ГКИНП-119-94. Инструкция о порядке разработки топографо-геодезических работ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-119-94. Инструкция о порядке разработки топографо-геодезических работ

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

ГКИНП-119-94. Инструкция о порядке разработки топографо-геодезических работ - часть 2

 

 

ДИСТАНЦИОННОГО  ЗОНДИРОВАНИЯ  также  относятся  к  НТА  вида  НОРМЫ.  Они 
устанавливают сроки и порядок хранения этих материалов (и результатов работ) с целью их 
многократного и многоцелевого использования в отраслях народного хозяйства.

 

3.6  ИНСТРУКЦИИ  И  ПРАВИЛА  ПО  ТРАНСКРИПЦИИ  ГЕОГРАФИЧЕСКИХ 

НАЗВАНИЙ

*)

 устанавливают правила присвоения и написания на топографических картах, 

планах,  в  атласах,  в  словарях-справочниках  географических  названий  и  в  других  изданиях 
наименований географических объектов, присвоенных им на различных языках и наречиях.

 

3.7  СЛОВАРИ-СПРАВОЧНИКИ  ГЕОГРАФИЧЕСКИХ  НАЗВАНИЙ

*)

  содержат  названия 

географических  объектов  Российской  Федерации,  других  стран  и  отдельных  регионов  и 
устанавливают единое их написание во всех российских изданиях на русском языке.

 

*)

  Данные  нормативно-технические  акты  составляются  Роскартографией  согласно  п. 5 (абзац 12) 

постановления Правительства РФ от 22.12.92 г. № 1001. 

3.8 ПРАВИЛА относятся к НТА, устанавливающим требования к конкретным процессам 

и  субпроцессам  топографо-геодезических  и  картографических  работ,  которые  не 
регламентированы другими категориями НТА.

 

3.8.1 ПРАВИЛА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПУНКТОВ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ СЕТЕЙ устанавливают 

конструкцию, технологию изготовления и закладки центров (реперов, марок) в зависимости 
от  физико-географических  условий  местности.  В  них  должны  определяться  условия, 
выполнение  которых  обеспечивает  долговременную  сохранность  и  метрологическую 
стабильность всех геодезических пунктов, находящихся под особой охраной государства.

 

3.8.2 ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ 

И КАРТОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ определяют специальные требования к организации и 
технологии работ, предъявляемые с целью исключения производственного травматизма.

 

3.9 РУКОВОДСТВА составляются в развитие основных положений, инструкций, норм и 

правил.

 

Они устанавливают подробные технологические схемы и порядок ведения работ, включая 

выбор технических средств, методов, приемов.

 

Руководства  должны  содержать  формы  технической  и  технологической  документации, 

необходимые  паспортные  данные  технических  средств  измерений,  правила  лабораторно-
полевых  поверок  и  юстировки  приборов,  пояснять  принципы  работы  и  эксплуатации 
аппаратуры и т.д.

 

3.10 РУКОВОДЯЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (РТМ), как правило, составляются 

по  отдельным  направлениям  топографо-геодезического  и  картографического  производства, 
связанным  с  внедрением  новых  технологий,  приборов  и  научной  организации,  создания 
системы  управления  качеством  работ,  а  также  в  развитие  действующих  нормативно-
технических и методических актов.

 

Этот  вид  НТА  совместно  с  методическими  указаниями  (рекомендациями) 

предусматривается  в  основном  для  обеспечения  оперативного  внедрения  технических 
новшеств и технологий.

 

3.11  МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ  (РЕКОМЕНДАЦИИ).  Этот  вид  нормативно-

технических и методических актов допускается к применению в целях избежания излишней 
регламентации 

топографо-геодезических 

и 

картографических 

работ, 

ведущихся 

ведомственными  организациями  и  относящихся  сугубо  к  опытно-методическим, 
выполняемым  по  принципиально  новым  направлениям  работы  в  случаях,  когда  создание 
обязательных,  указанных  выше  актов,  по  каким-либо  причинам  преждевременно 
(незавершенность  технологий,  технических  средств  и  т.п.)  и  необходима  опытно-
производственная апробация для их совершенствования и внедрения.

 

3.12  Нормативно-техническое  обеспечение  современного  производства  должно 

достигаться  при  помощи  развития  и  совершенствования  всей  системы  нормативно-
технических  актов,  а  также  развитием  и  совершенствованием  системы  государственных 

стандартов согласно установленному порядку их создания и разграничения.

*)

 При разработке 

положений,  норм  и  требований,  содержащихся  в  нормативно-технических  и  методических 
актах, выборе вида, названия НТА необходимо руководствоваться следующими основными 
методологическими принципами:

 

- целевой ориентации;

 

- приоритетности народнохозяйственного и межотраслевого подхода;

 

- сбалансированности;

 

- комплексности;

 

- системности (согласованности);

 

-  гармонизации,  т.е.  использования  и  взаимного  обмена  отечественного  и  зарубежного 

опыта в нормотворческой деятельности.

 

*)

 Области применения и разграничения нормативно-технических и методических актов и государственных 

стандартов  устанавливаются  Федеральной  службой  геодезии  и  картографии  России  и  Комитетом  Российской 
Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации в пределах их полномочий. 

4. 

ПОРЯДОК 

РАЗРАБОТКИ 

И 

РАССМОТРЕНИЯ 

НОРМАТИВНО-

ТЕХНИЧЕСКИХ  И  МЕТОДИЧЕСКИХ  АКТОВ,  ПОДГОТАВЛИВАЕМЫХ  В 
СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ РОССИИ 
4.1  Разработка  новых  и  пересмотр  устаревших  нормативно-технических  и  методических 

актов  должны  осуществляться  в  соответствии  с  годовыми  и  перспективными  планами  и 
программами, утверждаемыми Федеральной службой геодезии и картографии России.

 

4.2  Организационно  разработка  нормативно-технических  и  методических  актов 

проводится по направлениям деятельности головных научно-исследовательских институтов 
(ЦНИИГАиК,  центров  «Сибгеоинформ»  и  «Росгеоинформ»,  ГЦ  «Природа»),  а  также  ПКО 
«Картография»,  ответственных  за  стандартизацию,  нормативно-техническое  обеспечение 
топографо-геодезических  и  картографических  работ,  выпуска  геодезической  продукции, 
включая все аспекты этого обеспечения (технические, правовые и экономические).

**)

 

**)

  При  необходимости  НИИ  разрешается  (с  учетом  рекомендаций  Министерства  юстиции)  в  области 

геодезии  и  картографии  вести  необходимые  правовые  научные  исследования,  иметь  соответствующую 
тематику. 

4.3  Общее  методическое  руководство  совершенствованием  всей  системы  нормативно-

технических  и  методических  актов  осуществляет  головная  научно-исследовательская 
организация Роскартографии - ЦНИИГАиК.

 

4.4  Научно-исследовательские  институты,  центры  и  ПКО  «Картография»,  являющиеся 

головными  по  направлениям  своей  отраслевой  деятельности,  осуществляют  методическое 
руководство  и  непосредственно  ведут  разработку  проектов  нормативно-технических  и 
методических актов в соответствии с пп. 4.1, 4.2 и др. настоящего раздела инструкции.

 

4.5  Производственные  предприятия,  объединения  и  картографические  фабрики 

Роскартографии могут участвовать в разработке НТА в качестве соисполнителей на основе 
хозяйственных  договоров  или  соглашений,  заключаемых  с  головными  организациями.  Эти 
предприятия,  обладающие  необходимым  производственным  опытом,  могут  осуществлять 
самостоятельные  разработки  проектов  НТА  или  отдельных  их  разделов,  в  т.ч.  и  на 
альтернативной основе.

 

4.6  Общую  координацию  разработок  нормативно-технических  и  методических  актов 

осуществляют  функциональные  управления  и  отделы  Федеральной  службы  геодезии  и 
картографии России по закрепленным направлениям деятельности.

 

4.7  Все  нормативно-технические  и  методические  акты,  создаваемые  в  системе 

Федеральной  службы  геодезии  и  картографии  России,  в  порядке  поддержания  их  и  всей 
системы  ГКИНП  в  дежурном  (контрольном)  состоянии  подлежат  рассмотрению 
(контрольному  редактированию)  в  ЦКГФ.  При  этом  ЦКГФ  осуществляет  контроль 

своевременности  пересмотра  и  внесения  изменений  и  дополнений,  ведение  справочно-
информационного  фонда  и  подготовку  к  изданию  отдельных  нормативно-технических  и 
методических  актов  в  соответствии  с  планами  их  издания,  а  также  регистрацию  НТА 
согласно п. 7.8 настоящей инструкции.

 

4.8  Разработка  новых  и  пересмотр  устаревших  нормативно-технических  и  методических 

актов  согласно  пп. 4.1, 4.2 осуществляются  по  годовым  планам  в  соответствии  с 
техническими 

заданиями, 

согласованными 

организациями-разработчиками 

и 

функциональными  управлениями  Федеральной  службы  геодезии  и  картографии  России  по 
подчиненности  или  по  частным  техническим  заданиям,  выдаваемым  головными 
исполнителями работы.

 

4.9 Техническое задание в обязательном порядке должно содержать:

 

а)  перечень  НТА,  научных  разработок  и  действующих  нормативных  документов,  в  т.ч. 

регламентирующих порядок создания ТЗ на НИР и ОКР, которые будут положены в основу 
создаваемого акта;

 

б)  перечень  организаций,  которым  проект  НТА  организация-разработчик  намечает 

отправить на отзыв;

 

в)  развернутый  план  нормативно-технического  (методического)  акта  по  разделам  (в 

составе раздела «Требования к выполнению НИР»);

 

г) предварительный список приложений к НТА.

 

Общая  структура  и  правила  оформления  ТЗ  на  разработку  НТА  идентичны 

установленным для НИР (см. РТМ 68-2.2-93).

 

4.10  Проект  НТА,  рассмотренный  и  одобренный  ученым  (техническим)  советом 

организации-разработчика (или его секцией) с привлечением организаций-соисполнителей, в 
соответствии  с  перечнем  ТЗ,  рассылается  организацией-разработчиком  на  отзыв 
заинтересованным  предприятиям,  организациям  и  учреждениям  Федеральной  службы 
геодезии и картографии России и других ведомств.

 

4.11  Отзывы  по  проектам  НТА  должны  представляться  организации-разработчику  не 

позднее 45 дней со дня поступления проектов на рассмотрение.

 

Предложения  о  внесении  изменений  и  дополнений  должны  быть  обоснованы  и  даны  в 

виде  поправок,  сформулированных  абзацев  и  пунктов  разделов.  Могут  предлагаться  и 
альтернативные  варианты  целых  проектов  НТА.  Замечания  и  предложения  неконкретного 
характера или лишенные мотивировки могут не приниматься к реализации.

 

4.12  Отзывы,  получаемые  по  проектам  НТА,  должны  быть  систематизированы 

организацией-разработчиком  в  сводке  в  последовательности  пункта  НТА,  с  указанием  о 
принятии  или  отклонении  каждого  предложения  с  обоснованием  заключения  согласно 
приложению 8.

 

4.13  На  основании  заключений  по  полученным  отзывам  и  поправкам  разработчик  с 

участием организаций-соисполнителей уточняет проект НТА и, при необходимости, выносит 
его на вторичное рассмотрение ученого (технического) совета.

 

4.14 Проект окончательной редакции НТА представляется организацией-разработчиком в 

Федеральную  службу  геодезии  и  картографии  России  с  приложением  следующей 
документации:

 

- пояснительной записки - один экземпляр;

 

- первой редакции НТА, рассылавшейся на отзыв - один экземпляр;

 

- сводки отзывов, составленной по форме приложения 8 - один экземпляр;

 

-  перечня  организаций,  которым  рассылалась  на  отзыв  первая  редакция  проекта  НТА - 

один экземпляр;

 

-  выписки  из  протокола  ученого  (технического)  совета  организации-разработчика  с 

принятым решением;

 

- решения по первой редакции НТА соответствующего управления Роскартографии;

 

- перечня изменений и дополнений, подлежащих внесению в действующие нормативные 

акты,  а  также  перечень  НТА,  подлежащих  отмене  с  выходом  вновь  разработанного 
нормативно-технического акта - один экземпляр;

 

- справки об основных показателях, включенных в НТА и оценке его эффективности по 

форме приложения 9 - один экземпляр.

 

П р и м е ч а н и я : 
1.  Представленный  на  рассмотрение  проект  НТА  подписывается  первым  руководителем  организации-

разработчика  или  его  заместителем  по  направлению,  другими  должностными  лицами,  ответственными  за 
разработку, включая соисполнителей, а также руководителем темы. 

2.  В  случае  проведения  общественной  экспертизы  НТА  результаты  этой  экспертизы  также  должны  быть 

приложены  к проекту  нормативного  акта.  Осуществление  официальной  экспертизы  производится  согласно  п. 
7.1 данной инструкции. 

3.  При  наличии  принципиальных  вопросов  по  проекту  НТА,  не  согласованных  с  заинтересованными 

организациями  (разногласий),  помимо  данных,  отраженных  в  справке,  в  пояснительной  записке  даются 
предложения  по  устранению  этих  разногласий  на  соответствующем  уровне  в  центральных  органах 
государственного управления. 

4.15  Пояснительная  записка  к  проекту  нормативно-технического  и  методического  акта 

должна содержать:

 

-  данные,  характеризующие  соответствие  акта  основным  принципам  разработки  (см. 

приложение 1);

 

-  обоснование  основных  показателей,  требований  и  норм,  принятых  в  проекте  НТА, 

общие выводы о технических и количественных показателях экономической эффективности, 
а  также  народно-хозяйственной  целесообразности  введения  его  в  действие  и  отнесения  к 
системе ГКИНП;

 

-  источники,  использованные  при  разработке  акта  (научно-исследовательские  и 

экспериментальные  работы,  производственные  показатели  и  технологии,  научно-
техническая, справочная и правовая литература и т.п.);

 

- обоснование перечня нормативных актов и дополнений (изменений) к ним, подлежащих 

отмене или изменению в связи с утверждением разработанного нового акта;

 

-  перечень  предлагаемых  мероприятий,  обеспечивающих  внедрение  акта  в  практику 

производственных работ, с указанием рациональных сроков и этапов внедрения.

 

4.16  Организация-разработчик  нормативно-технического  и  методического  акта 

представляет  его  на  рассмотрение  и  утверждение  в  Федеральную  службу  геодезии  и 
картографии России в порядке, определенном разделом 7 данной инструкции.

 

4.17  Функциональные  подразделения-разработчики  и  подразделения  по  стандартизации 

НИИ, предприятий (организаций), а также службы технического контроля и надзора несут по 
направлениям  своей  деятельности  непосредственную  ответственность  за  своевременное 
внедрение  новых  нормативно-технических  и  методических  актов  в  производство, 
своевременный пересмотр, подготовку и внесение дополнений (изменений).

 

Общий  контроль  своевременности  подготовки  НТА  осуществляют  функциональные 

управления и отделы Роскартографии по направлениям своей работы.

 

4.18 Плановая разработка, рассмотрение и согласование изменений (дополнений) к НТА, 

как  правило,  осуществляется  в  порядке,  установленном  для  вновь  разрабатываемых  НТА. 
При  этом  принятие  отдельных  (текущих)  изменений  и  дополнений,  вызванных  введением 
новых НТА и технологий должно обосновываться и осуществляться в процессе разработки и 
внедрения  этих  актов  и  технологий  и  оформляться  согласно  пунктам 7.3 - 7.9 данной 
инструкции.

 

4.19 Вся работа, связанная с разработкой нормативно-технических и методических актов, 

в  системе  Федеральной  службы  геодезии  и  картографии  России  осуществляется  за  счет 
централизованных источников финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..