Распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года - часть 2

 

 

экономического  развития  в  Поволжье,  на  Дальнем  Востоке  и  юге  России,  преодолением 
отставания  депрессивных  регионов,  развитием  туристско-рекреационных  зон  на  Черноморском 
побережье, Алтае, Байкале, Камчатке и в районах Севера. 

Развитие  железнодорожного  и  морского  транспорта  наряду  с  задачами  обеспечения 

перевозок  массовых  грузов,  в  том  числе  экспортных,  будет  все  в  большей  степени 
ориентироваться  на  повышение  качества  транспортного  обслуживания  грузовладельцев  и 
усиление  взаимодействия  в  рамках  обеспечения  эффективных  логистических  цепочек 
товародвижения. 

Важную  роль  будет  играть  развитие  Северного  морского  пути,  прежде  всего  для 

осуществления  коммерческих  перевозок,  с  созданием  соответствующей  инфраструктуры  в 
Арктическом бассейне. 

Меры  по  повышению  конкурентоспособности  морского  транспорта  позволят  существенно 

увеличить  долю  флота,  контролируемого  Российской  Федерацией,  в  мировом  морском  флоте  и 
значительно увеличить экспорт транспортных услуг. 

Высокими  темпами  будут  расти  перевозки  автомобильным  транспортом,  который 

обеспечивает  наиболее  гибкую  реакцию  на  запросы  экономики,  особенно  секторов  высоко-  и 
среднетехнологичных производств. 

Меры,  направленные  на  развитие  перевозок  воздушным  транспортом  и  использование 

значимых преимуществ (прежде всего экологических) внутреннего водного транспорта, позволят 
увеличить их роль в транспортном балансе страны. 

Решающее  значение  для  формирования  современной  товаропроводящей  сети  на 

территории  России  будет  иметь  создание  интегрированной  сети  транспортно-логистических 
комплексов,  обеспечивающих  предоставление  широкого  спектра  конкурентоспособных  услуг, 
ускоренное 

развитие 

интермодальных 

перевозок 

и 

формирование 

территориально-

производственных кластеров. 

Значительный  импульс  получит  развитие  пассажирского  транспорта  общего  пользования. 

Прежде  всего  это  относится  к  развитию  скоростных  и  высокоскоростных  железнодорожных 
перевозок,  авиаперевозок,  главным  образом  региональных,  городского  и  пригородного 
транспорта, в том числе его скоростных видов. 

Инновационный  вариант  развития  транспортной  системы  характеризуется  значительным 

повышением  расходов  на  развитие  транспортной  инфраструктуры.  При  этом  такой  вариант 
предполагает  значительно  более  сложную  модель  управления  развитием  транспорта  и  для 
государства,  и  для  бизнеса.  Он  связан  с  инвестированием  в  высокотехнологичные  проекты. 
Однако  основные  барьеры  вызваны  не  проблемами  недостаточной  доходности,  а  дефицитом 
конкурентоспособных  по  мировым  критериям  профессиональных  кадров  как  на  уровне 
корпораций,  так  и  на  уровне  государственного  управления,  а  также  неэффективностью 
механизмов координации усилий. 

Инновационный  вариант  развития  транспортной  системы  характеризуется  значительным 

усилением  требований  к  экологичности  и  энергоэффективности  развития  транспорта,  что 
предполагает изменение структуры используемых топливно-энергетических ресурсов. 

Реализация  инновационного  варианта  развития  транспортной  системы  позволит  решить 

основные задачи, стоящие перед страной, а именно: 

показатели мобильности населения приблизятся к уровню развитых стран, что будет одним 

из  важнейших  факторов  повышения  качества  человеческого  капитала  в  стране.  Транспортная 
мобильность населения будет расти опережающими темпами по сравнению с ростом внутреннего 
валового продукта и составит в 2030 году 15,5 тыс. пасс.-км на 1 человека (223 процента к уровню 
2011 года); 

снизится  дифференциация  в  обеспечении  доступности  транспортных  услуг  для  различных 

регионов и социальных групп общества; 

повысится  конкурентоспособность  отечественных  товаров  и  услуг  на  мировых  рынках 

вследствие  сбалансированного  развития  транспортной  системы  страны.  За  счет  опережающего 
роста  высокотехнологичных  и  ряда  других  секторов  экономики  при  дальнейшем  увеличении 
объемов  перевозок  пассажиров  и  грузов  доля  транспорта  в  структуре  добавленной  стоимости 
сократится с 6,2 процента в 2010 году до 4  - 4,5 процента внутреннего валового продукта в 2030 

году, что означает относительное снижение транспортных издержек; 

рост  экономической  эффективности  пассажирских  и  грузовых  перевозок  позволит 

оптимизировать транспортные  издержки  экономики и  повысить доступность транспортных  услуг 
для населения. 

Реализация инновационного варианта развития транспортной системы позволит преодолеть 

инфраструктурные  ограничения  экономического  роста  в  период  реализации  государственной 

программы

  Российской  Федерации  "Развитие  транспортной  системы"  до  2020  года,  обеспечить 

сбалансированное развитие транспортной системы страны и удовлетворить возрастающий спрос 
на транспортные услуги. 

В соответствии с долгосрочными приоритетами транспортной политики, направленными на 

решение  задач  модернизации  экономики  и  общественных  отношений,  развитие  транспортной 
системы в инновационном варианте станет мощным стимулом инновационного развития страны. 

В  соответствии  с  рассмотренными  сценарными  вариантами  разработаны  прогнозные 

оценки  объемов  перевозок грузов и  пассажиров, грузо-  и  пассажирооборота  на период  до  2030 
года, которые приведены в 

приложении N 2

. 

Сопоставление  сценарных  вариантов  приводит  к  выводу,  что  инновационный  вариант 

выступает  в  качестве  целевого  для  долгосрочной  государственной  транспортной  политики, 
поскольку в полной мере позволяет реализовать стратегические интересы России. 

На  повестке  дня  -  необходимость  диверсификации  российской  экономики,  увеличение  в 

структуре  внутреннего  валового  продукта  доли  продукции  с  высокой  добавленной  стоимостью, 
доли перерабатывающей промышленности. 

Встает  вопрос  о  переходе  от  преимущественно  экстенсивной  к  интенсивной  модели 

развития  транспортной  системы  на  основе  инновационных  прорывных  технологий, 
обеспечивающих повышение качества транспортных услуг. 

Второй  важной  тенденцией  является  глобализация  экономики  и  вступление  России  во 

Всемирную  торговую  организацию.  Этот  фактор  вызывает  усиление  международной  и 
внутриотраслевой  конкуренции,  что  требует  повышения  конкурентоспособности  транспортной 
отрасли. 

Учитывая эти факторы и современное состояние российской транспортной системы, можно 

сделать вывод, что транспорт является приоритетной точкой роста национальной экономики. 

При  переходе  к  инновационному  варианту  развития  транспортной  системы  необходимо 

обеспечить: 

развитие конкурентного рынка транспортных услуг; 
доступность транспортных услуг для населения; 
увеличение  удельного веса  внутрироссийских  перевозок  и  перевозок  готовой  продукции  в 

общем транспортном балансе страны; 

расширение  номенклатуры  и  повышение  качества  транспортных  услуг  на  основе 

применения 

современных 

транспортных, 

логистических 

и 

информационно-

телекоммуникационных технологий, развитие новых форм организации транспортного процесса и 
взаимодействия между видами транспорта; 

кратное повышение производительности труда и энергоэффективности на транспорте; 
активизацию  деятельности  отечественных  организаций  транспорта  на  мировом  рынке 

транспортных услуг, транснационализацию их деятельности, превращение России в крупнейшего 
экспортера транспортных услуг; 

интеграцию  транспортной  системы  России  в  евразийское  транспортное  пространство, 

развитие многовекторных транспортных связей с мировыми экономическими центрами; 

транспортное обеспечение новых центров социально-экономического развития страны; 
высокую мобильность населения; 
повышение инновационной активности транспортных компаний, кардинальное обновление 

транспортных  и  технических  средств  с  учетом  развития  отечественного  транспортного 
машиностроения,  усиление  роли  научно-технического  обеспечения  в  развитии  транспортной 
отрасли; 

рост  уровня  профессиональной  подготовки  и  квалификации  работников  транспорта, 

улучшение их материального и социального обеспечения, создание безопасных условий труда; 

обеспечение  надежности  и  безопасности  функционирования  транспортной  системы,  в  том 

числе  в  сфере  экологии,  снижение  количества  аварий  и  катастроф,  травматизма  и  смертности  в 
транспортных происшествиях; 

разработку  и  применение  эффективных  механизмов  государственного  регулирования 

функционирования и развития транспорта; 

улучшение инвестиционного климата в транспортной отрасли. 
На  новом  этапе  Транспортная  стратегия  призвана  сформировать  активную  позицию 

государства  в  деле  совершенствования  транспортной  системы  России  как  ключевого  фактора 
социально-экономического  развития  страны.  Это  касается  прежде  всего  повышения  качества 
транспортных  услуг,  снижения  совокупных  издержек  общества,  зависящих  от  транспорта, 
повышения 

конкурентоспособности 

отечественной 

транспортной 

системы, 

усиления 

инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли. 

 

IV. Цели, задачи и индикаторы развития 

транспортного комплекса Российской Федерации, приоритеты 

политики в области транспорта 

 

1. Цели, задачи и индикаторы развития транспортного 

комплекса Российской Федерации 

 
В сфере функционирования и развития транспорта государство должно обеспечить создание 

условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики 
и  качества  жизни  населения  путем  обеспечения  доступа  к  безопасным  и  качественным 
транспортным  услугам,  превращения  географических  особенностей  России  в  ее  конкурентное 
преимущество. 

Стратегическая  цель  развития  транспортной  системы  -  удовлетворение  потребностей 

инновационного 

социально 

ориентированного 

развития 

экономики 

и 

общества 

в 

конкурентоспособных качественных транспортных услугах. 

Достижение  этой  стратегической  цели  будет  обеспечено  путем  эффективного  развития 

конкурентной  среды  в  транспортной  отрасли,  создания  оптимальных  резервов  в  развитии 
инфраструктуры,  достижения  передового  уровня  развития  техники  и  технологий,  усиления 
внимания к социальным и экологическим факторам, повышения национальной, экономической и 
других видов безопасности страны, зависящих от транспорта. 

Для  создания  эффективной  конкурентоспособной  транспортной  системы  необходимы  3 

основные составляющие: 

предоставление конкурентоспособных высококачественных транспортных услуг; 
создание  высокопроизводительных  безопасных  транспортных  средств  и  транспортной 

инфраструктуры, которые необходимы в той мере, в которой они обеспечат конкурентоспособные 
высококачественные транспортные услуги; 

создание условий для превышения уровня предложения транспортных услуг над спросом (в 

противном случае конкурентной среды не будет). 

Для  формирования  высококачественных  транспортных  услуг  требуется  прежде  всего 

определить  параметры  и  стандарты  качества,  обеспечить  стимулирование  их  выполнения  и 
создания высокоэффективных технологий, отвечающих стандартам качества, отработать элементы 
технологий,  нормативной  базы  и  методов  государственного  регулирования,  внедрить  ряд 
пилотных высокоэффективных технологий в регионах. 

Необходимо  создать  условия  для  развития  как  внутренней  конкуренции  (между 

перевозчиками,  видами  транспорта),  так  и  внешней  конкуренции  (с  международными 
транзитными  системами).  Внутренняя  конкуренция  обеспечит  повышение  ритмичности  и 
ускорение  товародвижения,  снижение  транспортных  издержек,  повышение  доступности 
транспортных  услуг,  улучшение  инвестиционного  климата  и  развитие  рыночных  отношений.  Это 
окажет  позитивное  влияние  на  внешнюю  конкурентоспособность  и  реализацию  транзитного 
потенциала страны. 

Создание рынка конкурентоспособных транспортных услуг предполагает: 

развитие  нормативно-правовой  базы  в  сфере  оказания  транспортных  услуг  (безопасность, 

экологичность,  качество  транспортных  услуг,  развитие  методов  государственного  регулирования 
рынка). При этом важнейшее значение для регулирования имеет создание эффективной обратной 
связи в виде системы мониторинга и управления, контроля и надзора на транспорте; 

развитие  конкуренции  в  сфере  грузовых  перевозок,  в  том  числе  на  железнодорожном 

транспорте, а также в сфере пассажирских перевозок транспортом общего пользования; 

развитие  высокопроизводительной  транспортной  и  логистической  инфраструктуры, 

обеспечивающей  конкурентоспособный  уровень  оказания  транспортных  услуг  (прежде  всего 
коммерческую скорость и надежность); 

достижение  передового  уровня  техники  и  технологий,  обеспечивающих  стандарты 

безопасности, экологичности, экономичности и качества транспортных услуг. 

Важнейшим  стратегическим  направлением  развития  транспортной  системы  является 

сбалансированное  опережающее  развитие  инфраструктуры  транспорта.  Реализация  этого 
направления  означает  согласованное  комплексное  развитие  всех  элементов  транспортной 
инфраструктуры  на  основе  построения  транспортно-экономического  баланса,  развития  системы 
статистического 

учета, 

использования 

математических 

методов 

прогнозирования 

и 

моделирования  для  исследования  потребностей  секторов  экономики  и  населения  в  услугах 
транспорта, динамики грузовой базы, а также анализа вариантов развития транспортной системы. 

Одним из приоритетов государственной политики в области транспорта на период до 2030 

года  является  обеспечение  устойчивости  и  предсказуемости  транспортной  системы.  Это 
предусматривает создание технологических и инфраструктурных резервов, при помощи которых в 
условиях естественного колебания и роста прогнозируемого спроса на перевозки в соответствии с 
потребностями социально-экономического развития страны транспортная система будет способна 
предоставить  населению  и  бизнесу  безопасные,  доступные  по  цене  и  предсказуемые 
транспортные  услуги  надлежащего  качества  в  нужное  время  и  в  нужном  месте  с  минимальным 
негативным воздействием на окружающую среду и здоровье человека. 

Важным  инструментом,  имеющим  приоритетное  значение  для  эффективной  реализации 

Транспортной  стратегии,  является  повышение  эффективности  государственных  вложений  в 
транспортную инфраструктуру и создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение 
на этой основе устойчивого опережающего развития сбалансированной транспортной системы, а 
также  ее  нормативного  содержания.  Устойчивые  темпы  опережающего  развития  транспортной 
системы  должны  обеспечиваться  за  счет  увеличения  доли  частных  инвестиций  в  развитие 
транспортного  комплекса  на  основе  государственно-частного партнерства,  компенсирующих при 
необходимости  дефицит  финансирования  из  государственного  бюджета.  Тем  самым  за  счет 
изменения  пропорции  государственного  и  частного  финансирования  должно  обеспечиваться 
сохранение  общих  объемов  инвестиций  на  уровне,  необходимом  для  достижения  целей  и 
индикаторов Транспортной стратегии. 

Предусматривается 

создание 

стабильной 

транспортной 

инфраструктуры 

с 

гарантированными  нормативными  потребительскими  характеристиками,  обеспечивающими 
возможность  развития  транспортными  предприятиями  парков  современных  транспортных 
средств  и  применения  высокоэффективных  транспортных  технологий.  В  результате 
предусматривается  создание  инфраструктурных  условий  для  устойчивой  работы,  развития  и 
повышения  конкурентоспособности  предприятий  всех  видов  транспорта.  На  этой  основе  будет 
осуществляться стабильное повышение доступности и качества транспортных услуг как в области 
грузовых,  так  и  пассажирских  перевозок.  Будет  обеспечиваться  устойчивый  рост  мобильности 
населения в соответствии со спросом на транспортные услуги со стороны различных социальных 
групп - реализация социальных транспортных стандартов. 

Повышение  качества  транспортных  услуг  потребует  создания  обоснованных  резервов  в 

транспортной  системе,  а  это  позволит,  в  свою  очередь,  развить  конкуренцию  на  основных 
направлениях  грузо-  и  пассажиропотоков.  Развитие  нормативно-правовой  базы  должно 
предусматривать гармонизацию транспортного законодательства, интеграцию в мировую систему 
стандартов  и  коммуникаций,  определение  нормативов  качества  транспортных  услуг, 
ответственности за их соблюдение, а также прав потребителей. 

Повышение конкурентоспособности российской транспортной системы должно сочетаться с 

реализацией  мер  государственной  политики  по  продвижению  интересов  России  в  области 
транспорта  по  всему  миру.  На  этой  основе  будет  обеспечено  укрепление  российской 
транспортной  системы  на  мировом  рынке  транспортных  услуг  и  устойчивое  повышение  уровня 
реализации транзитного потенциала страны. 

Важнейшее  значение  при  создании  устойчивой  транспортной  системы  имеет  проведение 

последовательной  политики  повышения  технической  и  технологической  безопасности  объектов 
транспортной  инфраструктуры  и  транспортных  средств,  а  также  их  защищенности  от  актов 
незаконного вмешательства. 

Транспортная  стратегия  предусматривает  усиление  внимания  государства  к  экологическим 

факторам  -  формирование  и  реализацию  экологической  политики  в  сфере  транспорта,  в 
соответствии  с  которой  экологические  параметры  станут  не  ограничителем,  а  движущим 
фактором развития транспорта. 

Особое  значение  для  Транспортной  стратегии  имеет  совершенствование  системы 

обеспечения  транспортной  отрасли  трудовыми  ресурсами,  которые  должны  обеспечить 
реализацию проектов развития транспортных систем, эксплуатации транспортной инфраструктуры 
и транспортных средств, предоставления транспортно-логистических услуг и др. 

Значимую  роль  в  реализации  Транспортной  стратегии  играет  повышение  управляемости  и 

контролируемости  развития  транспорта  за  счет  повышения  эффективности  методов 
государственного  регулирования  и  управления,  развития  механизмов  проектного  управления. 
Важную роль в этом направлении будет играть создание комплексной системы государственного 
стратегического  планирования  развития  транспортной  инфраструктуры  на  основе  транспортно-
экономического баланса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 

В соответствии с этими основными стратегическими направлениями развития формируется 

структура основных целевых ориентиров Транспортной стратегии, ее целей, приоритетов, задач и 
механизмов реализации. 

 

2. Главные стратегические приоритеты Транспортной стратегии 

 
Главными  стратегическими  приоритетами  Транспортной  стратегии  в  отношении  видов 

транспортной деятельности являются: 

следующие общесоциальные приоритеты: 
мобильность населения и доступность транспортных услуг; 
снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта; 
снижение доли транспорта в загрязнении окружающей среды; 
следующие общеэкономические приоритеты: 
предоставление  транспортной  отраслью  в  полном  объеме  высококачественных 

транспортных  услуг,  обеспечивающих  запланированные  темпы  роста  внутреннего  валового 
продукта; 

конкурентный уровень удельных транспортных издержек в конечной цене продукции; 
повышение коммерческой скорости и ритмичности продвижения партий товаров; 
использование  инновационных  технологий  строительства  и  содержания  транспортной 

инфраструктуры; 

проведение эффективной государственной тарифной политики; 
использование  современных  механизмов  развития  экономической  конкурентной  среды, 

включая государственно-частное партнерство; 

координация со стратегиями и программами развития смежных отраслей; 
следующие общетранспортные приоритеты: 
повышение производительности труда на транспорте; 
рентабельность транспортных систем; 
повышение фондоотдачи инфраструктуры транспорта; 
снижение энергоемкости; 
создание  приоритетных  конкурентных  условий  для  национальных  перевозчиков  и 

повышение их конкурентоспособности; 

инновационные  товаротранспортные  технологии,  соответствующие  лучшим  мировым 

достижениям; 

подготовка к обеспечению перевозок высокотехнологичной продукции; 
формирование  необходимых  условий  инвестирования  в  транспортную  отрасль, 

обеспечивающих ее развитие опережающими темпами; 

развитие транспортного машиностроения и отраслей смежников - поставщиков ресурсов до 

уровня, необходимого для реализации Транспортной стратегии. 

В  отношении  видов  транспортной  деятельности  приоритетами  Транспортной  стратегии 

являются: 

до  2020  года  -  решение  вопросов,  связанных  с  ликвидацией  "узких  мест",  развитие 

пропускных  и  провозных  возможностей  в  соответствии  с  государственными  программами  и 
федеральными  целевыми  программами,  а  также  стратегиями  и  концепциями  развития  видов 
транспорта; 

с 2021 года - корректировка стратегий и концепций развития видов транспорта, разработка 

государственных  программ  и  федеральных  целевых  программ  в  соответствии  с  достигнутыми 
результатами,  новыми  условиями  социально-экономического  развития  страны  и  Транспортной 
стратегией  в  целях  развития  единой  комплексной  интегрированной  сбалансированной 
транспортной 

системы, 

обеспечивающей 

потребности 

инновационного 

социально 

ориентированного  развития  экономики  и  общества  в  качественных  транспортных  услугах, 
конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами. 

 

3. Цели развития транспортной системы России на период 

до 2030 года 

 

Цель 1 "Формирование 

единого транспортного пространства России на базе 

сбалансированного опережающего развития эффективной 

транспортной инфраструктуры" 

 

Достижение  цели  1  позволит обеспечить  динамичный  рост экономики  России,  социальное 

развитие  и  укрепление  связей  между  ее  регионами  путем  устранения  территориальных  и 
структурных диспропорций на транспорте, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий 
за  счет  создания  дополнительных  транспортных  связей,  повышение  конкурентоспособности  и 
эффективности 

других 

отраслей 

экономики 

путем 

предоставления 

возможности 

беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки, 
рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни 
и уровень социальной активности населения. 

Единое  транспортное  пространство  России  обеспечит  функционирование  единой 

сбалансированной 

системы 

транспортных 

коммуникаций, 

интегрированной 

системы 

товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, 
применение  единых  стандартов  технологической  совместимости  различных  видов  транспорта, 
оптимизирующих их взаимодействие, единых стандартов технической совместимости различных 
видов  транспорта  и  транспортных  средств,  а  также  создаст  единую  информационную  среду 
технологического взаимодействия различных видов транспорта. 

Таким  образом,  развитие  транспортной  инфраструктуры  относится  не  только  к  развитию 

транспортных  коммуникаций  и  узлов.  Предполагается  качественно  новый  уровень  системного 
развития  в  рамках  единого  транспортного  пространства  в  комплексе  с  товаротранспортной 
технологической  инфраструктурой,  транспортной  инфраструктурой  грузовладельцев,  со 
стандартами  технической  совместимости,  а  также  с  информационной  средой  взаимодействия 
различных видов транспорта. 

Комплексность, сбалансированность и устойчивость развития транспорта будут обеспечены 

при  помощи  новой  системы  транспортного  планирования,  основанной  на  транспортно-
экономическом балансе. 

Предусматривается  качественное  совершенствование  топологии  транспортной  сети  - 

создание  прямых  транспортных  связей  между  крупными  центрами  социально-экономического 

развития  и  переход  в  перспективе  к  сетевой  структуре  транспортных  коммуникаций  с  большим 
количеством альтернативных связей. 

Важнейшее  значение  для  реализации  инновационного  сценария  развития  страны  будет 

иметь  повышение  мобильности  населения.  Для  этого  необходимо  создание  инфраструктуры 
скоростного  и  высокоскоростного  пассажирского  движения  на  всех  уровнях,  в  том  числе  в 
городах.  Приоритетное  значение  приобретает  развитие  инфраструктуры  и  технологий 
пассажирского транспорта общего пользования. 

Развитие  транспортных  систем  крупных  городских  агломераций  становится  важным 

сегментом  государственной  транспортной  политики,  которая  должна  объединить  и 
скоординировать  действия  федеральных,  региональных  и  муниципальных  органов  в  области 
градостроительства,  землепользования  и  развития  транспорта.  Решение  транспортных  проблем 
городских 

агломераций 

требует 

расширения 

использования 

технологий 

глобальной 

навигационной  системы  ГЛОНАСС,  высокоэффективных  инфотелекоммуникационных  технологий 
и интеллектуальных транспортных систем. 

В  области  развития  инфраструктуры  грузоперевозок  важное  значение  имеет  создание 

условий  для  перераспределения  грузопотоков  с  наземных  на  внутренний  водный  и  морской 
транспорт,  поощрение  строительства  терминалов,  ориентированных  на  переключение 
грузопотоков на внутренний водный транспорт. 

Освоение  инновационных  технологий  строительства,  реконструкции  и  содержания 

транспортной инфраструктуры способствует увеличению объемов ее развития, экономии ресурсов 
и обеспечению ее нормативного содержания. 

Для  достижения  цели  1  на  первом  этапе  реализации  Транспортной  стратегии 

предусматривается  строительство  и  реконструкция  основных  направлений  автомобильных  и 
железных  дорог,  строительство  скоростных  и  высокоскоростных  железных  дорог,  развитие 
инфраструктуры  морских  и  речных  портов,  внутренних  водных  путей,  аэропортов  и 
аэронавигационной  системы,  ликвидация  наиболее  существенных  разрывов  и  "узких  мест" 
транспортной  сети,  в  том  числе  в  азиатской  части  России.  Необходимо  обеспечить  развитие 
транспортных  подходов  к  пограничным  пунктам  пропуска  и  крупным  транспортным  узлам,  а 
также  их  комплексное  развитие  на  основных  направлениях  перевозок.  Предусматривается 
создать  инфраструктурные  условия  для  развития  потенциальных  точек  экономического  роста, 
включая  комплексное  освоение  новых  территорий  и  разработку  месторождений  полезных 
ископаемых прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке. 

На  последующем  этапе  реализации  Транспортной  стратегии  планируется  обеспечить 

переход 

к 

формированию 

единого 

транспортного 

пространства 

России. 

На 

базе 

дифференцированного развития путей сообщения всех видов транспорта необходимо обеспечить 
создание  единой  сбалансированной  системы  транспортных  коммуникаций  страны.  Пропускная 
способность и скоростные  параметры транспортной инфраструктуры предусматривается поднять 
до  уровня  лучших  мировых  достижений,  увеличить  долю  скоростных  и  высокоскоростных  путей 
сообщения  в  общей  протяженности  транспортной  сети.  С  целью  формирования  современной 
товаропроводящей  сети,  обеспечивающей  объем  и  качество  транспортных  услуг,  на  территории 
страны  планируется  создать  скоординированную  интегрированную  систему  товаротранспортной 
технологической  инфраструктуры  всех  видов  транспорта  и  грузовладельцев,  интегрированную 
систему  логистических  парков,  а  также  единую  информационную  среду  технологического 
взаимодействия  различных  видов  транспорта  и  участников  транспортного  процесса.  В  ходе 
развития  транспортной  системы  планируется освоить  инновационные технологии  строительства, 
реконструкции и содержания инфраструктуры. 

Индикаторы  достижения  указанной  цели  разбиты  на  2  уровня.  Первый  уровень  отражает 

реализацию основных характеристик цели, а второй - дополнительные параметры. 

Индикаторами первого уровня достижения цели 1 являются: 
снижение протяженности участков транспортной сети, обслуживающих движение в режиме 

перегрузки или ограничивающих пропускную способность, по видам транспорта; 

вводы в эксплуатацию новых и реконструированных объектов транспортной инфраструктуры 

по видам транспорта, включая мультимодальные транспортные узлы. 

Первый  из  этих  целевых  индикаторов  отражает  достижение  свойств  сбалансированности, 

устойчивости  и  опережающего  уровня  развития  транспортной  инфраструктуры  по  отношению  к 
спросу  на  перевозки.  Отсутствие  или  минимум  протяженности  участков,  обслуживающих 
движение  в  режиме  перегрузки,  означает  отсутствие  дисбалансов  в  развитии  смежных  участков 
сети, наличие резервов, за счет которых компенсируются текущие колебания спроса на перевозки 
и  обеспечивается определенный  неснижаемый  запас  пропускной  и  провозной  способности  сети 
при росте потребностей экономики и общества в транспортных услугах. 

Индикаторы  второго  уровня  достижения  цели  1  отражают  целевой  уровень  роста  густоты 

транспортной сети (общего пользования), протяженность сети по различным видам транспортных 
коммуникаций,  в  том  числе  соответствующих  нормативным  требованиям  к  транспортно-
эксплуатационным показателям, а также мощность портов. 

Значения индикаторов достижения цели 1 приведены в 

приложении N 3

. 

 

Цель 2 "Обеспечение доступности и качества 

транспортно-логистических услуг в области грузовых 

перевозок на уровне потребностей развития 

экономики страны" 

 

Достижение  цели  2  позволит  полностью  удовлетворить  потребности  экономики  страны  в 

качественных  транспортных  услугах  за  счет  внедрения  передовых  транспортных  технологий  и 
развития  парков  грузового  подвижного  состава,  а  также  обеспечить  предоставление  имеющих 
социальную  и  экономическую  значимость  транспортных  услуг  должного  качества  и  по 
приемлемым ценам. 

Достижение  этой  цели  предполагает  прежде  всего  разработку  и  ввод  в  действие  модели 

рынка  транспортных  услуг  для  потребностей  всех  секторов  экономики.  Эта  модель  является 
инновационной  для  отечественной  транспортной  системы.  Она  должна  определить  параметры 
качества  транспортных  услуг,  рамочную  структуру  стандартов  качества  для  различных  категорий 
грузов  и  секторов  экономики,  требования  к  развитию  нормативной  правовой  базы  в  сфере 
транспортных услуг и технологические модели обеспечения качества транспортных услуг. 

Условия  рынка,  формируемые  государством,  обеспечат  справедливую  конкуренцию  и 

недискриминационный 

доступ 

к 

объектам 

транспортной 

инфраструктуры, 

а 

также 

совершенствование  процедур  допуска  к  коммерческой  деятельности  в  области  грузоперевозок. 
Государственную  поддержку  получат  наиболее  эффективные  для  общества  виды  перевозок,  в 
частности  контейнерные  перевозки,  перевозки  внутренним  водным  транспортом  с 
переключением на него грузопотоков с наземных видов транспорта в период навигации, а также 
социально  значимые  грузоперевозки  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним 
местностях, Сибири, Дальнего Востока и удаленных регионах России. 

Для  формирования  рынка  конкурентоспособных  транспортных  услуг  необходимо  создание 

условий  превышения  уровня  предложения  транспортных  услуг  над  спросом,  а  также  запуск 
механизма  стимулирования  улучшения  соотношения  цены  и  качества  услуг,  который  обеспечит 
формирование конкурентной среды и рост конкурентоспособности. 

Должны  быть  выработаны  и  введены  в  действие  механизмы  мотивации  структурной 

модернизации  существующих  транспортных  систем  в  целях  обеспечения  качества  транспортных 
услуг, 

приводящих 

в 

частности 

к 

созданию 

национальных 

и 

интернациональных 

конкурентоспособных транспортных компаний. 

Реализация цели  2  предполагает  достижение  коммерческой  скорости  движения  товаров и 

ритмичности  их  доставки  на  уровне  лучших  мировых  достижений.  За  счет  этого  в  экономике 
страны  ожидается  снижение  издержек  обращения  товаров,  выражающихся  в  больших  объемах 
оборотных  фондов,  а также  в  значительных  суммах  кредитования  товаров  в  пути  и  на  складе.  В 
терминальной сети и в первую очередь морских портах и пунктах пропуска через государственную 
границу  Российской  Федерации  планируется  обеспечить  снижение  времени  обработки  партий 
грузов до уровня лучших мировых достижений. 

Для  этого  предстоит  ввести  в  действие  механизмы  мотивации  использования 

инновационных  логистических  технологий,  развития  национальной  экспедиторской  системы, 
системы сопутствующих услуг и парков грузового подвижного состава, обеспечивающих заданные 

критерии  объема  и  качества  транспортных  услуг  на  уровне,  необходимом  для  реализации 
Транспортной 

стратегии. 

Предстоит 

разработка 

и 

экспериментальная 

отработка 

высокоэффективных  товаротранспортных  технологий,  обеспечивающих  качественные  критерии 
всего  спектра  транспортных  услуг  и  повышение  производительности  транспортной  системы. 
Важную роль будет играть расширение использования технологий контейнерных перевозок, в том 
числе для региональных и межрегиональных перевозок, малого и среднего бизнеса. Обеспечение 
качества  транспортно-логистических  услуг  для  грузоотправителей  потребует  создания 
интеллектуальных  транспортных  систем  с  использованием  современных  информационно-
телекоммуникационных  технологий  и  глобальной  навигационной  системы  ГЛОНАСС, 
обеспечивающих 

информационную 

интеграцию 

транспортных 

систем 

и 

реализацию 

высокоэффективных товаротранспортно-логистических технологий. 

Индикаторы  первого  уровня  достижения  цели  2  включают  следующие  ключевые 

характеристики доступности и качества грузоперевозок: 

средняя коммерческая скорость товародвижения на видах транспорта; 
доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок, в общем объеме отправок 

на видах транспорта; 

доля  контейнерных  и  контрейлерных  перевозок  в  общем  объеме  перевозок  грузов  по 

видам транспорта; 

производительность труда на транспорте. 
Эти  индикаторы  отражают  целевой  рост  доступности  и  качества  грузоперевозок,  их 

эффективности и конкурентоспособности. 

Важное  значение  в  оценке  доступности,  эффективности  и  качества  грузоперевозок  по 

водным путям имеют следующие индикаторы: 

объем перевозок грузов по Северному морскому пути; 
рост  объема  мультимодальных  (смешанных)  перевозок  с  участием  внутреннего  водного 

транспорта. 

Индикаторы  второго  уровня  достижения  цели  2  включают  следующие  дополнительные 

параметры,  отражающие  уровень  доступности  и  качества  транспортных  услуг  в  области 
грузоперевозок: 

скорость доставки грузовых отправок; 
средняя продолжительность оформления и государственного контроля грузов в портах и на 

сухопутных пограничных переходах; 

объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности; 
средний возраст парков грузовых транспортных средств; 
доля  парка  грузовых  автомобилей,  оснащенных  навигационными  системами  ГЛОНАСС,  в 

общем парке грузовых автомобилей. 

Значения  индикаторов  достижения  цели  2  приведены  в 

приложении  N  3

  к  Транспортной 

стратегии. 

 

Цель 3 "Обеспечение доступности и качества 

транспортных услуг для населения в соответствии 

с социальными стандартами" 

 

Достижение  цели  3  означает  удовлетворение  в  полном  объеме  растущих  потребностей 

населения  в  перевозках,  а  также  специальных  требований,  в  частности  создание  доступной 
транспортной  среды  для  граждан  с  ограниченными  возможностями,  обеспечение  устойчивой 
связи  населенных  пунктов  с  магистральной  сетью  транспортных  коммуникаций  и  обеспечение 
ценовой доступности услуг транспорта, имеющих социальную значимость. 

В  связи  с  этим  предполагается  прежде  всего  обеспечить  перевозки  пассажиров  по 

социально  значимым  маршрутам,  включая  обеспечение  их  ценовой  доступности,  в  том  числе  в 
районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним  местностях,  Дальнего  Востока,  Забайкалья  и  в 
Калининградской области. 

Предполагается  развитие  систем  городского  и  пригородного  пассажирского  транспорта,  в 

том  числе  местного  значения  (сельского).  Важным  направлением  является  развитие  парков 

пассажирского  подвижного  состава,  сопоставимого  по  технико-экономическим  параметрам  с 
мировым  уровнем,  повышение  регулярности  движения  общественного  транспорта,  развитие 
систем,  обеспечивающих  скоростные  и  высокоскоростные  перевозки  пассажиров,  а  также 
расширение  зон  доступности  для  населения  скоростных  и  высокоскоростных  междугородних 
пассажирских перевозок. 

Роль  государства  в  повышении  доступности  и  качества  транспортных  услуг  состоит  в 

разработке  и  вводе  в  действие  эффективной  модели  рынка  конкурентоспособных  пассажирских 
перевозок и совершенствовании допуска к коммерческой деятельности в этой сфере. 

Предусматривается  государственная  поддержка  создания  интеллектуальных  транспортных 

систем  для  повышения  качества  пассажирских  перевозок  с  использованием  современных 
информационно-телекоммуникационных  технологий  и  глобальной  навигационной  системы 
ГЛОНАСС, технологий управления транспортными средствами и потоками. 

На следующем этапе реализации Транспортной стратегии отрасль должна принять участие в 

разработке  социальных  транспортных  стандартов  обеспечения  возможности  перемещения  всех 
слоев  населения  по  территории  страны.  Эти  стандарты  в  части  их  транспортной  составляющей 
определят  требования  к  развитию  необходимых  коммуникаций  всех  видов  пассажирского 
транспорта,  соответствующего  подвижного  состава,  показатели  ценовой  доступности 
транспортных услуг для населения, а также требования к периодичности и графику транспортного 
обслуживания для каждого населенного пункта. 

Государственная  политика  в  области  обеспечения  доступности  и  качества  транспортных 

услуг  для  населения  предполагает  закрепление  минимальных  социальных  транспортных 
стандартов  на  законодательном  уровне  и  использование  механизмов  компенсации  потерь  в 
доходах  транспортных  компаний,  возникающих  в  результате  государственного  регулирования 
тарифов на пассажирские перевозки. 

Предусматривается  обеспечить  разработку  и  выполнение  программы  реализации 

минимальных  социальных  транспортных  стандартов  на  всей  территории  страны.  При  этом 
указанные  минимальные  стандарты  должны  предусматривать  прогрессивную  шкалу  с  учетом 
постепенного улучшения условий транспортного обслуживания населения. 

Индикаторы  первого  уровня  достижения  цели  3  отражают  следующие  ключевые 

характеристики уровня доступности и качества транспортных услуг для населения: 

транспортная  мобильность  (подвижность)  населения  на  1  человека  в  год  по  видам 

транспорта; 

индекс 

гуманитарности 

транспортной 

системы, 

выражающийся 

отношением 

пассажирооборота к грузообороту (без учета трубопроводного транспорта); 

доля транспорта общего пользования в общем пассажирообороте транспорта; 
авиационная подвижность населения; 
прирост пригородных железнодорожных пассажирских перевозок к уровню 2011 года; 
доля  парка  подвижного  состава  автомобильного  и  городского  наземного  электрического 

транспорта  общего  пользования,  оборудованного  для  перевозки  маломобильных  граждан,  в 
общем парке автомобильного и городского наземного электрического транспорта. 

Эти  индикаторы  первого  уровня  отражают  основные  параметры  доступности  и  качества 

пассажирских перевозок. 

Индикаторы  второго  уровня  достижения  цели  3  отражают  следующие  дополнительные 

характеристики: 

прирост количества перспективных сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной 

круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым 
покрытием; 

сокращение  среднего  времени  транспортной  доступности  в  крупных  городских 

агломерациях  (время  поездок  маятниковой  миграции  населения)  на  транспорте  общего 
пользования; 

доля отправления пассажиров из аэропортов России, не входящих в Московский авиаузел, в 

другие  аэропорты,  не  входящие  в  Московский  авиаузел,  в  общем  объеме  отправления 
пассажиров из аэропортов России; 

средний возраст пассажирских транспортных средств общего пользования; 

доля  парка  подвижного  состава  автомобильного  и  городского  наземного  электрического 

транспорта 

общего 

пользования, 

оснащенного 

современными 

информационно-

телекоммуникационными  системами  и  глобальной  навигационной  системой  ГЛОНАСС,  в  общем 
парке автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования. 

Значения  индикаторов  достижения  цели  3  приведены  в 

приложении  N  3

  к  Транспортной 

стратегии. 

 

Цель 4 "Интеграция в мировое транспортное 

пространство и реализация транзитного потенциала страны" 

 
Достижение  цели  4  означает  формирование  прочной  основы  для  успешной  интеграции 

России  в  мировую  транспортную  систему,  расширения  доступа  российских  поставщиков 
транспортных  услуг  на  зарубежные  рынки,  усиления  роли  России  в  формировании 
международной  транспортной  политики  и  превращения  экспорта  транспортных  услуг  в  один  из 
крупнейших источников доходов страны. 

Реализация указанной  цели предполагает прежде всего создание конкурентоспособных  на 

мировом уровне транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной 
транспортно-логистической  инфраструктуры,  а  также  систем  координации  бизнес-процессов  в 
целях  поставок  на  базе  интеллектуальных  транспортных  систем.  Для  этого  необходимы 
мониторинг  рынка  экспорта  транспортных  услуг,  изучение  преимуществ  конкурентов, выработка 
комплекса  мероприятий  по  улучшению  технических  и  технологических  параметров 
международных  транспортных  коридоров,  планирование  их  развития  и  согласование  в  рамках 
международного сотрудничества по транспортным коридорам. 

Интеграция с международным транспортным пространством в первую очередь может быть 

эффективно  реализована  в  рамках  Единого  экономического  пространства,  а  также  стран 
Шанхайской 

организации 

сотрудничества, 

Азиатско-Тихоокеанского 

экономического 

сотрудничества, Организации черноморского экономического сотрудничества и сотрудничества с 
Европейским  Союзом.  Одним  из  перспективных  путей  реализации  этой  инициативы  является 
формирование  контейнерных  и  контрейлерных  маршрутов.  Кроме  этого,  интеграция  в  мировое 
транспортное  пространство  предполагает  развитие  международного  сотрудничества  с  другими 
международными транспортными организациями  и  торговыми  партнерами  России,  расширение 
участия  в  системе  международных  соглашений  и  конвенций  в  области  транспорта,  а  также  в 
крупных  международных  транспортных  проектах.  Предполагается  также  разработка  и  ввод  в 
действие  соответствующих  механизмов  государственного  регулирования,  мотивирующих 
создание национальных и интернациональных конкурентоспособных транспортных компаний. 

Увеличение  доли  участия  российских  транспортных  организаций  в  общем  объеме 

экспортных  и  импортных  перевозок  грузов,  а  также  грузов  между  третьими  странами  требует 
разработки  и  реализации  соответствующих  законодательных  и  других  методов  регулирования, 
обеспечивающих конкурентоспособность российского транспорта. 

В целях увеличения поступления валютных средств от экспорта транспортных услуг с учетом 

международного  опыта  и  экономических  интересов  по  защите  транспортных  услуг  на 
национальном  и  международном  рынках  предполагается  проработать  законодательные 
нормативы, предусматривающие: 

преимущественный  (а  в  некоторых  случаях  исключительный)  допуск  российских 

перевозчиков  к  перевозке  грузов  для  нужд  государства,  субъектов  Российской  Федерации  и 
муниципалитетов, а также стратегических грузов; 

преимущества  национальных  перевозчиков  и  экспедиторов  перед  зарубежными  при 

инвестировании  в  строительство  объектов  на  территории  России,  а  также  при  транспортировке 
сырьевых  запасов,  в  том  числе  осваиваемых  в  соответствии  с  Федеральным 

законом

  "О 

соглашениях о разделе продукции". 

Индикаторы первого уровня достижения этой цели включают: 
экспорт транспортных услуг, в том числе по видам транспорта; 
перевозки  транзитных  грузов  через  территорию  России  различными  видами  транспорта  и 

долю  перевалки  транзитных  грузов  в  российских  морских  портах  в  общем  объеме  перевалки 

транзитных грузов. 

Индикаторы  второго  уровня  достижения  этой  цели  предусматривают  следующие 

дополнительные  характеристики  присутствия  России  на  международном  рынке  транспортных 
услуг и реализации ее транзитного потенциала: 

доля  российских  экспортных  и  импортных  грузов  в  объеме  перевозок  морским 

транспортным флотом под российским флагом; 

объем транзитных перевозок по Транссибирской магистрали; 
доля российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов; 
суммарный дедвейт морского транспортного флота, контролируемого Россией, в том числе 

под российским флагом. 

Значения  индикаторов  достижения  цели  4  приведены  в 

приложении  N  3

  к  Транспортной 

стратегии. 

 

Цель 5 "Повышение уровня безопасности транспортной системы" 

 
Реализация  цели  5  позволит  повысить  безопасность  движения,  полетов  и  судоходства, 

обеспечить  эффективную  работу  аварийно-спасательных  служб,  подразделений  гражданской 
обороны, специальных служб, достичь безопасного уровня функционирования инфраструктурных 
объектов транспорта, повысить уровень соответствия транспортной системы задачам обеспечения 
военной безопасности страны и тем самым создать необходимые условия для соответствующего 
уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков. 

В  рамках  указанной  цели  за  счет  комплекса  мероприятий  предполагается  достичь  уровня 

безопасности  движения,  полетов  и  судоходства,  соответствующего  международным  и 
национальным требованиям. 

Обеспечение  транспортной  безопасности  позволит  повысить  состояние  защищенности 

объектов  транспортной  инфраструктуры  от  противоправных  действий,  в  том  числе 
террористической  направленности,  угрожающих  безопасной  деятельности  транспортного 
комплекса. 

Деятельность  специализированных  аварийно-спасательных  служб  во  взаимодействии  с 

Министерством  Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным 
ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий  планируется  осуществлять  на  уровне 
международных  и  национальных  требований.  На  базе  космических  систем,  оснащенных 
спутниковой  навигационной  аппаратурой  ГЛОНАСС/GPS,  предусматривается  обеспечить 
гарантированное 

высокоточное 

определение 

местонахождения 

потерпевших 

аварию 

транспортных средств в сложных погодных условиях, развитие единой системы поиска и спасания 
в Российской Федерации. 

Необходимо  повысить  уровень  защищенности  транспортной  инфраструктуры  и 

транспортных  средств  от  актов  незаконного  вмешательства,  а  также  обеспечить  более  высокий 
уровень безопасности перевозок грузов, требующих особых условий. 

Планируется  обеспечить  объединение  мер  по  повышению  безопасности  на  транспорте  с 

повышением безопасности транспортных средств в единую систему. 

Осуществление  мер  по  обеспечению  военной  безопасности  Российской  Федерации  для 

своевременного удовлетворения потребностей военной организации государства в транспортных 
услугах позволит достичь необходимого уровня мобилизационной готовности транспорта общего 
пользования  (в  том  числе  объектов  двойного  назначения),  запасов  государственного  и 
мобилизационного резервов, подготовки комплекса мероприятий по техническому прикрытию и 
восстановлению  всех  видов  транспортных  коммуникаций,  по  подготовке  и  техническому 
обслуживанию всех видов транспортных средств. 

Обновление  существующего  и  закупка  нового  железнодорожного  подвижного  состава 

(железнодорожных  платформ),  необходимого  для  выполнения  воинских  перевозок,  позволит 
повысить  готовность  железнодорожной  отрасли  по  выполнению  воинских  перевозок  как  в 
мирное, так и военное время. 

Помимо  средств  и  мероприятий  прямого  обеспечения  безопасности  на  транспорте 

огромное  значение  в  достижении  этой  цели  имеет  развитие  средств  и  эффективных  систем 

надзора в сфере транспорта, в том числе автоматизированных средств и информационных систем 
надзора  и  контроля  в  сфере  транспорта  с  применением  дистанционных  методов.  Без  их 
совершенствования управление  в сфере обеспечения безопасности  транспортной  системы будет 
лишено эффективной обратной связи. 

Уровень безопасности транспортной системы планируется повысить за счет развития систем 

профессионального  допуска  к  транспортной  деятельности  путем  лицензирования  или 
декларирования (уведомления). 

Важную  роль  в  достижении  высокого  уровня  безопасности  должно  сыграть  также 

обеспечение  потребности  транспортного  комплекса  в  специалистах  с  высоким  уровнем 
профессиональной  подготовки,  отвечающей  требованиям  безопасности  и  устойчивости 
транспортной системы. 

Индикаторы  первого  уровня  достижения  этой  цели  включают  следующие  базовые 

характеристики уровня безопасности на транспорте: 

снижение транспортных рисков (гибели) на различных видах транспорта; 
снижение  количества  происшествий  на  единицу  транспортных  средств  по  транспортному 

комплексу в целом; 

доля  объектов  транспортной  инфраструктуры,  меры  по  организации  защиты  которых  от 

актов  незаконного  вмешательства  соответствуют  требованиям  по  обеспечению  транспортной 
безопасности, в общем количестве объектов транспортной инфраструктуры, требующих защиты от 
актов незаконного вмешательства. 

Индикаторы  второго  уровня  достижения  этой  цели  включают  следующие  дополнительные 

характеристики уровня безопасности на транспорте: 

доля 

автотранспорта, 

имеющего 

разрешительные 

документы 

на 

перевозку, 

принадлежащего  юридическим  лицам  и  индивидуальным  предпринимателям,  в  общей 
численности парка автотранспорта, принадлежащего указанным лицам; 

доля 

судоходных 

гидротехнических 

сооружений, 

подлежащих 

декларированию 

безопасности,  имеющих  опасный  или  неудовлетворительный  уровни  безопасности,  в  общем 
количестве судоходных гидротехнических сооружений; 

число происшествий на воздушном транспорте (относительно количества полетов к уровню 

2010 года); 

повышение  уровня  аэронавигационного  обслуживания  (рост  средней  величины  налета 

воздушных  судов  на  один  инцидент  по  причинам,  связанным  с  аэронавигационным 
обслуживанием); 

уровень  удовлетворенности  населения  мерами,  принимаемыми  органами исполнительной 

власти в целях обеспечения транспортной безопасности; 

уровень  охвата  территории  Российской  Федерации  поисково-спасательным  обеспечением 

полетов. 

Значения  индикаторов  достижения  цели  5  приведены  в 

приложении  N  3

  к  Транспортной 

стратегии. 

 

Цель 6 "Снижение негативного воздействия транспортной 

системы на окружающую среду" 

 

Достижение  цели  6  способствует  созданию  условий  для  снижения  уровня  техногенного 

воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека и обеспечению соответствия 
международным экологическим стандартам работы отрасли. 

Для  этого  предполагается  выработка  и  ввод  в  действие  механизмов  государственного 

регулирования,  обеспечивающих  мотивацию  перевода  транспортных  средств  на  экологически 
чистые виды топлива, повышение доли использования гибридных и электрических двигателей на 
транспортных  средствах  в  общей  численности  парка  транспортных  средств,  минимизацию 
негативного  воздействия  на  окружающую  среду  материалов  и  технологий,  а  также  обеспечение 
экологически  безопасного  обращения  с  отходами  транспортного  комплекса  и  снижение  уровня 
энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран. 

Важным резервом снижения объема воздействий, выбросов и сбросов, количества отходов 

на  всех  видах  транспорта  является  профессиональная  подготовка  персонала,  осуществляющего 
эксплуатацию  транспортных  средств.  Другим  резервом  сокращения  вредного  воздействия 
транспорта на здоровье человека является рационализация маршрутов следования транспортных 
потоков, в том числе их переключение на внутренний водный транспорт. 

Управление  снижением  негативного  воздействия  транспорта  на  окружающую  среду  и 

здоровье  человека  планируется  осуществлять  на  основе  внедрения  систем  экологического 
менеджмента  и  управления  качеством  в  области  охраны  окружающей  среды  и  обеспечения 
экологической безопасности на транспорте. 

Индикаторы первого уровня достижения этой цели включают объем выбросов углекислого 

газа на один приведенный тонно-километр по видам транспорта. 

Индикаторы  второго  уровня  достижения  этой  цели  отражают  следующие  дополнительные 

характеристики: 

доля  альтернативных  видов  топлива  в  общем  топливопотреблении  автотранспортных 

средств; 

доля  парка  транспортных  средств  с  гибридными,  электрическими  двигателями  и 

двигателями на альтернативных видах топлива в общей численности парка транспортных средств; 

средний  удельный  расход  топлива  (электроэнергии)  на  единицу  транспортной  работы, 

выполненной транспортными средствами по видам транспорта (к уровню 2010 года); 

доля  утилизации  отходов  (включая  вторичную  переработку)  в  общем  объеме  отходов  на 

транспорте; 

доля  организаций  транспорта,  внедривших  в  свою  деятельность  системы  экологического 

менеджмента  управления  качеством  окружающей  среды  и  обеспечения  экологической 
безопасности на транспорте по видам транспорта, в общем количестве организаций транспорта. 

Цели  развития  транспортной  системы  России  на  период  до  2030  года  и  значения 

индикаторов  реализации  Транспортной  стратегии,  по  которым  в  настоящее  время  имеется 
статистическая информация, приведены в 

приложении N 3

 к Транспортной стратегии. 

Предусматривается  также  проведение  научно-исследовательских  работ  по  созданию 

статистических  средств,  мониторингу  и  оценке  значений  целевых  индикаторов  Транспортной 
стратегии,  для  которых  в  настоящее  время  отсутствует  государственное  статистическое 
наблюдение. 

Реализация  целей  Транспортной  стратегии  предполагает  выполнение  комплекса  научно-

исследовательских  подпрограмм,  обеспечивающих  разработку  новых  моделей,  методик, 
технологий, средств и систем. Эти работы образуют научное обеспечение Транспортной стратегии. 
Внедрение  разработок,  реализация  проектов  и  мероприятий  предусматриваются  в  рамках 
комплекса 

предметных 

подпрограмм, 

направленных 

на 

достижение 

заданных 

общеэкономических, общесоциальных и общетранспортных стратегических целевых ориентиров, 
а  также  в  рамках  подпрограмм  развития  по  видам  транспорта  государственной 

программы

 

Российской  Федерации  "Развитие  транспортной  системы",  федеральной  целевой 

программы

 

"Развитие  транспортной  системы  России  (2010  -  2020  годы)"  и  мероприятий,  направленных  на 
ввод в действие основных механизмов реализации Транспортной стратегии. 

В  результате  реализации  целей  Транспортной  стратегии  транспортная  отрасль  на  рубеже 

2030 года станет системообразующей отраслью, растущей темпами, опережающими темпы роста 
национальной  экономики.  Отрасль  выйдет  на  конкурентные  позиции  по  уровню  удельных 
транспортных  издержек,  безопасности,  экологичности  и  качеству  транспортных  услуг. 
Предусматривается  достичь  уровень  развитых  стран  по  коммерческой  скорости  и 
своевременности  доставки  товаров,  а  также  доступности  транспортных  услуг  для  населения. 
Формирование  единой  транспортной  системы  России  и  ее  интеграция  в  мировую  транспортную 
систему  обеспечат  повышение  эффективности  транспортных  услуг  внутри  страны,  рост  их 
экспорта,  более  полную  реализацию  транзитного  потенциала,  удовлетворение  потребностей 
экономики и общества в качественных и конкурентоспособных транспортных услугах. 

 

V. Основные направления государственной 

политики в области транспорта 

 

1. Создание инфраструктуры единого транспортного 

пространства, обеспечивающего доступные и безопасные 

транспортные связи между территориями страны и мира 

 

Основными  направлениями  транспортной  политики  в  области  создания  инфраструктуры 

единого транспортного пространства являются: 

развитие  инфраструктуры  доступных  и  безопасных  транспортных  связей  между 

территориями страны и мира; 

обеспечение устойчивости транспортной системы за счет создания обоснованных резервов 

и поддержания нормативных характеристик сети; 

развитие  транспортной  инфраструктуры  для  комплексного  освоения  территорий  Сибири  и 

Дальнего Востока. 

Развитие  инфраструктуры  доступных  и  безопасных  транспортных  связей  между 

территориями  страны  и  мира  предусматривает  сбалансированное  опережающее  развитие 
инфраструктуры  транспортных  коммуникаций  всех  видов  транспорта.  При  этом  обеспечение 
опережающего  развития  транспортной  инфраструктуры  в  соответствии  с  перспективами 
социально-экономического  развития  страны  и  роста  мировой  экономики  требует  уточненного 
прогноза  увеличения  спроса  на  грузовые  и  пассажирские  перевозки.  В  связи  с  этим  одним  из 
важных  направлений  транспортной  политики  является  создание  комплексной  системы 
государственного  стратегического  планирования  развития  транспортной  инфраструктуры  на 
основе  транспортно-экономического  баланса  на  федеральном,  региональном  и  муниципальном 
уровнях.  На  этой  основе  будет  спланировано  создание  национальной  транспортной  системы, 
обладающей  обоснованными  неснижаемыми  резервами  для  удовлетворения  растущего  спроса 
на перевозки между территориями страны и мира. 

При  этом  государственная  транспортная  политика  предусматривает  обеспечение 

устойчивости  транспортной  системы  за  счет  создания  обоснованных  резервов  и  поддержания 
нормативных характеристик транспортной сети. 

Формирование  резервов  транспортной  инфраструктуры  в  необходимом  объеме 

предусматривается  обосновать  при  помощи  планирования  на  основе  транспортно-
экономического баланса. 

Планируется 

обеспечить 

создание 

стабильной 

транспортной 

инфраструктуры 

с 

гарантированными 

нормативными 

потребительскими 

характеристиками. 

Это 

позволит 

транспортному  бизнесу  развивать  парки  транспортных  средств  и  применять  современные 
высокоэффективные  транспортные  технологии.  В  результате  предусматривается  создать  условия 
для развития на всех видах транспорта современных безопасных, доступных, высококачественных 
и конкурентоспособных транспортных услуг. 

Реализация  инновационного  сценария  развития  страны  требует  от  транспортной  отрасли 

создания  комплекса  инфраструктурных  условий  для  устойчивого  повышения  мобильности 
населения. Это направление транспортной политики предусматривает: 

создание и развитие систем скоростного и высокоскоростного движения в стране; 
развитие сети автомобильных дорог; 
государственную  поддержку  развития  региональных  авиаперевозок,  а  также  развития 

аэропортов, перспективных с точки зрения реализации хабовых технологий; 

приоритетное  развитие  транспорта  общего  пользования  в  городских  агломерациях 

(преимущественно рельсового). 

Одним  из  новых  приоритетных  направлений  государственной  транспортной  политики  в 

области  инфраструктуры  является  комплексное  развитие  транспортных  систем  городских 
агломераций  в  тесной  координации  интересов,  целей  и  возможностей  развития  федеральных, 
региональных и муниципальных транспортных систем. 

Важными  направлениями  транспортной  политики  в  области  развития  транспортной 

инфраструктуры являются: 

государственная  поддержка  развития  инфраструктуры  и  флота  внутреннего  водного 

транспорта; 

государственная  поддержка  развития  аэропортовой  инфраструктуры,  аэронавигационной 

системы и парка воздушных судов, в первую очередь региональной авиации; 

транспортное  обеспечение  комплексного  освоения  и  развития  территорий  Сибири  и 

Дальнего Востока; 

содействие  созданию  единого  информационного  пространства  транспортного  комплекса, 

обеспечивающего  снижение  издержек  взаимодействия  различных  видов  транспорта, 
грузоотправителей,  грузополучателей,  государственных  контрольных,  таможенных,  пограничных 
и других органов, участвующих в осуществлении процессов перевозок. 

Постоянный  рост  спроса  экономики  и  общества  на  перевозки  и  высокая  капиталоемкость 

развития  транспортной  инфраструктуры  требуют  оптимизации  привлечения  и  использования 
ресурсов в транспортной отрасли. В связи с этим важным направлением транспортной политики 
являются  повышение  эффективности  государственных  вложений  в  инфраструктуру  и  создание 
благоприятного  инвестиционного  климата,  обеспечивающие  ее  сбалансированное  развитие  и 
стабильное нормативное содержание. 

 

2. Повышение конкурентоспособности, доступности 

и качества грузоперевозок 

 

Основными 

направлениями 

транспортной 

политики 

в 

области 

повышения 

конкурентоспособности, доступности и качества грузоперевозок являются: 

создание конкурентного рынка доступных и качественных транспортных услуг; 
государственная  поддержка  перевозки  грузов  и  пассажиров  в  районах  Крайнего  Севера  и 

приравненных к ним местностях, Сибири, Дальнего Востока и удаленных регионах России; 

развитие высокоэффективных транспортно-логистических технологий, технологий на основе 

ГЛОНАСС и интеллектуальных транспортных систем. 

Создание  конкурентного  рынка  доступных  и  качественных  транспортных  услуг  и 

стимулирование  повышения  конкурентоспособности  российских  транспортных  предприятий 
является важнейшим направлением государственной транспортной политики. Предусматривается 
создание  рынка конкурентоспособных  транспортных  услуг, обеспечивающего устойчивую работу 
и  сбалансированное  развитие  предприятий  всех  видов  транспорта,  стабильное  повышение 
доступности и качества грузовых перевозок как внутри страны, так и за ее пределами. 

Планируется  обеспечить  государственную  поддержку  и  стимулирование  разработки  и 

внедрения 

инновационных 

интеллектуальных 

транспортных 

систем, 

реализующих 

высокоэффективные  транспортно-логистические  технологии,  обеспечивающие  повышение 
качества транспортных услуг в области грузовых перевозок. Фундаментальное значение при этом 
будет иметь расширение применения глобальных навигационных систем на основе ГЛОНАСС. 

Предусматривается  развитие  интермодальных  перевозок  на  основе  ввода  единых 

технических  и  информационных  стандартов  и  технологий,  а  также  унифицированных 
перевозочных  документов.  Формирование  таких  стандартов  и  унифицированных  документов 
является важным аспектом государственной транспортной политики. 

Необходимо  обеспечить  государственную  поддержку  перевозки  грузов  и  пассажиров  в 

районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним  местностях,  Сибири,  Дальнего  Востока  и 
удаленных регионах России. 

Важное значение для повышения конкурентоспособности транспортных предприятий имеют 

меры  государственной  поддержки,  направленные  на  формирование  стабильного  внутреннего 
рынка транспортных средств и оборудования. 

 

3. Повышение конкурентоспособности, доступности 

и качества пассажирских перевозок 

 

Основными 

направлениями 

транспортной 

политики 

в 

области 

повышения 

конкурентоспособности, доступности и качества пассажирских перевозок являются: 

повышение  мобильности  населения  за  счет  приоритетного  комплексного  развития  всех 

систем транспорта общего пользования; 

расширение эффективного радиуса социально-экономической активности вокруг городских 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..