ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай) - часть 3

 

 

При   повторении   упражнения   начинают   отходить   от   сидящей   собаки   на   всю   длину

поводка в разные стороны, предотвращая ее попытки сорваться с места той же командой
«сидеть».

Вначале не обращают внимания на правильность посадки, а отрабатывают выдержку у

собаки; позднее, по мере закрепления этого условного рефлекса, исправляют недостатки в
выполнении посадки: заваливание крупа, постав головы и т.п.

При отходе от сидящей собаки длинный поводок, находящийся в руке у дрессировщика,

может   натянуться   и   сорвать   собаку   с   места.   Поэтому   заранее   нужно   разобрать   поводок,
чтобы он не был запутан, положить его на землю, удерживая в руках лишь самый конец
поводка.

По мере закрепления навыка время выдержки постепенно увеличивают  до 5 минут.

Чтобы глубже закрепить это качество, дрессировщик скрывается за укрытие. Если собака
проявляет   беспокойство   или   пытается   встать   с   места,   немедленно   произносят   команду
«сидеть»   в   угрожающем   тоне,   а   когда   животное   остается   на   месте,   не   срывается,   его
поощряют командой «хорошо», дают мясо, ласково поглаживают.

Выработку у собаки рефлекса второго порядка – посадки на жест – производят таким

методом.   С   расстояния   4–5   метров   от   лежащей   собаки   произносят   команду   «сидеть»   и
одновременно  резко   выбрасывают   правую  руку   снизу  вверх  ладонью  наружу.  Как  только
собака сядет, руку опускают вниз. Жесты необходимо подавать четко и однообразно; только
при этом условии можно ожидать и требовать от собаки быстрого, четкого и безотказного
выполнения   команды.   Однако   нужных   результатов   можно   достигнуть   только   путем
многократного   повторения   упражнения,   совмещая   жест   и   команду,   поощряя   исполнение
лакомством.

В   тех   случаях,   когда   собака   отказывается   выполнять   требование   сидеть   по   одному

жесту,   нужно   повторить   команду,   если   этого   мало,   использовать   непосредственный
раздражитель – нажатие рукой на круп.

В   дальнейшем   этот   навык   необходимо   совершенствовать   и   закреплять   как   при

индивидуальных   занятиях,   так   и   при   групповых.   Занятия   проводят   в   местах,   где   есть
отвлекающие раздражители, в разное время суток и в разных метеорологических условиях.

Совершенствование навыка посадки заключается в том, чтобы всякий раз по первому

требованию дрессировщика собака садилась правильно: не заваливала круп и держала голову
перед дрессировщиком.

УКЛАДКА СОБАКИ (основная команда «лежать»)

Этот навык обычно отрабатывают после усвоения собакой команды «сидеть».
Условными   раздражителями   является   команда   «лежать»   и   жест   –   резкое   опускание

поднятой   правой   руки   вниз   при   небольшом   наклоне   корпуса   вперед,   безусловными   –
надавливание или «подсекание».

Дрессировку   проводят   так.   Собаку   держат   на   коротком   поводке   у   левой   ноги   в

положении «сидеть». Повернувшись к собаке, дрессировщик опускается на правое колено,
произносит команду «лежать» и в то же время левой рукой нажимает на холку, а правой
осторожно тянет за поводок вперед и вниз или в момент надавливания левой рукой на холку
осторожно оттягивает правой рукой передние конечности вперед.

Как   только   собака   ляжет,   дрессировщик   ласково   произносит   команды   «лежать»,

«хорошо» и, удерживая ее некоторое время в лежачем положении, поглаживает, повторяет
команду «лежать», дает лакомство, а затем разрешает ей побегать. Когда собака погуляет,
прием нужно повторить.

Укладка может быть произведена и путем мягкого «подсекания» передних конечностей

у сидящей собаки. Левой рукой нажимают на холку, а правой рукой проводят от живота к
передним ногам и мягко подсекают их.

Эти приемы нужно сопровождать повторением команды «лежать», причем левую руку

некоторое   время   держат   на   холке.   Удерживая   в   таком   положении,   собаку   поощряют
лакомством, поглаживают и повторяют команду.

По мере образования условного рефлекса на команду «лежать» дрессировщик, уложив

собаку, отходит от нее на 2–3 метра, не натягивая поводка; затем возвращается к собаке,
ласкает   ее,   произносит   команды   «лежать»   и   «хорошо»,   снова   отходит   на   расстояние   5–6
метров. После этого подзывает собаку к себе. При попытке собаки подойти к дрессировщику
без   команды   он   подает   команду   «лежать»   в   повышенной   интонации,   а   при   срывах
немедленно возвращает собаку на место.

Ответная реакция на команду «лежать» образуется у собаки сравнительно быстро, в

течение двух-трех занятий. После этого дрессировку можно проводить на длинном поводке с
некоторого расстояния.

Добившись   от   собаки   укладки   по   команде,   переходят   к   отработке   навыка   на   жест.

Усадив   собаку   на   расстоянии   5–6   метров   перед   собой,   произносят   команду   «лежать»   и
одновременно поднятую правую руку тут же опускают вниз.

Безусловно,   чем   дальше   находится   дрессировщик   от   собаки,   тем   меньше   и   слабее

становится   его   влияние.   В   таких   случаях   команда   произносится   в   более   резких   и
требовательных тонах.

Если собака сядет  или встанет без  команды  дрессировщика, он  немедленно должен

заставить собаку лечь, подергивая поводок правой рукой книзу.

В тех случаях, когда собака на команду и жест с расстояния не ложится, необходимо

подойти   к   ней   и   проделать   несколько   раз   укладку,   применяя   непосредственный
раздражитель.

Каждое   выполнение   собакой   данной   команды   или   жеста   поощряется   лаской   и

лакомством.   В   тех   случаях,   когда   собака   не   выполняет   приказание,   отданное   даже   в
повышенной интонации, команду «лежать» повторяют и делают легкий рывок за поводок.
Этого бывает достаточно. Как только выполнение команды «лежать» и жеста с различного

расстояния будет достаточно четким, можно переходить на отработку навыков без поводка. В
это же время устраняют отдельные мелкие недостатки, допускаемые собакой при укладке:
частичный   срыв   с   места,   попытку   подхода   к   дрессировщику   без   команды,   некоторое
заваливание крупа в сторону и т.д. Навык постепенно совершенствуется и закрепляется, силу
и степень воздействия условных и безусловных раздражителей уменьшают, время выдержки
(нахождение собаки в положении «лежать») удлиняют до 5 минут.

СТОЯНИЕ СОБАКИ НА МЕСТЕ (основная команда «стоять»)

В ряде случаев требуется, чтобы собака некоторое время правильно стояла на месте, не

заваливая и не опуская, корпуса. Продолжительное и спокойное состояние собаки требуется
во время ветеринарного осмотра, чистки и при оценке экстерьера на выставках. Условным
раздражителем для выработки этого навыка являются команда «стоять» и жест, безусловным
– нажатие рукой на низ живота.

Навык   стоять   отрабатывают   параллельно   с   другими   упражнениями   курса   общей

дрессировки.

Находясь с правой стороны  сидящей собаки, произносят с повышенной интонацией

команду «стоять» и одновременно правой рукой делают рывок поводком вперед и вверх, а
левой – нажимают на низ живота, как бы поднимая собаку, при этом в мягком тоне повторяют
команду   «стоять».   Как   только   собака   примет   требуемое   положение,   ее   поглаживают,
одобряют  командой «хорошо», дают лакомство и после небольшой выдержки произносят
команду «гуляй». Такие упражнения требуется повторять несколько раз. Рефлекс на команду
«стоять» с успехом можно отработать во время чистки собаки. Если дрессировщик каждый
раз при попытке собаки сесть будет произносить команду «стоять» и нажимать рукой на низ
живота,   то   через   некоторое   время   у   нее   выработается   прочный   навык   вставать   на   эту
команду.

Выполнение   команды   постепенно   совершенствуют.   Как   только   собака   сравнительно

четко   выполняет   команду   «стоять»,   подаваемую   рядом   и   с   расстояния,   приступают   к
выработке у нее условного рефлекса второго порядка – на жест.

Рис. 28. Отработка у собаки навыка стоять на жест.

Вначале с расстояния 3–5 метров заставляют собаку из положения «сидеть» выполнять

команду «стоять», поднимая левую руку ладонью вверх и на уровень плеча и не сгибая ее в
локте.

После неоднократных повторений команды  голосом в сочетании с  жестом у собаки

образуется ответная реакция на жест, и она безотказно отвечает на него, как и на команду
«стоять». В дальнейшем этот навык, как и другие, постепенно закрепляют и совершенствуют.

ОТРАБОТКА ВЫДЕРЖКИ

При выработке у собаки навыков, относящихся к курсу общей дрессировки, наряду с

образованием условных рефлексов отрабатывают и последовательно закрепляют выдержку.

Выдержка   –   это   тормозной   рефлекс,   который   сдерживает   срывы   собаки   с   места   во

время выполнения того или иного-приема.

Техническое   построение   упражнений   при   отработке   выдержки   каждый   раз

обусловливается степенью конкретного навыка.

Например,   когда   дрессировщик   отрабатывает   у   собаки   навык   садиться   по   команде

«сидеть», он постепенно начинает приучать ее к выдержке. Делается это так.

При отходе дрессировщика собака пытается идти вслед за ним, в это время строгой

командой   «сидеть»   надо   заставить   ее   остаться   на   месте.   Если   собака   при   уходе
дрессировщика   не   срывается   с   места,   он   через   некоторое   время   (через   1–2   минуты)
возвращается,   ласкает   собаку   и   скармливает   ей   лакомство.   Таким   образом,   постепенно
вырабатывают у собаки выдержку сидеть в отсутствии хозяина до 5 минут и более.

К   выдержке   приучают   собаку   и   при   отработке   других   навыков   из   курса   общей

дрессировки:   при   стоянии,   перед   прыжком   через   барьер,   перед   посылкой   за   брошенным
предметом и т.д.

Выдержку   у   собаки   отрабатывают,   как   правило,   на   длинном   поводке.   Некоторые

малоопытные   дрессировщики   при   первоначальных   занятиях   забывают   об   этом   и   занятия
проводят на коротком поводке. Это непозволительная ошибка, она мешает успеху дела. При
отходе от собаки малейшее натяжение поводка заставляет ее срываться с места.

Длинный   поводок,   если   он   не   запутан,   дает   свободу   действия   дрессировщику   при

отходе; поводок постепенно разматывается, не затрагивая собаку.

Для закрепления выдержки занятия проводят, когда на местности есть отвлекающие

раздражители.

ВОЗВРАЩЕНИЕ СОБАКИ НА МЕСТО (основная команда «место»)

Выработка у собаки прочного рефлекса на команду «место» вызывается самим ходом

практических занятий. При обучении с расстояния навыкам «лежать», «стоять» и другим
собака   зачастую   самовольно   срывается   с   места   и   приходит   к   дрессировщику.   Но   чтобы
собака   по   требованию   дрессировщика   возвращалась   на   прежнее   место,   у   нее   надо
выработать этот навык.

Навык вырабатывается следующим образом. Дрессировщик, находясь вместе с собакой,

подает   команду   «сидеть»,   оставляет   около   нее   свою   вещь   –   головной   убор   или   хорошо
свернутый поводок – и медленно уходит от собаки, пока она не побежит вслед за ним. Как
только   собака   настигнет   дрессировщика,   он   немедленно   останавливается   и   командой
«место»заставляет собаку вернуться к оставленной вещи.

Если   собака   на   команду   «место»   не   реагирует   (вначале   так   и   бывает),   тогда

дрессировщик   рывком   за   поводок   приводит   собаку   к   оставленным   вещам,   усаживает   ее,
произнося,   команду   «сидеть»,   и   после   некоторой   паузы   удаляется   вновь.   Если   собака
пытается сорваться с места, дрессировщик громким голосом произносит «место». По мере
образования   у   собаки   условного   рефлекса   на   команду   «место»   расстояние   увеличивают,
дрессировщик подзывает собаку к себе и потом командой «место» возвращает ее обратно.

Такие   упражнения   проделывают   несколько   раз,   пока   у   собаки   не   закрепится   условный
рефлекс.

А может случиться так, что при отходе дрессировщика собака не бежит за ним. В этом

случае   дрессировщик   оставляет   вещь   и   убегает   от   собаки;   собака   бежит   за   ним.   Тогда
дрессировщик командой возвращает ее на место.

Рефлекс на команду «место» можно выработать и другим, более простым способом.

Каждый раз при впуске собаки в помещение, надо произносить команду «место». Собака
быстро усваивает это.

ОБУЧЕНИЕ АППОРТИРОВКЕ (основная команда «аппорт»)

Аппортировка   –   это   навык   собаки   схватывать   или   поднимать   брошенный   предмет,

держать его в пасти и подносить к хозяину.

Звуковой   сигнал   команды   «аппорт»   означает   «возьми,   схвати   и   подай   хозяину».   В

качестве   аппортировочного   предмета   может   быть   специально   сделанная   небольшая
деревянная палочка и другие нетяжелые, различные по форме предметы: перчатки, сумочка и
т.д.

Аппортировка является важным звеном специальной дрессировки. Если дрессировщик

сумеет   привить   собаке   «любовь»   к   аппортировочному   предмету,   ему   будет   проще
отрабатывать   целый   ряд   сложных   специальных   навыков.   Собака   будет   активно   охранять
предметы хозяина и с интересом отыскивать аппортировочный предмет, спрятанный им или
унесенный посторонним человеком.

Техника дрессировки для выработки у собаки такого навыка должна строиться главным

образом на свободном проявлении врожденной реакции и меньше всего на принудительных
действиях.

Для образования условного рефлекса дрессировщик должен каким-то образом вызвать у

собаки   желание   схватывать   предметы.   Лучшим   способом   приучения   к   этому   является
известный  прием «оживления» аппортировочного предмета перед глазами  собаки.  Любой
быстро движущийся предмет является достаточно сильным раздражителем для проявления
врожденной реакции (инстинкта) – схватывания; собака с увлечением бежит за брошенной
палкой.

Для   выработки   рефлекса   на   команду   «аппорт»   и   отработки   навыка   аппортировки

пользуются   несколькими   приемами.   Например,   дрессировщик   держит   в   правой   руке
аппортировочный предмет и помахивает им, сопровождая свои действия командой «аппорт».
Это возбуждает собаку, и она пытается схватить мелькающий перед ее глазами предмет. Как
только   это   ей   удается,   нужно   немедленно   произнести   команду   «аппорт»   и   «хорошо»,
придерживая предмете пасти собаки. Если по команде собака возьмет предмет в пасть из рук
и будет некоторое время держать его, то можно эту вещицу забросить, вначале недалеко, и
послать   собаку   принести   ее.   Перед   бросанием   всегда   возбуждают   собаку,   помахивая
предметом. Если собака сразу не выполнит команду, дрессировщик специально подбрасывает
предмет, возбуждая этим желание схватить его.

За подноску брошенного аппортировочного предмета собаку нужно обласкать, поиграть

с ней и дать лакомство. Чтобы собака не выпускала предмета из пасти без команды «дай»,
дрессировщик спешит навстречу, сажает ее перед собой с предметом в зубах, произносит
дополнительную команду «дай», берет из пасти предмет и тут же поощряет собаку.

При попытке собаки выпустить предмет подается угрожающая команда «аппорт».
В   дальнейшем   навык   аппортировки   совершенствуют.   Собаку   не   сразу   посылают   за

брошенным предметом, а после выдержки, для чего, бросив предмет, подают в повышенной
интонации команду «сидеть» и при необходимости сопровождают это рывком за поводок;
принуждают   собаку   сидеть   с   аппортировочным   предметом   и   носить   его   в   зубах   при
хождении рядом с дрессировщиком.

В ряде случаев аппортировку можно отработать методом принуждения. Дрессировщик,

держа аппортировочный предмет в правой руке, пальцами левой руки сильно нажимает на
нижнюю челюсть собаки, заставляя ее открыть пасть. Как только собака откроет пасть, в нее
осторожно вкладывают аппортировочный предмет и моментально прекращают надавливание
пальцем на челюсть, чтобы устранить неприятное болевое ощущение. Одновременно с этим
подают   команду   «аппорт»   и   «хорошо»   и   ласкают   собаку.   После   нескольких   упражнений
собака,   услышав   команду   «аппорт»,   чтобы   избежать   неприятного   болевого   ощущения   от
надавливания на нижнюю челюсть, сама схватывает аппортировочный предмет.

Однако   следует   отметить,   что   дрессировка   собак   методом   принуждения   редко   дает

желаемые результаты. У собак, дрессируемых таким способом, интерес к аппортировочному
предмету   теряется   быстрее,   чем   у   собак,   подготовленных   на:   естественной
заинтересованности.

Бывают случаи, когда собака держит в зубах аппортировочный предмет, бегает с ним,

но   не   подходит   на   подзыв.   В   таких   случаях   следует   подать   команду   «сидеть»,   а   затем,
подойдя к собаке, взять из пасти предмет.

Отдельные   собаки   весьма   трудно   воспринимают   этот   вид   дрессировки.   К   ним

приходится применять самые разнообразные способы, чтобы найти подходящий момент для
увязки команды с действиями собаки. В таких случаях предметом для схватывания служат
разнообразные тряпочки, мячики, свежие кости и подобные им вещи.

Иногда   пользуются   способом   «перенимания»:   перед   глазами   не   поддающихся

дрессировке собак ставят хорошо работающую собаку, которая быстро бежит за брошенным
предметом и получает лакомство.

Чтобы собака не выпускала из пасти предмета во время хождения рядом, дрессировщик

ускоряет   движение,   увлекая   ее   за   собой.   Затем   переводит   собаку   с   быстрого   шага   на
замедленный и, наоборот, с замедленного на быстрый. Таким способом приучают  собаку
носить предмет в зубах при движениях на местности.

В дальнейшем навык аппортировки совершенствуют. Собаку приучают, чтобы она с

предметом   в   зубах   сидела   и   стояла   в   отсутствие   дрессировщика.   Чтобы   не   допустить

перегрузки   и   поддержать   у   собаки   известную   заинтересованность   держать   в   зубах
аппортировочный или другой предмет, часто повторять такие упражнения не рекомендуется.

Аппортировка среди остальных навыков из курса общей дрессировки является одним

из первостепенных упражнений, На основе аппортировки строятся некоторые специальные
упражнения.   Поэтому   в   ходе   занятий   необходимо   практиковать   забрасывание
аппортировочного предмета в разные стороны и заставлять собаку находить его. Каждый раз,
посылая собаку за брошенным предметом, надо подавать команду «ищи» и сопровождать ее
жестом в направлении брошенного предмета. Это является очень важной предпосылкой для
успешной дрессировки собаки по обыску местности.

В   процессе   занятий   следует   добиваться   от   собаки,   чтобы   она   «любила»

аппортировочный предмет, а для этого надо придерживаться основной методики обучения,
основанной на заинтересованности, способа принуждения следует избегать.

ПОЛЗАНИЕ СОБАКИ (основная команда «ползи»)

Условным   раздражителем   для   выработки   у   собаки   навыка   ползти   вместе   с

дрессировщиком   служит   звуковой   сигнал-команда   «ползи»   и   поведение   самого
дрессировщика.

Непосредственным   (безусловным)   раздражителем   является   надавливание   рукой   на

холку собаки и подтягивание за поводок.

Занятия   проводятся   на   сухой,   ровной   незахламленной   местности.   Навык   ползания

отрабатывают   в   таком   порядке:   дрессировщик   ложится   на   правый   бок,   подает   команду
«лежать» и одновременно укладывает собаку с левой стороны от себя с таким расчетом,
чтобы   ее   голова   приходилась   у   его   левого   плеча.   Пока   собака   ложится,   ее   ласкают   и
понемногу скармливают лакомство. Когда собака успокоится, дрессировщик, держа в правой
руке поводок ближе к ошейнику, накладывает легонько кисть левой руки на холку собаки,
произносит   команду   «ползи»   и   одновременно   сам   делает   движение   вперед.   При   этом,
опираясь на локоть правой руки, он поводком подтягивает за собой собаку.

Если собака во время первого движения попытается встать, дрессировщик произносит

команду «ползи» и снова надавливает рукой на холку, не позволяя подниматься.

При правильном передвижении, когда собака ползет не поднимаясь, дрессировщик ее

поощряет   командой   «хорошо»,   поглаживает   и   дает   лакомство.   Преодолев   ползком   10–12
метров, делают минутную паузу, во время которой собаку поощряют ласковыми командами и
лакомством.   Затем   дрессировщик   вновь   продолжает   переползать,   произнося   команды
«ползи», «хорошо», «ползи», поводком побуждает собаку и увлекает ее за собой.

Как только у собаки закрепится условный рефлекс на команду «ползи», ее начинают

приучать  ползать  без   поводка.  Для  этого  свободно   пускают  поводок  на   землю  и,  приняв
удобное положение для ползания, подают команду «ползи», передвигаясь вместе с собакой.
Если собака без поводка попытается отбежать в сторону, следует снова прибегнуть к поводку.

Постепенно   навык   ползания   усложняют,   приучая   собаку   к   ползанию   на   разной   по

характеру местности и увеличивают расстояния до 20–25 метров. Затем собаку заставляют
переползать   небольшие   расстояния   на   открытой   местности   самостоятельно   без   поводка
только по одной команде «ползи».

При отработке данного навыка у собаки образуется условный рефлекс на поведение

дрессировщика. Если он ложится, собака подражает его примеру.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Обучение   преодолевать   разного   рода   препятствия:   забор,   живую   изгородь,   канавы,

лестницу, бум – способствует физическому развитию служебной собаки, вырабатывает у нее
определенную сноровку, смелость и гибкость в движениях.

Только с этой целью, еще в период выращивания, молодую собаку приучают к лазанию

по   небольшим   лестницам,   прыжкам   через   небольшие   препятствия,   вырабатывая   у   нее
твердое и уверенное стремление к достижению цели.

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ЗАБОР (основная команда «барьер»)

При отработке данного навыка учитывается прежде всего, естественная (врожденная)

способность собаки к прыжкам. Поэтому при построении упражнения дрессировщик должен
найти   способ   лучшего   сочетания   этой   врожденной   способности   с   условными   сигналами:
командой «барьер» и жестом.

Условными раздражителями являются команда «барьер» и жест в виде выбрасывания

правой руки в сторону препятствия, безусловным – лакомство за выполнение команды.

Занятия   проводятся   на   специальных   площадках,   оборудованных   препятствиями:

изгородями, заборами, лестницами, бумами и канавами.

Чтобы собака не боялась препятствий, ее предварительно знакомят с ними. Для этого до

начала   занятий   некоторое   время   гуляют   с   собакой   вблизи   тех   препятствий,   которые   ей
предстоит   преодолевать.   Затем   дрессировщик   должен   подобрать   соответствующий
раздражитель, чтобы вызвать естественное желание собаки к совершению прыжка. Решают
эту задачу разными способами. Например, собаку сажают на длинном поводке в двух шагах
перед разборным забором высотой не больше одного метра. Перекинув поводок на другую
сторону забора, дрессировщик переходит сам и подзывает собаку командой «ко мне», а в
момент прыжка подает команду «барьер». Такие действия в течение урока повторяют 3–4
раза. Каждый раз, когда собака самостоятельно преодолевает забор, ей дают лакомство.

Другой   более   эффективный   способ.   Дрессировщик   бежит   к   препятствию   вместе   с

собакой удерживая ее на поводке, и, повторяя команду «барьер», сам перепрыгивает через
забор и увлекает за собой собаку. Такие действия надо повторить несколько раз и в каждом
случае за выполнение команды поощрять собаку. В дальнейшем дрессировщик подбегает
вместе с собакой вплотную к препятствию, но сам не прыгает, а заставляет собаку одну
совершать прыжок по команде «барьер».

В момент, когда собака прыгает через низкое препятствие, дрессировщик с повышенной

интонацией   произносит   команду  «барьер»,   а  после   удачного  прыжка   командой   «хорошо»
одобряет ее и дает лакомство. Повторяя несколько раз это упражнение и каждый раз связывая
момент   прыжка   с   командой   «барьер»,   добиваются   того,   что   эта   команда   закрепляется   и
служит потом для собаки основным заставляющим фактором для прыжка через препятствие.

Низкие заборы собака, как правило, перепрыгивает. С увеличением высоты забора у

собак появляется трусость. В этом случае дрессировщик должен помочь собаке преодолеть
препятствие.

Делается  это так. Усадив собаку в двух метрах  перед  забором, произносят команду

«барьер»,   выбрасывая   правую   руку   в   сторону   препятствия,   в   момент   прыжка   собаку
подхватывают и поднимают вверх, помогая зацепиться передними лапами за верхний край
забора.   В   это   же   время   с   повышенной   интонацией   повторяют   команду   «барьер».
Зацепившись   за   край   забора,   собака   подтягивается   на   забор   и   спрыгивает   на
противоположную   сторону.   В   случае   отказа   от   прыжков   высоту   препятствия   на   глазах   у
собаки уменьшают и после отдыха повторяют упражнение.

Каждый раз при прыжке через забор повторяют команду «барьер», а после удачного

прыжка собаку ласкают и дают ей лакомство.

Для  преодоления  забора  высотой   до  двух  метров  большая   длина   разбега   не  нужна,

обычно собака делает прыжок на пятый шаг от начала разбега. При большем разбеге собака
теряет нужный темп и ритм движения перед прыжком.

Собакам,   которые   «заинтересованы»   в   аппортировке,   через   препятствие   бросают

знакомый предмет, сопровождая бросок командой «барьер». Такой прием является сильным
раздражителем, понуждающим к прыжку.

Для   собак   злобных,   проявляющих   активно-оборонительную   реакцию   на   человека,   в

качестве   заставляющего   фактора   в   прыжке   через   препятствие   может   стать   помощник,
который, находясь на противоположной стороне забора, дразнит собаку и делает попытку к
бегству. Дрессировщик, держа  за  конец  поводок,  пускает собаку,  а момент прыжка  через
препятствие связывает с командой «барьер».

Наконец,  для собаки,  у которой  преобладает  пищевая  реакция,  рекомендуется  на  ее

глазах бросить через препятствие кость или мясо. Стремление к пище обязательно вызовет у
такой собаки двигательную реакцию – прыжок.

В   ряде   случаев   применяют   способ   подражания.   На   расстоянии   5–6   метров   от

препятствия ставят группу собак и поочередно по команде «барьер» пропускают их одну за
другой через забор, в первую очередь хорошо работающих, а затем остальных.

По мере закрепления команды «барьер» вырабатывают исполнение этой команды на

жест. Собаку сажают перед препятствием (забор, канава) на расстоянии двух метров, подают
команду   «барьер»   и   одновременно   делают   жест,   выбрасывая   руку   в   направлении
препятствия.   В   момент   прыжка   повторяют   команду   «барьер».   Если   собака   перепрыгнула
удачно, дрессировщик быстро переходит к ней, ласкает ее и дает лакомство.

В   то   же   самое   время,   применяя   запрещающую   команду,   вырабатывают   у   собаки

выдержку перед прыжком. Делают это постепенно, начинают с секунды и доводят до 1–2
минут.

По мере закрепления связи команды с действием, когда собака без принуждения, только

по   одной   команде   или   жесту,   будет   преодолевать   низкие   заборы,   высоту   препятствий
постепенно увеличивают до двух метров.

Не надо стремиться к преодолению препятствий выше двух метров: прыжки с большой

высоты вредно отражаются на организме животного. Если собака во время прыжка получает
ушибы, она долгое время будет бояться прыгать через высокие препятствия.

Не следует проводить занятия, связанные с прыжками, сразу после кормления собаки.
Почва   вокруг   забора,   предназначенного   для   прыжков,   должна   быть   взрыхленной,

очищенной от камней и мусора, а заборы – достаточно прочными, чтобы при сильном толчке
лапами они не могли опрокинуться или прогнуться.

Иногда вместо того, чтобы перепрыгнуть через забор, собака пытается обежать его. Для

предотвращения   таких   действий   рекомендуется   приделывать   по   концам   забора
дополнительные крылья, которые бы мешали обегать препятствие.

Отработка навыков по преодолению канав, изгородей и других преград производится в

такой же последовательности, как и описанная выше отработка навыков по преодолению
забора. Отработку начинают с того, что вместе с собакой перепрыгивают неширокую канавку
и   каждый   раз   перед   прыжком   произносят   знакомую   команду   «барьер».   Момент   прыжка
всегда   связывают   с   этой   командой.   В   последующем   по   команде   собака   стремится
преодолевать канавы и овраги самостоятельно.

Если собаку посылают через канаву по бревну или узкому мостику, подают команду не

«барьер», а «вперед». Эта команда применяется при хождении по буму.

ХОЖДЕНИЕ ПО БУМУ (основная команда «вперед»)

Приучая   собак   ходить   по   буму,   вырабатывают   смелость   и   координацию   движений.

Необходимость отработки этого навыка вызывается и тем, что с такого рода препятствиями
собаки часто встречаются в практической службе.

Условными раздражителями служат звуковая команда «вперед» и жест – выбрасывание

правой руки в сторону движения.

Бум – толстая доска или бревно длиной около 10 метров, прочно закрепленное на двух

столбах, врытых в землю. Высота бума от земли не превышает одного метра. Для входа на
бум и спуска с него делают специальные откосы.

Навык   отрабатывают   так.   Удерживая   собаку   на   коротком   поводке,   дрессировщик

подходит к буму со стороны откоса и становится перед ним. Расправив поводок и подав
команду: «вперед», жестом правой руки показывает на откос, а левой делает легкие рывки за
поводок,   побуждая   собаку   взойти   на   перекладину.   Как   только   собака   сделает   первое
движение   по   буму,   ее   немедленно   поощряют   командой   «хорошо»   и   в   то   же   время,
придерживая левой рукой за поводок ближе к ошейнику, осторожно продвигаются вперед
вместе с собакой к противоположному концу бума. В первый день занятий собака пытается
спрыгнуть   с   бума   и   уйти   от   исполнения   команды.   Чтобы   не   допустить   этого,   нужно
поддерживать собаку правой рукой за поводок, а левой под живот, не позволяя ей спрыгнуть
на   землю.   Во   время   продвижения   по   буму   собаку   все   время   успокаивают,   поглаживают,

повторяя   команду   «вперед».   Когда   собака   дойдет   до   конца   перекладины   и   спрыгнет,   ей
предоставляют «свободное состояние» и дают отдых.

После нескольких упражнений у собак вырабатывается навык не только по команде

«вперед», но и по одному жесту смело и спокойно ходить по буму.

В   порядке   закрепления   навыка   эти   упражнения   продолжают   совершенствовать:

приучают собаку переходить по бревну через канавы, наполненные водой, разного рода рвы и
заболоченные места.

При переходе собаки по мостикам, напоминающим бум, дрессировщик идет сзади и

повторяет команду «вперед».

Если при переходе по бревну или по доске через канаву собака проявляет трусость,

дрессировщик может перейти первым, а потом командой «ко мне» подозвать собаку.

На первых занятиях по преодолению таких препятствий, как глубокие канавы и рвы,

следует применять более широкие доски и бревна; по мере выработки у собаки смелости и
выровненности в движениях ширину досок уменьшают.

Обучение   навыку   хождения   по   буму   проводится   почти   одновременно   с   другими

упражнениями по преодолению препятствий.

ЛАЗАНИЕ ПО ЛЕСТНИЦЕ (основная команда «лестница»)

Приучать собаку ходить по лестнице целесообразно в щенячьем возрасте. Специальная

лестница   для  дрессировки  должна   быть  короткая,   с  широкими  ступеньками.   Стимулом  к
лазанию являются пища и подзыв к себе.

На дрессировочной площадке, где проводят замятия, строят специальной конструкции

лестницу с двумя небольшими площадками наверху. Одна сторона лестницы более крутая,
типа   чердачной,   другая   сторона   –   отложе,   с   широкими   ступеньками,   напоминающая
лестничную клетку жилого дома.

Главная   цель   этих   упражнений   –   развить   у   собаки   силу,   смелость   и   координацию

движений.

Условными   раздражителями   являются   команда   «лестница»   и   жест   –   выбрасывание

правой руки в сторону лестницы, безусловными – подергивание за поводок перед началом
вхождения собаки на лестницу и в конце упражнения – поощрения и лакомство.

Для   образования   условного   рефлекса   на   звуковой   сигнал,   «лестница»   используют

врожденные реакции собаки.

Чтобы заставить собаку подняться на лестницу, требуется подобрать соответствующий

раздражитель,   который   потом   явится   заставляющим   фактором   преодолевать   такого   рода
препятствия.

Техника  отработки навыка  такова. Дрессировщик,  держа собаку на  поводке с левой

стороны от себя, начинает подниматься с нею по отлогой лестнице с широкими ступеньками.
Сделав первые шаги, он произносит команду «лестница» и, осторожно поддерживая собаку
за ошейник, не спеша передвигается вместе с ней.

В   первое   время   основными   стимулами   к   движению   собаки   по   лестнице   являются:

движение самого дрессировщика, показ и дача лакомства.

В тех случаях, когда собака проявляет трусость, дрессировщик осторожно переставляет

лапы   животного   на   следующие   ступени   лестницы,   непрерывно   одобряет   и   поглаживает
собаку,  произнося  знакомую ей  команду  «лестница»  и  «хорошо».  По достижении  первой
площадки делается минутный отдых, собаку поощряют лаской и лакомством.

Если собака пытается сойти вниз, ее отвлекают игрой, одобряют командой «хорошо»,

поглаживают и дают лакомство.

Спуск   с   лестницы   для   собаки   значительно   труднее,   чем   подъем.   Поэтому   в   начале

обучения   этому   навыку   дрессировщик   находится   впереди   собаки   и   командой   «ко   мне»
увлекает ее за собой, внимательно следя за ее передвижением. Поводок необходимо хорошо
собрать,   иначе   в   нем   можно   запутаться.   Когда   собака   сойдет   с   лестницы,   дрессировщик
поощряет ее.

Отдельные собаки при подъеме и спуске торопятся, в результате чего могут упасть с

лестницы и получить ушибы. Чтобы избежать этого, дрессировщик сдерживает собаку.

Собак,   имеющих   склонность   к   аппортировке,   можно   послать   на   лестницу   и   таким

способом.   Дав   собаке   поиграть   аппортировочным   предметом,   бросают   его   на   первую
площадку лестницы и по команде «аппорт» посылают ее за ним, сопровождая движение по
лестнице   основной   командой   «лестница».   Если   у   собаки   преобладает   пищевая   реакция,
можно   использовать   кусок   мяса   или   кость.   Забросив   их   на   площадку,   посылают   собаку,
сопровождая движение по лестнице командой «лестница». Если собака сильно привязана к
своему хозяину, можно воспользоваться и этим: убежать по лестнице на площадку и звать
собаку к себе. Полезным бывает и способ подражания, т. е. пуск вперед собаки, умеющей
хорошо выполнять команду «лестница».

После того как собака будет смело и охотно подниматься по лестнице и спускаться

вместе   с   дрессировщиком,   ее   посылают   одну   без   поводка.   В   этом   случае   дрессировщик
управляет с расстояния командами и жестами. Делается это так. Собаку усаживают перед
лестницей,   отстегивают   поводок,   делают   шаг   вперед   и   одновременно   голосом   и   жестом
(выбрасывание   правой   руки   вперед)   посылают   на   лестницу.   Когда   собака   поднимается   к
первой площадке, дрессировщик внимательно наблюдает за движением, повторяя команду
«лестница» и «хорошо». Когда же собака достигает второй площадки, дрессировщик быстро
перебегает   на   противоположную   сторону   лестницы,   куда   должна   спуститься   собака,   и
командой «ко мне» и жестом подзывает ее к себе и поощряет.

Если собака на подзыв спускается неохотно, дрессировщик делает вид, что убегает от

нее. Чтобы не потерять хозяина, собака обязательно спешит к нему вниз по лестнице.

Ни в коем случае при спуске собаки с лестницы нельзя оставлять на ее шее поводок,

так как он будет мешать ей сохранить равновесие. Незначительное натяжение или случайная
задержка поводка может нарушить равновесие и собака упадет.

В   порядке   совершенствования   и   закрепления   навыка   лазить   по   лестнице   иногда

командой «сидеть» заставляют  собаку, чтобы  она некоторое время оставалась на верхней
площадке лестницы и сидела.

Приучая собаку лазить по лестнице, сначала ее пускают на более отлогую, с широкими

ступеньками,   а   потом   занимаются   на   более   сложных   лестницах,   с   узкими   и   круглыми
ступеньками, типа пожарной.

При   отработке   таких   упражнений   нужно   соблюдать   осторожность   в   обращении   с

собакой, особенно в момент нахождения ее на лестнице. Достаточно собаке хотя бы один раз
получить ушиб, как она станет бояться одного вида лестницы.

ЗАМЕДЛЕНИЕ ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ (основная команда «тише»)

Главная   цель   этого   упражнения   состоит   в   том,   чтобы   заставить   собаку   по   команде

«тише» замедлять темп движения.

Необходимость отработки у служебных собак такого навыка вызывается очень многими

обстоятельствами, особенно он нужен для розыскных собак при работе по следам на дальние
расстояния.

Команда   «тише»   также   нужна   и   с   успехом   применяется   во   время   обучения   собаки

ходить по буму и лестнице.

Условный раздражитель – команда «тише», безусловный – легкое натягивание поводка.
Замедление в темпе движения отрабатывается в комплексе с другими упражнениями.

Если собака двигается с большой скоростью, дрессировщик произносит команду «тише»,
натягивает поводок, при этом ошейник давит на горло собаки, и она вынуждена замедлить
движение. Когда собака сокращает темп движения, дрессировщик повторяет слово «тише» и
ослабляет натяжение поводка.

Если   собака   не   реагирует   на   команду   «тише»   и   не   чувствует   натяжение   поводка,

дрессировщик, подав команду в повышенном тоне, делает рывок поводком.

По   мере   закрепления   у   собаки   рефлекса   на   команду   «тише»   руководят   движением

собаки лишь одной командой, которая заменяет принудительные действия.

ВЫЗОВ У СОБАКИ ЛАЯ (основная команда «голос»)

Целый ряд навыков рекомендуется отрабатывать, применяя принуждения. Этот метод

совершенно непригоден при вызове лая у собаки.

Лай   собаки   –   одна   из   разновидностей   ответных   реакций   ее   на   раздражение.   Это   –

следствие, в основе которого могут быть самые разнообразные причины.

При воздействии на собаку каким-либо раздражителем возбуждение увеличивается с

нарастающей силой лишь до известного предела. При этом, как защитное средство, организм
ищет разрядки напряжения.

Следовательно, задача дрессировщика состоит в том, чтобы поставить собаку в такие

условия, при которых лай станет единственно доступной разрядкой нервного напряжения для
того, чтобы привести организм в естественное равновесие.

Поэтому   при   отработке   навыка   у   собаки   лаять   на   вызов   пользуются   следующими

приемами.

Можно, например, привязав собаку к дереву в незнакомой для нее обстановке, сделать

вид, что вы уходите от нее. Незнакомая местность и вид уходящего хозяина, как правило,
сильно возбуждают собаку, она начинает визжать, а потом лаять. Как только собака начнет
лаять, дрессировщик, произнеся команду «голос», быстро бежит к ней, повторяя команду в
ласковом тоне. Такой способ дает хорошие результаты. Обычно через несколько занятий у
собаки образуется условный рефлекс на команду «голос».

Другой способ – вызов лая на лакомство. Дрессировщик, усадив собаку перед собой,

опускает поводок на землю, наступает на него ногой, берет в правую руку кусочек мяса и
помахивает им, подавая команду «голос».

Собака   рвется   к   мясу,   начинает   подпрыгивать,   но   достать   его   не   может,   так   как

прижатый ногой дрессировщика поводок слишком короток. В конце концов возбужденная
видом   мяса   и   невозможностью   достать   его   собака   начинает   лаять.   Дрессировщик   этот
момент увязывает с командой «голос» и поощряет собаку лакомством. В дальнейшем при
сочетании команды «голос» и жеста в виде щелчка пальцем правой руки перед собакой у нее
вырабатывается условный рефлекс второго порядка – подавать голос на жест.

Голос   можно   вызвать   и   на   базе   оборонительного   рефлекса.   Когда   дрессировщик

удерживает   собаку   на   коротком   поводке,   внезапно   появляющийся   помощник   начинает
дразнить   ее.   Как   только   собака   залает,   дрессировщик   немедленно   произносит   команду
«голос»,   повторяя   ее   несколько   раз,   а   помощник   в   это   время   скрывается.   Всякий   раз
вызванный   на   команду   «голос»   лай   необходимо   подкреплять   повторением   команды,
лакомством и лаской.

В последующем собака лает даже на шорохи, и они увязываются с командой «голос».
Можно вызвать лай и на подвешенный предмет. Собака стремясь достать и схватить

его, начинает лаять.

Если   трудно   вызвать   лай   на   указанные   выше   раздражители,   то   используют   способ

перенимания: соединяют необученную собаку с теми, которые хорошо и четко выполняют
команду «; голос». Этим способом зачастую достигают желаемой цели.

В   первые   дни   занятий   по   образованию   условного   рефлекса   на   команду   «голос»

дрессировщик   поощряет   собаку   лакомством   даже   за   попытку   лаять.   Потом   лакомство
скармливают только за громкий и отчетливый лай.

Можно   вызвать   лай   у   собаки   во   время   кормления.   Подойдя   к   помещению,   где

содержится   собака,   показать   ей   кормушку   с   приготовленным   кормом,   а   не   дать.   Собака,
естественно, будет возбуждена и залает; в это время надо подавать команду «голос».

В тех случаях, когда собака, несмотря на ряд применяемых раздражителей, все же не

лает, можно рекомендовать усиление обычных раздражителей: проводить занятия в сумерки,
имитируя шорохи в укрытиях или кустах.

После   того   как   собака   будет   лаять   на   команду   и   жест   рядом   стоящего   человека,

начинают вызывать лай на команду и жест с разных расстояний.

Для этого дрессировщик, посадив собаку, отходит от нее на 8–10 метров, повернувшись

к ней лицом, произносит команду «голос» и пальцем правой руки, несколько поднятой вверх,
производят щелочки, требуя лая. Достаточно вначале подучить только попытку к лаю, за
которую следует поощрить собаку лакомством.

Обычно через несколько упражнений собака хорошо лает по команде, подаваемой с

различных расстояний.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К ВЫСТРЕЛАМ

Приучение   собак   к   выстрелам   не   является   сложным,   однако,   и   здесь   встречаются

некоторые затруднения. Возникают: они чаще всего при обучении трусливых собак.

Один   из   самых   лучших   способов   выработки   у   собаки   безразличного   отношения   к

выстрелам   –   это   постепенное   приближение   звуков   выстрелов   к   местам   проведения
практических занятий. Очень полезно использовать для этой цели  стрельбища.  Во время
стрельб собаку на длинном поводке медленно подводят к стрельбищу и там гуляют с ней.
Если замечают, что собака пугается, ее немедленно после выстрела переключают на игру.
Явно боязливую и трусливую собаку можно отвлекать, помимо игры с ней, натравливанием
на помощников.

К   выстрелам   собаку   можно   приучить   и   на   месте   дрессировки.   Вначале   изредка

производят одиночные и залповые выстрелы вдали от места занятий и в перерыве между
ними, а затем в зависимости от поведения собаки стрельбу постепенно приближают.

Так как громкие и внезапные выстрелы не сопровождаются никакими вредными для

собаки последствиями, она перестает их бояться.

Во   время   отработки   пуска   собак   на   задержание   стрельбу   в   одном   случае   ведет

убегающий, в другом – сам дрессировщик.

Безразличное отношение к выстрелам можно выработать и при нахождении собак в

помещениях (вольерах). Во время кормления, когда собаки сильно возбуждены, в стороне
производят   стрельбу.   Если   собака   проявляет   трусость,   дрессировщик   успокаивает   ее,
поглаживает и привлекает к поеданию пищи. Когда собака привыкнет к отдаленным звукам
выстрела, начинают стрелять вблизи, повторяя это по несколько раз в день. Собака должна
проявлять полное безразличие к выстрелам в любых условиях местности и в любое время
суток.

Следует иметь в виду, что у некоторых, наиболее злобных собак при стрельбе может

образоваться нежелательная связь на выстрел: услышав звук выстрела, собака бежит на него
и набрасывается на стреляющего. Если в ходе занятий такие попытки со стороны собаки
будут проявляться, их немедленно следует пресекать командой «фу» и сильным рывком за
поводок.

После того как собака будет приучена к выстрелам в дневное время, подобные занятия

проводят ночью, чтобы собака привыкла к вспышкам, которые получаются при выстрелах.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К ПЛАВАНИЮ (основная команда «плыви»)

Плавание способствует физическому развитию и укреплению организма собаки. При

купании она привыкает к водоемам, не боится их, а иногда самостоятельно охотно входит в
воду. Учить собаку технике плавания не приходится, так как, попав в воду, она инстинктивно,

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..