Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 11

 

 

161 

от  этапа  предпроектных  работ  до  вывода  производства  на  проектную  мощ-

ность.  

В  условиях  ограниченности  бюджетных  средств  приоритетным  направ-

лением  инвестиционной  политики  Правительства  Самарской  области  является 

реализация социально значимых проектов с использованием механизмов госу-

дарственно-частного партнерства (далее – ГЧП). Задача Правительства Самар-

ской области состоит в том, чтобы максимально использовать потенциал бизне-

са для реализации тех задач, ответственность за которые несет государство. 

До 2013 года Правительством Самарской области работа по привлечению 

внебюджетных инвестиций на принципах ГЧП велась фрагментарно. В связи с 

чем,  область  существенно  отставала  от  других  субъектов  Российской  Федера-

ции.  Самарская  область  занимала  только  25  место  в  Рейтинге ГЧП,  подготов-

ленном Центром развития ГЧП при поддержке Минэкономразвития Российской 

Федерации. 

В  2013  году  проведена работа по  совершенствованию нормативной пра-

вовой базы в сфере ГЧП. Прежде всего, приняты нормативные акты, регламен-

тирующие взаимодействие всех участников процесса при реализации проектов 

через  механизм  ГЧП.  В  2016  году  законодательство  Самарской  области  было 

приведено в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О 

государственно-частном  партнерстве,  муниципально-частном  партнерстве  в 

Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные ак-

ты Российской Федерации». 

Благодаря выстроенной системе, Самарская область в Рейтинге ГЧП-2015 

с 25 места в 2012 году переместилась по итогам 2015 года на 3 место, уступив 

менее  1  п.п.  только  городам  Москве  и  Санкт-Петербургу.  В  настоящее  время 

уровень развития ГЧП в регионе составляет 59,6% при целевом годовом значе-

нии показателя 48,5% и среднероссийском 24,4%. 

В настоящее время в работе находится 50 проектов, предлагаемых к реа-

лизации с использованием механизма ГЧП. Уже реализуется 18 проектов ГЧП. 

Общий объем привлекаемых внебюджетных инвестиций составляет порядка 10 

162 

млрд. рублей. Инвестиции направлены на модернизацию системы здравоохра-

нения, развитие спорта и туризма. 

Наибольший прогресс в применении механизмов ГЧП достигнут в сфере 

здравоохранения.  Так,  в  стадии  реализации  13  проектов  ГЧП,  которые  позво-

ляют создать порядка 1800 новых рабочих мест и привлечь более 8 млрд. руб-

лей инвестиций. Реализуются как крупные, так и небольшие проекты, которые 

будут  тиражированы  на  все  лечебные  учреждения  Самарской  области.  К  ним 

относится организация лечебного питания, модернизация отделений стерилиза-

ции изделий медицинского назначения, создание медицинских центров.  

В  декабре  2015  года  Самарская  область  признана  победителем  первого 

Всероссийского  конкурса  «Лучший  проект  государственно-частного  взаимо-

действия  в  здравоохранении»,  проводимом  Министерством  здравоохранения 

Российской Федерации, в номинации «Лучший субъект РФ по уровню развития 

государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения». 

Реализуя  небольшие  проекты,  Самарская  область  приобрела  необходи-

мый  опыт,  который  теперь  позволяет  выйти  на  качественно  новый  уровень  с 

увеличением масштабов внебюджетного финансирования на реализацию круп-

ных инфраструктурных проектов в сфере транспорта. 

По объему инвестиций на душу населения Самарская область поднялась в 

рейтинге российских регионов с 56 места в 2009 году на 20 место в 2014 году.  

Несмотря на в целом благоприятный инвестиционный климат, в регионе 

существуют факторы, сдерживающие инвестиционную активность. 

Важной проблемой является концентрация инвестиций в областном цен-

тре и крупных городах региона. По итогам 2014 года в четырех городских окру-

гах Самара, Тольятти, Сызрань и Новокуйбышевск было сконцентрировано бо-

лее 70% всех инвестиций Самарской области. 

Отсутствие достаточно развитой инфраструктуры и недостаток привлека-

тельных  производственных  площадок  для  инвесторов  и  квалифицированных 

кадров не позволяет малым городам и отдаленным от центра территориям со-

здавать новые «точки роста». Поэтому инвестиционные проекты, направленные 

163 

на создание новых производств и, соответственно, рабочих мест в отдаленных 

и экономически слабых муниципальных образованиях, имеют особое значение. 

Для  потенциальных  инвесторов  также  актуальным  является  достовер-

ность  информации  о  наличии  свободных  производственных  площадей  и  зе-

мельных участков для открытия новых производств. 

Несмотря на то, что Правительством Самарской области оказывается со-

действие инвесторам в подборе земельных участков в соответствии с парамет-

рами реализуемого инвестиционного проекта, существует проблема недостатка 

площадок, оснащенных требуемой инфраструктурой. Имеющаяся база свобод-

ных производственных площадок не всегда способна удовлетворить их требо-

вания.  Это  связано  с  тем,  что  существующие  свободные  производственные 

площадки в муниципальных образованиях зачастую являются неликвидными и 

не пригодными для организации бизнеса. 

Для привлечения большего количества инвесторов в Самарскую область 

необходимо  активизировать  работу  по  обустройству  за  счет  внебюджетных 

средств промышленных площадок и индустриальных парков объектами инже-

нерной  инфраструктуры,  в  том  числе  системами  тепло-,  газо-,  водо-,  электро-

снабжения и водоотведения, объектами транспортной инфраструктуры, а также 

предоставлять преференции инвесторам в целях компенсации понесенных ими 

затрат по данным направлениям

.  

С  принятием  в  2014  году  регламента  сопровождения  инвестиционных 

проектов  по  принципу  «одного  окна»  осуществляется  индивидуальное  сопро-

вождение  проектов  от  этапа  предпроектных  работ  до  вывода  производства  на 

проектную мощность, что позволяет сократить административные барьеры при 

выдаче  исходно-разрешительной документации  на  строительство,  а  также при 

получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. 

В  феврале  2015  года  создана  некоммерческая  унитарная  организация  – 

фонд  «Агентство  по  привлечению  инвестиций  Самарской  области»  (далее  – 

Агентство), одной из функций которого является сопровождение инвестицион-

ных проектов по принципу «одного окна». 

164 

Агентство занимается повышением инвестиционной привлекательности и 

продвижением региона на международном уровне, взаимодействием с инвесто-

рами, устранением административных барьеров.  

В ближайшей перспективе Агентство по привлечению инвестиций долж-

но стать системным интегратором и сервисным центром, ориентированным на 

сопровождение инвестиционных проектов с целью быстрого разрешения юри-

дических и технических вопросов, возникающих при размещении нового про-

изводства или модернизации действующего на территории Самарской области.  

Важным  направлением  деятельности  Правительства  Самарской  области 

является 

развитие малого и среднего предпринимательства 

(далее – МСП). 

Текущее состояние развития МСП. 

Развитие малого и среднего предпринимательства является ключевой зада-

чей  при  построении  конкурентоспособной  экономики  в  долгосрочной  перспек-

тиве. Государство может влиять на развитие МСП как путем создания благопри-

ятных условий для экономики, так и прямыми инструментами поддержки МСП.  

В  настоящее  время  МСП  Самарской  области  является  одним  из  конку-

рентных преимуществ региона. В области действует 113,6 тыс. субъектов мало-

го  и  среднего  предпринимательства  (далее  –  СМСП),  из  них  5,9%  –  малых 

предприятий, 0,4% – средних предприятий, 36% – микропредприятий и 57,7% – 

индивидуальных предпринимателей. 

Основное количество микро, малых и средних предприятий занято в тор-

говле (38,3% от общего количества предприятий), сфере услуг (22,7%), строи-

тельстве  (11,9%),  сфере  производства  (12,3%),  остальных  сферах  экономики 

(14,8%).  

В  малом  и  среднем  предпринимательстве  постоянно  занято  34,6% 

(375,9 тыс. человек)  численности  от  среднесписочной  численности  занятых  в 

экономике области. 

Количество СМСП в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось 

на 2,2% (или на 2,4 тыс. ед.). 

165 

Среднесписочная численность работников, занятых у СМСП, в 2015 году 

увеличилась на 6,2% (или на 21,8 тыс. человек) и составила 375,9 тыс. человек 

(рис. 68).  

В  2015  году  по  сравнению  с  2014  годом  увеличился  оборот  продукции 

(услуг),  произведенных  средними  предприятиями  на  0,7%  (или  на 

789,4 млн. руб.),  и  составил  116,3  млрд.  рублей.  В  целом  оборот  предприятий 

малого  и  среднего  предпринимательства  (включая  микропредприятия  и  инди-

видуальных предпринимателей) в 2015 году составил 910 млрд. рублей. 

Доля валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами малого 

и среднего предпринимательства, в общем объеме ВРП составляет 22,9%.  

Объем  налоговых  поступлений  от  ведения  предпринимательской  дея-

тельности  СМСП  возрос  по  сравнению  с  2014  годом  на  11,5%  и  составил 

5,8 млрд. рублей (рис. 68). 

По сравнению с регионами ПФО Самарская область по итогам 2015 года 

по количеству малых предприятий занимает 1 место, по обороту средних пред-

приятий – 2 место (после Республики Татарстан), по среднесписочной числен-

ности занятых на малых предприятиях – 2 место (после Республики Татарстан). 

По обороту малых предприятий Самарская область среди регионов ПФО зани-

мает 4 место (после Республики Татарстан, Нижегородской области и Респуб-

лики Башкортостан). 

 

Рис. 68. Основные показатели развития малого и среднего  

предпринимательства в Самарской области в 2012 – 2015 годах 

166 

Система государственной поддержки МСП в Самарской области. 

Развитие  малого  среднего  предпринимательства  определяется  тремя  ос-

новными  факторами,  каждый  из  которых  в  определенной  степени  находится 

под влиянием государственной политики: 

- условиями на рынке и показателями спроса; 

- сложившейся отраслевой структурой экономики; 

- качеством предпринимательского климата (бизнес-климата). 

Первые  два  фактора  являются  комплексным  результатом  исторического 

развития региона в условиях проводимой экономической политики, макроэко-

номической  ситуации,  демографической  ситуации,  наличия  природных  ресур-

сов и т.д. и отражают долгосрочные изменения. Наибольшее влияние  государ-

ственная политика может оказывать на третий фактор, поэтому он становится 

определяющим при формировании стратегии поддержки МСП.  

В настоящее время в Самарской области сформирована система поддерж-

ки МСП (рис. 69). 

 

Рис. 69. Существующие инструменты государственной поддержки МСП  

в Самарской области по факторам развития предпринимательства 

167 

 

Государственная  поддержка  МСП  на  территории  Самарской  области 

осуществляется  на  основе  государственных  программ  развития  предпринима-

тельства и муниципальных программ поддержки МСП. 

Разработана  и  реализуется  государственная  программа  Самарской  обла-

сти «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области» 

на 2014 – 2019 годы, в рамках которой субъектам малого и среднего предпри-

нимательства  оказывается  государственная  поддержка,  что  позволяет  создать 

объективные и достаточные условия для открытия новых предприятий малого 

предпринимательства и развития уже существующего бизнеса (рис. 70).  

 

 

Рис. 70. Государственная поддержка МСП на территории  

Самарской области. 

 

В  рамках  государственной  программы  предпринимателям  предоставля-

ются  безвозмездные  субсидии,  осуществляется  поддержка  молодежного  пред-

168 

принимательства,  экспортноориентированных  и  инновационных  предприятий, 

поддержка  муниципальных  образований,  оказывается  содействие  в  развитии 

инфраструктуры поддержки бизнеса. В Самарской области идет работа по со-

зданию  центров  инжиниринга,  центров  инновационного  молодежного  творче-

ства. 

Наиболее эффективными являются меры финансовой поддержки СМСП. 

Субсидии  предоставляются  СМСП,  осуществляющим  деятельность  в  сфере 

производства  и  услуг,  что  оказывает  содействие  в  развитии  малых  и  средних 

производственных предприятий и предприятий сферы услуг. Это предоставле-

ние субсидий за счет бюджетных средств на конкурсной основе (от  500 тысяч 

до 5 млн. рублей) СМСП на компенсацию затрат, связанных с модернизацией и 

технологическим обновлением основных производственных фондов и приобре-

тением основных фондов для открытия новых малых предприятий. 

Исходя  из  проведенного  анализа  эффективности  мер  финансовой  под-

держки  СМСП,  осуществляемой  через  предоставление  субсидий,  за  период 

2012 и 2013 годы, можно сделать следующие выводы: количество работников, 

занятых  на  предприятиях,  получивших  грант  на  создание  собственного  дела, 

увеличилось  в  среднем  на  41%,  по  получателям  всех  видов  субсидий  фонд 

оплаты труда увеличился на 45,9%, объем чистой прибыли на 36%, объем нало-

говых отчислений за 2014 год по отношению к 2013 году увеличился на 64%. 

Для  субъектов  малого  предпринимательства  сформирован  предпринима-

тельский «лифт», имеющий замкнутый цикл, начиная от обучения, информаци-

онной  и  финансовой  поддержки,  заканчивая  выставочно-ярмарочной  деятель-

ностью (рис. 71). 

 

169 

 

 

Рис. 71. Предпринимательский «лифт», сформированный для развития МСП 

в Самарской области 

 

В области функционирует развитая инфраструктура поддержки предпри-

нимательства,  включающая  в  себя  муниципальные  центры  поддержки  пред-

принимательства, институты финансовой поддержки, развития инновационных 

малых  предприятий,  организации  информационно-консультационного  обслу-

живания  предпринимателей.  В  области  работают  пять  бизнес-инкубаторов, 

Информационно-консалтинговое  агентство,  акционерное  общество  Микрокре-

дитная  компания  «Гарантийный  фонд  Самарской  области»  (далее – АО 

«ГФСО»),  Центр  инновационного  развития  и  кластерных  инициатив,  Иннова-

ционный фонд Самарской области, Венчурный фонд Самарской области, Реги-

ональный  центр  Инноваций,  Региональный  центр  развития  предприниматель-

ства,  областная  лизинговая компания для  малого и  среднего бизнеса и другие 

институты.  Во  всех  муниципальных  образованиях  области  функционирует 

структура, отвечающая за развитие предпринимательства (рис. 72). 

170 

 

 

Рис. 72. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства 

Самарской области 

 

В целях информирования населения области и оказания государственной 

поддержки  предпринимателям  создан  Единый  портал  поддержки  и  развития 

малого и среднего предпринимательства Самарской области «линия-успеха.рф» 

и работает «горячая линия». 

В целях обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных 

интересов  субъектов  предпринимательской  деятельности  создан  институт 

Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области, от-

крыта общественная приемная федерального омбудсмена по защите прав пред-

принимателей при Президенте Российской Федерации. 

Улучшению  инвестиционного  и  предпринимательского  климата  в  реги-

оне способствует  введение с  2014  года  института  оценки  регулирующего  воз-

действия проектов нормативных правовых актов Правительства Самарской об-

ласти  по  вопросам,  затрагивающим  интересы  бизнеса.  Система  мер  регулиро-

вания  в  отношении  малого и  среднего  бизнеса  выстраивается  в  сторону  боль-

171 

шей эффективности принимаемых решений. В 2014 году разработана вся необ-

ходимая  нормативная  правовая  база  о  внедрении  института  оценки  регулиру-

ющего воздействия, которая изменит как схему издания документа, затрагива-

ющего  интересы  предпринимателей,  так  и  наполнит  его  новым  содержанием, 

оградит предпринимателей от чрезмерного регулирования.  

С  целью  развития  кадрового  потенциала  региона,  вовлечения  молодежи  в 

предпринимательство проводится работа по внедрению передовых инновационных 

образовательных  инструментов.  Разработаны  программы  по  обучению  субъектов 

малого  и  среднего  предпринимательства  по  специализированным  направлениям, 

связанным с технологическим оснащением предприятий и внедрением инноваций. 

Для  создания  благоприятных  форм  налогообложения  на  территории  Са-

марской  области  действует  Закон  Самарской области от 27.11.2012 № 117-ГД 

«О  патентной  системе  налогообложения  на  территории  Самарской  области», 

предназначенный  для  индивидуальных  предпринимателей  с  численностью  за-

нятых  до  15  человек.  Законом  Самарской  области от  11.07.2016  №  96-ГД  «О 

внесении изменений в Закон Самарской области «О патентной системе налого-

обложения на территории Самарской области» (вступает в силу с 1 января 2017 

года)  расширен  перечень  видов  предпринимательской  деятельности,  которые 

могут  быть  переведены  на  патентную  систему  налогообложения  –  с  47  до  63 

вида  (введены  дополнительно  16  видов),  установлены  размеры  потенциально 

возможного  к  получению  индивидуальными  предпринимателями  годового  до-

хода по этим видам предпринимательской деятельности.  

Совершенствование  практики  правоприменения  на  территории  Самар-

ской  области  патентной  системы  налогообложения  позволит  индивидуальным 

предпринимателям,  осуществляющим,  как  правило,  простые  виды  предприни-

мательской деятельности, сократить издержки (расходы), в том числе админи-

стративные, связанные с ведением деятельности и предоставлением отчетности. 

Кроме  того,  это  позволит  экономить  материальные  и  временные  ресурсы  как 

самих индивидуальных предпринимателей, так и государства в целом. 

172 

В  целях  содействия  развитию  микро  предпринимательства  и  созданию 

нового малого бизнеса путем снижения издержек и расходов начинающих ин-

дивидуальных  предпринимателей  на  начальном  этапе  ведения  предпринима-

тельской деятельности гражданами, не имеющими предпринимательского опы-

та,  принят  Закон  Самарской  области  от  30.12.2015  № 140-ГД  «О  налоговой 

ставке в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков  – 

индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему нало-

гообложения и (или) патентную систему налогообложения» («налоговые кани-

кулы»).  

Льготная налоговая ставка предусмотрена для впервые зарегистрирован-

ных  индивидуальных  предпринимателей,  применяющих  упрощенную  систему 

налогообложения  и  (или)  патентную  систему  налогообложения  и  осуществля-

ющих деятельность в производственной и научной и социальной сферах, а так-

же в сфере бытовых услуг населению. Установлены ограничения при примене-

нии налоговой льготы – не более 5 человек и не более 8 млн. рублей выручки 

(доходов) в год. 

Согласно национальному рейтингу состояния инвестиционного климата в 

субъектах Российской Федерации, представленному АНО «Агентство стратеги-

ческих  инициатив  по  продвижению  новых  проектов»,  Самарской  области  по 

направлению  «Поддержка  малого  предпринимательства»  присвоен  рейтинг  А 

по итогам 2013 года, рейтинг В – по итогам 2014 года (рейтинг выставляется от 

A до E в зависимости от уровня поддержки предпринимательства, А – наилуч-

шие условия для ведения бизнеса, Е – наихудшие).  

Для оценки предпринимательского климата в Самарской области и выяв-

ления  актуальных проблем и  барьеров для  развития  МСП в  регионе  проведен 

опрос  руководителей малых и средних предприятий, в основе которого лежит 

оценка системы факторов развития малого и среднего предпринимательства: 

- доступ к рынку и конкуренция; 

- человеческие ресурсы и навыки;  

- финансовые ресурсы; 

173 

- инфраструктура; 

- технологический потенциал; 

- административное регулирование; 

- система поставщиков. 

Общие  результаты опроса руководителей  малых  и средних  предприятий 

представлены на рисунке 73.  

 

 

Рис. 73. Сводные результаты опроса предприятий МСП в Самарской области

1

 

 
Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самар-

ской  области  в  2015  году  проведено  исследование,  направленное  на  изучение 
потребностей и выявления проблем, с которыми предприниматели сталкивают-
ся при ведении бизнеса. В рамках исследования были опрошены 560 предпри-
нимателей  всех  муниципальных  образований  Самарской  области.  По  итогам 
исследования получены следующие результаты.  

                                                           

1

 Опрос руководителей малых и средних предприятий Самарской области проводился в декабре 2013 

года. Общее число респондентов – 203. В опросе принимали участие компании агропищевого, нефте-
газохимического,  автомобилестроительного  кластеров,  машиностроения,  ИТ,  производства  строи-
тельных материалов, авиастроительного и других секторов. 

 

174 

Среди  проблем,  связанных  с  ведением  предпринимательской  деятельно-

сти, предприниматели отметили: 

- финансовые трудности; 

- дефицит квалифицированных кадров; 

- высокий земельный налог и арендная плата за недвижимое имущество;  

- сложности в подключении к инженерно-техническим сетям; 

- давление со стороны проверяющих и контролирующих органов (рис. 74). 

 

 

Рис. 74. Результаты опроса предпринимателей Самарской области по                       

определению основных проблем, влияющих на развитие бизнеса 

 

Более 2/3 (70,4%) предпринимателей привлекали в бизнес заемные сред-

ства.  Из  них  82,3%  оформляли  кредит  в  банке,  15,7%  брали  займ  

в  микрофинансовой  организации.  2%  привлекали  деньги  из  иных  источников. 

При этом предприниматели отмечают проблему высоких банковских процент-

ных ставок и отсутствие достаточного залогового обеспечения.  

Нехватка  финансовых  ресурсов  порождает  проблемы  невозможности 

платить достойную зарплату квалифицированным работникам, а также бремени 

высокого уровня отчислений во внебюджетные фонды за каждого работника – 

на эти проблемы указали 25,2% опрошенных предпринимателей. 

При оформлении земельных участков предприниматели недовольны дли-

тельностью сроков оформления, высокой стоимостью процедуры.  

175 

Респонденты,  которые  столкнулись  с  проблемой  подключения  к  инже-

нерно-техническим сетям, указывали на длительность процедуры оформления и 

согласования  необходимых  документов,  высокую  стоимость  оплаты  за  присо-

единение.  Чаще  всего  предприниматели  сталкиваются  с  проблемами  при  под-

ключении энергоснабжения (42,8% опрошенных) и газоснабжения (28,6%).  

Большинство предпринимателей Самарской области (71,6%) знают о су-

ществовании программ государственной и муниципальной поддержки малого и 

среднего  предпринимательства,  43,6%  из  них  пользовались  поддержкой. 

Наиболее популярны и востребованы среди предпринимательского сообщества 

информационно-консультационные услуги и финансовая поддержка (рис. 75). 

 

 

Рис. 75. Результаты опроса предпринимателей Самарской области по                            

определению наиболее приоритетных и актуальных мер государственной                   

поддержки  

 

Анализ  показал,  что  для  предпринимателей  важны  услуги,  требующие 

привлечения  высококвалифицированных  специалистов  –  юристов,  экономи-

стов,  аудиторов,  но  из-за  финансовых  затруднений  и  невозможности  платить 

достойную  заработную  плату  руководители  и  собственники  бизнеса  не  могут 

их нанять и отмечают, что есть такая возможность через получение бесплатных 

услуг. 

Наиболее значимой мерой финансовой поддержки предприниматели счи-

тают  субсидию  (грант)  на  создание  собственного  дела.  Это  объясняется  тем, 

176 

что  для  начинающих  предпринимателей  грант  является  хорошей  отправной 

точкой,  его  получатели  имеют  возможность  приобрести  основные  средства 

производства, чтобы успешно начать и развивать свой бизнес. 

При  оценке  эффективности  оказанной  поддержки  предприниматели  от-

метили, что меры государственной поддержки направлены на достижение кон-

кретных результатов – от решения актуальных вопросов, связанных с ведением 

предпринимательской деятельности, до привлечения инвестиций и расширения 

рынков сбыта.  

Кроме  того,  предприниматели  получают  возможность  минимизировать 

альтернативные издержки, т.е. затраты на решение этих же вопросов, но либо 

самостоятельно, либо с привлечением платных консалтинговых компаний. 

Для  изучения  информированности  предпринимательского  сообщества 

проведен опрос о действующей в регионе инфраструктуре поддержки и разви-

тия малого и среднего бизнеса. Наибольшее число субъектов малого и среднего 

предпринимательства  знают  и  пользуются  услугами  ГКУ  СО  «ИКАСО»  (85% 

респондентов, из числа ответивших на этот вопрос, знают об этой организации 

и около 40% обращались за государственной поддержкой).  

На  втором  месте  стоят  муниципальные  структуры  поддержки  предпри-

нимательства – около 80% предпринимателей знают об их деятельности и 26% 

– обращались за поддержкой. 

Более  половины  (58,3%)  респондентов  из  числа  получателей  государ-

ственной поддержки отметили, что уровень доходов превышает уровень расхо-

дов  компании.  Предприниматели,  не  получавшие  поддержку  в  большинстве 

случаев (64,9%), дали ответ, что их уровень доходов покрывает лишь расходы 

компании.  

Предприниматели,  получившие  государственную  поддержку,  оценили 

условия для развития бизнеса в Самарской области более благоприятными, чем 

те, кто не пользовался государственными услугами. 

В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего 

предпринимательства  в  Самарской  области  планируется  мерами  и  инструмен-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..