ИСТОРИЯ АНАТОМИИ

 

  Главная       Учебники - Медицина      Ответы на экзаменационные вопросы по нормальной анатомии для лечебного факультета

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

 

 

Ответы на экзаменационные вопросы по нормальной анатомии для лечебного факультета

Содержание

 

 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. ИСТОРИЯ АНАТОМИИ.                             ...2

 

 АНАТОМИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА                                          ...12

                           

АНАТОМИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ.                                                                 ...117

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.                                                                                                        ...117

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.                                                                                                                    ...143

МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА.                                                                                                                   ...156

 

АНАТОМИЯ КРОВЕНОСНЫХ И ЛИМФАТИЧЕСКИХ СОСУДОВ, ОРГАНОВ ИМУННОЙ СИСТЕМЫ.                                                                                                 ...170

 

АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ                                            ...233

 

АНАТОМИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ                                    ...274

ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ.                                                                                                                                ...274

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА.                                                                                                ...305

 

АНАТОМИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ                                                                            ...315

 

АНАТОМИЯ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ                                                   ...339

Приложение (анатомические эпонимы)                                                             ...349

 

 

 

 

 

 

    Условные обозначения

*** - обязательный рисунок

 

Данная работа не предназначена для полноценного изучения нормальной анатомии человека и не заменяет учебной литературы, ответы на экзаменационные вопросы не являются эталонными и могут содержать как орфографические, так и фактологические ошибки. Целью работы является краткое повторение материала с учётом учебной программы. Материал по некоторым разделам нуждается в доработке.

 

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. ИСТОРИЯ АНАТОМИИ

 

1. Предмет и содержание анатомии. Его место в ряду биологических дисциплин. Значение для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.

            Анатомия человека (от греч. anatemno - рассекаю) - наука о строении и форме человеческого тела и составляющих его органов в связи с их функциями и развитием. Анатомия относится к одному из важнейших разделов биологических наук - морфологии. В задачи анатомии как науки входят установление и описание формы, строения, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Анатомия изучает также взаимозависимость строения, формы органов и их функций, выявляет закономерности конструкции тела в целом и составляющих его частей.

            Особенности устройства тела человека, отличающие его от животных, можно определить путем сравнения одинаковых анатомических признаков у животных различных ступеней развития - от наиболее простых до наиболее сложных, включая человекоподобных обезьян (приматов). Подобными исследованиями занимается самостоятельная наука - сравнительная анатомия. С ее помощью выявлены факторы, определяющие структуру и форму органов и их комплексов. Сравнительная анатомия позволяет понять и восстановить общую историю человеческого организма в процессе развития - филогенеза (phylon - род, genesis - развитие) и становления человека - антропогенеза (anthropos - человек).

            Процесс внутриутробного развития человеческого организма изучает эмбриология, благодаря которой стало возможным вскрыть механизмы образования органов и тела человека в целом, выявить пути совершенствования структуры живых существ. История развития особи в течение всей ее жизни составляет понятие онтогенеза (onthos - особь).

            Тело человека продолжает развиваться и после рождения: растет, изменяются строение и форма органов, их положение и взаимоотношения. Изучение закономерностей анатомического изменения человеческого организма после рождения относится к возрастной анатомии. Существование мужчин и женщин требует описания половых анатомических различий.

            Организмы, органы или их системы устроены у разных людей неодинаково. Существуют индивидуальные различия в строении, форме, положении органов у людей одной и той же возрастной группы. С одной стороны, индивидуальные особенности строения тела связаны с тем, что внутриутробное развитие проходит по-разному у различных особей в отношении как уровней закладки, скорости развития органов, так и времени их формирования. С другой стороны, индивидуальные различия в строении тела человека обусловлены развитием органов после рождения, которое зависит от условий жизни данного человека. Необходимо учитывать также влияние социальных факторов, что является предметом антропологии, изучающей человека в его эволюционном развитии и расселении по земле.

            Строение органов тесно связано с их функцией, которая в конечном итоге и определяет структуру. Анатомию тела и составляющих его органов следует изучать с точки зрения функциональных особенностей органа (функциональная анатомия).

            Анатомия, представляя собой один из разделов морфологии, связана общностью научных интересов с рядом других наук, например с гистологией - наукой об общих закономерностях внутреннего строения и развития тканей организма, цитологией - наукой о тонком строении клеток, молекулярной биологией, эмбриологией, сравнительной анатомией, антропологией и т.д. Анатомия применяет также законы физики, биологической химии, биологической физики.

 

            Анатомия человека вместе с физиологией (наукой о жизнедеятельности живого организма) составляет теоретическую основу медицины, так как знание строения и функций организма человека необходимо для понимания изменений, вызванных болезнью. В связи с этим одним из важных направлений является прикладная, или клиническая, анатомия, разрабатывающая анатомические проблемы теоретической и практической медицины. Прикладная анатомия может быть хирургической, стоматологической, нейрохирургической и т.д.

В зависимости от плана изложения выделяют систематическую, топографическую, пластическую анатомию.

            Систематическая анатомия описывает строение, форму, положение, взаимоотношения и развитие органов по системам. В систематическую анатомию входят остеология - учение о костях, составляющих скелет; артрология - учение о соединении костей; миология - учение о мышцах; спланхнология - учение о внутренностях; ангиология - учение о сосудистой системе;неврология - учение о нервной системе; эндокринология - учение об органах внутренней секреции; эстезиология - учение об органах чувств.

            Топографическая анатомия приводит данные о строении, форме, положении и взаимоотношениях органов по областям тела послойно. Особое внимание уделяют пространственному расположению анатомических образований и их взаимному положению в пределах отдельного слоя.

            Пластическая анатомия сообщает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека в соответствии с внутренним строением организма. Пластическая анатомия служит изобразительному искусству: живописи, графике, скульптуре.

            Для обозначения областей тела, органов и их частей, различных понятий в анатомии пользуются специальными терминами на латинском языке, список которых называют анатомической номенклатурой (NominaAnаtomicа). Для обозначения тканей, клеток, их строения, а также структур зародыша используются гистологическая номенклатура (Nomina Histológica) и эмбриологическая номенклатура (Nomina Embriologica).

 

2. Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгеноанатомия и ее значение для изучения клинических дисциплин.

            Традиционно основным методом анатомии является рассечение трупов. Этому методу наука обязана своим наименованием (от греч. anatome - рассечение)

            Наряду с рассечением (вскрытием) трупов используют методы наполнения полых органов различными затвердевающими массами с последующим получением слепков. Бальзамирование и консервация — второй классический способ, применяемый анатомами и врачами с древнейших времен. В современных условиях для бальзамирования и хранения анатомических препаратов используют спирт-формалин-водные растворы с добавлением в них уксуснокислых солей, хлористого натрия, фенола, сулемы и других химических консервантов. В последние десятилетия развивается анатомия живого человека, основанного на тщательном изучении внешней формы тела и его пропорций (пластическая анатомия), рентгенологическом исследовании (рентгеноанатомия), эндоскопии - осмотре внутренних полых органов и полостей тела через естественные и искусственные отверстия с помощью специальных приборов - трубок различного устройства, снабженных осветителями и оптической системой.

            Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа).

            Микроскопическая анатомия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

            Рентгеноанатомия (рентгеновская анатомия) — теоретическая дисциплина на стыке анатомии и рентгенологии, изучающая структурные закономерности рентгенографических изображений тела человека. Индивидуальные и возрастные рентгеноанатомические варианты строения рассматривает клиническая рентгеноанатомия. Функциональные особенности анатомических структур изучаются функциональной рентгеноанатомией.

            Выделение рентгеноанатомии, как самостоятельной анатомической дисциплины, обусловлено характером получения изображения внутренних структур организма при рентгенографии. Рентгеновский снимок представляет собой двухмерное изображение трёхмерного объекта, что сопряжено с проекционным наслоением различных анатомических структур; это требует наличия определённых навыков для корректной трактовки подобных изображений. С учётом возможностей рентгенографии, выделяют рентгеноанатомию костей скелета, органов грудной клетки, других внутренних органов (пищеварительной, сердечно-сосудистой, мочеполовой систем и др.).

            Рентгеноанатомия является необходимой составляющей обучения врачей лучевой диагностики, а также используется как вспомогательный метод при обучении студентов анатомии в медицинских вузах.

            Анатомию на живом человеке изучают при помощи антропометрии (описание, измерение, взвешивание, вычисление индексов), компьютерной томографии, эндоскопии, рентгенологических, ультразвуковых, ядерно-магнитных методов исследования, лазерной голографии, радиоактивного и инфракрасного излучения. Рентгеноанатомия показывая изображение органов, сосудов, частей тела на экране или пленке, помогает заполнить разрыв между мертвым и живым, а также перекинуть мост от анатомии к клинике.

            8 ноября 1895 г. немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген установил, что электричество высокого напряжения в специальной трубке вызывает ускорение электронов и трансформацию их энергии в энергию тормозного излучения, способную проникать через тела и предметы. На этом открытии в последующем и был основан рентгенологический метод исследования.

            Способность органов и тканей из-за разных размеров, объема, плотности и химического состава неодинаково поглощать рентгеновское излучение называется естественной контрастностью, благодаря которой различают четыре типа анатомических структур:

·                    кости, костную ткань с компактным и губчатым веществом, костномозговыми каналами;

·                    жировую ткань, подкожную жировую клетчатку, глубокие жировые скопления;

·                    мягкие ткани: кожу, мышцы, фасции, апоневрозы, серозные оболочки, кровь

·                    естественные скопления воздуха, газа в полых дыхательных, пищеварительных, мочеполовых органах.

            В рентгенологическом исследовании нередко используют искусственное контрастирование, благодаря применению высокоатомных химических соединений в виде жидкостей или газа, которые вводят в полые органы через естественные отверстия или в сосуды путем инъекции и катетеризации, а в замкнутые полости — через прокол стенки.

            Основными методами рентгенологического исследования являются рентгеноскопия и рентгенография в наиболее распространенных проекциях; прямых и боковых.

            Современными способами представляются электрорентгенография, флюорография (профилактическое обследование), томография, компьютерная и ядерно-резонансно-магнитная томография, рентгенокимография и др.

            Рентгеноанатомия помогает изучить строение человека и его половые, возрастные, индивидуальные особенности в нормальном, здоровом состоянии и при болезнях. На сравнении анатомических образований — здоровых, нормальных и пораженных болезнью, травмой – построена рентгенологическая диагностика в любой клинической дисциплине. Кроме того, лучевые методы используются в клинической практике для лечения многих болезней, и, прежде всего злокачественных опухолей.

 

3. Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания механизмов заболеваний, их профилактики, диагностики, лечения.

            Используя основной метод исследования в виде вскрытия, рассечения, препарирования анатомия предусматривает систематические измерения, описания и зарисовки, фото и рентгеновское изображение формы, внутренних структур, положения и топографических взаимоотношений органов и частей тела с учетом возрастных, половых, индивидуальных, профессиональных особенностей. При этом широко используются данные эмбриологии, гистологии, сравнительной анатомии, антропологии и других биологических медицинских наук.

            В зависимости от плана изложения анатомического материала различают несколько видов анатомии.

            Систематическая анатомия описывает строение нормального, здорового человека по системам: костной, суставной, мышечной и т. д. Поэтому учение о каждой системе имеет свое название, как остеология, артрология, миология, спланхнология, эндокринология, вазология, иммунология, неврология, эстезиология.

            Систематическую анатомию называют нормальной, т.к. она изучает методом системного подхода строение здорового, нормального человека; в связи с этим полезно знать определение здоровья и нормы.

            Здоровье — полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, находящееся в равновесии с окружающей средой (определение Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ). Норма — определённый стандарт, типичный образец строения тела человека, обеспечивающий здоровую функцию организма.

 

            Топографическая анатомия изучает строение тела по областям с учетом положения органов и их взаимоотношений (синтопия), проекции органов на скелет (скелетотопия) или на кожу отдельных областей (голотопия); кровоснабжение, иннервация области и органов в ней находящихся, проекционные линии сосудисто-нервных пучков.

            Пластическая анатомия изучает внешние формы тела, их пропорции, топографию органов во взаимодействии с внешней средой, что особенно важно при изображении человека в различных видах искусства, при проведении косметических и пластических операций.

            Сравнительная анатомия сопоставляет строение тела человека и животных, учитывая эволюционное развитие всего живого в процессе филогенеза.

            Патологическая анатомия, содержанием которой являются строение больных органов, тканей, клеток и в целом больного организма.

            Клиническая анатомия разрабатывает анатомические проблемы по специальным направлениям, а поэтому подразделяется на хирургическую, стоматологическую, рентгенологическую и многие другие.

            Палеонтологическая анатомия изучает ископаемые костные останки, мумии древнейших и древних людей: питекантропов, синантропов, гейдельберского человека, неандертальцев, кроманьонцев и нового (разумного) человека.

            Динамическая, функциональная анатомия связывает строение с функцией, с биомеханикой опорно-двигательного аппарата, с гидравликой сосудистой системы и широко используется при физкультурной, спортивной и военной подготовке.

            Возрастная анатомия изучает особенности строения человека в различные возрастные периоды до и после рождения; рост и развитие человека в материнской утробе (в пренатальном периоде жизни) изучает эмбриология; а в пожилом и старческом возрасте — геронтология; изучением отклонений от нормы — аномалий, уродств и пороков развития — занимается тератология.

            Для понимания индивидуальных особенностей строения тела человека, его вариантных и аномалийных отклонений необходимо знание основных этапов фило — и онтогенетического развития. Поэтому в курсе анатомии рассматриваются начальные стадии эмбриогенеза, учение о зародышевых листках и тканях из них возникающих: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной.

            Анатомия изучает строение мертвого тела для того, чтобы познать законы строения живого человека. Поэтому анатомические знания необходимы врачу любой специальности, без них он способен принести только вред. Каждая клиническая дисциплина начинается с анатомо-физиологического вступления, с восстановления прочных и основополагающих знаний по строению здорового, нормального человеческого организма.

            Они помогают разобраться с патогенезом болезни, увидеть структурные и функциональные нарушения. В конечном счете, диагноз устанавливается и подтверждается способами, которые определяют нарушения в структурно-функциональных единицах органов и во всем организме. Профилактика и лечение тоже базируются на анатомических знаниях.

            Применяемыми в анатомии плоскостями - срединной, сагиттальной, горизонтальной; и осями — вертикальной, фронтальной, сагиттальной пользуется вся медицина. Связанные с ними термины: медиальный, латеральный, дистальный, проксимальный необходимы при описании строения органов, областей человеческого тела.

Для определения границ органов и проекции их на поверхность тела вводятся линии срединные (передняя и задняя), грудинные, среднеключичные, подмышечные, лопаточные, околопозвоночные, которыми широко пользуются в клинике для определения границ, проекции органов и областей (голотопия, скелетотопия).

            Описание любой болезни человека связано со строением его тела, органов, тканей, систем. Поэтому и обследование пациента руками врача или инструментами требует знания анатомии человека. При этом врач обязан помнить, что структура и функция взаимосвязаны, и в здоровом и в больном организме. Известно, например, что строение костей, суставов и мышц

настолько увязано с функцией, что приобретает особенности в зависимости от вида трудовой деятельности, занятий спортом и физкультурой, питания, образа жизни, болезней, иногда даже не связанных с опорно-двигательным аппаратом.

            Анатомическая термины и номенклатура составляют основу клинической терминологии. Названия многих болезней, синдромов происходят от латинских названий органов, тканей, клеток, частей тела. В названиях многих методов лечения, особенно оперативных, в названиях медицинских приборов, инструментов, методик обследования звучат анатомические термины, отражающее строение человеческого тела. Поэтому вполне справедливо утверждение многих видных ученых, что анатомия – мать медицины, а «Врач не анатом, не только бесполезен, но и вреден» (Е.О. Мухин – видный профессор анатомии Московского университета XIX столетия).

            При изучении анатомии каждый должен добиваться от себя умения хорошо ориентироваться в сложном строении человеческого тела: находить, определять положение и проекцию органов, их частей (долей, секторов, сегментов), топографию сосудов и нервов, свободно владеть теоретическим материалом. Знать внутреннее и внешнее строение органов, их размер и массу.

 

4. Основные методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др,).

Основные методологические принципы анатомии

            Строение человеческого тела в современной анатомии рассматривается с позиции диалектического развития, где одним из основных положений является взаимообусловленное влияние формы и функций. При определенном единстве формы и функций наблюдается в процессе развития и жизни некоторая противоположность, и даже отрицание, что в разных условиях вызывает адаптационную перестройку организма. Человек, будучи одним из представителей животного мира планеты, в процессе эволюции сформировался в соответствии не только с биологическими законами, но и социальными. Появление и совершенствование у человека разумного речи, интеллекта, творчества, чрезвычайно экспансивной трудовой деятельности, постоянно возрастающих социальных потребностей сопровождалось биологическим преобразованием в строении и развитии тела, особенно мозга. Потребовались миллионы лет, чтобы обезьянолюди превратились в людей прямостоящих и, наконец, в людей разумных, процесс развития и совершенствования которых продолжается.

            Целостность организма и взаимосвязь его частей — диалектическое единство и противоположность, которое осуществляется благодаря:

1.                    интеграции и соподчинения;

2.                    координации и корреляции.

3.                    способности к самостоятельному существованию и саморегулированию в определенной среде пребывания.

            В организации трех выше названных основных типов связей ведущими выступает ряд систем: нервная, сосудистая, эндокринная, иммунная. На руководящем месте находится нервная система, т.к. структурные компоненты ее проникают во все органы и ткани, объединяя организм в единое целое. Она действует вместе с эндокринной и сосудистой системами, обеспечивающими интеграцию гуморальными связями.

            Целостность организма проявляется в единстве психических и соматических процессов, состоящих в равновесии с окружающей средой пребывания, чем и определяется здоровье. Схема соподчинения строится от целого к части: организм - системы и аппараты - органы - ткани - клетки и неклеточные структуры.

            Координация и корреляция показывают пропорциональную и топографическую связь частей тела, систем и аппаратов органов, тканей и клеток, например: череп и головной мозг, тип телосложения и соответствующее ему расположение органов, сосудов, нервов.

Структурно-функциональной единицей организма считается клетка. Основными свойствами, которой являются обмен веществ и размножение. Клетка – микроскопическая часть целого многоклеточного организма – отличается сложностью устройства.

Из клеток образуются ткани – как эволюционно сложившаяся общность клеток и внеклеточных структур, объединенных единством происхождения, строения и функции.

У человека различают следующие основные ткани:

Ø                   Эпителиальная — покровная ткань, т.к. располагается в коже и слизистых оболочках, отделяя организм от внешней среды. В ней разные по форме клетки лежат слоями на базальной мембране и образуют многослойный (ороговевающий и неороговевающий), однослойный, цилиндрический, кубический, плоский, переходный эпителии.

Ø                   Соединительная ткань — собственная, хрящевая, костная, состоящая из клеток, коллагеновых и эластических волокон и основного гелеобразного вещества. Собственная соединительная ткань (рыхлая и плотная) имеет много разновидностей (ретикулярная, жировая, пигментная, волокнистая, кровь и лимфа). Она присутствует во всех органах и частях организма, объединяя их в единое целое. Эта ткань обладает многочисленным набором клеток: фибробласты, макрофаги, плазматические и тучные клетки, форменные элементы крови и лимфы и др., благодаря которым осуществляется трофическая, защитная и др. функции.

Ø                   Мышечная ткань, состоящая из миоцитов и миофибрилл, она подразделяется на три вида: исчерченную поперечно-полосатую ткань в мышцах скелета, неисчерченную гладкую ткань в мышцах сосудов и внутренних органов и сердечную — проводящую и сократительную.

Ø                   Нервная ткань состоит из многочисленных и разнообразных нервных клеток и нейроглии. Данная ткань определяет взаимосвязь организма и среды, координацию внутренних функций, обеспечивая целостность, единство и управление. Нервная клетка для связи с другими нейронами и тканями органов имеет короткие отростки – дендриты, и длинные – аксоны (нейриты), по которым нервный импульс направляется к рабочим органам и другим нейронам. Нервные окончания воспринимают раздражение в тканях и проводят к телу нейрона. Клетки нейроглии: эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты, микроглиоциты, глиальные макрофаги и др. – образуют опорный, защитный и трофический аппараты нервной системы.

 

 

5. Анатомия и медицина древней Греции и Рима,

их представители (Аристотель, Гален).

            Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции.

            Величайший врач древности Гиппократ (460—377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа.

            Аристо­тель (384—322 гг. до н. э.) различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин «аорта». Первыми в Древней Греции произвели вскрытие трупов людей Герофил (род. ок. 304 г. до н.э.) и Эразистрат (300—250 гг. до н.э.).

            Герофил (Александрийская школа) опи­сал некоторые из черепных нервов, их выход из мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцати­перстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки.

            Эрази­страт (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал крове­носные сосуды и нервы, среди которых выделял двигательные и чувствительные.

            Выдающийся врач и энциклопедист древнего мира Клавдий Гален (131—201) описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соеди­нительную ткань и нервы в мышцах, кровеносные сосуды в неко­торых органах, надкостницу, связки, а также обобщил имевшиеся до него сведения по анатомии. Он пытался описать функции органов. Полученные при вскрытии животных (свиней, собак, овец, обезьян, львов) факты без должных оговорок Гален пере­носил на человека, что было ошибкой (трупы людей в Древнем Риме, как и в античной Греции, вскрывать запрещалось). Гален рассматривал строение живых существ (человека) как «предна­чертанное свыше», внеся в медицину (анатомию) принцип телеологии (от греч. tolos — цель).

 

 

6. Анатомия эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи  как анатом, Андрей Везалий-революционер описательной анатомии.

            В эпоху Возрождения анатомия, как и другие науки, шагнула далеко вперед. Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи (1452-1519) и Андрей Везалий (1514-1564).

Великий художник, математик, инженер Леонардо да Винчи вскрыл 30 трупов. Благодаря этому он сделал около 800 весьма точных и оригинальных рисунков костей, мышц, сердца и других органов, научно описал их. Он изучил пропорции тела человека, классифицировал мышцы и сделал попытку объяснить их функцию с точки зрения законов механики, описал ряд особенностей детского и старческого организмов. Его рисунки не потеряли значения и в наши дни, поскольку это первые анатомически верные изображения тела человека, его органов и систем. Особенно высок уровень его работ по анатомии органов движения. По праву можно сказать, что Леонардо да Винчи первым изучил функциональную анатомию двигательного аппарата. Его интересовали также вопросы сравнительной анатомии.

            Андрей Везалий является основоположником научной описательной анатомии. Основываясь на изучении трупов, он в 1543 г. издал труд «О строении человеческого тела», в котором научно описал строение органов и систем человека, указал на заблуждения многих анатомов и открыто выступил против ошибочных взглядов Галена. Везалий был придворным врачом императора Карла V, а затем Филиппа II. Главная заслуга Везалия состояла в том, что он создал подлинно систематическую анатомию человека, которой до него практически не существовало.

Научный и реформаторский труд А. Везалия способствовал дальнейшему развитию анатомии. Его ученики и последователи в XVI-XVIII вв. сделали множество анатомических открытий, уточнений, исправлений ранее допущенных ошибок. Были обстоятельно описаны многие органы тела человека.

            Г. Фаллопий (1523-1562) в «Анатомических наблюдениях» впервые тщательно описал строение многих костей, женских половых органов, мышц, органа слуха, зрения.

            Б. Евстахий (1510-1574) в «Руководстве по анатомии» описал надпочечники, строение зубов, почек, органа слуха, вен, занимался сравнительной анатомией.

            И. Фабриций (1537-1619) изучал строение пищевода, гортани, глаза и других органов. Он описал венозные клапаны и высказал мысль о том, что они способствуют притоку крови к сердцу и препятствуют ее обратному движению. И. Фабриций - один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии. Он написал труды «Об образовании плода» (1600), «О клапанах вен» (1615) и др.

 

7. Первые русские анатомы ХVIII века (А.П.Протасов, М.И.Шеин, К.И.Щепин, Е.О.Мухин, И.М.Максимович-Амбодик),  ХIХ века (П.А.Загорский, И.В.Буяльский, Д.Н.Зернов и др.).

            Первые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука.

            В Москве, Петербурге, Барнауле, Кронштадте и др. городах (более 30) открылись при госпиталях медицинские школы, в которых лекарей по началу обучали иностранные анатомы и хирурги.

            Протасов – автор многих работ о телосложении человека, строении и функциях желудка, автор многих анатомических терминов.

            Шеин (1712-1762) разработал первую русскую анатомическую терминологию. В 1744 г. он издал анатомический атлас, а в 1757 г. - первый учебник по анатомии на русском языке. При изучении анатомии студенты препарировали трупы.

            Щепин - преподавал  в медицинских школах, сначала в московской, а затем и в петербургской, анатомию и другие предметы (хирургию, физиологию, ботанику) на русском языке

            Мухин —представитель московской госпитальной школы в 19 веке, преподаватель анатомии Московского университета. В 1812 г. вышел его «Курс анатомии». Он организовал при кафедре анатомический музей, выступал как пропагандист русской анатомической терминологии.

            Максимович-Амбодик – профессор акушерства («повивального искусства»), автор «Анатомико-физиологического словаря».

            Загорский - изучал сравнительную анатомию, предполагал наличие взаимосвязи между строением и функциями органов, написал учебник по анатомии «Сокращенная анатомия, или руководство к познанию строения человеческого тела».

            Буяльский -  анатом и хирург, опубликовал «Анатомико-хирургические таблицы», учебник по анатомии, предложил метод бальзамирования трупов.

            Зернов - в течение многих лет возглавлял кафедру нормальной анатомии в Московском университете. Он написал популярный учебник анатомии, изучал органы чувствизменчивость борозд и извилин коры полушарий большого мозга, брыжеечную часть тонкой кишки.

 

 

8. Отечественная анатомия древней Руси. Анатомические сведения в рукописных документах («Травники», «Изборники»). Первые медицинские школы.

            С принятием христианства к русским лекарям стали поступать рукописные издания Гиппократа, Аристотеля, Галена, знаменитых врачей Византии: Григория Назианзина, Ионны Дамаскина, Диоптра Филиппа, Иона Болгарского. Они переводились, как правило, монастырях. На основе переводов создавались собственные издания.

            В «Шестодневе» И. Болгарского наряду с правильным анатомическим описанием много неверного. Так, например, трахея и бронхи названы сосудами артериальными, сердце — «князь и владыка» человеческого тела, печень и селезенка описаны над диафрагмой. Но, несмотря на недостающие сведения и ошибки, «Шестоднев» для своего времени давал правильные представления о строении человека, что использовалось для лечения. Не менее популярен и «Физиолог» этого же автора, который вместе с другими книгами составляли библиотеку Ярослава Мудрого.

            «Шестоднев» Георгия Писида написан стихами под определяющим влиянием трудов древнегреческих и древнеримских ученых и врачей. В нем сильнее отражено функциональное назначение органов.

            Однако с развитием христианства на Руси возникли запреты на вскрытия мертвых, вивисекцию; были утрачены славянские и скифские способы бальзамирования с использованием трав, смолы, местных благовоний из воска и меда.

            Бальзамирование тел Древлянской княгини Ольги, её сына Владимира I, уже было поверхностным, т. к. церковь запрещала вскрытия.

            С развитием иконографии анатомические знания о пропорциях тела, его пластике потребовались художникам, иконописцам. Изучение строения тела для его художественного изображения нередко связывало внешний вид человека с его внутренним духовным миром, что талантливо отражено в православных иконах Феофана Грека, Дионисия и особенно Андрея Рублева.

            В централизованном Pусском государстве (ХV-ХVI веке) появляются переводные рукописи трудов Гиппократа, Галена. Так Кирилл Белозерский, игумен крупнейшего северного монастыря, перевел сборник комментариев Галена – «Галиново на Ипократа». Рукописные переводы Аристотеля («Врата», «Проблемата») отражают общее строение человека, дают рекомендации по лечению некоторых болезней. Появляются рукописные лечебники игумена Даниила в древнерусской «Пчеле». Некоторые анатомические сведения излагались в «Люцидарии», «Вepтограде» — переводных рекомендациях древнегреческих и древнеримских ученых и врачей.

            Другой источник анатомо-медицинских знаний апокрифы – сборники, извлечения из трудов древних авторов, которые дополнялись собственными данными и назывались «Изборники», «Травники».

            В середине XVI века существовало не менее 250 таких сборников, лечебников. Переводам на славянские языки много способствовал Г. М. Дрогобыч, доктор медицины и философии, бывший некоторое время ректором Болонского университета, а потом работавший в Краковском университете, где у него учился знаменитый белорусский врач, первопечатник и философ Франциск Скорина.

            В начале ХVII (1620 год) века организуется Аптекарский приказ – первое государственное медицинское управление. В 1654 г. открывается Московская казенная школа лекарей и подлекарей, которая за 50 лет выпустила более 100 специалистов. Анатомию в ней преподавал поляк Стефан, для наглядности обучения используя кости и рисунки. Епифаний Славенецкий в 1658 г. переводит на русский язык книгу по анатомии А. Везалия «Эпитоме», которая долгое время служит пособием для обучения в госпитальных школах. С организацией Академии наук издается новый учебник по анатомии, который написал голландец Н. Бидлоо — личный врач (лейб-медик) императора Петра I.

 

 

 

 

9. Н.И.Пирогов и сущность его открытий в анатомии человека: методы, предложенные им для изучения топографии органов, их значение для анатомии и практической медицины.

            Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н. И. Пирогов (1810—1881). Начав свою медицинскую деятель­ность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) универ­ситете.

            По инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургичес­кой академии был создан Анатомический институт, усовершен­ствована система анатомической подготовки врачей. Н. И. Пиро­гов придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большая заслуга Н. И. Пирогова как анатома — открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью изучения взаимоотно­шений органов друг с другом и со скелетом.

            Результаты много­летних трудов Н. И. Пирогов обобщил в книге «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Н. И. Пирогов изучил фасции и клетчаточные пространства в теле человека, опубликовал труд «Хирургическая анатомия арте­риальных стволов и фасций» (1838). Перу Н. И. Пирогова принадлежат «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» (1843—1848) и многие другие исследования по анатомии и хирургии. В области анатомии Н. И. Пироговым сделано не­мало открытий.

            Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник — участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала (узел Пирогова-Розенмюллера), и другие анатомические образования.

 

10. П.Ф.Лесгафт как представитель функционального направления в анатомии и значение его работ для теории предмета и развития физического воспитания.

          Выдающимся исследователем в области функциональной ана­томии и теории физического воспитания был П. Ф. Лесгафт (1837—1909) — автор фундаментального труда «Основы теоре­тической анатомии». П. Ф. Лесгафт является основоположником теоретической анатомии в России. Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснаб­жении органов и частей тела.

            П.Ф. Лесгафт считал, что в жизнедеятельности всех органов и систем эффективная работа (функция) соотносится с рациональным устройством, т.е. при наименьших затратах материала на строительство органа достигается наибольший коэффициент полезной его деятельности (закон минимума-максимума).

            Данное диалектическое противоречие раскрыл на примерах строения и функции суставов, заявив что при наименьшей площади сочленения и крепости капсулы достигается наибольшее разнообразие и объем движений.

            Кости и соединения таза рассмотрены им с биомеханических позиций: определено понятие тазового свода и его устойчивости к сопротивлению; даны измерительные параметры, которыми акушеры пользуются и в настоящее время.

            П. Ф. Лесгафт доказал, что внутренняя структура костей под влиянием функции (опора и движение) перестраивается активно, в то время как внешняя форма обусловлена влиянием сил мышечной тяги и давления.

            С позиции функционального направления он рассматривал строение сосудистой системы, выдвинув и обосновав следующие положения:

Ø                   внешние раздражители возбуждают питание органов, зависящее от строения сосудов; различие раздражителей обуславливает различие в питании органа, в строении его сосудов и связей между ними;

Ø                   развитие сосудов предшествует возникновению органа, близость или отдаленность сосудов создают условия для разницы в питании, от чего возникают разные по структуре и форме ткани;

Ø                   артерии к органам растут по кратчайшему направлению, занимают медиальные положения и на концах органов и частей тела образуют дуговые анастомозы;

Ø                   ткани, органы не находятся в застывшем, стабильном состоянии — форма их изменяется, внутренние структуры обновляются под влиянием функции и питания (изменчивость, пластичность характерны как для органа, так и для сосудов его питающих).

            В прикладной анатомии П. Ф. Лесгафт показал особенности строения мочеполовой диафрагмы у женщин и мужчин, выявил клетчаточные пространства промежности, объяснил механизм подвижности прямой кишки работой поднимателя сфинктеров и продольных мышц; открыл слезный мускул в круговой мышце глаза; выделил среди задних мышц живота и спины поясничный треугольник.

Анатомо-функциональное направление, глубокие биологические знания и увлеченность физическим развитием молодежи привели П. Ф. Лесгафта к разработке основ физкультурного образования в виде следующих основных положений:

Ø                   всесторонности, многоканальности физической подготовки;

Ø                   взаимосвязи, взаимообогащения физического и умственного, нравственного и духовного воспитания как необходимого условия гармонического развития человека.

Ø                   Научности физического образования:

Ø                                    при взаимообусловленности формы и функции;

Ø                                    научном и практическом выявлении возрастных, половых, конституциональных особенностей строения человека;

Ø                                    исключения врожденной обреченности физического состояния организма;

Ø                                    преодоления диктата наследственности.

Теоретические изыскания по строению человека П. Ф. Лесгафт обобщил в книге «Основы теоретической анатомии», которая издавалась и за рубежом. Им написано много статей по физическому воспитанию и образованию, а его исследования по биомеханике костей, суставов, мышц и движений используются до сих пор в лечебной физкультуре, травматологии и ортопедии. В честь признания научных заслуг П. Ф. Лесгафта многие институты физкультуры в нашей стране носят его имя.

 

 

11. Анатомия советского периода. В.П.Воробьев, В.Н.Тонков, Г.М.Иосифов, Д.А.Жданов. Их  вклад в развитие анатомической науки.

 

          В области экспериментальной анатомии плодотворно работал основатель ленинградской школы анатомов В. Н. Тонков (1872— 1954), в течение многих лет возглавлявший кафедру анатомии Военно-медицинской академии в Ленинграде и создавший много­численную школу анатомов (Б. А. Долго-Сабуров, Г. Ф. Иванов, А. П. Любомудров, Ф. П. Маркизов, К. В. Ромодановский и др.). Придавая большое значение эксперименту, он исследовал колла­теральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиях существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896 г.) использовал рентгеновское излучение для изучения скелета. Перу В. Н. Тонкова принадлежат также рабо­ты по эмбриологии и сравнительной анатомии.

          В. Н. Тонков — автор  неоднократно переиздававшегося учебника  по анатомии.

 

            Выдающимся представителем харьковской школы анатомов был В. П. Воробьев (1876—1937) —исследователь вегетативной нервной системы, автор методов изучения нервов. В. П. Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека, одним из первых начал изучение иннервации методом электростимуля­ции нервов у животных. Он создал пятитомный «Атлас анатомии человека». Вместе с другими учеными В. П. Воробьев разработал метод и выполнил бальзамирование тела В. И. Ленина.

 

            Иосифов Гордей Максимович (1870–1933) — выдающийся ученый анатом-лимфолог, начавший свои исследования в Томском университете еще до революции и продолживший их в советский период в Воронежском медицинском институте. Он разработал тушь — желатиновую массу для наливки лимфатических сосудов и установил закономерности движения лимфы, сформулировав концепцию о функциональной роли лимфатических коллекторов. Под его руководством сложилось новое направление в лимфологии, в разработке которого участвовала большая группа молодых исследователей. Из них выросли знаменитые анатомы, профессора А. П. Азбукин, Д. А. Жданов, В. Н. Надеждин и другие, возглавившие кафедры в различных медицинских институтах.

 

            Дмитрий Аркадьевич Жданов (1903–1971) выпускник Воронежского медицинского института и ученик профессора Г. М. Иосифова начал изучение лимфосистемы с капилляров костей, суставов, мышц, фасций, оболочек и периферических нервов. Он первым в мире получил рентгеновские изображения грудного лимфатического протока и его притоков у живого человека, раненого в шею.

В дальнейших исследованиях он установил много новых закономерностей:

Ø                   архитектоника лимфокапилляров и сплетений внутриорганных лимфососудов определяются условиями и особенностями строения и функции органа (органоспецифичность лимфососудов);

Ø                   сети лимфокапилляров и сплетений лимфососудов связаны с кровеносными сосудами, прилегая к венозной части сосудистых сплетений;

Ø                   лимфососуды подвержены возрастной, индивидуальной изменчивости, а при образовании опухолей становятся транспортом для опухолевых клеток (метастазы);

Ø                   ультраструктурные различия лимфатических и кровеносных сосудов определяются функциональными особенностями, а эндотелий лимфокапилляров обладает фагоцитарной активностью;

Ø                   отсутствие базальной мембраны в лимфокапиллярах дает возможность резорбции коллоидных растворов крупнодисперсных белков, других веществ, чем поддерживается необходимое равновесие обменных процессов.

            В монографиях Д. А. Жданова «Функциональная анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища», «Общая анатомия и физиология лимфатической системы» отражены новые сведения, за что автор награждается государственными премиями.

 

12. Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах  нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.

            Наличие   индивидуальной   изменчивости   формы   и   строении тела   человека   позволяет   говорить   о   вариантах   (вариациями» строения   организма   (от  лат.   variatio — изменение,   varians -* вариант), которые выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму.

            Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomalia — неправиль­ность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренних органов), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука терато­логия   (от греч. teras, род. падеж teratos — урод).

            Каждому человеку присущи свои, индивидуальные особеннос­ти строения. Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся.

            Так, в соответствии с длиной тела и дру­гими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека:

·        долихоморфный (от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник);

·        брахиморф­ный (от греч. brachys — короткий) — короткое, широкое туло­вище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип —

·        мезоморфный (от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

            Важно понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. óntos - сущее, существующее), в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие человека до рождения (перинатальный период) рассматривает эмбриология, после рождения (постнатальный период, от лат. nátus - рожденный) изучает возрастная анатомия. В детском, подростковом и даже в юношеском возрасте органы еще растут, происходит дифференцировка тканевых элементов. У мужчины и женщины зрелого возраста строение тела более или менее стабильно. Однако и в этот период в органах также происходят изменения соответственно условиям жизни, воздействиям внешней среды. Особенности строения тела людей пожилого и старческого возраста изучает наука о закономерностях старения - геронтология (от греч.geron - старик).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..