История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 3

 

 

поддержку правительственного курса со стороны промышленно-финансовых кругов и произведет 
благоприятное впечатление на заграницу.

Франко-бельгийская оккупация Рура

Ссылаясь на финансовую несостоятельность, Германия перестала выплачивать очередные 
репарационные платежи. Отказ от выплаты репараций был использован Францией для 
ужесточения антигерманской политики.

11 января 1923 г. французские и бельгийские войска оккупировали 2/3 территории Рура. На 
оккупированную часть приходилось 72 % добычи угля и более 50 % выплавки чугуна и стали. 
Рурская область была изолирована от остальной территории Германии. Немецкое правительство в
ответ выдвинуло лозунг «Отечество в опасности» и призвало немцев к «пассивному 
сопротивлению» оккупантам. 

По призыву правительства население Рура отказывалось выполнять распоряжения оккупационных
властей. Из различных районов Германии в Рур для ведения партизанской войны отправлялись 
добровольцы. Их провокационные действия вызывали ответные репрессии оккупационных 
властей и не способствовали разрешению конфликта.

Социально-экономический и политический кризис

К марту Франция и Бельгия так и не смогли получить в счет репараций ни угля, ни металла, ни 
леса. Франция оказалась в международной изоляции, ибо ее бывшие союзники не поддержали 
рурскую акцию. Но оккупация и «пассивное сопротивление» вызвали резкое падение 
производства в самой Германии. Систематическими стали перебои в снабжении населения 
продуктами питания и промышленными товарами. Правительственная поддержка «пассивного 
сопротивления» обходилась государству ежемесячно в 200 млн золотых марок. Инфляция в 1923 
г. приняла форму гиперинфляции. Курс марки постоянно падал. Цены на товары изменялись по 
несколько раз в день и выросли к осени в тысячи раз. Дневная зарплата квалифицированного 
рабочего осенью 1923 г. равнялась 3 трлн марок, однако реальная заработная плата снизилась по 
сравнению с довоенной на 25 %. Росла численность безработных. Народ нищал.

С другой стороны, государство, которое превратилось в должника, благодаря инфляции быстро 
освободилось от своих обязательств. Крупный бизнес и проворные дельцы спекулировали в 
ущерб национальной валюте, скупали за бесценок промышленные предприятия.

В начале 1923 г. активизировалась деятельность рейнских сепаратистов, уже давно стремившихся 
освободиться от прусской опеки. Опираясь на поддержку Франции, сепаратисты провозгласили 
«независимую Рейнскую республику». Обострились отношения с Баварией, руководство которой 
фактически вышло из-под контроля центральных властей.

Правительство Куно потеряло доверие немецкого населения. Весной и летом 1923 г. крупные 
забастовки прошли в промышленных регионах страны. Вскоре правительство Куно ушло в 
отставку. Политика открытой конфронтации с Антантой потерпела поражение. 13 августа было 
создано правительство «большой коалиции» в составе представителей НДП, Центра, ННП, СДПГ. 
Возглавил кабинет лидер народной партии Густав Штреземан. 27 сентября в Германии было 
введено чрезвычайное положение. Штреземан опасался, что продолжение «пассивного 
сопротивления» может привести страну к большевизации и распаду.

6) Немецкие радикалы в борьбе против республики

 

 

КПГ (Коммунистическая партия Германии): курс на революцию; «Немецкий октябрь»

Кризисная ситуация 1923 г. резко обозначила политическую агрессивность радикальных 
движений и партий. КПГ к осени 1923 г. насчитывала в своих рядах почти 300 тыс. человек. 
Особенно сильными позиции партии были в промышленных центрах Средней Германии. 
Здесь коммунисты еще в 1921 г. спровоцировали рабочих на вооруженное выступление, 
закончившееся поражением. Но партия не отказалась от путчистских настроений и 
оказалась под полным влиянием Коминтерна. В 1923 г. коммунисты в Берлине и Москве 
отождествляли массовые выступления против правительства Куно с готовностью «низов» к
свержению капитализма. Оценки политической ситуации носили безальтернативно 
революционный характер. Пленум ЦК РКП(б) в сентябре утвердил тезисы «Грядущая 
германская революция и задачи РКП(б)», которые ориентировали Коминтерн и КПГ на 
подготовку вооруженного восстания. Была создана специальная комиссия Политбюро по 
международному положению в составе И. Д. Сталина, Г. Е. Зиновьева, Л. Д. Троцкого, Л. Б. 
Каменева и др. руководителей партии и советского государства. Начало германской 
революции было назначено на 9 ноября 1923 г. Из Москвы в Германию отправили 
несколько десятков советников из военных и гражданских лиц.

Начать восстание планировалось в Саксонии и Тюрингии. Правительство Штреземана, 
пытаясь удержать ситуацию под контролем, приняло решение ввести 21 октября в 
Саксонию части рейхсвера для «имперской экзекуции». КПГ была вынуждена на этот же 
день запланировать проведение всеобщей забастовки протеста, которая должна была 
послужить сигналом для начала всегерманского вооруженного восстания.

Собравшиеся 21 октября в столице Саксонии Хемнице на конференцию представители 
рабочих организаций, КПГ, СДПГ и правительства — всего 500 делегатов — отказались от 
проведения забастовки. Немецкий пролетариат не рвался в «решительный бой». В 
сложившейся ситуации председатель КПГ Брандлер принял решение отложить восстание 
на неопределенный срок. Только в Гамбурге местные коммунисты под руководством
Эрнста Тельмана 23 октября начали вооруженное восстание, которое закончилось
поражением. «Немецкий Октябрь» не состоялся.

Последствия несостоявшейся революции оказались для КПГ печальными. Ее легальная 
деятельность временно была запрещена, многие активисты арестованы. За КПГ 
закрепилась оценка «партии гражданской войны». Коминтерн признал курс на революцию
в Германии «правильным». Всю ответственность за несостоявшуюся революцию 
московская «четверка» и Коминтерн возложили на руководство КПГ. 

Правый радикализм

Другим источником политической напряженности в начале 20-х гг. XX в. была Национал-
социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП). Она возникла в Мюнхене в январе 
1919 г. Партия пополняла свои ряды за счет национал-патриотов из числа бывших 
участников мировой войны, средних слоев города и деревни, маргиналов. В феврале 1920 
г. была принята программа партии «25 пунктов», которая предусматривала признание 

Германии национальным немецким государством с сильной централизованной властью, 
отнесение к гражданам государства только немцев, наделение их равными правами. В 
программе провозглашалась защита интересов различных слоев общества — рабочих, 
крестьян, торговцев, предпринимателей. В нее были также включены популярные в 
послевоенное время лозунги: отмена Версальского договора и возрождение Великой 
Германии, равенство немцев с другими народами, борьба против коррупции, спекуляции 
и нетрудовых доходов. 

Такие программные требования как возрождение Великой Германии, теория жизненного 
пространства, расизм, антисемитизм и другие — как и сам термин «национал-социализм» 
— не были «изобретением» послевоенных национал-патриотов. Но НСДАП приспособила 
прежние лозунги немецких националистов к новым условиям и придала им современное 
звучание. НСДАП стала выразительницей консервативного экстремизма масс.

В 1921 г. председателем партии стал Адольф Гитлер, австриец по происхождению. При 
нем НСДАП стала превращаться в партию «нового типа»: массовую, дисциплинированную, 
централизованную, боевую. К 1923 г. она насчитывала до 50 тыс. членов. Партия получила 
финансовую поддержку крупного баварского капитала, создала пропагандистский 
аппарат, военизированные «штурмовые отряды», в которых состояло 15 тыс. человек. 
Гитлер поставил задачу захватить власть в Германии и превратить страну в национал-
социалистический Третий рейх. Он так определил задачи будущего государства:
1. Стабильность и порядок.
2. Защита частной собственности.
3. Поощрение немецкого «созидательного капитала».
4. Искоренение марксизма и либерализма.

«Пивной путч»

Осенью 1923 г., используя кризис республики, нацисты активизировали провокационные 
действия, открыто готовя антигосударственный путч. В ответ президент на основании 
закона о чрезвычайном положении передал исполнительную власть генералу Хансу
фон Секту. Однако это не остановило нацистов. 8 ноября 1923 г., воспользовавшись 
конфликтом между баварскими властями и центральным правительством, в главном зале 
мюнхенской пивной «Бюргербройкеллер», где собралось около 3 тыс. человек, Гитлер 
объявил о начале «национальной революции». Он провозгласил себя главой «имперского 
правительства», а генерала Людендорфа — главнокомандующим армии и призвал к 
«походу на Берлин» с целью захвата власти. Но утром 9 ноября полицейские 
подразделения разогнали колонны нацистов. 16 путчистов были убиты, а Гитлер 
арестован. Путч провалился, национал-социалистическая партия была запрещена. Время 
нацистов еще не наступило.

7) Веймарская республика в 1924-1929 г.г.

 

 

К 1929 г. общий объем промышленного производства капиталистического мира 
увеличился почти в 1,5 раза по сравнению с довоенным уровнем. Вырос жизненный 
уровень значительной части населения. Профсоюзы и работодатели широко использовали

политику социального партнерства и компромисса. Политическая роль рабочих партий 
укрепилась, расширилась социальная база государства.

Радикальные антидемократические движения переживали глубокий кризис. Мировое 
коммунистическое движение хотя и продолжало ориентироваться на мировую 
революцию, но перешло от «штурма» капитализма к его «осаде». Праворадикальные 
фашистские партии и группы в большинстве европейских стран либо распались, либо 
резко сократили число своих сторонников. Начался период стабилизации.

Стабилизация экономики

С середины 20-х гг.ХХ в. германская экономика оказалась под воздействием целого ряда 
внешних и внутренних факторов, которые способствовали преодолению ее кризисного 
состояния. Важнейшее значение имело урегулирование репарационной проблемы.
Рурский кризис показал, что проблема репарационных долгов зависела не столько от 
политики германских правительств, сколько от низкой платежеспособности страны. Новое 
выколачивание репараций по французскому методу могло окончательно разрушить 
германскую экономику» и вызвать общеевропейский хаос. Американские и британские 
правящие круги выступили за прекращение экономической изоляции Германии и 
стабилизацию ее финансовой системы. С этим было согласилась и Франция.

План Дауэса

На Лондонской международной конференции в июле 1924 г. был утвержден план 
финансово-экономической санации Германии, предложенный комиссией экспертов под 
председательством американского банкира Чарлза Дауэса. План Дауэса предусматривал 
снижение на четыре года ежегодных репарационных платежей при сохранении общей 
суммы репараций. В 1924-1927 гг. Германия должна была выплачивать по 1 млрд золотых 
марок, и только с 1928-1929 г. - по 2,5 млрд марок. В дальнейшем ежегодные 
репарационные платежи должны были определяться, исходя из платежеспособности 
Германии. В качестве источников покрытия репарационных платежей и займов 
определялись доходы государственного бюджета, прибыли немецких железных дорог и 
промышленных компаний. Устанавливался международный контроль над бюджетом 
страны. 

Таким образом, французская идеология экономических репрессий против Германии была 
заменена англосаксонской концепцией восстановления немецкой экономики. К концу 
1920-х гг. приток иностранного капитала в Германию по разным оценкам составил до
25 млрд марок. В счет репараций за этот период немцы выплатили немногим более 10 
млрд марок. Приток инвестиций содействовал модернизации и рационализации 
германской промышленности.

Важным фактором правительственной финансовой политики буржуазных кабинетов 
явилось сбалансирование государственного бюджета путем резкого уменьшения 
государственных расходов и повышения доходов. Во второй половине 1920-х гг. более чем
на треть был сокращен государственный аппарат, снижены зарплата чиновников и 

социальные расходы. В 1926-1927 гг. выросли косвенные налоги и налоги с физических 
лиц, одновременно снижались налоги на капитал в целях поощрения инвестиций.

Стабилизации финансовой системы страны способствовало введение так называемой 
«рентной марки». Путем обмена одной «рентной марки» на 1 биллион бумажных марок 
уменьшалась денежная масса и снижалась инфляция. В итоге, в середине 1920-х гг. 
государственный бюджет был сбалансирован, инфляция остановлена.

Рейхстаг принял ряд законов о защите внутреннего рынка. Они позволили правительству 
поднять таможенные пошлины на некоторые виды импортных товаров. К 1928 г. пошлины 
возросли в целом почти в 3,5 раза. Одновременно германские предприниматели 
получили значительные льготы в экспортной деятельности. Германия по объему экспорта 
вышла на третье место в мире после США и Великобритании.

В 1927 г. германская промышленность по общему объему производства вышла на 
довоенный уровень. В 1929 г. превзошла его на 17 %. Прирост объемов выпуска продукции
в отдельных отраслях промышленности оказался еще более высоким. Быстрыми темпами 
развивались химическая, газовая, электротехническая отрасли промышленности, а также 
некоторые отрасли машиностроения. Экономическое развитие Германии достигло 
высокого уровня стабилизации.

Политическая жизнь

В Германии после бурных событий 1923 г. заработали традиционные парламентские 
механизмы. В феврале 1924 г. было отменено чрезвычайное положение. Государственная 
власть в республике с ноября 1923 по май 1928 г. находилась в руках буржуазных партий. 
За это время они сформировали несколько правительственных коалиций, существование 
которых было отмечено внутренним напряжением и противоречиями как по вопросам 
внешней, так и внутренней политики. 

«Неуживчивостью» отличалась Национальная партия. До конца 20-х она по числу 
голосующих за нее избирателей заметно опережала другие буржуазные партии. Это 
давало ее лидерам основание на получение в буржуазной правительственной коалиции 
поста канцлера. Так, после выборов в рейхстаг в мае 1924 г. националисты собрали более 
19 % голосов и предложили на пост канцлера 75-летнего адмирала Тирпица. Не получив 
согласия со стороны других буржуазных партий, НННП отказалась вступить в буржуазную 
коалицию. В кабинет, который возглавил католик В. Маркс, вошли представители Центра, 
НДП, ННП и БНП. Не имея за собой парламентского большинства, правительство Маркса 
вынуждено уйти в отставку. Внеочередные парламентские выборы, состоявшиеся в 
декабре, закрепили успех НННП в буржуазном лагере. За нее проголосовало 20 % 
избирателей. Парламентская фракция националистов по численности уступала только 
фракции социал-демократов.

НННП, однако, и на этот раз не добилась продвижения своего кандидата на пост канцлера,
но согласилась войти в коалицию. На пост канцлера был приглашен «нейтральный» 
человек — беспартийный бывший министр финансов Ханс Лютер. Он возглавил 
правоцентристское правительство, состоявшее из «министров-специалистов» и 

формально считавшееся «техническим». В действительности, члены правительства не 
только сохраняли тесные отношения с фракциями, но и зависели от их решений. В 
буржуазном лагере довольно быстро обнаружились центробежные тенденции, которые 
были инициированы националистами. В октябре 1926 г. они не поддержали прозападную 
политику правительства и вышли из его состава, развалив кабинет Лютера. В январе 1927 
г. НННП вернулась в правительственную коалицию, но уже возглавляемую Марксом. 
Однако через год националисты вновь вышли из правительства, на этот раз из-за 
разногласий по вопросам внутренней политики. Буржуазная коалиция окончательно 
развалилась. На май 1928 г. были назначены досрочные выборы в рейхстаг, которые 
внесли существенные коррективы в расстановку политических сил.

Президентские выборы 1925 г.

На характер политического развития Германии значительное влияние оказывала фигура 
президента. 28 февраля 1925 г. скончался первый президент республики Ф. Эберт. Его 
политическим идеалом было правовое конституционное государство, сохранение 
которого Эберт полагал возможным только при сотрудничестве рабочего класса и 
буржуазии. Как президент, Эберт добивался создания и сохранения большой 
парламентской коалиции, с неизменным участием СДПГ. В этом он не всегда находил 
поддержку и понимание не только в обществе, но даже в собственной партии. К середине 
1920-х гг. Эберт оказался в изоляции и фактически был отстранен буржуазными партиями 
от серьезного влияния на политическую жизнь страны. Президент подвергался 
оскорблениям и унижениям со стороны националистов и коммунистов. Для первых он был
предателем народа, для вторых — предателем рабочих. Эберта вряд ли можно отнести к 
выдающимся немецким политикам, но заслуги его перед немецким народом, тем не 
менее, значительны. За 6 лет пребывания на посту президента, он проявил себя как гарант 
незыблемости конституции, единства нации и защитник интересов республики.

Избирательная кампания по выборам президента в 1925 г. проходила в условиях острых 
политических столкновений, формирования сложных партийных коалиций и долгих 
поисков «подходящих» кандидатов на освободившийся пост. Первый тур президентских 
выборов состоялся 29 марта 1925 г. Большинство партий, пытаясь определить свою 
популярность среди избирателей, выдвинули собственных кандидатов. 

В первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемых для победы 50 % плюс один 
голос. Согласно закону о выборах, для избрания президентом во втором туре достаточно 
было получить относительное большинство голосов. Президентом республики был избран
Гинденбург, который собрал на 950 тыс. голосов больше (48,4 %), чем Маркс. 

Гинденбургу, прусскому лютеранину, отдали свои голоса не только добропорядочные 
протестанты из Восточной Пруссии. За фельдмаршала проголосовала вся консервативная 
Германия. Высший государственный пост занял человек, который никогда не был 
сторонником демократии и лишь вынужденно смирился с республикой. Гинденбург был 
символом монархизма и прусских военных традиций. Избрание Гинденбурга не означало, 
что немцы хотят реставрации монархии. Это было голосование против «партийных 
интересов», против «партийного государства», с которыми многие немцы отождествляли 
парламентскую демократию, и в которой разочаровались. В Гинденбурге многие видели 

«беспартийного» президента, «отца нации», который будет защищать единство немцев, 
порядок и дисциплину. 

Гинденбург пользовался абсолютным доверием генералитета, и рейхсвер получил новые 
возможности укрепить свое положение «государства в государстве». Воспрянуло и 
прусское дворянство, чье влияние на государственную власть после революции резко 
упало. Правые через окружение Гинденбурга, через близкий его сердцу мир военных и 
аристократов получили возможность влиять на принятие важных политических решений. В
рейхстаге во второй половине 1920-х гг. треть депутатов выступала против Веймарской 
республики.

Таким образом, в апреле 1925 г. республиканцы проиграли не просто президентские 
выборы. Они проиграли битву за республику. 

8) Оппозиция власти и враги республики

 

 

Оппозиционность СДПГ

Отказавшись участвовать в буржуазной правящей коалиции, СДПГ тем самым перешла в 
открытую оппозицию к исполнительной власти, сохраняя верность парламентской 
демократии. Утрату правительственной ответственности СДПГ воспринимала без особого 
сожаления. Партия использовала это время для осмысления прошедших событий и 
выработки своей будущей политики.

В новой, Гейдельбергской, программе партии было записано, что демократическая 
республика является «опорным пунктом» на пути к социалистическому государству. 
Современный капитализм рассматривался в качестве прихода эпохи «организованного 
капитализма». Рабочий класс был сориентирован на борьбу за решение трех задач. Во-
первых, на борьбу за «политическую демократию», то есть за развитие демократического 
правового государства, политический плюрализм и победу на парламентских выборах. Во-
вторых, на борьбу за «экономическую демократию», то есть за участие рабочих в 
управлении производством. В-третьих, на борьбу за «социальную демократию», то есть за 
создание эффективной системы социальной защиты.

В соответствии с этими программными установками строилась вся практическая работа 
СДПГ. Партия выставляла своих кандидатов для участия в парламентских, земельных и 
муниципальных выборах, в производственные и наблюдательные советы предприятий. В 
конце 1920-х гг. тысячи социал-демократов занимали должности в органах управления 
различных уровней.  

Параллельно формировалось и доверительное отношение к СДПГ определенной части 
немецкого бизнес-сообщества. Это было признание авторитета СДПГ и открытый призыв к 
ее участию в правительственной коалиции. Только националисты выступили против 
сотрудничества с СДПГ.

Партия сумела пережить политическую стагнацию и на выборах в рейхстаг в мае 1928 г. 
СДПГ получила почти 30 % голосов избирателей.

«Большевизация» КПГ

КПГ и после поражения «немецкого Октября» продолжала сохранять революционный 
оптимизм. Коминтерн дважды менял руководство партии, в поисках наиболее 
дееспособных лидеров. Выбор пал на бывшего независимца Эрнста Тельмана,
который пришел в КПГ в 1920 г. и быстро завоевал известность своей «революционной» 
твердостью. К 1925 г. он был членом ЦК партии, кандидатом в члены Исполкома 
Коминтерна, депутатом рейхстага, главой военизированной организации «Союз красных 
фронтовиков», и баллотировался на президентских выборах. Новый председатель КПГ под
флагом «большевизации» партии начал ее чистку от «оппортунистов», «ультралевых» и 
своих личных противников. В партии насаждалась вера в непогрешимость партийного 
лидера и убежденность в победе революции. В 1928 г. Тельман заявил о «полной 
готовности» КПГ к социалистической революции. Лидеры Коминтерна считали КПГ 
наиболее продвинутой в революционном отношении среди зарубежных партий. К началу 
1930-х гг. в КПГ складывается своеобразный «культ личности» Тельмана. Ее председатель 
фактически отказался от коллективного принятия решений на политбюро. Партия 
выступала с резкими нападками на Веймарскую республику, на СДПГ и допустила целый 
ряд грубейших политических ошибок.

Возрождение НСДАП и «левые» нацисты

Еще одним врагом веймарской демократии была НСДАП. После «пивного путча» 1923 г. 
партия была запрещена, но Гитлер, однако, не считал, что потерпел поражение. Он был 
полон новых планов борьбы за власть и самоутверждение в роли «спасителя» Германии. 
Об этом он писал в книге «Майн кампф». В ней на фоне эпизодов собственной биографии, 
личных переживаний и фантазий, Гитлер рассуждал о прошлом и будущем Германии, о 
нелегкой судьбе немцев. Книга была основана на расовых теориях, на яром 
антисемитизме. Веймарскую республику Гитлер называл «величайшей ошибкой XX века». 
Чтобы Германия вновь стала великой, необходимо, писал Гитлер, возродить немецкий дух
и волю, и подчинить их служению интересам всей нации, а не отдельного индивида. 
Решить эти задачи, подчеркивалось в «Майн кампф», может только национал-
социалистическая партия, возглавляемая Гитлером — новым национальным вождем.

В декабре 1924 г. Гитлер был освобожден из тюрьмы досрочно «за примерное 
поведение». Вернувшись на свободу, он увидел новую Германию, пережившую 
потрясения и встающую на «нормальный» путь развития. Гитлеру пришлось начинать с 
восстановления партии. Ему удалось добиться снятия запрета на ее деятельность.

Однако в промышленных районах Северной Германии, где в партийных организациях 
НСДАП было значительное число рабочих, Гитлер столкнулся с «левой оппозицией». Ее 
возглавляли местные партийные руководители, среди которых выделялись Грегор 
Штрассер и его помощник Йозеф Геббельс. Они считали, что в условиях индустриального 
развития Германии будущее принадлежит не мелкой буржуазии, на которую 
ориентировался мюнхенский центр, а пролетариату. По их мнению, НСДАП должна
стать рабочей партией. Штрассер требовал частичной социализации промышленных 
предприятий, отмены крупного землевладения и принудительного объединения крестьян 

в сельскохозяйственные кооперативы. Он был сторонником проведения реформы 
школьного образования в интересах бедных семей. Партия, считал Штрассер, должна стать
революционной по своему характеру и использовать для захвата власти вооруженное 
восстание. «Левые» нацисты в борьбе против капитализма готовы были сотрудничать с 
коммунистами.

Гитлер расценил «левую оппозицию» не только как угрозу его власти в партии, но и как 
серьезную опасность для всего нацистского движения. В отличие от «левых» нацистов, 
Гитлер в середине 1920-х гг. решительно отказался от использования насилия в борьбе за 
власть. «Национальную революцию» он представлял теперь как победу своей партии на 
парламентских выборах с использованием законных средств. В 1926 г. Гитлер расколол 
оппозицию. Часть оппозиционеров была исключена из партии, Геббельс примкнул к 
Гитлеру, получив пост руководителя берлинской организации НСДАП. Штрассер был 
оставлен в партии, но оказался в изоляции и на некоторое время смирился с поражением. 
Летом 1926 г. Гитлер был вновь избран председателем НСДАП с диктаторскими 
полномочиями. Неизменна была прежняя программа партии — 25 пунктов.

Развитие партийных структур требовало огромных финансовых затрат. Денег, получаемых 
партией от баварских промышленников, уже не хватало. На выборах в рейхстаг в том же 
году партия собрала только 2,6 % голосов избирателей. Неутешительными оказались 
результаты выборов и в земельные ландтаги. НСДАП переживала глубокий кризис.

Внешняя политика Г. Штреземана

В веймарские годы ни один из германских политиков не отказывался от ревизии 
Версальского договора. Г. Штреземан, возглавлявший министерство иностранных дел 
Германии в 1923-1929 гг., сформулировал первоочередные задачи германской внешней 
политики следующим образом:
1. Приемлемое для Германии решение вопросов о репарациях.
2. Защита 10-12 млн немцев, проживающих за пределами Германии.
3. Корректировка восточных границ: возвращение Данцига, польского коридора и 
пересмотр границы в Верхней Силезии.
4. Вступление Германии в Лигу Наций.

Рурский кризис со всей очевидностью показал, что ревизии Версальских постановлений и 
возвращения Германии в «концерт» великих держав можно добиться только путем 
усиления западной ориентации с использованием противоречий в лагере победителей.
Идеологом и проводником этого внешнеполитического курса как раз и стал министр 
Штреземан. Он использовал британскую политику «равновесия сил» в Европе в интересах 
Германии. Учитывал Штреземан и заинтересованность США в политической стабилизации 
Европы и разрешении европейских экономических проблем.

В плане Дауэса Штреземан видел не «новый диктат» и «расправу» победителей над 
Германией, а «экономическое перемирие», которое отвечало интересам Германии, а так 
же возможность преодоления внешнеполитической изоляции Германии и продолжения 
борьбы за ревизию Версальского договора. Наметившийся компромисс между 
победителями и Германией позволил перейти к урегулированию вопросов европейской 

безопасности. На Лондонской конференции 1924 г. Штреземану удалось разрешить вопрос
эвакуации франко-бельгийских войск из Рурской области. Французский премьер-министр 
Э. Эррио согласился полностью освободить Рур уже к 1925 г.

Штреземан считал, что и сама Германия должна также сделать шаг к ослаблению 
европейской напряженности и сделал два важных внешнеполитических предложения. 
Первое — о готовности заключить Пакт о гарантии безопасности и неизменности западных
германских границ. Второе — о намерении Германии вступить в Лигу Наций. Инициативы 
Штреземана были поддержаны правительством Великобритании. В октябре 1925 г. в 
швейцарском курортном городке Локарно состоялась международная конференция, на 
которой был принят Рейнский гарантийный пакт, по которому Германия, Франция и 
Бельгия взяли на себя взаимные обязательства соблюдать неизменность существующих 
германо-французской и германо-бельгийской границ и демилитаризацию Рейнской зоны. 
Стороны обязывались не нападать и не прибегать к войне друг против друга. Они также 
согласились все возникающие между ними спорные вопросы разрешать путем 
международного арбитража. 

Спорные вопросы с Польшей и Чехословакией Германия соглашалась разрешать только 
через арбитражный суд. Штреземан считал, что Локарно открыло возможность 
возвращения утраченных земель на Востоке. Удержать немцев от насильственного 
разрешения территориальных претензий победители намеревались обязательным 
вступлением Германии в Лигу Наций. Оно состоялось 10 сентября 1926 г.

Локарнские соглашения были несомненным успехом германской внешней политики и 
создавали благоприятные условия для эволюции Версальского миропорядка. Но для 
окончательного освобождения Германии от «пут Версаля», подчеркивал министр, 
необходимы выдержка и терпение.

Однако в правительстве и рейхстаге Штреземан столкнулся с жесткой оппозицией своему 
курсу со стороны националистов. Министра обвинили в капитуляции перед Францией. В 
рейхстаге циркулировали слухи о возможной отставке Штреземана и направлении его
послом в Великобританию. Пангерманский союз потребовал предать Штреземана суду за 
«государственную измену». Настороженно отнесся к прозападной политике правительства
и президент Гинденбург. Вступление в Лигу Наций он обусловил целым рядом требований
к западным странам. В частности, Гинденбург считал, что вступление Германии в Лигу 
Наций не должно означать признания Германией послевоенных границ в Европе. Но 292 
голосами «за» при 174 «против» рейхстаг ратифицировал Локарнские соглашения.

Ослабление европейской напряженности создавало возможность для расширения 
германо-французских отношений. В сентябре 1926 г. Штреземан и французский министр 
иностранных дел Аристид Бриан на уединенной беседе в курортном городе Туари на 
франко-швейцарской границе наметили план развития двухсторонних отношений. Речь 
шла о досрочной и полной эвакуации Рейнской области, выкупе Германией Саара, 
долгосрочных экономических и финансовых связях и т. д. Однако из-за негативной 
реакции общественности двух стран «политика Туари» не была реализована.

Штреземан не симпатизировал Советскому Союзу, но и не выказывал к нему своей 
неприязни. Рапалльский договор он рассматривал как фактор давления на Запад. 
Незадолго до своей смерти в 1929 г. Штреземан подчеркивал, что Россия является 
«козырем» в его дипломатической игре с Западом. 24 апреля 1926 г., когда активно 
обсуждались условия вступления Германии в Лигу Наций, был подписан договор о 
ненападении и нейтралитете между Германией и СССР. Германское правительство 
отказалось от участия в возможных санкциях Лиги Наций против СССР.

Однако во второй половине 1920-х гг. СССР не стал заметным внешнеэкономическим 
партнером Германии. Германский экспорт в Советский Союз в 1928 г. составил всего 3,3 % 
общего объема экспорта страны. Это объяснялось, во-первых, тем, что деловые 
германские круги были заинтересованы в иностранных инвестициях в собственную 
промышленность. Во-вторых, немецкое правительство предпочитало видеть в СССР 
аграрную страну и потребителя продукции немецкой промышленности. В-третьих, 
советская монополия внешней торговли сдерживала использование принципа 
наибольшего благоприятствования германскими экспортерами. У немецкой стороны 
возникали опасения за дальнейшее развитие германо-советских экономических 
отношений в связи с отказом советского руководства от НЭПа. Немецкие дипломаты 
отмечали, что сталинский курс отходит от «духа» рапалльских соглашений, и не исключали
их денонсирования.

* * *
Во второй половине 1920-х г. Германия, как и большинство стран капиталистического 
мира, переживала процесс экономической и политической стабилизации. На первый план 
вышли парламентские методы управления страной и разрешения противоречий. 
Радикальные движения и партии были вынуждены приспосабливаться к новым условиям, 
перестраивая свои ряды. Германия преодолела международную изоляцию и вернулась в 
«концерт» великих держав.

БИЛЕТ №10. РАСПАД ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И 
УСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИСТСКОЙ ДИКТАТУРЫ (1930-1933).

1) Экономический кризис и «большая коалиция»

 

 

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. западная цивилизация оказалась в состоянии глубокого 
экономического кризиса. В Германии он начался чуть позже, чем в большинстве европейских 
стран, но затем принял разрушительный характер. Наивысшей точки он достиг в 1932 г., когда 
уровень промышленного производства упал по сравнению с 1929 г. на 40 %. Доля Германии в 
мировом промышленном производстве упала. Число безработных достигало 7 млн человек. 
Средняя заработная плата сократилась более чем в 2,5 раза. Упал жизненный уровень 
значительной части населения. Прекратился приток иностранных инвестиций, наступили сроки 
выплаты долгов по зарубежным кредитам, обострилась репарационная проблема. 

В то время Германия имела правительство «большой коалиции» (СДПГ, Центр, НДП, ННП) во главе
с социал-демократом Германом Мюллером. Оно было сформировано после майских 1928 г. 

выборов в рейхстаг, которые зафиксировали слабость позиции буржуазных партий и укрепление 
роли СДПГ.

Антикризисная политика правительства «большой коалиции» оказалась малоэффективной и 
противоречивой. Буржуазные партии требовали защитить «национального производителя». 
Имперский союз промышленности предлагал правительству снизить налог на капитал и 
активизировать инвестиционную политику. Но министры-социалисты на первый план выдвигали 
решение социальных проблем.

Большие надежды на финансовую стабилизацию коалиционный кабинет связывал с решением 
репарационного вопроса. В январе 1930 г. был утвержден новый репарационный план
подготовленный специальным комитетом международных экспертов под председательством 
американца Оуэна Янга. План Янга отменял иностранный контроль над германской экономикой. 
На 1931-1934 гг. аннуитеты снижались до 1,65 млрд марок. В последующие 30 лет аннуитеты 
устанавливались в размере 2 млрд марок. По истечении этого срока объем ежегодных платежей 
устанавливался заново и зависел от платежеспособности Германии. Однако исполнение плана 
Янга не могло сразу же дать позитивных результатов. В условиях финансового кризиса репарации 
продолжали висеть над Германией, к тому же, в самой Германии план Янга вызвал резко 
отрицательную реакцию со стороны национал-патриотов. 

В марте 1930 г. назрел правительственный кризис. В его основе оказались социальные проблемы. 
Социал-демократы предложили повысить социальные пособия за счет увеличения отчислений 
работодателей в фонд по безработице с 3,5 до 4%. ННП, которая ориентировалась на интересы 
промышленников, категорически отказалась поддержать предложение социал-демократов. Под 
давлением свободных профсоюзов, требовавших защитить безработных, СДПГ настаивала на 
своем предложении. Оказавшись в изоляции, фракция СДПГ вышла из коалиции, и кабинет 
Мюллера прекратил существование. Таким образом, началась первая фаза распада веймарской 
государственной системы. Правительство Мюллера стало последним парламентским 
правительством Германии. Экономический кризис стал катализатором краха парламентской 
системы.

2) «Президентский» кабинет Брюнинга. Наступление экстремистских сил.

 

 

30 марта 1930 г. Гинденбург в соответствии с конституцией назначил канцлером 
председателя парламентской фракции партии Центра ГенрихаБрюнинга. В правительство 
вошли представители БНП, НДП, ННП, НННП. Это был кабинет, основанный не на доверии 
рейхстага, а на доверии президента. Но его слабость заключалась в том, что большинство 
рейхстага могло объявить кабинету вотум недоверия. И тогда президент должен был либо 
отправить свое правительство в отставку, либо распустить рейхстаг и в течение двух 
месяцев провести его новые выборы.

В первые месяцы правления кабинет Брюнинга пытался решать финансово-экономические
проблемы. В июле правительство направило в рейхстаг проект бюджета на 1930 г., 
названный «программой экономического оздоровления» страны. Правительство 
опиралось на известные и апробированныепринципы: сбалансированность бюджета за 
счет сокращения государственных расходов и увеличение доходов. Урезались расходы на 
социальные программы, в том числе пособия по безработице и пенсии. Напрямую 
ущемлялись интересы около 7 млн человек (вместе с семьями). Одновременно 

правительство оказывало помощь ряду государственных и частных предприятий 
основополагающих отраслей экономики. Около 100 млн марок выделялось для 
поддержки сельскохозяйственногопроизводства в восточных районах страны.Голосами 
депутатов левых партий программа была провалена в рейхстаге. Тогда канцлер вступил в 
необъявленную войну с парламентом. 17 июля по представлению Брюнинга президент 
подписал первый чрезвычайный декрет «Об устранении экономических, финансовых и 
социальных нужд»
. Парламент же большинством голосов депутаты отклонил 
чрезвычайный декретпрезидента. В ответ канцлер озвучил подписанный президентом 
декрет о роспуске рейхстага. На 14 сентября были назначены парламентские 
выборы.
Брюнинг рассчитывал, что в новом рейхстаге он найдет поддержку своей 
политике.

Однако результаты голосования не принесли удовлетворения Брюнингу. Буржуазный 
лагерь оказался в состоянии раскола и организационной неразберихи. Серьезное 
поражение потерпела НДП, которая стала называться «Немецкой государственной 
партией» (НГП), занее проголосовало только 4 % избирателей. Неудачными оказались 
результаты выборов и для ННП. После смерти Штреземана партия сошла с либеральных 
позиций, но не смогла конкурировать с правыми в борьбе за их электорат. Печальными 
оказались результаты и для НННП. В 1928 г. ее фактическим лидером стал газетный магнат 
Альфред Гугенберг, отказавшийся от наметившегося сближения партии  с республикой, что
привело НННП к расколу. Единственной буржуазной партией, которая сохранила свои 
позиции благодаря своему четко отлаженному механизму, оказался Центр. 

Несколько утратила свои позиции СДПГ, которая последовательно выступала в защиту 
демократии и республики. Социал-демократы сохранили самую крупную фракцию в 
рейхстаге.

КПГ шла на парламентские выборы под лозунгом борьбы против фашистской диктатуры, 
которая отождествлялась с президентским кабинетом Брюнинга. КПГ не видела различия 
между правым буржуазным правительством и фашистским, между Брюнингом и 
Гитлером. В качестве альтернативы выдвигалась идея диктатурыпролетариата в форме 
советской власти, КПГ намеревалась национализироватьпромышленные предприятия и 
банки, экспроприировать крупные имения и передать землю крестьянам, повысить 
заработную плату, улучшить за счет государства социальное обеспечение.За коммунистов 
проголосовало 13 % избирателей. Это был несомненный успех. Парламентская фракция 
коммунистов стала третьей по численности. 

Действительную победу одержала национал-социалистическая партия. За нее 
проголосовало 18,3 % избирателей. Фракция нацистов в рейхстаге стала второй по 
численности. Немецкий избиратель оказался готовым к восприятиюантидемократической 
пропаганды, которую сбольшим размахом вела нацистская партия.

За нацистов в 1930 г. голосовали, прежде всего, мелкобуржуазные слои, средний класс. 
Нацистам отдали голосаболее 3 млн женщин, благодаря нацистской пропаганде 
традиционныхнемецких семейных ценностей: Kirche, Kinder,Küche. За нацистов 
проголосовала значительная частьмолодежи, особенно студенческой, которой 
импонировала идея «коренного обновления нации», осуществить которую нацисты 

предлагали молодым немцам. Нацистов больше поддерживали в сельской местностии 
мелких городах, чем в крупных промышленных центрах. Нацистская партия была ближе к 
«народной» партии, чем всеостальные немецкие партии. Многие из голосовавших 
избирателей за НСДАП были не столько сторонниками Гитлера, сколько противниками 
существующей власти. Национал-социалистическая партия фактически поглотила правое 
крыло политического спектра страны. 

Таким образом, в 1930 г., во-первых, обнаружилось состояние раскола немецкого 
общества на основе его радикализации. Во-вторых, подтвердился начавшийся системный 
кризис парламентской демократии. В-третьих, был зафиксирован новый лидер правого 
лагеря. Им стала НСДАП, а сам Гитлер превратился в одну из ключевых фигур на 
политической сцене страны. Гинденбургу ничего не оставалось, как продолжить практику 
формирования «президентских» правительств. Брюнинг сохранил пост рейхсканцлера.

3) Углубление социально-экономического и политического кризиса 

 

 

Между тем экономическое и финансовое положение страны продолжало резко 
ухудшаться. Летом 1931 г. обанкротились крупные банки, прекратились платежи, 
кредитование, была приостановлена выдача зарплаты. Золотой запас страны значительно 
уменьшился. Иностранная задолженность росла. Распоряжением правительства временно
были закрыты все немецкие банки, что вызвало панику среди мелких вкладчиков.

В июне 1931 г. правительство опубликовало второй чрезвычайный декрет «Об 
устранении экономических, финансовых и социальных нужд»
, по которому были вновь 
урезаны расходы на социальные нужды. Число принимаемых чрезвычайных декретов 
нарастало. В 1931 г. их было издано уже 44. Экономическая политика «бережливости» 
оборачивалась ростом нищеты.

Другой путь преодоления кризиса правительство Брюнинга видело в политике 
протекционизма. Вслед за США и другими странами Германия резко повыслаимпортные 
пошлины. В марте 1931 г. Германия и Австрия подписалисоглашение о таможенном союзе.
Предусматривалось уничтожение таможенных границ, установление единого 
таможенного закона и согласованных тарифов. Западная дипломатия расценила это 
соглашениекак аншлюс Австрии и Германии, что противоречило 
версальскимпостановлениям. Дело было передано нарассмотрение Гаагского третейского 
суда, и Австрия с Германией расторглитаможенный союз. В политических кругах это 
расценили каккрупное поражение Брюнинга.

Гитлер все более осознавал, что успехи в завоевании рейхстага еще не означают 
завоевания правительственной власти. Опыт кабинета Брюнинга показал, что важнее 
завоевать доверие президента и влиятельных политических и экономических кругов, 
чтобы оказаться у власти. Однако значительная часть политической и финансово-
промышленной элиты еще не видела в Гитлере «серьезного» политика. С лета 1931 г. 
Гитлер начал активную кампанию по завоеванию влиятельных кругов страны.

10 октября 1931 г. Гитлера впервые принял Гинденбург, но на президента он не произвел 
впечатления крупного политика. Лидер нацистов был откровенно расстроен. Но эта 

встреча оказалась важной не столько внутренним содержанием, сколько внешним 
эффектом: Гитлер был принят президентом. Под впечатлением этой встречи 11-12 октября
в Гарцбурге прошла конференция лидеров правых партий и организаций: НСДАП, НННП, 
Пангерманского союза, «Стального шлема» и др. Здесь был оформлен союз правых сил, 
получивший название «Гарцбургского фронта». Несмотря на некоторые внутренние 
распри и скорый развал, Гарцбургский фронт способствовал укреплению материального 
положения и престижа нацистов среди немецких правых.

27 января 1932 г. в Промышленном клубе Дюссельдорфа Гитлер выступал перед 300 
представителями финансово-промышленной элиты. Это была тщательно подготовленная 
речь, рассчитанная на авторитарные взгляды присутствующих. Гитлер убеждал 
промышленников, что противоестественно строить политическую жизнь общества на 
принципах демократии, а экономическую сферу — на авторитете личности. Частная 
собственность, говорил Гитлер, требует, чтобы игосударство основывалось на авторитете 
личности. Нельзя добиться величия государства, когда оно находится в состоянии 
внутреннего разлома. Единственной силой, способной их остановить и консолидировать 
общество,является национал-социалистическая партия. Но для этого немцам придется 
пройти через «школу железной дисциплины». Гитлер уходил с трибуны клуба 
промышленников под аплодисменты. Гитлера и капитал соединило убеждение в 
необходимости авторитарного преодоления веймарской системы. С нацистским 
государством они связывали «порядок и дисциплину», свободу бизнеса, налоговые 
льготы. В партийную кассу НСДАП стали поступать дополнительные средства от 
промышленников, собственно, как и в фонды других партий.

4) Президентские выборы 1932 г.

 

 

Брюнинга пугало усиление позиций нацистов. Тревогу канцлера вызывали и предстоящие 
весной 1932 г. президентские выборы, и нежелание Гинденбурга еще раз баллотироваться
на высший государственный пост. Брюнинг не исключал того, что выборы могут открыть 
перед Гитлером широкие политические перспективы. Канцлер попытался 
конституционной поправкой продлить полномочия действующего президента на два года,
чтобы выиграть время для стабилизации внутренней ситуации. Однако переговоры с 
парламентскими партиями оконституционной реформе закончились неудачей. Брюнингу с
трудом удалось уговорить Гинденбурга, уставшего от политических коллизий, 
баллотироваться на новый президентский срок. 

В президентскую кампанию включились все политические силы. Одни, как КПГ и НННП, 
выдвинули своих кандидатов, большинство партий, в том числе и СДПГ, поддержали 
кандидатуру Гинденбурга. Гитлер не сразу решился баллотироваться в президенты. Он 
понимал, что рискованно соперничать с легендарным героем Первой мировой войны, 
пользующимся широкой поддержкой политической элиты. Но отказ от участия в 
президентских выборах означал для Гитлера поддержку «системы». Фюреру было важно 
показать, что он пользуется широкой поддержкой. 26 февраля Гитлер, «человек без 
гражданства», стал на неделю правительственным чиновником Брауншвайга, что 
принесло ему германское гражданство и право участвовать в президентской гонке.

Нацистская партия сразу же развернула мощную изобретательную пропаганду с 
использованием технических средств: граммофонные пластинки, озвученные киноролики 
выступлений Гитлера, радио, специальный иллюстрированный журнал, колонны 
автомобилей, набитых штурмовиками с партийными знаменами. 

Выборы президента проходили 13 марта 1932 г. Борьба за президентский пост 
развернулась между Гинденбургом и Гитлером, первый получил 49,6 % голосов, второй — 
30,1 %. На 10 апреля был назначен второй тур голосования. Перед этим Гитлер на 
арендованном самолете за неделю облетел 21 город, в каждом из которых выступал по 4-
5 раз в день.Основной пафос его речейсводился к призыву к переменам, к обличению
«разрушителей империи» и нагнетанию угрозы марксизма. Гитлеримел успех. За него 
проголосовало 36,7 % избирателей.

Как и ожидалось, президентом был избран Гинденбург, который получил 53 % голосов. 
Несомненно, Гинденбург был обязансвоим избранием поддержке социал-демократов. 
Они стремилисьне допустить к власти Гитлера и считали Гинденбурга «меньшимзлом». В 
победеГинденбурга СДПГ видела успех своего политического курса.

Президентская кампания не исчерпала пропагандистского натиска НСДАП. Она сразу же 
включилась в выборы депутатов ландтаговряда немецких земель, в которых проживало 
четыре пятых населениястраны. Нацисты победили в Анхальте, Вюртемберге, Гамбурге.

Успехи нацистов вызвали в верхних эшелонах власти уверенность в том, что необходимо 
привлечь НСДАП к управлению государством. Но Брюнинг по-прежнему не имел 
намерений включать Гитлера в состав правительства. Однако «вся президентская рать» и 
сам Гинденбург уже намерились «приручить» Гитлера, чтобы использовать в своих 
интересах. Терпеть Брюнинга они больше не хотели. Им нужен был другой канцлер, 
руками которого можно было покончить с парламентской республикой и перейти к 
президентской диктатуре. 30 мая 1932 г. канцлер вместе с министрами был отправлен в 
отставку. Этим завершилась умеренная фаза президентской системы управления.

5) Президентский кабинет Ф. фон Папена

 

 

1 июня 1932 г. в Германии было создано новое правительство, которое возглавил Франц 
фон Папен. 
Это был отпрыск старинного дворянского рода, бывший офицер генерального
штаба. Он имел связи в промышленных и военных кругах, принадлежал к 
аристократическому «Клубу господ». Папен был членом партии Центра и польстился на 
пост канцлера вопреки позиции руководства. За это его исключили из партии. Папен 
никогда не был сторонником парламентаризма.

Кабинет Папена также был президентским и не имел парламентской поддержки. 
Ключевой фигурой кабинета стал генерал Куртфон Шлейхер, занявший пост военного 
министра. Он и должен был обеспечить прочность кабинета, имея тесные связи с 
президентом и рейхсвером. Склонный к интригам, Шлейхеррассчитывал сделать канцлера
своим послушным орудием. В правительствовошли люди с известными дворянскими 
фамилиями. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..