ГКИНП-05-051-77. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ПЛАНОВ ГОРОДОВ - часть 8

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-05-051-77. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ПЛАНОВ ГОРОДОВ

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

ГКИНП-05-051-77. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ПЛАНОВ ГОРОДОВ - часть 8

 

 

Постоянные  каналы  и  канавы  оросительных  и  осушительных  систем  показываются  на  планах 

масштаба 1:10000 все;  на  планах  масштаба 1:25000 часть  канав  меньшей  ширины,  глубины  и 
протяженности по сравнению с другими канавами может  быть не показана, если расстояние между 
ними менее 2 мм

Магистральные  каналы  и  канавы  шириной  менее 3 м  выделяются  утолщением  линий  до 0,2 мм

При  изображении  каналов,  канализованных  участков  рек  и  канав  должны  сохраняться  их 
прямолинейность и четкость углов поворота. 

Сухие  канавы  глубиной  и  шириной 1 м  и  более  и  длиной  более 1 см  показываются  все.  Сухие 

канавы,  служащие  ориентирами,  изображаются  независимо  от  их  размеров.  Валы  вдоль  каналов  и 
канав показываются, если их высота не менее 1 м

132. При изображении рек в две линии указываются их ширина, наибольшая глубина в межень и 

характер  грунта дна  для  участков  вблизи  населенных  пунктов, паромов, мостов  и  т.п.,  не  реже  чем 
через 10 см

Если план составляется по фотоснимкам (при отсутствии картографических материалов), ширина 

рек и каналов измеряется по фотоснимкам. 

При  изображении  оросительных  и  осушительных  каналов  и  канав  шириной  более 3 м 

подписываются  их  ширина  и  глубина  (от  поверхности  земли  до  дна).  У  изображений  сухих  канав 
указывается  только  их  ширина,  но  если  глубина  канавы  больше 2 м,  вдоль  ее  изображения  дается 
подпись, например: гл2,5 м

133.  На  планах  стрелками  обозначается  направление  течения  воды  в  реках,  ручьях,  каналах  и 

канавах  с  постоянным  водотоком.  Стрелки  ставятся,  как  правило,  вблизи  подписей  собственных 
названий водотоков, параллельно береговой линии. 

На планах указывается поверхностная скорость течения воды в реках, изображаемых в две линии, 

с точностью до 0,1 м/с

134.  На  планах  подписываются  с  точностью  до 0,1 м  отметки  урезов  воды - меженных  уровней 

воды  рек,  каналов,  озер  и  прудов,  а  также  отметки  уровней  нормальных  подпорных  горизонтов 
водохранилищ. При изображении пересыхающих рек подписываются отметки высоты дна. Подписи 
урезов  воды  размещаются  примерно  через 10 - 15 см,  у  обозначений  водопадов,  порогов,  плотин, 
мостов, слияний и устьев рек, бродов, переправ и других характерных мест. 

Отметки  урезов  воды  открытых  морей  и  океанов  считаются  равными  нулю  и  на  планах  не 

подписываются, за исключением отметки Черного и Азовского морей, равной минус 0,4 м, которая 
подписывается. 

135. На планы наносятся отметки глубин и изобаты, характеризующие рельеф дна морей, крупных 

озер и водохранилищ, а также судоходных рек. Отметки глубин до 5 м подписываются с точностью, 
данной на морских картах, а при больших значениях - с округлением до 1 м. На 1 дм

2

 площади плана 

дается от 5 до 15 подписей. 

Изобаты  проводятся  по  шкале: 2, 5, 10, 20, 50 и 100 м.  Изобаты  должны  быть  согласованы  с 

отметками глубин. Просветы между соседними изобатами на изображении крутых склонов должны 
быть  не  менее 0,2 мм;  если  просветы  будут  меньшими,  некоторые  изобаты  на  этих  участках  не 
проводятся.  Для  лучшей  читаемости  изображения  рельефа  дна  и  отдельных  его  форм  (вершин, 
седловин,  впадин  и  т.п.)  на  изобатах  в  характерных  местах  ставятся  указатели  направления  скатов 
(бергштрихи) и подписываются значения изобат в необходимом количестве. При отсутствии изобат 
на основных картографических материалах они переносятся на план с морских навигационных карт, 
масштаб  которых  равен  масштабу  плана  или  близок  к  нему.  Если  на  морской  карте  изобаты  не 
проведены  или  проведены  не  по  указанной  шкале,  но  количество  отметок  глубин  достаточно, 
изобаты на плане могут быть проведены путем интерполирования. Если же на морской карте изобаты 
не показаны и дано малое количество отметок глубин, изобаты на плане не проводятся. 

136.  Подписи  собственных  названий  рек  (каналов,  ручьев)  располагаются  так,  чтобы  они 

способствовали  выделению  их  русл  от  истока  до  устья;  при  значительной  протяженности  рек 
подписи повторяются примерно через 30 - 35 см

137.  Судоходные  реки  и  каналы  выделяются  на  планах  начертанием  шрифта,  применяемого  для 

подписей их названий. Конечные точки судоходных участков рек обозначаются условными знаками 
пристаней  и  якорных  стоянок.  Данные  о  судоходных  участках  рек  и  судоходных  каналах, 
приведенные на основных картографических материалах, должны быть проверены по официальным 
справочникам и картам (схемам) внутренних водных путей сообщения. 

138. На планах изображаются следующие гидротехнические сооружения: 
- сооружения портов и пристаней (причалы, пирсы, молы, сухие доки, эллинги, слипы и др.); 
- морские каналы, железнодорожные паромы, паромы, перевозы; 
- плотины, шлюзы, водораспределительные устройства, дамбы (искусственные валы), волноломы, 

буны, набережные, берега с укрепленными откосами; 

-  водопроводы,  кяризы,  водонапорные  башни,  акведуки,  чигири,  фонтаны,  колодцы,  сооружения 

для сбора воды; 

-  знаки  навигационной  обстановки - маяки  и  огни  (в  том  числе  плавучие),  светящие  буи, 

постоянные знаки береговой речной сигнализации, имеющие значение ориентиров. 

139.  Порты  и  пристани  показываются  со  всеми  постройками  и  сооружениями  при  них.  У 

изображений  портов  и  пристаней  подписываются  собственные  названия  с  добавлением  слова  порт 
или  прист.  Если  название  порта  или  пристани  совпадает  с  названием  близлежащего  населенного 
пункта,  подписывается  только  порт  или  прист.,  а  название  населенного  пункта  подчеркивается 
тонкой линией. Названия города и его частей не подчеркиваются. Обозначения отдельных портовых 
сооружений  дополняются  подписями  рода  объекта  (док,  склад,  эллинг  и  др.),  если  они  не  закроют 
изображения других объектов и это улучшит читаемость плана. 

Условные знаки молов и причалов, не выражающихся в масштабе плана, ориентируются на планах 

в  соответствии  с  действительным  расположением  объекта.  Длина  условного  знака  должна  быть  не 
менее 1 мм. Если необходимо показать более короткие молы и причалы, длина знака увеличивается 
до 1 мм

140.  Морские  каналы,  железнодорожные  паромы  и  паромы  показываются  все.  Паромы  при 

изображении их на планах масштаба 1:10000 подразделяются на паромы с механическим двигателем 
и обычные. При условных знаках паромов на планах обоих масштабов дается подпись пар. и справа 
от нее подписываются ширина реки, размер и грузоподъемность парома. 

Перевозы  лодочные  показываются  только  постоянные  с  подписью  пер.  На  планах  масштаба 

1:10000, кроме того, выделяются перевозы лодочные с механическим двигателем. 

141.  Плотины  изображаются  все,  с  подразделением  на  надводные  (проезжие  и  непроезжие)  и 

подводные.  Если  ширина  плотины  в  масштабе  плана  превышает  ширину  ее  условного  знака,  то 
отображается ее действительная ширина. 

У  изображений  крупных  надводных  плотин  длиной 100 м  и  более  и  важных  плотин  меньшей 

длины  подписываются  собственные  названия,  материал  сооружения,  длина  и  ширина  (по  верху) 
плотины  и,  кроме  того,  в  виде  дроби - отметки  высот  верхнего  и  нижнего  уровней  воды,  у 
изображений подводных плотин - только эти отметки. Для малых плотин указывается лишь материал 
постройки, например: Зем. (земляная), Д (деревянная), К (каменная) и т.д. 

142.  Шлюзы  на  реках  и  каналах  показываются  все;  ворота  шлюзов  изображаются  на  месте, 

соответствующем  их  действительному  расположению.  У  обозначений  шлюзов  подписывается  их 
характеристика  по  основному  ходу  шлюзовой  системы:  количество  камер  (если  их  две  и  более), 
длина  наименьшей  камеры,  ширина  ворот  и  минимальная  глубина  на  пороге  ворот  шлюза.  Если 
расстояние между крайними воротами шлюзов менее 2 мм, применяется условный знак шлюзов, не 
выражающихся  в  масштабе  плана;  знак  (острием  против  течения  воды)  ставится  на  месте, 
соответствующем расположению середины шлюзовой системы. 

При изображении оросительных каналов показываются водораспределительные устройства. 
143. Дамбы (искусственные валы) наносятся на планы при высоте 1 м и более и длине не менее 3 

мм.  Отдельные  дамбы  меньшей  длины  и  высоты  показываются  в  случаях,  когда  они  входят  в 
комплекс изображаемого гидротехнического сооружения или являются ориентирами. 

Волноломы  и  буны  изображаются  при  длине  более 1 мм.  Если  необходимо  показать  более 

короткие, но характерные для реки волноломы и буны, длина их изображения увеличивается до 1 мм
Буны на реках шириной менее 2 мм не показываются. 

Набережные (каменные и деревянные) и берега с укрепленными откосами наносятся при длине не 

менее 3 мм; показываются спуски и лестницы на набережных. 

На планах городов изображаются все постоянные водомерные посты и футштоки. 
144.  Водопроводы  (наземные  и  подземные)  вне  населенных  пунктов  показываются  все.  Вдоль 

обозначений строящихся водопроводов дается подпись стр

При  составлении  планов  на  безводные  районы  наносятся  все  действующие  и  недействующие 

кяризы (системы колодцев, соединенных подземными галереями). 

Водонапорные  башни,  водокачки,  акведуки  и  имеющие  значение  ориентиров  чигири 

показываются  все.  На  планах  масштаба 1:10000, кроме  того,  изображаются  наземные  желоба  для 
подачи воды и водопроводные колонки вне населенных пунктов. 

Фонтаны  на  планах  масштаба 1:10000 показываются  все,  а  на  планах  масштаба 1:25000 - с 

отбором. 

145. Колодцы (в том числе артезианские) в окрестностях города показываются, как правило, все, 

если город расположен в засушливом или безводном районе; отбор колодцев производится только в 
местах  их  скопления.  При  составлении  планов  масштаба 1:10000 на  районы,  хорошо  обеспеченные 
водой, показываются все колодцы вне населенных пунктов, а в населенных пунктах - с отбором. При 
составлении  планов  масштаба 1:25000 на  такие  районы  показываются  только  колодцы  вне 
населенных пунктов, а при большом их количестве лишь те, что имеют значение ориентиров. 

146.  Сооружения  для  сбора  дождевой  и  грунтовой  воды  (дождевые  ямы,  сардобы,  цистерны, 

бассейны  и  др.)  в  окрестностях  города,  расположенного  в  засушливом  или  безводном  районе, 
показываются  все,  если  они  находятся  вне  населенных  пунктов.  Изображаются  они  масштабными 
или  внемасштабными  условными  знаками  с  подписью  вдхр.  и  указанием  периода  (в  месяцах),  в 
течение  которого  в  них  имеется  вода,  например:  вдхр. (V - VII).  Наиболее  крупные  сооружения, 
выражающиеся в масштабе плана, показываются и при изображении застроенных частей населенных 
пунктов. 

147.  Знаки  навигационной  обстановки - маяки,  огни  (в  том  числе  плавучие)  и  светящие  буи 

наносятся при изображении прибрежной полосы моря, судоходных озер и водохранилищ. Из речных 
навигационных  знаков  показываются  только  постоянные  знаки  береговой  речной  сигнализации, 
имеющие значение ориентиров. 

148.  Объекты  гидрографии  и  гидротехнические  сооружения,  не  показанные  на  основных 

картографических  материалах,  наносятся  по  морским  (речным)  картам  (планам),  масштаб  которых 
равен масштабу плана или близок к нему. 

К  объектам,  наносимым  по  морским  (речным)  картам  (планам)  относятся:  опасные  берега, 

приливо-отливные  полосы  всех  видов  и  приливо-отливные  течения,  скалы  надводные,  рифы 
(подводные и осыхающие), камни (подводные, надводные и осыхающие), банки, сухие доки, эллинги 
и  слипы,  отметки  глубин,  изобаты,  морские  каналы,  огни,  плавучие  маяки  и  огни,  светящие  буи, 
постоянные  знаки  береговой  речной  сигнализации,  имеющие  значение  ориентиров,  а  также  места 
скопления плавника и водорослей. 

Дороги и дорожные сооружения 

149. На планах городов изображаются: 
- железные, монорельсовые и подвесные дороги, фуникулеры и бремсберги, линии метрополитена, 

проходящие по поверхности, и трамвайные линии; 

- шоссейные и грунтовые дороги, тропы; 
-  мосты,  путепроводы,  туннели,  эстакады,  различные  строения  при  дорогах,  а  также  ограды, 

обсадки и т.п. 

При изображении дорог и дорожных сооружений соблюдаются следующие основные правила: 
-  дороги  наносятся  последовательно  от  высшего  класса  к  низшему,  вначале  вычерчиваются 

условные знаки сооружений, которые прерывают линии, изображающие дороги, а затем - условные 
знаки дорог; 

-  изображение  железных  и  шоссейных  дорог  обычно  отрабатывается  на  всем  оригинале  в  один 

прием, а грунтовых - по частям (клеткам); 

- местоположение осей условных знаков дорог на плане должно соответствовать их положению на 

основных  картографических  материалах;  отступления  от  этого  правила  возможны,  когда  дорога 
проходит  рядом  с  берегом  моря,  реки,  озера  или  другим  объектом,  местоположение  которого 
передается точно, или когда рядом проходят две дороги, условные знаки которых могут перекрыться, 
- в этом случае смещается условный знак дороги низшего класса или условные знаки сочетаются

*

*

 Сочетание условных знаков дорог различных классов показано в таблицах условных знаков. 

-  повороты  и  пересечения  дорог  показываются  точно;  прямолинейные  участки  дорог 

вычерчиваются по линейке; 

- наглядно отображаются уровни пересечения дорог, съезды и «развязки»; 

- условные знаки дорожных сооружений и сооружений при дорогах размещаются в соответствии с 

их положением и ориентировкой на основных картографических материалах; 

-  изображение  дорог  и  дорожных  сооружений  должно  быть  согласовано  с  изображением  других 

элементов (объектов гидрографии, населенных пунктов, растительности, грунтов и рельефа). 

150.  Если  железные  или  шоссейные  дороги  наносятся  на  план  по  карте  (плану)  более  мелкого 

масштаба  по  сравнению  с  масштабом  составляемого  плана  или  по  проектным  материалам,  они 
изображаются  принятыми  условными  знаками,  а  под  рамкой  плана  помещается  текст,  например: 
Участок  железной  дороги  от  ст.  Веселая  до  ст.  Раздольное  изображен  по  карте  масштаба 
1:200000 изд1976 г. (или... изображен по проектным материалам). 

За  внутренней  рамкой  плана  подписываются  направления  железных,  шоссейных  и  улучшенных 

грунтовых  дорог.  Для  указания  направления  железных  дорог  подписывается  название  ближайшего 
железнодорожного  узла,  крупного  города  или  конечной  станции,  а  направления  шоссейных  и 
улучшенных  грунтовых  дорог - название  ближайшего  узла  дорог,  значительного  города, 
административного  центра  или  конечного  пункта.  Правее  подписи  направления  дороги помещается 
подпись расстояния (в километрах) от рамки плана до соответствующего пункта, например: Знаменка 
81 кмОрша 17 км и т.п. 

Ж е л е з н ы е   д о р о г и  

151. Железные дороги изображаются на планах все, с подразделением на классы: 
-  по  ширине  колеи:  ширококолейные  (с  шириной  колеи 1435 мм  и  более,  в  СССР - 1524 мм)  и 

узкоколейные  (менее 1435 мм);  в  отдельных  случаях  знаком  ширококолейных  дорог  показываются 
дороги  с  меньшей  шириной  колеи  (но  не  менее 1000 мм),  что  предусматривается  редакционно-
техническими  указаниями.  При  этом  условный  знак  железной  дороги  выносится  под  рамку  и  в 
пояснении  к  нему  указывается  ширина  колеи  (в  миллиметрах)  или  на  плане  вдоль  изображения 
железной дороги дается подпись, например: ширина колеи 1067 мм

- по числу путей: однопутные, двухпутные, трехпутные и т.д.; 
- по виду тяги: электрифицированные и прочие (с дизельной или паровой тягой); 
- по состоянию: действующие, строящиеся, недействующие (законсервированные) и разобранные. 
Особыми  условными  знаками  изображаются  монорельсовые  и  подвесные  дороги,  фуникулеры  и 

бремсберги. 

152.  Линии  метрополитена,  проходящие  по  поверхности,  изображаются,  как  указано  в  ст. 87. 

Узкоколейные  и  строящиеся  железные  дороги,  а  также  трамвайные  линии  наносятся  без 
подразделения по числу путей и виду тяги. Кроме того, изображаются участки дорог на эстакадах, а 
на планах масштаба 1:10000 - и участки дорог с галереями вдоль скал или откосов. При изображении 
железных дорог в горных районах выделяются участки с уклонами более 0,020 (более 20 ‰). 

153.  Недействующие  (законсервированные)  железные  дороги  изображаются  условными  знаками 

соответствующих  действующих  дорог  с  подписью  недействующая  (или  недейств.)  вдоль  них. 
Полотно разобранных железных дорог показывается во всех случаях. 

При изображении подвесных дорог показываются все опорные фермы. 
154.  Железнодорожные  пути  на  крупных  станциях,  территориях  промышленных  и  складских 

объектов,  портов  изображаются  тонкими  линиями,  как  правило,  по  числу  путей.  Главный  путь 
выделяется знаком однопутной железной дороги или утолщенной линией. При частом расположении 
путей  число  линий  на  планах  масштаба 1:25000 может  быть  меньше  числа  путей.  В  этом  случае 
расстояния  между  линиями  должны  быть  равными  (не  менее 0,5 мм),  обязательно  выделяется 
главный  путь  и  отображается  относительная  частота  путей;  крайние  пути  показываются  в 
соответствии с их действительным положением. 

155.  При  изображении  железных  дорог  показываются:  здания  вокзалов,  депо  и  другие 

станционные постройки, водонапорные башни, погрузочно-разгрузочные площадки, путевые посты, 
рабочие  казармы  и  будки,  поворотные  круги,  тупики,  блокпосты,  туннели,  мосты,  путепроводы, 
трубы  для  стока  воды  под  полотном  дороги,  переходные  мостики  через  железнодорожные  пути, 
насыпи и выемки, насаждения деревьев и кустарников вдоль дорог, семафоры и светофоры, имеющие 
значение ориентиров. 

Наличие станций, их категория (станция, разъезд, платформа, остановочный пункт) и собственные 

названия проверяются по новейшим официальным справочникам и схемам железных дорог. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..