ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай) - часть 5

 

 

Если   собака   находится   на   огороженной   территории,   помощник   вначале   производит

шорох за оградой, потом приближается к забору и начинает стучать, затем показывается на
заборе.   Собака   начинает   лаять.   На   лай   приходит   дрессировщик,   ласкает   ее,   произносит
команду «охраняй», дает лакомство.

На   следующих   занятиях   помощник,   одетый   в   дрессировочный   костюм,   перелезает

через   забор   и   инсценирует   нападение   на   собаку.   В   это   время   появляется   дрессировщик,
натравливает ее на помощника, который дает собаке возможность «победить» себя, после
чего его выводят за ограду и передают третьему лицу.

Во   всех   случаях   при   отработке   навыка   свободной   охраны   помощники   сменяются,

переодеваются в любую одежду и разнообразят свои действия при подходе к собаке.

По мере  закрепления  у  собаки  навыка  свободной  охраны   помощники  периодически

провоцируют   собаку:   ласково   называют   кличку,   предлагают   ей   лакомство.   Если   собака
поддается обману, помощник приближается к собаке, наносит ей удар хлыстом, вызывая к
себе злобу и недоверие. Подобные упражнения повторяются в разное время суток: днем,
ночью и рано утром.

Во   всех   случаях,   когда   собака   бдительно   охраняет   и   злобно   реагирует   на   действия

помощника, дрессировщик поощряет ее.

ДРЕССИРОВКА СТОРОЖЕВЫХ СОБАК

Техника   дрессировки   сторожевых   собак   принципиально   отличается   от   техники

дрессировки   собак   караульной   службы.   У   сторожевых   собак   должен   быть   совершенно
заглушен навык лаять на любые звуковые и зрительные раздражения, а также выработан
стойкий   условный   рефлекс   длительного   настораживания   и   беззвучного   оповещения   об
опасности.

Такую собаку очень полезно иметь сторожам при охране скота в ночное время и охране

водоемов с водоплавающей птицей. Такие собаки с успехом могут быть использованы для
обыска местности и помещений.

Для обучения сторожевой службе ни в коем случае нельзя использовать караульных

собак, которые лают при появлении каких-либо раздражителей.

В процессе дрессировки у сторожевых собак отрабатывают следующие навыки: 
– сторожевка на месте; 
– сторожевка в движении; 
– обыск местности; 
– обыск помещений.

СТОРОЖЕВКА С СОБАКОЙ НА МЕСТЕ (основная команда «слушай»)

При отработке навыка нужно учитывать врожденные качества собаки, ее естественное

поведение и умело использовать эти качества.

Опыт показывает, что при обучении собак сторожевке на месте нужно придерживаться

следующей схемы: 

– развить сторожевые инстинкты и выработать длительную настороженность; 
–   заглушить   лай,   который   может   проявиться   у   собаки   при   высоком   нервном

напряжении; 

– отработать настораживание и порывы собаки по мере приближения опасности без

лая, как сигнал для хозяина; 

– сочетать действия собаки с условным раздражителем – командой «слушай».
Такая   схема   обучения   основана   на   использовании   присущих   собакам   естественных

привычек.

В качестве условного раздражителя применяют команду «слушай», а безусловного –

рывок поводком и боль от ударов хлыстом, наносимых помощником.

Первые   занятия   проводят   в   облегченных   условиях,   когда   мало   отвлекающих

раздражителей, в сумерки, на местности с кустарником.

Придя   на   место   к   определенному   времени   (в   сумерки),   дрессировщик   привязывает

собаку и напоминает помощнику план действий. Через некоторое время дрессировщик идет с
собакой в уединенное место; собака находится рядом с дрессировщиком, несколько впереди
его. Дрессировщик шепотом произносит команду «слушай», повторяет ее несколько раз и
показывает собаке жестом правой руки в сторону укрывшегося помощника.

По   установленному   заранее   сигналу   помощник   начинает   двигаться   в   сторону

дрессировщика,   производя   периодически   шорохи   и   останавливаясь.   Дрессировщик
наблюдает   за   поведением   собаки,   повторяет   шепотом   команду   «слушай».   Если   собака
реагирует на издаваемые помощником шорохи, прислушивается, но не проявляет попыток
лаять, то дрессировщик поощряет ее командой «хорошо».

Если   же   собака   начинает   повизгивать   или   лаять,   то   дрессировщик   запрещает   это

командой «фу», делает рывок поводком, а затем повторяет команду «слушай».

Кроме   команды   «фу»   и   одергивания   поводком,   практикуется   сжимание   челюстей

собаки рукой и команда «слушай».

Если собака слабо реагирует на звуковые раздражители, то помощник подкрадывается к

ней вплотную, дразнит ее, наносит легкие удары, вызывает к себе злобу, затем убегает, а
дрессировщик   моментально   пускает   собаку   на   задержание.   Такой   способ   сравнительно
быстро развивает у собаки ориентировочную реакцию на шорохи.

По   мере   подготовленности   собаки   постепенно   вводят   усложнения:   увеличивают

расстояние между помощником и дрессировщиком, оттягивают время действия помощника,
уменьшают громкость шорохов, меняют направление ухода и появления помощника, занятия
проводят   вечером,   ночью,   рано   утром,   а   также   при   неблагоприятных   метеорологических
условиях, при разном направлении и силе ветра.

У собак следует развивать чуткость к слабослышимым шорохам. Иногда молодые и

неопытные   дрессировщики,   выйдя   на   занятия,   создают   шум   и   шорохи   через   одинаковые
промежутки   времени   и   этим   вырабатывают   у   собак   навык   реагировать   только   на   звуки,
слышимые через определенное время. Во избежание таких ошибок занятия всегда следует
строить так, чтобы они приближались к условиям реальной обстановки.

Когда   после   ряда   повторных   упражнений   собака,   находясь   в   сторожевке   на   одном

месте,   начинает   хорошо   реагировать   на   минимальные   по   силе   звуковые   и   световые
раздражители, не пытаясь при этом лаять, ее начинают дрессировать к сторожевой службе в
движении.

СТОРОЖЕВКА С СОБАКОЙ В ДВИЖЕНИИ (основная команда

«слушай»)

Настораживание   собаки,   о   котором   нам   уже   известно   из   предыдущего   изложения,

нужно   рассматривать   как   проявление   ориентировочной   реакции   на   особенности   данной
обстановки. Новая среда, особенности внешней обстановки вызывают заметное изменение в
поведении собаки, она настораживается, а во время движения поднимает голову, смотрит по
сторонам, вслушивается и настораживает уши.

Упражнения   строятся   несколько   иначе,   чем   предыдущие.   Участок   местности   для

занятий   подбирают   по   возможности   с   лиственным   лесом,   кустарником,   небольшими
просеками Длиной 100–150 метров, пересеченный тропами и дорогами. В этой обстановке
дрессировщик с собакой движется по тропке или по дороге, периодически делает остановки,
прислушивается и шепотом подает собаке команду «слушай».

При подходе к месту, где находится помощник, дрессировщик усиливает наблюдение за

поведением собаки и, как только она услышит шорохи и насторожится, приостанавливается и
произносит   команду   «слушай»,   «слушай».   Если   собака   потянет   в   сторону   помощника,
дрессировщик идет за ней.

Обнаруженный   помощник   убегает,   собаку   немедленно   освобождают   от   поводка   и

пускают на преследование и задержание, после чего задержанный сопровождается.

В дальнейшем дрессировку постепенно усложняют: постоянно меняют местность для

занятий, маршруты движения увеличивают. Занятия организует третье лицо. Помощник не
знает маршрута движения дрессировщика с собакой, а дрессировщик не знает, в каком месте
встретится ему помощник. На пути движения помощник оставляет различные вещи. После
обнаружения   помощника,   собаку   пускают   на   обыск   местности,   затем   задержанного
сопровождают и передают третьему лицу.

ОБЫСК МЕСТНОСТИ (основная команда «ищи»)

Настоящий вид дрессировки относится к работе собаки по чутью, так как при обыске

местности собака во всех затруднительных случаях использует аппарат обоняния, улавливая
незначительный (недоступный для человека) запах в воздухе и на почве.

Еще в период занятий по курсу общей дрессировки, когда бросают аппортировочные

предметы   в   разные   стороны,   собаку   знакомят   с   общими   элементами   обыска,   пока
неорганизованного, так как у нее развивают лишь стремление к поиску. Чтобы добиться от
собаки   правильных   действий   по   обыску   местности,   надо   развивать   у   нее   активный
организованный поиск. Надо, чтобы по команде дрессировщика «ищи» собака с «усердием»
обыскивала   участок   местности,   передвигалась   зигзагообразно,   обнаруживала   укрытые
предметы, людей или затерявшихся животных, незнакомых собаке до обыска.

Собаку   начинают   дрессировать   на   обыск   местности   после   того,   как   у   нее   в

совершенстве отработан навык к аппортировке. Вначале собаку обучают таскать предметы, а
затем по мере подготовленности – отыскивать человека и животных.

Почему не рекомендуется вводить упражнения по обыску местности до закрепления у

собаки   навыка   аппортировки?   Потому   что   собака,   необученная   аппортировке,   не   будет
поднимать и приносить к хозяину обнаруженные на обыскиваемом участке вещи.

Условными раздражителями при обыске местности являются команда «ищи» и жест –

выбрасывание   руки   в   направлении   поиска,   безусловными   –  ориентировочные   и  пищевые
рефлексы.

Навык отрабатывают в такой последовательности. Помощник, чтобы не оставить своего

следа, с расстояния бросает На участок, который будет обыскиваться, три разные вещи, как
бы в вершины трех углов. При таком разбрасывании предметов у собаки вырабатывается
навык   делать   поиск   по   зигзагообразной   линии.   Дрессировщик   следит   за   действиями
помощника, запоминает те места, куда брошены предметы. Когда все предметы разбросаны,
дрессировщик подводит собаку к одной стороне участка, сажает ее, снимает с нее поводок,
произносит команду «ищи» и жестом правой руки посылает поочередно к каждому предмету.

Рис. 37. Первоначальная форма раскладки предметов на участке при обыске местности.

Вначале собака не «понимает», что от нее требуют, не идет на поиск, и дрессировщику

приходится   настойчиво   принуждать   ее,   бежать   вместе   с   ней   в   направлении   лежащих
предметов. Когда собака, наткнувшись на лежащий предмет, схватывает его, дрессировщик
подзывает ее к себе, отнимает принесенную ею вещь, ласкает, дает лакомство и вслед за этим
немедленно посылает ее в другую сторону участка – ко второй вещи. Так приучают собаку к
зигзагообразным пробегам по участку.

В тех случаях, когда собака, подойдя к лежащему предмету, не берет его, дрессировщик

помогает   ей   командой   «аппорт».   Когда   собака   подносит   обнаруженный   предмет   к
дрессировщику, последний обязательно поощряет ее игрой и дачей лакомства. После ряда
таких   действий   собака   начинает   активно   производить   поиск   и   приносить   обнаруженные
предметы.

В   последующем,   когда   собака   будет   легко   обнаруживать   брошенный   предмет,

приносить   его   к   дрессировщику   и   садиться   перед   ним,   участок   местности   и   количество
брошенных предметов увеличивают.

Чтобы у собаки не вырабатывался нежелательный навык делать повороты сразу после

нахождения   предмета,   дрессировщик   иногда   жестом   руки   показывает   ей   ложное
направление, посылает в сторону, где нет вещи, а потом опять резко меняет направление
жеста в сторону, где она лежит.

Постоянными упражнениями с посылом в любые стороны при помощи жеста у собаки

вырабатывают самостоятельный активный и организованный поиск.

По мере закрепления активного и организованного (зигзагообразного) обыска работу

собаки   постепенно   усложняют:   разбрасываемые   предметы   разнообразят   и   маскируют.
Дрессировщик   постоянно   наблюдает   за   собакой   с   середины   обыскиваемого   участка   и
управляет ею командами и жестами с расстояния. Участки для занятий выбирают с более
сложной обстановкой и расстояния для поиска увеличивают до 150– 200 метров.

Одновременно собаку приучают отыскивать человека. Делается это в таком порядке.

Помощник,   одетый   в   дрессировочный   костюм,   предварительно   разбрасывает   вещи   и
прячется на предназначенном для обыска участке. Дрессировщик приводит собаку на этот
участок   и   подает   команду   «ищи»,   жестом   посылает   ее   на   обыск   местности,   сам   идет
серединой участка, управляя собакой с расстояния. В поисках вещей собака натыкается на
спрятавшегося   помощника,   одетого   в   знакомый   для   нее   дрессировочный   костюм.   Если
помощник   убегает,   то   дрессировщик   пускает   собаку   на   задержание;   задержанного
сопровождают к месту, откуда собака была пущена на обыск, и передают третьему лицу.

Кроме того, собаку приучают разыскивать человека или животное в ямах, убежищах и

т.п.

Когда собака, отыскивая человека, действует недостаточно активно, помощник, одетый

в дрессировочный костюм, выходит к ней, дразнит ее и убегает в кустарник, где быстро
меняет направление и прячется. Дрессировщик немедленно командой «ищи» пускает собаку
на поиски спрятавшегося помощника.

Такие   упражнения   следует   повторять   многократно,   они   предназначены   только   для

развития у пассивной собаки навыка активного поиска постороннего человека, а также для
закрепления навыка на команду «ищи».

Конечной   целью   упражнения   является   поиск   без   предварительного   натравливания.

Собака должна активно искать, «не зная» что и кого, и выполнять команду дрессировщика.

Участки   местности   постоянно   меняют.   Для   совершенствования   навыка   по   обыску

местности занятия проводятся с наступлением темноты и в ночное время.

Собаку приучают лаять (давать голос) при обнаружении тяжелых вещей и домашних

животных.   Делается   это   так.   Вещь,   которую   собака   должна   обнаружить,   должна   быть
тяжелой   или   привязанной,   собака,   не   будучи   в   состоянии   поднять   или   оторвать   ее,
возбуждается и начинает лаять; это действие закрепляют дачей лакомства. Таким образом у
собаки образуется условный рефлекс лаять, когда она не может поднять обнаруженную вещь
или находит домашнее животное. На лай всегда приходит дрессировщик и поощряет собаку.

На   протяжении   всего   периода   обучения   последовательно   расширяют   и   усложняют

задачу по обыску местности: меняют обстановку, используют различные метеорологические
условия и т.п. с тем, чтобы совершенствовать отрабатываемый навык.

ОБЫСК СОБАКОЙ ПОМЕЩЕНИЙ И УБЕЖИЩ (основная команда

«ищи»)

Выработку   навыка   обыска   помещения   проводят   после   обучения   обыску   местности.

Первые   упражнения   отрабатывают   в   облегченных   условиях.   Как   правило,   для   этой   цели
используют нежилые помещения: свободные овощехранилища, сараи подвалы и т.п.

Условным раздражителем остается знакомая для собаки команда «ищи», безусловным –

борьба собаки с помощником и поощрение мясом за удачный поиск.

Занятия   строятся   так.   Помощник   входит   в   помещение   которое   предназначено   для

обыска собакой, в разных местах оставляет две–три принадлежащие ему вещи и уходит.

Дрессировщик   подводит   собаку   к   дверям   помещения,   освобождает   ее   от   поводка   и

командой   «ищи»   посылает   на   поиск,   следуя  сам   за   нею.   Вначале   незнакомая   обстановка
подавляет   смелость   собаки,   действия   ее   несколько   затормаживаются.   Дрессировщик
подбадривает ее командой «ищи» и жестом руки посылает в направлении, где лежит одна из
оставленных вещей.

Если   собака,   подойдя   к   лежащей   вещи,   самостоятельно   возьмет   ее   и   поднесет   к

дрессировщику, последний немедленно ласкает ее и дает лакомство; если собака не берет
вещь, дрессировщик заставляет сделать это командой «аппорт», а потом снова дает команду
«ищи» и жестом направляет ее на поиски остальных предметов. Так он поступает до тех пор,
пока собака не обнаружит все предметы.

Постепенно собака свыкается с новой для нее обстановкой, более смело ведет себя в

помещении и активно приступает к поиску, примерно так же, как и на открытой местности.
По мере закрепления у собаки условного рефлекса на команду «ищи» при обыске помещений
упражнения   усложняют:   увеличивают   количество   вещей,   которые   требуется   отыскивать,
тщательно   прячут   и   маскируют   их,   дрессировщик   меньше   помогает   собаке   и   руководит
только с расстояния.

После   того   как   собака   научится   самостоятельно   отыскивать   тщательно

замаскированные предметы в нежилых зданиях днем, такие же занятия проводят несколько
раз и в ночное время.

В   дальнейшем   собаку   приучают   отыскивать   в   помещениях   спрятанных   людей   и

домашних   животных.   Делается   это   так.   Помощник,   одетый   в   дрессировочный   костюм,
оставляет в помещении на видном месте принадлежащий ему предмет, отходит от него и в
этом же помещении прячется, вначале на более видном для собаки месте; дрессировщик
вместе  с  собакой  входит  в помещение  и  направляет  ее  к предмету,  а  потом к  месту,  где

находится помощник. Собаке разрешают потрепать его костюм. Потом задержанного уводят
из помещения и передают третьему лицу.

Когда   собака   обнаруживает   в   помещении   животное   и   облаивает   его,   дрессировщик

немедленно поощряет ее скармливанием лакомства.

После   того   как   собака   привыкнет   смело   входить   в   помещение   и   активно   его

обыскивать,   ее   приучают   обыскивать   подвалы,   чердаки   и   другие   убежища.   Вначале
дрессировку проводят в дневное время, а в последующем – и в ночное. Собак посылают на
чердаки по чердачным лестницам; в первые дни собака идет с дрессировщиком, а потом ее
посылают одну.

ДРЕССИРОВКА РОЗЫСКНЫХ СОБАК

Иногда   сравнивают   розыскных   собак   с   охотничьими   собаками   и   утверждают,   что

последние   работают   лучше,   что   они   на   расстоянии   чуют   зверя   или   птицу,   тогда   как
розыскная собака сбивается даже с заданного ей направления. Но можно ли только по этому
признаку   говорить   исчерпывающе   о   преимуществах   обоняния   у   охотничьих   собак   перед
розыскными? Острота обоняния у диких животных имеет исключительное значение в борьбе
за существование: чем совершеннее органы обоняния, тем больше шансов найти пищу и
уберечь   себя   от   более   сильного   хищника.   Этот   врожденный   инстинкт   сохранился   у
охотничьих собак до сих пор. И не случайно к охотничьим породам собак предъявлялись и
предъявляются те же требования, что и несколько веков назад.

Розыскные   же   собаки   в   полную   меру   используют   обоняние   для   розыска   по   запаху

постороннего   человека,   причем   руководствуются   искусственно   созданным   стимулом,   и
вполне, понятно, что такой побудитель не может быть таким же устойчивым, как инстинкт у
охотничьих собак.

У охотничьих собак обоняние острое, но и примитивное: им не надо дифференцировать

сложные   запахи,   тогда   как   розыскные   собаки   должны   разбираться   в   очень   сложных
компонентах запахов.

В самом деле, надо ли охотничьей собаке разбираться в запахах зайцев, песцов и лисиц?

Очевидно, нет. И охотник не понуждает ее к такой дифференцировке.

Совершенно иное дело, когда розыскная собака ищет человека по следу. В этом случае

от   нее   требуют   четко   различать   запахи.   Она   должна   отыскать   не   вообще   человека,   а
конкретное лицо.

Работа собаки по следу постороннего человека – крайне трудная задача. Собака должна

уметь выбирать нужный запах среди многих других, встречающихся на пути. Нужно однако
иметь в виду, что обоняние у одной и той же собаки не всегда бывает одинаковым. Если она
могла легко различать тот или иной запах сегодня, то это может оказаться трудным для нее
завтра.

Всегда   необходимо   учитывать   условия   окружающей   среды,   которые   могут   сделать

поиск   невозможным.   Кроме   этого,   состояние   организма   собаки   может   сказаться   на   ее
способности и остроте чутья.

Поэтому   задача   дрессировки   состоит   в   том,   чтобы   развивать   у   розыскной   собаки

постоянное стремление к поиску и способность тонкой дифференцировки запахов.

Техника развития чутья у собаки направлена на то, чтобы использовать ее природную

способность к поискам по запаху, оставленному человеком или животным на почве или на
предметах. Для успешного проведения занятий на выработку соответствующих навыков в
работе   по   чутью   требуется   создавать   такую   обстановку,   которая   заставляла   бы   собаку
использовать свое тонко развитое обоняние в интересах человека.

Если   дрессировщик   в   состоянии   обеспечить   такую   обстановку,   создать   стимулы,

которые   непременно   вызовут   у   собаки   естественную   потребность   к   поиску,   то   можно
считать, что половина дела обеспечена.

У розыскных собак за период обучения отрабатывают следующие навыки: 
– выборку чужих предметов; 
– проработку чужого следа; 
– выборку человека непосредственно со следа; 
– выборку человека по запаху вещи; 
– обыск местности и помещений.

ВЫБОРКА СОБАКОЙ ЧУЖИХ ПРЕДМЕТОВ (основная команда

«нюхай»)

После   того   как   собака   после   обнюхивания   вещи   дрессировщика   будет   четко   и   без

ошибок выбирать его предмет из ряда других, ее переключают на выборку «чужих» вещей:
собака должна среди других предметов выбрать вещь с незнакомым ей раньше запахом.

Выборка собакой «чужих» предметов (вещей) подразделяется на контрольную выборку

и «слепую». При контрольной выборке дрессировщик хорошо знает тот предмет, который
должна выбрать собака, и легко может оказать ей помощь при ошибках. А при «слепой»
выборке он этого сделать не может: вещь, которую должна выбрать собака, ему неизвестна.

При   переводе   собаки   на   выборку   «чужих»   предметов   следует   учитывать,   что   она

выбирает «чужую» вещь менее охотно, чем вещь с запахом своего хозяина. Поэтому каждый
раз после удачной выборки «чужой» вещи дрессировщик должен особенно отмечать этот
удачный момент своевременной лаской и поощрением.

Дрессировку собаки на выборку по запаху «чужих» предметов начинают в облегченных

условиях,   рано   утром,   когда   внешних   отвлечений.   Делается   это   так.   Два   помощника
раскладывают   предметы:   один   оставляет   два   предмета,   другой   –   один.   Помощник,
положивший один предмет, является основным. Он бросает дрессировщику или дает ему в
руки вторую вещь со своим запахом (перчатку, тряпочку, которая некоторое время находилась
в кармане, или головной убор). Дрессировщик сажает собаку около себя, осторожно берет
выброшенную помощником вещь, чтобы не оставить на ней свой запах, и дает ее обнюхать
собаке.   После   этого   осторожно   опускает   вещь   на   землю   и   командой   «нюхай»   и   жестом
посылает собаку на выборку.

В   первое   время   собака   может   ошибаться,   искать   среди   лежащих   предметов   вещь   с

запахом дрессировщика. Всякий раз, когда собака пытается взять не ту вещь, дрессировщик
предупреждает собаку командой «фу» в мягком тоне.

В   ряде   случаев   собака   будет   возвращаться   к   дрессировщику,   не   выбрав   и   не   взяв

предмета. При таком поведении дрессировщик вторично дает собаке обнюхать ту же вещь и
снова посылает на выборку, а иногда подводит собаку непосредственно к вещи, показывая на
нее   рукой.   При   правильной   выборке   подзывает   собаку   к   себе,   поощряет   ее   командой
«хорошо», поглаживает и дает лакомство.

Выбранный собакой предмет помощник еще раз кладет к тем предметам, среди которых

предстоит выборка. Перед вторичным пуском на выборку дрессировщик опять дает собаке
обнюхать   вещь.   Так   он   повторяет   несколько   раз,   внимательно   следя   за   тем,   чтобы   не
переутомить собаку.

После перевода собаки на выборку чужих предметов нельзя возвращаться к выборке

предметов с запахом дрессировщика, так как это сбивает выработку навыка.

Выборку   чужих   предметов   постепенно   усложняют:   вещи   разнообразят   по   форме   и

размеру, количество их увеличивают от трех до пяти штук, собаку посылают на выборку без
поводка;   время   перед   выборкой   оттягивают   и   т.п.   Дрессировщик   должен   внимательно
наблюдать   за   действиями   собаки,   не   допускать   ошибок,   своевременно   подавать
вспомогательные команды и поощрять. Смена помощников и мест для занятий облегчает
выработку навыка у собаки.

После того как контрольную выборку чужих предметов собака делает четко, переходят

к отработке «слепой» выборки. «Слепую» выборку начинают в упрощенных условиях, т. е.
нужный предмет собака выбирает сначала из 3 – 4 внешне одинаковых предметов, и только
потом,   в   зависимости   от   ее   успехов,   число   вещей   увеличивают   и   форму   их   раскладки
разнообразят.   Особое   внимание   дрессировщик   должен   уделять   борьбе   с   некоторыми
нежелательными условными связями которые могут образоваться у собак. Например, если
дрессировщик вспомогательную команду «хорошо» будет произносить не после нахождения
предмета, а в момент обнюхивания его собакой, она будет брать этот предмет в зубы не по
запаху, а по команде. Или достаточно дрессировщику несколько раз сделать неосторожный
шаг назад во время обнюхивания собакой предмета, как это движение послужит для нее
сигналом   к   схватыванию   предмета.   Поэтому   дрессировщик   должен   быть   одинаково
внимателен как к действиям собаки, так и к своим движениям и командам. Подобные ошибки
на какое-то время удлиняют сроки дрессировки.

РАБОТА СОБАКИ ПО ЧУЖОМУ СЛЕДУ (основная команда «след»)

Для   розыскных   собак   поиск   по   следу   посторонних   людей   и   домашних   животных

считается основным навыком в работе по чутью.

Занятия   проводятся   в   полевых   условиях   параллельно   с   отработкой   навыков

вспомогательного характера.

В качестве условного раздражителя является звуковая команда «след», безусловного –

удовлетворение собаки в борьбе с помощником в конце следа.

После того как у собаки закрепится навык прорабатывать след хозяина и образуется

связь между командой «след» и поиском по запаху следа, переходят к проработке «чужих»
следов – вначале в облегченных условиях местности, рано утром по росе.

Делают это так. Дрессировщик привязывает собаку, кладет перед нею аппортировочный

предмет,   отходит   в   сторону   и   наблюдает.   Через   некоторое   время   из-за   укрытия   к   собаке
спокойно подходит помощник, забирает лежащий около нее предмет и уходит, оставляя за
собой на протяжении 100–150 метров ясно видимый след: затем делает полукруглый поворот
и   прячется.   Дрессировщик   быстро   отвязывает   собаку,   подводит   к   исходной   точке   следа,
произносит команду «нюхай» и жестом правой руки показывает на след. Как только собака
начнет принюхиваться и пойдет по следу, дрессировщик предоставляет ей свободу действий
и,   сопровождая,   время   от   времени   подает   команду   «след».   Когда   собака   приближается   к
помощнику, он убегает, а дрессировщик по команде «фас» пускает собаку на задержание. Она
настигает помощника и треплет его за костюм, чем разряжает свое возбуждение.

В момент задержания помощник инсценирует борьбу с собакой, затем вырывается и

убегает.   Как   только   помощник   скроется,   собаку   пускают   по   следу.   Такие   упражнения   в
каждом занятии повторяют два-три раза. Для легковозбудимой собаки след прокладывают на
более закрытой местности, где человек будет виден меньше. Перед занятием собаку слегка
дразнят.

В первый месяц дрессировки след немного и постепенно усложняют: меняют форму

следа   –   вместо   полукруга   на   конце   делают   тупые   углы   с   некоторыми   закруглениями,
несколько увеличивают протяженность и т.д.

После   закрепления   навыка   и   появления   «заинтересованности»   собаки   в   работе   по

чужим следам в облегченных условиях постепенно длину следа увеличивают до 500 метров,
время   пуска   собаки   на   след   задерживают   до   10   минут,   форму   следов   и   характер   углов
изменяют. На следах перед поворотом или за поворотом помощник кладет разные предметы,
помогающие дрессировщику контролировать правильность работы собаки по следу.

Если   собака   в   первое   время   будет   пробегать   оставленные   на   следу   предметы,   то

дрессировщик командой «аппорт» заставляет брать их и за исполнение поощряет.

Дрессировщик   следит   за   четкостью   проработки   собакой   углов   на   следах.   Управляя

собакой   по   следу,   он   иногда   специально   создает   условия   для   проскока   углов   и   потом
поправляет собаку.

После того как по команде «нюхай» и «след» собака будет самостоятельно отыскивать

запах следа с начальной точки и четко его «прорабатывать», ее пускают на след со стороны
под разными углами. Эти упражнения строятся так. Дрессировщик, минуя исходную точку
следа,   под   тупым   углом   пускает   собаку   на   след,   произнося   команду   «след»   и   показывая
правой рукой в сторону линии следа. Как только собака обнаружит след и правильно пойдет
по нему, повторяют команду «след» и дрессировщик, не натягивая поводка, сопровождает
собаку   до   конца   следа.   Если   собака   почему-либо   не   попадает   на   линию   следа,   то
дрессировщик помогает ей в поиске После того как собака безотказно и правильно будет
«прорабатывать»   след   длиной   до   одного   километра,   точно   разбираться   на   углах   и
самостоятельно определять направление следа при пуске под углом, вводят упражнение по
пересечению следа. Делается это так. Основной помощник в указанном ему направлении
прокладывает след. В 100 метрах от исходной точки этот след пересекается следом другого
лица   Спустя   несколько   минут   после   пересечения   дрессировщик   пускает   собаку   на
«проработку»   первого   следа   и   внимательно   следит   за   ее   поведением   при   подходе   к
пересечению. Если собака отвлечется на пересекающий след, дрессировщик задерживает ее,
произносит запрещенную команду «фу» и направляет на запах следа основного прокладчика.
В последующем два лица пересекают основной след в разных местах.

Для   усложнения   упражнения   следы   прокладывают   через   небольшие   речки,   канавы,

наполненные водой. Обычно перед водной преградой собака становится в тупик, крутится на
месте.   В   этих   случаях   дрессировщик   переправляет   ее   на   противоположный   берег   и
принуждает самостоятельно обнаружить след и до конца «проработать» его.

Во  время  «проработки»  следа  собаки   могут  вести  себя  по-разному.  Например,  если

собака   идет   правильно,   то   она   тщательно   принюхивается   к   следу,   опускает   хвост   книзу,
стремится вперед, постоянно наращивая темп движения; если сбивается, то начинает делать
круги, задерживаться на месте; если идет не по запаху следа, то бежит вперед нерешительно
и оглядывается назад, В таких случаях дрессировщик должен прийти на помощь собаке.

По   указанию   дрессировщика   помощник   оставляет   на   линии   следа   предметы.   Это

делается   не   только   для   того,   чтобы   научить   собаку   поднимать   их,   но   и   для   того,   чтобы
дрессировщик своевременно мог убедиться в правильности работы собаки.

Следы, которые хорошо известны дрессировщику, на которых он точно знает каждый

поворот   и   изменение   направления,   носят   название   контрольных   следов.   После   того   как
собака приобретает навык работать по таким следам в разное время суток, ее переводят на
работу по так называемым «слепым» следам.

На   «слепых»   следах   дрессировщик   не   знает   ни   направления,   ни   места   и   числа

поворотов, ни того, какие и где положены предметы. Поэтому он не может оказать помощь
собаке. В этих случаях ее работу контролирует другое лицо, которому хорошо известна линия
«слепого» следа.

«Слепые»   следы   вначале   прокладывают   в   облегченных   условиях,   рано   утром   по

влажной  почве.  Дрессировщик,  не  зная  направления  следа,  предоставляет  собаке полную
самостоятельность в работе. Для собаки эта работа является экзаменом, проверкой ее работы
по   чутью.   Если   собака   самостоятельно   прорабатывает   «слепые»   следы   в   несколько
усложненных условиях на расстоянии до 1, 5 километра, то ее начинают дрессировать на
выборку   следа   из   ряда   других   следов.   Делают   это   так.   Основной   след   обозначают
контрольными знаками, чтобы дрессировщик своевременно мог исправлять ошибки собаки.

Нередко   собака   легко   теряется   в   местах   расхождения   следов   и   переходит   на

дополнительный след. В этих случаях Дрессировщик, не доходя перекрестка, сдерживает
собаку   и   направляет   ее   по   нужному   следу.   После   ряда   таких   упражнений   она   сама
разбирается   в  следах.   Выборку   следа   постепенно   усложняют:   количество   ответвлений   от
основного следа доводят до пяти, следу придают форму веера.

По   линии   следа   ставят   дополнительных   помощников   Посторонние   люди   отвлекают

собаку от следа, но в то же время она приучается отличать искомый запах от других. На
следах   веерной   выборки   с   несколькими   посторонними   людьми   у   собак   вырабатывается
навык дифференцировать запахи.

Для того чтобы приучить собаку работать по следу посторонних людей, дрессировщик

должен   не   только   знать,   как   по   строить   упражнение,   но   и   внимательно   наблюдать   за
поведением   собаки,   своевременно   правильно   руководить   ею.   Иногда   дрессировщики
допускают ошибки, которые не только мешают отработке навыка, но и портят собаку. По
мере закрепления у собаки условного рефлекса на дифференцирование (различение) запахов,
упражнения   комбинируют:   собаку   на   проработку   следа   переключают   во   время   обыска
местности   и   выполнения   сторожевой   службы.   Проводят   так   называемые   комплексные
занятия.

ВЫБОРКА ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО СО

СЛЕДА (команды «след» и «нюхай»)

Выборка   человека   из   группы   людей   непосредственно   со   следа   является   одним   из

элементов общего комплекса работы собаки по чутью.

Навык   отрабатывается   так.   Помощник   прокладывает   в   облегченных   условиях

местности след на 200–300 метров. Через 5–10 минут по нему с исходной точки пускают
собаку. После того как собака задержит помощника в конце следа, он вырывается и убегает,
прокладывая второй след на 150–200 метров. Затем он присоединяется к группе людей из 3–5
человек, одинаково одетых. Люди располагаются так, чтобы собака не видела их. Как только
помощник скроется, дрессировщик снова пускает собаку на след.

При подходе к группе людей дрессировщик несколько ослабляет поводок, чтобы собака

могла спокойно производить выборку, подает команду «нюхай», «нюхай» и помогает собаке.
Во время выборки люди должны стоять молча и без движений. Если собака неправильно
выбирает, то дрессировщик дает команду «фу», а иногда воздействует и поводком; затем
снова направляет собаку, давая команду «нюхай».

Если   собака   затрудняется,   то   дрессировщик   подводит   ее   к   искомому   помощнику.

Помощник   движениями   возбуждает   и   привлекает   к   себе   внимание   собаки.   Если   собака
правильно   разрешит   задачу,   то   дрессировщик   одобряет   ее   командой   «хорошо»   и,   чуть
потягивая   за   поводок,   помогает   собаке   вывести   помощника   из   группы.   Помощник
сопротивляется, как бы стремясь отбиться от собаки, но вместе с тем медленно движется в ее
сторону. После этого задержанного сопровождают и сдают третьему лицу.

Упражнение   с   выборкой   человека   рекомендуется   повторить.   Помощник   снова

становится в группу, изменив только свое место. Дрессировщик пускает собаку на выборку
по   запаху   вещи,   принадлежащей   этому   помощнику.   Такое   повторение   приема   несколько
ускоряет   образование   у   собаки   условной   реакции   на   команду   «нюхай»   и   облегчает
дифференцирование искомого запаха от других запахов.

В следующих занятиях след удлиняют, а численность группы постепенно увеличивают

до 5–6 человек. Положение людей в группе меняется: они могут сидеть, стоять или лежать.
Дрессировщик постепенно сокращает свою помощь.

С  сильновозбудимой  и   злобной   собакой   выборку   рекомендуется  проводить  сразу   со

следа; это делается для того, чтобы собака меньше возбуждалась при выборке человека. В
крайнем   случае,   если   это   будет   задерживать   дрессировку   собаки,   можно   прокладывать
второй след, но протяжением не менее 300–400 метров.

Собаку можно научить, чтобы она при выборке не нападала на человека, а лаяла на

него. Делается это так. Если собака при обнюхивании человека, которого должна выбрать,
попытается   наброситься   и   схватить   его,   то   дрессировщик   сильным   рывком   за   поводок
запрещает   такие   действия,   сажает   ее   и   требует   подачи   голоса.   Выполнение   приема
поощряется лакомством. При повторении таких упражнений у собаки постепенно образуется
условный рефлекс: при выборке не набрасываться на человека, а только лаять.

Упражнения   по   выборке   человека   можно   сделать   более   сложными:   увеличить

протяженность следа до 1 километра, численность людей в группе довести до 10 человек,
пустить собаку на выборку со следа в группу, находящуюся в помещении.

Чрезмерно злобных собак на выборку человека следует пускать в наморднике.

ВЫБОРКА ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ ПО ЗАПАХУ ЕГО ВЕЩИ

(основная команда «нюхай»)

Выборка человека по запаху его вещи является по существу чем-то средним между

выборкой вещи и выборкой человека со следа. Поэтому такое упражнение вводится после
отработки выборки человека со следа.

Навык отрабатывают следующим образом.
Пять   одинаково   одетых   помощников   выстраиваются   в   одну   линию   на   расстоянии

одного метра один от другого, чтобы собака могла свободно ходить между ними.

Один из этих людей выбрасывает к ногам дрессировщика свою вещь: перчатку, шапку и

т.п.

Дрессировщик   усаживает   собаку   напротив   людей,   левой   рукой   осторожно   берет   ее

морду, а правой дает обнюхать поднятую вещь, произнося при этом команду «нюхай».

После того как собака хорошо принюхается, дрессировщик командой «нюхай» и жестом

в   сторону   стоящих   людей,   посылает   ее   на   выборку.   В   первые   занятия   собака   допускает
ошибки и может не сделать правильной выборки.

Чаще бывает так: обнюхав спокойно стоящих людей, собака отходит в сторону или

возвращается к дрессировщику. В этих случаях человек, которого должна выбрать собака,
делает   движения,   чтобы   привлечь   к   себе   ее   внимание,   а   дрессировщик   в   свою   очередь
указывает   на   помощника.   Собака   обычно   реагирует   и   набрасывается   на   человека,
дрессировщик произносит команду «хорошо», помогает ей вывести выбранного помощника
из строя и отвести на 5–10 метров в сторону. Помощник, уловив удобный момент, убегает и
встает опять в строй, только на другое место.

Дрессировщик снова дает обнюхать собаке ту же вещь и командой «нюхай» и жестом

вторично посылает ее на выборку. После того как собака боролась с помощником во время
первой выборки, ей легче выбрать знакомый уже запах.

В тех случаях, когда пущенная на выборку собака ошибается, пытается наброситься на

другого человека, дрессировщик, произнося команду «фу», немедленно направляет собаку на
искомого помощника. Такие упражнения повторяются на каждом занятии два-три раза.

Затем условия выборки постепенно усложняются: группу увеличивают до шести-семи

человек,   расстояние   между   ними   сокращают,   собаку   посылают   на   выборку   в   группы
лежащих и сидящих людей. Помощь со стороны дрессировщика уменьшается. После того
как собака безошибочно станет выбирать человека из большой группы людей, ее пускают на
выборку без поводка.

При   выборке   человека   из   группы   путем   облаивания   собаку   дрессируют   таким   же

порядком, как и при выборке человека непосредственно со следа. Когда собака подходит к
помощнику,   которого   должна   выбрать,   и   пытается   схватить   его,   дрессировщик   рывком
поводка запрещает это и командой «сидеть» в угрожающем тоне сажает ее. Возбужденная
собака начинает лаять. Этот момент дрессировщик закрепляет дачей лакомства, сажает ее
перед выбранным ею помощником, поглаживает, произнося команду «хорошо». Если собака
опять   пытается   схватить   помощника,   то   снова   следует   команда   «фу»   сильный   рывок
поводком. Вырабатывается навык и собака при выборке человека из группы самостоятельно
садится перед выбранным лицом и указывает на него только лаем. В итоге собака довольно
четко производит выборку в разных положениях, спокойно обнюхивает каждого человека и
выбирает нужного.

ДРЕССИРОВКА ПАСТУШЬИХ СОБАК

Подготовленные собаки оказывают значительную помощь пастухам (чабанам) в пастьбе

и охране скота. Заведующий лабораторией служебного собаководства Казахского института
животноводства   тов.   Кржипов   говорит:   «Как   ни   странно,   у   нас   в   Казахстане   собаки   в
овцеводстве используются крайне нерационально. В чабанской бригаде имеется только по 3–
4 собаки, и то они по сути дела только охраняют стада от расхищения в ночное время. Надо
дать   чабану   подготовленных   собак,   чтобы   они   не   только   охраняли   стада,   но   и   были
помощниками в пастьбе. Практика показывает, что с помощью двух подготовленных собак
один чабан может пасти 1000–1500 овец».

Для дрессировки на пастушью службу подбирают наиболее выносливых и подвижных

собак   из   различных   пород.   Предпочтение   отдают   собакам,   выращенным   среди   овец.
Дрессировку   проводят   в   такой   последовательности.   Вначале   у   собак   в   полном   объеме
вырабатывают навыки из курса общей дрессировки: безотказный подход к дрессировщику на
подзыв,   быстрое   (немедленное)   выполнение   запрещающей   команды   «фу»,   хождение   в
наморднике и др.

Предварительная   дрессировка   имеет   целью   выработать   у   собак   соответствующую

дисциплину,   безотказное   выполнение   требований   пастуха.   Проводится   она   по   методике,
изложенной в курсе общей дрессировки.

Приучение собак к стаду. Взрослых собак, выращенных вне стада, перед специальной

дрессировкой приучают к нему. Этот период дрессировки является наиболее ответственным.
Если   дрессировщику   удастся   достигнуть   свыкания   собак   с   животными,   то   задача
дрессировки наполовину решена.

Во время приучения к стаду собаку держат на длинном поводке, а особо возбудимых и

злобных   –   в   строгих   ошейниках   и   наморднике.   Важно   отучить   собак   беспричинно
набрасываться  на  животных. Случается,  что животные  (корова   или  лошадь)  нападают  на
собаку в стаде. В таких случаях пастух защищает собаку, отгоняя животных окриком или
взмахом кнута. При любых обстоятельствах за каждую попытку укусить животное собаку
сурово наказывают сильным рывком за поводок или ударом хлыста.

В первые дни собаку обводят вокруг стада на поводке, а затем привязывают невдалеке

от животных на длину поводка и со стороны наблюдают за поведением ее и животных.

По мере свыкания с животными собаку спускают с поводка, но дрессировщик должен

все время контролировать ее действия с близкого расстояния.

ПОДГОН К СТАДУ ОТСТАВШЕГО ЖИВОТНОГО (основная команда

«гони»)

Дрессировка собак в подгоне к стаду отставших и отбившихся животных проводится

непосредственно в поле, во время гона на пастбище, при возвращении с пастбища и во время
пастьбы.

В качестве условного раздражителя применяют команду «гони».
При выгоне скота на пастбище или при возвращении с него дрессировщик, находясь

сзади стада, держит собаку на длинном поводке и наблюдает за движением животных. Когда
какое-либо животное отстанет, он вместе с собакой подходит к нему, ударяет по земле бичом
и пускает собаку командой «гони». Если собака бросится и гонит животное в направлении
стада,   то   дрессировщик,   придерживая   поводок,   бежит   за   ней,   поощряет   ее   командой
«хорошо»,   а   когда   животное   приблизится   к   стаду,   немедленно   подзывает   к   себе   собаку,
поглаживает ее и дает лакомство.

Если на команду «гони» собака не реагирует, то дрессировщик, увлекая ее за собой,

показывает   жестом   руки   на   бегущее   животное.   В   начале   собаку   надо   поощрять   при
малейшей попытке гнать животное.

Коровы   и   лошади   иногда   могут   оказывать   собаке   сопротивление.   В   таких   случаях

дрессировщик помогает ей: он бичом добивается послушания от животного и таким образом
ставит собаку в положение победителя, а корову или лошадь – в положение побежденного.
Это заставляет пасущихся животных подчиняться собаке.

При   загоне   в   стадо   дрессировщик   не   допускает,   чтобы   собака   забегала   вперед

загоняемого   животного.   Во   время   загона   в   стадо   нельзя   допускать   покуса   животных.
Злобную собаку дрессируют в наморднике.

По мере выработки навыка загонять отставшее животное в общее стадо по команде

«гони» повиновение собаки доводят до безотказного выполнения. Дрессировщик управляет
собакой только командой и жестами; для подгона отставшего животного собака посылается
без поводка.

Может   случиться,   что   собака   погонит   отставшее   животное   в   сторону   от   стада   или

побежит за ним в середину его. В таких случаях ее немедленно останавливают и подзывают к
себе.

Когда стадо компактно, пастух держит собаку при себе и посылает ее только для того,

чтобы изменить направление движения скота в нужную сторону, подогнать отстающих и т.д.

Навык подгона считают отработанным, когда собака пытается самостоятельно бежать к

животным, далеко оторвавшимся от стада.

После того как у собаки будет закреплен навык подгонять отставших животных, ее

обучают ходить стороной, параллельно движению стада.

ДВИЖЕНИЕ СОБАКИ СТОРОНОЙ ПАРАЛЛЕЛЬНО ДВИЖЕНИЮ

СТАДА (основная команда «вперед»)

Для того, чтобы отдельные животные не выходили из стада во время перегона, и для

выравнивания   фронта   движения   во   время   пастьбы   собаку   посылают   пробежать  стороной
стада   и   впереди   него.   Условным   раздражителем   является   команда   «вперед»   и   жест   –
выбрасывание правой руки. Упражнение проводят следующим образом. Находясь на одной
из сторон стада, дрессировщик держит собаку на длинном поводке, командой «вперед» и
жестом правой руки по ходу скота понуждает ее идти впереди себя параллельно движению
стада. Он внимательно следит за действиями собаки и поведением животных в стаде. Если
животные отделяются от стада, то дрессировщик с помощью кнута и собаки заставляет их
занять прежнее место.

Чтобы быстрее выработать условный рефлекс ходить стороной по команде «вперед»,

занятия   проводят   сначала   без   скота.   С   собакой   проходят   вдоль   забора   или   параллельно
ровной опушке леса. Держа собаку на длинном поводке, дрессировщик командой «вперед»
посылает ее вдоль забора или опушки, а сам идет за ней, повторяя команду. Если собака идет
строго вдоль опушки, дрессировщик поощряет ее командой «хорошо» и дает лакомство. Если
же она отходит от забора в сторону, сопровождающий произносит команду «фу» и дергает за
поводок.

После такой дрессировки эти упражнения обязательно повторяют во время перегона

скота. Как правило, вначале собаку держат на длинном поводке.

Пробеги собаки в стороне от стада не позволяют животным отбиваться от него. Это

используют, когда стада прогоняют между посевами и через населенные пункты.

Для   того   чтобы   остановить   стадо,   собаку   посылают   бегать   спереди   по   фронту

движения.   Собака   не   дает   выходить   отдельным   животным   из   стада   и   таким   образом
останавливает движение.

Собаку,   подготовленную   к   пробегам   стороной   стада,   с   успехом   используют   при

поворотах стада на развилке дорог, при перегонах через мосты и т.д. В этих случаях пастух
оставляет собаку у поворота или у моста, и стадо, обходя собаку, поворачивает в нужном
направлении.

По   мере   закрепления   связи   команды   «вперед»   с   действиями   собаки   дрессировщик

отпускает ее от себя на более длинные дистанции, управляя ее поведением с расстояния. С
течением   времени   животные,   находящиеся   в   стаде,   также   привыкают   вести   себя   в
соответствии с действиями собак. Во время перегона даже самые смелые животные, увидав в
стороне или впереди собаку, не пытаются выходить из общего потока.

СКУЧИВАНИЕ СКОТА (основная команда «кругом»)

Во время пастьбы бывает необходимо скучивать скот: на пересеченной местности или в

кустарниках, где ограничено наблюдение за стадом. Чтобы сосредоточить животных, пастух
посылает собаку.

Условным раздражителем является команда «кругом».
Вначале собаку дрессируют, чтобы она ходила по определенному кругу без скота. Для

выработки   навыка   можно   использовать   искусственную   или   естественную   ограду   или
огороженную   территорию.   Это   делается   так.   Дрессировщик   вместе   с   собакой   проходит
вокруг ограды и периодически подает команду «кругом». Если собака не отбегает от забора в
сторону, то дрессировщик ласкает ее, а если отходит, то рывком за поводок возвращает в
положенное место. В последующие дни он пускает собаку по кругу впереди себя, а сам идет
на некотором расстоянии и повторяет команду «кругом».

Когда   собака   самостоятельно   пройдет   хотя   бы   половину   пути   по   периметру,

дрессировщик дает ей несколько минут отдохнуть, занимает ее игрой. После отдыха опять
командой «кругом» посылает собаку, на этот раз без поводка, и внимательно следит за ее
поведением.   Если   она   отвлекается,   отходит   от   забора   в   сторону,   то   командой   «кругом»,
произнесенной угрожающим тоном, дрессировщик возвращает собаку на место.

Пройдя   половину   расстояния   за   собакой,   дрессировщик   поворачивает   в   обратную

сторону и быстро идет навстречу собаке, которая продолжает путь самостоятельно. Когда
они   встретятся,   дрессировщик   поощряет   собаку   лакомством.   Добившись   от   собаки
самостоятельного пробега по периметру забора, ее дрессируют в других условиях: пускают
несколько раз вокруг островка кустарника или по опушке леса.

После того как у собаки выполнение команды «кругом» закрепится, ее обучают пробегу

вокруг стада. Вначале дрессировщик водит собаку вокруг отдыхающего скота на поводке.
Потом посылает ее впереди себя. Если собака пытается наброситься на спокойно стоящее
или лежащее животное, то дрессировщик строго запрещает это командой «фу», если же этого
недостаточно, делает сильный рывок за поводок.

Обойдя   вместе   с   собакой   один   раз   вокруг   стада,   дрессировщик   останавливается   и

наблюдает за ее поведением.

Если какое-либо животное пытается отойти от стада в сторону, дрессировщик вместе с

собакой возвращает его на место, при этом собаке подается команда «гони».

Навык   обхода   вокруг   стада   вначале   отрабатывают   на   открытой   местности.

Дрессировщик через разные промежутки времени обходит вокруг стада вместе с собакой, а
потом   по   мере   свыкания   собаки   со   скотом   пускает   ее   одну   без   поводка   и   управляет   ее
действиями с расстояния. При отказе собаки самостоятельно обходить стадо дрессировщик
возвращается   к   прежней   методике,   т.   е.   сам   обходит   стадо   вместе   с   собакой,   повторяя
команду   «кругом».   В   дальнейшем   такие   упражнения   повторяются   на   пересеченной   и
закрытой местности.

В итоге этих упражнений у животных, находящихся в стаде, тоже образуется условный

рефлекс: в присутствии собаки нельзя отделяться от стада.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..