Разработка комплексной схемы организации дорожного движения ЗАТО Северск на 2019-2023 годы - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Разработка комплексной схемы организации дорожного движения ЗАТО Северск на 2019-2023 годы

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Разработка комплексной схемы организации дорожного движения ЗАТО Северск на 2019-2023 годы - часть 3

 

 

67 

 

26 

Квартал 36 

0,90 

асфальтобетонное 

27 

Квартал 37 

0,55 

асфальтобетонное 

28 

Квартал 38 

0,35 

асфальтобетонное 

29 

Квартал 39 

0,55 

асфальтобетонное 

30 

Квартал 40 

0,92 

асфальтобетонное 

31 

Квартал 41 

1,53 

асфальтобетонное 

32 

Квартал 42 

0,61 

асфальтобетонное 

33 

Квартал 43 

0,70 

асфальтобетонное 

34 

Квартал 44 

1,20 

асфальтобетонное 

35 

Квартал 46 

1,15 

асфальтобетонное 

36 

Квартал 47 

1,08 

асфальтобетонное 

37 

Квартал 48 

1,15 

асфальтобетонное 

38 

Кварталы 49 - 50 

0,32 

асфальтобетонное 

39 

Квартал 51 

1,45 

асфальтобетонное 

40 

Квартал 52 

3,41 

асфальтобетонное 

41 

Квартал 53 

0,96 

асфальтобетонное 

42 

Квартал 54 

0,63 

асфальтобетонное 

43 

Квартал 55 

1,37 

асфальтобетонное 

44 

Квартал 56 

0,65 

асфальтобетонное 

45 

Микрорайон "Сосновка" 

0,93 

асфальтобетонное 

46 

П. Самусь 

7,26 

частично 

асфальтобетонное 

и 

грунтовое 

Итого 

по 

внутриквартальным 

проездам 

97,80 

 

 

Организация  работ  по  содержанию  автомобильных  дорог  ЗАТО  Северск 

возложена  на  Управление  жилищно-коммунального  хозяйства,  транспорта  и 

связи  Администрации  ЗАТО  Северск  (УЖКХ  ТиС)  и  Управление  по 

внегородским 

территориям 

Администрации 

ЗАТО 

Северск 

(УВГТ 

68 

 

Администрации  ЗАТО  Северск).  Работы  по  содержанию  автомобильных  дорог 

ЗАТО Северск осуществляются силами: 

1) Муниципального  бюджетного  эксплуатационного  учреждения  ЗАТО 

Северск  

в  границах  г.Северска  в  рамках  муниципального  задания,  формируемого 

УЖКХ ТиС; 

2) подрядных  организаций  в  границах  промышленных  территорий  и  на 

внегородских  территориях  ЗАТО  Северск  по  подготовленным  УЖКХ  ТиС  и 

УВГТ  Администрации  ЗАТО  Северск  соответственно  муниципальным 

контрактам, заключенным в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ 

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 

государственных и муниципальных нужд».  

Контроль  качества  выполняемых  работ  по  содержанию  автомобильных 

дорог  ЗАТО  Северск  осуществляет  Муниципальное  казенное  учреждение 

«Технический центр» (МКУ ТЦ). 

С  целью  обеспечения  бесперебойного,  комфортного  и  безопасного 

дорожного 

движения, 

поддержания 

транспортно-эксплуатационных 

характеристик  существующей  сети  автомобильных  дорог  общего  пользования 

на  территории  ЗАТО  Северск  реализуется  муниципальная  программа 

«Улучшение  качественного  состояния  объектов  улично-дорожной  сети, 

благоустройства  и  озеленения  на  территории  г.  Северска  в  2015-2020  годах», 

утвержденная постановлением  Администрации  ЗАТО  Северск от  30.12.2014 № 

3541.  В  состав  программных  мероприятий  входят  работы,  предусмотренные 

национальным  проектом  «Безопасные  и  качественные  дороги»,  в  рамках 

которого  в  2018  году  на  территории  ЗАТО  Северск  отремонтировано  и 

приведено  в  нормативное  состояние  9,3  км  дорог.  В  октябре  2018  года 

выполнена  инструментальная  диагностика  автомобильных  дорог,  были 

определены  автомобильные  дороги,  состояние  которых  не  соответствует 

нормативным требованиям.  

69 

 

 По  сравнению  с  2017  годом  доля  протяженности  автомобильных  дорог 

общего  пользования  местного  значения,  не  отвечающих  нормативным 

требованиям,  в  общей  протяженности  автомобильных  дорог  общего 

пользования уменьшилась с 29,5 % до 28,8%. 

В 2019 -2021 годы планируется ежегодный прирост не менее 5 км улично- 

дорожной  сети,  находящейся  в  нормативном  состоянии,  с  учетом  этого 

планируется  уменьшение  доли  протяженности  автомобильных  дорог  общего 

пользования  местного  значения,  не  отвечающих  нормативным  требованиям,  в 

общей  протяженности  автомобильных  дорог  общего  пользования  местного 

значения с 26,5% до 23,%. В 2020 году данный показатель планируется снизить 

до 24,4%, в 2021 году до 23,2 %. 

Томская  агломерация  является  участником  приоритетного  проекта 

«Безопасные и качественные дороги», а Томская область, как и другие субъекты 

Российской  Федерации  в  развитии  транспортной  инфраструктуры  должны 

обеспечить  исполнение  требований  Указа  Президента  Российской  Федерации 

«О  национальных  целях  и  стратегических  задачах  развития  Российской 

Федерации на период до 2024 года», согласно которому к 2024 году необходимо 

обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей: 

1) 

 увеличение  доли  автомобильных  дорог  регионального  значения, 

соответствующих  нормативным  требованиям,  в  их  общей  протяжённости  не 

менее чем до 50 процентов (относительно их протяжённости по состоянию на 31 

декабря  2017  г.),  а  также  утверждение  органами  государственной  власти 

субъектов  Российской  Федерации  таких  нормативов  исходя  из  установленных 

на федеральном уровне требований безопасности автомобильных дорог; 

2) 

снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального 

значения,  работающих  в  режиме  перегрузки,  в  их  общей  протяжённости  на  10 

процентов по сравнению с 2017 годом; 

70 

 

3) 

снижение  количества  мест  концентрации  дорожно-транспортных 

происшествий  (аварийно-опасных  участков)  на  дорожной  сети  в  два  раза  по 

сравнению с 2017 годом; 

4) 

снижение 

смертности 

в 

результате 

дорожно-транспортных 

происшествий  в  3,5  раза  по  сравнению  с  2017  годом  –  до  уровня,  не 

превышающего  четырёх  человек  на  100  тыс.  населения  (к  2030  году  – 

стремление к нулевому уровню смертности); 

5) 

доведение 

в 

крупнейших 

городских 

агломерациях 

доли 

автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей 

протяжённости до 85 процентов. 

В  связи  с  этим  на  территории  ЗАТО  Северск  планируются  к  реализации 

мероприятия по ремонту и реконструкции улично-дорожной сети. 

Стратегией 

социально-экономического 

развития 

ЗАТО 

Северск 

предполагается  реализация  следующих  мероприятий  по  развитию  улично-

дорожной сети ЗАТО Северск: 

-  реконструкция  автодороги  Северск  –  Томск  со  строительством 

двухуровневой  развязки  на  железнодорожном  переезде  по  ул.Смирнова 

г.Томска;  

- строительство ул.Победы с выходом к Левобережной дороге г.Томска; 

 -  строительство  внутриквартального  проезда  в  микрорайоне  №  10  с 

бульваром  в г. Северске; 

 - строительство ул.Солнечной от просп.Коммунистического до ул.Ленина  

в г.Северске, от ул.Ленина-Ленинградская до ул.Южный проезд;  

- строительство проезда Нового в микрорайоне № 12 в г.Северске;  

-  увеличение  пропускной  способности  КПП:  развитие  системы  КПП  на 

западном направлении (береговая зона) и восточном (р-н Сосновка и др.), в том 

числе  путём  использования  разработок  по  инспекционно-досмотровым 

комплексам (ИДК);   

71 

 

-  строительство  новых  дорог  в  северном  и  восточном  направлении  ЗАТО 

Северск (Северск – Чернильщиково – Самусь – Орловка);  

-  реконструкция  дорожных  покрытий,  ремонт  существующих  мостовых 

переправ городских и внегородских территорий; 

Учитывая  отсутствие  проблемы  перегруженности  улично-дорожной  сети 

непосредственно на территории ЗАТО Северск, наиболее остро стоит проблема 

перегруженности основной транспортной артерии, связующей ЗАТО Северск и 

город Томск, а также ее альтернативности. 

Согласно  стратегии  социально-экономического  развития,  перспектива 

развития  ЗАТО  Северск  в  наращивании  объемов  производства  и  оптимизации 

работы  предприятий,  создание  инновационного  производственного  центра  с 

обеспечением  комфортабельного  проживания  жителей  на  территории  города, 

планируется  сохранение  закрытости  территории,  что  не  позволит  существенно 

возрасти значениям транспортного спроса. С учетом сегодняшнего комфортного 

баланса  транспортного  спроса  и  транспортного  предложения  на  территории 

ЗАТО  Северск,  первоочередные  мероприятия  по  развитию  улично-дорожной 

сети  должны  быть  направлены  на  оптимизацию  работы  существующей  сети,  а 

не  на  строительство  новых  объектов  сети,  за  исключением  развития  сети  на 

застраиваемых территориях. 

 

72 

 

3.3.

 

Характеристика 

существующей 

организации 

движения, 

включая  характеристику  организации  движения  транспортных  средств 

общего  пользования,  характеристику  организации  движения  грузовых 

транспортных средств, характеристику организации движения пешеходов и 

велосипедистов 

Транспортная система Томской агломерации представлена совокупностью 

транспортного предложения для совершения транспортных корреспонденций на 

личном 

и 

общественном 

транспорте. 

Закрытое 

административно-

территориальное  образование  Северск  находится  вне  движения  по  основным 

транспортным  коридорам,  которые  основаны  на  автомобильных  трассах  М-53 

(трасса  «Байкал»,  Новосибирск  -  Иркутск),  Р-400  (Томск  -  Мариинск). 

Железнодорожный  транспорт  в  настоящее  время  используется  только  для 

грузовых перевозок. Транспортная удаленность населенных пунктов, входящих 

в состав ЗАТО Северск, до областного центра (Администрации Томской области 

следующая: 

г. Северск - 18 км; 

п. Самусь - 48 км; 

п. Орловка - 57 км; 

д. Кижирово - 51 км; 

д. Чернильщиково - 34 км; 

д. Семиозерки - 47 км. 

Транспортная удаленность населенных пунктов, входящих в состав ЗАТО 

Северск, до ближайшего железнодорожного вокзала Томск-2: 

г. Северск - 17 км; 

п. Самусь - 47 км; 

п. Орловка - 55 км; 

д. Кижирово - 49 км; 

д. Чернильщиково - 32 км; 

д. Семиозерки - 45 км. 

73 

 

Транспортная удаленность населенных пунктов, входящих в состав ЗАТО 

Северск, до автовокзала в г. Томске: 

г. Северск - 22 км; 

п. Самусь - 52 км; 

п. Орловка - 61 км; 

д. Кижирово - 55 км; 

д. Чернильщиково - 38 км; 

д. Семиозерки - 51 км. 

Транспортная удаленность населенных пунктов, входящих в состав ЗАТО 

Северск, до международного аэропорта Богашево: 

г. Северск - 43 км; 

п. Самусь - 66 км; 

п. Орловка - 74 км; 

д. Кижирово - 69 км; 

д. Чернильщиково - 56 км; 

д. Семиозерки - 64 км. 

Дорожно-транспортная  сеть  ЗАТО  Северск  состоит  из  дорог  общего 

пользования. Большинство дорог общего пользования местного значения имеют 

асфальтное покрытие. Организация работ по содержанию автомобильных дорог 

ЗАТО  Северск  возложена  на  Управление  жилищно-коммунального  хозяйства, 

транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск (УЖКХ ТиС) и Управление 

по  внегородским  территориям  Администрации  ЗАТО  Северск  (УВГТ 

Администрации ЗАТО Северск).  Автомобильные дороги имеют стратегическое 

значение  для  ЗАТО  Северск.  Они  связывают  территорию  с  соседними 

территориями,  обеспечивают  жизнедеятельность  муниципального  образования, 

во  многом  определяют  возможности  развития  городского  округа,  по  ним 

осуществляются  автомобильные  перевозки  грузов  и  пассажиров.  Сеть 

внутригородских  автомобильных  дорог  обеспечивает  мобильность  населения и 

доступ  к  материальным  ресурсам,  позволяет  расширить  производственные 

74 

 

возможности  экономики  за  счет  снижения  транспортных  издержек  и  затрат 

времени на перевозки. Улично-дорожная сеть ЗАТО Северск представляет собой 

сложившуюся  сеть  улиц  и  проездов,  обеспечивающих  внешние  и  внутренние 

связи  на  территории  муниципального  образования  с  производственной  и 

общественной зонами, с кварталами жилых домов 

Транспорт  общего  пользования  представлен  маршрутами  наземного 

городского  пассажирского  транспорта,  автобусные  маршруты  удовлетворяют 

спрос населения на внутри муниципальные и межмуниципальные перемещения 

на транспорте общего пользования. 

В ЗАТО Северск организовано регулярное автобусное сообщение со всеми 

населенными пунктами (100% охват населения). 

По  автодорогам  осуществляется  автобусное  сообщение  между 

населенными  пунктами  Томск  –  Самусь  –  Орловка.  Транспортная  доступность 

на пассажирском транспорте по маршруту Томск – Самусь составляет 1 час 50 

минут, по маршруту Томск – Орловка – 2 часа.  

Для передвижения пешеходов предусмотрены тротуары преимущественно 

в асфальтном исполнении. В таблице 7 указана площадь тротуаров в г. Северске. 

Таблица 7 - Площадь тротуаров в городе Северске 

№ п/п  Участок 

Площадь, м² 

ул. Ленина 

24 337 

ул. Северная 

1 883 

ул. Горького 

3 392 

ул. Царевского 

6 192 

ул. Крупской 

9 233 

ул. Транспортная  

13 075 

ул.Калинина 

41 392 

ул. Курчатова 

14 124 

ул. Московская 

620 

10 

ул. Строителей 

8 094 

11 

ул. Комсомольская 

3 259 

12 

ул. Свердлова 

7 874 

13 

ул. Полевая 

1 396 

14 

ул. Пионерская  

3 495 

15 

ул. Мира 

4 248 

16 

ул. Лесная 

8 715 

17 

ул. Маяковского 

555 

75 

 

18 

ул. Леонтичука 

925 

19 

Площадь им.В.И.Ленина 

5 208 

20 

ул. Пушкина 

2 496 

21 

ул.Ершова 

2 070 

22 

ул. 40 лет Октября 

5 094 

23 

ул. Спортивная 

506 

24 

ул. Тупиковая 

1 755 

25 

ул. Первомайская 

9 408 

26 

ул. Кирова 

4 453 

27 

ул. Советская 

6 287 

28 

пр.Коммунистический 

95 772 

29 

ул. Куйбышева 

3 199 

30 

ул. Славского 

4 400 

31 

ул. Солнечная  

10 330 

32 

ул.  Солнечная  (участок  от  ул.  Калинина  до  Северной 
автодороги) 

2 772 

33 

ул. 154 

800 

34 

ул. Ленинградская (от ул. Победы до ДОКа) 

13 772 

35 

ул. Ленинградская (от ул. Победы до ул.Славского) 

4 740 

36 

Южный проезд 

1 200 

37 

по ул. Парковой 

6 895 

38 

Тротуары к д/с №55 (ул. Калинина) 

315 

39 

у КПП-2 (Ленинградское) 

353 

40 

ул. Победы 

8 880 

41 

ул. Ленина - ул. Ленинградская 

2 789 

42 

ЦКПП-Путепровод 

1 055 

43 

а/д 105 (Партизанская) 

1 000 

44 

тротуары на пр.Коммунистическом (кольце на въезде в город)  5 029 

45 

от КПП «Парковая» до р.Томи 

740 

 

Итого 

354 127 

 

Специализированных  дорожек  для  велосипедного  передвижения  на 

территории  ЗАТО  Северск  нет.  Движение  велосипедистов  осуществляется  в 

соответствии  с  требованиями  Правил  дорожного  движения  Российской 

Федерации.

 

 

 

 

 

 

76 

 

3.4.

 

Характеристика  организации  парковочного  пространства, 

оценка и анализ параметров размещения парковок 

В  ЗАТО  Северск  прослеживается  дефицит  мест  для  парковки 

автомобилей,    не отлаженность системы парковки автомобилей, как на улично-

дорожной сети, так и на придомовой территории. Неправильно припаркованные 

автомобили создают помехи для движения транспорта, в том числе и транспорта 

общего  пользования.  Автомобильный  транспорт,  как  правило,  паркуется  на 

примыкающей к тротуару полосе движения транспорта либо на зеленых зонах.  

В настоящее время парковка автомобилей во дворах г. Северска остается 

одной из наиболее острых проблем. Узкие внутриквартальные проезды создают 

непреодолимые препятствия для проезда крупногабаритной спецтехники и иных 

транспортных  средств.  Стоящие  во дворе  автомобили  -  это  фактор социальной 

напряженности,  повод  для  конфликтов  между  автовладельцами  и  жителями 

многоквартирных  домов,  не  имеющими  автомобилей,  так  как  под  парковку 

используются газоны, детские, хозяйственные и спортивные площадки.  

В  таблице  8  приведен  перечень  платных  парковок  на  территории  ЗАТО 

Северск. 

Таблица 8 - Перечень платных парковок на территории ЗАТО Северск 

Количество платных парковок 

Территориальное местоположение 

 

ул. Северная, 30/1 

 

ул. Лесная, 1а, строение №1 

 

Проспект Коммунистический, 159а 

 

ул. Ленинградская, 29/1 

 

ул. Ленинградская, 9а 

 

ул. Ленинградская, 2u 

 

ул. Калинина, 133в 

 

ул. Победы, 23а 

 

ул. Победы, 16/4 

 

По данным ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области  

На территории ЗАТО Северск  наблюдается дефицит парковочных мест и 

парковочного пространства на улично-дорожной сети и придомовой территории. 

 

77 

 

3.5.

 

Данные  об  эксплуатационном  состоянии  технических  средств 

организации дорожного движения 

На  территории  ЗАТО  Северск  реализуется  ведомственная  целевая 

программа  «Организация  мероприятий  по  техническому  обслуживанию  и 

текущему  содержанию  технических  средств  организации  дорожного  движения 

на  территории  ЗАТО  Северск  Томской  области».  Программа  предполагает 

повышение  количественного  и  качественного  развития  технических  средств 

организации  дорожного  движения.  Предполагается  доведение  количества 

обслуживаемых  светофорных  объектов  до  54,  дорожных  знаков  до  6247, 

протяженность  обслуживаемых  дорожных  ограждений  до  5771  м,  пешеходных 

ограждений до 10018 м. 

 Наличие  ведомственной  целевой  программы  показывает  внимание 

Администрации ЗАТО Северск к проблемам организации дорожного движения. 

Результат  внимания  властей  города  к  организации  дорожного  движения  имеет 

отражение  в  динамике  снижения  числа  дорожно-транспортных  происшествий. 

Снижение  количества  ДТП  на  территории  ЗАТО  Северск  в  2018  году  по 

сравнению с 2017 годом более 30%, количество погибших в ДТП снизилось на 

33%, раненых на 35%. 

Более  пристальное  внимание  следует  уделить  состоянию  технических 

средств    и  организации  дорожного  движения  и  в  поселках  Самусь,    Орловка,                           

деревне Кижирово (рисунки 5, 6, 7).   

78 

 

 

Рисунок 5 - Ул. Чкалова в п. Орловка 

 

Рисунок 6 - Выезд с д. Кижирово 

Школа 

Д. Кижирово 

79 

 

 

Рисунок 7 – Пересечение ул. Кирова – ул. Пекарского в п. Самусь 

В  целом  за  исключением  отдельных  проблем  можно  признать 

удовлетворительным  существующее  состояние  организации  дорожного 

движения  на  территории  ЗАТО  Северск,  перспектива  дальнейшего  улучшения 

ситуации прослеживается с учетом наличия ведомственной целевой программы 

«Организация  мероприятий  по  техническому  обслуживанию  и  текущему 

содержанию  технических  средств  организации  дорожного  движения  на 

территории ЗАТО Северск Томской области». Динамика снижения аварийности 

свидетельствует  о  правильном  векторе  работ  по  обеспечению  безопасности 

дорожного движения. 

 

80 

 

3.6.

 

Анализ  состава  парка  транспортных  средств  и  уровня 

автомобилизации  

На 01.01.2018 г. на территории ЗАТО Северск зарегистрировано 31,6 тыс. 

частных  легковых  автотранспортных  средств.  Уровень  автомобилизации 

составляет  около  280  автомобилей  на  1000  жителей,  что  является  высоким 

уровнем,  однако  далеко  не  таким  критичным  как  в  отдельных  городах 

Российской  Федерации.  Высокий  уровень  автомобилизации  обусловлен 

климатическими  факторами,  а  также  неотлаженностью  маршрутной  сети 

межмуниципальных перевозок по направлению Северск-Томск, загруженностью 

улично-дорожной сети по данному направлению, что приводит к существенным 

временным  потерям  пользователей.  Также  фактором  повышающим  уровень 

автомобилизации  является  недостаточная  комфортабельность  транспорта 

общего  пользования.  Грузовые  перевозки  по  территории  ЗАТО  Северск  в 

основном  осуществляются  по  дорогам  производственной  зоны  г.  Северск,  а 

также 

внегородских 

территорий 

ЗАТО 

Северск 

от 

объектов 

деревоперерабатывающего  сектора  (п.  Орловка)  и  песчаных  карьеров,  разовые 

перевозки  осуществляются  по  территории  ЗАТО  Северск  до  объектов 

капитально строительства. В среднем доля грузового транспорта в транспортном 

потоке не превышает 20%.   

Основными  организациями,  занимающимися  грузовыми  перевозками, 

являются: 

1) Общество 

с 

ограниченной 

ответственностью 

«Управление 

автомобильного транспорта»; 

2) Акционерное 

общество 

«Городское 

специализированное 

автотранспортное предприятие»; 

3) Муниципальное  бюджетное  эксплуатационное  учреждение  ЗАТО 

Северск; 

4) Акционерное общество «АТОМСПЕЦТРАНС», Сибирский филиал  

ОАО «Атомспецтранс»; 

81 

 

5) Закрытое  акционерное  общество  «Монтажно-строительное  управление 

№ 74»; 

6) Общество  с  ограниченной  ответственностью  «Энергосервисная 

компания»; 

7) Акционерное общество «Северский водоканал»; 

8) Общество с ограниченной ответственностью «Деревенское молочко»; 

9) Открытое акционерное общество «Тепловые сети»; 

10) Открытое акционерное общество «Городские электрические сети». 

82 

 

3.7.

 

Оценка  и  анализ  параметров,  характеризующих  дорожное 

движение, параметров эффективности организации дорожного движения 

Основными  параметрами,  характеризующими  дорожное  движение  на 

улично-дорожной  сети,  являются  интенсивность  движения  транспорта, 

пропускная  способность  элементов  сети,  транспортный  спрос,  средняя 

скорость  движения  транспорта  и  уровень  загрузки  элементов  сети. 

Интенсивность  движения  -  количество  транспортных  средств,  проходящие  в 

единицу времени через определенное сечение дороги. Транспортным спросом 

является  число  транспортных  средств  имеющих  желание  проехать  через 

сечение  дороги  за  фиксированный  промежуток  времени.  Пропускная 

способность  -  максимальное  число  автомобилей,  которое  может  пропустить 

участок  дороги  в  единицу  времени  в  одном  или  двух  направлениях  в 

рассматриваемых  дорожных  и  погодноклиматических  условиях.  Расчетная 

пропускная  способность  -  число  автомобилей,  которое  может  пропустить  в 

единицу времени участок проектируемой дороги, с характерными дорожными 

условиями,  при  принятой  схеме  организации  движения.  Уровень 

(коэффициент) загрузки движением - отношение фактической интенсивности 

движения  по  автомобильной  дороге,  приведенной  к  легкому  автомобилю,  к 

пропускной  способности  за  заданный  промежуток  времени.  В  ходе 

выполнения  работы  были  проведены  замеры  интенсивности  движения 

транспорта  на  территории  ЗАТО  Северск  и  улично-дорожной  сети  Томской 

агломерации  в  разные  периоды  года.  Замеры  производились  в  период  с 

25.11.2018 года по 15.12.2018 года и в период с 15.02.2019 года по 05.03.2019 

года.  Замеры  производились  с  использованием  средств  видеозаписи,  время 

замера интенсивности одного направления  - не менее 5 минут, время замера 

длительности  фаз  режима  светофорного  регулирования  –  не  менее  одного 

цикла.  Обработка материалов видеонаблюдений выполнялась в соответствии 

с  требованиями  ВСН  45-68  «Инструкция  по  учету  движения  транспорных 

средств  на  автомобильных  дорогах».    Данные  по  количеству  и  составу 

83 

 

движения  с  видеозаписи  переносились  обработчиком  в  карточку 

непосредственного  учета  движения  для  каждого  конкретного  пункта 

видеонаблюдений (таблица 9).  

Таблица 9 – Карточка учета интенсивности движения 

Наименование 

дороги 

(пункт 

наблюдения) 

 

Количество автомобилей, авт./час 

Ф

акт

ич

ес

кая 

ин

тен

си

вн

ость 

дв

иж

ен

ия, 

авт

./ч 

 

Пр

ивед

ен

на

я 

ин

тен

си

вн

ость 

дв

иж

ен

ия, 

пр

иве

д. 

авт

./ча

с 

грузовые 

авт

обу

сы

 

легко

вые

 

 

лёгк

ие 

до

 2

 т

 

ср

едн

ие 

2-

т 

тяж

ёл

ые

 5

-8

 т

 

свер

хт

яж

ёл

ые

 св. 

т 

гр

узо

вые 

с 

пр

иц

еп

ом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При  расчете  приведенной  интенсивности  движения  транспортных 

средств  к  легковому  автомобилю  использованы  коэффициенты  приведения 

согласно таблицы 2 СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги» (таблица 10). 

Таблица 10 – Коэффициенты приведения к легковому автомобилю 

Типы транспортных средств 

Коэффициент приведения 

Легковые автомобили 

Мотоциклы с коляской 

0,75 

Мотоциклы и мопеды 

0,5 

Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: 

 

1,5 

2,5 

14 

св. 14 

3,5 

Автопоезда грузоподъемностью, т: 

 

12 

3,5 

20 

30 

св. 30 

Примечания: 1. При промежуточных значениях грузоподъемности транспортных средств 
коэффициенты приведения следует определять интерполяцией. 
2. Коэффициенты приведения для автобусов и специальных автомобилей следует принимать 
как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности. 
3. Коэффициенты приведения для грузовых автомобилей и автопоездов следует увеличивать 
в 1,2 раза при пересеченной и горной местности. 

Далее  производено  усреднение  полученных  значений  для  пиковых 

периодов для каждого сечения и каждого направления движения транспорта.   

84 

 

По  некоторым  из  согласованных  с  заказчиком  сечениям  цифры 

интенсивности  движения  транспорта  не  отражают  реальное  количество 

транспорта,  желающего  проехать  через  рассматриваемые  сечения,  ввиду 

образования  заторовых  ситуаций.  В  этом  случае  для  получения  расчетных 

показателей  значений  транспортного  спроса  возможно  проведение  алгоритма 

последовательных вычислений, задачами которого является понимание причины 

образования затора и длину заторового участка. 

Оценка  адекватности  применяемых  методов  управления  транспортными 

потоками, в том числе и параметров работы светофорного объекта может быть 

определена  из  условий  проведения  дополнительного  инженерного  расчета 

режима  регулирования  на  основании  определения  оптимального  пофазного 

разъезда, времен цикла и фаз регулирования.  

Методика расчета приведена далее: 

определение потока насыщения (Мн) в каждом направлении каждой 

фазы по следующим формулам:   

Мн (прямо) = 525хВ;  

Мн (смешанный поток) = 525хВх100/(а+вх1,25+сх1,75); 

Мн (поворот из одной полосы) = 1800/(1+1,525/R); 

Мн (поворот из двух полос) = 3000/(1+1,525/R), где 

В – ширина проезжей части для данного направления, 

а – прямое направление в % от общей интенсивности, 

в – правоповоротное направление в % от общей интенсивности, 

с – левоповоротное направление в % от общей интенсивности, 

R – радиус поворота. 

определение пропускной способности перекрестка в отдельно взятом 

направлении каждой фазы по следующей формуле: 

Рi = ТохМн/Тц, где 

То – время фазы, в течение которого осуществляется движение через стоп-

линию, 

85 

 

Тц – время цикла регулирования на перекрестке. 

определение  суммарной  пропускной  способности  перекрестка  по 

следующей формуле: 

Р сум. = P1 + P2 + … 

определение  фазового  коэффициента  (отношения  фактической 

интенсивности  движения  к  потоку  насыщения  в  данной  фазе  в  данном 

направлении) по следующей формуле: 

уi = Ni/Mнi, наибольший у в фазе является расчетным. 

определение суммарного фазового коэффициента:  

Y = у1 + у2 + … 

определение  длительности  промежуточного  такта  по  следующей 

формуле: 

Тпi = V/7,2хАт + 3,6х(Li+La)/V, где 

V – скорость движения через перекресток сходу, без торможения (км/ч), 

Ат – замедление автомобиля на запрещающий сигнал светофора (м/с2), 

Li – расстояние от стоп-линии до дальней конфликтной точки пересечения 

(м), 

La – длина автомобиля в метрах. 

определение суммарной длительности промтактов:  

Тп = Тп1 + Тп2 + … 

определение длительности времени цикла (Тц): 

Тц = 1,5х(Тп+5)/(1-Y). 

определение длительности основных тактов (То): 

То = (Тц-Тп)хуi/Y. 

Следует  отметить,  что  приведенный  расчет  определяет  основные 

параметры светофорного объекта, а также характеризует расчетную пропускную 

способность, определенную применением эмпирических формул, основанных на 

обобщении исследовательских данных.  

86 

 

В научной литературе определены и другие методы определения основных 

характеристик  транспортного  потока,  в  частности,  пропускная  способность 

сечения  полосы  проезжей  части  может  быть  определена  по  скоростным 

параметрам  транспортного  потока  с  использованием  понятия  «динамический 

габарит  по  длине»  транспортного  средства.  Однако,  опыт  показывает,  что  в 

условиях  плотных  потоков  водители  склонны  снижать  дистанцию  до  крайне 

опасных  пределов.  Кратковременные  наблюдения  за  таким  процессом  могут 

дать  неоправданно  оптимистические  впечатления  о  высокой  пропускной 

способности  направления.  Пропускная  способность  многополосных  автодорог 

определяется при использовании коэффициента многополосности, описывающие 

более  точные показатели,  учитывающие  взаимные  перестроения  транспортного 

потока  на  участке.  Для  реальной  же  оценки  запаса  пропускной  способности 

применяется  коэффициент,  равный  отношению  существующей  интенсивности 

движения к пропускной способности: 

Z = Nф/Рф. 

Данный коэффициент называется уровнем загрузки и принято считать, что 

допустимым  пределом  для  бесперебойного  движения  является  его  значение 

менее или равное 0,85. 

Анализ закономерностей дорожного движения при решении практических 

задач  регулирования  движения  подразумевает  необходимость  использования 

взаимозависимостей 

характеристик 

транспортного 

потока. 

Движение 

транспортных  средств  по  улично-дорожной  сети  в  потоке  большой 

интенсивности, а особенно в местах конфликтного взаимодействия может быть 

рассмотрено  на  основе  теории  массового  обслуживания.  Задачи,  решаемые  на 

основе  этой  теории,  обычно  сводятся  к  определению  спроса  на  перемещения  в 

системе  и  возможности  его  удовлетворения  в  течение  промежутка  времени. 

Применительно к решению транспортной задачи это означает необходимость и 

возможность  определения  пропускной  способности  элемента  транспортной 

системы, задержек автомобилей на подходе к данному элементу. 

87 

 

Характеристики  режима  движения  в  различных  дорожно-транспортных 

ситуациях  с  научной  точки  зрения  могут  быть  продемонстрированы  основной 

диаграммой  транспортного  потока  (смотри  рисунок  8),  которая  описывает 

взаимосвязь  интенсивности,  скорости  и  плотности  потока  по  одной  полосе 

дороги: 

Na = Va x Qa, где 

Na – фактическая интенсивность движения транспорта, авт/час, 

Va – значение средней скорости транспортного потока, км/час, 

Qa – плотность транспортного потока, авт/км. 

 

Рисунок 8 -   Основная диаграмма транспортного потока 

Основная  диаграмма  отражает  изменение  состояния  однорядного 

транспортного  потока  в  зависимости  от  увеличения  его  интенсивности  и 

плотности.  Дорожно-транспортная  ситуация  проходит  несколько  стадий 

развития:  

1 стадия – устойчивое состояние потока, при котором по мере увеличения 

плотности  транспортный  поток  проходит  фазы  свободного  движения,  затем, 

частично связанного движения и наконец связанного движения, достигая точки 

максимально возможной интенсивности, т.е. пропускной способности (Na max = 

Pa).  В  процессе  этих  изменений  скорость  потока  падает,  ее  значение 

характеризуется тангенсом угла наклона радиуса-вектора, проведенного от точки 

88 

 

«0»  к  любой  точке  кривой,  характеризующей  изменение  Na.  Соответствующие 

точке  Na  max  =  Pa  значение  плотности  и  скорости  потока  считаются 

оптимальными по пропускной способности.  

2 стадия – при дальнейшем росте плотности потока (за перегибом кривой) 

скорость движения снижается, структура движения характеризуется постоянной 

сменой  разгона  и  торможения  потока,  движение  «пульсирующее»,  поток 

становится  неустойчивым.  Крайняя  правая  точка  на  оси  ординат  плотности 

потока  (Qa  max)  определяет  нахождение  потока  в  состоянии  затора  (или  по 

диаграмме – неподвижности). 

Однако, основная диаграмма транспортного потока не может отразить всю 

сложность процессов, происходящих в транспортном потоке, и достаточно точно 

характеризует  его  лишь  при  движении  однородного  потока  по  одной  полосе, 

нормальном  состоянии  покрытия,  отсутствия  кривых  в  плане  и  профиле, 

отсутствия  воздействия  внешней  среды.  В  реальности  же  такие  идеальные 

условия  практически  не  встречаются,  и  выше  перечисленные  факторы  по 

отдельности, а в некоторых случаях совместно оказывают существенное влияние 

на поток. 

Поэтому,  изучение  взаимодействия  транспорта  в  различных  условиях,  а 

особенно в условиях заторовых ситуаций требует более глубокого и детального 

подхода,  изучения  причин,  условий  возникновения  и  внедрения  мероприятий, 

снижающих до минимума возможность образования заторовых ситуаций. 

Результаты  замеров  интенсивности  движения  транспорта  на  улично-

дорожной  сети  ЗАТО  Северск  по  утреннему  пиковому  периоду  приведены                                                      

на рисунках 9 - 13. 

89 

 

 

Рисунок  9 - Интенсивность движения транспорта в транспортном узле на 

пересечении улиц Лесная, Комсомольская, Первомайская и Коммунистического 

проспекта (привед. авт./час) 

 

90 

 

 

Рисунок 10 - Интенсивность движения транспорта в транспортном узле на 

пересечении улиц Транспортная, Калинина и Советская (привед. авт./час) 

91 

 

 

Рисунок 11 - Интенсивность движения транспорта в транспортном узле на 

пересечении 

улиц 

Ленина, 

Царевского, 

Курчатова, 

Калинина 

и 

Коммунистического проспекта (привед. авт./час) 

92 

 

 

Рисунок 12 - Интенсивность движения транспорта в транспортном узле на 

пересечении  Солнечной  улицы  с  Коммунистическим  проспектом  и  Северной 

автодорогой (привед. авт./час) 

93 

 

 

Рисунок  13  -  Интенсивность  движения  транспорта  на  пересечении 

Ленинградской улицы и улицы Славского (привед. авт./час) 

На  рисунке  14  показана  интенсивность  движения  транспорта  на 

пересечении Кузовлевского и Чекистского трактов. 

94 

 

 

Рисунок  14  -  Интенсивность  движения  транспорта  на  пересечении 

Кузовлевского и Чекистского трактов (привед. авт./час) 

Результаты  замеров  интенсивности  движения  транспорта  на  улично-

дорожной  сети  ЗАТО  Северск  по  вечернему  пиковому  периоду  приведены                                                           

на рисунках   15-19. 

95 

 

 

Рисунок 15 -  Интенсивность движения транспорта в транспортном узле на 

пересечении улиц Лесная, Комсомольская, Первомайская и Коммунистического 

проспекта  (привед. авт./час) 

96 

 

 

Рисунок 16 - Интенсивность движения транспорта в транспортном узле на 

пересечении улиц Транспортная, Калинина и Советская (привед. авт./час) 

97 

 

 

Рисунок 17 - Интенсивность движения транспорта в транспортном узле на 

пересечении 

улиц 

Ленина, 

Царевского, 

Курчатова, 

Калинина 

и 

Коммунистического проспекта (привед. авт./час) 

98 

 

 

Рисунок 18 - Интенсивность движения транспорта в транспортном узле на 

пересечении  Солнечной  улицы  с  Коммунистическим  проспектом  и  Северной 

автодорогой (привед. авт./час) 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..