельскохозяйственных земель, эффективное 
управление дехканскими хозяйствами являются 
необходимыми мерами в деле обеспечения 
продовольственной безопасности.  
         

Ограниченные успехи в обеспечении 
полноценного питания подчёркивают то, что 
одного только экономического роста 
недостаточно для борьбы с недоеданием. 
Необходимы дополнительные усилия – не только 
для укрепления и улучшения деятельности, 
направленной на борьбу с непосредственными 
причинами недоедания (потребление продуктов 
питания и состояние здоровья), 
осуществляемыми главным образом через сектор 
здравоохранения, но также усилия, 
обеспечивающие включение вопросов 
полноценного питания в программы секторов, 
которые призваны бороться со скрытыми 
причинами неполноценного питания.

Стабильный экономический рост в начальный 
период реализации целей НСР-2030 и ЦУР 
увеличение производительности в сельском 
хозяйстве позволили в значительной степени 
сократить бедность по уровню доходов в 
Таджикистане. Вместе с тем, статус питания среди 
населения остаётся на низком уровне.

Сельское население Таджикистана в большей 
степени уязвимо к деградации окружающей 
среды. В разрезе регионального развития 
сохраняются существенные различия в качестве 
воды, используемой городским и сельским 
населением для хозяйственно-питьевых целей, 
разрыв между регионами наблюдается и в 
уровне развития социальной инфраструктуры. 
При этом относительно более высокая 
демографическая нагрузка в сельской местности 
сигнализирует об остроте проблемы занятости и 
доходов на селе. 

Вопросы развития транзитных транспортных 
коридоров остаются в центре внимания 
Правительства страны. Этот сектор наиболее 
обеспечен ресурсами, однако достижение 
поставленных в НСР-2030 результатах требует не 
только финансовых вложений, но и предполагает 
приведение всех транспортных объектов, 
включая логистические центры, в соответствие с 
требованиями международных стандартов с 
целью увеличения объемов перевозки грузов и 
пассажиров, улучшение качества 
инфраструктуры. Решение задач, поставленных в 
рамках сектора позволит достичь результатов в 
других отраслях и будет иметь 
мультипликативный эффект в реализации 
различных ЦУР. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

68

Очевидно, что для усиления 
конкурентоспособности отечественного рынка 
телекоммуникаций и его дальнейшего 
расширения необходимы серьезные усилия в 
развитии инфраструктуры телекоммуникаций и 
создания благоприятных условий для развития 
инфокоммуникационных сетей в стране. Без 
решения проблем рынка телекоммуникаций 
достижение других стратегических целей 
развития страны и ЦУР крайне затруднительны.

Вопросы верховенства закона, доступа к 
правосудию и эффективные институты имеют 
крайне важное значение в условиях 
Таджикистана. Круг вопросов охватывает 
различные сферы деятельности и решение 
проблем в данном направлении окажет большое 
влияние на достижение приоритетов НСР-2-30 и 
ЦУР. В настоящий момент, как было отмечено 
выше, в стране не определен государственный 
орган по координации деятельности всех 
министерств и ведомств для реализации 
индикаторов ЦУР 16, не создана рабочая группа 
на базе координирующего органа для 
проведения необходимой работы по 
индикаторам. Планируется, что в рамках 
Секретариата СНР будет создана рабочая группа 
по вопросам относящимся к ЦУР 16, 
координацией которой будет заниматься 
министерство юстиции РТ. Одной из задач РГ 
станет координация хода реализации 
индикаторов ЦУР 16.

В области гендерного равенства остается 
нерешенным вопрос отсева девочек по 
завершении обязательного базового 
образования. Среди других причин выбывания 
девочек - ранние браки и необходимость 
помогать матерям работать в семье и заботиться 
о младших членах семьи. В сельских районах 
причиной отсева девочек остается проблема 
расстояния между домом и средней школой. 
Сохраняется уязвимость женщин, связанная с 
низким уровнем образования, ограниченным 
доступом к экономическим ресурсам, 
неправильным пониманием традиционного 
семейного уклада и наличием гендерных 
стереотипов в общественном сознании. 
Существует необходимость в развитии системы 
межотраслевой координации и сотрудничества 
на национальном и местном уровнях для 
успешной реализации национальных программ 
по продвижению гендерного равенства.

Закон о предотвращении насилия в семье 
предусматривает слабый механизм реализации и 
не включает понятие прямой и косвенной 
дискриминации в общественной и частной 
жизни. Механизмы по продвижению участия 
женщин и равных возможностей для участия на 
всех уровнях принятия решений недостаточно 
эффективны. Услуги по репродуктивному 
здоровью и планированию семьи не 
интегрированы на уровне первичной 
медицинской помощи, а молодые женщины 
ограничены в принятии решений относительно 
репродуктивного здоровья и планирования 
семьи мужем либо его родственниками.

Для достижения планируемых результатов НСР-
2030 и ЦУР важно уйти от традиционного 
секторального подхода при решении проблем 
гендерного неравенства. Необходимы целостные 
и интегрированные меры политики на местном и 
национальном уровнях. Необходимым условием 
продвижения гендерного равенства является 
гармонизация целей и задач, принятых 
социально-экономических и гендерных стратегий 
и программ.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛАВА 4. 

БУДУЩИЕ ШАГИ ДЛЯ 

ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ НСР-2030 И 

ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Разработав и приняв НСР-2030 и ПСР-2020 с 
учетом положений и задач, определенных в 
рамках Целей устойчивого развития, 
Правительство Таджикистана рассматривает 
стратегические документы как важный и 
эффективный механизм национализации и 
локализации ЦУР в стране. Тем самым, 
Таджикистан твердо намерен продолжать свою 
созидательную работу по продвижению и 
ускорению осуществления международной 
Повестки 2030, путем укрепления 
сотрудничества и партнерства по достижению 
устойчивого развития в условиях современных 
угроз и вызовов.

Таджикистан намерен инвестировать в свой 
человеческий капитал, чтобы воспользоваться 
выгодой из относительно короткого периода 
демографического дивиденда для преодоления 
бедности, достижения целей НСР-2030 и 
приоритетов ПСР-2020 и внесения значительного 
вклада в достижение ЦУР на глобальном уровне.
Важным направлением будущей работы 
Правительства будет дальнейшая разработка 
национализированных целевых показателей и 
индикаторов, специально определенных для 
контекста Таджикистана на основе 
использования глобальных целей и показателей 
в качестве исходной точки. Разработанный 
единый список предлагаемых к реализации 
соответствующих показателей ЦУР (Приложение 
3), должен быть приоритетным в ближайшей 
перспективе. Необходимо привести их в 
соответствие с соответствующими 
национальными программами для мониторинга, 
наряду с мониторингом целей и задач НСР-2030 
и ПСР-2020.

Важным аспектом будущего развития является 
вопрос применения мер по ускорению 
достижения целей НСР-2030 и приоритетов ПСР-
2020 в контексте национализации, локализации 
и реализации ЦУР. Меры по ускорению 
включают фокус на энергетику, гендерное 
равенство, региональное развитие и молодежь 

как факторы, которые могут иметь 
мультипликативный эффект и оказывать 
максимальное воздействие на достижение 
различных целей и задач. Учитывая 
современную ситуацию «демографического 
дивиденда» в Таджикистане, правительство 
будет в будущем рассматривать инвестиции в 
молодежь в качестве самого главного фактора 
ускорения для достижения комплекса 
стратегических целей.

 Эффективная реализация в Таджикистане ЦУР 1 
«Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее 
формах», - базируется на четком понимании 
конкретных задач в рамках этой цели, а также 
механизмов их достижения, в тесной 
взаимосвязи с другими ЦУР. В этом контексте, 
приоритетными для Таджикистана 
направлениями действий являются 
продовольственная и энергетическая 
безопасность и, соответственно, обеспечение 
доступа населения к качественному питанию и 
безопасной питьевой воде (ЦУР 2). При этом, 
адекватное водоснабжение (включая санитарию) 
(ЦУР 6), обеспечение продуктивной занятости 
(ЦУР 8), качественное образование (ЦУР 4), 
гендерного равенства (ЦУР 5) и экологической 
устойчивости (ЦУР 13), являются важными и 
обязательными условиями ликвидации нищеты, 
обеспечение здорового образа жизни и 
благополучия (ЦУР 3).

Интеграция ЦУР в национальную политику 
развития позволит Таджикистану более 
целенаправленно реализовать такие приоритеты 
своей социально-экономической политики, как 
эффективное использование природных 
ресурсов; обеспечение диверсификации и 
конкурентоспособности национальной 
экономики; индустриальное развитие страны 
(ЦУР 9); снижение уровня бедности и увеличение 
числа среднего класса общества; охрана 
окружающей среды и сбалансированное 
развитие регионов (ЦУР 11). 

69

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

70

Поддержанные мировым сообществом водные 
инициативы Таджикистана, в особенности, 
принятие в конце 2016 года резолюции об 
объявлении Международного десятилетия 
действий «Вода для устойчивого развития на 
период 2018-2028 годов», направлены не только 
на совершенствование и развитие 
энергетической инфраструктуры, систем 
питьевого и орошаемого водоснабжения, но и 
могут стать серьёзным шагом на пути создания 
на национальном, региональном и глобальном 
уровнях условий для реализации целей 
устойчивого развития, связанных с водой и 
санитарией, ликвидации нищеты во всех ее 
формах.

Такой комплексный подход, в свою очередь, 
позволит повысить жизнестойкость малоимущих 
и лиц, находящихся в уязвимом положении, 
уменьшить их незащищенность и уязвимость 
перед вызванными изменением климата 
экстремальными явлениями, другими 
экономическими, социальными и 
экологическими потрясениями и бедствиями.

В этой связи наращивание сотрудничества и 
партнерства на региональном и глобальном 
уровнях (ЦУР 17) позволяет обеспечить 
мобилизацию значительных ресурсов из самых 
разных источников, в том числе, на основе 
активизации сотрудничества в целях развития, с 
тем чтобы предоставить развивающимся 
странам, особенно странам, не имеющим выхода 
к морю, достаточные и предсказуемые средства 
для осуществления программ и стратегий по 
реализации ЦУР.

В целях обеспечения принципу «никого не 
оставить позади» в Таджикистане должно 
уделяться повышенное внимание системе 
мониторинга и оценки разукрупненных данных и 
вопросам локализации ЦУР, чтобы обеспечивать 
удовлетворение потребностей таких групп 
населения, как женщины, дети и престарелые, 
сельские общины и лица с ограниченными 
возможностями.

Мероприятия по ЦУР, которые будут реализованы 
через приоритеты НСР-2030 и ПСР-2020 прежде 
всего будут финансироваться через средства 
государственного бюджета страны. Помимо 
этого, некоторые отдельные задачи в области ЦУР 
будут поддерживаться также из местных 
бюджетов регионов, особенно в отношении 
мероприятий по национализации ЦУР в регионах 
страны. 

Однако финансирование полного охвата повестки 
дня ЦУР не является возможным вариантом в 
условиях ограниченного бюджета. Более 
значимую роль в финансировании НСР-2030, ПСР-
2020 и обязательств по ЦУР должны играть 
частные инвестиции, как прямые иностранные, 
так и внутренние. Для этого, необходимо 
коренное улучшение инвестиционной среды для 
иностранных и внутренних инвесторов, что 
окажет эффект на дополнительные возможности 
государственного бюджета в области социальной 
сферы.

Очень важным источником программного 
развития страны является инвестиционная 
поддержка Партнеров по развитию, средства 
многосторонних организаций и техническое 
содействие с их стороны по вопросам разработки 
и реализации реформ и мероприятий, указанных 
в НСР-2030 и ПСР-2020. Предполагается, что 
партнеры по развитию увеличат финансирование 
за счет грантовых средств, что отвечает духу 
новых целей устойчивого развития. Роль 
координации доноров и учреждений ООН в 
поддержку результатов ЮНДАФ и установлению 
четких связей с прогрессом в рамках ЦУР сможет 
обеспечивать надежное обоснование прогресса в 
социально-экономических вопросах и 
потенциальное продвижение в достижении ЦУР.

Важную роль в финансировании будут играть 
конкретные инструменты оценки 
финансирования, такие как обзоры расходов для 
того, чтобы найти способы укрепления 
уверенности в приверженности 
институциональному управлению, управлению 
государственными финансами в поддержку 
процессов реформ, которые могут помочь 
ускорить прогресс в реализации ЦУР. 

Правительство Таджикистана посредством 
новаторских политических реформ будет искать 
механизмы для лучшего использования 
денежных переводов в целях развития, чтобы 
увеличить инвестиции домашних хозяйств в 
такие сферы, как энергетика, образование, 
предпринимательство и здравоохранение, и тем 
самым сократить масштабы бедности, путем 
косвенных мультипликационных эффектов, 
включая фискальные и монетарные стимулы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

71

 

Выводы ДНО и НД показали, что из 
существующих трудностей и пробелов в 
реализации целей НСР-2030, приоритетов ПСР-
2020 и ЦУР стоит выделить несколько: вопросы 
координации действий и ответственности по 
исполнению стратегических документов страны в 
контексте ЦУР; вопросы разработки секторальных 
политик с учетом ЦУР; разработка системы МиО 
ЦУР; внедрение и реализация ЦУР на местном 
уровне; вопросы финансирования ЦУР.

Таджикистан, занимая ведущее место в мире по 
использованию ресурсов производства «зелёной 
энергии», основу энергетического потенциала 
которого составляет гидроэнергетика, твердо 
намерен обеспечить доступ к современным 
источникам энергии и развитие «зелёной 
энергии», как ключевых факторов достижения 
устойчивого развития. 

Действующая нормативно-правовая база данных 
в области ЦУР должна быть применима и 
разъяснена через совместный и консультативный 
процесс, для того, чтобы задачи и обязанности в 
отношении управления данными (сбор, 
производство, распространение, обмен, анализ и 
использование) были согласованы со всеми 
заинтересованным сторонам, участвующими в 

единой системе данных, а также в осуществлении 
и мониторинга НСР-2030 и ПСР-2020 в контексте 
ЦУР.

Необходимо регулярно проводить мониторинг по 
выполнению гендерно-ориентированных мер 
НСР-2030 и ПСР-2020, принятых стратегий и 
Государственных программ, оценку достижений 
запланированных результатов не только в целом, 
но и на уровне отраслей. 

Необходимо модернизировать подходы к 
реализации государственной политики в сфере 
образования по продвижению гендерного 
равенства с учетом ЦУР. С этой целью разработать 
концепцию о новых подходах системы 
образования и механизмах их реализации по 
преодолению гендерного неравенства с учетом 
следующих положений: i) образование выступает 
ключевым социальным ресурсом в преодолении 
гендерного неравенства; ii) наличие образования 
у женщин и молодежи позволяет им быть 
конкурентоспособными на рынке труда, 
расширить экономическую самостоятельность, 
участвовать в процессах преобразования 
общества, воспитывать здоровых детей и решать 
целый комплекс других вопросов.

В настоящий момент единая система увязки государственных стратегических 
документов различных уровней, разной продолжительности пока отсутствует, для 
устранение этих проблем и барьеров необходимо: 

џ

на базе существующих экономических управлений/отделов министерств и ведомств страны, местных 
органов государственной власти назначить ответственного сотрудника по мониторингу стратегических 
документов (в том числе отраслевых и региональных программ развития) под координацией 
соответствующего управления МЭРТ. В рамках этого необходимо будет составить карту 
управлений/отделов, которые в основном участвуют в выполнении задач по МиО в различных 
министерствах/ведомств/городских или районных отделениях, а также провести оценку таких 
учреждений;

џ

внести в Закон Республики Таджикистан «О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и 
программах социально-экономического развития в Республике Таджикистан» дополнения и изменения 
относительно единства всей системы государственных стратегических документов, чтобы обеспечить их 
согласованность по целям, механизмам и срокам их достижения, общим сквозным показателям, видам и 
объемам используемых средств;

џ

разработать и принять систему методических документов по разработке государственных стратегических 
документов странового, регионального и секторального уровней, которые обеспечивают единство всей 
системы государственных стратегических документов и их мониторинг.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

72

В рамках совершенствования системы МиО в 
Республике Таджикистан следует максимально 
учитывать национальные, географические и 
климатические особенности страны с учетом 
рекомендаций ООН. Для этого необходимо 
обеспечить соответствующий уровень 
координации принимаемых решений на уровне 
политики развития и исполнительными мерами, 
обеспечивающими активизацию всех структур и 
слоев общества для реализации целей и задач 
НСР-2030, ПСР-2020 и последующих ПСР на 
основе ЦУР (с учетом возможной корректировки, 
уточнений и изменений как самих 
среднесрочных задач, так и соответствующих им 
индикаторов – в рамках полномочий 
Секретариата СНР).

Общий подход к системе МиО НСР-2030 на 
основе ЦУР будет базироваться на основе 
ускоренного формирования (разработки и 
принятия) институциональной базы системы 
МиО, путем принятия соответствующих 
Постановлений Правительства Республики 
Таджикистан в области статуса и положения 
системы МиО, АСПРТ, включения гражданского 
общества и предпринимательских структур в 
системы МиО, в том числе на уровне регионов.

Это также позволит обеспечить более конкретное 
распределение функций и ролей в систему МиО 
НСР-2030 на основе ЦУР. Для этого необходимо 
разработать и принять Национальный План 
Действий по реализации системы МиО.⁵²

Следует максимально использовать результаты 
исследований и экспертный потенциал научно-
исследовательских академических и отраслевых 
институтов, высших учебных заведений, 
предпринимательских структур и организаций 
гражданского общества при проведении МиО 
НСР-2030 и пятилетних ПСР в контексте ЦУР.

 

52

     Национальный, т.к. в процесс его реализации должны быть вовлечены не только Органы государственного Управления, но также структуры 

Организаций Гражданского Общества, Предпринимательских структур и Международных Организаций – Партнеров по Развитию.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

БИБЛИОГРАФИЯ

1. 

Таджикистан. Содействие диверсификации экспорта и роста. Страновое диагностическое 
исследование. Мандалён, Филиппины: Азиатский Банк развития, 2016. С.XIV.

2. 

Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года «70/1. Преобразование 
нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» 

h ps://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement  

3. 

Шестой периодический доклад Таджикистана по статье 18 Конвенции, подлежащий 
представлению в 2017 г. (2 октября 2017 года) доступен на 

h p://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CEDAW%2fC%2fTJ
K%2f6&Lang=en  

4. 

Рынок труда в Республике Таджикистан//Статистический сборник. - Душанбе, АСПРТ,  2017. - С.81.

5. 

Муминова Ф.М. Долгосрочные ориентиры развития Республики Таджикистан: фокус на 
продуктивную занятость//Таджикистан и современный мир (Научный журнал). – Душанбе,

 Центр 

стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - № 5 (55). - С.47. 

6. 

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон. «В поисках взаимозависимости между 
энергией и водой: Синергия между ЦУР 6 и ЦУР 7». 

President.tj

 

7. 

Глобальный анализ водных ресурсов и оценка санитарии и питьевой воды ООН - Таджикистан, 
2015

8. 

Современное состояние, основные проблемы, приоритеты и задачи Министерства юстиции по 
исполнению Программы Среднесрочного Развития до 2020 и Целей устойчивого развития. 
Тематическая консультация, 30 марта 2018г.

9. 

Агентство по статистике при Президенте РТ. Таджикистан: 25 лет государственной независимости. 
Статистический сборник Душанбе. 2016.

10. 

Положение на рынке труда в Республике Таджикистан – Отчет, подготовленный по результатам 
обследования рабочей силы, проведенного с 20 июля по 20 августа 2016 г.», Агентство по 
статистике при Президенте РТ. 

11. 

Обзор Системы МиО НСР-2015, подготовленный международным консультантом Хасановым Р. в 
2015г.; 

12. 

Среднесрочная оценка хода реализации Государственной Стратегии рынка труда в РТ, 
Бабаджанов Р.М., 2015г.

13. 

A roadmap for SDG implementa on in Tajikistan, Final Dra , 3 April 2017

14. 

Программа реформ водного сектора 2016-2025 гг.

15. 

Национальная стратегия активизации роли женщин 2020 г.

16. 

Государственная экологическая программа 2009 - 2019 гг.

17. 

Программа сельскохозяйственных реформ 2020

18. 

Стратегия здравоохранения 2012-

2022

 гг.

19. 

Программа развития судебной системы

20. 

Стратегия развития рынка труда до 2020 года

21. 

Доклад о целях в области устойчивого развития, 2017 год (ООН)

22. 

Human Development Report 2016 Human Development for Everyone. 

h p://hdr.undp.org/sites/default/files/2016_human_development_report.pdf 

23. 

Situa on Analysis, WB/UNICEF, 2012

24. 

Tajikistan Demographic and health survey, 2012. 

h p://www.stat.tj/ru/img/07f755a0540d47f1ba5c1ab373be64ff_1436004752.pdf 

25. 

Tajikistan Demographic and health survey, 2012. 

h p://www.stat.tj/ru/img/07f755a0540d47f1ba5c1ab373be64ff_1436004752.pdf 

26. 

United Na ons, Department of Economic and Social Affairs, Popula on Division (2015).

27. 

Азеведо, Жоао Педро, Азиз Атаманов, Алишер Раджабов (2014) Сокращение бедности и 
совместное процветание в Таджикистане: Диагностика. Всемирный банк. 

28. 

База данных глобальных индикаторов ЦУР. 

h p://unstats.un.org/sdgs/indicators/database/  

29. 

Веб-сайт с индикаторами ЦУР (включая работу 

IAEG

-

SDG

 и перечень глобальных индикаторов). 

h p://unstats.un.org/sdgs/ 

30. 

Вопросы для обсуждения и принятия решения: данные и показателидля Повестки дня в области 
устойчивого развития на период до 2030года. Доклад Межучрежденческой группы экспертов 
попоказателям достижения целей в области устойчивого развития. Записка Генерального 
секретаря. 8

–11марта 2016 года.

73

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

74

31. 

Всемирный экономический форум: рейтинг стран мира по уровню развития человеческого 
капитала 2015 года. 

h p://gtmarket.ru/ra ngs/human-capital-index

32. 

Исследование ООН по электронному правительству 2016 

h p

://

workspace

.

unpan

.

org

/

sites

/

Internet

/

Documents

/

UNPAN

97453.

pdf

33. 

Гендерные показатели в дехканских хозяйствах. Агентство по статистике при Президенте РТ. 
Душанбе. 2009. 

34. 

Гендерные показатели в производственной деятельности дехканских хозяйствах за 2009-2014 
годы. Таджикистан. 2015. 

35. 

Дискуссии КЕС и проект дорожной карты по статистике в области ЦУР (апрель 2016 г.). 

h p://www.unece.org/index.php?id=40939#/ 

 

36. 

Земельный кодекс Республики Таджикистан.

37. 

Инструкция по формированию показателей Государственного бюджета РТ на 2017-2019 гг.

38. 

Инструкция по формированию проекта Государственного бюджета на 2017г. и прогноза 
показателей государственного бюджета 2018-2019 гг.

39. 

Информационный бюллетень по продовольственной  безопасности и бедности. 

№4, 2016.  

Агентство по статистике при Президенте РТ.

40. 

Национальная стратегия развития РТ на период до 2030 года.

41. 

Национальное обследование «Бюджета домашних хозяйств». Агентства по статистике при 
Президенте Республики Таджикистан. 

2016.

42. 

Образование в РТ. Душанбе. 2015. Агентство по статистике при Президенте РТ. 

43. 

Обследование оценки уровня жизни в Таджикистане (ООУЖ). 

2009.

44. 

Отчет Миссии  

MAPS

 в Таджикистане, ноябрь – декабрь 2016г.

45. 

Оценка бедности в Таджикистане: методологическая записка. Подготовлена Агентством по 
статистике при Президенте Республики Таджикистан, при технической поддержке Министерства 
экономического развития и торговли Республики Таджикистан и Всемирного банка. Июнь 2015.

46. 

Перепись населения и жилищного фонда   РТ  2010 года. Образовательный уровень населения РТ. 
Том 

IV

. Душанбе. 2012. Агентство по статистике при Президенте РТ. 

47. 

Перепись населения и жилищного фонда  РТ 2010 года. Занятия и виды экономической 
деятельности занятого населения  РТ. Том 

VI

. Часть 2. Душанбе, 2012. Агентство по статистике при 

Президенте РТ.

48. 

Программа среднесрочного развития на 2016-2020гг.

49. 

Протокол Заседания Совета национального развития при президенте РТ от 21 июня 2016г. 

№1с/22-

2.

50. 

Равальон М. (1994), Сравнительные оценки бедности, Harwood Academic Publishers. 

51. 

Рекомендации КЕС по измерению устойчивого развития. 

h p://www.unece.org/publica ons/ces_sust_development.html  

52. 

Рекомендации по разработке и реализации Стратегий Развития Страны в контексте Устойчивого 
Человеческого Развития, 2015г.

53. 

Сводный  четвертый и пятый периодический доклад Республики Таджикистан по реализации 
Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Статья 3, пункт 53.

54. 

Слушая Таджикистан – Всемирный Банк, 2016-2017гг.

55. 

Совершенствование статистики обследования бюджетов домашних хозяйств в Таджикистане. 

2013. ТАДЖСТАТ. 

56. 

Среднесрочная Оценка хода реализации Государственной Стратегии развития рынка труда 
Республики Таджикистан, 2016г.

57. 

Сулла В. и Г. Векки (2013) "Оценка бедности в Таджикистане: вопросы методологии и 
предварительные оценки". Всемирный банк.  

58. 

Сулла В. и Хуан Муньос (2011) «Обследование бюджетов домашних хозяйств в Таджикистане: 
Рекомендации Миссии Всемирного банка". Всемирный банк. 

59. 

ТАДЖИКИСТАН: Ситуационный анализ социально-экономического развития в условиях  изменения 
климата. 

2015

, август, РЭЦЦА. 

60. 

Трансформирование нашего мира – Повестка дня по устойчивому развитию на 2030 г. 

h ps://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld  

61. 

Цели Развития Тысячелетия: Достижения в Таджикистане. 

2015. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 

Степень влияния в достижении отдельно 

взятой ЦУР на весь комплекс ЦУР

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

15

16

17

-3.00

-2.00

-1.00

0.00

1.00

2.00

3.00

Влияние ЦУР

 2

 

на весь комплекс ЦУР

 

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

15

16

17

-3.00

-2.00

-1.00

0.00

1.00

2.00

3.00

75

ЦУР 1 (ликвидация нищеты) 
имеет практически неразрывную 
связь с достижением ЦУР 3 
(хорошее здоровье) (2,63) и ЦУР 
10 (уменьшение неравенства) 
(2,53); по другим ЦУР она либо 
создает условия, либо оказывает 
помощь в их достижении. Каких-
либо отрицательных 
взаимодействий или 
ограничений для продвижения 
других целей ЦУР 1 не имеет.

ЦУР 2 (ликвидация голода) имеет 
практически неразрывную связь с 
достижением ЦУР 1 (ликвидация 
нищеты) (2,74) и ЦУР 3 (хорошее 
здоровье) (2,63); по другим ЦУР 
она либо создает условия, либо 
оказывает помощь в их 
достижении. Каких-либо 
отрицательных взаимодействий 
или ограничений для 
продвижения других целей ЦУР 2 
не имеет.

Влияние ЦУР 1 
(ликвидация ни.щеты) 
на весь комплекс ЦУР

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

76

1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

15

16

17

-3.00

-2.00

-1.00

0.00

1.00

2.00

3.00

ЦУР 4 (качественное 
образование) имеет 
неразрывную связь с 
достижением ЦУР 8 (достойная 
работа) и ЦУР 17 (партнерство) 
(оба по 3,00); по другим ЦУР 
она либо создает условия, 
либо оказывает помощь в их 
достижении. Каких-либо 
отрицательных 
взаимодействий или 
ограничений для продвижения 
других целей ЦУР 4 не имеет.

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

12

13

15

16

17

-3.00

-2.00

-1.00

0.00

1.00

2.00

3.00

Влияние ЦУР 4 

на весь комплекс ЦУР

ЦУР 3 (хорошее здоровье) имеет 
практически неразрывную связь 
с достижением ЦУР 1 
(ликвидация нищеты) и ЦУР 2 
(ликвидация голода) (оба по 
2,62); по другим ЦУР она либо 
создает условия, либо оказывает 
помощь в их достижении. Каких-
либо отрицательных 
взаимодействий или 
ограничений для продвижения 
других целей ЦУР 3 не имеет.

Влияние ЦУР 3 

на весь комплекс ЦУР

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

77

-3.00

-2.00

-1.00

0.00

1.00

2.00

1

2

3.00

-3.00

-2.00

-1.00

0.00

1.00

2.00

1

2

3

4

5

7

8

9

10

11

12

13

15

16

17

3.00

ЦУР 6 (чистая вода и 
санитария) имеет 
неразрывную связь с 
достижением ЦУР 3 (хорошее 
здоровье) (3,00); по другим 
ЦУР она либо создает условия, 
либо оказывает помощь в их 
достижении. Каких-либо 
отрицательных 
взаимодействий или 
ограничений для продвижения 
других целей ЦУР 6 не имеет.

Влияние ЦУР 6 

на весь комплекс ЦУР

ЦУР 5 (гендерное равенство) 
имеет практически неразрывную 
связь с достижением ЦУР 10 
(уменьшение неравенства) (2,75) 
и ЦУР 17 (партнерство) (2,30); по 
другим ЦУР она либо создает 
условия, либо оказывает 
помощь в их достижении. Каких-
либо отрицательных 
взаимодействий или 
ограничений для продвижения 
других целей ЦУР 5 не имеет.

Влияние ЦУР 5

на весь комплекс ЦУР

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

78

-3.00

-2.00

-1.00

0.00

1.00

2.00

1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

12

13

15

16

17

3.00

-3.00

-2.00

-1.00

0.00

1.00

2.00

1

2

3

4

5

6

7

9

10

11

12

13

15

16

17

3.00

ЦУР 8 (достойная работа и 
экономический рост) 
оказывает существенную 
помощь в достижении ЦУР 1, 
2, 9 и 17 (соответственно 
ликвидация нищеты; 
ликвидация голода; 
индустриализация, инновации 
и инфраструктура и 
партнерство) (все по 2,40). 
Однако ЦУР 8 создает 
ограничения для продвижения 
ЦУР 13 (борьба с изменением 
климата) и ЦУР 15 (сохранение 
экосистем суши) (оба по -0,30). 
Это требует, при проведении 
работ по реализации задач 
ЦУР 8, уделять самое 
пристальное внимание 
вопросам охраны окружающей 
среды.

Влияние ЦУР 

8

на весь комплекс ЦУР

ЦУР 7 (недорогостоящая и чистая 
энергия) имеет неразрывную 
связь с достижением ЦУР 1, 2, 8, 
9 и 17 (соответственно 
ликвидация нищеты; 
ликвидация голода; 
индустриализация, инновации и 
инфраструктура и партнерство) 
(все по 3,00); по другим ЦУР она 
либо создает условия, либо 
оказывает помощь в их 
достижении. Однако ЦУР 7 
создает ограничения для 
продвижения ЦУР 13 (борьба с 
изменением климата) и ЦУР 15 
(сохранение экосистем суши) 
(оба по -1,00). Это требует, при 
проведении работ по 
реализации задач ЦУР 7, уделять 
самое пристальное внимание 
вопросам охраны окружающей 
среды.

Влияние ЦУР 

7

 

на весь комплекс ЦУР

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7

9

-3.00

-2.00

-1.00

0.00

1.00

2.00

1

2

3

4

5

6

7

8

10

11

12

13

15

16

17

3.00

-3.00

-2.00

-1.00

0.00

1.00

2.00

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

15

17

3.00

ЦУР 16 (мир, правосудие и 
эффективные институты) по 
отношению ко всем другим 
ЦУР либо создает условия, 
либо оказывает помощь в их 
достижении. Каких-либо 
отрицательных 
взаимодействий или 
ограничений для продвижения 
других целей ЦУР 16 не имеет.

Влияние ЦУР 16 

на весь комплекс ЦУР

ЦУР 9 (индустриализация, 
инновации и инфраструктура) 
оказывает существенную 
помощь в достижении ЦУР 6 
(чистая вода и санитария) (2,18), 
7 (недорогостоящая и чистая 
энергия) и 8 (достойная работа) 
(оба по 2,09). Однако ЦУР 9 
оказывает ограничения и 
противодействия для 
продвижения ЦУР 13 (борьба с 
изменением климата) и ЦУР 15 
(сохранение экосистем суши) 
(оба по -1,42). Это требует, при 
проведении работ по 
реализации задач ЦУР 9, уделять 
самое пристальное внимание 
вопросам охраны окружающей 
среды.

Влияние ЦУР 9 

на весь комплекс ЦУР

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/