ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2016 год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2016 год) - часть 13

 

 

193

п/п

( №

пункта
Плана)

Содержание мероприятия в соответствии с

Приложением № 7 к Транспортной стратегии

Вид документа в

соответствии с

Приложением № 7 

к Транспортной

стратегии

Срок реализации в

соответствии с

Приложением № 7 

к Транспортной

стратегии

Анализ выполнения мероприятий

организации и контроля автомобильных пассажирских перевозок. 
По Цели 5 Транспортной стратегии: 
В 2016 году разработан законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон «О безопасности
дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». 
14 июня 2016 г. вступил в силу приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении
профессиональных   и   квалификационных   требований   к   работникам   юридических   лиц  
и   индивидуальных   предпринимателей,   осуществляющих  перевозки  автомобильным   транспортом  
и городским наземным электрическим транспортом». 
Издан   приказ   Минтранса   России   от   11.03.2016   №   59   «Об   утверждении   Порядка   прохождения
профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу,
непосредственно   связанную   с   движением   транспортных   средств   автомобильного   транспорта  
и городского наземного электрического транспорта». 
По Цели 6 Транспортной стратегии: 
В 2016 году завершена разработка базового варианта «Методических рекомендаций по обучению
эко-вождению   водителей   автотранспортных   средств»,   работа   выполнялась   в   рамках   Проекта
ООН/ГЭФ-Минтранс   России   «Сокращение   выбросов   парниковых   газов   от   автомобильного
транспорта в городах России». Подготовлены:

  законопроект   №   1047264-6   «Об   организации   дорожного   движении   в   Российской

Федерации   и  о  внесении   изменений  в   отдельные   законодательные  акты   Российской   Федерации»
(принят   Государственной   Думой   Федерального   Собрания   Российской   Федерации   в   I   чтении
16.12.2016);

  проект   постановления   Правительства   Российской   Федерации     по   вопросу   разработки

схемы отчетности субъектов Российской Федерации по экологически дружественным («чистым»)
видам городского транспорта. 
В   рамках   Проекта   разработаны   Методические   рекомендации   по   проведению   инвентаризации
выбросов   парниковых   газов   транспортными   организациями,   осуществляющими   перевозки  
по регулярным маршрутам.
Завершена работа по подготовке пакета проектов нормативно-правовых документов по реализации
системы   «эко-маркировки»   транспортных   средств   по   экологическим   и   энергоэффективным
показателям в Российской Федерации. 
Письмом   Минтранса   России   от   04.07.2016   №   МС-22/8441   в   Минобрнауки   России   направлены
предложения по внесению в специальные циклы Программ профессионального обучения водителей
транспортных   средств   соответствующих   категорий   и   подкатегорий,   утвержденных   приказом
Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408.

9 (196)

Подготовка обзора (доклада) о реализации мероприятий
Транспортной стратегии Российской
Федерации   на   период   до   2030   года   в   сфере   развития
логистических технологий

доклад в

Правительственную

комиссию по

транспорту

2016 год

В настоящее время в перевозках грузов по направлению «Восток – Запад» задействовано свыше
десятка российских компаний и совместных предприятий. В их числе АО «РЖД Логистика» и его
«дочка»   -   «Фар   Ист   Лэнд   Бридж»,   ПАО   «ТрансКонтейнер»,   «Транс   Евразия   Лоджистикс»,
«Трансконтейнер-Юроп»,   четырехстороннее   СП   Юксиньоу   Лоджистикс   (YuXinOu   Logistics)  
и   другие.   Потенциал   транзитных   перевозок   по   направлению   Восток   –   Запад   планируется
реализовывать   за   счет   предложения   оптимального   маршрута   с   точки   зрения   затрат   и   времени

194

п/п

( №

пункта
Плана)

Содержание мероприятия в соответствии с

Приложением № 7 к Транспортной стратегии

Вид документа в

соответствии с

Приложением № 7 

к Транспортной

стратегии

Срок реализации в

соответствии с

Приложением № 7 

к Транспортной

стратегии

Анализ выполнения мероприятий

транспортировки. 
Активно   развивается   сотрудничество   с   портовыми   холдингами   в   Китае.   В   сентябре   2015   года  
ОАО «РЖД» подписан Меморандум о намерениях с группой компаний «Инкоу порт». Кроме того,
ведутся   переговоры   с   китайским   портом   Далянь   и   южнокорейской   компанией   «Самсунг»  
по увеличению объемов перевозок из Южной Кореи и Китая в Россию и страны ЕС.
Важную   роль   в   реализации   стратегической   задачи   по   реализации   транзитного   потенциала
национальных транспортных систем стран-членов ЕАЭС играет АО «Объединенная транспортно-
логистическая   компания»   («ОТЛК»).   Руководителями   трех   железнодорожных   компаний  
(ОАО   «РЖД»,   АО   «НК   «КТЖ»   и   ГО   «Белорусская   железная   дорога»)   было   принято   решение  
о   рассмотрении   проекта   «ОТЛК»   в   качестве   единой   интеграционной   платформы   для   развития
транзитных перевозок в евроазиатском сообщении. 
АО   «ОТЛК»   –   это   оператор   регулярных   транзитных   контейнерных   поездов   в   сообщении  
Китай-Европа-Китай,   созданное   на   паритетной   основе   тремя   железнодорожными   компаниями:  
ОАО   «Российские   железные   дороги»,   ГО   «Белорусская   железная   дорога»
  и АО «НК  «Қазақстан  темир жолы».  За  счет  инновационных  технологических и  логистических
решений

 

 

АО

 

«ОТЛК»

 

организует

 

на

 

востребованном

 

маршруте

Достык/Алтынколь-Брест-Достык/Алтынколь стабильный и качественный линейный сервис.
Контейнерные   поезда   АО   «ОТЛК»,   следующие   по   колее   1520   мм   по   базовому   маршруту
Достык/Алтынколь – Брест – Достык/Алтынколь, преодолевают расстояние в 5430 км за 5 суток  
по технологии «без границ». 

10 (198)

Подготовка обзора (доклада) о реализации мероприятий
Транспортной   стратегии   Российской   Федерации   на
период   до   2030   года   в   сфере   развития   пассажирского
транспорта и городских агломераций

доклад в

Правительственную

комиссию по

транспорту

2016 год

Разработан   законопроект   «Об   организации   дорожного   движения   в   Российской   Федерации  
и   о   внесении   изменений   в   отдельные   законодательные   акты   Российской   Федерации»,   который
направлен на формирование единого подхода к организации дорожного движения на территории
Российской   Федерации   и   вводит   понятие   «городская   агломерация»   и   требования   по   разработке
документов   транспортного   планирования   для   городских   агломераций.   Законопроект   рассмотрен
в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
В   соответствии   с   письмом   Администрации   Президента   Российской   Федерации   от   15.12.2016  
№   А4-20411Пил   во   втором   квартале   2017   года   запланировано   проведение   заседания
Государственного совета Российской Федерации по теме «О комплексном развитии пассажирских
перевозок в субъектах Российской Федерации».
Комплексное развитие пассажирских перевозок в субъектах Российской Федерации включает в себя:
1) формирование конкурентного сектора экономики за счет повышения прозрачности транспортной
сферы и использования информационных технологий; 
2) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере транспортного обслуживания 
и гармонизация федерального, регионального и муниципального отраслевого законодательства;
3)   создание   мультимодальной   транспортной   системы,   с   учетом   формирования   единого
«бесшовного» транспортного пространства;
4)   использование   транспортных   средств   и   объектов   транспортной   инфраструктуры,
соответствующих экологическим стандартам.
В настоящее время Минтрансом России ведется подготовка доклада рабочей группы президиума

195

п/п

( №

пункта
Плана)

Содержание мероприятия в соответствии с

Приложением № 7 к Транспортной стратегии

Вид документа в

соответствии с

Приложением № 7 

к Транспортной

стратегии

Срок реализации в

соответствии с

Приложением № 7 

к Транспортной

стратегии

Анализ выполнения мероприятий

Государственного совета Российской Федерации «О комплексном развитии пассажирских перевозок
в субъектах Российской Федерации».
По итогам проведения заседания Государственного совета Российской Федерации предполагается
разработка проекта федерального закона, предусматривающего:

утверждение   нормативным   правовым   актом   высшего   исполнительного   органа

государственной   власти   субъекта   Российской   Федерации   по   согласованию   с   органами   местного
самоуправления   комплексного   плана   транспортного   обслуживания   населения   на   территории
субъекта Российской Федерации;

установление   муниципальных   и   межмуниципальных   маршрутов   при   условии  

их соответствия указанному комплексному плану;

  утверждение стандартов транспортного обслуживания населения в субъекте Российской

Федерации всеми видами транспорта.

11 (202).

Корректировка   Стратегии   развития   железнодорожного
транспорта   в   Российской   Федерации   до   2030   года  
с   учетом   изменений   макроэкономических   показателей
социально-экономического   развития   Российской
Федерации

постановление
Правительства

Российской Федерации

2014 – 2015 годы

Минтрансом   России   совместно   с   ОАО   «РЖД»   подготовлены   предложения

 

по   корректировке   Стратегии   развития   железнодорожного   транспорта   в   Российской   Федерации  
до 2030 года. Проект Стратегии в новой редакции внесен в Правительство Российской Федерации 
в целях утверждения.

12 (203).

Создание   центра   подготовки   специалистов   в   сфере
проектов   государственно-частного   партнерства

 

с   участием   Государственной   компании   «Российские
автомобильные дороги» в кооперации с ведущими вузами
страны

программа

деятельности

Государственной

компании «Российские

автомобильные

дороги» на

долгосрочный период

(2010 – 2019 годы),

стратегия развития

Государственной

компании «Российские

автомобильные

дороги» до 2030 года

2014 – 2016 годы

Исполнен.

  Выполнение данного пункта  осуществляется  в  виде реализации на  базе  Финансового

университета при Правительстве Российской Федерации в 2016 году образовательных программ  
в   формате   курсов   повышения   квалификации   по   теме   «Управление   проектами   государственно-
частного партнёрства в регионах Российской Федерации» и магистерской программы «Управление
проектами   государственно-частного   партнёрства»   по   направлению   «Менеджмент»,   перечень
дисциплин которой дополнен блоком, в том числе включающим в себя дисциплины, основанные  
на   накопленном   ГК   «Автодор»   опыте   практического   применения   механизмов   государственно-
частного партнёрства.
Слушателями курсов повышения квалификации были руководители и специалисты региональных
органов исполнительной власти, институтов развития и частных компаний, участвующие в процессе
подготовки,   принятия   решений   и  реализации   проектов   и   соглашений   в   области   государственно-
частного партнёрства. Всего обучение прошли 47 человек из 21 субъекта Российской Федерации.

 

13 (204)

Создание инновационного центра в дорожном хозяйстве,
позволяющего   привлекать   частные   инвестиции

 

в разработку инноваций и апробировать инновационные
технические решения

программа

деятельности

Государственной

компании "Российские

автомобильные

дороги" на

долгосрочный период

(2010 – 2020 годы),

2014 – 2018 годы

В   настоящее   время   проводится   совместная   работа   Государственной   компании   и   Группы
«РОСНАНО»   по   применению   технических   решений   портфельных   компаний   РОСНАНО  
и   производителей   инновационной,   в   том   числе   нанотехнологической,   продукции   на   объектах
Государственной компании.
Определены   пилотные   зоны   и   выполняются   опытно-экспериментальные   испытания   технологий  
и   материалов   представленных   портфельными   компаниями   Группы   РОСНАНО,   такими   как:  
ООО   «СмартИнТех»,   ООО   «Юган   Маркетинг»,   ООО   «Гален»,   ООО   «АйСиЭм   Гласс   Калуга,  
ЗАО «Плакарт», АО «ЭЛВИС-НеоТек», ООО «Хевел», ЗАО «Лазер Солюшенс», ООО «Нексанс»,

196

п/п

( №

пункта
Плана)

Содержание мероприятия в соответствии с

Приложением № 7 к Транспортной стратегии

Вид документа в

соответствии с

Приложением № 7 

к Транспортной

стратегии

Срок реализации в

соответствии с

Приложением № 7 

к Транспортной

стратегии

Анализ выполнения мероприятий

стратегия развития

Государственной

компании "Российские

автомобильные

дороги" до 2030 года

ООО "НТС", ООО «ИндорТех».
В   целях   реализации   п.   7   Плана   мероприятий   («дорожная   карта»),   по   расширению   применения
инновационных   технологий,   материалов,   в   том   числе   битумов,   и   конструкций,   утвержденного
заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 28 сентября
2015   г.   №   6523п-П9,   приказом   Государственной   компании   от   31.08.2016   №   172   предусмотрено
устройство   не   менее   4-х   наблюдательных   станций   по   мониторингу   накопления   остаточных
деформаций   в   элементах   дорожных   конструкций,   в   соответствии   с   СТО   АВТОДОР   10.9-2016,  
на каждом из этапов или пусковых комплексов строительства следующих объектов:

Строительство   скоростной   автомобильной   дороги   Москва   -   Санкт-Петербург   на   участке

 км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе), 4 этап км 208 - км 258, Тверская
область. Первая очередь строительства, 6 этап км 334 - км 543, Новгородская область;

Строительство   Центральной   кольцевой   автомобильной   дороги   Московской   области  

(с   последующей   эксплуатацией   на   платной   основе),   пусковой   комплекс   (этап   строительства)  
№ 1 (первый участок), № 3, № 4, № 5.

  СТО   АВТОДОР   10.9-2016   «Система   автоматизированного   дистанционного   мониторинга

накопления  остаточных деформаций в элементах дорожных конструкций» на каждом из этапов  
или пусковых комплексов строительства следующих объектов: 

  Строительство   скоростной   автомобильной   дороги   Москва   -   Санкт-   Петербург   на   участке  

км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе), 4 этап км 208 - км 258, Тверская
область. Первая очередь строительства, 6 этап км 334 - км 543, Новгородская область; 

  Строительство   Центральной   кольцевой   автомобильной   дороги   Московской   области  

(с   последующей   эксплуатацией   на   платной   основе),   пусковой   комплекс   (этап   строительства)
 № 1 (первый участок), №3, № 4, № 5.

14 (208).

Актуализация нормативно-правовой базы 
промышленного транспорта

ведомственные

нормативные акты

2013 – 2018 годы

Изданы приказы:
- приказ Минтранса России от 30.03.2015 № 57 «О внесении изменений в Правила технической
эксплуатации   железных   дорог   Российской   Федерации,   утвержденные   приказом   Министерства
транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 286» зарегистрирован в Минюсте России
(23.04.2015 № 37020);

приказ Минтранса России от 18.12.2014 № 344 «Об утверждении Положения о классификации,

порядке   расследования   и   учета   транспортных   происшествий   и   иных   событий,   связанных  
с   нарушением   правил   безопасности   движения   и   эксплуатации   железнодорожного   транспорта»
зарегистрирован в Минюсте России (26.02.2015 № 36209);

приказ   Минтранса   России   от   31.07.2015   №   237   «Об   утверждении   Условий   эксплуатации

железнодорожных переездов» зарегистрирован в Минюсте России (04.09.2015 № 38792).

15 (209).

Научно-техническое сопровождение реализации 
Транспортной стратегии Российской Федерации 
на период до 2030 года и крупных инвестиционных 
проектов по видам транспорта

план научно-

исследовательских и

опытно-

конструкторских работ

Минтранса России и

2014 – 2018 годы

Разрабатываются   ежегодные   планы   НИОКР   Минтранса   России,   в   которые   включаются   темы,
направленные на реализацию Транспортной стратегии.

197

п/п

( №

пункта
Плана)

Содержание мероприятия в соответствии с

Приложением № 7 к Транспортной стратегии

Вид документа в

соответствии с

Приложением № 7 

к Транспортной

стратегии

Срок реализации в

соответствии с

Приложением № 7 

к Транспортной

стратегии

Анализ выполнения мероприятий

подведомственных

агентств и службы

16 (223)

Анализ возможности предоставления субсидий местным
бюджетам,   а   также   использования   средств
муниципальных   дорожных   фондов   для   строительства,
реконструкции,   капитального   ремонта   и   ремонта
автомобильных дорог общего пользования, соединяющих
населенные   пункты   и   участки   освоения   лесов  
и   переработки   древесины   сетью   автомобильных   дорог
общего пользования

доклад в

Правительственную

комиссию по

транспорту 

2014 – 2016 годы

Исполнен.

 

Абзацем   8   пункта   1   «в»   перечня   поручений   Президента   Российской   Федерации  

В.В. Путина от 7 мая 2013 г. № Пр-1037 по итогам заседания президиума Государственного совета
Российской Федерации 11 апреля 2013 г. Правительству Российской Федерации поручено внести  
в   законодательство   Российской   Федерации   изменения,   предусматривающие   возможность
использования средств дорожных фондов для строительства, реконструкции, капитального ремонта
и ремонта автомобильных дорог общего пользования, соединяющих населенные пункты и участки
освоения лесов и переработки древесины с сетью автомобильных дорог общего пользования.
В целях исполнения поручения Минтрансом России был разработан проект федерального закона
  «О   внесении   изменений   в   Бюджетный   кодекс   Российской   Федерации»   (далее   –   Законопроект),
согласно   которому   статья   179.4   дополняется   положениями,   позволяющими   направлять   средства
региональных и муниципальных дорожных фондов на цели, определенные Поручением.
Вместе с тем, по мнению Минфина России, дополнение статьи 179.4 Бюджетного кодекса абзацем,
предоставляющим высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской
Федерации   право   включать   в   порядок   формирования   и   использования   бюджетных   ассигнований
дорожного фонда субъекта Российской Федерации нормы о возможности использования бюджетных
ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации на строительство, реконструкцию,
капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования, соединяющих с сетью
автомобильных   дорог   общего   пользования   предприятия,   осуществляющие   деятельность  
по   освоению   лесов   и   переработке   древесины,   населенные   пункты,   в   которых   проживают   лица,
работающие   на   постоянной   основе   на   указанных   предприятиях,   не   имеет   правового   смысла,
поскольку такое право уже предоставлено указанному органу власти нормами пункта 4 статьи 179.4
Бюджетного   кодекса.   Кроме   того,   в   связи   с   тем,   что   Бюджетный   кодекс   устанавливает   общие
принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, необходимо избегать дополнения
Бюджетного кодекса специальными терминами отраслевого характера.
Таким   образом,   возможность   осуществления   финансирования   строительства,   реконструкции,
капитального   ремонта   и   ремонта   лесных   дорог   общего   пользования   предусмотрена   бюджетным
законодательством Российской Федерации.
В   связи   с   изложенным   письмом   Контрольного   управления   Президента   Российской   Федерации  
от 5 марта 2016 г. № А8-2216-2 абзац 8 пункта 1 «в» поручения снят с контроля. 

17 (224)

Внедрение в дорожной отрасли контрактных схем, 
предусматривающих сквозную ответственность 
исполнителя контракта на всех стадиях жизненного цикла
автомобильной дороги (проектирование, строительство, 
эксплуатация)

программа

деятельности

Государственной

компании «Российские

автомобильные

дороги» на

долгосрочный период

(2010 – 2019 годы),

Постоянно

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2015 г. внесены изменения  
в   Программу   деятельности   Государственной   компании   «Российские   автомобильные   дороги»   на
долгосрочный   период   (2010   –   2020   годы),   в   том   числе   предусматривающие   принцип
ответственности   одного   исполнителя   на   всех   этапах   жизненного   цикла   объектов   (исполнитель
Росавтодор).
В   первом   полугодии   2016   года   были   проведены   открытые   конкурсы   на   право   заключения
концессионных соглашений о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе
«Центральной   кольцевой   автомобильной   дороги   Московской   области.   Пусковой   комплекс   (этап

198

п/п

( №

пункта
Плана)

Содержание мероприятия в соответствии с

Приложением № 7 к Транспортной стратегии

Вид документа в

соответствии с

Приложением № 7 

к Транспортной

стратегии

Срок реализации в

соответствии с

Приложением № 7 

к Транспортной

стратегии

Анализ выполнения мероприятий

стратегия развития

Государственной

компании «Российские

автомобильные

дороги» до 2030 года

строительства)   №   3»   и   «Центральной   кольцевой   автомобильной   дороги   Московской   области.
Пусковой комплекс (этап строительства) № 4».
16   сентября   2016   г.   заключено   концессионное   соглашение   о   финансировании,   строительстве  
и   эксплуатации   Центральной   кольцевой   автомобильной   дороги   Московской   области,   пусковой
комплекс № 3.
В   соответствии   с   положениями   конкурсной   документации   к   конкурсу   на   право   заключения
концессионного соглашения «ЦКАД. Пусковой комплекс № 4» (далее – Конкурсная документация),
в   связи   с   обращением   единственного   участника   конкурса,   ГК   «Автодор»   была   признана
возможность   продления   срока   проведения   переговоров   по   условиям   проекта   концессионного
соглашения.
По   результатам   конкурсного   отбора   8   августа   2016   года   ГК   «Автодор»
  и   ООО   «Трансстроймеханизация»   подписано   долгосрочное   инвестиционное   соглашение  
на   строительство,   содержание,   ремонт,   капитальный   ремонт   и   эксплуатацию   на   платной   основе
скоростной   автомобильной   дороги   Москва   –   Санкт-Петербург   на   участках   км   58   –   км   97
 и км 97 – км 149.
В   рамках   апробации   пилотной   схемы   реализации   долгосрочных   контрактов   через   механизм
корпоративного   ГЧП   на   проекте   по   заключению   долгосрочного   операторского   соглашения,  
на   комплексное   обустройство,   реконструкцию,   содержание,   ремонт,   капитальный   ремонт  
и эксплуатацию на платной основе федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через
Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1091,6 – км 1319 (Секция 4)
(далее – ДОС) выполнены следующие мероприятия:
Между   ГК  «Автодор»   и  ООО   «РФПИ   Управление   инвестициями-8»   создано   дочернее   общество
ООО «ДИК» для реализации данного проекта;
Во   2-м   квартале   2016   года   наблюдательным   советом   одобрено   подписание   долгосрочного
операторского соглашения между ГК «Автодор» и ООО «ДИК;.
В   3-м   квартале   меду   ГК   «Автодор»   и   ООО   «ДИК»   был   подписан   ДОС
 (от 11.07.2016 №УОД-2016-686);
В 4-м квартале между ГК «Автодор» и ООО «Трансстроймеханизация» подписано долгосрочное
инвестиционное   соглашение   на   строительство,   содержание,   ремонт,   капитальный   ремонт  
и   эксплуатацию   на   платной   основе   автомобильной   дороги   М-4   «Дон»   -

 

от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 633 – км 715
(обход с. Лосево и г. Павловск), Воронежская область.

199

4.

АНАЛИЗ   ФАКТОРОВ,   ПОВЛИЯВШИХ   НА   ХОД
РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ

Основными факторами, повлиявшими на ход реализации Транспортной

стратегии в отчетном периоде, являются произошедшие за последние годы

макроэкономические и геополитические изменения. 

Кризисные   экономические   явления   продолжились,   однако   их   темп

сбавился,   что   может   свидетельствовать   о   некоторой   стабилизации

экономической   ситуации.   При   этом   прекратилось   падение   внутреннего  

и внешнего спроса на транспортные услуги. Россия адаптировалась к новым

условиям,   а   также   связанным   с   ними   ограничениями   финансирования

транспортного   комплекса   из   федерального   бюджета,   внебюджетных

источников,   которые   привели   к   необходимости   пересмотра   ряда

мероприятий   Транспортной   стратегии,   в   первую   очередь   в   части

инвестиционных проектов, а также существенному уменьшению количества

вновь начинаемых проектов.

Во   второй   половине   года   наблюдались   признаки   восстановления

макропоказателей.   В   этих   условиях   для   выполнения   поставленных

Транспортной   стратегией   целей   и   достижения   установленных   уровней

целевых индикаторов основой задачей становится максимальное повышение

экономической   и   социальной   эффективности   реализуемых   проектов,  

в том числе путем их реализации с привлечением внебюджетных средств  

со стороны частных инвесторов, а также концентрация финансовых ресурсов

на наиболее важных для развития транспортной инфраструктуры проектах,

обладающих   непосредственным   влиянием   на   такие   показатели  

как надежность и безопасность для населения, а также снижение стоимости

перевозок   и   повышение   скорости   для   внутренних   и   внешних

грузоотправителей.

В   2016   году   деятельность   Минтранса   России   была   направлена  

на реализацию всех целей Транспортной стратегии.

200

Основной 

(первой) целью стратегии

 является формирование Единого

транспортного   пространства   страны   на   базе   сбалансированного

опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры.

На   основе   анализа   фактических   значений   основных   индикаторов  

по   первой   цели   Транспортной   стратегии   можно   сделать   вывод  

о   положительной   динамике   развития   транспортного   комплекса   в   части

формирования единого транспортного пространства Российской Федерации.

Достижение   этой   цели   оказывает   влияние   на   все   остальные   цели

стратегии,   поскольку   она   направлена   на  сбалансированное   развитие

инфраструктуры всех видов транспорта.

Основными   факторами,   повлиявшими   на   достижение   данной   цели  

в 2016 году, были усилия, предпринятые Минтрансом России, по решению

актуальных задач развития и обеспечения эффективного функционирования

инфраструктуры   всех   видов   транспорта,   в   том   числе   сети   автомобильных

дорог федерального значения, скоростных автомобильных дорог, содействия

развитию   автомобильных   дорог   регионального   или   межмуниципального  

и   местного   значения,   развития   дополнительных   главных   путей   и   новых

железнодорожных   линий,   развития   аэропортовой   сети   (аэропортов-хабов,

внутрироссийских   узловых   аэропортов,   региональных   аэропортов),

увеличения   пропускной   способности   российских   морских   портов,

повышения   качественных   характеристик   внутренних   водных   путей  

и судоходных гидротехнических сооружений. 

Таким   образом,   основными   факторами,   повлиявшими   на   ход

реализации   Транспортной   стратегии   в   части   формирования   единого

транспортного   пространства   страны   (Цель   1   Транспортной   стратегии),

являются   следующие   меры   сбалансированного   опережающего   развития

эффективной  транспортной  инфраструктуры   всех  видов транспорта,   в том

числе:

ввод   в   эксплуатацию   после   строительства   и   реконструкции  

303,6 км автомобильных дорог федерального значения;

201

ввод в эксплуатацию 441,6 км (план – 423,2 км) дополнительных

главных путей и новых железнодорожных линий;

прирост   производственной   мощности   российских   морских

портов в объеме 32 млн. тонн;

ввод в эксплуатацию после реконструкции 2 взлетно-посадочных

полос в аэропортах (Петропавловск-Камчатский (Елизово), Уфа);

доля протяженности автомобильных дорог общего пользования

федерального   значения,   соответствующих   нормативным   требованиям  

к транспортно-эксплуатационным показателям, составила 71,3 процента;

доля   протяженности   линий   железнодорожного   транспорта

общего   пользования,   имеющих   ограничения   пропускной   способности,  

к   эксплуатационной   длине   железнодорожных   линий   общего   пользования

составила 11,0 процента;

доля протяженности внутренних водных путей, ограничивающих

пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части

Российской Федерации, составила 75,0 процента.

В сфере дорожного хозяйства в 2016 году в введены в эксплуатацию

после   строительства   и   реконструкции   214,0   км   автомобильных   дорог

Федеральным   дорожным   агентством   и   89,6   км   автомобильных   дорог

Государственной компанией «Российские автомобильные дороги».

В   том   числе   введены   в   эксплуатацию   участки   реконструкции

автомобильной   дороги   М-9   «Балтия»   общей   протяженностью   32,5   км,  

в результате чего завершена реконструкция данной автомобильной дороги  

от   МКАД   до   Московского   большого   кольца.   Завершена   реконструкция

подъезда к г. Мурманску протяженностью 15,2 км, что позволило улучшить

транспортное сообщение Мурманского морского порта – с международным

транспортным коридором «Север – Юг». 

В 2016 году в Санкт-Петербурге завершено строительство Западного

скоростного   диаметра   протяжённостью   46,6   км   (далее   –   ЗСД),  

в декабре 2016 года состоялось открытие Центрального участка Западного

202

скоростного диаметра, которое обеспечило движение автомобилей по всей

протяженности трассы.

В 2016 году протяженность автомобильных дорог общего пользования

федерального   значения,   соответствующих   нормативным   требованиям  

к   транспортно-эксплуатационным   показателям,   увеличилась   на   4169   км  

и составила 37049 км, 71,3% от их общей протяженности.

Росавтодор   ввел   в   эксплуатацию   после   капитального   ремонта  

и   ремонта   участки   на   федеральных   автомобильных   дорогах   общей

протяженностью   8448,9   километров.   ГК   «Автодор»   в   2016   году   введены  

в эксплуатацию после проведенных работ по капитальному ремонту 24,5 км,

по   ремонту   –   299,1   км   автомобильных   дорог   федерального   значения.

Обеспечено строительство и реконструкция 2961 км автомобильных дорог

регионального, межмуниципального и местного значения.

В   сфере   железнодорожного   транспорта   в   2016   году   в   составе

введенных в эксплуатацию 441,6 км дополнительных главных путей и новых

железнодорожных линий, реализованы следующие инвестиционные проекты:

«Комплексная   реконструкция   участка   им.   М.   Горького   –

Котельниково   –   Тихорецкая   –   Крымская   с   обходом   Краснодарского

железнодорожного узла», введено 22,3 км дополнительных главных путей;

«Развитие   участка   Тобольск   –   Сургут»,   введено   46,7   км

дополнительных главных путей;

«Комплексная   реконструкция   линий   Таманского   полуострова»,

введено 28,5 км дополнительных главных путей;

«Модернизация   железнодорожной   инфраструктуры   Байкало-

Амурской   и   Транссибирской   железнодорожных   магистралей   с   развитием

пропускных и провозных способностей», введено 63,7 км дополнительных

главных путей;

«Строительство   железнодорожной   линии   «ст.   Чульбас   –

Инаглинский угольный комплекс железных дорог Якутии (Республика Саха

(Якутия), Нерюнгринский район)», завершено строительство 5,7 км новых

203

железнодорожных линий;

«Строительство железной дороги Нарын — Лугокан», завершено

строительство 226 км новых железнодорожных линий.

В сентябре 2016 года открыто пассажирское движение по Московскому

центральному   кольцу   Московской   железной   дороги   протяженностью  

54 километра, в результате чего произошло перераспределение транзитных

пассажиропотоков из центра Москвы, снизилась более чем на 15 нагрузка  

на Московский метрополитен и частично освободились автодороги. 

В  рамках  реализации ФЦП «Развитие транспортной  системы России

(2010-2020   годы)»   в   2016   году   осуществлялось   строительство   обходов

Краснодарского железнодорожного узла и Украины на участке  Журавка –

Миллерово,   окончание   строительства   которых   будет   способствовать

обеспечению доставки грузов в порты Азово – Черноморского транспортного

узла (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк и Грушевая) в планируемых  

на   расчетные   годы   объемах   (до   154   пар   поездов   в   сутки)   и   оптимизации

работы Краснодарского узла с переключением грузового движения в обход

на участок Тимашевская – Крымская.

В   сфере   воздушного   транспорта   основными   факторами   развития

аэропортовой сети в 2016 году были: 

развитие   аэропортовой   инфраструктуры   в   городах,

принимающих   в   2018   году   чемпионат   мира   по   футболу,   в   том   числе:

реконструкция   аэродромной   инфраструктуры   аэропортов   городов   Москвы

(Шереметьево, Домодедово), Калининграда, Волгограда, Саранска, Нижнего

Новгорода,   Самары   и   Екатеринбурга,   строительство   ИВПП-3   в   аэропорту

Шереметьево и нового аэропортового комплекса в г. Ростове-на-Дону; 

реконструкция   аэропортов   Дальневосточного   федерального

округа,   Байкальского   региона   и   Арктической   зоны,   реконструкция  

в   2016   году   аэродромной   инфраструктуры   аэропортов   Якутск,   Хабаровск,

Норильск, Улан-Удэ, Чокурдах, Никольское, Оссора, Зея, Экимчан и Бомнак;

реконструкция   и   строительство   объектов,   имеющих   высокую

204

степень   технической   готовности,   включая   реконструкцию   аэродромной

инфраструктуры   аэропортов   городов   Воронежа,   Петрозаводска,   Уфы,

Нижнекамска,   Кызыла   и   Ульяновска,   а   также   строительство   нового

аэропорта   в   г.   Саратове.   В   2016   году   обеспечен   ввод   в   эксплуатацию  

взлетно-посадочной полосы в аэропорту Уфа и взлетно-посадочной полосы 

в аэропорту «Елизово» (г. Петропавловск-Камчатский).

Кроме   этого,   в   2016   году   введены   в   эксплуатацию   объекты:

«Реконструкция аэропортового комплекса (г. Волгоград)», «Реконструкция  

и развитие аэропорта Махачкала, Республика Дагестан» и «Реконструкция  

и развитие аэропорта Внуково».

В   сфере   морского   транспорта   в  2016   году   реализовался   ряд

инвестиционных   проектов,   в   результате   которых   были   увеличены

производственные мощности морских портов на 32 млн. тонн.  Фактическое

значение индикатора 1.5 «Мощность морских портов» составило 1003,6 млн.

тонн   в   год,   что   на   1,3   %   больше   планового   уровня

 

по   базовому   варианту   стратегии.   Рост   фактических   значений   данного

индикатора   обусловлен,   в   том   числе   вводом  в   эксплуатацию   2-й   очереди

морского   многофункционального   перегрузочного   комплекса

 

(ММПК)   «Бронка».   Вводимая   мощность:   1,45   млн.  TEU  в   год  

(17,4   млн.   тонн)   и   130   тыс.   ед.   в   год   накатных   грузов   (2,08   млн.   тонн,

суммарная   мощность   2-й   очереди   –   20   млн.   тонн),   а   также   Арктического

терминала круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения

мощностью 8,5 млн.

Закончены работы по строительству морского вокзала в г. Мурманске.

В   2016   году   продолжились   работы   по   строительству   объектов   морского

порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал. 

В   навигацию   2016   года   на   внутреннем   водном   транспорте  

по сравнению с 2015 годом увеличена протяженность внутренних водных

путей на 53 км с гарантированными габаритами, на 88 км с круглосуточным

движением   судов,   что   позволило   выполнить   индикатор   Стратегии  

205

1.13.1   «Протяженность   внутренних   водных   путей   с   гарантированными

габаритами судовых ходов» на 8,9 %.

В сфере внутреннего водного транспорта для повышения комплексной

безопасности   судоходных   гидротехнических   сооружений   и   обеспечения

безопасности судоходства на внутренних водных путях проведены:

реконструкция   гидротехнических   сооружений   Беломорско-

Балтийского канала (шлюзы № 4, 5, 10 – 12);

реконструкция   гидротехнических   сооружений  Северо-Двинской

шлюзованной   системы;   ввод   в   эксплуатацию   Топорнинских   и   Кишемских

заградительных ворот, Кишемского судоходного канала позволил повысить

уровень безопасности гидроузлов № 1, 2;

реконструкция   101   пары   береговых   створных   знаков

навигационного ограждения для создания на участке реки Енисей от устья  

р. Ангары до порта Игарка судового хода, обеспечивающего безопасность

судоходства.

Завершены работы II этапа реконструкции Азово-Донского бассейна.

В 2016 году продолжались работы по:

реконструкции   гидротехнических   сооружений   Беломорско-

Балтийского канала (шлюзы № 8, 9, 17);

реконструкции гидротехнических сооружений Северо-Двинской

шлюзованной системы (шлюз № 5);

реализации   комплексного   проекта   реконструкции

 

Волго-Балтийского водного пути (реконструкция сооружений Шекснинского

гидроузла);

реализации  I  этапа   комплексного   проекта   реконструкции  

Волго-Донского судоходного канала.

Реализация   указанных   мероприятий   позволила   улучшить   условия

судоходства   и   повысить   уровень   безопасности   гидротехнических

сооружений   Беломорско-Онежского,   СевероДвинского,   Волго-Балтийского,

Волжского,   Камского,   Московского,   Волго-Донского,   Азово-Донского,

206

Енисейского бассейнов, снизить протяженность участков, ограничивающих

пропускную   способность   Единой   глубоководной   системы   Российской

Федерации,   создать   условия   для   развития   международных   транспортных

коридоров в части внутреннего водного транспорта.

Цель   2   Транспортной   стратегии

  направлена   на   обеспечение

доступности   и   качества   транспортно-логистических   услуг   в   области

грузовых   перевозок   на   уровне   потребностей   развития   экономики   страны,

предполагается обеспечение роста производительности труда на транспорте,

достижение высокой коммерческой скорости движения товаров, увеличение

доли   отправок,   доставленных   в   нормативный   (договорной)   срок   в   общем

объеме отправок на видах транспорта, снижение среднего возраста парков

грузовых   транспортных   средств,   рост   объема   перевозок   по   Северному

морскому пути.

Основной причиной недостаточной динамики достижения указанной

цели   является   изменение   экономической   ситуации,   как   в   Российской

Федерации, так и в мире, что привело к относительному снижению спроса  

на перевозки в 2016 году по сравнению с предыдущими периодами.

Относительное   падение   объемов   производства   в   основных

грузообразующих   отраслях   в   отчётном   периоде   произошло   вследствие

изменения   макроэкономических   условий,   которые   влияют   на   спрос  

в транспортных услугах по всем категориям потребителей.

Фактические значения перевозок грузов и грузооборота не достигли

установленного уровня базового варианта по всем видам транспорта, кроме

воздушного. Основными причинами этого являются:

снижение   объемов   производства   в   строительной   отрасли  

на протяжении последних трех лет;

снижение   физического   объема   импорта   товаров   за   последние

годы;

сокращение оборота торговли;

207

снижение   общей   деловой   активности   и   сокращение   спроса  

на перевозки в транспортном комплексе; 

снижение   перевозок   транзитных   грузов   из   Казахстана   через

территорию Российской Федерации, в том числе в контейнерах.

Это обусловлено следующими факторами: 

ухудшением   макроэкономической   и   политической   ситуации,

влияющей   на   снижение   транспортной   подвижности   населения  

в 2014-2016 годах; 

снижением деловой активности и реальных доходов населения,

которое приводит к падению спроса населения на транспортные услуги.

Оценка   уровня   и   динамики   достижения   индикаторов   приведена  

в Разделе 2 данного Доклада. 

Высокие уровни достижения индикаторов по Цели 2 говорят о том,  

что,   несмотря   на   сокращение   объемов   финансирования   крупных

инфраструктурах   железнодорожных   проектов,   железнодорожная

транспортная   система   не   только   справляется   с   объемами   перевозок,  

но и демонстрирует увеличение эффективности своей работы.

В   2016   году   грузовым   автомобильным   транспортом   перевезено  

5 138 млн. тонн грузов (101,9 % к уровню 2015 года, 74,7 % к ожидаемому

уровню   Транспортной   стратегии),   грузооборот   составил   234,5   млрд.   т-км

(100,8 % к уровню 2015 года 84,6 % к ожидаемому уровню Транспортной

стратегии.).

Объем   коммерческих   автомобильных   перевозок   составил

 

1 546,5 млн. тонн (100,4 % к уровню 2015 года), коммерческий грузооборот -

123,10 млрд. т-км (102,1 % к уровню 2015 года). 

Объем   коммерческих   перевозок   грузов   воздушным   транспортом  

в   2016   году   составил   0,98   млн.   тонн,   грузооборот   -   6,58   млрд.   т-км

(соответственно   100,8   %   и   120%   к   уровню   2015   года,   83,1   %   и   109   %  

к уровню Транспортной стратегии).

В 2016 году объем перевозок грузов  морским транспортом составил

208

23,84 млн. тонн (130,3 % к уровню 2015 года), грузооборот – 42,84 млрд. т-км

(107,5 % к уровню 2015 года). На динамику перевозок грузов и грузооборота

морского транспорта в году значительное влияние оказал рост транспортного

обслуживания   Республики   Крым   и   перевозок   через   порты   и   пункты  

в акватории Северного морского пути, а также динамика спроса на услуги  

по перевозке грузов на мировом фрахтовом рынке.

В   навигацию   2016   года   по   Северному   морскому   пути   перевезено  

7 480,2 тыс. тонн грузов (137,7 % к уровню 2015 года).

Объем перевозок грузов внутренним водным транспортом в 2016 году

составил 117,9 млн. тонн, грузооборот – 64,7 млрд. т-км (103,4 % к уровню

2015 года, 91,5% к уровню Транспортной стратегии).

В   районы   Крайнего   Севера   и   приравненные   к   ним   местности  

в   2016   году   водным   транспортом   отправлено   21,9   млн.   тонн   грузов  

(107,3   %   к   уровню   2015   года),   в   том   числе   морским   транспортом   –  

3,4   млн.   тонн   грузов   (101,0   %),   внутренним   водным   транспортом   –  

18,5 млн. тонн грузов (108,6 %).

Объем перевалки грузов в морских портах России в 2016 году вырос 

по сравнению с 2015 годом на 6,7 % и составил 721.9 млн. тонн, в том числе

сухих  грузов   –  335,8  млн.  тонн  (107,5  % к  уровню  2015  года),  наливных

грузов – 386,1 млн. тонн (105,9 %).

Увеличение объема перевалки сухогрузов через морские порты России

в   2016   году   обусловлено   ростом   перевалки   угля   на   10,5   %   к   уровню  

2015 года  (до 136,3 млн. тонн грузов), грузов  в контейнерах  – на 6,5 %  

(до 42,7 млн. тонн), зерна – на 3,3 % (до 35,6 млн. тонн), черных металлов –

на 7,8 % (до 28,2 млн. тонн), грузов на паромах – на 3,5 % (до 22,7 млн. тонн),

минеральных удобрений – на 1,1 % (до 16,2 млн. тонн).

Перевалка   наливных   грузов   увеличилась   за   счет   перегрузки   сырой

нефти на 12,8 % к уровню 2015 года (до 228,0 млн. тонн), сжиженного газа -

на   5,   5%   (до   13,6   млн.   тонн).   При   этом   произошло   снижение   объема

перевалки нефтепродуктов на 3,7 % к 2015 году (до 140,7 млн. тонн).

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..