Справочник электрослесаря добычного и проходческого оборудования - часть 32

 

  Главная      Учебники - Горное дело     Справочник электрослесаря добычного и проходческого оборудования (Антипов) - 1989 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..

 

 

Справочник электрослесаря добычного и проходческого оборудования - часть 32

 

 

Забуривание прекращается, когда нагрузка достигает заданного значения. 

При этом автоматически, в соответствии с величиной входного сигнала, увели-

чивается скважность импульсов генератора и коэффициент усиления становится 

равным рабочему. При достижении заданного уровня нагрузки образуется ошиб-

ка рассогласования разных знаков, что приводит к срабатыванию в случайной 

последовательности каналов сброса-наброса. При этом с частотой появления раз-

нополярных сигналов переключается компаратор D5. На его выходе также по-

являются сигналы разных знаков, которые проходят дифференцирующие емко-

сти С20 и С21. 

Пока на усилитель D5 поступают однополярные сигналы, он находится 

в состоянии 0 или 1. При этом его выходной сигнал не проходит через дифферен-

цирующие емкости и не оказывает влияние на работу регулятора. Но как только 

эти сигналы становятся разнополярными и усилитель начинает переключаться, 

логические сигналы проходят через указанные емкости и осуществляют увели-

чение уставки нагрузки. Включается канал наброса нагрузки и запирается, 

что приводит к увеличению скорости подачи. Одновременно по цепи С21, V51, 

V53  поступает сигнал на инверсный вход канала сброса нагрузки, что увеличи-

вает зону нечувствительности регулятора. При росте уставки нагрузки растут 

и дисперсионные показатели нагрузки. Когда уровень дисперсии нагрузки до-

стигнет заданной величины, срабатывает усилитель D4. При его срабатывании 

включается реле К.1  и разрывается контакт роста уставки, а также на генератор 

D2 поступает запирающий сигнал логической единицы. При этом система регу-

лирования переводится в релейный режим работы, чем достигается ее макси-

мальное быстродействие. 

При искривлении скважины увеличивается амплитуда колебания нагрузки, 

которая измеряется с помощью запоминающего устройства. Чем больше угол 

искривления скважины, тем больший дополнительный заряд поступит на емкость 

С9 и произведет ее подзарядку до большего уровня. Выходной сигнал с емкос-

сти С9 запирает компаратор D4 и таким образом увеличивает время приработки 

системы пропорционально уровню нагрузки. Если даже нагрузка в следующий 

момент уменьшится, то потенциал на емкости не позволит отпустить компара-

тор D4, а следовательно, рост уставки не начнется, пока емкость С9 не разря-

дится на резистор R39. Постоянная этого разряда и определяет время работы 

на пониженной подаче. Тем самым обеспечивается режим работы буровой маши-

ны на пониженной подаче при искривлении скважины, чго способствует, как 

следствие, выпрямлению скважины. 

При технологических перегрузках, когда крутящий момент на вращателе 

превысит двукратное номинальное значение, срабатывает операционный усили-

тель D3 и включает реле К2,  которое разрывает цепь питания системы подачи. 

Скорость подачи становится равной нулю. При остановке подачи нагрузка на 

исполнительном органе, как правило, уменьшается, чем предотвращается раз-

витие заштыбовки. Если же после снятия подачи нагрузка в течение 2 с будет 

выше двукратной, то сработает второй каскад защиты. После срабатывания реле 

КЗ  происходит отключение контактора вращателя, и электропривод останав-

ливается. Такая система защиты обеспечивает долговечность работы привода. 

Коррекция времени срабатывания первого и соответственно второго каскада 

защиты осуществляется при запуске контролируемых электродвигателей, что 

предотвращает срабатывание первого каскада защиты. Возможна ситуация, 

когда регулятор посылает сигналы на увеличение нагрузки, но она не растет. 

Это связано с затуплением инструмента, пробуксовкой гусениц комбайна, про-

хождением пустот и т. п. При этом дроссель регулятора загоняется в крайнее 

положение, что может привести при изменении описанных условий к резкому 

увеличению нагрузки и срабатыванию защиты. Чтобы это не произошло, при по-

явлении сигналов наброса нагрузки уставка уменьшается до минимального 

уровня. Если же и при этом не произойдет стабилизация, то сработает датчик хо-

лостого хода, который осуществит форсированный сброс нагрузки и последующее 

ее увеличение произойдет через операцию забуривания, как описано выше. 

При установке шунтирующего резистора 5,6 кОм между цепями 25, 26 регу-

лятор работает в импульсном режиме независимо от сигнала с датчика пиковых 

нагрузок. При шунтировании цепей 5, 7 последовательно соединенными резистором 

22 кОм и диодом уменьшается длительность выходных импульсов регулятора. 

При уставке резистора 100 кОм и диода между цепями 4, 3 предотвращается 

128 

сброс подачи при холостом ходе горной машины. Цепи 21—26 предназначены 

для контроля стабилизированного, напряжения питания. Они используются 

при установке регулятора ПРИЗ-М в блоке дистанционного управления 

БАУС-1М. 

Исполнительное устройство регулятора — сервопривод — предназначается 

для изменения скорости подачи исполнительного органа по сигналам управления 

от блока регулятора. 

Рис. 11.2. Сервопривод и его принципиальная электрическая схема 

Сервопривод (рис. 11.2

, а) состоит из регулятора потока с коллектором 

и привода, закрепленных на опорной плите. Привод встроен во взрывобезопас-

ный корпус, внутри которого расположена выемная часть. На ней размещены 

трансформатор питания, реле управления и реверсивный электродвигатель 

РД-09. При срабатывании одного из реле (рис. 11.2,6) на электродвигатель по-

дается напряжение питания и электродвигатель начинает вращать вал регуля-

тора потока в соответствующем направлении. С отключением реле на обмотки 

электродвигателя подается постоянное напряжение и ротор двигателя резко тор-

мозится. 

129 

Датчик тока (рис. i 1.3) измеряет силу тока статора электродвигателя испол-

нительного органа. В качестве первичной обмотки датчика используется один 

или несколько витков силовой жилы питания электродвигателя органа. Датчик 

выполнен по схеме трансформатора тока и имеет такие основные данные: мак-

симальная сила тока первичной обмотки, контролируемой датчиком — 550 А; 

максимальное переменное напряжение на выходных зажимах датчика тока в ре-

жиме холостого хода — 60 В. 

Таблица  11.1 

Положение 

Номинальная мощность контролируе-

мого двигателя, кВт 

Номинальный ток 

нагрузки при одном 

переключателя 

S1 

датчика тока 

660 В 

380 В 

витке (выходное 

напряжение датчика 

тока 5 В), А 

36 

22 

18 

11 

40 

12 

55 

34 

28 

17 

60 

18 

11 

90 

68 

46 

28 

95 

31 

18 

100 

66 

55 

33 

120 

36 

22 

10 

130 

Выбор мощности контролируемого двигателя осуществляется по таол. 11.1. 

Например, для БГА-2М (мощность двигателя 11 кВт) при напряжении 660 В 

наматывается три витка на датчик тока и переключатель St  ставится в положе-

ние 1, а для БГА-4 (мощность двигателя 18 кВт) — в положение 2. При переходе 

на напряжение 380 В наматываются на датчике тока два витка и ставится пере-

ключатель S1 в положение 1 для БГА-2М и в положение 2 для БГА-4 (рис.11.4). 

Рекомендуется при вводе проходческой машины в эксплуатацию ставить 

переключатель «Нагрузка» в положение «минимум». При таком положении пере-

ключателя необходимо бурить направленные скважины. После обкатки проход-

ческой машины переключатель «Нагрузка» ставится в положение «максимальное». 

Г Л А В А 12 

ГИДРОАВТОМАТИКА ГОРНЫХ МАШИН 

Наиболее ответственными устройствами электрогидравлических систем 

управления, связывающими электронную логическую часть с силовым гидро-

приводом, являются устройства гидроавтоматики: гидравлические распреде-

лители с электромагнитным приводом, электрогидравлические реле давления, 

пропорциональные преобразователи и другие устройства. Широкое распростра-

нение получили гидравлические распределители с электромагнитным приводом, 

связывающие электронные логические схемы с силовым гидроприводом. Такие 

устройства, являясь выходными устройствами систем управления, управляют 

гидрораспределителями рабочих потоков жидкости. 

Гидравлические распределители в угольной промышленности изготавли-

ваются для работы на осветленной шахтной воде (гидрораспределитель ЭКВ), 

иодомасляной эмульсии (ЭКУ1М, РМ1) и на минеральных маслах (1РГ12, 2РП2). 

О б щ и м  т р е б о в а н и е м , обеспечивающим надежную работу гидрав-

лических устройств, является чистота рабочей жидкости в гидросистеме. По-

скольку в процессе монтажа ремонтных и эксплуатационных работ в гидросисте-

му попадают загрязняющие частицы (уголь, порода, металлическая стружка, 

частицы резиновых уплотнений, окислы металлов, и т. д.), то в гидросистемах 

машин, как правило, предусматривается установка фильтров, которые требуют 

периодической (через 7—14 дней) промывки. Кроме того, непосредственно в рас-

пределителях устанавливаются защитные фильтры, замена которых произво-

дится в сроки, регламентируемые эксплуатационной документацией или по мере 

их загрязнения. 

131 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..