ГКИНП-45. Руководство по обновлению топографических карт - часть 4

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-45. Руководство по обновлению топографических карт

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

ГКИНП-45. Руководство по обновлению топографических карт - часть 4

 

 

Плановое  и  высотное  обоснования  являются  необходимой  опорой  для  сетей 

фотограмметрического  сгущения,  обеспечивающих  каждый  аэроснимок  опорными  точками 
для трансформирования и ориентирования на карте. 

Точки  съемочной  сети  (плановые)  опознают  на  аэроснимках,  при  этом  средняя 

погрешность не должна превосходить 0,1 мм. 

5.2.  Если  точки  геодезической  основы  нельзя  опознать  с  требуемой  точностью  на 

аэроснимках, полученных для обновления, то их положение в сетях фотограмметрического 
сгущения определяют способом вставки. 

Для этого используют старые аэронегативы, полученные при съемке обновляемой карты, 

на  которых  опознаки  наколоты.  На  этих  и  новых  аэронегативах  выбирают  три - четыре 
общие  контурные  точки,  расположенные  вокруг  опознака  возможно  ближе  к  нему.  Строят 
фотограмметрическую  сеть  по  новым  аэроснимкам,  включив  в  нее  эти  общие  контурные 
точки.  Затем  по  двум-трем  старым  смежным  аэронегативам  строят  вспомогательную  сеть 
сгущения, определяя в ней положение опознака и указанных общих точек. Вспомогательную 
сеть  редуцируют  по  общим  точкам  на  новую  сеть  и  перекалывают  на  нее  положение 
опознака. 

Построение вспомогательной сети в равнинных районах может быть выполнено способом 

графической фототриангуляции, а в горных районах (или при коэффициентах редуцирования 
более 1,6) - на универсальных стереофотограмметрических приборах. 

5.3. Если старые аэронегативы имеют разную деформацию по осям X и Y (более 0,5 мм), а 

контурные точки, выбранные для вставки опознака, удалены от него более чем на 3 см (на 
снимке),  то  в  абсциссы  точек  вспомогательной  сети  должны  быть  введены  поправки  по 
формуле 

 

 

где l

x

 и l

y

 - расстояния между координатными метками на аэронегативах; 

 и 

 -  расстояния  между  координатными  метками  АФА  (выписывают  из  паспорта 

аэрофотосъемки); 

- среднее расстояние между координатными метками; 
x

i

 - абсцисса точки вспомогательной сети. 

Для  измерения  абсцисс  х

i

  на  вспомогательной  сети  прочерчивают  оси  координат 

примерно параллельно осям координат аэроснимка. За начало координат принимают одну из 
точек (левую). 

5.4.  В  плоскоравнинных  районах  положение  опознаков,  контур  которых  изменился, 

следует определять непосредственно на аэронегативах новой съемки: 

а)  путем  перекола  со  старых  аэронегативов  при  тщательном  совмещении  наколов 

окружающих контуров (при разномасштабности старый аэроснимок проектируют на новый 
через проектор); 

б) путем засечки с 4 - 5 окружающих близких контурных точек, выполняемой с помощью 

пропорционального циркуля, или способом Болотова. 

5.5.  В  случаях  когда  материалы  плановой  привязки  аэроснимков  не  сохранились  или 

количество имеющихся опорных точек недостаточно для фотограмметрического сгущения, в 
качестве  дополнительной  плановой  опоры  можно  использовать  трансформационные  точки 
или сохранившиеся четкие контурные точки старого фотоплана (карты). 

Контуры,  выбранные  для  трансформационных  точек,  определяют  по  наколам  на  старых 

аэронегативах,  а  плановое  положение  этих  точек - по  наколам  в  пробоинах  пуансона  на 
фотоплане. 

Неизменность  контурных  точек,  выбираемых  в  качестве  опорных,  должна  обязательно 

проверяться  путем  сличения  формы  и  размеров  изображения  контура  на  новых  и  старых 
аэроснимках. 

5.6. Если съемочное обоснование обновляемых карт было получено радиогеодезическим 

методом с помощью самолетного радиодальномера (координаты точек надира аэроснимков), 
то при обновлении этих карт съемочным обоснованием могут служить точки надира старых 
аэроснимков.  Положение  этих  точек  определяется  или  на  новых  аэроснимках - путем 
переколки  со  старых  аэронегативов  (см.  пункт 5.4), или  на  новых  сетях  планового 
фотограмметрического сгущения - путем вставки (см. пункт 5.2). 

5.7.  Фотограмметрическое  сгущение  планового  обоснования  выполняется  с  целью 

определения опорных точек для трансформирования аэроснимков и монтажа фотопланов, а 
также  для  масштабирования  и  ориентирования  модели  на  универсальных  приборах  (при 
малом  количестве  контуров).  Фотограмметрическое  сгущение  не  производится,  если  нет 
необходимости  в  трансформировании  аэроснимков,  а  ориентирование  их  (или  модели)  на 
карте может быть выполнено по сохранившимся контурным точкам. 

Способ планового фотограмметрического сгущения выбирается в зависимости от рельефа 

местности и густоты имеющихся опорных точек. Основным является аналитический способ. 
Сгущение можно выполнять также на универсальных стереофотограмметрических приборах 
(особенно  в  горных  районах),  а  в  равнинных  районах - способом  графической 
фототриангуляции. 

5.8.  Каждая  сеть  сгущения  должна  быть  обеспечена  на  концах  не  менее  чем  по  одному 

опознаку. Допустимое протяжение сетей в этом случае приведено в табл. 3. 

Т а б л и ц а  3 

Допустимое протяжение сетей (км) для карт 

масштабов 

Способ сгущения 

1:10000 

1:25000 

1:50000 

Аналитический 

10 

20 

40 

Аналоговый 

16 

32 

Графический 

3,5 

16 

5.9.  При  использовании  контурных  точек  фотоплана  (карты)  в  качестве  опорных 

протяжение фотограмметрических сетей сокращается вдвое по сравнению с допусками табл. 
3.  Каждая  опорная  стереопара  в  начале  и  конце  сети  должна  быть  обеспечена  четырьмя - 
шестью опорными контурными точками, выбираемыми вблизи углов стереопары (рис. 2).

 

В  качестве  опорных  контурных  точек  на  старом  фотоплане  можно  использовать  многие 

четкие  контуры  и  объекты,  не  показываемые  на  карте,  но  имеющиеся  на  аэроснимке 
(например,  отдельные  мелкие  кусты).  Точки  следует  выбирать  на  участках,  близких  к 
середине  зон  трансформирования  аэроснимков  (фотоплана).  Средняя  погрешность  их 
опознавания не должна превышать 0,1 - 0,15 мм, а предельная - 0,3 мм. 

 

Рис. 2. Схема расположения опорных контурных точек 

При  выборе  опорных  контурных  точек  по  оригиналам  обновляемых  карт  используются 

только сохранившиеся четкие контуры, при вычерчивании которых на карте не допускается 
обобщений или увеличения размеров по условному знаку. Средняя суммарная погрешность 
их опознавания и вычерчивания не должна превосходить 0,2 мм. 

5.10.  Редуцирование  сетей  сгущения  выполняют  аналитически  или  на  фоторедукторе 

обычными приемами. 

При  редуцировании  сетей  на  фоторедукторе  по  опорным  контурным  точкам  карты 

положение этих точек, а также перекрестия координатной сетки перекалывают с фотоплана 
на восковку, а затем переносят на основу, совмещая координатную сетку. Изображение сети 
устанавливается в такое положение, при котором расхождения проекций опорных точек с их 
положением  на  основе  будут  наименьшими.  Среднее  значение  расхождений  не  должно 
превышать 0,4 мм, а предельное - 0,8 мм. Опорные точки с более значительными невязками 
следует исключать и заменять другими. Предельные расхождения в положении общих точек 
сетей  смежных  маршрутов  не  должны  превышать 1,0 мм,  за  окончательное  положение 
общих точек принимается среднее. 

5.11.  Если  произошли  большие  изменения  контуров,  вследствие  чего  нельзя  выполнить 

вставку плановых опорных точек или использовать дополнительную опору в виде контурных 
точек,  то  плановое  сгущение  может  быть  выполнено  аналитическим  способом  с 
уравниванием  сетей  по  блокам.  Размеры  блоков  будут  определяться  количеством  и 
расположением  имеющихся  плановых  опорных  точек  (опознаков),  для  которых  можно 
выполнить  вставку  в  сети  сгущения.  При  этом  опорные  точки  должны  располагаться  на 
углах и по периметру блока. 

Блоки  наибольших  размеров  могут  быть  составлены  из 7 - 8 маршрутных  сетей 

протяжением  по 16 - 20 км  при  обновлении  карт  масштаба 1:10000 и 40 - 45 км - при 
обновлении  карт  масштаба 1:25000. Опорные  точки  должны  быть  расположены  по  углам 
блока  и  вдоль  его  верхнего  и  нижнего  маршрутов  через 4 - 5; 10 - 12 км  для  указанных 
масштабов соответственно, а также в середине боковых сторон блока. 

В зависимости от расположения имеющихся опорных точек может применяться и другая 

схема. Блок составляется из пяти - шести маршрутных сетей протяжением по 14, 32, 60 км 
соответственно при обновлении карт масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000, с таким расчетом, 
чтобы имеющиеся плановые опорные точки располагались, как минимум, по углам блока и 
по середине верхнего и нижнего маршрутов. 

5.12. Если произошли очень большие изменения ситуации, то в процессе аэрофотосъемки 

производят радиогеодезические измерения (см. пункт 2.7) для определения координат точек 
надира  аэроснимков.  Фотограмметрическое  сгущение  в  этом  случае  выполняют 
аналитическим способом или на универсальных стереофотограмметрических приборах. 

При  построении  сетей  на  универсальных  приборах  положение  точек  надира  определяют 

при установке проектирующих стержней в отвесное положение с помощью уровня. При этом 
производится  внешнее  ориентирование  каждой  пятой  модели  сети  по  точкам  с  высотными 
отметками, подписанными на карте. Сети сгущения редуцируют по точкам надира. 

5.13.  Фотограмметрическое  сгущение  высотного  обоснования  производится  на  участках, 

где изменения рельефа имеются на нескольких стереопарах маршрута. 

Протяжение  высотных  сетей  сгущения  не  должно  превышать 2 стереопары  при  сечении 

рельефа через 1,0 м, 4 стереопары - при сечении рельефа через 2,0 (2,5) м, 8 стереопар - при 
сечении  рельефа  через 5 м.  Если  изменения  рельефа  произошли  на  более  значительном 
участке, то производится новая стереотопографическая съемка участка. 

Сгущение  выполняют  аналитическим  способом  или  на  универсальных  приборах. 

Высотным  обоснованием  служат  опознаки  и  точки,  высоты  которых  подписаны  на  карте, 
расположенные в местах, где рельеф не изменился. 

Если опорой служат точки карты с подписанными высотными отметками, то на углах сети 

следует выбирать по 2 - 3 опорные точки. 

6. ОБНОВЛЕНИЕ КАРТ НА ОСНОВЕ НОВЫХ ФОТОПЛАНОВ 

6.1. В равнинных районах со значительными изменениями ситуации плановая часть карты 

создается заново путем изготовления фотопланов. 

Изготовление фотопланов производится по обычной технологии, состоящей из планового 

фотограмметрического сгущения съемочного обоснования, трансформирования аэроснимков 
по точкам сгущения, монтажа фотопланов. 

6.2. После проверки качества и точности фотоплана с него изготавливают светокопию на 

матовой  или  полуматовой  фотобумаге,  наклеенной  на  жесткую  основу.  При  изготовлении 
светокопии  производится  впечатка  на  фотоплан  изображения  рельефа  с  оригинала 
обновляемой карты. 

Изображение  рельефа  на  светокопии  фотоплана  можно  получить  белого,  черного  или 

коричневого цвета. 

Для  получения  белых  горизонталей  с  негатива  изображения  рельефа  (расчлененного) 

изготавливают позитив, совмещают его с негативом фотоплана и печатают светокопию. 

Для получения светокопии с горизонталями черного цвета изготавливают на фотопленке 

позитивы  фотоплана  и  расчлененного  оригинала  изображения  рельефа.  После  их 
совмещения получают негатив, а с него светокопию. 

Наиболее  предпочтительно  коричневое  изображение  рельефа.  Для  этого  изготавливают 

светокопию  фотоплана  на  жесткой  основе  и  покрывают  ее  хромоальбуминным 
светочувствительным  слоем.  На  нее  в  светокопировальной  раме  накладывают  негатив 
оригинала  расчлененного  изображения  рельефа  и,  совместив  его  с  фотопланом  по  углам 
рамки,  экспонируют.  На  экспонированную  светокопию  с  помощью  резинового  валика 
наносят  коричневую  офсетную  краску  с  добавлением 5 % сиккатива,  сушат  под 
вентилятором, припудривают тальком и проявляют под струей теплой воды. При этом краска 
удаляется  с  пробельных  мест,  что  облегчается  протиркой  светокопии  мокрым  тампоном 
ваты. После этого получается коричневое изображение рельефа на фотоплане. 

6.3.  При  обновлении  карт  плоскоравнинных  районов,  где  количество  горизонталей 

невелико,  перенос  их  на  фотоплан  может  выполняться  с  помощью  проектора,  пантографа 
или путем копирования. 

Для  копирования  изображения  рельефа  горизонтали  перечерчивают  с  оригинала  на 

восковку. Эту восковку совмещают с фотопланом по координатной сетке и затем переносят 
горизонтали  на  фотоплан  через  копировальную  бумагу  или  путем  передавливания,  после 
чего их вычерчивают. 

Для  проверки  изображения  рельефа  фотоплан  и  соответствующий  аэроснимок 

рассматривают с помощью стереоскопа. Если на отдельных участках рельеф изменился или 
его изображение искажено, то производят исправление путем стереосъемки. 

6.4.  Дешифрирование  изменений ситуации  выполняется  по  фотоплану с  использованием 

контактных  отпечатков  аэроснимков  и  карты,  а  также  ведомственных  материалов 
картографического значения. 

При  дешифрировании  и  вычерчивании  контуров  производится  согласование  их  с 

гидрографией и изображением рельефа. В равнинных районах это согласование выполняют 
небольшим смещением положения горизонталей. 

6.5.  На  фотоплане  производится  вычерчивание  всех  элементов  ситуации  и  рельефа  с 

соответствующими характеристиками и надписями, как это указано в разделе 10. Контуры и 
объекты  местности,  отдешифрированные  неуверенно,  требующие  проверки  и  уточнения  в 
натуре, оставляют в карандаше и вычерчивают после полевого обследования. 

7. ИСПРАВЛЕНИЕ КОПИИ ОРИГИНАЛА КАРТЫ НА ПРОЗРАЧНОЙ ОСНОВЕ 

7.1.  Копии  карт  и  планов,  предназначенные  для  обновления,  изготавливаются  с 

издательских оригиналов на прозрачном пластике (прил. 2). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..