SKF. Общий каталог подшипников - часть 224

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Общий каталог подшипников

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  222  223  224  225   ..

 

 

SKF. Общий каталог подшипников - часть 224

 

 

Pис. 1

Гибридные подшипники

Гибридные подшипники

Гибридные подшипники имеют кольца из 

шарикоподшипниковой стали и тела качения 

из нитрида кремния (Si3N4). Помимо того, что 

гибридные подшипники являются отличными 

электроизоляторами, они способны работать 

на повышенных частотах вращения и в боль-

шинстве случаев имеют больший ресурс по 

сравнению с однотипными цельностальными 

подшипниками.

Хорошие электроизоляционные свойства 

являются одной из главных характеристик 

нитрида кремния. Это защищает кольца от 

повреждения в результате воздействия 

электрического тока и увеличивает срок 

службы подшипника.

Плотность нитрида кремния составляет 

только 40 % от плотности подшипниковой 

стали. За счет этого уменьшается масса тел 

качения и их инерция, а значит снижается 

нагрузка на сепаратор во время быстро чередую-

щихся пусков и остановок и значительно 

уменьшается коэффициент трения на высоких 

частотах вращения, как объясняется в разделе 

«Трение» на стр. 102. Пониженное трение 

означает меньший нагрев подшипника при 

вращении и более продолжительный срок 

службы смазочного материала, поэтому 

гибридные подшипники особо пригодны для 

вращения с высокими скоростями. 

В условиях недостаточного смазывания 

между нитридом кремния и сталью не воз-

никает задиров. Благодаря этому гибридные 

подшипники служат гораздо дольше в тех 

случаях, когда эксплуатируются в тяжелых 

условиях или в условиях недостаточной 

вязкости смазочного материала (k < 1). Для 

оценки ресурса гибридных подшипников  

в таких условиях часто полагают k = 1 для 

условий качения, при которых реально k < 1. 

Гибридные подшипники могут хорошо рабо-

тать в условиях смазочных сред с образова-

нием сверхтонкой смазочной пленки, напри-

мер, холодильных агентов, что позволяет 

создавать подшипниковые узлы, работающие 

без смазки, однако выбор конструкции и мате-

риалов для таких узлов требует особой осторож-

ности. В таких случаях прежде, чем принять 

конструктивное решение и сделать заказ, 

целесообразно проконсультироваться со 

специалистами технической службы SKF.

Нитрид кремния обладает большей твер-

достью и более высоким модулем упругости, 

чем сталь, в результате чего подшипник имеет 

повышенную жесткость и увеличенный ресурс 

в условиях загрязненной среды. 

Тела качения, изготовленные из нитрида 

кремния, имеют более низкое тепловое 

расширение по сравнению с телами качения  

из стали того же размера. Это означает, что  

они менее чувствительны к температурным 

градиентам внутри подшипника и позволяют 

осуществлять более точную регулировку 

преднатяга. При проектировании подшип-

никовых узлов для работы при очень низких 

температурах и для оценки уменьшения зазора 

гибридных подшипников просим обращаться  

в техническую службу SKF.

896

Pис. 2 

 

d

Гибридные радиальные 

шарикоподшипники

Номенклатуру стандартных гибридных ради-

альных шарикоподшипников SKF в основном 

составляют гибридные однорядные 

радиальные шарикоподшипники (

† рис. 1). 

Причина этого проста: радиальные 

шарикоподшипники являются наиболее 

широко используемым типом подшипников, 

особенно в электродвигателях, и весьма 

пригодны для простых узлов  

с использованием подшипников, смазанных на 

весь срок службы. Глубокие дорожки качения  

и высокая степень соответствия профилей доро-

жек качения и шариков позволяет этим под-

шипникам воспринимать как радиальные, так 

и двухсторонние осевые нагрузки.

Гибридные радиальные шарикоподшип-

ники изготавливаются с диаметром отверстия 

от 5 до 110 мм; они могут использоваться в  

большинстве механизмов. По специальному 

заказу могут быть изготовлены подшипники 

более крупных размеров.

Например, подшипники с диаметром отверс-

тия до 45 мм наиболее пригодны для электро-

двигателей мощностью 0,15–15 кВт, а также 

генераторов, электроинструмента и высоко-

скоростных приводов. 

Для различных областей применения SKF 

производит

•  подшипники с уплотнениями, смазанные на 

весь срок службы

•  подшипники открытого типа.

Подшипники с уплотнениями, 

смазанные на весь срок службы

Гибридные радиальные шарикоподшипники  

с уплотнениями, смазанные на весь срок 

службы (

† рис. 2), защищены с обеих сторон 

одним из следующих типов уплотнений: 

•  уплотнения малого трения типа RSL (a), 

устанавливаются на подшипники с наруж-

ным диаметром до 25 мм, суффикс 2RSL

•  уплотнения малого трения типа RSL (b), 

устанавливаются на подшипники с 

наружным диаметром свыше 25 мм и до 52 

мм, суффикс 2RSL

•  уплотнения малого трения типа RZ (c), 

устанавливаются на подшипники с 

наружным диаметром свыше 52 мм, суффикс 

2RZ

•  контактные уплотнения типа RS1 (d), 

суффикс 2RS1.

Подробную информацию о пригодности 

разных уплотнений для различных условий 

эксплуатации можно найти в разделе «Ради- 

альные шарикоподшипники» на стр. 287.

Уплотнения изготовлены из бутадиенакрил-

нитрильного каучука (NBR) и имеют армиро-

вание из листовой стали. Интервал допус-

тимых рабочих температур для таких уплот-

нений – от –40 до +100 °C и кратковременно 

до +120 °C.

Стандартные подшипники с уплотнениями 

заполнены пластичной смазкой высшего 

качества на основе синтетического эфирного 

масла и полимочевинного загустителя, суф-

897

Гибридные подшипники

фикс WT. Эта смазка обладает отличными 

смазочными свойствами в диапазоне темпе-

ратур от +70 °C до +120 °C и обеспечивает 

исключительно долгий срок службы подшип-

ника, который превышает срок службы анало-

гичных подшипников других типов и удовлет-

воряет требованиям, предъявляемым к элект-

рооборудованию. Основные свойства пластич-

ной смазки WT приведены табл. 1.

Что касается пригодности данных подшип-

ников для работы в условиях высоких темпе-

ратур, то здесь необходимо учитывать интер-

вал допустимых температур сепаратора  

и уплотнений. За информацией о гибридных 

подшипниках с уплотнениями из фторкаучука, 

способных выдерживать температуры до  

+180 °C, просим обращаться в техническую 

службу SKF.

Подшипники открытого типа

Помимо подшипников с уплотнениями, смазан-

ных на весь срок службы, подшипники более 

крупных размеров также могут поставляться  

в открытом варианте исполнения без уплот-

нений. При необходимости заказа небольшого 

количества открытых подшипников малого 

размера SKF рекомендует заказать подшип-

ники с уплотнениями, которые затем можно 

очень просто удалить. 

Прочие виды гибридных 

подшипников

Гибридные прецизионные подшипники

Номенклатура изделий фирмы SKF также 

включает ассортимент

•  гибридных прецизионных радиально-

упорных шарикоподшипников

•  гибридных прецизионных цилиндрических 

роликоподшипников

•  гибридных прецизионных одинарных  

и двойных упорно-радиальных шарикопод-

шипников.

Подробная информация об этих гибридных 

подшипниках представлена в каталоге SKF 

«Прецизионные подшипники». 

Кроме этого, по специальному заказу могут 

изготавливаться гибридные однорядные  

и двухрядные радиально-упорные шарикопод-

шипники и гибридные шарикоподшипники  

с четырехточечным контактом. За дополнитель-

ной информацией обращайтесь в техническую 

службу SKF.

Гибридные шарико- и роликоподшип-

ники, гибридные подшипниковые 

узлы

По специальному заказу SKF также разрабаты-

вает и производит широкий ассортимент 

других гибридных подшипников в стандарт-

ном исполнении, включая 

•  радиально-упорные шарикоподшипники

•  цилиндрические роликоподшипники

•  подшипниковые узлы.

Конструкция этих изделий сочетает в себе 

оптимальные рабочие характеристики, 

простоту в эксплуатации и экономичность.  

За дополнительной информацией обращай-

тесь в техническую службу SKF.

Гибридные подшипники с кольцами 

из специальной стали и покрытиями

Стандартные гибридные подшипники произ-

водятся из той же стали, что и аналогичные 

цельностальные подшипники. Стандартная 

температура стабилизации составляет 120 °C 

Таблица 1

Свойства пластичной смазки WT

Свойства  

Пластичная смазка WT

Код по DIN 51825 

K2P-40

Загуститель 

Полимочевина

Тип базового масла 

Синтетическое эфирное

Класс консистенции NLGI 

2–3

Диапазон температур, °C

1)

 

–40 до +160

Вязкость базового масла, мм

2

/s 

при 40 °C  

70

при 100 °C 

9,4

1)

 Диапазон рабочих температур 

 раздел «Диапазон 

температур: принцип светофора SKF» стр. 232

898

для радиальных шарикоподшипников и 150 °C 

для радиально-упорных шарикоподшип-

ников. Для постоянной работы в условиях 

более высоких температур рекомендуется 

использовать подшипники с кольцами стаби-

лизированных размеров, предназначенные 

для более высоких рабочих температур, 

например

•  до +150 °C, суффикс S0

•  до +200 °C, суффикс S1.

Гибридные радиальные шарикоподшипники 

со стабилизацией S0 или S1 и т.д., как 

правило, изготовляются по заказу.

По заказу могут быть изготовлены гибрид-

ные подшипники с кольцами из нержавеющей 

стали сквозной прокаливаемости, обладающие 

хорошими антикоррозионными свойствами, 

износостойкостью и устойчивостью к окислению 

при высокой температуре. Такие подшипники 

могут работать при температурах до 300 °C. 

По вопросам заказа гибридных подшипни-

ков с кольцами из специальных нержавеющих 

сталей для криогенных температур или из 

жаропрочных сталей просим обращаться  

в техническую службу SKF.

Кольца могут иметь антикоррозионное 

покрытие, например, хлоратом цинка или 

тонким слоем плотного хрома. Для работы  

в условиях вакуума или газовых сред могут 

наноситься антифрикционные покрытия на 

молибденовой основе. 

Подшипники – основные 

сведения

Размеры, допуски, внутренний зазор

Стандартные гибридные радиальные шари-

коподшипники производятся в соответствии  

со следующими стандартами:

•  допуски нормального класса точности –  

ISO 492:2002

•  основные размеры – ISO 15:1998

•  радиальный внутренний зазор группы  

C3 – ISO 5753:1991 (

† табл. 2).

Перекос

Гибридные радиальные шарикоподшипники 

способны компенсировать лишь небольшой 

перекос. Величина предельно допустимого 

углового перекоса между внутренним и наруж-

ным кольцами, которая не приведет к возник-

новению недопустимо высоких напряжений  

в подшипнике, зависит от

•  величины рабочего радиального 

внутреннего зазора в подшипнике

•  размера подшипника

•  совокупности сил и моментов, действующих 

на подшипник. 

В зависимости от влияния различных факторов 

величина допустимого углового перекоса 

может составлять 2–10 угловых минуты. 

Любой перекос вызывает увеличение шума 

при работе подшипника и сокращает срок 

службы подшипника.

 

10 

23

10 

18 

11 

25

18 

30 

13 

28

30 

40 

15 

33

40 

50 

18 

36

50 

65 

23 

43

65 

80 

25 

51

80 

100 

30 

58

100 

120 

36 

66

Таблица 2

Радиальный внутренний зазор

Диаметр    

Радиальный внутренний

отверстия  

зазор

 

C3 

свыше 

до 

мин. 

макс.

мм 

 

мкм

899

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  222  223  224  225   ..