Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 7

 

 

98

Судебная власть

Текущий уровень развития

• Для предотвращения незаконного вмешательства в процесс отбора и назначения судей и для создания
прозрачной и конкурентной системы был создан Высший совет судей. Совет провёл внушительный общественный
контроль за отбором и назначением кандидатов в судьи
• Основываясь на большом опыте развитых стран мира, впервые в истории Республики Узбекистан была введена
практика назначения судей. В связи с этим были укреплены гарантии независимости судей по защите прав граждан
• Чтобы повысить ответственность трибуналов перед народом Республики Узбекистан, с недавно назначенными
судьями консультируются соответствующие общественные и местные активисты. Только при наличии
положительного мнения граждан назначаются кандидаты в судьи
• В целях самостоятельного соблюдения принципа независимости судебной власти, материально-технического и
финансового обеспечения судов при Верховном суде Республики Узбекистан был создан Департамент поддержки
судов. Департаменту была поручена материально-техническая поддержка судей и сотрудников судебных органов,
оказание финансовой и технической помощи судам, создание необходимых условий для судов, улучшение условий
труда
• В рамках передового опыта развитых стран дальнейшее совершенствование института Хабеас Корпус усилило
надзор за расследованием и предварительным расследованием. Полномочия по выдаче разрешений на
прослушивание телефонных разговоров были переданы из прокуратуры в суд для усиления защиты
конституционных прав граждан
• Все иски, поданный в суды по экономическим, административным, гражданским и уголовным делам,
подвергаются онлайновому, региональному и централизованному онлайн-мониторингу, централизованной
отчетности по заявлениям (петициям) и судебным делам в режиме онлайн. Для создания возможности
мониторинга всех процессуальных процедур и сроков была запущена онлайн электронная база данных
• С момента поступления каждого документа, поступающего в суд через единую электронную базу данных и до
момента подачи в архив мониторинг проводится без вмешательства в содержание дела. Принятые решения
доводятся до сведения сторон; была введена система направления своевременного исполнения судебным
исполнителям. Была создана возможность получения ежедневного онлайн-отчета
• В целях дальнейшего укрепления доверия граждан судьям был разработан внутренний порядок Верховного
суда, обеспечивающий прозрачность работы судов. В соответствии с этой договоренностью веб-сайт Верховного
суда может отслеживать онлайн-сессии в интернете. К этой системе подключены 12 судов в Сурхандарьинской,
Хорезмской и Наманганской областях, которые в настоящее время являются наиболее отдаленными районами.
• Также на сайте Верховного Суда Республики Узбекистан введено систематическое оглашение судебных решений
• После оглашения вступившего в силу судебного приказа было введено в судебную практику толкование его
содержания участникам судебного процесса
• Для информирования общественности и средств массовой информации о работе судов председатели областных
судов и их начальники организовывают ежеквартальные заседания во всех регионах

Текущий уровень развития судебной власти

1

Источники: данные Верховного Суда РУз

99

Судебная власть

Текущий уровень развития

• Рейтинг Узбекистана по индексу верховенства закона –
The World Justice Project: The Rule of Law Index 2017 
находится на 91-месте. В 2018 году исследование 
охватывает 113 государств и юрисдикций, при этом 
Казахстан находится в рейтинге на 64-месте, а Кыргызстан 
на 82.
• Количество судей на численность населения в 
Узбекистане составляет соотношение 1 судья на 23 810 
человек (2018 года), когда как во Франции это 11 000, в 
США – 9000, в Германии – 4000.
• Количество оправдательных приговоров с 7 за период 
2012 по 2016 год (вероятность оправдания чуть выше 0%), 
стало 590 за 9 месяцев 2018 года. 
• В Узбекистане отсутствует доступ к принимаемым 
судебным решениям и к процессуальному графику дел. 
Казахстан с 2009 года размещает в интернета все виды 
судебных решений. Такая практика уже давно налажена в 
соседних России и Кыргызстане. 
• В Узбекистане отсутствует юридическая этика. 
Юридическая этика должна быть закреплена 
соответствующими нормами права

Стратегические опции

Подобные меры позволят судам превратиться в подлинно независимый институт, что могло бы быть 

примером успешной судебной реформы

Обеспечение независимости судебной власти 

Требуется обеспечение независимости судебной власти от любого вне 
процессуального влияния как внутри судебной власти, так и извне. Судьи при 
принятии ими решений должен быть свободными и независимыми, и 
подчиняться только закону. Именно суды должны быть органом, 
определяющим виновность лица. Необходим отдельный закон о статусе судей с 
унифицированными нормами, не являясь частью закона, регулирующего 
систему судов. На уровне отдельного закона должно определяться отбор и 
требования к кандидатам на судью, привлечение судей к ответственности, 
определение дисциплинарного проступка, санкции и др. вопросы, во избежание 
использования различных интерпретаций, как инструмента давления на судей. 
Судебная система должна быть построена на системе доступности для 
обращений от простых граждан. Работа Конституционного суда требует 
реформирования и превращения в авторитет незыблемости конституционных 
прав и свобод человека и гражданина, куда вправе обращаться любой, кто 
посчитает, что права его нарушены.  

• Судебные органы авторитетные и эффективные 

институты в обществе

• Доверие граждан и социальная стабильность
• Инвестиционная привлекательность
• Повышение в различных мировых рейтингах
• Конституция – гарант прав и свобод человека и 

гражданина

• Требуется значительный пересмотр роли 

суда

• Требуется 

длительный

процесс реформы

• Инвесторы не сразу увидят изменения

1

График/Диаграмма 1

Германия

Примеры стран:

Великобритания

86

Танзания

0.47

87

Ливан

0.47

88

Филиппины

0.47

89

Россия

0.47

90

Доминикана

0.47

91

Узбекистан

0.46

92

Мексика

0.45

93

Сьерра-Леоне

0.45

100

Судебная власть

Гарантии для судей позволят сформировать судебную власть, способную обеспечить верховенство права, 

защиту прав человека и высокое доверие населения и инвесторов к судебной системе Узбекистана 

Повышение качества системы подготовки, отбора, а также пожизненное нахождение в должности и 
несменяемость обеспечивают судей высоким авторитетом и независимостью

Реформирование системы подготовки юридических кадров в стране, развитие 
правовых наук, тесное сотрудничество и партнёрство образовательных 
учреждений с производством будут способствовать обеспечению судебной 
системы квалифицированными и высокомотивированными юридическими 
кадрами. 
Система подготовки и отбора судей через прозрачный справедливый процесс 
приведёт к тому, что будут назначаться судьи, являющиеся 
высококвалифицированными юристами, отличающиеся высокими моральными 
качествами и способностью к независимому принятию решений на основе 
факта и права. 
Необходимо пересмотреть порядок пожизненного нахождения судей в 
должности: пожизненное назначение должно иметь только первичный 
испытательный срок. Несменяемость также является важным критерием 
обеспечения независимости судей.

• Судебная система получит 

высокопрофессиональные кадры с высокими 
моральными стандартами и юридической этикой

• Судебная система и судьи пользуются высоким 

авторитетом и доверием в обществе

• Обеспечена независимость суда, право защищено 

судом

• Требуется пересмотр системы подготовки 

кадров

• Требуются пересмотр критериев и в целом 

системы отбора кандидатов в судьи

• Требуются дополнительные ресурсы, в том 

числе временные

2

По официальным данным за 
2017 год Высший судейский 
совет оценил деятельность 667 
судей, из которых 500 были 
признаны «соответствующими 
должности судьи», 390 были 
назначены на должности.

График/Диаграмма 2

По уголовным делам, 430

По 

гражданским 

делам, 152

Экономическ

ие суды, 105

Административные 

суды, 49

Военные 

суды, 20

Количество лиц, стоящих в резерве впервые 

назначаемых на должность судей: 756 человек по 

состоянию на ноябрь 2018 года

Стратегические опции

США

Примеры стран:

Польша

Франция

ФРГ

Япония

Великобритания

101

Судебная власть

Снижение нагрузки на судей, соразмерное увеличение размера судебных расходов, а также 
успешное использование альтернативных методов разрешения споров и арбитража

Для дальнейшего совершенствования деятельности судов безусловно 
необходимо также увеличивать количество судей. На сегодняшний день, 
когда население Узбекистана приблизилось к 33 миллионам, при 
существующем количестве судей невозможно решить всевозрастающий 
объём дел. Поэтому увеличение количества судей послужит облегчению 
нагрузки на суды, что станет основой принятия взвешенных и справедливых 
решений. Должны быть выработаны нормативы нагрузки на судей.
В Узбекистане судебные расходы призваны зачастую компенсировать 
расходы суда на рассмотрение дела, а не расходы стороны по делу, в чью 
пользу принят судебный акт. В таких развитых государствах мира, как 
Япония, Великобритания, США (в зависимости от штата) размер судебных 
расходов высок, и это обстоятельство побуждает стороны к взаимному 
примирению либо разрешению спора альтернативными способами. В 
Узбекистане также стоит при определении судебных расходов учитывать 
фактически понесённые расходы, сложность дела, устанавливать 
минимальную сумму иска и др.
В Узбекистане в 2007 году был принят Закон о третейских судах, в 2018 году 
Закон о медиации. Увеличение части экономических и гражданских дел, 
рассматриваемых третейскими судами, также послужит облегчению рабочей 
нагрузки на государственные суды. Но при этом, по ряду причин, третейские 
суды на практике не могут решить все дела, поэтому требуется принятие 
Закона «Об арбитраже» на основе модельного закона ЮНСИТРАЛ и 
обьединение вопросов третейского разбирательства и международного 
арбитража в этом законе
Необходимо расширение категорий дел, для которых законодательством 
будет предусмотрено соблюдение обязательного досудебного порядка, а 
также использование альтернативных методов разрешения споров и 
арбитража. Для этого понадобится внедрение обязательного порядка 
обращения к медиации, а также развитие местной школы 
профессиональных медиаторов. В этой связи стоит также рассмотреть 
вопрос ратификации Сингапурской конвенции Узбекистаном.
Реформирование и совершенствование деятельности института Народных 
заседателей послужит формированию эффективного коллегиального 
рассмотрения дел и повышению репутации суда и доверия общества к 
судебной системе.

Равномерное распределение нагрузки на судей обеспечит осуществление правосудия, всестороннее изучение 

дел, принятие справедливых решений, основанных на букве закона, на долге и чести судьи

• Увеличение количества судей и развитие 

альтернативных методов решения споров послужит 
повышению качества принимаемых решений

• В судебной практике увеличится количество случаев 

досудебного решения спора между сторонами

• Права человека в Узбекистане надежно защищены 

судом

• Требуются дополнительные ресурсы, в том 

числе временные

• Увеличение судебных расходов ложится на 

плечи простых граждан

• Острая нехватка высококвалифицированных 

специалистов

3

Стратегические опции

США

Примеры стран:

Япония

Великобритания

Сингапур

Италия

Германия

102

Судебная власть

Узбекистан становится страной, сумевшей провести эффективную судебную реформу, имеющей 

справедливый судебный процесс, доступную и понятную судебную систему с низким уровнем 

рисков коррупции  

Справедливый судебный процесс и справедливое решение – норма в Узбекистане, широкое 
внедрение современных IT-решений в судебную систему позволит повысить транспарентность, 
снизить риски коррупции и затраты ресурсов, как следствие – высокое доверие инвесторов и граждан

Примеры стран: не только государства, 
входящие в англосаксонскую правовую 
систему, но и государства, 
основывающиеся на континентальной 
правовой системе, такие как Франция, 
Германия или Испания, регулярно 
представляют всеобщему вниманию 
судебные решения. 

Узбекистан имеет уникальную историческую возможность обеспечить 
создание судебного процесса, который соответствует всем 
международным стандартам как в отношении организации и хода 
процесса, так и в отношении результатов. Передача судам права выдачи 
санкций на проведение обыска и прослушивание телефонных разговоров 
подозреваемых способствует гуманизации уголовного правосудия.
Обеспечение открытого доступа к принимаемым судебным решениям и 
внедрение электронного сервиса по обслуживанию населения - подача 
электронных документов в суды, отслеживание статуса дел в производстве 
и др. - значительно сократит бумажную волокиту, обеспечит доступность и 
транспарентность, и послужит превентивным методом в отношении 
коррупционных рисков. 
Развитие и внедрение передовых IT-решений в судебную систему (в том 
числе развитие искусственного интеллекта для перевода с узбекского 
языка на другие языки законодательной базы, принятых решений и т.п.) 
будет способствовать пониманию законодательства потенциальными 
инвесторами и привлекательности страны как надежного и открытого 
партнёра.

• Требуются дополнительные ресурсы
• Требуется критический анализ различных 

проблем в процессе

• Требуются высококвалифицированные 

кадры

• Существенно возрастает статус суда и доверие к 

суду

• Права граждан полностью защищены
• Существенно улучшен инвестиционный климат
• Обеспечен общественный контроль над судами
• Судьи стремятся быть 

высококвалифицированными

• Экономия ресурсов, в том числе временных

4

Стратегические опции

Примеры стран:

Германия

Франция

Испания

103

Судебная власть

• Вхождение в первую десятку стран в различных международных 

рейтингах, касающихся верховенства права (The Rule of Law Index и др.)

• Вхождение арбитражных судов и центров Узбекистана (в том числе 

Ташкентского международного арбитражного центра (TIAC)) в список 
арбитражных центров и юрисдикций, где успешно практикуется арбитраж

• Вхождение в десятку лучших стран в антикоррупционных рейтингах, в том 

числе в системе правосудия

• Получение положительных отзывов от различных независимых экспертов, 

включая органы ООН

• Наличие исков в судах Узбекистана между крупными корпорациями, 

которые тем самым подтверждают доверие судебной системе 
Узбекистана как справедливому арбитру

• Применение, толкование судами Узбекистана норм международного 

права, как публичного, так и частного, при рассмотрении дел

• Авторитетные судьи, адвокаты и другие юристы Узбекистана принимают 

активное участие в международных судах, трибуналах и органах ООН 
наравне с юристами других стран мира

• На 5000 населения будет приходиться 1 судья.

Узбекистан имеет независимую судебную власть, которая обеспечивает верховенство права, защищает права 
человека и пользуется безупречной репутацией граждан и инвесторов

Цифровые показатели 

2020

2030

2035

1 судья на количество

населения 

20000

12000

5000

2035

2030

2025

Формирование суда

Верховенство права

Международный 

уровень

Дорожная карта

• Принятие и реализация дорожной 

карты по реформе судебной 
власти как института, 
обеспечивающего 
институциональную 
независимость

• Реформа юридического 

образования с целью 
обеспечения Узбекистана 
квалифицированными юристами 
мирового уровня, 
высокомотивированных и 
преданных своей профессии

• Достижение уровня 

окончательных оправданий 
порядка 20-30 процентов

• Активное использование 

альтернативных методов решения 
споров, арбитража, развитие 
институтов адвокатуры

• Внедрение в судебную систему IT-

технологий и 
использование/развитие 
искусственного интеллекта

• Достижение полного 

искоренения разрыва между 
законом и практикой

• Принятие механизма, 

позволяющего прямо 
применять и 
интерпретировать нормы 
международных договоров 
судьями Узбекистана

• Достижение полного 

функционирования 
Конституционного суда и 
других институтов судебной 
системы в Узбекистане, 
которые являются активными 
участниками формирования 
правового ландшафта 
Узбекистана

• Присоединение ко всем 

процедурам, позволяющим 
подачу индивидуальных 
сообщений в рамках ООН

• Судебная система 

Узбекистана достигает уровня 
развитых стран Запада, включая 
Великобританию, Швейцарию, 
Нидерланды

• Достижение участия судей и 

других юристов Узбекистана в 
различных международных 
трибуналах, судах, арбитражах 
на основе компетентности, 
высоких этических стандартов, 
заслуженной репутации

• Международное право является 

неотъемлемой частью правовой 
системы Узбекистана и 
применяется напрямую судьями 
при разрешении всех видов дел

• Узбекистан находится в десятке 

международных рейтингов по 
верховенству права

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

Целевое видение 2035

104

2. Развитие экономики

Концепция Стратегии развития 

Республики Узбекистан до 2035 г.

105

Сельское хозяйство

Развитие экономики

2.1

106

Ключевые вызовы

Ключевые выводы

Сельское хозяйство

Источники. 1 – Государственная инспекция по контролю и надзору за водохозяйственными объектами, 2 – доклад Продовольственной и сельскохозяйственной 
организации ООН (ФАО) – Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в Европе и Центральной Азии, анализ рабочей группы

• Изменение климатических условий 
• Проблема обеспечения 

продовольственной безопасности (1.9 
млн недоедающих людей на 2016 год)

• Недостаток водных ресурсов на фоне 

растущего населения и 
нерационального использования воды

• Нехватка посевных земель, пастбищ, 

кормов вследствие высокой доли 
засоленности и эрозии почв

• Низкая производительность сельского 

хозяйства (2247 долл. США на занятого 
в сельском хозяйстве)

• Потери при хранении и 

транспортировке овощей и фруктов

• Высокие регуляторные барьеры для 

развития предпринимательства в с/х 

• Дефицит кредитных ресурсов
• Низкий уровень развития центров для 

подготовки кадров

• В рейтинге Индекса продовольственной безопасности 2017

Узбекистан занимает 78-е место. Индекс рассчитывает 
доступность и качество пищевых ресурсов с точки зрения 
финансовых возможностей и наличия продуктов здорового 
питания в 113 странах

• Узбекистан занимает лидирующие позиции в производстве 

многих сельскохозяйственных культур: хлопок, абрикосы, 
черешня, кишмиш (виноград)

• В данный момент объём посевных земель высвобождается из-

под хлопка в пользу плодоовощных культур

• Производительность полей, используемых для выращивания

многих плодоовощных культур, отстаёт от показателей 
развитых стран

• В данный момент вся земля является на 100% государственной, 

фермеры берут её в аренду

• Также присутствуют инфраструктурные проблемы – исчерпание 

ресурса работоспособности системы ирригации

1

• Высыхание Аральского моря и повышение уровня подземных 

вод, повышение уровня солёности речной воды, 
нерациональное использование воды способствуют 
дальнейшему засолению почв и гибели урожая вследствие 
соляных бурь

• Наличие большого объёма эродированных почв вследствие 

использования ядовитых дефолиантов в прошлом

Продовольственная безопасность

Узбекистан

Турция

2,3 %

Европейские

страны

1,8 %

2,5 %

6,3 %

Россия

Дефицит отдельных микронутриентов

% от населения, 2016

2

Узбекистан

53,1 %

26,8 %

Европейские

страны

17,2 %

38,4 %

Дефицит витамина A, % взрослых

Дефицит витамина A, % детей

* Данных по дефициту витамина А у детей в Турции 
и у взрослых в России нет

Комментарии

• Показатель распространённости 

недоедания в Узбекистане в 2-3 раза 
выше, чем в странах Запада, Турции и 
России и охватывает 1.9 миллиона 
человек

• Дефицит отдельных микронутриентов 

также больше, чем в других странах

• В Каракалпакстане заболеваемость 

анемией среди женщин достигает 100%

Текущий уровень развития

14,1 %

28,1 %

Турция*

Россия*

Распространённость недоедания

% от населения, 2016

2

107

Сельское хозяйство

Источники: 1 – Информация BYUYK KELAJAK, World Atlas, Export.gov, Всемирный банк, Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, анализ 
рабочей группы

Текущий уровень развития сельского хозяйства

Вклад сельского хозяйства в экономику

2017 г., млрд долл. США (доля от ВВП, %)

17,8 (34,0%)

Узбекистан

Франция

38,9 (1,5%)

Турция

93,8 (4,5%)

Бразилия

Малайзия

51,7 (6,1%)

Израиль

27,6 (8,8%)

3,8 (1,3%)

Бразилия

9,30 (10,3%)

0,04 (1,1%)

Турция

1,60 (11%)

0,78 (2,8%)

5,40 (19,3%)

Франция

Израиль

Узбекистан

3,70 (27,2%)

Малайзия

2,247

49,475

95,243

10,007

16,818

9,608

Узбекистан

Франция

Бразилия

Израиль

Малайзия

Турция

Занятость в сельском хозяйстве

2017 г., млн человек (доля от занятых, %)

Производительность сельского хозяйства

2017 г., долл. США / занятый 

• В данный момент доля 

сельского хозяйства в 
Республике Узбекистан имеет 
большую долю, чем в других 
странах, что характеризует 
экономику Узбекистана как 
развивающуюся (1,3 – 1,5%) 

• По показателю 

производительности сельского 
хозяйства Узбекистан отстаёт от 
развитых стран в несколько раз

• Высокий уровень занятости в 

сельском хозяйстве 
свидетельствует о низком 
уровне внедрения 
технологических решений в 
секторе сельского хозяйства

Экспорт продукции с/х и пищевой промышленности

2017 г., млрд долл. США 

92,8

86,8

78,8

Франция

Турция

149,1

США

Малайзия

Германия

Нидерланды

2,2

Бразилия

74,2

Узбекистан

17,7

26,0

Для проведения сравнительного анализа показателей занятости, вклада в экономику и 
производительности сельского хозяйства были выбраны страны-лидеры в производстве с/х продукции, 
ориентированные на экспорт и обладающие высокотехнологич

ны

м сельским хозяйством.

Узбекистан экспортирует плодоовощную продукцию, яйцо птицы, мясо МРС. Существует большой 

потенциал по агрокультурам, бобовым, семечковым культурам (лен, подсолнечник, хлопчатник)

1

, в 

частности по экспорту готовой продукции из этих культур.

108

Объём экспорта готовой продукции 
пищевой промышленности, 

млн долл. США

Сельское хозяйство

Источник: Trade Map, 2017, анализ рабочей группы

РУз граничит со стратегически привлекательными рынками для осуществления торговли 
сельскохозяйственной продукцией 

2017

2030П

Россия

142 141

740 750

Европа

Центральная 

Азия

1 823

2 145

Китай

1 402

1 350

Население, 

млн чел.

При сохранении текущей модели управления земельными и водными ресурсами дефицит 
продовольствия будет нарастать, качество земли будет ухудшаться, запасы воды будут сокращаться

2015

2016

2017

1,586

1,422

1,481

-3%

Объём экспорта сырьевой продукции 
сельского хозяйства, 

млн долл. США

72.4

58.0

46.0

2015

2016

2017

+25%

Текущий уровень экспорта продукции сельского хозяйства

109

Сельское хозяйство

Источники: 1 - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО); 2 - ГосКом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, 
картографии и государственному кадастру

Текущий уровень экспортного потенциала Узбекистана 

724

1,861

Узбекистан

Израиль

-1,596

Франция

265

Урожайность (примеры сельскохозяйственных культур)

1

2017 г., центнер/га

Помидоры

Огурцы

85

42

142

100

Турция

Израиль

Узбекистан

Черешня

655

788

259

-529

Франция

Израиль

Узбекистан

Абрикосы 

(2 место в мире)

257

306

533

730

Алжир

Иран

Турция Узбекистан

137

123

220

599

Чили

Турция

Узбекистан

Иран

Иран

3 929

1 976

3 814

Китай

79 244

Турция

Узбекистан

Объёмы выращивания сельскохозяйственных культур

1

2017 г., тыс. тонн в год

Черешня 

(4 место в мире)

Арбузы

(4 место в мире)

56 423

2 455

США

13 038

Индия

18 399

Китай

Узбекистан

814

61 949

Узбекистан

1 993

Турция

Россия

1 811

Китай

Помидоры

(12 место в мире)

Огурцы

(6 место в мире)

Узбекистан

1 626

Иран

3 814

Китай

3 929

Турция

79 244

Виноград

(13 место в мире)

110

Перец чили

Сельское хозяйство

Источники: 1 - ГосКом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственный комитет Республики 
Узбекистан по статистике, Uzdaily.uz, анализ рабочей группы
2 - Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан

Структурные изменения использования посевных земель

Структура использования посевных земель

2018 г.

Целевая структура использования посевных земель, 

2035 г.

Комментарии

Фисташка

Площадь засоленных почв

2

43 100

19309 (44,8%)

23791 (55,2%)

• В Каракалпакстане показатель 

засоленности почвы составляет 69%
в Хорезмской области — 100%
в Бухарской области — 86%

• Серьезную опасность представляют 

процессы опустынивания и 
техногенное загрязнение

36 816 (85,4%)

Объём орошаемых земель, подверженных засолению и эрозии, 

км

2

• 15 тыс. га производственных площадей будет отведено в Республике Каракалпакстан 

(Узбекистан) под выращивание перца чили. Такое распоряжение было дано 
Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым во время поездки в Республику 
Каракалпакстан

• Перец чили планируется выращивать из сортов индонезийских острых перцев

которые недавно были изучены во время поездки узбекской делегации в Индонезию. 

• В настоящее время в мире производят 68,3 млн т перца чили. Период созревания 

перца чили 60-80 дней, урожайность при промышленном выращивании 40 т/га

• Выращивание таких культур, как фисташка на предгорных богарных землях в 50 раз 

более прибыльно, чем производство пшеницы на этих землях; выпас скота на весь 
период составляет лишь 4,5% выгоды
, полученной от выращивания фисташки за весь 
период

• Ликвидация посевов хлопчатника (на 60 тыс. га) и зерна (на 42 тыс. га) на низкоурожайных землях 

позволит существенно повысить среднюю урожайность культур

• Увеличение производства белого мяса повысит рентабельность отрасли (для производства 1 кг белого 

мяса нужно в 5 раз меньше объема кормовой базы)

• Фисташка и чили являются не единственными культурами, пригодными для выращивания в 

Узбекистане, а приведены лишь как примеры. Проведение исследований позволит выявить, какие 
культуры наиболее эффективны в условиях страны

• Дополнительно можно расширить производство традиционных (местные сорта граната, инжира, 

яблок, персиков, дынь, груш, редьки и прочих) и новых культур, таких как олива (плантации оливы в 
Южной Европе гибнут от грибковой инфекции, появившейся из-за меняющегося климата)

Площадь почв, подверженных эрозии

1

6 284 (14,6%)

43 100

36 816 (85,4%)

111

Засоление почв и дефицит воды

,

%

Сельское хозяйство

При сохранении текущей модели управления земельными и водными ресурсами дефицит 
продовольствия будет нарастать, качество земли будет ухудшаться, запасы воды будут сокращаться

Потребление продуктов питания

1

,

кг на душу населения в год, 2016

48%

41%

20%

90%

30%

24%

52%

59%

80%

11%

70%

76%

Ра

сти

те

л

ьно

е

м

ас

л

о

Сах

ар

О

во

щи

Мо

л

о

ко

Ф

р

укты

Мя

со

Производство

Дефицит

Потребление в 2035 году

0

5

10

15

20

2035

13,6

2020

2015

11,7

2030

5,8

6,6

Земли со средним и сильным засолением

Дефицит воды для ирригации

Комментарии

• Узбекистан производит достаточно овощей, фруктов и мяса, чтобы удовлетворить внутренний спрос 

на эти продукты в данный момент

• Однако уже существует необходимость в увеличении объёма импорта молочных 

продуктов, сахара и 

растительного масла

• К 2035 году высока вероятность возникновения дефицита и по другим видам продовольствия из-за 

следующих факторов:

‒ Рост численности и изменение возрастной структуры в пользу взрослого населения

‒ Увеличение доходов = увеличени

е

спроса

• Рост дефицита продовольствия будет связан с:  

‒ ограниченностью земельных и водных ресурсов 
‒ прогнозируемым изменением климата, при котором оросительные нормы увеличатся на 5-10% к 

2030 году

Распределение земель по видам продукции,

га

2017

26,3%

41,0%

0,6%

19,6%

12,0%

11,1%

2014

0,6%

40,6%

0,7%

28,1%

12,7%

18,6%

2010

30,0%

43,0%

15,1%

овощи

фрукты

крупа

другое

хлопок

280

149

334

44

24

863

32

Овощи

Молочные продукты

Фрукты

Мясо

Сахар

Масло растительное

Текущая модель управления земельными и водными ресурсами

Источник: 1 – Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике, Доклад программы развития ООН Узбекистан 2030, анализ рабочей группы

112

Сельское хозяйство

Расширение водосберегающих способов полива и поддержание обслуживания ирригационно-
дренажной инфраструктуры позволят повысить качество земель и покрыть водный дефицит

Повышение качества земли,

%

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

2015

2020

2025

2030

2035

Земли с низким плодородием

Земли с хорошим мелиоративным состоянием

Земли с высоким плодородием

Ликвидация дефицита водных ресурсов,

%

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

102

88

90

94

92

0

98

100

104

96

2035

0,2

2025

-6,5

-1,9

2015

0,5

2020

Дефицит

Водообеспеченность

Поддержание обслуживания ирригационно-дренажной инфраструктуры

Источник: Государственный Комитет Республики Узбекистан по Статистике, Доклад программы развития ООН Узбекистан 2030, анализ рабочей группы

113

Сельское хозяйство

Видение развития виноделия и виноградарства

Создаваемые и существующие виноградные плантации

га

Существующие виноградники

Создаваемые виноградники

20000

16550 (82,8%)

3450 (17,3%)

Использование производственных мощностей предприятий, перерабатывающих виноград

тыс. тонн

Неиспользуемые мощности

Использующиеся мощности

200,8

90,4 (45,0%)

110,4 (55,0%)

Комментарии

• К 2023 году планируется увеличить 

площадь виноградников более чем 
в 5 раз 

• В данный момент имеющиеся 

производственные мощности 
используются не полностью, 
потенциально производство может 
увеличиться более чем в два раза

1436

1976

2195

-19,1%

2016

2017

2015

Объём производства продукции

млн долл. США

Экспорт продукции

млн долл. США

21

20

15

+17,8%

2015

2016

2017

Производство алкогольной продукции по видам

0,1%

57,0%

0,7%

25,4%

7,4%

0,7%

8,6%

• Более половины объёма всей 

алкогольной продукции в 
Узбекистане занимает 
производство водки и 
ликероводочных изделий

• Виноделие занимает только 7,4% 

от всего производства 

Водка и ликёровод. изделия

Шампанское

Вино виноградное

Спирт пищевой

Коньяк

Виноматериалы

Коньячный спирт

28 февраля 2018 года вышло Постановление Президента Республики Узбекистан Шавката
Мирзиёева «О мерах по коренному совершенствованию винодельческой отрасли и реализации 
алкогольной продукции»

Одним из важнейших пунктов стал пункт об отмене лицензирования винодельческой деятельности: 
«С 1 января 2019 года отменяется лицензирование деятельности по производству натуральных 
виноградных вин, выработанных из сырья собственных виноградных плантаций, с отнесением 
таких вин к категории сельскохозяйственной продукции
»

Также для потенциальных инвесторов будет важен другой пункт постановления, вводящий 
регуляторные барьеры для входа в отрасль: «С 1 января 2019 года деятельность по производству 
натуральных вин, виноматериалов и коньячного спирта, а также переработке винограда могут 
осуществлять предприятия, имеющие плантации площадью не менее 100 гектаров по 
выращиванию плодоносящих технических сортов (…)»

Источники: АО «Узшаробсаноат», анализ рабочей группы

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..