Ботаника. Сборник тестов с ответами (для школьников и студентов, ЕГЭ) - часть 21

 

  Главная      Тесты     Ботаника. Сборник тестов с ответами (для школьников и студентов, ЕГЭ)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

Ботаника. Сборник тестов с ответами (для школьников и студентов, ЕГЭ) - часть 21

 

 

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Тема 11..Ботаника. С ответами.  стр. 1 из 11

Тесты

для подготовки к ЕГЭ по биологии 

Тема 11. Ботаника

Задания части А

Выберите один ответ, который является наиболее правильным

1. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

А)  моховидные   

В)  цветковые   

Б)  папоротниковидные   

Г)  древние водоросли   

2. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется

А) образованием большого количества пыльцы   
Б) наличием легкой неклейкой пыльцы   
В) цветением до распускания листьев   
Г) наличием в цветках нектара, яркого венчика   

3. Правильная схема классификации растений

А) вид → род → семейство → порядок → класс → отдел   
Б) вид → семейство → порядок → род → класс → отдел
В) вид → отдел → класс → порядок → род → семейство
Г) вид → класс → отдел → порядок → род → семейство

4. Грибы по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации, так как

А) по способу питания они являются гетеротрофами   
Б) их можно встретить в разных средах обитания   
В) их клетки содержат органические вещества   
Г) их клетки имеют оформленное ядро   

5. Выберите верное утверждение.

А) Грибы состоят из клеток, в которых отсутствует оформленное ядро.   
Б) Грибы, как и животные, имеют ограниченный рост.   
В) В клетках грибов имеются пластиды, в которых накапливаются питательные вещества.
Г) Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами.   

6. Гриб, тело которого представлено разветвленным многоядерным мицелием, не разделенным

на клетки – 

А)  пеницилл   

В)  мукор   

Б)  дрожжи   

Г)  головня   

7. Двудольные растения в отличие от однодольных имеют 

А) сетчатое жилкование листьев   
Б) мочковатую корневую систему   
В) цветки трехчленного типа   
Г) стебель соломину   

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Тема 11..Ботаника. С ответами.  стр. 2 из 11

8. Первыми наземными растениями были

А)  риниофиты   

В)  плауны   

Б)  хвощи   

Г)  голосеменные   

9. Эволюция предков покрытосеменных растений сопровождалась следующим ароморфозом

А) развитием пыльцевой трубки   
Б) образованием семени   
В) формированием плода   
Г) образованием многоклеточного зародыша   

10.Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к

А) улучшению минерального питания растений   
Б) повышению интенсивности фотосинтеза   
В) экономному расходованию воды   
Г) улавливанию солнечного света   

11.В симбиоз с деревьями вступают

А)  трутовики   

В)  плесневые грибы   

Б)  бактерии гниения   

Г)  шляпочные грибы   

12.Кпубень и луковица— это

А)  органы почвенного питания   

В)  генеративные органы   

Б)  видоизмененные побеги   

Г)  зачаточные побеги   

13.Грибы длительное время считали растениями, так как они

А) имеют сходное клеточное строение с растениями   
Б) неподвижны, растут в течение всей жизни   
В) относятся к группе гетеротрофных организмов   
Г) имеют сходный процесс обмена веществ   

14.В состав лишайников входят водоросли

А)  бурые   

В)  диатомовые   

Б)  зеленые   

Г)  красные   

15.Тело, состоящее из слоевища, имеют

А)  водоросли   

В)  папоротниковидные   

Б)  голосеменные   

Г)  хвощевидные   

16.В отличие от голосеменных растений у плауновидных отсутствует

А)  опыление   

В)  образование гамет   

Б)  оплодотворение   

Г)  развитие гаметофита   

17.К споровым растениям относятся

А)  голосеменные   

В)  моховидные   

Б)  покрытосеменные   

Г)  зеленые водоросли   

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Тема 11..Ботаника. С ответами.  стр. 3 из 11

18.Мужские гаметы — спермии лишены жгутиков и неподвижны у

А)  зеленых водорослей   

В)  моховидных   

Б)  красных водорослей   

Г)  плауновидных   

19.Ткань, проводящая минеральные соли из почвы к листьям, входит в состав

А)  древесины   

В)  луба   

Б)  сердцевины   

Г)  пробки   

20.Злаки чаще всего относятся к растениям

А)  ветроопыляемым   

В)  самоопыляемым   

Б)  насекомоопыляемым   

Г)  опыляемым птицами   

21.Утолщенные боковые и придаточные корни растений -

А)  корневые шишки   

В)  клубни   

Б)  корневища   

Г)  корнеплоды   

22.Корни, развивающиеся на стеблевой части побега, называются

А)  главными   

В)  придаточными   

Б)  боковыми   

Г)  мочковатыми   

23.У можжевельника обыкновенного развиваются

А)  орешки   

В)  шишки   

Б)  ягоды   

Г)  зерновки   

24.Если удалить верхушку корня растения, то

А) растение погибнет   
Б) корень будет продолжать рост в длину   
В) образуются корневые шишки  
Г) вырастает много боковых корней   

25.Семязачаток расположен в завязи у

А)  папоротниковидных   

В)  голосеменных   

Б)  хвощевидных   

Г)  покрытосеменных   

26.Спермии у покрытосеменных растений образуются из

А) вегетативной клетки пыльцевого зерна   
Б) генеративной клетки пыльцевого зерна   
В) центральной диплоидной клетки зародышевого мешка   
Г) гаплоидной клетки зародышевого мешка   

27.Возникновение   двойного   оплодотворения,   развитие   триплоидного   эндосперма,   появление

плода - ароморфозы, возникшие в процессе эволюции у

А)  голосеменных   

В)  папоротниковидных   

Б)  покрытосеменных   

Г)  хвощевидных   

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Тема 11..Ботаника. С ответами.  стр. 4 из 11

28.Корневые волоски расположены

А) между зоной растяжения и проведения   
Б) над зоной всасывания   
В) между зоной деления и зоной растяжения   
Г) сразу над корневым чехликом   

29.Наиболее крупной систематической единицей Царства растений является

А)  тип   

Б)  отдел   

В)  класс   

Г)  порядок   

30.Только древесными формами в современной флоре представлены

А)  папоротниковидные   

В)  голосеменные   

Б)  хвощевидные   

Г)  покрытосеменные   

31.Для двудольных растений характерно:

А) хорошо развитый эндосперм семени   
Б) дуговое жилкование листьев   
В) мочковатая корневая система   
Г) вторичный рост стебля в толщину   

32.Приспособлением   у   растений,   обеспечившим   независимость   оплодотворения   от   водной

среды, явилось возникновение 

А)  плода   

В)  пыльцевой трубки   

Б)  цветка   

Г)  спороносных колосков   

33.Укажите   количество   отделов   в   представленном   списке   растений:   нивяник   обыкновенный,

донник   лекарственный,   кукушкин   лен,   щитовник   мужской,   папоротник   орляк,   сосна
обыкновенная.

А)  3   

Б)  4   

В)  5   

Г)  6   

34.У голосеменных растений в образовании семени участвует

А)  завязь   

В)  зародышевый мешок   

Б)  семязачаток   

Г)  околоцветник   

35.Соцветие кисть и плод стручок или стручочек характерны для

А)  пасленовых   

В)  мотыльковых   

Б)  сложноцветных   

Г)  крестоцветных   

36.Эволюция предков покрытосеменных растений сопровождалась следующим ароморфозом

А) развитием пыльцевой трубки   
Б) образованием семени   
В) формированием плода   
Г) образованием многоклеточного зародыша   

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Тема 11..Ботаника. С ответами.  стр. 5 из 11

37.Укажите   количество   классов   в   представленном   списке   растений:   ежа   сборная,   мятник

луговой, тростник сахарный, ландыш майский, бамбук обыкновенный, алоэ древовидный

А)  1   

Б)  2   

В)  4   

Г)  6   

38.Эндосперм покрытосеменных растений развивается из

А) тканей семязачатка   
Б) центральной клетки зародышевого мешка   
В) стенок завязи   
Г) оплодотворенной яйцеклетки   

39.Плод ягода или коробочка характерен для

А)  пасленовых   

В)  сложноцветных   

Б)  мотыльковых   

Г)  крестоцветных   

40.Особенностью раннецветущих растений является

А) повышенное содержание сахаров в клетках   
Б) пониженная концентрация сахаров в клетках   
В) толстые клеточные стенки   
Г) отсутствие в клетках вакуолей   

41.Наличие   в   клетках   высших   споровых   растений   хлорофилла   b   свидетельствует   о   их

происхождении от

А)  бурых водорослей   

В)  цианобактерий   

Б)  зеленых водорослей   

Г)  багрянок   

42.Водоросли в отличие от хвощевидных растений

А)  размножаются спорами 

В)  не формируют настоящие ткани 

Б)  не имеют клеточного строения 

Г)  не содержат в клетках ядро 

43.Для однодольных растений характерно(-а)

А) стержневая корневая система   
Б) отсутствие эндосперма в семени   
В) перистое жилкование листьев   
Г) отсутствие камбия   

Комментарий   [2].  Для   однодольных   растений   характерно   отсутствие   камбия,
обеспечивающего рост осевых органов в толщину.

44.Дня производства лекарственных препаратов выращивают гриб

А)  мукор   

В)  спорынью   

Б)  трутовик   

Г)  пеницилл   

45.Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав

А)  споры   

В)  почки   

Б)  семени   

Г)  заростка   

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Тема 11..Ботаника. С ответами.  стр. 6 из 11

46.В семейство объединяют растения на основе 

А)  строения корневой системы   

В)  строения цветка и плода   

Б)  жилкования листьев   

Г)  строения стебля   

47.Выберите верное утверждение.

А) Грибы состоят из клеток, в которых отсутствует оформленное ядро.   
Б) Грибы, как и животные, имеют ограниченный рост.   
В) В клетках грибов имеются пластиды, в которых накапливаются питательные вещества.
Г) Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами.   

Задания части В

Выберите три верных ответа из шести предложенных

1. По каким признакам грибы можно отличить от животных?

А) питаются готовыми органическими веществами 
Б) имеют клеточное строение
В) растут в течение всей жизни   
Г) имеют тело, состоящее из нитей-гифов   
Д) всасывают питательные вещества поверхностью тела   
Е) имеют ограниченный рост

2. В отличие от голосеменных, у покрытосеменных растений

А) яйцеклетка развивается в архегонии   
Б) отсутствует околоплодник   
В) эндосперм семени триплоидный   
Г) семязачаток расположен внутри завязи   
Д) оплодотворение происходит в зародышевом мешке   
Е) пыльцевая трубка обеспечивает доставку спермия к яйцеклетке   

3. Важнейшие ароморфозы у покрытосеменных растений – это появление

A) пыльцевой трубки   

Г) сосудов в древесине   

Б) цветка   

Д) двойного оплодотворения   

B) семени   

Е) неподвижных спермиев   

4. К высшим споровым растениям относятся

A)  зеленые водоросли
Б)  моховидные   
B)  папоротниковидные   
Г)  багрянки   
Д) покрытосеменные   
Е) хвощевидные   

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Тема 11..Ботаника. С ответами.  стр. 7 из 11

5. Появление голосеменных растений сопровождалось следующими ароморфозами

A) формированием зародышевого мешка
Б) возникновением завязи
B) двойным оплодотворением
Г) формированием эндосперма — питательной ткани для зародыша   
Д) возникновением пыльцевой трубки   
Е) образованием семени   

6. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ

ОТДЕЛ

1) в большинстве – травянистые растения

А) Папоротниковидные

2) преобладают деревья и кустарники

Б) Голосеменные

3) размножаются спорами

4) размножаются семенами

5) оплодотворение не связано водной средой

Ответ

1

2

3

4

5

7. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак

характерен

ПРИЗНАК

СЕМЕЙСТВО

1) чашечка из пяти сросшихся чашелистиков

А) Крестоцветные

2) чашечка из четырех свободных чашелистиков

Б) Пасленовые

3) плод коробочка или ягода

4) плод стручок или стручочек

5) венчик из пяти сросшихся лепестков

6) шесть тычинок

Ответ

1

2

3

4

5

6

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Тема 11..Ботаника. С ответами.  стр. 8 из 11

8. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак 

характерен

ПРИЗНАК

ОТДЕЛ

1) преобладание в жизненном цикле гаметофита

А) Моховидные

2) наличие ризоидов

Б) Плауновидные

3) тело образовано стеблем, корнем и листьями

4) развитие спорофита на гаметофите

5) гаметофит представлен заростком

6) развитие спор в спорангиях, находящихся в 
спороносных колосках

Ответ

1

2

3

4

5

6

9. Установите последовательность ярусного расположения растений в широколиственном лесу, 

начиная с самых тенелюбивых растений.

А) липа

5

Б)  рябина

4

В)  мох

1

Г)  крушина

3

Д)  ветреница

2

Ответ

1

2

3

4

5

Задания части С

1. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее 

трёх признаков.

ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

1)   у папоротников появились корни

2)   у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая 

проводящая ткань

3)   в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) 

преобладает над половым (гаметофитом), который представлен 
заростком

демоверсия 2009

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Тема 11..Ботаника. С ответами.  стр. 9 из 11

2. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие 

функции выполняют эти структуры?

ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

1)   буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав 

пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань

2)   сосуды обеспечивают транспорт воды в листья

3)   ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из 

листьев в другие органы

4)   клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом 

листа

демоверсия 2009

3. Объясните, как происходит процесс раскрывания устьиц на свету.

ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

1)   замыкающие клетки устьиц содержат хлорофилл, и на свету в них 

происходит фотосинтез

2)   повышение концентрации глюкозы в клетках вызывает поступление в 

них воды

3)   объем замыкающих клеток увеличивается и, вследствие разной 

толщины клеточных стенок, форма клеток изменяется, и устьица 
открываются

[2]

4. Объясните, почему подберезовики нельзя выращивать на искусственных питательных 

субстратах, а шампиньоны можно.

ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

1)   подберезовики образуют микоризу с корнями деревьев

2)   органические вещества, необходимые для питания, подберезовики 

получают от растений

3)   шампиньоны не образуют микоризу и питательные вещества 

поглощают из субстрата

[2]

5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они 

сделаны, объясните их.

1. Папоротники - древние споровые растения. 
2 Из споры у них развивается заросток. 
3. Заросток папоротников не содержит хлорофилла. 
4. Он питается за счет питательных веществ, запасенных в споре. 
5. Папоротники цветут один раз в году.

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Тема 11..Ботаника. С ответами.  стр. 10 из 11

ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

[2]

6. Укажите, какие признаки характерны для цветков насекомоопыляемых растений.

ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

1)   цветки или соцветия яркие и относительно крупных размеров

2)   цветки могут содержать нектарники и обладают ароматом

3)   пыльца относительно крупных размеров, клейкая или с выступом для 

прикрепления к насекомым

[2]

7. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они 

сделаны, объясните их.

1.Тело лишайников представлено слоевищем. 
2. Оно состоит из водоросли и гриба. 
3. Водоросль снабжает лишайник водой с растворенными минеральными солями. 
4. Гриб снабжает водоросль органическими веществами. 
5. Гриб, входящий в состав лишайника, может встречаться в свободноживущем виде.

ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

[2]

8. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они 

сделаны, объясните их.

1.К голосеменным растениям относятся хвойные. 
2. В качестве проводящей ткани у них сосуды и трахеиды. 
3, У голосеменных развивается пыльцевая трубка, обеспечивающая доставку спермия к 

яйцеклетке. 

4. Спермии голосеменных имеют два жгутика и подвижны. 
5. У голосеменных семя содержит зародыш и питательную ткань для него — триплоидный 

эндосперм.

ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

ошибки в предложениях 2, 4, 5

2)   проводящая ткань голосеменных представлена трахеидами, сосуды у 

них отсутствуют

4)   спермии голосеменных без жгутиков и неподвижны

5)   эндосперм голосеменных гаплоидный

[2]

9. Школьники находились на поле поздней осенью, когда стебли растений уже пожухли. Учитель 

дал им задание найти участок поля, на котором произрастали бобовые растения. Как они 
смогут это сделать?

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Тема 11..Ботаника. С ответами.  стр. 11 из 11

ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

1)   Так как стеблей у растений уже нет, то задача состоит в том, чтобы 

отличить бобовые растения по корням.. 

2)   Бобовые растения образуют симбиоз с азотофиксирующими 

клубеньковыми бактериями

3)   Следовательно, на корнях бобовых будут клубеньки.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего образования 

Кафедра дендрологии

 

Рекомендовано  
для использования в учебном процессе  
методической комиссией института/факультета 
Лесохозяйственного 
протокол № 5 от «25» апреля 2019 г. 

БОТАНИКА 

Сборник контрольных заданий (тесты) 

для студентов направления 35.03.10 «Ландшафтная архитектура»  

направленности «Ландшафтное строительство» 

очной и заочной форм обучения 

Красноярск, 2019 

СОДЕРЖАНИЕ 

 
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................... 3 
Клетка ............................................................................................................. 4 
Растительные ткани .................................................................................... 11 
Корень .......................................................................................................... 19 
Лист .............................................................................................................. 30 
Стебель ......................................................................................................... 39 
Цветок, плод, семя ...................................................................................... 48 
Систематика растений ................................................................................ 57 
Низшие растения ......................................................................................... 57 

Бактерии ................................................................................................ 57 
Водоросли ............................................................................................. 59 
Грибы ..................................................................................................... 60 
Лишайники ............................................................................................ 63 

Высшие растения ........................................................................................ 66 

Мхи ........................................................................................................ 66 
Плауны .................................................................................................. 68 
Хвощи .................................................................................................... 69 
Папоротники ......................................................................................... 70 
Голосеменные ....................................................................................... 75 
Покрытосеменные ................................................................................ 75 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ....................................................... 84 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное) Ответы к заданиям ............................... 85 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное) Словарь ботанических терминов ....... 88 
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (справочное) Перечень ключевых слов .................. 101

 

 
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 
Ботаника –  наука о растениях  -  занимает особое положение в истории 

развития человеческих знаний. Это связано с тем, что существование человека 
невозможно  без  зеленого  растения.  Только  растения  способны  создавать 
органические  вещества  (углеводы)  из  неорганических  (углекислого  газа  и 
воды). Благодаря фотосинтетической деятельности растений на нашей планете 
появились животные, возник аэробный способ дыхания и, как следствие этого,  
зародились высокоорганизованные формы жизни. 

Растительный  мир  весьма  разнообразен,  и  человек  занимается 

изучением  растений  с  глубокой  древности  и  до  настоящего  времени.  Во  все 
времена растения удовлетворяли самые разнообразные потребности человека, 
поэтому  одной  из  задач,  стоящих  перед  ботаникой,  является  разработка 
методов 

повышения 

продуктивности 

растительных 

организмов 

и 

рационального  их  использования.      В  настоящее  время  к  числу  наиболее 
актуальных  проблем  относятся  также  проблемы  экологии  человека  и 
растений. 

Целью  настоящего  сборника  является  повышение  эффективности 

усвоения  программного  материала  по  ботанике,  закрепление  и  углубление 
теоретических знаний и умений студентов. 

Пособие  снабжено  иллюстративным  материалом  и  словарем 

ботанических  терминов,  что  облегчает  восприятие  заданий.  В  сборнике 
использованы  различные  формы  представления  заданий,  которые  имеют 
разный уровень сложности.  

Сборник  контрольных  заданий  соответствует  программе  курса 

«Ботаника»  и  предназначен  для  студентов  направления  35.03.10 
«Ландшафтная  архитектура»    направленности  «Ландшафтное  строительство» 
очной и заочной форм обучения. 

 

 

Клетка 

 
1.  Элементарной  единицей  строения  и  жизнедеятельности  организмов 

является: 

А – система органов 
Б – клетка 
В – орган 
Г – ткань  
 
2. Ядро имеют все клетки: 
А – прокариот 
Б – эукариот  
В – водорослей  
Г – грибов 
 
3.  Отличием  большинства  клеток  животных  от  растений  является 

наличие: 

А – клеточной стенки 
Б – центриолей 
В – митохондрий 
Г – рибосом  
 
4. Плазматическая мембрана клетки: 
А – хранит наследственную информацию 
Б – обеспечивает транспорт аминокислот к месту синтеза белка 
В – обеспечивает избирательный транспорт веществ  
Г – участвует в расщеплении белков 
 
5. Липидных слоев в клеточной мембране: 
А – один 
Б – два 
В – три 
Г – четыре 
 
6.  На  мембране  гранулярной  (шероховатой)  эндоплазматической  сети 

происходит синтез: 

А – АТФ 
Б – углеводов  
В – липидов 
Г – белков 
 
7. Рибосомы в клетках эукариот расположены: 
А – в цитоплазме 
Б – на мебранах гранулярной ЭПС 

 

В – на мембранах гладкой ЭПС 
Г – в аппарате Гольджи 
 
8. Рибосомы: 
А – находятся на поверхности гладкой эндоплазматической сети 
Б – состоят из двух частиц (субъединиц) 
В – имеют двойную мембрану 
Г – содержат ДНК 
 
9. Рибосомы участвуют в синтезе: 
А – АТФ 
Б – белков 
В – липидов 
Г – углеводов 
 
10.  Факторы,    позволяющие  митохондриям  быть  "энергетическими 

станциями" клетки: 

А – наличие на внутренней мембране молекул-переносчиков электронов 
Б – наличие крист 
В – непроницаемость митохондриальной мембраны для ионов 
Г – наличие матрикса 
Д – отсутствие собственной ДНК 
 
11. Внутри митохондрий содержится: 
 

А – кристы 
Б – матрикс 
В – ДНК 
Г – граны 
 

 

12. Одномембранные органеллы клетки: 
А – ядро 
Б – компекс Гольджи 
В – митохондрии 
Г – эндоплазматическая сеть 
Д – комплекс Гольджи 
Е – лизосомы 
 
13. Обязательной частью любой клетки является: 
А – ядро 
Б – лизосомы 
В – цитоплазма 
Г – пластиды 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..