ГКИНП-11-157-88. РУКОВОДСТВО ПО ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ СЪЕМКЕ ШЕЛЬФА И ВНУТРЕННИХ ВОДОЕМОВ - часть 29

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-11-157-88. РУКОВОДСТВО ПО ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ СЪЕМКЕ ШЕЛЬФА И ВНУТРЕННИХ ВОДОЕМОВ

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29  30   ..

 

 

ГКИНП-11-157-88. РУКОВОДСТВО ПО ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ СЪЕМКЕ ШЕЛЬФА И ВНУТРЕННИХ ВОДОЕМОВ - часть 29

 

 

кола  на  переднем  конце  мерного  линя.  Затем  продолжают  измерения  этой  линии, 
руководствуясь створом уже выставленных пикетов и выставляют колья через каждые 100 м. 
Попутно отмечают колышками места измерения глубин. 

Закончив  разбивку  на  стометровые  квадраты  первой  полосы,  точно  так  же  разбивают 

вторую полосу, третью и т.п. 

5.5.18. Контроль правильности произведенной разбивки квадратов на льду осуществляют 

по  линиям  вех  и  пикетов  (по  створам  и  диагоналям  квадратов  на  глаз,  в  бинокль  или  при 
помощи теодолита). 

5.5.19. На схеме в журнале промера ежедневно отмечается разбитая на квадраты площадь, 

а также те квадраты, в которых размечены лунки. Если лед тонкий, то колышки при разметке 
лунок  ставить  не  рекомендуется.  В  таком  случае  разметка  лунок  ведется  одновременно  с 
бурением. 

Вообще разбивка на квадраты должна вестись с таким расчетом, чтобы не было задержек 

при бурении лунок и измерении глубин. Однако нецелесообразно разбивать много квадратов 
вперед,  если  они  были  поставлены  на  гладком  льду  без  вмораживания.  Достаточно  иметь 
подготовленную для бурения и измерения глубин площадь на один - два дня работы. 

5.5.20. При промере на каналах, фарватерах и в узкостях сеть квадратов для проложения 

галсов промера разбивается на основе магистрали, прокладываемой по оси объекта. 

Магистраль  провешивают  с  помощью  теодолита  и  разбивают  на  отрезки,  равные 

заданным  расстояниям  между  галсами.  Затем  в  отмеченных  точках  становятся  с  секстаном 
или  теодолитом  и  восстанавливают  перпендикуляры  к  оси  магистрали  сначала  по  одну,  а 
затем по другую сторону. 

Если полуширина фарватера не более 100 м, то первый пикет выставляют по секстану и 

линю прямо на границу фарватера. 

Если полуширина фарватера не превышает 300 м, то после установки первого пикета по 

секстану  последующие  один  или  два  пикета  можно  ставить  в  створе  первого  пикета  с 
пикетом по оси фарватера по расстоянию, измеренному линем. 

5.5.21. Если фарватер имеет повороты, магистраль должна следовать им. Углы поворота в 

этом случае измеряют так же, как и при проложении теодолитных ходов. 

Чтобы при изменении направления магистрали не оставалось секторов, не обследованных 

промеров, следует  от точки  поворота  в  обратном  направлении  той  магистрали,  на  которую 
переходим,  измерить  один - два  отрезка,  равных  принятому  расстоянию  между  галсами. 
Далее  из  этой  точки  при  помощи  секстана  в  сторону  тупого  угла  отбивают  направления 
галсов, на которых при измерении линий отмечают колышками места лунок. 

5.5.22.  Если  разметка  лунок  не  выполнялась  (попутно  с  расстановкой  стометровых 

пикетов), то ее производят после разбивки района промера на стометровые квадраты. 

При  заданной  подробности  промера,  например, 10

×10  м  противоположные  стороны 

квадратов  разбивают  на  стометровые  отрезки,  концы  которых  отмечают  колышками.  Для 
этого  протягивают  мерный  линь  между  стометровыми  пикетами  последовательно  в 
нескольких полосах или квадратах и расставляют колышки против марок линя 10, 20, 30 м и 
т.д.  Затем,  те  же  действия  повторяют  с  мерным  линем  между  другими  противоположными 
сторонами и получают сетку квадратов 10

×10 м. 

5.5.23.  Проложение  съёмочных  галсов  в  прибрежных  районах  полярных  морей  и  на 

внутренних водоемах осуществляется на основе магистрали, которая может прокладываться: 

а) в виде теодолитного или полигонометрического хода, прокладываемого в соответствии 

с требованиями п. 5.1.21. 

На  измеренных  линиях  хода  устанавливают  галсовые  колья  через  интервалы,  равные 

междугалсовым  расстояниям.  В  этих  точках  теодолитом  или  секстаном  отбивают  створы, 
указывающие  направление  промерных  галсов,  которые  закрепляются  путем  установки  на 
льду через 100 - 200 м створных вех или снежных гуриев; 

б)  в  виде  теодолитного  хода  с  упрощенными  линейными  измерениями,  когда  измерение 

линий  между  пунктами  на  магистрали  и  установка  галсовых  кольев  производится 
односторонним ходом (в одном направлении) с помощью мерных лент или мерных линей. 

Разность длин линий, вычисленных по координатам конечных пунктов (или измеренных 

дальномером)  и  полученных  путем  измерения  в  одном  направлении,  должна  давать 
линейный сдвиг галсовых кольев в масштабе планшета не более 1,5 мм. При невыполнении 
указанного требования повторяется измерение линий и производится повторная расстановка 
галсовых  кольев  или  определяется  как  пункт  АС  средний  галсовый  кол  на  магистрали  для 
выявления возможного грубого промаха при линейных измерениях; 

в)  по  створам,  представляющим  собой  створы  пунктов  АС  или  местных  предметов 

нужного направления. Способ применяется только на ограниченных участках в торосистых 
районах и в случаях, когда работы по измерению магистрали очень трудоемки. 

При работе большого количества промерных групп на одном участке, а также при плохой 

видимости прокладывается несколько параллельных магистралей, которые образуют систему 
квадратов (прямоугольников) с пунктами АС в вершинах. 

Места установки галсовых кольев можно определять секстаном по заранее рассчитанным 

углам на галсовой стороне квадратов (прямоугольников). 

При  проложении  в  обследуемом  районе  двух  магистралей  и  более  разбивку  их 

целесообразно  начинать  с  построения  исходного  квадрата  (прямоугольника),  две  взаимно 
пердендикудярные стороны которого измеряются с необходимой точностью мерной лентой 
или  дальномером.  Две  другие  стороны  могут  быть  найдены  с  помощью  створов, 
проложенных  под  углом 90

°  к  измеренным  сторонам  и  дающим  в  пересечении  четвертую 

вершину  квадрата.  Выход  в  четвертую  вершину  квадрата  контролируется  измерением  с 
помощью теодолита внутренних углов (90

° и 45°). 

5.5.24. Контрольные галсы располагают: 
а) при проложении галсов по квадратам - в направлении диагоналей обследуемого района; 
б) при проложении галсов по створам - на основе промерной магистрали и по компасу под 

углами 30

° - 150°  к  направлению  галсов  основного  покрытия,  так,  чтобы  промерный  галс 

имел  не  менее  трех  пересечений  с  контрольными  галсами,  а  при  небольшом  удалении 
промерных  галсов  от  береговой  линии - не  менее  двух  пересечений.  У  прямого  и 
малоизрезанного берега один из контрольных галсов должен, как правило, проходить вдоль 
берега в зоне глубин 2 - 5 м. 

Определение места 

5.5.25. Определение мест измеренных на галсах глубин производится с учетом требований 

раздела 5.2 применительно  к  способам  проложения  галсов  промера  и  особенностям 
расположения района съёмки. 

5.5.26. При съёмке в прибрежных районах полярных морей и внутренних водоемов, кроме 

способов  определений,  изложенных  в  разделе 5.2, допускаются  определение  места  на 
магистрали по углу между направлением магистрали и пунктами съемочной сети; расстояния 
между  определениями  на  галсе  не  должно  быть  более 6 - 12 см  в  масштабе  манжета; 
дополнительные  определения  мест  делаются  в  точках  измерения  направления  галса  и  при 
резком изменении характера льда (переход с ровного льда на всторошенный и т.п.), а также в 
местах обнаружения навигационных опасностей. 

5.5.27.  При  съемке  в  гаванях,  портах,  каналах,  фарватерах,  узкостях  и  на  рейдах 

положение галсов и мест измеренных глубин определяется на основе разбитой на льду сети 
квадратов без дополнительных определений в процессе промера. 

Измерение глубин 

5.5.28.  Глубины  измеряют  эхолотом,  ручным  лотом  и  наметкой.  В  местах,  где  вода 

промерзла  до  дна,  глубина  определяется  расчетным  путем  по  данным  геометрического 

нивелирования  соответствующих  точек  поверхности  дна  относительно  ближайшего 
берегового репера. 

5.5.29.  При  съёмке  с  использованием  буровой  гидрографической  машины  (БГМ) 

расстояния  между  глубинами  измеряются  с  помощью  счетчика  пройденного  расстояния. 
Водитель  БГМ  ведет  машину  на  галсе  между  точками  бурения  по  створу.  Однако,  за  счет 
пробуксовки гусениц вездехода на снежном и ледовом покровах на счетчике накапливается 
линейная  невязка,  которую  необходимо  фиксировать  в  промерном  журнале.  В  процессе 
камеральной обработки невязка распределяется равномерно на все предыдущие расстояния 
между  точками  измерения  глубин.  По  окончании  измерений  в  контрольной  точке  счетчик 
расстояний устанавливается от руки на отметку «0». 

Для  определения  толщины  ледового  покрова  на  пере  бура  наносятся  краской  отсчетные 

деления. 

5.5.30. Кроме БГМ при промере со льда может быть использована установка поискового 

бурения  (УПБ-25),  буксируемая  за  вездеходом.  Бурение  лунок  с  помощью  УПБ-25 
производится шнековыми бурами (при правильной заточке коронки шнека, шнек длиной 180 
см  забуривается  в  лед  полностью  за 40 секунд).  Для  бурения  льда  большой  толщины 
требуется наращивание дополнительного шнека. 

За  санями  с  УПБ-25  буксируются  сани  с  эхолотом  или  с  ручным  лотом  и  лебёдкой  для 

лотлиня. Длина буксирного конца саней с лотом должна соответствовать расстоянию между 
промерными  точками.  При  такой  длине  буксирного  конца  процесс  измерения  глубин 
выглядит  следующим  образом.  Сани  с  лотом  и  лебёдкой  останавливаются  на  линии  галса 
перед лункой, а УПБ-25 перед очередной точкой для бурения. Остановка саней выполняется 
по  команде  лотового,  которого  водитель  вездехода  наблюдает  в  зеркало.  В  то  время  пока 
лотовый  измеряет  глубину,  оператор  буровой  установки  (буровой  мастер)  производит 
бурение очередной лунки. 

5.5.31.  На  отдельных  участках  сильно  всторошенного  льда,  где  невозможна  работа 

гусеничного транспорта, целесообразно использовать бригады ручного бурения, оснащенные 
ручными  станками  БЛ-ГГИ-47  или  макетами - буровыми  станками  Казанцева.  На  базе 
партии ежедневно производят заточку режущего конца пера бура. При толщине льда 1,5 - 2,0 
м ручными станками удается пробурить одну лунку за 1,5 - 2,0 минуты. Порядок применения 
ручных буров следующий: 

- в намеченной точке лед очищается от снега; 
- после прохождения буром всей толщины льда, его резко опускают вниз на 10 - 20 см и 

резким  движением  извлекают  из  лунки,  чтобы  вода  под  напором  выталкивала  из  лунки 
остатки ледяной стружки. 

5.5.32.  При  пересечении  галсами  торосистых  полей  створные  знаки  должны 

устанавливаться на самых высоких торосах. 

В районе с большой изрезанностью береговой линии, где встречаются лагуны, небольшие 

бухты  и  резко  выдающиеся  мысы,  промер  выполняют  либо  по  радиальным,  либо  по 
сгущенным  параллельным  галсам.  Все  галсы  доводятся  до  береговой  линии  независимо  от 
того, лежит лед на грунте или нет. 

5.5.33. Измерение глубин при промере со льда ведётся от поверхности воды в лунке. При 

измерении глубины лотом отсчет делается по ближайшей погруженной в воду марке лотлиня 
при  вертикальном  положении  груза  лота  в  момент  касания  им  дна.  При  промере  эхолотом 
измеряется и записывается в журнал глубина погружения вибратора. 

В  местах  промерзания  воды  до  дна  глубина  определяется  расчетным  путем  по  данным 

геометрического нивелирования (п. 5.5.35). 

5.5.34. Значение отметки дна Н по измеренной глубине Z

Л

 вычисляется по формуле: 

                                          (5.47) 

где  Z

Л

 - измеренная  лотом  (эхолотом)  глубина,  уже  исправленная  поправкой  лота  ∆Z

Л

  по 

данным компарирования лотлиня (или из тарирования эхолота - п. 5.1.56); 

Н

0

 - значение отметки нуля уровня поста в Балтийской системе высот; 

f - отсчет уровня воды от нуля уровенного поста на момент измерения глубины. 

5.5.35.  Значение  отметки  дна  Н  по  данным  нивелирования  в  местах  сплошного 

промерзания воды вычисляется по формуле: 

                                                   (5.48) 

где Н

Л

 - отметка на льду в точке измерения глубины, определяемая из нивелирования; 

Z - расстояние по вертикали от точки нивелирования до дна. 

Контроль работ 

5.5.36.  Для  контроля  неподвижности  ледяного  поля  на  берегу  выставляют  два 

пересекающихся  створа  под  углом  не  менее 30

°,  а  на  мористом  участке  на  льду  в 

пересечении  створов  ставят  веху  и  периодически  наблюдают  за  ее  положением.  В  случае 
смещения  вехи  на 0,5 мм  и  более  в  масштабе  планшета  положение  магистралей  на  льду 
должно быть определено заново. Результаты контроля фиксируют в журнале съёмки. 

5.5.37. Для контроля за качеством выполнения съёмки прокладывают контрольные галсы, 

располагая их согласно п. 5.5.24. Контрольные галсы рекомендуется прокладывать в начале 
промера. Глубины на контрольных галсах измеряются по новым лункам и не одновременно с 
выполнением  основного  промера.  При  сложном  рельефе  дна  глубины  измеряют  в  два  раза 
чаще. 

5.5.38.  Анализ  результатов  съёмки  в  районе  работ  производится  в  соответствии  с 

требованиями  раздела 5.7. Измеренные  контрольные  глубины  не  должны  изменять 
положение горизонталей, полученных по данным основного промера. 

5.5.39.  Расхождение  глубин  в  точках  пересечения  основных  и  контрольных  галсов  не 

должны превышать величин, указанных в п. 5.7.5 и таблице 5.11. 

5.6. Использование обзорно-поискового гидролокатора ЦНИИГАиК 
5.6.1. Обзорно-поисковый гидролокатор используется для: 
- гидролокационной съёмки; 
- гидролокационного поиска подводных объектов и съёмки коммуникаций. 

Гидролокационная съёмка 

5.6.2.  Гидролокационная  съёмка  подразделяется  на  два  вида:  топографическая  съёмка  и 

гидролокационное обследование района. 

5.6.2.1.  Топографическая  съёмка  рельефа  дна  должна  выполняться  гидролокатором, 

обеспечивающим  погрешность  измерения  глубин  согласно  требованиям /12/ в  пределах 
всего поля эхограммы при максимальной ширине полосы обзора дна. 

5.6.2.2.  Гидролокационное  обследование  района  является  частью  комплекса  работ  при 

создании карт шельфа и внутренних водоемов и выполняется для определения площадного 
распределения  донного  грунта,  растительности  и  определения  необходимости  сгущения 
съёмки рельефа дна на отдельных участках. 

5.6.3. Гидролокационная съёмка с помощью гидролокатора бокового обзора (ГБО) может 

выполняться  одновременно  с  эхолотным  промером,  или  раздельно  по  самостоятельным 
маршрутам в дополнение к галсам промера. 

5.6.4. Съёмка (обследование) подводного рельефа с помощью гидролокатора выполняется 

в следующей последовательности: 

- настройка аппаратуры в районе работ; 
-  расчет  рабочей  ширины  полосы  обзора,  уточнение  междугалсовых  расстояний  и 

скорости хода судна; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29  30   ..