Intsok. Отчет целевой группы: Бурение, эксплуатация скважин и оборудование, Проект «RU-NO Barents» (2013 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Intsok. Отчет целевой группы: Бурение, эксплуатация скважин и оборудование, Проект «RU-NO Barents» (2013 год) 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Intsok. Отчет целевой группы: Бурение, эксплуатация скважин и оборудование, Проект «RU-NO Barents» (2013 год) - часть 1

 

 

 
 
 

 

 

 
 

 

 

 
 
 
 
 
 

  

 

 

 

Отчет целевой группы: Бурение, 

эксплуатация скважин и 

оборудование 

 

9 апреля, 2013 г. 

 
 

Российско-норвежское 

нефтегазовое сотрудничество на 

Крайнем Севере 

 

(Проект «RU-NO Barents»)

 

 

 
 
 

 

 

Содержание 
 
1

 

Введение ............................................................................................................................ 4

 

2

 

Историческая справка и главная задача ......................................................................... 5

 

3

 

Резюме и выводы .............................................................................................................. 7

 

3.1

 

Общие выводы ........................................................................................................... 7

 

3.2

 

Потребности в технологиях ...................................................................................... 7

 

3.2.1

 

ММБУ и другие типы буровых установок ...................................................... 7

 

3.2.2

 

Бурение и эксплуатация скважин ..................................................................... 8

 

3.2.3

 

Ледовая обстановка, погодные условия и холодный климат ........................ 8

 

3.3

 

Другие аспекты, помогающие достичь поставленных целей ................................ 8

 

4

 

Метод осуществления проекта ....................................................................................... 9

 

4.1

 

Семинары.................................................................................................................... 9

 

4.1.1

 

1-ый семинар в Ставангере, 6 ноября, 2012 г. ............................................... 10

 

4.1.2

 

2-ой семинар в Санкт-Петербурге, 29 января, 2013 г. .................................. 10

 

5

 

План действий по Баренцеву морю .............................................................................. 11

 

5.1

 

Географические зоны .............................................................................................. 11

 

5.2

 

Временная перспектива .......................................................................................... 12

 

6

 

Проблемы и технологические пробелы ....................................................................... 14

 

6.1

 

Введение и обзор ..................................................................................................... 14

 

6.2

 

Мобильные морские буровые установки (ММБУ) и другие типы буровых 

установок ............................................................................................................................. 19

 

6.2.1

 

Основа и данные для проектирования ........................................................... 19

 

6.2.2

 

Правила и нормативно-правовой режим, применимые к операциям на 

шельфе Арктики ............................................................................................................. 19

 

6.2.3

 

Системы швартовки ......................................................................................... 20

 

6.2.4

 

Конструкция судов для ледовых условий ...................................................... 21

 

6.3

 

Бурение и эксплуатация скважин – контролирование скважин в арктических 

условиях .............................................................................................................................. 22

 

6.4

 

Проблемы, связанные со льдом, погодой и холодным климатом ...................... 25

 

6.4.1

 

Точки размещения устьев скважин и их защита ........................................... 25

 

6.4.2

 

Системы контроля за ледовой обстановкой .................................................. 25

 

6.4.3

 

Условия труда: влияние климата, холодных температур, внезапных 

полярных депрессий, темноты, а также «светлоты» на персонал ............................. 26

 

6.4.4

 

Обзор работы промышленности ..................................................................... 26

 

6.5

 

Планирование и проведение операций по ликвидации аварий .......................... 27

 

6.6

 

Общие вопросы и комментарии, высказанные на семинарах ............................. 27

 

6.7

 

Логистика и другие вопросы .................................................................................. 28

 

7

 

Дальнейшая работа......................................................................................................... 29

 

8

 

Приложения .................................................................................................................... 30

 

Приложение 1:  Общий график проекта ИНТСОК «RU-NO Barents» по состоянию на 
февраль 2013 г. ................................................................................................................... 30

 

Приложение 2:  Состав Целевой группы направления «Бурение, эксплуатация 
скважин и оборудование» .................................................................................................. 31

 

Приложение 3:  Предварительная Матрица конкретных возможностей и интересов 
компаний в сфере арктических технологий .................................................................... 32

 

Приложение 4:  Ключевые моменты и резюме 1-ого семинара в Ставангере, 6 ноября, 
2012г. ................................................................................................................................... 33

 

Приложение 5:  Основные замечания и резюме семинара № 2, г. Санкт-Петербург, 29 
января, 2013 г. ..................................................................................................................... 35

 

 
 
 

 

 

1  Введение 

 

В этом отчете обобщаются результаты работы, проведенной Целевой Группой 
направления «Бурение, эксплуатация скважин и оборудование» в рамках проекта 
Российско-Норвежское нефтегазовое сотрудничество на Крайнем Севере (RU-NO 
Barents)». Работа проводилась в период с мая 2012 г. по февраль 2013 г.  
 
В документе изложены результаты наблюдений, сделанных Основной командой 
Целевой Группы в отношении выявления технологических проблем, связанных с 
бурением и эксплуатацией скважин, а также соответствующим оборудованием, при 
осуществлении операций в Баренцевом регионе.  
 
Состав Основной команды Целевой Группы указан в Приложении 2. 
 
 
Документ основан на работе членов Основной команды Целевой Группы  и 
информации и отзывах, поступивших от компаний, осуществляющих нефтегазовые 
операции в Арктике. Кроме того, была получена информация от проектов “Barents 
2020” и “OG21”, а также от Целевой Группы по направлению «Логистика и транспорт» 
проекта «RU-NO Barents». 
Основная команда Целевой Группы провела два отраслевых семинара: один в Норвегии 
и один в России. Вводная информация, точки зрения и выводы, высказанные на этих 
семинарах, были включены в данный отчет. 
В этом отчете содержатся рекомендации по  основному направлению «Бурение, 
эксплуатация скважин и оборудование».  Основная команда, состоящая из 
специалистов, представляющих нефтяные компании, подрядчиков и научно-
исследовательские организации Норвегии и России, сосредоточилась на выявлении 
наиболее важных проблем, связанных с бурением, эксплуатацией скважин и 
соответствующим оборудованием в развивающемся Баренцевом регионе. Объем работ 
охватывает как геологоразведочные работы, так и стадию разработки месторождений. 
Выявленные проблемы относятся к предполагаемым буровым операциям в регионе 
Баренцева моря, куда относятся Баренцево, Печорское, Белое и Карское моря. В целом, 
есть вероятность того, что проблемы, характерные для этих акваторий, будут иметь 
значение и для других регионов арктического шельфа. 
 
В настоящем документе освещаются следующие вопросы:  

-  Оценка и выявление общих технологических проблем России и Норвегии в 

преддверии начала геологоразведочного и эксплуатационного бурения в 
шельфовых зонах Крайнего Севера 

-  Выявление имеющихся на сегодняшний день у компаний конкретных 

возможностей и интереса к участию в разработке будущих технологий 

-  Выявление областей, требующих инноваций и технологического развития, 

для решения основной задачи обеспечения технически и экологически 
безопасной разработки этого района 

 
 
 

 

 

-  Обзор мероприятий, связанных с развитием возможностей компаний по 

ведению операций в арктических регионах, например, по улучшению ОТиОС, 
сокращению затрат и снижению эксплуатационных ограничений  

 
В дополнение, была определена взаимосвязь с темами, логически относящимися к 
работе, проводимой по другим направлениям проекта «RU-NO Barents». 
 
Отчет предназначен в первую очередь органам власти, тем, кто отвечает за принятие 
решений, научно-исследовательским организациям и участвующим компаниям 
нефтегазового сектора с целью предоставить обзор технологических проблем и 
необходимых технологий в области бурения, эксплуатации скважин и оборудования во 
временной перспективе, дав, тем самым, рекомендации по осуществлению 
поставленных целей нефтегазового производства на Крайнем Севере.    
 
 
Отчет не должен рассматриваться как «окончательный» вплоть до полного завершения 
всего проекта в 2015 г. Информация в отчете будет обновляться, как это требуется, с 
дополнениями от Целевых Групп других направлений проекта «RU-NO Barents», 
комментариями и предложениями компаний, и включать в себя обновленные данные 
по общей оценке технологий и деятельности, которая будет проводиться в период до 
завершения проекта.  
 
Комплексное усилие было направлено на поиск компаний и поставщиков, обладающих 
конкретными «арктическими» возможностями, и выяснение их интереса к участию в 
разработке новых технологий. Заинтересованные стороны были приглашены принять 
участие в семинарах для получения и обмена информацией с остальными компаниями 
отрасли. 
 
Была составлена предварительная матрица арктических возможностей и интересов 
компаний, включенная в Приложение 3. Матрицу следует рассматривать как 
предварительный документ, который будет обновляться в результате совместной 
работы с Основными командами других Целевых Групп.   
 
 

2  Историческая справка и главная задача 

Предполагается, что арктический континентальный шельф является областью с 
наибольшим неразведанным потенциалом запасов нефти и газа. Одно из основных 
препятствий на пути к наиболее полному изучению потенциала этого региона как 
будущей базы поставок энергии связано с возможностями промышленности  в плане 
предоставления технологий, применимых в суровых климатических условиях, 
влияющих на разработку и эксплуатацию месторождений и экологические требования, 
а также связанных с присутствием льда и большими расстояниями для 
транспортировки. Не в последнюю очередь, большую важность представляет вопрос о 
сопряженных с этим больших затратах, требующихся для разработки шельфовых 
месторождений. 
 

 
 
 

 

 

Главная задача заключается в поддержке экологически и технически безопасной 
разработки углеводородных ресурсов Крайнего Севера за счет расширения российско-
норвежского сотрудничества в энергетической сфере. 
 
Цель проекта:  

-  Провести оценку общих технологических проблем России и Норвегии в 

отношении развития Крайнего Севера 
 

-  Проанализировать существующие технологии, методы и передовой опыт, 

имеющиеся у России и Норвегии 

 

-  Исходя из вышеизложенного, наглядно продемонстрировать необходимость в 

инновациях и развитии технологий – задача, с которой должна справиться 
промышленность наших стран 
 

-  Содействовать установлению более крепких отраслевых связей 

 

ИНТСОК, при поддержке правительства Норвегии и через сотрудничество с 
российской и норвежской нефтегазовой промышленностью, приступил к 
осуществлению проекта, направленного на работу в этой области и на решение вопроса 
о необходимости совместного развития инноваций и разработки технологий между 
нашими двумя странами. Норвежская промышленность располагает шельфовыми 
технологиями мирового класса, но сталкивается с новыми задачами, которые требуют 
новых / улучшенных технологий, при переходе к работам на Крайнем Севере. 
Российская промышленность в равной степени обладает длительным и ценным опытом 
работы в трудных климатических условиях Крайнего Севера, но разработка 
нефтегазовых месторождений на шельфе пока еще находится на стадии становления. 
 
Проект стартовал в 2012 г. и продлится в течение 3-х лет, сосредоточив внимание на 5 
основных направлениях разработки нефтяных и газовых месторождений на шельфе: 
 

1. 

Логистика и транспорт (2012-1015) 

2. 

Бурение, эксплуатация и оборудование скважин (2013) 

3. 

Охрана окружающей среды, системы мониторинга и готовности к ликвидации  
разливов нефти (2013)  

4. 

Трубопроводы и подводные сооружения (2014) 

5. 

Плавучие и стационарные установки (2014) 

 
Общий график проекта приведен в Приложении 1.   
 
Итоговые отчеты будут готовы в начале  2015 г. 
 
Доступ к участию в проекте открыт для всех, а результаты будут открыто 
опубликованы на веб-сайте ИНТСОК

www.intsok.ru

 

www.intsok.com

 

 
 

 
 
 

 

 

3  Резюме и выводы  

 
Целевая Группа направления «Бурение, эксплуатация скважин и оборудование» 
проекта «RU-NO Barents» проводила свою работу с мая 2012 г. по февраль 2013 г. Было 
обеспечено широкое участие промышленности, а предварительные наблюдения, 
сделанные Целевой Группой, подтвердились на двух отраслевых семинарах, 
состоявшихся в ходе этой работы. Выводы Целевой Группы можно разделить на две 
части: общую и более конкретную, посвященную разработке технологий. 
 

3.1  Общие выводы 

 
Технологии сегодняшнего дня 

-  Существующие сегодня технологии позволяют безопасно и ответственно 

проводить буровые операции, используя плавучие системы в открытых водах 
Баренцева моря  

-  Существующие сегодня технологии позволяют безопасно и ответственно 

проводить буровые операции в мелководных зонах с (почти) круглогодичным 
присутствием льда, используя конструкции, установленные на морском дне  

-  Экологические данные по рассматриваемым зонам имеются сегодня в 

значительном объеме, но доступ для компаний к данным по участкам, пока не 
открытым для операций, на сегодняшний день закрыт  

 
Технологии завтрашнего дня 

-  Безопасное, ответственное и экономически эффективное ведение буровых 

операций на среднюю и долгосрочную перспективу (2025-) требует 
значительного усовершенствования технологий по выбранным областям, 
чтобы можно было добиться технически осуществимых и экономически 
эффективных решений. Меры по внедрению требуемых технологий следует 
принимать уже сегодня, с тем, чтобы к тому моменту, когда в них, как 
предполагается, возникнет необходимость, они были бы уже в наличии 

 

3.2  Потребности в технологиях  

 
В зависимости от места географического расположения, понадобятся технологические 
усовершенствования по следующим областям: 
 

3.2.1  ММБУ и другие типы буровых установок 

Концепция/геометрия корпуса судна для операций в ледовых условиях и 

при варьирующейся глубине моря 

Позиционирование установки/маневрирование/поворотная винтовая 

колонка  

 
 
 

 

 

Быстро отсоединяемые/обратно подсоединяемые системы швартовки, 

включая турели 

Морские якорные системы 

Система хранения/снабжения/логистики 

Верхние строения и системы, способные работать при низких 

температурах до -60

0

3.2.2 

 

Бурение и эксплуатация скважин  

-  Наилучшая практика и стандарты контроля над скважиной 

-  Альтернативы пробуриванию разгрузочной скважины за тот же сезон: 

каптаж скважины, стандарты и оборудование для локализации разливов 

-  Отходы, сброс и обработка шлама 

-  Направленное бурение: неопределенность высокоширотных наблюдений 

 

3.2.3  Ледовая обстановка, погодные условия и холодный климат  

-  Проектирование моделей ледовой нагрузки 

-  Точки размещения устьев скважин и их защита 

-  Системы контроля над ледовой обстановкой 

-  Влияние климата, низких температур, внезапного наступления полярной 

депрессии, темноты, «светлоты» и т.д. на персонал, операции и 
оборудование 

 

3.3  Другие аспекты, помогающие достичь поставленных целей 

 

-  В дополнение к технологическому развитию, создание и гармонизация 

трансграничных правил и норм, стандартов, классификаций и разрешений 
будут приобретать все большее значение для обеспечения последовательной 
практики работы и получения хороших результатов по ОТиОС в Норвегии и 
России 

-  Кроме того, понадобятся договоренности и условия для обеспечения 

стабильных правовых рамок со стороны органов власти и операторов с тем, 
чтобы компании могли брать на себя долгосрочные инвестиционные 
обязательства.  

-  Технологии должны делать возможными экономически жизнеспособные 

решения с тем, чтобы деятельность могла продолжаться и расширяться. 
Баренцев регион и Арктика в целом ведут конкурентную борьбу с другими 
районами мировой энергетической промышленности за привлечение ресурсов 
(денежных, человеческих и материальных) 

 
 
 

 

 

-  Особое внимание следует уделить образованию и подготовке персонала на 

уровне специалистов и квалифицированных рабочих для того, чтобы 
обеспечить достижение главной цели по технически и экологически 
безопасной и экономически эффективной геологоразведке и добыче 
нефтегазовых ресурсов Крайнего Севера. 

 

4  Метод осуществления проекта  

 
Целевая группа направления  «Бурение, эксплуатация скважин и оборудование» 
приступила к работе в мае 2012 г. Было проведено несколько заседаний Целевой 
Группы. Помимо членов Основной команды Целевой Группы активный вклад в общий 
итоговый результат внесли другие специалисты и представители компаний, входящих в 
Целевую Группу. Работа Целевой Группы координировалась и управлялась 
Менеджером Целевой Группы Гайром Щёбергом, который, в свою очередь, был 
подотчетен Директору проекта «RU-NO Barents» Туру Кристиану Андвику. 
Руководство проекта также регулярно проводило координационные встречи с Целевой 
Группой по направлению «Логистика и транспорт», и, совсем недавно, с Целевой 
Группой по направлению «Охрана окружающей среды, системы мониторинга и 
ликвидации нефтяных разливов». В дополнение, отчеты и доклад о проделанной 
работе, а также предварительные результаты представлялись с регулярными 
интервалами Руководящему Комитету проекта.  
 

4.1  Семинары 

 
Были проведены, как и было запланировано, два отраслевых семинара:  
 

-  Ставангер, 6 ноября 2012 г. 

-  Санкт-Петербург, 29 января 2013 г. 

 
Оба семинара были открыты для широкого участия операторов, подрядчиков, 
сервисных компаний, поставщиков оборудования и технологий, а также ВУЗов и 
научно-исследовательских организаций, как с российской, так и с норвежской стороны. 
Семинары проводились с намерением обсудить различные проблемы, связанные с 
ведением операций на Крайнем Севере, и рассмотреть имеющиеся возможности 
отрасли, практику работы, степень готовности и технологические пробелы. 
 
Первый семинар проводился в Ставангере 6 ноября 2013 г. В нем приняли участие 56 
делегатов. Второй семинар состоялся в Санкт-Петербурге, Россия, 29 января 2013 г. с 
участием 61 делегата. Оба семинара были оценены как успешные. Краткий обзор 
семинаров приводится ниже. В Приложении 4 и 5 содержатся основные моменты и 
резюме соответствующих семинаров. В дополнение, копии презентаций, резюме и 
обсуждавшиеся темы можно найти на сайте ИНТСОК 

www.intsok.ru

 

 

 
 
 

10 

 

 

4.1.1  1-ый семинар в Ставангере, 6 ноября, 2012 г. 

 
Основываясь на отзывах участников, представлявших операторов, подрядчиков, 
сервисные компании, поставщиков оборудования и технологий, а также ВУЗы и 
научно-исследовательские организации, можно сделать общий вывод о том, что 
семинар был воспринят положительно.  
 
В докладах были приведены примеры состояния ключевых технологий, а также общих 
аспектов и конкретных проблем. 
 
Семинар дал оценку и более глубоко проанализировал конкретные проблемы по 
отдельным географическим зонам. Внимание проекта « RU-NO Barents” направлено на 
технические проблемы, но эти проблемы выходят за рамки чисто технологических, 
включив в себя вопросы организации, руководства и компетенции. 
 
Технические проблемы могут быть поделены на те, которые связаны с технической и 
экологической безопасностью, и те, которые относятся к коммерческим аспектам и 
затратам. Вопросы ОТиОС занимают первое место. 
 
Очень сложно добиться того, чтобы операции и деятельность на Крайнем Севере были 
экономически жизнеспособными в соревновании с другими районами и 
энергетическими источниками за ресурсы, финансовый и человеческий капитал и 
другие физические активы.  
 
Темы и проблемы, обозначенные Целевой Группой направления «Бурение, 
эксплуатация скважин и оборудование», соответствуют результатам семинара и 
дискуссий за круглым столом, прошедшим в ходе первого семинара. 
 

4.1.2  2-ой семинар в Санкт-Петербурге, 29 января, 2013 г.  

Также хорошо был принят и второй семинар по направлению «Бурение, эксплуатация 
скважин и оборудование», прошедший в Санкт-Петербурге 29 января 2013 г. 
Участники представляли собой равномерное распределение между российскими и 
международными интересами в лице операторов, подрядчиков, сервисных компаний, 
поставщиков оборудования и технологий, а также ВУЗов и научно-исследовательских 
организаций. 
 
Как и на первом семинаре, прошедшем в г.Ставангере 6 ноября, 2012 г., в докладах 
были приведены примеры состояния ключевых технологий, а также общих аспектов и 
конкретных проблем. Вторая часть семинара была посвящена дискуссиям за круглым 
столом.  
 
В ходе семинара были подтверждены возникающие впереди ключевые проблемы, по 
мере того, как деятельность перемещается в новые географические районы.  
 
В дискуссиях за круглым столом/работе по группам, состоявшимся на этом втором 
семинаре,  обсуждался гипотетический сценарий для обнаруженного большого 
газового месторождения в Персеевском блоке (Баренцево море, принадлежащая России 
северная часть бывшей оспариваемой зоны). Группам было дано задание 

 
 
 

11 

 

 

проанализировать гипотетический сценарий российских геологоразведочных и 
эксплуатационных работ, сосредоточившись на использовании доступных российских 
ресурсов (технологии, услуги, подрядчики, и т.д.).  
 
  

5  План действий по Баренцеву морю 

Для того, чтобы создать наполненные содержанием «рамки» для оценки и определений  
существующих и будущих технологий, была разработана методология, применимая для 
всех направлений проекта «RU-NO Barents». После обсуждения с Целевой Группой 
направления «Логистика и транспорт» было решено поделить на категории 
технические проблемы, связанные с будущей деятельностью в Баренцевом регионе на 
основе двух условий: 

-  Географические зоны  

-  Временная перспектива 

Целевая Группа направления «Логистика и транспорт» продолжит свою работу в 
течение 2015 г. Частью этой работы станет выработка общего понимания 
экологических, гидрометеорологических и ледовых данных для указанных ниже 
географических зон. 
 

5.1   Географические зоны 

 
Разделение на географические зоны базируется в основном на изменении ледовой 
обстановки в зависимости от времени года. Следующая карта была составлена НИИ 
Арктики и Антарктики (ААНИИ) Санкт-Петербурга, а также принята к использованию 
в качестве справочного документа проектом «Баренц 2020». 
 

 

 
Рис. 1: Ледовая обстановка в Баренцевом регионе, по данным ААНИИ 

 
 
 

12 

 

 

 

 
Проект «RU-NO Barents» решил немного изменить классификацию зон с тем, чтобы 
лучше отразить временную перспективу для текущей и будущей деятельности в 
Баренцевом и Карском морях. Это привело к разделению на 6 зон, как показано на Рис. 
2. 

 

 

 

 

Краткосрочная перспектива 

(-2025) 

1.  Отсутствие значительного морского льда  
2.  Морской лед присутствует только часть года 

  

Среднесрочная перспектива 

(2025-2040) 

 

1.  Ограниченный морской лед часть года 

2. 

Морской лед большую часть года 

 

Долгосрочная перспектива 

(2040-) 

1.  Морской лед часть года  
2.  Морской лед большую часть года 

 
Рис. 2: Географическое разделение Баренцева региона по определению проекта «RU-NO Barents» 

 

5.2  Временная перспектива  

 
Наиболее важные проблемы и потребности в новых технологиях поделены на 
краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный временной горизонт. 
Соответствующие географические зоны показаны на Рис. 2.  
 
Предполагаемые буровые работы в 6 обозначенных географических зонах хорошо 
соответствуют привязанной к ним краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной 
временной перспективе.  
 
Буровые операции были поделены на категории: 
 

a)  Краткосрочная перспектива (- 2025 г.) 

Краткосрочная перспектива характеризуется ведением буровых работ в 
открытой воде, т.е. зона 1, а также летними операциями в зонах 2,3 и 4. 
Эксплуатационное бурение будет проводиться вокруг круглогодично свободных 
ото льда акваторий (зона 1) и в мелководных зонах, покрытых льдом, (глубина 
воды менее 50 м). Расстояние от берега для этой краткосрочной перспективы 
находится в диапазоне от малого до среднего. 

Долгосрочная

 

Среднесрочная

 

Краткосрочная

 

 
 
 

13 

 

 

 

Россия  

Норвегия 

Увеличение добычи нефти в Печорском 
море 

Геологоразведочные работы в Карском 
море 

Сейсморазведочные работы в бывшей 
«оспариваемой зоне»” 
 

Расширение геологоразведочных 
операций в южном секторе Баренцева 
моря (включая бывшую 
«оспариваемую зону») 

Разработка месторождений Скрюгорд 
и Хавис 

Разработка месторождения Нурварг 

 
 

b)  Среднесрочная перспектива (2025 – 2040 г.г.) 

 
Среднесрочная перспектива характеризуется геологоразведочным бурением в 
свободных ото льда акваториях, а также, возможно, зимними операциями в 
ледовых условиях, но у компаний есть выбор. Эксплуатационное бурение может 
потребовать начала круглогодичных операций в зонах, обычно покрытых льдом 
в зимний сезон, при одновременном переходе к большим глубинам – до 100-150 
м. Расстояние от берега находится в диапазоне от среднего до большого.

  

 

Россия  

Норвегия 

Геологоразведочные работы в бывшей 
«оспариваемой зоне»  (юг и север) 

Разработка возможных нефтегазовых 
проектов в южной части бывшей 
«оспариваемой зоны» – юг 

Разработка возможных нефтегазовых 
проектов в Карском море 

Геологоразведочные работы в 
Баренцевом море – север  

Разработка новых нефтегазовых 
проектов в Баренцевом море – юг, 
север и восток 

 

 
 
  

c) 

Долгосрочная перспектива (2040 г. -    

 

При проведении работ в акваториях, расположенных между Медвежьим 
островом и Шпицбергеном и в направлении Земли Франца-Иосифа, компании 
должны быть готовы к встрече с настоящей Арктикой, что будет выражаться в 
суровом климате, сильных течениях, низких температурах Заполярья, больших 
расстояниях и ледовых условиях. 
Долгосрочная перспектива предусматривает круглогодичные операции по 
эксплуатационному и разведочному бурению во всех зонах и при большой 
глубине воды (>150м). Расстояние от берега будет очень большим.  

 

В России и Норвегии 
 

Разведочное и эксплуатационное бурение в северной части Баренцева моря. 

 
 

 
 
 

14 

 

 

6  Проблемы и технологические пробелы 

6.1  Введение и обзор 

 
В качестве основы для своей работы Целевая Группа направления « Бурение, 
эксплуатация скважин и оборудование» широко изучила литературу и другие 
доступные материалы, такие, как доклады и отчеты, в которых дается описание 
ключевых интересующих областей, относящихся к бурению и буровым операциями на 
Крайнем Севере. Важным вкладом стала, например, работа, проведенная и 
представленная проектами «Barents 2020» и OG21. В настоящее время осуществляется 
несколько инициатив, направленных на развитие возможностей отрасли в области 
бурения, эксплуатации скважин и оборудования при работах в условиях Арктики. 
Способность органов власти и представителей промышленности держать под 
наблюдением и участвовать в этой деятельности рассматривается как необходимая для 
обеспечения последовательности, обмена знаниями и использования наилучшей 
практики работы. В попытке дать обзор наиболее важных инициатив, был составлен 
отдельный список, включенный в Приложение 7 к настоящему отчету; см. ниже п.6.4.4.  
 
Члены Целевой Группы и компании, которые они представляют, обладают солидным 
опытом работы в отрасли, послужившим фундаментальной основой при подготовке 
выводов по работе Целевой Группы.  
 
Целевая Группа исходила из той предпосылки, что имеющиеся и применяемые 
технологии и решения уже известны основным участникам и заинтересованным 
сторонам. Было бы непрактичным и не соответствующим объему работы, если бы 
Целевая Группа стала описывать бурение, эксплуатацию скважин и оборудование, уже 
являющиеся в настоящее время промышленным стандартом. Поэтому, оценки были 
направлены на будущие технологические пробелы и проблемы.  
 
Целевая Группа решила сконцентрировать свои оценки и решения на расширении 
традиционных подходов и технологий. Применимые на долгую перспективу новые 
технологии, которые сегодня могут показаться еще трудно осуществимыми, возможно 
заключают в себе решения и альтернативы, представляющие огромный интерес. 
Поэтому, рекомендуется пристально следить и поощрять развитие новых подходов, 
подобных, например, концепции бурения морского дна.   
 
Географическая зона будет в значительной степени определять характер проблем, 
например, температуры и ледовая обстановка в течение года, гидрометеорологические 
условия, расстояния до существующей инфраструктуры и .т.д.  
 
Основные интересующие вопросы и области были определены в рамках следующих 
категорий:  
 

-  Передвижные буровые установки (ПБУ) и буровые системы 

-  Бурение и эксплуатация скважин 

-  Проблемы, связанные с ледовыми и погодно-климатическими условиями 

-  Планирование и осуществление мер готовности к чрезвычайным ситуациям 

 
 
 

15 

 

 

-  Логистика и другие вопросы 

 
Проблемы, выявленные в ходе предварительной оценки недостающих технологий, 
были перечислены под каждым заголовком. Выявленные проблемы послужили основой 
для дискуссии и оценки обоих семинаров. В ходе семинаров было подтверждено, что 
обозначенные проблемы действительно представляют основной интерес для будущей 
работы, технологического развития, научно-исследовательской деятельности и 
создания правовых рамок, включая стандарты, отраслевую практику работы, а также 
нормативно-правовые документы в странах Арктического региона. 
 
Ниже приводится краткое описание основных областей, в которых потребуются 
дополнительные инновации и технологии, необходимые для обеспечения 
геологоразведочной и эксплуатационной деятельности в Баренцевом регионе, 
связанной с бурением, эксплуатацией скважин и соответствующим оборудованием.   
 
Кроме того, в качестве отчетного материала, была подготовлена и включена в 
Приложение 3 матрица с указанием технологий и поставщиков продукции по 
конкретным интересующим областям. 

 

Сводная таблица технологического развития 

Основная 
категория 

Описание 

Временные 
рамки 

Предлагаемая 
категория 
поставщиков решений 

Мобильные 
морские 
буровые 
установки 
(ММБУ) и 
буровые 
установки 
других видов  

Основа и данные для 
проектирования  

Данные должны находиться в 
открытом доступе, а также 
проверяться и согласовываться 
как стандарты 

Данные должны быть 
сгруппированы по зонам 

 

Краткосрочная 
перспектива 

 

Промышленность 

 

Научно-
исследовательские 
организации 

Мобильные 
морские 
буровые 
установки 
(ММБУ) и 
буровые 
установки 
других видов 

 

Расчетные модели ледовой 
нагрузки 

-  Требуется понять и привести 

к общему стандарту 
соотношение между 
испытаниями модели, 
условиями испытаний модели 
и реальными данными 

-  Эффективность контроля над 

ледовой обстановкой 
(раскалывание льда,  
измельчение льда и т.д.) и 
предсказуемости подобных 

Краткосрочная 
перспектива  

 

Промышленность 

 

Научно-
исследовательские 
организации 

 
 
 

16 

 

 

методов работы недостаточно 
хорошо определены и не 
стандартизированы 

Требуется улучшить 
понимание, повысить 
предсказуемость и сделать 
более эффективными 
используемые методы

  

Мобильные 
морские 
буровые 
установки 
(ММБУ) и 
буровые 
установки 
других видов 

 

Правила и нормы, применимые 
для операций на арктическом 
шельфе 

- Требуется улучшить 

‘понимание’ промышленностью 
правил и норм, включая 
одобрение со стороны органов 
власти и процессы утверждения 
в различных юрисдикциях 
арктических зон  

- По мере осуществляющейся в 

настоящее время дальнейшей 
разработки процессов 
утверждения и выдачи 
разрешений для северных 
акваторий, координация между 
юрисдикциями поможет 
повысить эффективность, обмен 
опытом по всему арктическому 
поясу и использование лучшей 
практики 

Требуется разработать  
“дорожную карту” для помощи 
промышленности в понимании 
различных юрисдикций 

 

Краткосрочная 
перспектива  

 

Промышленность 

 

Органы власти 

Мобильные 
морские 
буровые 
установки 
(ММБУ) и 
буровые 
установки 
других видов 

 

Системы швартовки 

-  Требуется разработать 

эффективные системы 
отсоединения/повторного 
подсоединения для якорных 
систем и стояков

возможно

основанные на использовании 
турелей 

 

От 
краткосрочной 
до 
среднесрочной 
перспективы 

 

Промышленность 
 

Мобильные 

Конструкция судов для ледовых 

 

 

Промышленность 

 
 
 

17 

 

 

морские 
буровые 
установки 
(ММБУ) и 
буровые 
установки 
других видов 

 

условий 

Варианты конструкций судов 
для ряда буровых и 
скважинных работ, 
охватывающие глубину воды 
до 350 м, температуры до -
30

0

C и способность ведения 

операций в условиях 
морского льда, должны быть 
разработаны для 
удовлетворения требований 
проведения круглогодичных 
операций на 
«среднесрочную» 
перспективу

 

Для «долгосрочной» 
перспективы 
эксплуатационные условия 
будут более сложными, с 
температурами до -40

0

C, 

более сильными течениями и 
в целом более суровыми 
природно-климатическими 
условиями. 

 

 
 
Среднесрочная 
перспектива 
 
 
 
 
Долгосрочная 
перспектива 
 

 

Научно-
исследовательские 
организации 

Бурение и 
эксплуатация 
скважин 

Контроль над работой скважин 
в арктических условиях 

-  Требуется сопоставить 

требования по Баренцеву 
(российские и норвежские 
правовые требования) и 
Карскому (российские 
нормативно-правовые 
требования) морям 

-  Должны быть разработаны 

системы контроля для 
снижения потенциального 
ущерба там, где 
традиционные глубоководные 
системы контроля окажутся 
неэффективными в 
применении к арктическим 
условиям, учитывая такие 
факторы, как ледовая 
обстановка, 
работоспособность 
оборудования в ледовых 

От 
краткосрочной 
до 
среднесрочной 
перспективы  

 

Промышленность 

 

Научно-
исследовательские 
организации 

 

Органы власти 

 
 
 

18 

 

 

условиях и факторы, 
влияющие на рабочие 
процедуры и персонал 

-  Требуется разработать 

улучшенные меры по 
снижению риска (вероятность 
и последствия), связанного с 
контролем за работой 
скважин, таких, как, 
например, ПВП с двойными 
срезающими плашками 

Бурение и 
эксплуатация 
скважин 

Неопределенность 
высокоширотных наблюдений и 
деградация качества данных  

-  Требуется разработать 

технологию, позволяющую 
точно позиционировать ствол 
скважин 

От 
краткосрочной 
до 
среднесрочной 
перспективы 

 

Промышленность 
 

Проблемы, 
связанные со 
льдом, 
погодой и 
холодным 
климатом 

Точки размещения устьев 
скважин и их защита 

-  Там, где это возможно, 

требуется разработать 
технологии для защиты устьев 
скважин, включая ПВП и 
фонтанную арматуру, от 
воздействия айсбергов  

Среднесрочная 
перспектива 

 

Промышленность 
 

Проблемы, 
связанные со 
льдом, 
погодой и 
холодным 
климатом 

Системы контроля над ледовой 
обстановкой 

-  Требуется создать и сделать 

доступными в районах 
операций надежные и 
достаточные системы 
обнаружения и 
прогнозирования 

-  Сделать доступными, 

сертифицированными и 
одобренными к применению 
суда и системы для 
поддержки буровых операций 

Среднесрочная 
перспектива 

 

Промышленность 

 

Научно-
исследовательские 
организации 

 

 
 

В последующих разделах будет дано более подробное описание тем, определенных как 
области, требующие дополнительного инновационного и технологического развития. 

 
 
 

19 

 

 

 

6.2  Мобильные морские буровые установки (ММБУ) и другие типы 

буровых установок 

 

6.2.1  Основа и данные для проектирования  

 
Сейчас у промышленности нет прямого доступа к основе для проектирования, или, 
точнее, к данным о погодных, гидрометеорологических и температурных условиях по 
различным зонам (за исключением Зоны 1). Данные существуют, но зачастую 
оказываются закрыты из-за того, что на них распространяются права собственности. 
 

-  Данные должны находиться в общественном доступе, а также проверяться и 

согласовываться для использования в качестве расчетных критериев для 
проектирования судов, оборудования и систем, которые бы пользовались 
общим признанием как применимые для операций в интересующих районах и 
в нужные времена года. 

-  Данные должны быть сгруппированы по зонам 

-  Поскольку время от начала разработки технологий и подготовки к операциям 

до начала их реализации может оказаться долгим, то к этому надо приступить 
уже в

 

Краткосрочной перспективе. 

 
Мобильные морские буровые установки (ММБУ) (а также другие конструкции), 
спроектированные для работы в ледовых условиях, зависят от понимания 
действительной нагрузки со стороны морского льда на конструкции. Соотношение 
между результатами испытаний в ледовом бассейне и реальных показателей не совсем 
ясны поскольку результаты, полученные на разных испытательных установках, 
отличаются друг от друга. 
 

-  Требуется понять и стандартизировать соотношение между условиями 

модельных испытаний и реальными данным 

-  Эффективность контроля над ледовой обстановкой (раскалывание льда, 

измельчение льда и т.д.) и предсказуемость таких методов эксплуатации 
недостаточно хорошо определены и стандартизированы 

-  Поскольку время от начала разработки технологий и подготовки к операциям 

до начала их реализации может оказаться долгим, то к этому надо приступить 
уже в

 

Краткосрочной перспективе. 

 

6.2.2  Правила и нормативно-правовой режим, применимые к операциям 

на шельфе Арктики 

В целях безопасного и эффективного планирования и выполнения операций в 
соответствии с применимыми правилами и нормами, стандартами, системами 
управления и т.д., для любых буровых работ применяется метод «Общего системного 

 
 
 

20 

 

 

подхода». Это оказывается особенно важным при планировании операций, которые 
могут потребовать контроля над ледовой обстановкой, и дополнительно осложняется 
удаленностью и проблемами для логистики, что отражает условия, присутствующие в 
Баренцевом море в определенных районах и в течение определенного времени года. 
«Общий системный подход» должен включать ММБУ, контролирование скважин и 
системы готовности, куда относятся такие вопросы, как разгрузочные скважины,  
дежурные и вспомогательные суда, баржи снабжения, суда и системы для контроля над 
ледовой обстановкой, вертолеты, методы логистики и пополнения запасов и т.д. 
 

-  Правила и нормы, включая процессы, связанные с получением одобрения и 

разрешения со стороны органов власти и применяющиеся в различных 
юрисдикциях арктического региона, включая Норвегию и Россию, 
отличаются друг от друга. В целом, промышленность демонстрирует 
отсутствие понимания этих различий и, поэтому, этот аспект нуждается в 
улучшении. 

-  По мере того, как процессы получения одобрений и разрешений  

разрабатываются в настоящее время для северных акваторий, 
координирование юрисдикций поможет увеличить эффективность, 
латеральный обмен опытом и использование наилучшей практики 

-  Требуется разработать  “дорожную карту” для помощи промышленности в 

понимании различных юрисдикций 

К этой работе следует приступить незамедлительно и продолжить ее в  
дальнейшем. Это должно войти в «краткосрочную» перспективу

 

 

6.2.3  Системы швартовки 

 

При проведении оценки систем удержания установки на точке при буровых и 
скважинных работах требуется учитывать ледовые условия. Способность плавучих 
ММБУ работать в районах с глубиной воды от 100 до 350 м обычно требует 
системы швартовки для удержания установки на точке в пределах необходимой 
площади смещения для поддержания допустимого угла наклона стояка. Система 
швартовки может применяться в сочетании с подруливающим устройством. Для 
глубоководных акваторий могут использоваться как якорные системы, так и 
динамическое позиционирование.  
Существует требование, по которому система швартовки судна должна быть 
способна эффективно отсоединяться/обратно подсоединяться к якорным оттяжкам 
и скважине. В настоящее время наиболее жизнеспособным вариантом считается 
турельная система. 

 

-      Эффективная система для отсоединения/обратного подсоединения 

якорных оттяжек и стояка требует разработки для применения в 
акваториях с глубиной от 100 до 350 м, позволяя осуществлять 
эффективное обратное подсоединение в пределах приемлемого 
промежутка времени, если это позволяют ледовые условия 

 
 
 

21 

 

 

-      Отрасль предложила системы на турельной основе  

-      Поскольку разработка технологий и подготовка к операциям требует очень 

долгого времени, то эта работа должна быть начата сейчас. Дата, с которой 
это действительно потребуется, относится к «среднесрочной перспективе» 
для операций в Баренцевом море, но является «краткосрочной» для других 
северных районов. 

 

6.2.4  Конструкция судов для ледовых условий 

 
Очень немногие районы Баренцева региона имеют глубину воды, превышающую 350 
м. В районах мелководья, с глубиной воды от 60 до 80 м, стоящие на морском дне 
погружные установки или искусственные острова могут использоваться для операций, 
проводимых в суровых ледовых условиях. В более глубоководных зонах использование 
таких технологий окажется непрактичным, и вместо них потребуются ММБУ той или 
иной формы.  Альтернативно, могут быть разработаны новые, неопробованные 
концепции, такие, как, например, погружные, поставленные на дно, роботизированные 
буровые системы, системы для бурения с подводных лодок, прокладка туннелей и т.д. 
Однако, для всего этого потребуется так много времени для разработки до коммерчески 
и технически жизнеспособных вариантов, что это выходит за пределы практических 
временных рамок «долгосрочной» перспективы. Несмотря на то, что такие системы 
исключать не следует и, напротив, следует даже оказывать им поддержку как решениям 
для проблем, тем не менее, в том, что касается формы корпуса судна, основное 
внимание должно быть ориентировано на развитие существующих «традиционных» 
технологических вариантов, поскольку в сегодняшней ситуации подобный подход 
скорее приведет к успеху. Различные концепции ММБУ включают самоподъемные, 
полупогружные (на парных понтонах) буровые основания, формы судов (монокорпус), 
а также округлые или «бочкообразные» плавучие конструкции. 
 

-  Варианты конструкций судов для ряда буровых и скважинных работ, 

рассчитанные на глубину воды до 350 м, температуры до -30

0

C, и способные 

вести операции в условиях морского льда, должны быть разработаны для 
удовлетворения требований проведения круглогодичных операций 
«среднесрочной» перспективы 

-  Для «долгосрочной» перспективы эксплуатационные условия будут более 

сложными, с температурами до -60

0

C, более сильными течениями и в целом 

более суровыми природно-климатическими условиями

.

  

С коммерческой точки зрения может понадобиться «временное объединение 
усилий компаний» (пул), включающее различных операторов, для 
материализации концепции судна как такового и концепции в целом в рамках 
«среднесрочной» перспективы

 

-  Понимание и установление взаимосвязи между правилами, нормами и 

стандартами различных юрисдикций (см. отдельный пункт) 

Для проектирования таких судов требуется использовать «общий системный 
подход»

 

 
 
 

22 

 

 

•  Важным вопросом является защита стояков, оборудования для контроля 

за работой скважин и устьями скважин 

•  Способность эффективно и безопасно производить отсоединение (18-24 

часов) и обратное подсоединение (1-2 суток при условии наличия 
приемлемых погодных и ледовых условий) для якорных систем и 
стояков (См. отдельный пункт) 

•  В дополнение, в систему должна быть заложена функция ликвидации 

аварии в случае возникновения сценария с нарушением контроля над 
скважиной 

•  Системы и вопросы, относящиеся к контролю над ледовой обстановкой 

(суда, прогнозирование, эффективность, надежность и т.д.), должны 
быть отражены в конструкторско-проектном решении  

•  Требуется учесть способность судна поворачиваться под воздействием 

льда и погодных условий 

•  Удержание установки на точке, вопросы раскалывания льда, связанные 

с подруливающими устройствами, геометрия корпуса судна и т.д. 

•  Требуется рассмотреть вопросы, связанные с логистикой и 

транспортировкой при операциях, проводимых как в нормальном, так и 
в аварийном режиме  

•  Вопросы и проблемы, касающиеся условий труда, должны быть 

включены в проектное решение 

•  Системы покидания, эвакуации и спасения (ПЭиС)  

-  Принцип и подход к контролю над скважинами: контроль за работой 

скважин, каптаж скважины и системы ликвидации аварий на скважинах 

 
 

6.3  Бурение и эксплуатация скважин – контролирование скважин в 

арктических условиях 

Вопросом первостепенной важности для бурения и эксплуатации скважин является 
недопущение ситуаций, способных привести к потере контроля над скважиной. Это 
достигается благодаря правильной конструкции скважин, выбору материалов и 
оборудования, наблюдению за скважиной и обеспечению потока, мониторингу, 
рабочим процедурам, стандартам, подготовке персонала и человеческим 
возможностям. Как правило, для предотвращения потери контроля и эскалации аварии 
в любое время используются два барьера, включая буровой раствор и 
противовыбросовый превентор (ПВП). Подход к ведению текущих буровых работ и 
эксплуатации скважин в значительной степени не зависит от географической точки 
ведения работ. 
 
Поскольку много внимания уделяется предотвращению аварийных ситуаций, то 
требуется обеспечить либо стационарную, либо быстро развертываемую систему 
реагирования на аварийные ситуации, связанные с потерей контроля над скважиной. 
Типичными средствами контроля служат ПВП, пробуривание разгрузочной скважины, 
каптаж скважины, локализация, применение дисперсантов в подводных условиях и 
системы ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН). Эти средства контроля могут 

 
 
 

23 

 

 

использоваться в сочетании друг с другом в соответствии с правилами и нормами, а 
также с планом компании-оператора по борьбе с нефтяными разливами. 
 
В отличие от текущих буровых работ и эксплуатации скважин, средства контроля, 
используемые при бурении в Арктике, зависят от географического расположения 
объекта. Факторы, относящиеся к географической точке работ, включают расстояние 
до заранее подготовленного оборудования для аварийного реагирования, 
логистическую поддержку для приема и размещения аварийного оборудования, 
близость от буровых установок, способных пробуривать разгрузочные скважины, 
продолжительность сезона, в который акватории будут свободны ото льда, ледовые 
условий и способность предоставленного оборудования функционировать в ледовых 
условиях. Примечание: вопросы, связанные с ЛАРН, относятся к компетенции Целевой 
Группы по экологии, и поэтому здесь не рассматриваются. 
 
Вопросы, представляющие важность для проекта «RU-NO Barents» по Баренцеву и 
Карскому морям, включают: 

-  Понимание правовых требований по Баренцеву (российские и норвежские 

нормативно-правовые требования) и Карскому (российские нормативно-
правовые требования) морям 

-  Оценка условий, при которых методы контролирования скважин при 

выполнении обычных работ в глубоководных зонах оказывались 
эффективными в применении к Арктике, учитывая такие факторы, как 
ледовые условия, работоспособность оборудования в ледовых условиях, а 
также влияние на рабочие процедуры и персонал 

-  Влияние со стороны других «арктических» моментов, включая холодные 

температуры, темноту, отсутствие инфраструктуры и большие расстояния 

-  Использование улучшенных профилактических мер по снижению риска 

(вероятность и следствие) при контролировании скважин, таких, как ПВП с 
парными срезающими плашками 

Промышленность, через «Проект по реагированию на аварии на подводных скважинах» 
(РАПС/ПЛАПС), разрабатывает системы борьбы с аварийными выбросами при 
традиционном глубоководном бурении путем сочетания аварийных заглушек, которые 
будут предварительно заготовлены в стратегических местах по всему миру и которые 
будут размещаться морскими судами, набора технических средств для расчистки от 
обломков и системы для подводной закачки дисперсантов, перевозимых по воздуху для 
незамедлительной доставки на месторождение. Система закачки дисперсантов поможет 
осуществлять обработку нефти, облегчая процесс естественной биодеградации, до 
прибытия аварийных заглушек. РАПС также работает над решениями по локализации 
нефтяных разливов и специализированными решениями для мелководных зон. 
 
Многое из набора технических средств РАПС будет применимо для Арктики. Тем не 
менее, потребуются конкретные и, возможно, новые рабочие процедуры и 
оборудование, в зависимости от географического расположения и ледовых условий. 
Для свободных ото льда точек, расположенных в Зоне 1, набор технических средств 
РАПС будет применим без дополнительной сертификации. 
Пробуривание разгрузочной скважины за один сезон (ПРСОС) в настоящее время не 
представляется возможным применять для всех арктических зон. Технические 
решения, которые позволяют продлить сезон для реагирования на чрезвычайные 

 
 
 

24 

 

 

ситуации будут сопоставимы с решениями, необходимыми для продления сезона для 
обычных буровых операций. Альтернативно, работы со скважиной можно разбить на 
несколько сезонов, чтобы обеспечить технические возможности для ПРСОС. 
 
Промышленность и правительства работают над требованием обеспечения способности 
ПРСОС и гарантии, которая исторически заложена в эту способность (для справки: 
бурение в канадском секторе моря Бофорта). То, что это ставится под вопрос, связано с 
сочетанием практических моментов: есть участки Арктики, где ПРСОС может 
оказаться невозможным из-за краткости периода открытой воды и опасности нанесения 
экологического ущерба, поскольку разгрузочная скважина предполагает загрязнение 
окружающей среды в течение периода, требующегося для мобилизации буровой 
установки для пробуривания разгрузочной скважины и выполнения самих буровых 
работ. В настоящее время обсуждается концепция «эквивалентности» как средства 
оценки решений, альтернативных ПРСОС, обеспечивающих сопоставимый уровень 
риска. См. Приложение 6 – резюме обзора, подготовленного Национальным Советом 
по энергетике Канады.  
 
Поскольку деятельность в зонах арктического шельфа будет в ближайшие десятилетия 
расширяться, отраслевые органы и учреждения работают сейчас над правилами и 
нормами, стандартами и рекомендациями для безопасного и эффективного ведения 
операций в условиях арктического шельфа. Отрасль считает благоприятным 
координирование и приведение в соответствие друг с другом, по мере возможности,   
норм и правил, а также применение стандартов и рекомендаций. В особенности, 
политика и рабочие процедуры в области контролирования работы скважин, включая 
готовность к пробуриванию разгрузочной скважины, являются важными областями, в 
которых преимущества, получаемые за счет координирования различных юрисдикций, 
позволят осуществлять обмен опытом, обеспечивать прочность систем готовности и 
предсказуемые условия для промышленности. 
 
Неопределенность высокоширотных наблюдений и деградация качества данных  
 
Неопределенность высокоширотных наблюдений (направленное бурение), деградация 
качества данных из-за близости к магнитному и географическому полюсам, а также 
магнитные бури, вызываемые солнечной активностью, – все это проблемы, с которыми 
работа проводится уже в течение нескольких лет. См. ссылку на эту проблему в SPE 
119661.  
 
Относительная азимутальная неопределенность быстро увеличивается по мере 
продвижения в северном направлении. Это может иметь последствия для 
геологического картирования и подсчета объемов ресурсов, но то что будет еще важнее 
с точки зрения бурения, так это то, что эта неопределенность повлияет на 
антиколлизионные критерии при разработке месторождений и на способность успешно 
пробуривать разгрузочные скважины. Проект был создан в 2008 г. и направлен на 
разработку технологий, позволяющих точнее позиционировать ствол скважины при 
бурении на Крайнем Севере. С тех пор была подана заявка на получение американского 
патента, а крупные компании, занимающиеся наблюдениями, приглашены принять 
участие в разработке технических средств и методов.  
 
Требуется технология для точного позиционирования ствола скважины, и эта 
потребность относится к приоритетам  «краткосрочной – среднесрочной» перспективы. 

 

 
 
 

25 

 

 

6.4  Проблемы, связанные со льдом, погодой и холодным климатом 

 

6.4.1  Точки размещения устьев скважин и их защита 

 
Размещение и защита устьев скважин являются особо острыми вопросами в районах, 
где возможно появление айсбергов. Конструкция устьев скважин и точки их 
размещения диктуется конструкцией скважины и расчетом на эффективность контроля 
за айсбергами. Продолжительность буровых операций и жизненного цикла скважины 
должны быть подвергнуты рассмотрению. Разведочная скважина в открытой воде 
должна рассматриваться отдельно от эксплуатационной скважины, рассчитанной на 
ведение добычи в течение многих лет. Если разведочная скважина будет иметь только 
ПВП вплоть до того, как она будет заглушена и оставлена, эксплуатационная скважина 
будет в дополнение оснащена фонтанной арматурой, а также средствами для 
транспортировки скважинного флюида на добывающую установку. Тем не менее, если 
разведочная скважина может продлить свою работу больше, чем на один сезон, то, 
поскольку скважина должна быть временно оставлена, это будет накладывать 
дополнительные требования на ее конструкцию и систему защиты. 
 
Технологические решения для защиты устьев скважин, включая ПВП и фонтанную 
арматуру, от воздействия айсбергов, следует разработать за «среднесрочный» 
временной период. 
 

6.4.2  Системы контроля за ледовой обстановкой  

 
Общепризнано, что контроль за ледовой обстановкой включает следующее:  
 

-  Обнаружение, слежение и прогнозирование появления льда 

-  Оценка угрозы и предупреждение об опасности 

-  Физические меры контроля, как, например, раскалывание льда и буксировка 

айсбергов 

 
Для круглогодичных операций во льдах, а также для продления сезона операций в 
открытой воде в районах, где может ожидаться появление льда, важным является весь 
объем ресурсов, используемых для контроля над ледовой обстановкой. Сюда 
относятся: 
 

-  Спутниковые системы наблюдения за ледовыми условиями 

-  Воздушное наблюдение 

-  Метеорологические службы 

-  Прогнозирование и предсказание перемещений ледовой системы 

-  Суда для раскалывания льда/управления ледовой обстановкой 

-  Суда для аварийной поддержки 

 
 
 

26 

 

 

-  Вертолетный транспорт 

-  Суда снабжения и дежурные суда 

 
В дополнение к управлению операциями на точке бурения, лед и погодные условия 
будут также оказывать прямое воздействие на регулярность перевозок персонала, 
поставку материалов и услуг по воздуху и по морю. Можно провести параллель с 
районами, находящимися под влиянием суровых погодных условий, таких, как, 
например, ураганы. Планирование и выполнение операций будут в значительной 
степени зависеть от ледовых и погодных условий, и инфраструктура, требующаяся для 
поддержки таких работ должна быть создана с расчетом на круглогодичные операции в 
ледовых условиях. 

-  Должны быть созданы надежные и достаточные системы обнаружения и 

прогнозирования появления льда  

-  Все суда и системы, требующиеся для поддержки буровых операций, должны 

быть доступны, сертифицированы и утверждены 

-  Это цель для «среднесрочной» перспективы 

 

6.4.3  Условия труда: влияние климата, холодных температур, внезапных 

полярных депрессий, темноты, а также «светлоты» на персонал  

 
Эти важные вопросы в настоящее время считаются находящимися вне сферы 
рассмотрения данного основного направления. Как видно из обзора, приведенного в 
Приложении 7, по этим вопросам ведется важная работа.  

6.4.4  Обзор работы промышленности  

 
В настоящее время осуществляется несколько отраслевых и правительственных 
инициатив, нацеленных на развитие возможностей в области бурения, эксплуатации 
скважин и оборудования при работах в Арктике. Инициативы включают в себя 
развитие возможностей, конкретно направленных на арктические условия 
эксплуатации и более общие возможности, которые могут оказаться применимыми в 
Арктике. В целом, эти инициативы можно отнести к одной из пяти областей, общей 
темой для которой являются вопросы ОТиОС: 

 

Предотвращение аварий (контроли и барьеры) 

 

Реагирование на аварийные ситуации (меры по реагированию и сбору нефти) 

 

Стандарты и общие направления для поддержки и содействия в осуществлении 
вышесказанного 

 

Повышенная эффективность 

Дополнительно, существуют такие широкие инициативы, как OG21 ЦНТ3, Будущие 
Технологии для экономические эффективного бурения и ремонта скважин, которые 
охватывают своей работой сразу несколько областей. 
В Приложении 7 дается обзор работы по пяти вышеупомянутым областям, 
базирующийся на информации, находящейся в общественном доступе. 

 
 
 

27 

 

 

  

6.5  Планирование и проведение операций по ликвидации аварий 

 
Следующие пункты были обозначены как важные для бурения и эксплуатации 
скважин. Поскольку эти пункты не подпадают под тематику, с которой работает данное 
Основное Направление, то они «перенаправляются» следующим образом:    

- Реагирование на аварийные ситуации, связанные с нарушением контроля над 

скважиной, которые требуют также контроля над ледовой обстановкой: Передано 
Целевой Группе № 1: Логистика и транспорт 

Предотвращение разливов нефти /Использование дисперсантов и других методов 
контроля за разливом нефти: Передано Целевой Группе № 3:  Охрана окружающей 
среды, системы мониторинга и ликвидации нефтяных разливов 

6.6  Общие вопросы и комментарии, высказанные на семинарах 

 
По мере роста эксплуатационных затрат, также увеличивается важность 
эффективности, включая постоянное и надежное снабжение по всем аспектам 
эксплуатации. Специализированные суда, удаленность, отсутствие хорошо развитой 
инфраструктуры с находящимися наготове ресурсами услуг и ремонта, и возможные 
комплексные системы поддержки, такие, как услуги по контролю над ледовой 
обстановкой, требующиеся для операций при их продвижении в зоны Баренцева 
региона, отнесенные к «среднесрочной» и «долгосрочной» перспективе, приведут к 
высокой стоимости операций, измеряемой как «затраты на настоящий момент».  
 
Этот факт отражает задачу по обеспечению экономически жизнеспособных операций в 
Арктике. Поэтому, инициативы по повышению эффективности и надежности 
оборудования и услуг становятся важными, даже притом, что они не являются 
специфическими проблемами «арктических технологий». Примеры таких задач, 
обозначенных на семинарах, являются:  
 
Эффективность 
 

 

Стандартная аксиома бурения: «время – деньги» еще больше подтверждается в 
Арктике из-за короткой продолжительности погодного окна, за которое можно 
проводить буровые работы.  

 

Радикальные изменения в эффективности бурения могут 
сбалансировать/дополнить усилия по достижению решений для 
круглогодичного ведения операций  

 

Необходимость в сокращении   времени работы без углубления забоя: 
возможность заключается в том, чтобы «устранить ограничители 
производительности буровых работ» 

 

К другим возможностям относятся оптимизация технологических процессов, 
технологии, более эффективная интеграция услуг и поставщиков услуг 

 
Надежность  
 

 

Требования к надежности усиливаются как функция удаленности  

 
 
 

28 

 

 

 

Время простоя удлиняется при этих обстоятельствах из-за больших расстояний 
до баз и сервисных компаний 

 

Должно быть изучено соотношение между сокращенным временем простоя и 
повышением надежности. 

 
Логистика 
 

 

Существующие парадигмы должны быть поставлены под вопрос и рассмотрены 
новые способы мышления для того, чтобы оказать влияние на стоимость и 
требования к логистике. Например, скважины с меньшим диаметром могут  
снизить требования по пополнению запасов 

 

6.7  Логистика и другие вопросы 

 
В ходе работы Целевой Группы также обсуждались и были выявлены некоторые 
аспекты, которые не подпадают непосредственно под категорию «Бурение, 
эксплуатация скважин и оборудование».  Сюда относятся вопросы, представляющие 
прямую важность для бурения и эксплуатации скважин, но также и аспекты, 
представляющие общий интерес для дальнейшей разработки шельфовых и наземных 
месторождений в Баренцевом регионе.  Поскольку эти вопросы не подпадают под 
сферу рассмотрения данной Целевой Группы, они перечисляются ниже и передаются, 
либо сообщаются, другим Целевым Группам, в особенности, Целевой Группе № 1: 
Логистика и транспорт, так как тесная взаимозависимость и взаимодействие буровых 
операций с логистикой являются важными для успеха любых буровых или скважинных 
работ:    
 
Обработка отходов от буровых операций/судов, включая сбросы и обработку шлама из 
забоя  и бурового флюида 

 
 
-  Инфраструктура и общая интеграция услуг в удаленных районах 
 
-  Поисково-спасательные операции (ПСО) 
 
-  Покидание, эвакуация и спасение (ПЭиС) 
 
-  Стандарты и аттестация судов снабжения, дежурных судов, судов для контроля 

над ледовой обстановкой, якорных буксиров, спасательных судов, вертолетов 

 
-  Проблемы, связанные с расстояниями: транспортировка бригад, регулярные 

поставки, аварийные поставки 

 

-  Базы поддержки операций: мощность и способность поддерживать операции, 

включая услуги и ремонт 

 

-  Общие ожидания и барьеры, связанные с различиями в стандартах, культуре и 

языке; как создать общую платформу для понимания этих вопросов, систем и 
того, как эффективно работать с логистикой, допусками к работам, таможенным 

 
 
 

29 

 

 

оформлением, разрешительной деятельностью, аттестацией, использованием 
стандартов проектирования и выдачей разрешительных документов 

-  Политические и правовые вопросы 

  

7  Дальнейшая работа 

 
Бурение, эксплуатация скважин и оборудование являются одним из пяти основных 
направлений, и рекомендации, собранные по нему, будут включены в общий итоговый 
отчет, обобщающий результаты работы по всем пяти основным направлениям и 
предназначенный к публикации в 2015 г. Ревизия и обновление отчета по направлению 
«Бурение, эксплуатация скважин и оборудование» (данный отчет) будут проводиться, 
как требуется, после того, как остальные основные направления закончат свою работу в 
2015 г. в качестве завершительной части проекта «RU-NO Barents». Матрица, 
показывающая конкретные «арктические» возможности и интересы компаний и 
включенная в Приложение 3, должна считаться предварительной и подлежащей 
последующему обновлению путем объединения усилий с основными командами 
других Целевых Групп.   
 
   

 
 
 

30 

 

 

8  Приложения 

 

Приложение 1:  
Общий график проекта ИНТСОК «RU-NO Barents» по состоянию на 
февраль 2013 г. 

 
 

Наш график 

10

2012

2013

2014

2015

Март/Апрель 2012 г.

Первый

oтчет - Январь 2013 г.

Май 2012 г.

Отчет - Февраль 2013 г.

Январь 2013 г.

Отчет - Сентябрь 2013 г.

Май 2013 г.

Отчет - Январь/Февраль 2014

Январь 2014 г.

Отчет - Декабрь 2014 г.

Логистика и транспорт

Экология, мониторинг, н/разливы нефтиEnvironmnet, monitoring, oil  spill

Трубопроводы и подводн. соор.

Плав. и стацион. конструкции

Конец 
проекта

Бурение, экспл. скважин и обор.

Итог.отчет

Отчет - Декабрь 2014 г.

 

 

 

 

 
 
 

 
 
 

31 

 

 

Приложение 2:  
Состав Целевой группы направления «Бурение, эксплуатация скважин и 
оборудование» 

Гайр Атле Щёберг 
Менеджер Целевой Группы, INTSOK/Aker Solutions (Ставангер) 

geir.sjoberg@akersolutions.com

 

 
Бьерн Скрам Эллингсен 
Нач. отдела бурения, GDF SUEZ E&P Norge AS (Ставангер) 

bjorn.ellingsen@gdfsuezep.no

 

 
Даниэль Фенц, д-р 
Отв. за работы на шельфе – отдел Арктики, гидрометеорологии и конструкций, ExxonMobil 
Upstream Research Company (Хьюстон) 

daniel.fenz@exxonmobil.com

 

 
Готфред Свенсен 
Старший советник по технологиям бурения и скважин, Statoil ASA (Ставангер) 

gsv@statoil.com

 

 
Владимир Таровик 
Начальник отдела концептуального проектирования морской техники, Крыловский 
государственный научный центр (Санкт-Петербург) 

reception5@krylov.sp.ru

 

tarovik@krylov.sp.ru

 

 
Родерик Дж. Аллан 
Директор, Развитие бизнеса в Арктике, Transocean Offshore Deepwater Drilling Inc. (Хьюстон) 

rod.allan@deepwater.com

 

 
Хенрик Ханнус 
Вице-президент, Решения для глубоководных и арктических зон, Aker E&T AS (Осло) 

henrik.hannus@akersolutions.com

 

 
Митчел М. Винклер 
Менеджер, Арктические проекты и технологические инновации, НИОКР, Shell International 
Exploration and Production Inc. (Хьюстон) 

mitchell.winkler@shell.com

 

+1 281 546 3683 
 
Йохан Квернеланд 
Нач. Отдела арктических шельфовых технологий/НИОКР по бурению и скважинам, Total E&P 
Norge AS (Ставангер) 

johan.kverneland@external.ep.total.no

 

 
Рольф Матиесен 
Технический советник – Корпоративный маркетинг,  Seadrill Management AS (Ставангер) 

rolf.mathiesen@seadrill.com

 

+47 916 90 264 
 
Вячеслав Урманчеев 
Менеджер по бурению, отдел морской геологоразведки, Газпром Геологоразведка (Москва) 

vurmancheev@mail.ru

 

 
Александр Ильинский 
Зам. директора, Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный 
институт (Санкт-Петербург) 

alex.ilinsky@bk.ru

 

 

 
 
 

32 

 

 

Приложение 3:  
Предварительная Матрица конкретных возможностей и интересов 
компаний в сфере арктических технологий 

 

 

 

 

 

Arctic Technology Capability Matrix for Drilling, Well Operations and Equipment

Company/Provider of technology

Hull concepts 

and MODU 

designs  

 Ice loads 

models, testing 

and design

MODU Station 

Keeping  

Solutions for ice  

conditions

Disconnectable/r

econnectable 

mooring including 

turret systems for 

operations in ice

Marine 

anchoring 

systems for ice 

conditions 

Drilling systems 

and Topside 

Equipment and 

Systems 

 Riser, Well 

control and Well 

Capping and 

Containment 

Systems and 

Equipment 

System 

Integrators

ABB

Aker Arctic

x

Aker Solutions

x

x

x

x

x

x

x

ArktikmorNeftegazRazvedka

Baker Hughes

Basstech

x

x

Burovaya Tekhnika (VNII BT)

Cameron/TTS

x

x

DNV

FMC

x

Gazflot LLC

Glamox

Gusto

x

x

x

x

GVAC

x

x

Halliburton Inc

Hernis

HSVA

x

Huismann

x

x

Inocean

x

x

Krylov State Research Centre

x

x

x

x

x

MI Drilling Fluids

Noble Drilling

NOV

x

x

Rubin Design Bureau

x

Schlumberger

Sea of Solutions 

x

x

Seadrill

Stena Drilling

Transocean

MODU's and Drilling Installations

Arctic Technology Capability Matrix for Drilling, Well Operations and Equipment

Company/Provider of technology

MODU's and 

Drilling Services

Directional 

drilling: High 

latitude surveying 

systems and 

services

Waste, cuttings 

discharge and 

handling solutions

Storage/Re-

supply/Logistics 

system for remote 

areas as well as 

in ice

Wellhead 

solutions and 

protection 

systems

Ice management 

systems and 

services 

General supplies 

and systems for 

offshore cold 

temperatures 

operations

Well design 

and approval 

services

ABB

Aker Arctic

x

Aker Solutions

ArktikmorNeftegazRazvedka

x

Baker Hughes

x

Basstech

Burovaya Tekhnika (VNII BT)

x

Cameron/TTS

DNV

x

FMC

Gazflot LLC

x

Glamox

x

Gusto

GVAC

Halliburton Inc

x

x

Hernis

x

HSVA

Huismann

Inocean

Krylov State Research Centre

x

MI Drilling Fluids

x

Noble Drilling

x

NOV

Rubin Design Bureau

Schlumberger

x

Sea of Solutions 

Seadrill

x

Stena Drilling

x

Transocean

x

Drilling Services 

and Operations

Support /Other Related Technology and Services

Матрица арктических технологических возможностей по бурению, эксплуатации скважин и оборудованию 

ММБУ и стационарные буровые установки 

 
Компания/Поставщик 
технологии 

Концепция 
корпуса и 
конструкции 
ММБУ 

Модели 
ледовых 
нагрузок, 
испытания и 
проектировани
е  

Удержание 
ММБУ на точке 
Решения для 
ледовых 
условий 

Отсоединяемые/
подсоед. 
якорные сист., 
включая турели 
для операций в 
ледовых 
условиях 

Морские системы 
постановки на 
якорь для 
ледовых условий 

Буровые 
системы и 
оборудование 
и системы для 
верхних 
строений 

Стояк, контроль 
скважины и  
системы и 
оборудование для 
каптажа и 
изолирования 
скважины 

Интеграторы 
систем 

Матрица арктических технологических возможностей по бурению, эксплуатации скважин и оборудованию 

Буровые услуги и операции 

Поддержка/Прочие связанные с этим технологии и услуги 

 
Компания/Поставщик 
технологии 

ММБУ и 
буровые услуги 

Направленное 
бурение:  
системы и 
услуги по 
высокоширотн
ыем 
наблюдениям 

Отходы, сброс 
шлама и 
решения для их 
обработки 

Хранение/пополн
ение 
запасов/логистик
а для удаленных 
районов, а также 
в ледовых 
условиях 

Решения для 
устьев скважин и 
системы защиты 

Системы и 
услуги по 
контролю над 
ледовой 
обстановкой 

Общие поставки и 
системы для 
морских операций 
при холодных 
температурах 

Услуги по 
проектирован
ию и 
аттестации  
конструкций 
скважин 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////