ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 4

 

 

49

 

бесконкурсную  передачу  аэродромного  имущества,  находящегося  в  федеральной 
собственности,  операторам  аэропортов,  а  именно,  АО  «Международный  аэропорт 
«Казань»,  АО  «Международный  аэропорт  «Краснодар»,  АО  «Аэропорт  Магадан»,  
АО  «Аэропорт  Курган»  и  АО  «Ростоваэроинвест»  (распоряжения  Правительства 
Российской Федерации от 16.01.2018 № 19-р, от 13.10.2018  № 2204-р, от 13.10.2018 
№ 2205-р, от 26.10.2018 № 2310-р и от 10.11.2018 № 2435-р)». 

15 сентября 2018 г. подписано концессионное соглашение на финансирование, 

строительство  и  эксплуатацию  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта 
общего  пользования  «Обская  –  Салехард  –  Надым»  между  Российской  Федерацией  
в лице Росжжелдора и ООО «Северный широтный ход».  

В  2018  году  введена  вторая  очередь  информационно-аналитической  системы 

государственного регулирования на транспорте (АСУ ТК), введенной в эксплуатацию 
30 декабря 2016 года (приказ ФКУ «Ространсмодернизация» от 17.12.2018 № 115). 

 

2.3 
 

Итоги реализации мероприятий,  

предусмотренных Транспортной стратегией в отчетном году 

Общий  объем  инвестиций  в  основной  капитал  по  транспортному  комплексу  

за  счет  всех  источников  финансирования  в  2018  году  составил  1,94%  
от ВВП (1 964,2 млрд. руб.). 

Финансирование  расходов  в  сфере  транспорта  за  счет  средств  федерального 

бюджета в 2018 году составило 924,4 млрд. руб. или 94,6% от доведенных объемов. 
Объем  финансирования  из  федерального  бюджета  Государственной  программы 
«РТС» в 2018 году составил 813,7 млрд. рублей. 

По  итогам  реализации  инвестиционных  мероприятий  достигнуты  следующие 

результаты. 

В  2018  году  на  автомобильных  дорогах  федерального  значения  введено  

в эксплуатацию после строительства и реконструкции 560,4 км, в том числе 260,9 км 
- ГК «Автодор». 

На  автомобильных  дорогах  общего  пользования  федерального  значения  после 

капитального  ремонта  и  ремонта  введены  в  эксплуатацию  участки  общей 
протяженностью 8887,4 км. 

Доля  протяженности  федеральных  дорог,  соответствующих  нормативным 

требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составила 82,8%. 

Прирост  протяженности  автомобильных  дорог  федерального  значения,  

на которых устранены ограничения пропускной способности, составил 305,3 км. 

В  2018  году  завершено  строительство  автодорожной  части  транспортного 

перехода  через  Керченский пролив.  15  мая  на  участке  открыто  движение  легкового 
автомобильного  транспорта,  а  1  октября  -  грузового  транспорта.  По  состоянию  
на 31 декабря 2018 года по Крымскому мосту в обоих направлениях проехало более 
3,5  млн.  единиц  транспортных  средств.  На  территории  Краснодарского  края  
в  2018  году  осуществлен  ввод  в  эксплуатацию  участка  автомобильной  дороги  
А-290  Новороссийск  -  Керченский  пролив  протяженностью  40  км,  а  также 
транспортной  развязки  в  разных  уровнях  на  73  км  данной  дороги,  на  территории 
Республики Крым осуществлено строительство подходов со стороны автомобильной 
дороги «Таврида», а также пускового комплекса этой дороги протяженность 190 км. 

В  2018  году  введены  в  эксплуатацию  участки  федеральных  автодорог  

на  территории  Московского  транспортного  узла  протяженностью  10,6  км,  
на территории Санкт-Петербургского транспортного узла в Ленинградской области - 
44,5  км,  на  территории  Дальневосточного  федерального  округа  -  40,9  км,  
на территории Северо-Кавказского федерального округа - 13,8 км. 

Для  увеличения  мощностей  морских  портов  на  автомобильных  дорогах 

«Скандинавия»  -  от  Санкт-Петербурга  через  Выборг  до  границы  с  Финляндией, 

50

 

«Кола» - от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией, Новороссийск - Керченский 
пролив  на  участке  подъезда  к  г.  Керчь  и  сухогрузному  району  морского  порта 
Тамань,  после  строительства  и  реконструкции  введены  в  эксплуатацию  участки 
общей протяженностью 58,1 км. 

Завершено строительство и начата платная эксплуатация самого протяженного 

участка  скоростной  автомобильной  дороги  М-11  «Москва  -  Санкт-Петербург»  
на  участке  км  334  -  км  543  (6-ой  этап  строительства,  Тверская  и  Новгородская 
области)  общей  протяженностью  217,1  км.  Кроме  этого,  в  рамках  заключенного  
в  2016  году  долгосрочного  инвестиционного  соглашения  завершено  строительство  
и  начата  платная  эксплуатация  участка  58-97  км  общей  протяженностью  38,1  км.  
В рамках проекта также был построен подъезд к г. Клину протяженностью 5,6 км. 

В  2018  году  реализованы  проекты  подготовки  объектов  дорожного  хозяйства  

к  проведению  чемпионата  мира  по  футболу  ФИФА  2018  года  в  Российской 
Федерации. За период 2014-2018 годов осуществлено строительство и реконструкция 
автодорог  общей  протяженностью  72,7  км  в  Волгограде,  Калининграде,  Нижнем 
Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт- Петербурге, Саранске. 

Продолжаются  работы  по  строительству  и  реконструкции  обходов 

Екатеринбурга,  Майкопа,  Пскова,  Саранска,  Чусового  в  Пермском  крае,  Дивеево  
в  Нижегородской  области,  мостового  перехода  через  Волгу  в  Волгограде,  через 
Самару в Самарской области и других объектов. 

В  2017-2018  годах  на  территории  38  крупнейших  городских  агломераций  

в  36  субъектах  Российской  Федерации  реализовывался  приоритетный  проект 
«Безопасные и качественные дороги». 

В  течение  двух  лет  реализации  проекта  выполнены  работы  по  приведению  

в  порядок  свыше  11  тысяч  километров  автодорог  городских  агломераций.  Доля 
протяженности  дорожной  сети  городских  агломераций,  соответствующих 
нормативным  требованиям  к  их  транспортно-эксплуатационному  состоянию, 
составила  на  31  декабря  2018  г.  62,3  %.  Для  обеспечения  безопасности  дорожного 
движения и ликвидации мест концентрации ДТП выполнены работы по инженерному 
обустройству  дорог,  которые  позволили  ликвидировать  более  половины  мест 
концентрации  ДТП  (по  состоянию  на  31  декабря  2018  г.  количество  мест 
концентрации ДТП снизилось на 69,6 %). 

В  сфере  железнодорожного  транспорта  в  2018  году  введено  263,2  км 

дополнительных  главных  путей  и  новых  железнодорожных  линий,  в  том  числе  
по следующим инвестиционным проектам: 

 

«Развитие  и  обновление  железнодорожной  инфраструктуры  на  подходах  

к  портам  Азово-Черноморского  бассейна»,  включая  объект  «Комплексная 
реконструкция  участка  им.  М.  Горького  -  Котельниково  -  Тихорецкая  -  Крымская  
с обходом Краснодарского железнодорожного узла»; 

 

«Развитие 

Московского 

транспортного 

узла», 

включая 

объект 

«Реконструкция железнодорожного участка Лихоборы - Ростокино»; 

 

«Развитие участка Тобольск - Сургут - Коротчаево»; 

 

«Первоочередные 

мероприятия 

по 

развитию 

железнодорожной 

инфраструктуры Восточного полигона (БАМ и Транссиб); 

 

«Развитие  и  обновление  железнодорожной  инфраструктуры  на  подходах  

к портам Северо-Западного бассейна»; 

 

«Комплексное  развитие  участка  Междуреченск  -  Тайшет  Красноярской 

железной дороги». 

В  Республике  Саха  (Якутия)  завершены  строительные  работы  по  проекту 

«Пусковой  комплекс  Томмот  -  Якутск  (Нижний  Бестях)  железнодорожной  линии 
Беркакит  -  Томмот  -  Якутск  в  Республике  Саха  (Якутия)»,  с  вводом  в  постоянную 
эксплуатацию  в  2019  году,  что  позволит  организовать  устойчивую  круглогодичную 

51

 

транспортную  связь  с  районами  угольных,  рудных  и  золотопромышленных 
месторождений. 

15 сентября 2018 г. подписано концессионное соглашение на финансирование, 

строительство  и  эксплуатацию  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта 
общего  пользования  «Обская  -  Салехард  -  Надым»  между  Российской  Федерацией  
в  лице  Федерального  агентства  железнодорожного  транспорта  и  ООО  «Северный 
широтный ход». 

В  2018  году  в  области  перевозочной  и  логистической  деятельности  также 

реализованы  инициативы,  направленные  на  повышение  транзитного  потенциала 
России  и  создание  эффективных  диверсифицированных  транспортных  маршрутов  
в  евро-азиатском  сообщении,  в  первую  очередь,  по  осям  коридоров  «Север  -  Юг»  
и «Восток - Запад». Создана основа для привлечения дополнительных грузопотоков  
и четырехкратного увеличения объемов транзита по сети российских железных дорог 
к  2024  году.  В  2018  году  объем  контейнерного  транзита  увеличился  на  33  %  
по сравнению с 2017 годом и составил 550 тыс. ДФЭ. 

С  целью  повышения  доступности  транспортных  услуг  для  населения  

в  2018  году  продолжено  оказание  мер  государственной  поддержки  организациям 
железнодорожного транспорта, включающих: 

 

компенсацию 

потерь 

в 

доходах, 

возникающих 

в 

результате 

государственного  регулирования  тарифов  на  услуги  по  использованию 
инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего  пользования,  оказываемые 
при  осуществлении  перевозок  пассажиров  в  пригородном  сообщении.  За  2018  год 
перевезено 1050,1 млн. человек; 

 

компенсацию  потерь  в  доходах,  возникающих  в  результате  установления 

льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных 
учреждений  старше  10  лет  железнодорожным  транспортом  общего  пользования  
в  общих  и  плацкартных  вагонах  в  поездах  дальнего  следования.  За  2018  год 
перевезено 2,9 млн. человек; 

 

компенсацию 

потерь 

в 

доходах, 

возникающих 

в 

результате 

государственного  регулирования  тарифов  на  перевозку  пассажиров  в  поездах 
дальнего  следования  в  плацкартных  и  общих  вагонах.  За  2018  год  перевезено  
110,3 млн. человек; 

 

компенсацию  от  выравнивания  тарифов  при  перевозке  пассажиров  

в  сообщении  из  (в)  Калининградской  области  в  (из)  другие  регионы  Российской 
Федерации. За 2018 год перевезено 429,7 тыс. человек. 

В  2018  году  приобретено  631  единиц  локомотивов,  582  единицы 

моторвагонного подвижного состава и 724 пассажирских вагона. 

В  сфере  воздушного  транспорта  в  2018  году  осуществлялась  работа  

по  строительству  и  реконструкции  аэропортовой  и  аэродромной  инфраструктуры  
и реализация мер по обеспечению повышения доступности транспортных услуг для 
населения. 

На  воздушном  транспорте  в  2018  году  завершена  реконструкция  и  введены  

в  эксплуатацию  6  взлетно-посадочных  полос  (Калининград  (Храброво),  Самара 
(Курумоч),  Улан-Удэ,  Норильск,  Ульяновск  (Баратаевка),  Нижний  Новгород 
(Стригино))  и  введены  в  эксплуатацию  объекты  аэродромной  инфраструктуры  
в 8 аэропортах, что направлено на обеспечение связанности территорий, увеличение 
авиационной  подвижности  населения,  снятие  инфраструктурных  ограничений  
и повышение безопасности полетов. 

В  2018  году  введены  в  эксплуатацию  Тюменский  и  Екатеринбургский 

укрупненные  центры  Единой  системы  организации  воздушного  движения,  которые 
являются 

высокотехнологичными 

объектами 

транспортной 

(авиационной) 

инфраструктуры,  оснащенными  отечественными  системами  управления  воздушным 

52

 

движением  по  цифровым  технологиям  и  обладают  самым  передовым 
авиадиспетчерским  оборудованием,  позволяющим  повысить  уровень  безопасности 
полетов,  эффективность  использования  воздушного  пространства,  пропускную 
способность  воздушного  пространства,  снизить  эксплуатационные  расходы 
пользователей  воздушного  пространства,  централизовать  функции  управления 
воздушным  движением,  а  также  улучшить  функции  контроля  соблюдения  правил 
использования воздушного пространства. 

В  настоящее  время  реализуются  две  программы  субсидирования  воздушных 

перевозок,  направленные  на  обеспечение  доступности  воздушных  перевозок 
пассажиров. 

Объем субсидий по этим программам составил и 7,54 млрд. рублей. Суммарно  

в  2018  году  в  рамках  обеих  программ  субсидирования  было  перевезено  
1,41 млн. пассажиров, что на 1,5 % выше аналогичного показателя в 2017 году, из них 
объем  перевозок  по  маршрутам  с/на  территорию  Дальнего  Востока  (в  рамках 
реализации постановления Правительства Российской Федерации от 02 марта 2018 г. 
№ 215 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета 
организациям  воздушного  транспорта  в  целях  обеспечения  доступности  воздушных 
перевозок  населению  и  о  признании  утратившими  силу  некоторых  актов 
Правительства Российской Федерации») 489 тыс. пассажиров. 

На  морском  транспорте  в  2018  году  реализовывался  ряд  инвестиционных 

проектов,  в  результате  которых  были  увеличены  производственные  мощности 
морских портов на 36,3 млн. тонн, в том числе в портах Сабетта, Восточный, Высоцк, 
Тамань, Мурманск, Кавказ, Калининградской области. 

В 2018 году в морском порту Сабетта завершены мероприятия по строительству 

северо-западного  ледозащитного  сооружения,  глубоководной  части  юго-восточного 
ледозащитного сооружения, автоматизированных радиотехнических постов (АРТП-1, 
АРТП-2,  АРТП-3)  передающего  и  принимающего  центров.  Завершаются  работы  
по  строительству  береговых  объектов,  объектов  средств  навигационного 
оборудования, систем управления движением судов и глобальной морской системой 
связи при бедствии. 

Объем  перевозок  грузов  по  Северному  морскому  пути  в  2018  году  

по сравнению с 2017 годом вырос в 2 раза и составил 20 180,2 тыс. тонн, в том числе 
транзитных - 491,3 тыс. тонн. 

Начались  работы  по  строительству  международного  морского  терминала  для 

приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский. 

Завершены  работы  по  2  этапу  строительства  портового  оградительного 

сооружения акватории Южного района МТП Усть-Луга. 

В  2018  году  завершено  строительство  2  спасательных  катеров-бонопос- 

тановщиков  проекта  А40-2Б.  ФГБУ  «Морская  спасательная  служба»  принят  
в  эксплуатацию  рейдовый  водолазный  катер  проекта  А160.  Для  работы  
на  арктических  реках  Ленского  бассейна  принят  в  эксплуатацию  несамоходный 
высокопроизводительный земснаряд «Владимир Панченко». 

В  навигацию  2018  года  протяженность  внутренних  водных  путей  Российской 

Федерации  составила  101,5  тыс.  км,  в  том  числе  с  гарантированными  габаритами 
судовых ходов 49,98 тыс. км. 

В  2018  реализовывались  комплексные  проекты  реконструкции  судоходных 

гидротехнических  сооружений  в  Московском,  Волжском,  Волго-Донском,  Волго-
Балтийском, Камском, Енисейском бассейнах внутренних водных путей Российской 
Федерации.  В  2018  году  начато  строительство  объектов  1-го  этапа 
(подготовительного периода) Багаевского гидроузла. 

Проведение  капитального  ремонта  и  реконструкции  на  судоходных 

гидротехнических сооружениях повысили уровень их безопасности. В 2018 году доля 

53

 

судоходных 

гидротехнических 

сооружений, 

подлежащих 

декларированию 

безопасности  и  имеющих  неудовлетворительный  и  опасный  уровень  безопасности, 
составила 8,1% (2017 год - 8,7%). 

В  2018  году  доля  эксплуатируемых  внутренних  водных  путей  с  освещаемой  

и  отражательной  обстановкой  в  общей  протяженности  внутренних  водных  путей 
составила 38,5 %. Это позволило обеспечить безопасность судоходства. Содержание 
внутренних  водных  путей  с  круглосуточным  движением  судов  повышает 
заинтересованность  грузовладельцев  в  перевозке  грузов  внутренним  водным 
транспортом,  а  также  способствует  решению  социальных  задач  по  перевозке 
пассажиров. 

В  сфере  автомобильного  транспорта  в  2018  году  объем  перевозок  грузов  

в  международном  автомобильном  сообщении  между  Российской  Федерацией  
и иностранными государствами составил 32,6 млн. тонн. Российскими перевозчиками 
перевезено  14,7  млн.  тонн  грузов  (106,5%  к  уровню  2017  года),  доля  российских 
перевозчиков по итогам 2018 года составила 45,1%. 

В  период  с  14  июня  по  15  июля  2018  года  организовано  транспортное 

обслуживание  чемпионата  мира  по  футболу  ФИФА  2018  года  в  Российской 
Федерации, матчи которого были проведены в 11 городах-организаторах.  

Общий  пассажиропоток  воздушным  транспортом  (включая  болельщиков  

и зрителей чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года в Российской Федерации) 
по  13  аэропортам  городов-организаторов  составил  более  15,8  млн.  человек  (было 
выполнено 102752 авиарейсов). 

Железнодорожным  транспортом  между  городами-организаторами  чемпионата 

мира  по  футболу  ФИФА  2018  года  в  Российской  Федерации  перевезено  более  
5,2 млн. пассажиров. 

В Российской Федерации в 2018 году функционировало 314 пунктов пропуска 

через государственную границу Российской Федерации. 

В  2018  году  были  открыты  после  завершения  строительства,  реконструкции  

и  технического  переоснащения  14  пунктов  пропуска,  в  том  числе  8  воздушных 
пунктов  пропуска  (Калуга  (Грабцево),  Ульяновск  (Баратаевка),  Москва  (Внуково, 
Шереметьево),  Новосибирск  (Толмачево),  Владивосток  (Кневичи),  Пермь  (Большое 
Савино),  Тюмень  (Рощино)),  4  морских  пункта  пропуска  (Сабетта,  Мурманск, 
Беринговский, Азов), 1 автомобильного пункта пропуска (Ивангород), 1 смешанного 
пункта пропуска (Благовещенск). 

Международное  сотрудничество  в  сфере  транспорта  в  2018  году  было  важной  

и  неотъемлемой  частью  как  транспортной,  так  и  международной  политики 
Российской Федерации.  

Ведется  активная  работа  по  обновлению  действующих  международных 

договоров  о  международном  автомобильном  сообщении  (Киргизия,  Литва, 
Финляндия,  Болгария,  Казахстан,  Эстония,  Швейцария,  Казахстан,  Турция, 
Беларусь). 

В 

2018 

году 

российской 

стороной 

подготовлены 

проекты 

межправительственных  соглашений  о  международном  автомобильном  сообщении  
с  Турцией,  Ливанской  Республикой,  Республикой  Ирак,  Марокко,  Швейцарией  
и направлены на согласование компетентным органам указанных государств. 

В  целях  развития  двусторонних  отношений  между  Россией  и  Китаем  в  сфере 

международных  автомобильных  перевозок  и  на  основании  распоряжения 
Правительства Российской Федерации от  31 мая 2018 г. № 1101  -р  08 июня 2018 г. 
подписано 

Соглашение 

между 

Правительством 

Российской 

Федерации  

и  Правительством  Китайской  Народной  Республики  о  международном 
автомобильном сообщении. 

Соглашение  позволит  российским  перевозчикам  выполнять  перевозки  вглубь 

54

 

территории Китая вне установленных маршрутов (до настоящего времени перевозки 
выполнялись только между приграничными территориями России и Китая). 

На  международной  арене  начато  продвижение  бренда  «Российское 

транспортное  образование»,  прежде  всего,  в  рамках  рабочих  органов  АТЭС, 
ЭСКАТО,  АСЕАН,  ОСЖД  и  СНГ.  Активизирована  работа  по  продвижению 
наработок  отечественного  транспортного  образования  на  двусторонней  основе, 
прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы. 

Вопросы 

развития 

евроазиатской 

транспортной 

взаимосвязанности, 

цифровизации, расширения присутствия российских организаций на мировом рынке 
транспортных  услуг,  развития  человеческого  капитала  и  экологически  устойчивого 
транспорта  являются  приоритетами  при  проведении  международных  встреч  
и переговоров на двустороннем уровне и в международных организациях. 

В  течение  2018  года  подписаны  11  международных  межправительственных  

и межведомственных Соглашений и Меморандумов. 

В 

2018 

году 

обеспечено 

функционирование 

государственной 

автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС».  

По  состоянию  на  27  февраля  2019  года  в  системе  «ЭРА-ГЛОНАСС» 

зарегистрировано  3  324  496  транспортных  средств.  С  1  января  2016  года  система 
приняла  и  обработала  2  585  тысяч  экстренных  вызовов,  из  них  свыше  30  тысяч 
вызовов потребовали реагирования экстренных оперативных служб. 

Приоритет отводится выводу на зарубежные площадки систем ЭРА-ГЛОНАСС 

и ПЛАТОН, в том числе возможности их применения как информационной основы 
транспортных коридоров в Евразии. 

Минтрансом России в 2018 году реализовывались мероприятия в рамках ФЦП 

«Поддержание,  развитие  и  использование  системы  ГЛОНАСС  на  2012-2020  годы» 
(утверждена  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  3  марта  
2012 года №189), в том числе проведен комплекс работ по созданию и обновлению 
баз  данных  навигационной  информации  для  картографического  обеспечения 
внутренних  водных  путей  с  использованием  сигналов  навигационной  спутниковой 
системы ГЛОНАСС, перспективных глобальных навигационных спутниковых систем 
и  их  функциональных  дополнений.  Созданы  и  обновлены  электронные 
навигационные  карты  внутренних  водных  путей  Российской  Федерации  и  база 
данных  навигационной  информации  на  участки  внутренних  водных  путей  общей 
протяженностью 9 919,5 км. 

В  целом  по  итогам  выполненных  мероприятий  в  2018  году  транспортный 

комплекс работал стабильно и удовлетворял потребности в транспортных услугах. 

Итоги  реализации  в  2018  году  мероприятий,  предусмотренных  в  Приложении  

№  6  «Крупные  инвестиционные  проекты»  к  Транспортной  стратегии,  подробно 
представлены в Приложении 1. 

2.3.1 

В  Приложении  2  представлена  карта-схема,  содержащая  сведения  

о  географическом  расположении  и  выполненным  работам  по  объектам  ключевых 
мероприятий 

крупных  инвестиционных 

проектов 

развития  транспортной 

инфраструктуры, а также их уровне готовности. 

На карте-схеме Российской Федерации для обозначения объектов по ключевым 

мероприятиям  развития  транспортной  инфраструктуры  использованы  следующие 
условные знаки: 

 

Крупные комплексные инвестиционные проекты (точечные объекты 

); 

 

Дорожное хозяйство (линейные объекты 

); 

 

Железнодорожный транспорт (линейные объекты 

); 

 

Воздушный транспорт (точечные объекты 

);  

 

Внутренний водный транспорт (точечные объекты 

); 

55

 

 

Морской транспорт (точечные объекты 

). 

Рядом  с  условным  знаком  каждого  объекта,  представленного  на  карте, 

располагаются  в  скобках  уникальный  идентификационный  номер  мероприятия.  
В  соответствии  с  этой  нумерацией  в  нижней  части  карты-схемы  представлена 
таблица  с  информацией  по  мероприятиям,  их  наименованиями  и  оценкой  уровня 
готовности объекта по состоянию на 2018 год в процентах.

 

2.3.2 

Итоги  реализации  в  2018  году  мероприятий,  предусмотренных  в  Приложении 

№ 7 к Транспортной стратегии, представлены в Приложении 3. 

 

3.

 

Анализ факторов, повлиявших на ход реализации  

Транспортной стратегии 

 

№ п/п 

Содержание раздела 

3.1 

Факторы, повлекшие полное или частичное неисполнение мероприятий 

и (или) недостижение целевых показателей Транспортной стратегии  

Основными  факторами,  повлиявшими  на  ход  реализации  Транспортной 

стратегии  в  отчетном  периоде,  являются  происходящие  в  последнее  время 
макроэкономические и геополитические изменения.  

Экономическая  ситуация  в  стране  продолжает  оставаться  в  целом 

стабильной.  Объем  ВВП  России  за  2018  год  по  уточненным  данным  составил  
в  текущих  ценах  103875,8  млрд.  рублей,  при  этом  доля  ВЭД  «транспортировка  
и  хранение»  составила  7  %  от  общего  объема  ВВП.  Индекс  физического  объема 
ВВП относительно 2017 года составил 102,3%, в том числе ВЭД «транспортировка 
и хранение» - 103,0 %. Индекс-дефлятор ВВП за 2018 год по отношению к ценам 
2017 года - 110,3 %. 

Рост промышленного производства в 2018 году ускорился до 2,9 % (с 2,1 %  

в 2017 году).  

В  отраслевом  разрезе  ускорение  роста  ВВП  по  сравнению  с  предыдущим 

годом  было  обеспечено  такими  секторами,  как  добывающая  промышленность, 
транспортировка и хранение, строительство. Вклад сельского хозяйства был слабо 
отрицательным. 

ВВП  в  2018  году  по  сравнению  с  предыдущим  годом  было  обусловлено 

более  высоким  темпом  роста  экспорта  при  значительном  замедлении  импорта  в 
реальном выражении. При этом секторы внутреннего спроса продемонстрировали 
замедление.  

В  2018  году  внешнеторговый  оборот  России  составил,  по  данным  Банка 

России,  693,1  млрд.  долларов  США  (117,1%  к  2017  году),  в  том  числе  экспорт  – 
444,0 млрд. долларов (125,6%), импорт – 249,1 млрд. долларов (104,6%).  

В  этих  условиях  для  достижения  установленных  уровней  целевых 

индикаторов, 

по  Цели  1

,  направленной  на  сбалансированное  развитие 

транспортной  инфраструктуры,  основной  задачей  в  2018  году  являлось 
безусловное  выполнение  Указа  №  204  «О  национальных  целях  и  стратегических 
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и КПМИ. 

Реализация 

Цели 

предусматривала 

максимальное 

повышение 

экономической  и  социальной  эффективности  реализуемых  проектов,  в  том  числе 
путем их реализации с привлечением внебюджетных средств со стороны частных 
инвесторов, а также концентрацию финансовых ресурсов на наиболее важных для 
развития транспортной инфраструктуры проектах, обладающих непосредственным 
влиянием  на  основные  показатели  эффективности  транспортной  системы 
Выполненные  в  2018  году  в  рамках  реализации  данной  Цели  мероприятия  были 
направлены  на  обеспечение  динамичного  роста  экономики  России,  социальное 

56

 

развитие  и  укрепление  территориальной  связности  между  ее  регионами  путем 
устранения  территориальных  и  структурных  диспропорций  на  транспорте, 
вовлечение  в  хозяйственный  оборот  новых  территорий  за  счет  создания 
дополнительных  транспортных  связей,  повышение  конкурентоспособности  
и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности 
беспрепятственного  выхода  хозяйствующих  субъектов  на  региональные  
и  международные  рынки,  рост  предпринимательской  и  деловой  активности, 
повышение качества жизни, мобильности и социальной активности населения. 

Основными 

факторами, 

оказавшими 

отрицательное 

влияние  

на  реализацию  мероприятий  и достижение  плановых  значений  индикаторов 
по Цели 1, являлись: 

 

ограничение доступа российских компаний к долгосрочным иностранным 

кредитным  ресурсам,  что  сказывается,  прежде  всего,  на  реализации  проектов 
развития  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  и  транспортно-
логистических  узлов  вследствие  высокой  фондоемкости  таких  транспортных 
проектов и большими сроками окупаемости; 

 

удорожание  битума,  широко  используемого  при  проведении  дорожных 

работ; 

 

оптимизация  государственного  финансирования  в  части  новых 

транспортных проектов;  

 

наличие  значительного  ущерба  автодорожной  сети  страны  без 

соответствующей его компенсации (ущерб от превышения установленных весовых 
норм  на  дорожной  сети  страны  составил  2,6  трлн.  руб.,  что  значительно 
превышает суммарную величину всех дорожных фондов). 

В сфере дорожного хозяйства: 
Среди  причин  недостижения  индикатора  Транспортной  стратегии  

1.4.3.  «Ввод  в  эксплуатацию  автомагистралей»  в  2018  году  можно  отметить 
невыполнение  запланированного  ввода  в  эксплуатацию  269,6  км  скоростных 
автомобильных дорог I технической категории, в том числе: 

 

на автомобильной дороге М-11 Москва – Санкт-Петербург -185,3 км; 

 

на  автомобильной  дороге  А-113  «Центральная  кольцевая  автомобильная 

дорога Московской области» - 77,8 км; 

 

на автомобильной дороге М-4 «Дон» - 2,2 км; 

 

на автомобильной дороге М-1 «Беларусь» -2,8 км; 

 

в  рамках  комплексного  развития  Новороссийского  транспортного  узла  – 

1,5 км. 

Невыполнение вызвано:  
1)  системными  проблемами,  возникшими  при  подготовке  территории 

строительства,  а  также  при  выполнении  строительно-монтажных  работ,  в  том 
числе необходимо отметить: 

 

землеустроительные 

проблемы 

(наличие 

большого 

количества 

пересечений  границ  участков,  подлежащих  изъятию,  и  исходных  земельных 
участков  с  границами  смежных  земельных  участков,  в  том  числе  относящихся  
к  категории  земель  лесного  фонда,  а  также  с  границами  муниципальных 
образований); 

 

технические  ошибки  в  работе  Единого  государственного  реестра 

недвижимости  (ЕГРН),  повлекшие  необоснованные  отказы  в  образовании 
земельных  участков,  необходимых  для  производства  строительно-монтажных 
работ; 

 

длительные  судебные  разбирательства  в  связи  с  несогласием  ряда 

правообладателей земельных участков с условиями изъятия; 

 

выявление  инженерных  коммуникаций  (сети  связи,  распределительные 

57

 

газопроводы,  линии  электроснабжения,  водопроводы  и  т.д.),  переустройство 
которых не было предусмотрено проектной документацией; 

 

дефицит  (отсутствие)  источников  инертных  материалов  в  необходимом 

объёме  (общая  потребность  9  млн.м3)  в  виду  отсутствия/отзыва  лицензии  
на отдельных месторождениях; 

 

внесение  изменений  в  проектную  документацию,  ранее  утвержденную 

ФАУ  «Главгосэкспертиза  России»,  при  согласовании  технических  решений  
по  устройству  искусственного  сооружения  через  Октябрьскую  железную  дорогу  
с ОАО «РЖД»; 

 

отсутствие 

регламентных 

(оперативных) 

сроков 

в 

получении 

разрешительных 

документов 

от 

субъектов 

естественных 

монополий 

(рассмотрение, отказы, технические условия и др.).  Например, длительное время 
не  выдавалось  разрешение  АО  «Мособлгаз»  по  причине  необъективных 
требований владельца коммуникации, что не позволяло выполнять весь комплекс 
дорожных работ; 

 

приостановка  строительно-монтажных  работ  ввиду  необходимости 

выполнения  дополнительного  комплекса  работ  по  приведению  ранее 
выполненных работ в соответствие с новыми техническими решениями.  

2)  нарушением  плановых  сроков  производства  работ  подрядчиком,  что 

привело  к  необходимости  проведения  ГК  «Автодор»  претензионной  работы  
и применения штрафных санкций. 

Невыполнение 

индикатора 

Транспортной 

стратегии 

1.4.3 

«Ввод  

в  эксплуатацию  автомагистралей»  обусловлено  необходимостью  корректировки 
сроков ввода в эксплуатацию: 

1)  отдельных  объектов  М-11  «Москва  –  Санкт-Петербург  по  следующим 

причинам: 

 

длительные  судебные  разбирательства  в  связи  с  несогласием  ряда 

правообладателей земельных участков с условиями изъятия; 

 

изменение  технических  решений  и  обнаружение  в  местах  проведения 

работ археологических находок, что потребовало приостановки работ; 

2) объектов при строительстве Пусковых комплексов (ПК) № 1 и № 5 ЦКАД  

по следующим причинам: 

 

изменение границ города Москвы с  учетом присоединенных территорий 

Московской  области,  что  повлекло  за  собой  изменение  правового  режима 
территорий,  в  границах  которых  осуществляется  переустройство  инженерных 
коммуникаций, 

в 

том 

числе 

магистральных 

газопроводов  

и нефтепродуктопроводов (в части ПК№1); 

 

необходимость  полной  реконструкции  существующего  моста  через  

р.  Москва,  не  предусмотренной  проектной  документацией,  что  обусловило 
необходимость  дополнительных  проектных  работ  и  получение  заключения  
ФАУ  «Главгосэкспертиза  России».  Дополнительный  комплекс  работ  вызвал 
необходимость корректировки срока завершения работ (в части ПК № 5). 

В рамках реализации ведомственного проекта  «Развитие сети  федеральных 

автомобильных  дорог  общего  пользования,  находящихся  в  доверительном 
управлении ГК «Автодор», по мероприятию «Формирование в 2018-2021 гг. сети 
магистральных  и  скоростных  дорог  Российской  Федерации,  обеспечивающих 
спрос  на  перевозки  с  требуемыми  показателями  скорости,  надежности, 
безопасности  и  ценовой  доступности  для  потребителей  путем  реализации 
инвестиционных  мероприятий  по  строительству  и  реконструкции  более  
1,2  тыс.  км  автомобильных  дорог,  эксплуатируемых  на  платной  основе»  
не  пройдена  контрольная  точка  «Ввод  в  платную  эксплуатацию  ГК  «Автодор»  
199,5  км  автомобильной  дороги  М-4  «Дон»  в  результате  завершения  работ  

58

 

по  реконструкции  и  комплексному  обустройству  ее  участков  в  2018  году»,  что  
обусловлено следующими факторами. В 2018 году произошел существенный рост 
интенсивности движения на данной автомобильной дороге. С учетом  увеличения  
в  курортный  сезон  интенсивности  движения  транспорта,  а  также  проведения 
сельскохозяйственной уборочной кампании, возникли затруднения с проведением 
строительно-монтажных работ (СМР) на участках км 1119,5 – км 1195 и км 1195 – 
км  1319  для  последующего  ввода  их  в  платную  эксплуатацию.  В  целях 
организации  безопасного  движения  на  участках  подрядными  организациями  
по  согласованию  с  Государственной  компанией  были  скорректированы  графики 
производства работ с учетом продления срока завершения работ.  

Предприняты  меры  в  целях  исполнения  контрольной  точки:  для  ускорения 

выполнения  строительно-монтажных  работ  и  их  окончания  в  2018  году  были 
привлечены дополнительно субподрядные организации, скорректированы графики 
производства  работ  с  необходимостью  проведения  круглосуточных  работ  
на объекте. 

В  рамках  реализации  приоритетного  проекта  «Безопасные  и  качественные 

дороги»  по  мероприятию  «Реализация  программ  комплексного  развития 
транспортной  инфраструктуры  городских  агломераций»  пройдена  позже 
установленного срока одна контрольная точка: 

«С 

субъектами 

Российской 

Федерации 

заключены 

соглашения  

о  предоставлении  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  межбюджетных 
трансфертов  для  оказания  поддержки  реализации  государственных  программ 
комплексного  развития  транспортной  инфраструктуры  городских  агломераций  
на  2018  год».  Невыполнение  данной  контрольной  точки  вызвано  тем,  что  
в  установленный  срок  не  заключено  соглашение  с  Правительством  Приморского 
края  в  связи  с  длительной  процедурой  утверждения  Программы  комплексного 
развития  транспортной  инфраструктуры,  в  администрации  Приморского  края, 
соглашение  подписано  17.03.2018.  Остальные  соглашения  с  субъектами 
Российской Федерации заключены ранее установленного срока.  

Недостаточный  ввод  автомагистралей  (индикатор  1.4.3)  не  является 

критичным,  так  как  может  быть  компенсирован  на  более  поздних  сроках. 
Нереализованные  мероприятия  планируются  с  2019  года  в  рамках  федеральных  
и  ведомственных  проектов  по  развитию  автомобильных  дорог  федерального 
значения. 

В то же время на достижение заданных значений по индикатору 1.4.3 могут 

негативно повлиять следующие факторы: 

 

длительные  сроки  разработки  проектной  документации  в  части 

согласования  и  получения  разрешений  у  органов  исполнительной  власти, 
прохождения государственной экспертизы и общественных слушаний; 

 

несоблюдение  сроков  реализации  проектов  и  процессных  мероприятий 

Программы. 

К  негативным  последствиям  данных  факторов  можно  отнести  задержки  

в  реализации  мероприятий,  срыв  сроков  и  недостижение  заданных  значений 
индикатора 1.4.3.  

В  целях  минимизации  негативных  последствий,  система  управления 

реализацией 

Транспортной 

стратегии 

и 

Государственной 

программы 

предусматривает следующие меры:  

 

детальное  планирование  хода  реализации  проектов,  использование 

соответствующих  компетенций,  инструментов  и  методов  для  эффективного 
получения результатов, достижения показателей и целей; 

 

использование лучшего отечественного и зарубежного опыта; 

 

мониторинг реализации мер правового регулирования в сфере реализации 

59

 

Программы,  разработка  и  реализация  корректирующих  действий  в  случае 
выявления  отклонений,  привлечение  на  этапе  разработки  проектов  документов 
заинтересованных сторон к их обсуждению; 

 

привлечение  к  актуализации  проектов  и  мероприятий  Транспортной 

стратегии  заинтересованных  сторон,  общественных  организаций,  экспертов  
и широкой общественности, использование внешней экспертизы для обеспечения 
качества разработки и реализации проектов; 

 

разработка  и  применение  единообразных  и  последовательных  подходов  

к выявлению, оценке и элиминированию рисков проектов; 

 

закрепление  персональной  ответственности  за  достижение  целей  

и показателей проектов;  

 

планирование  управления  рисками  проектов,  уточнение  методов, 

инструментов  и  уровня  организации  управления  применительно  к  конкретному 
проекту;  

 

организация  целенаправленной  деятельности  по  управлению  рисками, 

координация  процессов  управления  рисками,  включая  их  выявление  и  оценку  на 
основе  комплексного  анализа  внешней  и  внутренней  среды,  оптимизация 
распределения конкретных рисков между участниками и исполнителями проектов 
Транспортной  стратегии  с  учетом  их  реальных  возможностей  по  управлению 
соответствующими рисками; 

 

осуществление оперативного контроля за процессом управления рисками, 

оперативное  реагирование  на  возникающие  риски,  отслеживание  изменений 
внешней и внутренней среды; 

 

применение  сценарно-вариантного  подхода  и  использование  принципа 

гибкости ресурсного обеспечения при планировании мероприятий и проектов; 

 

использование  на  уровне  инвестиционных  проектов  механизмов 

страхования рисков;  

 

обеспечение  единой  системы  учета  и  мониторинга,  предусматривающей 

механизмы сбора, консолидации и предоставления информации, в целях контроля  
эффективности принимаемых управленческих решений; 

 

формирование  эффективной  системы  внутреннего  и  внешнего  контроля, 

организация  контроля  результатов  по  основным  направлениям  реализации 
стратегии; 

 

выявление  неэффективных  финансовых  потоков  и  оптимизация  

их структуры; 

 

разработка  календарных  планов  -  графиков  реализации  проектов, 

своевременная  актуализация  ежегодных  планов  мониторинга  оценки  реализации 
проектов  и  контрольных  точек,  планов  реализации  Транспортной  стратегии  
и Государственной программы. 

В сфере железнодорожного транспорта: 
Недостижение 

Индикатора 

1.2 

«Ввод 

в 

эксплуатацию 

новых 

железнодорожных линий общего пользования (нарастающим итогом с 2011 года» 
обусловлено  тем,  что  не  было  введено  23,1  км  дополнительных  главных  путей  
по  комплексному  инвестиционному  проекту  «Развитие  железнодорожных 
подходов к портам Азово-Черноморского бассейн» (второй путь на участке Маныч 
– Шаблиевская – 1,3 км, второй путь на участке Забытый – Поливянский – 17 км., 
второй  путь  на  участке  Развильная  –  Песчанокопская  –  4,8  км).  Ввод  23,1  км  
дополнительных  главных  путей  перенесен    на  2019  год    в  соответствии  
с  параметрами    актуализированной  Инвестиционной  программы    ОАО  «РЖД», 
утвержденной советом директоров ОАО «РЖД» 12.11.2018.  

Не введено 158,1 км новых железнодорожных линий, что обусловлено: 

 

досрочным  вводом  в  эксплуатацию  железнодорожной  линии  Журавка  – 

60

 

Миллерово -137 км (приказ Росжелдора от 06.12.2017 №472); 

 

переносом  ввода  21,1  км    новых  линий  по  основному  комплексу  работ 

комплексного  инвестиционного  проекта    «Развитие  железнодорожных  подходов  
к  портам  Северо-Западного  бассейна»    (участок  Выборг-Приморск-Ермилово  –  
2,1  км.,  организация  скоростного  пассажирского  движения  на  участке  
С.  Петербург-Бусловская  –  8,0  км.,  комплексная  реконструкция  участка  Мга-
Гатчина-Веймарн-Ивангород и ж.д. подходов к портам на южном берегу Финского 
залива – 10,0 км.) на 2019 год. 

Актуализация  параметров  инвестиционной  программы  ОАО  «РЖД»   

привела  к  невыполнению  индикатора  1.2.  Транспортной  стратегии  «Ввод  
в эксплуатацию новых железнодорожных линий общего пользования». 

Анализ  последствий  влияния  данного  фактора  на  достижение  основных 

параметров  Транспортной  стратегии  и  Государственной  программы  позволяет 
сделать  вывод,  что  его  влияние  не  является  критичным,  так  как  наиболее 
вероятным  последствием  является  смещение  сроков  ввода  мероприятий 
Транспортной стратегии в пределах среднесрочного горизонта планирования.  

В сфере воздушного транспорта: 
Недостижение  индикатора  1.6  Транспортной  стратегии  «Количество 

введенных  в  эксплуатацию  после  реконструкции  взлетно-посадочных  полос 
(нарастающим  итогом  с  2011  года)  обусловлено  тем,  что  в  рамках  реализации 
ведомственного  проекта  «Развитие  инфраструктуры  воздушного  транспорта» 
приведенные ниже контрольные точки не достигнуты по следующим причинам: 

1)  Невыполнение  «ввод  в  эксплуатацию  после  реконструкции  взлетно-

посадочной  полосы  аэропортового  комплекса  Домодедово  (г.  Москва)» 
обусловлено  расторжением  государственного  контракта  на  СМР  в  декабре  
2018  года  с  подрядной  организацией,  что  обусловлено  банкротством  подрядчика 
(АО «Строительное управление № 1»); 

2)  Невыполнение  «ввода  в  эксплуатацию  взлетно-посадочной  полосы  

аэропортового 

комплекса 

Шереметьево 

(г. 

Москва)» 

обусловлено 

необходимостью  выноса  из  зоны  строительства  инженерных  коммуникаций 
(нефтепродуктопроводы,  газопроводы,  линии  электропередачи),  находящихся  
в собственности различных юридических лиц, и неурегулированностью земельно-
имущественных  и  правовых  вопросов,  связанных  с  переустройством  таких 
инженерных коммуникаций; 

3)  Невыполнение  контрольной  точки  «завершение  реконструкции 

(строительства)  вспомогательных  объектов  аэропортовой  инфраструктуры 
аэропорта  г.  Среднеколымска»  обусловлено  ненадлежащим  исполнением 
подрядчиком  принятых  обязательств,  что  потребует  проведения  новых 
конкурсных процедур, изыскания средств на оплату не выполненных подрядчиком 
работ, переноса срока ввода объекта в эксплуатацию на более поздний срок; 

4)  Ненаступление  «ввода  в  эксплуатацию  после  реконструкции  взлетно-

посадочной  полосы  аэропортового  комплекса  г.  Бомнака»  обусловлено 
длительностью 

процедур 

документарного 

оформления 

законченного 

реконструкцией  объекта,  включая  приведение  проектной  документации  
в соответствие с рабочей документацией. 

5)  Ненаступление  «ввода  в  эксплуатацию  после  реконструкции  взлетно-

посадочная  полоса  аэропортового  комплекса  г.  Зея»  вызвано  невыполнением 
подрядной организацией обязательств по государственному контракту. 

6)  Невыполнение  «ввода  в  эксплуатацию  после  реконструкции  взлетно-

посадочной полосы аэропортового комплекса Новый (г. Хабаровск)» обусловлено 
сложностями  выполнения  работ  по  реконструкции  в  условиях  действующего 
аэропорта, которые привели к необходимости переноса сроков ввода ВПП. 

61

 

В сфере морского транспорта: 
Индикатор  1.5  Транспортной  стратегии  «Мощность  морских  портов» 

практически достигнут. Некоторое его недовыполнение (- 0,3 %) обусловлено тем, 
что  в  рамках  реализации  ведомственного  проекта  «Развитие  инфраструктуры 
морского  транспорта»  по  ряду  приведенных  ниже  причин  не  исполнены 
следующие контрольные точки: 

1)  «незавершение  работы  по  объекту  «База  обеспечивающего  флота  в  МТП 

Усть-Луга» в количестве 5 причалов с общей длиной причального фронта 766,0 м» 
обусловлено тем, что завершение строительства планируется за счет собственных 
средств 

застройщика 

ФГУП 

«Росморпорт» 

после 

проведения 

работ  

по  корректировке  проектной  документации.  Планируемый  срок  завершения 
реализации мероприятия - 2021 год. 

2)  «незавершение  работ  по  объекту  «Строительство  и  реконструкция 

объектов  федеральной  собственности  в  морском  порту  Ванино,  в  бухте  Мучке, 
Хабаровский  край»  обусловлено  неблагоприятными  гидрометеорологическими 
условиями  (устойчивыми  отрицательные  значения  температуры  воздуха, 
льдообразование на акватории в районе выполнения работ по контракту, а также  
с  учетом  рисков  причинения  ущерба  третьим  лицам  (АО  «ВаниноТрансУголь») 
при их выполнении из-за неготовности лицевой стенки причала №1). Ожидаемый 
срок ввода объекта в эксплуатацию - май 2019 года. 

Среди основных положительных факторов, повлиявших на реализацию  

Цели  1  Транспортной  стратегии  в  2018  году,  целесообразно  отметить 
следующие: 

 

реализация  Указа  №  204  в  части  национального  проекта  по  созданию 

безопасных  и  качественных  автомобильных  дорог  и  комплексного  плана 
модернизации  и  расширения  магистральной  железнодорожной,  авиационной, 
автодорожной,  морской  и  речной  инфраструктуры,  что  окажет  существенное 
положительное  влияние  на  повышение  уровня  экономической  связанности 
территории  Российской  Федерации.  Вместе  с  тем,  реализация  Указа  потребует 
внесения  корректировки  в  План  мероприятий  по  реализации  Транспортной 
стратегии,  а  также  ее  показатели  и  индикаторы  в  направлении  отражения  задач 
Указа;  

 

концентрация  финансовых  ресурсов  на  наиболее  важных  для  развития 

транспортной  инфраструктуры  проектах,  обладающих  непосредственным 
влиянием на такие показатели как надежность и безопасность транспортных услуг 
для населения, а также снижение стоимости перевозок и повышение скорости для 
внутренних и внешних грузоотправителей; 

 

решение  актуальных  задач  развития  и  обеспечения  эффективного 

функционирования  инфраструктуры  всех  видов  транспорта,  в  том  числе  сети 
автомобильных  дорог  федерального  значения,  скоростных  автомобильных  дорог, 
содействия 

развитию 

автомобильных 

дорог 

регионального 

или 

межмуниципального  и  местного  значения,  развития  дополнительных  главных 
путей и новых железнодорожных линий, развития аэропортовой сети, увеличения 
пропускной  способности  российских  морских  портов,  повышения  качественных 
характеристик  внутренних  водных  путей  и  судоходных  гидротехнических 
сооружений. 

Факторами,  повлиявшими  на  достижение  Цели  1  Транспортной  стратегии  

в 2018 году, были также  усилия, предпринятые Минтрансом России по решению 
актуальных  задач  развития  и  обеспечения  эффективного  функционирования 
инфраструктуры всех видов транспорта, в том числе: 

В сфере дорожного хозяйства: 
По итогам 2018 года в Российской Федерации построено и реконструировано 

62

 

560,4  км  автомобильных  дорог  федерального  значения  при  запланированных  
982,5  км  (55,1  %),  в  том  числе  в  части  Росавтодора  –  299.5  км  при 
запланированных  403,9  км  (69,4  %  выполнения)  и  260,9  км  платных 
автомобильных дорог при запланированных 578,6 км (45,1 % выполнения), в части 
Государственной компании «Российские автомобильные дороги». 

В  2018  году  прирост  протяженности  автомобильных  дорог  федерального 

значения,  на  которых  устранены  ограничения  пропускной  способности  
и обеспечен пропуск транспортных средств с нагрузкой на наиболее загруженную 
ось 11,5 тонн, составил соответственно 286,3 и 624,4 км. 

В 

рамках 

Государственной 

программы 

«РТС», 

утвержденной 

постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  20  декабря  2017  года  
№ 1596, на территории Московского транспортного узла введены в эксплуатацию 
участки  федеральных  автомобильных  дорог  общей  протяженностью  10,6  км  
с  искусственными  сооружениями  общей  длиной  262,3  пог.  м,  включая 
транспортную  развязку  в  разных  уровнях  на  пересечении  автомобильной  дороги 
А-104 Москва - Дмитров - Дубна с Московским малым кольцом, и другие. 

На  территории  Санкт-Петербургского  транспортного  узла  завершены 

строительством  и  реконструкцией  участки  федеральных  автомобильных  дорог 
общей  протяженностью  44,5  км  с  искусственными  сооружениями  общей  длиной 
1979,9  пог.  м,  включая  участок  автомобильной  дороги  «Скандинавия»  
Санкт-  Петербург  -  Выборг  -  граница  с  Финляндской  Республикой 
протяженностью  12,78  км,  «Сортавала»  Санкт  -  Петербург  -  Сортавала  - 
автомобильная дорога Р-21 , «Кола» протяженностью 17,4 км.  

Введен  в  эксплуатацию  участок  автомобильной  дороги  Р-23  Санкт-

Петербург  -  Псков  -  Пустошка  -  Невель  до  границы  с  Республикой  Беларусь 
протяженностью 12,4 км 

На  территории  Дальневосточного  федерального  округа  на  федеральных 

автомобильных  дорогах  «Байкал»,  «Лена»,  «Вилюй»,  «Колыма»  завершены 
строительство  и  реконструкция  участков  общей  протяженностью  40,9  км  
с искусственными сооружениями общей длиной 177,5 пог. м. 

На  территории  Северо-Кавказского  федерального  округа  на  федеральных 

автомобильных  дорогах  на  территории  Республик  Дагестан  и  Северная  Осетия  - 
Алания завершена реконструкция участков общей протяженностью 13,8 км. 

Также завершены строительство и реконструкция  участка южного подъезда  

к  г.  Ростову-на-Дону  от  автомобильной  дороги  М-4  «Дон»  протяженностью  
1,45  км  с  искусственными  сооружениями  общей  длиной  1327,9  пог.  м,  обхода  
г.  Твери  протяженностью  19,6  км  с  двумя  транспортными  развязками  в  разных 
уровнях  транспортной  развязки  на  км  189  автомобильной  дороги  М-5  «Урал»  
в Рязанской области и других. 

В  рамках  реализации  государственных  программ  субъектов  Российской 

Федерации  в  2018  году  в  7  регионах  завершена  реализация  мероприятий  
по строительству и реконструкции региональных и местных автомобильных дорог, 
необходимых для проведения чемпионата мира по футболу. 

На  территории  38  крупнейших  городских  агломераций  в  36  субъектах 

Российской  Федерации  осуществлены  мероприятия  в  рамках  приоритетного 
проекта  «Безопасные  и  качественные  дороги».  Доля  автомобильных  дорог  
в 

указанных 

городских 

агломерациях, 

соответствующих 

требованиям 

нормативных документов, составила 62,31 %. 

За  счет  субсидий,  предоставленных  субъектам  Российской  Федерации  

в  рамках  Государственной  программы  «РТС»,  на  автомобильных  дорогах 
регионального  и  местного  значения  завершены  строительство  и  реконструкция 
автомобильных дорог участков общей протяженностью 48,8 км. 

63

 

С использованием иных межбюджетных трансфертов в рамках региональных 

программ  в  2018  году  завершено  строительство  моста  через  р.  Волгу  в  г.  Дубне 
Московской  области,  осуществлялось  сооружение  крупных  особо  важных  для 
социально-экономического  развития  Российской  Федерации  проектов,  включая 
строительство  обходов  Екатеринбурга,  Калуги,  Пскова,  Саранска,  Оренбурга, 
Чусового в Пермском крае, с. Дивеево в Нижегородской области. Осуществляется 
строительство  транспортной  развязки  с  железной  дорогой  Тайга  -  Томск  
в  Томской  области,  путепроводов  через  железную  дорогу  в  г.  Великие  Луки 
Псковской  области  и  у  с.  Чуприяновка  в  Тверской  области,  мостовых  переходов 
через  р.  Волга  в  г.  Волгограде,  Северного  автодорожного  подхода  
к аэропортовому комплексу «Центральный» в г. Саратове.  

В  рамках  Государственной  программы  развития  сельского  хозяйства  

и 

регулирования 

рынков 

сельскохозяйственной 

продукции, 

сырья  

и  продовольствия  введены  в  эксплуатацию  автомобильные  дороги  с  твердым 
покрытием 

к 

266 

сельским 

населенным 

пунктам 

и 

объектам 

сельскохозяйственного производства общей протяженностью 865,42 км. 

В  2018  году  в  рамках  системы  платных  автомобильных  дорог  с  целью 

перераспределения  транспортных  потоков  и  улучшения  условий  движения  
на перегруженных участках автомагистралей было открыто движение по участкам 
скоростной  автомобильной  дороги  М-11  Москва  –  Санкт-Петербург  км  334  –  
км  543  Новгородская  область  (протяженностью  217,2  км);  км  58  –  
км  97  Московская  область  (протяженностью  38,1  км);  подъезда  от  скоростной 
автомобильной  дороги  М-11  Москва  –  Санкт-Петербург  к  г.  Клин  Московская 
область (протяженностью 5,6 км). 

В сфере железнодорожного транспорта: 
В 2018 году в рамках комплексной реконструкции участка Максим Горький 

– Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла введено 
в строй 79,2 км вторых главных путей и 23,1 км станционных путей. 

Построена  практически  вся  инфраструктура  комплекса  Томмот  –  Якутск 

(Нижний  Бестях)  железнодорожной  линии  Беркакит  –  Томмот  –  Якутск  
в  Республике  Саха  Якутия.  Длина  построенного  участка  –  432  км.  На  1  января 
2019  года  освоение  за  счет  всех  источников  финансирования  составило  99,6  %  
от годового задания. 

В  рамках  комплексной  реконструкции  участка  Мга  –  Гатчина  –  Веймарн  – 

Ивангород  и  железнодорожных  подходов  к  портам  на  южном  берегу  Финского 
залива в 2018 году ввелись работы по развития инфраструктуры и строительству 
соединительных путей. Прежде всего совершенствуется инфраструктура Лужского 
железнодорожного  узла,  обслуживающего  крупнейший  порт  Усть-Луга. 
Проводится  работа  по  строительству  станций  Лужская-Генеральная  и  Лужская-
Восточная.  Финансирование  осуществляется  за  счет  внебюджетных  средств.  
За  2018  год  освоение  за  счет  всех  источников  финансирования  составило  81,5  %  
от годового задания. 

В рамках комплексной реконструкции линий Таманского полуострова общая 

строительная  готовность  проекта  на  1  января  2019  года  составляет  96  %.  
По  данному  проекту  остается  выполнить  работы  по  перегону  Старотитаровка  – 
Вышестеблиевская (10 км), запланированный ввод – 2019 год. 

Построена  двухпутная  электрифицированная  железная  дорога  на  участке 

Журавка – Миллерово в обход Украины. 

В 2018 году введены следующие искусственные сооружения:  

 

двухпутный  мост  через  реку  Сейм  (после  проведенной  реконструкции)  

на  участке  Курск  –  Белгород  Юго-Восточной  железной  дороги  (длина  моста  – 
155,8 м); 

64

 

 

пешеходный мост на станции Чуприяновка Октябрьской железной дороги 

(длина моста– 87,1 м); 

 

пешеходный мост  на ст.  Брянск-2  участка Москва  –  Брянск Московской 

железной дороги (длина моста со сходами – 271,1 м) – мост открыт для прохода; 

 

разводной  мост  через  реку  Свирь  на  линии  Волховстрой  –  Мурманск 

Октябрьской железной дороги; 

 

4 моста на участке Люберцы – Черусти Московской железной дороги; 

 

мост  через  реку  Орлинка  на  участке  Торжок  -  Соблаго  Октябрьской 

железной дороги (длина участка строительства – 1445 м, длина моста – 46,8 м). 

В сфере воздушного транспорта в 2018 году введен в эксплуатацию: 

 

аэропорт «Храброво», г. Калининград;  

 

пассажирский терминал аэропортового комплекса г. Саранска; 

 

модернизирован международный аэропорт Южно-Сахалинск; 

 

построен  аэровокзальный  комплекс  международных  и  внутренних 

воздушных  линий  Международного  аэропорта  Волгоград  (2-ая  очередь 
строительства; 

 

реконструирован  аэропорт  Кызыл,  в  части  оснащения  светосигнальным 

оборудованием; 

 

Ключевыми мероприятиями на воздушном транспорте в 2018 году стали:  

 

реконструкция  аэропортового  комплекса  «Новый»  (г.  Хабаровск),  

г. Хабаровск, техническая готовность объекта – 74,7%; 

 

вторая  очередь  реконструкции  и  развития  Калининградская  область, 

объект введен в эксплуатацию в полном объеме; 

 

реконструкция  и  модернизация  международного  аэропорта  «Курумоч»  

(г. Самара, объект введен в эксплуатацию в полном объеме; 

 

реконструкция  аэропортового  комплекса  (г.  Норильск,  Красноярский 

край), техническая готовность объекта – 73,6 %. 

Важным фактором, оказавшим влияние на достижение Цели 1 Транспортной 

стратегии,  является  объем  фактического  финансирования  мероприятий  ФЦП 
«Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)» (далее – ФЦП «РТС»), 
интегрированных в пилотную Государственную программу «РТС» за 2018 год.  

Фактические  расходы  по  финансированию  мероприятий  ФЦП  «РТС», 

интегрированных в пилотную государственную программу за 2018 год составили 
697,6  млрд.  рублей.  Из  них  на  капитальные  вложения  было  использовано  
520,9 млрд. рублей (или 74,7 %), в том числе: из средств федерального бюджета – 
156,7  млрд.  рублей,  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  местных 
бюджетов – 1,61 млрд. рублей.  

Фактические 

расходы 

на 

капитальные 

вложения 

составили  

по подпрограммам: 

Железнодорожный  транспорт  –  299,4  млрд.  рублей  или  139,6  %  от  общего 

объема  финансирования,  предусмотренного  на  2018  год,  в  том  числе  
из федерального бюджета – 1,8 млрд. рублей или 94,4 %; 

Надзор в сфере транспорта –0, 191 млрд. рублей (или 100,0 %), в том числе 

из федерального бюджета – 100,0 %; 

Дорожное  хозяйство  –112,6  млрд.  рублей  (или  90,4  %),  в  том  числе  

из федерального бюджета – 111,1 млрд. рублей или 90,5 %, из бюджетов субъектов 
Российской Федерации и местных бюджетов – 1,58 млрд. рублей (или 84,8 %); 

Гражданская 

авиация 

и 

аэронавигационное 

обслуживание 

–  

56,0  млрд.  рублей  (или  86,6  %),  в  том  числе  из  федерального  бюджета  –  
17,8 млрд. рублей или 66,5 %; 

Морской  и  речной  транспорт  –37,3  млрд.  рублей  (или  37,4  %),  в  том  числе  

из федерального бюджета – 12,8 млрд. рублей или 57,29 %; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..