|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
6.2. Система управления войсками войсковой ПВО
6.2.1. Сущность системы управления Вооруженная борьба, как и все социальные явления, представляет собой управляемые процессы с определенными планируемыми целями в масштабе соответствующей структурной организации, которую принято называть системой управления. Таким образом, под системой управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, подсистем, образующих единое целое в целях достижения в процессе функционирования определенного (заданного) результата. Система управления войсками войсковой ПВО - совокупность функционально и иерархически связанных между собой органов управления, пунктов управления, средств управления - средств связи и автоматизированных систем управления, а также других специальных средств и систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации. Система управления войсками войсковой ПВО имеет ряд следующих характерных особенностей: совокупность большого количества многофункциональных объектов различной природы и сложности; интенсивные потоки разнообразной и неоднородной по составу, назначению и способу кодирования информации; высокое быстродействие систем, особенно тактического звена, обусловленных характером действий войск ПВО при отражении ударов воздушного противника в сложных условиях помеховой обстановки; широкий диапазон изменения состояния систем при сохранении структуры, высокая динамичность и темп изменения этих состояний; функционирование систем в реальном масштабе времени; одновременное решение комплекса боевых задач; высокий уровень автоматизации решения задач в процессе боевой деятельности; принятие решений командирами всех степеней в крайне сжатые сроки при недостаточной информации об обстановке и с высокой степенью риска. Система управления войсковой ПВО построена по иерархическому признаку. Различают фронтовое, армейское, дивизионное и полковое звенья управления. Система управления войсковой ПВО, выполняет свои специфические функции самостоятельно, но по отношению к общевойсковой системе управления выступает как ее подсистема. Под структурой системы управления понимается ее состав, расположение элементов (подсистем) относительно друг друга и совокупность связей между ними, обеспечивающих целостность системы при изменениях внутренних и внешних факторов. Функционирование системы, отражая организационную форму, обусловливается главным образом теми задачами, которые решаются системой в процессе управления войсками на каждом уровне. Поэтому, при формировании структуры системы необходимо оптимальным образом объединить принципы управления, технические средства, личный состав органов управления с применяемыми ими методами работы в ходе принятия решений на конкретном уровне управления и в соответствии с поставленной перед системой управления целью. Важность сохранения структуры системы управления войсками в современных условиях объясняется тем, что противник стремится в первую очередь нарушить систему управления. К характерным особенностям, влияющим на структуру систем управления в войсках войсковой ПВО, можно отнести: ожидаемый характер и способы действия воздушного противника при преодолении системы ПВО; общее количество элементов (подсистем) и их количественные характеристики с точки зрения целевого предназначения; необходимость организации и осуществления взаимодействия между элементами (подсистемами) как внутри системы, так и с соседними соединениями (частями) ПВО, авиацией и прикрываемыми войсками; обеспечение постоянной готовности к отражению внезапного удара воздушного противника, а также к решению внезапно возникающих задач в ходе ведения боевых действий; необходимость решения задач управления в реальном масштабе времени, в условиях его острого дефицита и неопределенности, при недостаточной информации об обстановке и особенно данных о воздушном противнике; острейшая необходимость в автоматизации процессов управления в интересах повышения оперативности и качества управления с целью максимального сохранения боевого потенциала прикрываемых войск. Различают следующие структуры управления в войсковой ПВО: простейшую, линейную, функциональную, линейно-штабную (линейно-функциональную). Простейшая, линейная и функциональная структуры чаще всего применяются на низших уровнях управления, где количество элементов и объем решаемых задач относительно невелики. Наибольшее распространение в системах управления войск войсковой ПВО получила линейно-штабная структура, представляющая собой сочетание элементов линейной и функциональной структур, при которой все управление осуществляется командиром (начальником) и штабом параллельно при приоритете первого. В такой структуре с наибольшей полнотой реализуется сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении, а также возможность централизации и децентрализации управления войсками на различных этапах подготовки и ведения боевых действий. Системы управления классифицируются по различным признакам. Однако важным является то, что принимаемая классификация должна подчеркивать наиболее существенные стороны, свойства и характеристики систем управления в соответствии с их оперативным предназначением. Существующие системы управления подразделяются следующим образом: по характеру объекта управления - система управления войсками (СУВ) и система управления боевыми средствами (СУБС); по масштабу - системы управления войсками тактического, оперативного и стратегического звеньев; по характеру выполняемых задач - одноцелевые и многоцелевые; по сложности организационной структуры - однотипные, состоящие из однородных элементов, и разнородные (многофункциональные); 1.4 по степени автоматизации процессов управления - неавтоматизированные, автоматизированные и автоматические; по характеру переработки и использования информации на выходе системы - информационные, управляющие и комбинированные; по мобильности - стационарные и подвижные (полевые) системы управления. Система управления боевыми средствами обеспечивает сбор, обработку и анализ информации, необходимой для оптимизации управления боевыми средствами. Системы управления огневыми средствами органически входит в системы управления войсками и являются их подсистемами или элементами. По иерархии СУБС занимает самый низкий уровень систем управления. Они относятся к одноцелевым системам, системам тактического масштаба, автоматизированным (автоматическим), комбинированным и, как правило, подвижным системам управления. К СУВ относятся системы всех уровней вплоть до уровня высших звеньев, являющиеся, как правило, многоцелевыми, вероятностными, многофункциональными. По совокупности других признаков эти системы могут быть автоматизированными и неавтоматизированными, информационными и управляющими. Низшим звеном СУВ считается система управления в части рода войск, которая включает в себя СУБС. Таким образом, система управления войсковой ПВО как подсистема системы ПВО призвана, наряду с другими подсистемами (разведки, зенитного ракетно-артиллерийского прикрытия, авиационного прикрытия), реализовывать общее требование к системе ПВО - единство противовоздушной обороны войск, которое должно проявляться в единстве группировки сил и средств ПВО, единстве управления ими и единстве их действий. 6.2.2. Элементы системы управления В состав системы управления входят следующие элементы: органы управления; пункты управления (ПУ); средства связи и комплекс средств автоматизации управления (КСАУ). Под органами управления понимается предусмотренный штатом коллектив должностных лиц, организационно объединенных для выполнения определенных функций по управлению подчиненными войсками в различных звеньях. 1.5 Органы управления соединений, частей, подразделений войсковой ПВО включают командование, штабы и другие постоянные (штатные) и временно создаваемые (нештатные) управленческие органы, предназначенные для руководства подчиненными частями (подразделениями). Ими являются: в зрбр, зенабр, ртбр - командование, штаб и службы; в зрп, зенап, озрдн - командование, штаб и службы; в здн мсп (тп) - командование и штаб дивизиона. Непосредственное управление соединениями, частями, подразделениями в ходе боев, боевых действий командиры и штабы осуществляют с пунктов управления, которые представляют собой специально оборудованные и оснащенные техническими средствами управления и связи места. Они могут быть стационарными или подвижными. Для управления формированиями войсковой ПВО создаются следующие ПУ: КП, ЗКП, ТПУ - в соединении (части) ПВО; батарейный, взводный командирский пункт - в зенитном подразделении типа зенитная батарея, взвод; пункт управления - в РЛР, подразделениях обеспечения. Элементами пункта управления соединения, части войсковой ПВО являются: ГБУ (группа боевого управления); разведывательно-информационный узел; узел связи; группа обеспечения. Пункты управления всех степеней оснащаются: комплексом средств автоматизации управления; комплексом средств обработки РЛИ о воздушном противнике; средствами связи; Комплекс средств автоматизации управления предназначен для повышения эффективности и оперативности управления войсками и боевыми средствами ПВО в целях более полного использования их боевых возможностей, достижения обоснованности и оптимальности принимаемых решений, обеспечения качественного планирования и контроля деятельности войск войсковой ПВО. КАСУ войск войсковой ПВО строятся в соответствии с общей организационно-штатной структурой войск войсковой ПВО. Средства связи составляют техническую основу системы управления и обеспечивают обмен информацией между пунктами управления и их элементами в данной системе управления. Организация связи должна предусматривать возможность управления силами и средствами ПВО как с основных, так и запасных пунктов управления и обеспечивать: получение команд (распоряжений) от вышестоящих ПУ и передачу на них докладов и донесений; передачу команд (распоряжений) подчиненным соединениям (частям) и подразделениям ПВО и получение от них докладов и донесений; получение данных о воздушной обстановке от источников информации и передачу их на подчиненные, взаимодействующие и вышестоящие ПУ ПВО; получение и передачу сигналов и информации взаимодействия между войсками ПВО, авиацией, частями РЭБ и соседними средствами ПВО; обмен ОТИ со штабами прикрываемых войск. В этих целях создается система связи. Для ее создания в состав ПУ ПВО включается соответствующее количество радио- и проводных средств как самостоятельных единиц, так и конструктивно входящих в состав аппаратуры КП (ПУ, КШМ). Система связи - это организационно-техническое объединение сил и средств связи, развернутых в соответствии с задачами, решаемыми войсками войсковой ПВО и созданной системой управления. Система связи войск ПВО должна содержаться в постоянной готовности к обеспечению управления подчиненными соединениями и частями, обладать высокой устойчивостью, мобильностью и иметь необходимую пропускную способность. Для создания системы управления обычно используются штатные силы и средства. Их распределение по пунктам управления может уточняться по решению командира (начальника) и начальника штаба. Начальник штаба в соответствии с решением и указаниями командира (начальника) определяет: порядок развертывания и работы средств управления; организацию и режим работы органов управления при подготовке и в ходе боя (сроки выполнения основных мероприятий по управлению, порядок дежурства и отдыха личного состава); мероприятия по обеспечению живучести пунктов управления; порядок организации охраны и обороны ПУ, защиты их от ВТО и РЭП противника; характер и сроки инженерного оборудования ПУ. Развертывание сил и средств управления на местности производится по избранной схеме. О начале и завершении выхода органов управления в районы развертывания командных пунктов докладывается в вышестоящий штаб. Развертывание средств связи, а также работы по инженерному оборудованию пунктов управления должны быть завершены, по возможности, до прибытия на них органов управления. С прибытием в районы развертывания пунктов управления, органы управления располагаются на подготовленных для них рабочих местах и приступают к выполнению своих функциональных обязанностей. При определении состава и мест размещения пунктов и средств управления на местности необходимо проводить расчеты, подтверждающие обеспечение необходимой эффективности управления. Прежде всего такие расчеты должны проводиться для определения состава системы управления и порядка ее развертывания, при которых наилучшим образом выполняются требования оперативности, устойчивости и непрерывности управления. При этом должен быть обеспечен всесторонний учет многих факторов, в том числе неоднозначно влияющих на выполнение заданных требований. Так, рассредоточение элементов системы управления, с одной стороны, повышает ее живучесть, с другой - снижает оперативность работы, усложняет организацию связи, затрудняет их охрану и оборону. Повышение степени инженерного оборудования, с одной стороны, увеличивает живучесть, а с другой - приводит к возрастанию времени на развертывание и перемещение элементов системы управления. Командные пункты соединений и частей войсковой ПВО выбираются в пределах их боевых порядков с учетом дальности действий телекодовых каналов связи (АПД, радиолинии и т.д.). После развертывания пунктов управления войсковой ПВО оперативный состав и должностные лица проводят комплекс мероприятий, связанных с созданием информационной структуры, выполнением опе- 1.43 раций топогеодезической подготовки и вводом данных в аппаратуру КСАУ, подготовкой средств объективного контроля и документирования, а также проводят автономный, комплексный и системный контроль комплексов средств автоматизации управления. Информационная структура системы управления создается применительно к составу и состоянию группировки войск ПВО, ее задачам и информационного взаимодействия с ПУ родов войск и видов ВС. Организация информационной структуры включает: радиолокационное обеспечение пунктов управления ПВО всех звеньев по каналам реального масштаба времени (АИ-011, АПД Т-235-1Л "Иртыш"); обмен оперативно-тактической информацией по каналам передачи данных (Т-244-1 "Базальт", Т-235-1В "Редут", АПД "Березка"); передачу команд и сигналов боевого управления традиционным способом (р/ст). Для этого устанавливаются необходимая связность средств КСАУ и должностных лиц, адреса абонентов, условные наименования и подписи. Особое место при подготовке ПУ занимают вопросы топогеодезического обеспечения. Опыт показывает, что в результате некачественного решения этих вопросов количество ложных трасс целей в системе управления может достигать 40-45% от числа реальных, в результате чего коэффициент отождествления при обработке информации не превышает 0,6-0,65. 6.2.3. Техническое оснащение системы управления Автоматизированная система управления войсками и боевыми средствами ПВО фронта по своей сущности является составной частью единой комплексной АСУ войсками 9С714 "Маневр" и включает в себя следующие подсистемы: фронтовую, армейскую, дивизионную, полковую. АСУ имеет в своем составе сеть взаимодействующих между собой командных пунктов и пунктов управления, каждый из которых решает определенный круг задач при отражении налета воздушного противника. Командные пункты (ПУ) ПВО общевойсковых (танковых) объединений, соединений и частей являются составными частями соответствующих общевойсковых командных пунктов. Такая структура необходима 1.5 для обеспечения единства управления при борьбе с наземным и воздушным противником в ходе боя, операции. Для обеспечения согласованных действий ПВО и ВВС командные пункты ПВО и ВВС фронтовой и армейской подсистем совмещены. Информационное обеспечение центров боевого управления (ЦБУ) ПВО и ВВС осуществляется единым разведывательно-информационным центром (РИЦ). В настоящее время на вооружении войск войсковой ПВО имеются следующие автоматизированные системы управления: АСУ КП АУВ ПВО фронта 9С715-8ПМ - АСУВ; АСУ КП АУВ ПВО армии (АК) 9С716-8ПМ - АСУВ; АСУ ПУ ПВО дивизии (бригады) 9С717/6 - АСУ БС с элементами АСУВ; АСУ зрбр "Бук", С-300 9С52 ("Поляна-Д4") или 9С52М - АСУ БС с элементами АСУВ; АСУ ртбр 9С537; АСУ зрбр и зрдн "Круг" 9С468М1 ("Поляна-Д1") - АСУ БС; АСУ зрдн "Бук" 9С470М1 - АСУ БС; АСУ зрдн С-300 9С457М - АСУ БС; АСУ зрп "Тор","Оса" 9С717/6 - АСУ БС с элементами АСУВ; АСУ зрп "Куб", зенап С-60 9С44М (К-1 "Краб") - АСУ БС; АСУ здн 9С80М1 (ППРУ "Сборка") - АСУ БС с элементами АСУВ; АСУ зрбатр 9С482М(6) (ПУ-12) - АСУ БС, 9С737 - АСУ БС с элементами АСУВ; АСУ ртб, рлр 9С467-1 (ПОРИ-П1), 9С467-2 (ПОРИ-П2) - АСУ БС; АСУ зрвз ПЭП 1Л110, 1Л15 - АСУ БС. В перспективе планируется иметь в оперативном звене - АСУ "Авангард", в тактическом - АСУ "Касательная". Структура АСУ войсками ПВО фронта изображена на рис. 6.1. 6.2.3.1. Техническое оснащение фронтовой подсистемы управления Для управления силами и средствами ПВО в оперативном звене создаются командный пункт автоматизированного управления войсками противовоздушной обороны фронта (армии, армейского корпуса) и запасной командный пункт автоматизированного управления войсками 1.45 противовоздушной обороны. КП АУВ ПВО фронта (армии, армейского корпуса) являются составными элементами общевойсковых пунктов управления. Командный и запасной командный пункты автоматизированного управления войсками противовоздушной обороны объединения включают разведывательно-информационный центр (РИЦ), центр боевого управления (ЦБУ), узел связи и группу обеспечения. Аппаратура ЦБУ позволяет осуществлять сбор, обработку и отображение информации о состоянии, боевой готовности и результатах боевых действий сил и средств ПВО , а также информацию о воздушной обстановке. При этом, автоматизированным способом обеспечивается выработка и принятие решения на распределение усилий, координацию боевых действий и выдачу целеуказаний по наиболее важным целям. Разведывательно-информационный центр предназначен для управления средствами радиолокационной разведки, сбора, обработки и выдачи боевой информации о воздушном противнике на центр боевого управления и пункты боевого управления подчиненных сил и средств ПВО, а также для оповещения прикрываемых войск о воздушном противнике. РИЦ фронта размещается в изделии МП06 (МП06РП) с соответствующим программным обеспечением. Для информационного обеспечения СКП ВВС и ПВО фронта на РИЦ фронта поступает информация о воздушной обстановке от: командного пункта радиотехнической бригады; командного пункта зенитной ракетной бригады С-300; авиационного комплекса радиолокационного дозора и наблюдения; разведывательно-информационных центров армейских подсистем. Система информационного обеспечения СКП ВВС и ПВО фронта обеспечивает сбор и обработку информации по 145&2 воздушным объектам. Центр боевого управления ПВО (ЦБУ ПВО) в зависимости от состава фронта может размещаться в 1-2 изделиях МП06 (МП06РП) с соответствующим программным обеспечением и 1-2 командно-штабных машинах МП02-1 (МП02Р). В одном изделии МП06 размещается рабочее место начальника ПВО фронта, в другом - "направленцы" на армейские подсистемы. Программное обеспечение в этих изделиях идентичное, что обеспечивает живучесть и маневренность ЦБУ. Аппаратура КШМ МП02-1 обеспечивает обмен оперативно-тактической информацией с командным пунктом фронта, командным пунктом зенитной ракетной бригады, радиотехнической бригады и совмещенными командными пунктами ПВО и авиации армии. Аппаратура ЦБУ ПВО фронта позволяет осуществлять сбор, обработку и отображение информации о состоянии боевой готовности и результатах боевых действий сил и средств ПВО. При этом обеспечивается сопровождение 145 целей и выдача по каждому из пяти направлений целеуказания по двум целям и запретов стрельбы по пяти. Средства автоматизации командного пункта ПВО фронта размещаются в 11 специальных машинах, включая агрегаты питания. Все объекты в составе КП АУВ ПВО фронта информационно связаны между собой. Основным источником информации о воздушной обстановке является радиотехническая бригада. Управление разведкой воздушного противника осуществляет командир бригады с командного пункта бригады. В состав радиотехнической бригады входят радиотехнические батальоны. В качестве командного пункта радиотехнического батальона применяется изделие 9С467-1 (ПОРИ-П1), которое также может являться пунктом управления одной из радиолокационных рот. Изделие 9С467-1 обеспечивает сбор информации по 50 целям и 15 пеленгам на постановщики активных помех. В качестве источников РЛИ могут использоваться: РЛС кругового обзора 9С15 "Обзор"; РЛС секторного обзора 9С19 "Имбирь"; дежурная РЛС кругового обзора 1Л13 "Небо-СВ". В перспективе, вместо ПОРИ-П1, в качестве КП радиотехнического батальона, планируется применять КСА "Сирокко", который обеспечит обработку до 120 целей от различных источников. В качестве пунктов управления радиотехнических рот используется пост обработки радиолокационной информации 9С467-2 (ПОРИ-П2). Аппаратура изделия 9С467-2 позволяет одновременно обрабатывать информацию по 32 воздушным объектам. Источниками информации для изделия 9С467-2 могут быть: РЛС кругового обзора 1РЛ131 (П-18); РЛС 1РЛ134 (П-19) или 1РЛ128Д; 1-2 подвижных высотомера типа 1РЛ132 (ПРВ-16). Командный пункт зенитной ракетной бригады С-300 развертывается на базе автоматизированной системы управления 9С52 ("Поляна-Д4"), основными составляющими которой являются ПБУ МП06 (МП06РП) с соответствующим программным обеспечением и КШМ МПО2-1 (МП02Р). В качестве источников информации о воздушной обстановке для командного пункта зенитной ракетной бригады могут быть: пост обработки РЛИ 9С467-1 (ПОРИ-П1); командные пункты зенитных ракетных дивизионов (9С457); РИЦ и ЦБУ ПВО фронта; авиационный комплекс радиолокационного дозора и наблюдения; пункт управления истребительной авиацией. Средства автоматизации командного пункта 9С52 позволяют обрабатывать информацию по 272 воздушным объектам и выдачу целеуказания по 5 целям одновременно на каждый зрдн. Командные пункты зенитных ракетных дивизионов размещаются в изделии 9С457, которое может сопровождать 70 целей и выдавать целеуказание по 36 (48) целям. 6.2.3.2. Техническое оснащение армейской (корпусной) подсистемы управления Для управления войсками ПВО создается КП АУВ ПВО А (АК). По своей структуре и информационным связям он аналогичен КП АУВ ПВО фронта . Однако вследствие меньшего объема информации о воздушной обстановке он размещается на 7 отдельных машинах. РИЦ и ЦБУ КП АУВ ПВО армии (АК) размещается на изделиях МП06 (МП06РП) с соответствующим программным обеспечением. В качестве командно-штабных машин используются изделия МП02-1 (МП02Р). В качестве источника информации о воздушной обстановке для РИЦ могут быть: ПУ радиолокационных рот; командный пункт зенитной ракетной бригады "Бук" или "Круг; совмещенный командный пункт ВВС и ПВО фронта; вертолетный комплекс РЛ дозора и наблюдения К-252 ("Око") или авиационный комплекс РЛ дозора и наблюдения "Скорпион"; пункты управления ПВО мотострелковых (танковых) дивизий. 1.4 Основным источником информации о воздушной обстановке является отдельный радиотехнический батальон, состоящий из четырех радиолокационных рот. В качестве пунктов управления радиолокационных рот могут применяться изделия 9С467-1 или 9С467-2 в зависимости от типов РЛС, состоящих на вооружении роты. В перспективе предусматривается применение КСА "Сирокко". В армейскую подсистему входит зенитная ракетная бригада "Бук" или зенитная ракетная бригада "Круг". В бригаде "Бук" командный пункт бригады оборудуется на базе изделия 9С52. В качестве командных пунктов дивизионов используется изделие 9С470 (сопровождает до 15 целей, выдает ЦУ по 6 целям) или 9С510 (сопровождает до 54 целей, выдает ЦУ по 20 целям). Организация и взаимодействие элементов АСУ в зенитной ракетной бригаде "Бук" аналогичны зенитной ракетной бригаде С-300. В качестве средств автоматизации зенитной ракетной бригады "Круг" используется комплекс средств автоматизации 9С468М "Поляна-Д1", который включает в себя пункт боевого управления бригады 9С478 и пункты боевого управления дивизионов 9С479. Источниками информации для изделия 9С478 могут быть: одна из РЛС типов П-18, П-19, 1РЛ128Д; один ПРВ типа ПРВ-16; совмещенный командный пункт ПВО и авиации армии; пункты боевого управления дивизионов. Средства автоматизации ПБУ бригады позволяют обрабатывать информацию по 10 воздушным объектам. Некоторые зенитные ракетные бригады "Круг" могут быть оснащены комплексом К-1 ("Краб"). Источниками информации для К-1 могут быть: одна из РЛС П-18, П-19, 1РЛ128Д; один ПРВ типа 1РЛ132. Средства автоматизации комплекса К-1 обеспечивают обработку информации по 10 воздушным объектам и выдачу ЦУ по 8 целям. 6.2.3.3. Техническое оснащение дивизионной (бригадной) подсистемы управления Для управления частями и подразделениями ПВО дивизии оборудуется пункт управления ПВО. В настоящее время используется два типа ПУ ПВО дивизии. Первый тип - на базе пунктов управления 9С482М(6). В качестве источников информации для такого пункта управления используются: средства радиолокационной разведки зенитного полка; средства радиолокационной разведки полковых подсистем. Средства автоматизации ПУ ПВО дивизии на базе ПУ-12 обеспечивают обработку 10-12 воздушных объектов и выдачу целеуказания по 5-6 целям. Второй тип - на базе машины боевого управления МП-22 (-22Р). В качестве источников информации для ПУ ПВО дивизии исполь- зуются: машины обработки РЛ-информации из состава КП зенитного ракетного полка; КП АУВ ПВО армии; командный пункт зенитного ракетного полка. Пункт управления противовоздушной обороны дивизии обеспечивает обработку информации о 80 воздушных объектах и выдачу целеуказания по 20 целям. В дивизионную подсистему противовоздушной обороны могут входить: зенитный ракетный полк "Тор", или зенитный ракетный полк "Оса", или зенитный ракетный полк "Куб", или зенитный артиллерийский полк С-60. Командный пункт полка "Тор" оборудуется на базе изделия 9С717/6 в составе МБУ МП-22 (-22Р) и двух (для обеспечения непрерывности данных о воздушной обстановке) МОРИ МП-25 (-25Р), являющейся основным источником информации о ВО. Источниками информации для МОРИ могут быть: РЛС типа П-19 (1РЛ134); трехкоординатная РЛС типа 9С18; ПРВ типа 1РЛ19 или 1РЛ132. В качестве батарейных командных пунктов используется изделие 9С737 (унифицированный батарейный командный пункт "Ранжир"), который способен обрабатывать информации о 40 воздушных объектах и выдавать целеуказание по 10 целям. Командный пункт зенитного ракетного полка "Оса" организуется на базе изделия 9С717/6 или ПУ-12. В качестве батарейных командирских пунктов используется ПУ-12. Командный пункт зенитного ракетного полка "Куб", зенитного артиллерийского полка С-60 оснащен комплексом средств автоматизации управления К-1 "Краб" (9С44М1). 1.43 6.2.3.4. Техническое оснащение полковой подсистемы управления Полковую подсистему ПВО составляет зенитный дивизион. В качестве командного пункта дивизиона используется изделие 9С80-1 (подвижный пункт разведки и управления) или ПУ-12. Эти изделия оборудованы одинаковой аппаратурой автоматизации. Отличие заключается в наличии РЛС кругового обзора в составе изделия 9С80-1. В качестве батарейных командирских пунктов используется 9С737 или ПУ-12. На вооружении отделений стрелков-зенитчиков используется переносной электронный планшет, обеспечивающий одновременный прием целеуказаний по 4 целям. Зенитные артиллерийские полки и дивизионы АСУ не имеют. 6.2.3.5. Средства связи Средства радиосвязи В подразделениях, частях и соединениях войсковой ПВО применяются средства радиосвязи общего назначения. В настоящее время радиостанции внедрены до отдельной боевой машины, станции разведки целей, а в зенитном взводе - до стрелка-зенитчика. Радиостанции в зависимости от их назначения и мощности могут быть: портативные (Р-147, Р-157, Р-162); носимые (Р-109М, Р-109, Р-107М) и возимые (Р-123М, Р-111, Р-171, Р-173, Р-163). Возимые радиостанции, в свою очередь, подразделяются на радиостанции малой мощности и средней мощности, автомобильные и танковые. К автомобильным радиостанциям относятся: Р-140М, Р-140-0,5, Р-137, Р-161А2, Р-156 и т. д. К танковым радиостанциям относятся Р-123, Р-173. Носимые и портативные радиостанции имеют условные обозначения - " ". Возимые и автомобильные радиостанции имеют условное обозначение - " ". Танковые радиостанции имеют условное обозначение - " ". В войсках войсковой ПВО практически все радиостанции смонтированы на подвижных объектах. Если в одном подвижном объекте размещено несколько комплектов радиостанций, то они в совокупности с 1.4 другим оборудованием образуют командно-штабную машину (Р-142Н, МП-22, МП02 и др.) подвижный узел связи (Р-146А), подвижный пункт управления (ПУ-12М, УБКП, ППРУ-1М и др.). По боевому предназначению радиосредства подразделяются на радиостанции тактического (дивизионного) звена управления (Р-159, Р-157, Р-111, Р-123, Р-173, Р-163, Р-171 и др.) и оперативно-тактического (армейского) звена управления (Р-140, Р-137, Р-161А2, Р-156 и др.) В настоящее время на вооружении войсковой ПВО находятся средства связи второго, третьего и четвертого поколений. Второе поколение Третье поколение Четвертое поколение Р-118БМ3(снята с Р-161А2 Комплекс "Арбалет" вооруж.) Р-161БМ Р-162 ("Визави") Р-140 Р-161-5 Р-163-0,5Р Р-111 Р-161ПУ (вместо Р-454Ф) Р-163П Р-123 Р-171М (вместо Р-111) Р-163-1У Р-140-0,5 Р-173 (вместо Р-123) Р-163-1К Р-123М Р-173П Р-163-50У Р-107М Р-159 (вместо Р-107М, Р-109) Р-163-250У Р-147 Р-158 (вместо Р-148) Р-163-10К Р-148 Р-157 (вместо Р-147) Р-163-250К Р-130 Р-156 (вместо Р-118БМ3) Р-129 Р-134 (вместо Р-130) Р-131 Р-143 (вместо Р-129) Комплекс "Восход": Р-152 (вместо Р-131) Р-140М Р-137М Р-136М Р-135 Р-151М Р-454Ф Что характерно для средств радиосвязи второго поколения? Положительные стороны: применена кварцевая стабилизация частоты, малый шаг сетки - 25 кГц; применена достаточно высокая автоматизация настройки частоты, время перестройки с одной частоты на другую не более 40 с. Имеется возможность дистанционного управления радиостанциями. Недостатки: комплекс радиосредств второго поколения используется недостаточно полно из-за отсутствия автоматизированного ведения радиосвязи. Средства радиосвязи третьего поколения характеризуются более совершенной автоматикой, время перестройки с одной частоты на другую 1 с. Применена новая элементная база, уменьшена масса, диапазон рабочих частот расширился с 20 до 80 МГц, сетка частот через 1 МГц, что расширяет возможности для организации связи и позволяет избежать группирования радиосредств на частотах, кратных 10 и 25 кГц. Полностью автоматизированы процессы настройки возимых и большинства носимых радиостанций. Увеличено количество заранее подготовленных частот с 4-х до 10. Радиоприемники Коротковолновые радиоприемники Р-309, Р-311, Р-326 имеют плавную настройку частоты и обеспечивают слуховой прием сигналов в режиме АТ и АМ. Ультракоротковолновый приемник Р-323 обеспечивает прием сигналов в режимах ЧМ и АТ. Радиоприемники Р-155П, Р-155У (КВ- и УКВ-диапазоны) и Р-160П имеют дискретную настройку частоты и обеспечивают слуховой и буквопечатающий прием во всех режимах работы (ОМ, ЧМ, АТ, ЧТ, ДЧТ и ОФТ). Радиостанции четвертого поколения. Комплекс "Арбалет" Радиостанции четвертого поколения комплекса "Арбалет" разработаны в 80-х гг. Радиостанции этого комплекса являются переходными, так как имеют режимы работы как с аналоговыми радиостанциями (второе и третье поколение), так и с радиостанциями пятого поколения комплекса "Акведук" (цифровой комплекс радиостанций). Все радиостанции комплекса "Арбалет" имеют те же режимы работы, что и радиостанции второго и третьего поколений, обладают возможностью передачи информации в цифровом виде со скоростью 16 Кбит/с, имеют избирательный вызов. Возможен режим работы - двухчастотный симплекс. Имеется возможность организации абонентской сети, которая способна обеспечивать связь каждого с каждым в автоматическом режиме с частотной адаптацией. Имеется режим автоматической ретрансляции и циркулярной передачи. Радиорелейные и тропосферные средства связи Радиорелейные и тропосферные средства связи по сравнению с радиосредствами обладают высокой скрытностью и помехозащищенностью, большой пропускной способностью и более высокими характеристиками каналов связи. К радиорелейным и тропосферным станциям второго поколения относятся радиостанции Р-405, Р-409, Р-404, третьего поколения - Р-415 "Азид", Р-419, Р-414, Р-412 и четвертого поколения - цифровые комплексы радиорелейных и тропосферных станций Р-425 "Дебютант", Р-423 "Разлад". Основные ТТХ радиосредств, которые широко используются в настоящее время в войсках войсковой ПВО, приведены в табл. 6.1. Полевые кабели связи В войсках войсковой ПВО основным типом кабеля является легкий полевой кабель П-274М. Он предназначен для прокладки полевых линий связи между пунктами управления и внутренней связи на них. Кабель состоит из двух токопроводящих жил, каждая из которых покрыта изоляцией из полиэтилена толщиной 0,4-0,9 мм. Наружный диаметр жилы 1,8-2 мм. Сопротивление изоляции 1000 МОм/км. Каждая жила состоит из четырех медных и четырех стальных проволок. Сопротивление постоянному току 125 Ом/км. Усилие на разрыв - 80-100 кг. Масса 1 км кабеля - 16 кг. Строительная длина - 500 м. Масса кабеля на катушке - 27 кг. Скорость прокладки кабельной линии составляет: отделением - 4-5 км/ч, командой из 3-х человек - 2-3 км/ч. Коммутатор полевой телефонный П-193М Телефонный коммутатор представляет собой устройство, предназначенное для соединения абонентов между собой для ведения переговоров. Коммутатор П-193М имеет возможность включения 10 двухпроводных линий связи с телефонными аппаратами системы МБ и соединения десяти абонентов между собой. Кроме того, допускает включение линий дистанционного управления радиостанциями УКВ-диапазона. 1.5 Таблица 6.1 Основные ТТХ радиосредств 1.0
1.5 1.45 Имеется возможность увеличения емкости коммутатора путем включения по параллельной схеме второго коммутатора. Дальность приема сигналов вызова: по кабелю П-274М - 20-25 км; по постоянным линиям связи - 75-120 км. Коммутатор обслуживается одним телеграфистом. Питание коммутатора осуществляется от батареи ГБ-10-У-1, напряжением 10 В. Время развертывания коммутатора до 7 мин, масса - 22 кг. 6.2.4. Организация обмена информацией В автоматизированных системах управления войсками (АСУВ) обмен информацией между территориально разнесенными элементами АСУ осуществляется с помощью аппаратуры передачи данных (АПД). Основные характеристики АПД, применяемой в АСУ войсковой ПВО, приведены в табл. 6.2. Использование конкретного типа АПД обусловлено видом передаваемой информации и задачами, которые решают АСУ. Всю информацию, обрабатываемую в АСУ, принято разделять на радиолокационную (о воздушных объектах), оперативно-тактическую и команды управления (команды по целям и команды общего типа). Радиолокационная информация (РЛИ) изменяется в каждом периоде обзора РЛС и требует немедленного доведения ее до потребителей. Поэтому для передачи (приема) РЛИ в АСУ используется АПД реального масштаба времени типа С23-1, С23М, АИ-011, 9С619, Т-235-1Л. При обмене данными РЛИ по АПД С23М, АИ-011, Т-235-1Л совместно с ними может использоваться аппаратура засекречивания информации Т800. По этим же АПД передаются команды управления и некоторая оперативно-тактическая информация (координаты реперной точки, точки стояния и др.). Для обмена данными оперативно-тактической информации (ОТИ) в АСУ используется АПД типа Т-244-2 (9П9011), АДВ "Березка". Ввод данных ОТИ в ЭВМ осуществляется, как правило, вручную с пультов управления, поэтому время доведения их до абонентов возрастает. Для повышения достоверности передачи данных применяются методы помехоустойчивого кодирования, синхронного накопления, многократной передачи данных, а также подтверждение приема информации с помощью "квитанций". Для повышения вероятности доведения команд и сигналов управления до абонентов организуются СПД с обратной связью. С этой целью могут использоваться практически все типы АПД. Общие сведения о наличии АПД в конкретных образцах АСУ представлены в табл. 6.3. В изделии 9С467-1 для передачи и приема данных используются следующие типы АПД: приборы С23М (совместно с аппаратурой Т800) - для обмена данными с ВКП и тремя изделиями 9С476-2. блоки С23-1 - для приема РЛИ от РЛС 1Л13 и 9С18М1 и выдачи им команд управления; аппаратура 9С619 - для обмена информацией с РЛС 9С15 и 9С19М2 по двум высокоскоростным каналам. В изделии 9С467-2 прибор С23М используется для обмена информацией с ВКП (изделия 9С467-1 или 9С52), а блоки С23-1 - для приема РЛИ от РЛС 9С18М1 и 1Л13. В изделии МП-22 АПД обеспечивает: обмен РЛИ с ВКП (9С716/6), прием команд и сигналов, выдачу донесений через прибор АИ-011 совместно с аппаратурой Т800; прием РЛИ от изделий МП-25 через блок С23-1; передачу РЛИ подчиненным КП и ПУ ПВО через блок С23-1; прием данных ОТИ от подчиненных средств ПВО и выдачу им команд управления через АДВ (приборы 52Н и 53Н); обмен данными с изделием МП-23 и ЭВК мсд (тд) (Т-244-1). В изделии МП-25 АПД обеспечивает: обмен РЛИ с ВКП, прием команд и сигналов, выдачу донесений через прибор АИ-011; прием РЛИ от изделия 9С18М1, АК РЛДН через блок С23-1; В изделии 9С52 АПД обеспечивает следующие виды обмена данными: обмен РЛИ в засекреченном режиме при помощи приборов АИ-011 и аппаратуры Т800 по 3 каналам; обмен РЛИ в открытом режиме при помощи блоков С23-1 по 6 каналам; обмен данными ОТИ с ВКП при помощи аппаратуры Т-244-2. В изделиях 9С486М и 9С416М АПД используется для выдачи подчиненным КП дивизионов данных целеуказаний и приема от них донесений. 1.5 В изделии 9С470М1 АПД обеспечивает: обмен РЛИ с КП бригады, прием команд и сигналов, выдачу донесений через прибор АИ-011; прием РЛИ от изделия 9С18М1 через прибор АИ-011; обмен информацией между ПБУ и СОУ через СТС 9С624. 6.2.5. Управление огнем как конечный этап управления войсками войсковой ПВО В войсках войсковой ПВО исторически сложилось так, что управлением огнем называют управление зенитными соединениями, частями и подразделениями, а также их действиями при отражении ударов воздушного противника. Конечная цель действий войск войсковой ПВО состоит в уничтожении воздушного противника, отражении его ударов с воздуха и достигается только огнем зенитных соединений и частей. Исходя из того, что управление огнем есть просто сокращенный термин, обозначающий управление зенитными соединениями и частями при отражении ударов воздушного противника, и что управление огнем является областью управленческой деятельности, непосредственно связанной с достижениями конечной цели действий группировки войск ПВО, следует, что управление огнем есть наиболее важная и наиболее ответственная часть управления войсками ПВО. Управление огнем войск войсковой ПВО заключается в целенаправленной деятельности начальников войск ПВО (начальников ПВО), командиров соединений, частей и подразделений, штабов расчетов пунктов управления по подготовке зенитных соединений, частей и подразделений к отражению ударов СВН противника и руководству ими при отражении этих ударов. Цель управления огнем состоит в оптимальной реализации огневых возможностей группировки войск ПВО в строгом соответствии с поставленной задачей с учетом конкретно сложившейся обстановки. В самом общем виде могут быть сформулированы следующие задачи управления огнем: выполнить боевую задачу, поставленную общевойсковым командующим (командиром), при оптимальном использовании огневых возможностей своих средств ПВО, средств ПВО соседей и 1.45 старшего начальника, в том числе истребительной авиации; обеспечить максимальную живучесть группировки войск войсковой ПВО с выделением необходимого резерва; израсходовать минимальное количество ракет (боеприпасов); обеспечить безопасность действий своей авиации. Cодержание управления огнем включает следующие мероприятия: приведение необходимого количества средств ПВО в готовность к отражению удара СВН противника; уяснение огневых задач, поставленных старшим начальником; оценку воздушной и радиоэлектронной обстановки, огневых воз- можностей подчиненных и взаимодействующих соединений, частей и подразделений ПВО, в том числе и ИА; принятие решений на отражение удара и на ведение огня; рациональное использование созданной системы огня; постановку огневых задач и контроль за их выполнением; осуществление взаимодействия со средствами ПВО старшего начальника и соседей, в том числе и ИА; обеспечение безопасности действий своей авиации; регулирование расхода и пополнения ракет и боеприпасов; руководство боевой работой боевого расчета пункта управления войсковой ПВО; оценку результатов отражения удара или ведения огня и доклад о них старшему начальнику. Управление огнем осуществляется на всех пунктах управления ПВО, имея свои особенности на каждом из них. Основой управления огнем является решение начальника войск ПВО (начальника ПВО), командира зенитного соединения (части) на отражение удара воздушного противника. Управление огнем может осуществляться автоматическим, автоматизированным или неавтоматизированным способом. Автоматическим называется такой способ, при котором все операции управления огнем выполняются автоматически АСУ (существующие АСУ выполняют только часть операций управления огнем: выработка рекомендаций по целераспределению, постановка огневых задач). При автоматизированном способе управления огнем часть операций управления огнем выполняется автоматически АСУ, а часть - боевым расчетом КП. Неавтоматизированным управлением называется такой способ, при котором АСУ не используется, а все операции управления огнем выполняются с применением планшетов, электрифицированных табло, выносных индикаторов и т. д. Неавтоматизированный способ применяется во всей системе управления или в отдельных ее звеньях при невозможности использования АСУ, для экономии их ресурса работы, а также в целях маскировки. Рассмотрим сущность основных мероприятий управления огнем. Приведение необходимого числа средств ПВО в готовность к отражению удара воздушного противника обеспечивает поддержание боевой готовности группировки на требуемом уровне. Вполне очевидно, что невозможно и бессмысленно содержать в готовности № 1 все имеющиеся средства в течение всего периода боевых действий. В промежутках между отражением ударов воздушного противника часть средств ПВО содержится в готовности № 2 и № 3. Пребывание подразделений в этих степенях готовности используется для перемещения и развертывания в новых позиционных районах (на новых стартовых позициях), инженерного оборудования и маскировки этих позиций, восстановления боеспособности, обслуживания и ремонта техники, проведения занятий по боевой подготовке, отдыха боевых расчетов и проведения других мероприятий. В наиболее ответственные периоды боевых действий, с началом ударов воздушного противника необходимое число средств ПВО должно приводиться в готовность к отражению этих ударов. В решении этой задачи необходимо выделить три основных вопроса. Во-первых, необходимо правильно определить момент перевода средств ПВО в готовность № 1. Преждевременное включение средств ПВО приводит к резкому возрастанию числа их демаскирующих признаков (внешний вид техники в боевом положении со снятой маскировкой, тепловое излучение газотурбинных двигателей и агрегатов питания, радиообмен в радиосетях управления и по телекодовым каналам, излучение радиоэлектронных средств и др.), что обеспечивает вскрытие с высокой достоверностью их позиций и создает благоприятные условия для их уничтожения высокоточным оружием или огнем артиллерии. Если же средства ПВО включаются с опозданием, то они могут просто пропустить налет, поскольку время перевода в готовность № 1, составляющее в среднем 5-10 минут, оказывается соизмеримым с длительностью удара. 1.5 Определяя момент перевода средств ПВО в готовность к отражению удара, их количество и порядок перевода, командир руководствуется указаниями старшего начальника, результатом оценки воздушной обстановки и действий прикрываемых войск. Опыт локальных войн последних лет показывает, что довольно часто авиация использует демонстративные действия специально выделенными группами самолетов или БЛА для провоцирования включения средств ПВО, вскрытия их группировки и системы огня и принятия соответствующих мер по их подавлению. Во-вторых, необходимо правильно определить количество средств, переводимых в готовность к отражению удара, поскольку далеко не всегда требуется использовать все имеющиеся в наличии средства. В-третьих, необходимо выбрать рациональный порядок перевода средств ПВО в готовность № 1. Командир может перевести в готовность к отражению удара выбранные средства одновременно или последовательно. В ряде случаев оказывается более выгодным последовательный, в несколько этапов перевод сил и средств в готовность к отражению удара и ввод их в бой. Как правило, команда на перевод средств ПВО в готовность № 1 поступает от старшего начальника. Однако каждый командир должен быть готов и самостоятельно перевести свои средства в готовность для прикрытия войск в наиболее ответственные моменты и этапы их действий, когда наиболее вероятно нанесение по ним ударов авиацией, а также по результатам оценки воздушной обстановки с вскрытием начала налета СВН. Действия войск на поле боя только тогда становятся эффективными, когда перед ними четко поставлена определенная цель, вытекающая из конкретных условий обстановки, определены способы действия по достижению указанной цели и организовано соответствующее обеспечение войск всем необходимым для ведения боевых действий. Все это определяется решением командира, которое является организующим началом всякого боя, в том числе и противовоздушного. Особое значение решения состоит в том, что именно на его основе проводится подготовка противовоздушного боя и осуществляется управление огнем подчиненных соединений, частей и подразделений при отражении ударов воздушного противника. Современный противо- 1.45 воздушный бой, характеризующийся высоким динамизмом и скоротечностью, частой сменой обстановки предъявляет особые требования к качеству управления, которое определяется, главным образом, качеством принимаемых решений. При подготовке войск ПВО к отражению ударов воздушного противника и в ходе противовоздушного боя при управлении огнем принимается множество решений, которые по времени выработки и принятия, содержанию, объему и степени детализации целесообразно разделить на две группы: решение на отражение удара воздушного противника, совокупность решений на ведение огня. Решение на отражение удара воздушного противника принимается, как правило, до начала противовоздушного боя, на этапе принятия решения на боевые действия. Если его рассматривать по-крупному, оно содержит цель действий группировки ПВО и способ использования имеющихся средств для отражения удара воздушного противника. По времени действий это решение охватывает продолжительность всего удара, важной его особенностью является то, что оно вырабатывается на основе прогноза предстоящих боевых действий. По своему содержанию решение на отражение удара воздушного противника включает: замысел отражения удара воздушного противника (по каждому из возможных вариантов его действий); задачи подчиненным соединениям, частям и подразделениям по ведению огня; основные вопросы взаимодействия и основные вопросы управления огнем. Замысел занимает центральное место в решении. Он является той основой, на которой формируется все решение и осуществляется его детализация при разработке соответствующих планирующих документов. Замысел должен определять общую идею, главное, наиболее существенное в отражении удара воздушного противника. В нем можно выделить войска и объекты, на прикрытии которых необходимо сосредоточить основные усилия подчиненных сил и средств ПВО при отражении удара воздушного противника; зенитные соединения, части или подразделения, привлекаемые для отражения удара; способы поражения воздушного противника (по направлениям, высотам и т. д.). На основе замысла отражения удара формируются задачи подчиненным соединениям, частям и подразделениям по ведению огня. В них начальник ПВО или командир предельно сжато и четко должен формулировать, где сосредоточить основные усилия при отражении 1.5 удара воздушного противника (направления, рубежи, полосы, секторы, диапазоны высот и др.); порядок ведения огня; порядок расхода ракет. Важным вопросом при выработке решения на отражение удара воздушного противника является определение основных вопросов взаимодействия, прежде всего огневого, внутри подчиненной группировки ПВО. При этом начальник ПВО или командир устанавливает, с какими подразделениями, частями или соединениями необходимо осуществлять взаимодействие при отражении каждого варианта воздушного противника; определяет порядок ведения огня в районах перекрытия зон поражения или при эшелонировании огня подчиненных сил и средств ПВО; уточняет (если это определено старшим начальником) порядок ведения огня в районах перекрытия зон поражения или при эшелонировании огня с силами и средствами ПВО соседей; уточняет (если это определено старшим начальником) способы и порядок взаимодействия с ИА в зоне боевых действий подчиненных сил и средств ПВО при отражении удара, порядок обеспечения безопасности полетов своей авиации в зоне огня; определяет порядок получения и обмена информацией о воздушной обстановке и, если это возможно, о принимаемых решениях на ведение огня. Затем определяются основные вопросы управления огнем при отражении удара воздушного противника, а именно, схема, порядок и способы управления огнем подчиненных сил и средств ПВО (с какого ПУ, в какие периоды боя и как осуществлять управление огнем); порядок, способы и рубежи постановки огневых задач подчиненным. В отличие от решений на отражение удара, решения на ведение огня принимаются в ходе отражения удара СВН противника. Эти решения базируются не на прогнозе, а на наблюдаемых реальных действиях СВН противника, поэтому они более конкретны и детальны. Если учесть, что командиры (начальники ПВО) наблюдают воздушную обстановку относительно малой глубины по сравнению с построением удара воздушного противника, они последовательно, по мере входа целей в зону ближней воздушной обстановки, принимают ряд решений на ведение огня. В результате решение на отражение удара реализуется через совокупность решений на ведение огня. Решение на отражение удара воздушного противника принимается по нескольким возможным вариантам нанесения удара. С началом уда- 1.45 ра командиру необходимо определить, какому именно варианту соответствует развитие событий и ввести в действие нужный вариант решения. При необходимости, в случае несоответствия реальной обстановки сделанным прогнозам, решение на отражение удара корректируется или вообще принимается заново. Наиболее часто и в полном объеме решение на отражение удара принимается на пунктах управления оперативных звеньев, реже и в меньшем объеме на ПУ тактического звена. В то же время, решения на ведение огня в наиболее полном объеме принимаются на пунктах управления тактического звена (подразделение, часть). На пунктах управления оперативных звеньев они принимаются достаточно редко и не в полном объеме (по отдельным, наиболее важным целям). Решение на ведение огня - это принятый вариант распределения огня зенитных соединений, частей, подразделений (огневых единиц) по целям, находящимся в зоне ближней воздушной обстановки и ближе. Эта зона включает в себя область пространства, при нахождении целей в котором они могут быть обстреляны в очередном цикле стрельбы. Таким образом, решение на ведение огня охватывает промежуток времени, равный, как правило, одному циклу стрельбы подчиненных огневых средств. Принятие решения на ведение огня предполагает применение научно обоснованных правил сосредоточения и рассредоточения огня зенитных соединений, частей и подразделений по целям в реальном ударе, с таким расчетом, чтобы обеспечивалось выполнение требований принципов управления огнем. Решение на ведение огня может быть двух основных видов: решение на уничтожение конкретных целей; решение на распределение групп целей (иногда называется решением на распределение усилий). Как показывает практика войск, в реальных условиях обстановки начальники ПВО и командиры достаточно часто применяют и решение третьего вида, составляющее сочетание вышеперечисленных двух. По своему содержанию решение на уничтожение конкретных целей включает выбор целей для уничтожения; определение количества средств ПВО для уничтожения каждой из отобранных целей; распределение целей между подчиненными (целераспределение); определение моментов постановки огневых задач. Дополнительно могут определяться вид и способ постановки огневой задачи; расход ракет (артвыстрелов); изменение указаний по ведению огня и взаимодействию. 1.5 Решение на распределение групп целей (усилий) включает распределение ответственных пространств (секторов, диапазонов высот, рубежей, полос и т. п.) или типов целей, подлежащих уничтожению (самолеты, вертолеты, постановщики помех, крылатые ракеты и т.п.). В ходе управления огнем постановка огневых задач может осуществляться в двух формах: целеуказанием, т. е. назначением для уничтожения конкретных целей; с указанием области пространства (ответственного сектора, диапазона высот), в пределах которого подчиненные самостоятельно выбирают цели для уничтожения, или указанием типов целей, подлежащих уничтожению. Выбор той или иной формы постановки огневых задач зависит от количества целей, по которым необходимо поставить задачи, возможностей пункта управления по своевременной постановке задач, а также требуемой степени детализации информации. Обеспечение безопасности действий своей авиации имеет особое значение при решении задач управления огнем. Несмотря на комплекс организационных и технических мер, направленных на предотвращение обстрела своих самолетов, проблема обеспечения безопасности их пролетов через зону боевых действий не теряет своей актуальности. К числу основных причин, обусловливающих остроту этой проблемы, можно отнести повышение опасности каждого непреднамеренного обстрела своих самолетов в связи с ростом эффективности зенитных комплексов; снижение достоверности опознавания своей авиации при исправной аппаратуре опознавания и правильно установленных кодах за счет воздействия радиоэлектронных помех, а также перегрузок приемников самолетных ответчиков запросными сигналами большого количества РЭС; недостаточную техническую надежность средств опознавания; ошибки личного состава при установке и смене кодов. Таким образом, совершенно очевидной представляется необходимость применения специальных организационных мер, направленных на обеспечение действий авиации в зоне боевых действий группировок ПВО. Суть их состоит в непрерывном доведении до подчиненных информации о положении и действиях своей авиации и в установлении различных ограничений на ведение огня средствами ПВО в определенном пространстве в нужные моменты времени. Диапазон этих ограничений может быть весьма широким от полного запрещения стрельбы для некоторых частей и подразделений до запрещения самостоятельного обстрела целей вне ответственных секторов. Необходимо отметить, что решать данную задачу необходимо как в отношении истребительной, так и ударной авиации, причем главным образом для последней. Как показывает опыт учений, как у нас, так и за рубежом, наибольшие трудности возникают во время возвращения авиации после выполнения боевой задачи. В этом случае возникает больше всего ошибок в определении государственной принадлежности авиации, свои самолеты, как правило, принимаются за чужие. Возможность решения данной задачи обусловила необходимость совмещении КП ПВО и ЦБУ авиации в оперативных звеньях, установления тесных связей ПУ ПВО и ГБУ авиации в дивизиях, авианаводчиков и пунктов управления средств ПВО полков. Особое значение имеет решение данной задачи в мирное время при несении боевого дежурства. Необходимо отметить, что пролет даже небольших групп своей авиации в зоне боевых действий зенитного соединения (части) существенно снижает возможности КП по обработке информации о воздушных целях. Доказано, что даже при небольшой плотности потока своей авиации (1-2 сам/мин), входящего в зону боевых действий, возможности КП по выработке решений на ведение огня и постановке огневых задач снижается на 30-40%. Это объясняется тем, что система управления вынуждена переходить на обработку данных о своей авиации, как приоритетных, и уже во вторую очередь обрабатывать данные о воздушном противнике. Результатом такого положения является неполная реализация огневых возможностей зенитного соединения (части). Таким образом, наличие своей авиации в зоне боевых действий группировок ПВО является фактором, существенно усложняющим условия управления огнем. Результаты ведения огня оцениваются по докладам подчиненных, данным радиолокационной и визуальной разведки. О выполнении огневых задач, поставленных старшим начальником, доклады представляются непосредственно после оценки результатов стрельбы. Результаты отражения удара оцениваются и представляются начальнику в два этапа: предварительно, по устным докладам подчиненных и данным разведки, сразу после отражения удара, и окончательно, по данным объективного контроля, через установленное руководящими документами и распоряжениями начальника время. При оценке результатов отражения удара анализируется построение и продолжительность удара воздушного противника, виды и интенсивность применяемых помех, тактические приемы, используемые авиацией, количество обстрелянных, уничтоженных средств воздушного нападения по их типам (или классам), расход ракет и боеприпасов, потери личного состава и боевой техники, просьбы и другие данные. Анализ результатов отражения ударов используется для изучения тактики действий СВН, уточнения сделанных прогнозов, коррекции созданной системы огня и выработки решений на отражение последующих ударов. Таким образом, управление огнем - это весьма сложный процесс. Его эффективность во многом определяется тем, насколько тщательно будут проведены подготовительные мероприятия перед началом удара воздушного противника. В теории и практике управления огнем эти мероприятия составляют содержание организации управления огнем. Организация управления огнем есть комплекс подготовительных мероприятий, включающий обеспечение высокой боевой готовности зенитных соединений, частей и подразделений и эффективного функционирования системы управления огнем, подготовку к совместным действиям с другими силами и средствами ПВО, создание системы огня, разработку, доведение и отработку указаний по ведению огня и взаимодействию. Организация управления огнем является частью организации управления войск войсковой ПВО состоит в проведении ряда организационно-тактических мероприятий и подготовке пунктов управления к боевой работе. К организационно-тактическим мероприятиям относятся: прогнозирование вариантов действий воздушного противника; определение доли (количества) средств ПВО, которые необходимо содержать в различных степенях готовности ( в зенитных соединениях (частях) - разработка графика несения боевого дежурства); создание системы огня и выработка решений на отражение ожидаемых ударов воздушного противника; разработка указаний по ведению огня и взаимодействию и доведение их до подчиненных; организация управления огнем зенитных средств, находящихся в готовности № 1 (дежурных); установление порядка перехода в готовность № 1 необходимого количества средств ПВО; контроль организации управления огнем в подчиненных войсках. Подготовка пунктов управления к боевой работе включает: развертывание основных и запасных пунктов управления ПВО на местности; приведение в боевое положение АСУ, РЛС, узлов связи, приборов наблюдения и проведение контроля их функционирования; установление связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими пунктами управления; топогеодезическую подготовку; подготовку рабочих мест к боевой работе; подготовку и проверку вспомогательного оборудования (выносных индикаторов, планшетов, средств сигнализации, табло, таблиц и т. п.) и боевых документов; подготовку к работе средств объективного контроля и сверку времени; распределение личного состава по боевым расчетам; организацию наблюдения, охраны и самообороны; инженерное оборудование; разработку и осуществление всех мер маскировки, прикрытия от ударов с воздуха и обеспечения электромагнитной совместимости; контроль готовности пунктов управления к боевой работе. Таким образом, для тщательной организации управления огнем командиру (начальнику ПВО) необходимо проделать большой объем работы, связанной как с организационно-тактическими, так и техническими вопросами. Ее успех будет определяться в первую очередь уровнем понимания командиром значимости данных мероприятий и степени их влияния на эффективность управления огнем. Для правильного решения сложных задач организации и осуществления управления огнем командиру нужны ориентиры, которые обеспечат быстрый поиск рациональных решений. Роль таких ориентиров выполняют принципы управления огнем. Принципами управления огнем принято считать основные научно обоснованные и официально утвержденные положения (правила), которыми руководствуются командиры (начальники ПВО) при принятии решений и которые являются основной руководящей идеей управляющих алгоритмов АСУ. Принципы управления огнем, с одной стороны, являются результатом научных исследований и обобщением опыта войск, а с другой стороны, будучи сформулированными в уставах и наставлениях, выражают взгляды руководства на использование огня средств войсковой ПВО для уничтожения СВН. К основным принципам управления огнем относятся: принцип первоочередного поражения важнейших воздушных целей; принцип максимального числа пораженных (обстрелянных) СВН с учетом их оперативно-тактической важности; принцип соответствия огневых задач огневым возможностям подчиненных; принцип максимального использования созданной системы огня; принцип экономии сил и средств; принцип максимального обеспечения живучести группировки войск ПВО; принцип максимального обеспечения безопасности действий своей авиации; принцип оптимальной централизации управления огнем; принцип оптимального информационного обеспечения пунктов управления. Проанализируем содержание этих принципов. Принцип первоочередного поражения важнейших воздушных целей требует расстановки целей в ряд по степени важности, приоритетного распределения и надежного поражения наиболее важных из них. При реализации этого принципа принято, что цели, назначенные старшим начальником, считаются наиболее важными и должны уничтожаться в первую очередь, независимо от того, соблюдаются ли другие принципы или нет. Уничтожение выбранных целей с требуемой надежностью во многом зависит от того, насколько устойчивой будет группировка ПВО относительно противодействия противника стрельбе и управлению огнем. Это положение определяет необходимость включения в число наиболее важных целей тех, которые могут сорвать ведение огня средствами ПВО. Командиру необходимо уметь выделить цели, которые более всего мешают стрельбе и управлению огнем; назначать для их поражения огневые средства, работающие в различных частотных диапазонах или использующие различные способы локации целей; сосредоточивать огонь по таким целям нескольких огневых единиц, минимально подвергнутых противодействию; в первую очередь уничтожать воздушные элементы РУК и поражающие средства ВТО. Принцип первоочередного поражения важнейших воздушных целей считается определяющим в управлении огнем, с него целесообразно начинать решение задачи распределения усилий группировки войск ПВО и целераспределения. По своей сущности он требует максимизации величины предотвращенного действиями группировки ПВО ущерба. Реализация принципа максимального числа пораженных СВН с учетом оперативно-тактической важности означает нанесение воздушному противнику максимального ущерба и уменьшение возможных потерь прикрываемых войск в последующих ударах. Этот принцип требует выполнения следующих мероприятий: использования всех возможностей для определения оперативно-тактической важности каждой воздушной цели и ее поражения в соответствии с полученными данными в порядке убывания коэффициентов важности; привлечения для отражения удара СВН противника возможно большего числа огневых средств ПВО; увеличения расхода ракет (боеприпасов) при обстреле каждой цели; сосредоточения огня по важнейшим целям; назначения для обстрела каждой цели таких огневых единиц, которые могут выполнять эту задачу с максимальной эффективностью; обстрела воздушных целей не только на встречных курсах, но и вдогон; выбора момента пуска ракеты (открытия огня) с таким расчетом, чтобы вероятность поражения цели была максимальной. Теоретически доказано, что в тех случаях, когда точность прогнозирования результатов действий по нескольким объектам низкая или ожидаемый эффект примерно одинаков, ресурсы по объектам следует распределять равномерно. Применительно к задачам управления огнем это означает, что не следует пропускать цели без обстрела из-за стремления сосредоточить огонь нескольких огневых единиц по другим целям. При этом важно не только поразить максимальное число СВН противника, но хотя бы обстрелять максимальное их количество. Это целесообразно, в первую очередь, в силу психологического воздействия на летчика факта стрельбы по нему. Опыт Великой Отечественной войны показал, что при потерях 10-30% противник отказывался от выполнения поставленных задач. Аналогичные результаты имеются и по локальным войнам. Этот принцип рекомендует рассредоточивать огонь и в первую очередь обстреливать пилотируемые СВН противника. В этом смысле он противоречит первому принципу. Принцип соответствия огневых задач огневым возможностям требует постановки подчиненным реальных огневых задач. Огневая задача, которая ставится соединению, части или подразделению, должна соответствовать огневым возможностям, т. е. быть выполнимой, хотя 1.4 для ее выполнения требуется полное напряжение сил и оптимальные решения командиров. Под огневыми возможностями здесь понимается совокупность характеристик группировки войск ПВО, определяющих ее возможность по отражению осуществляющегося в данное время налета. Выполнение данного принципа достигается знанием огневых возможностей подразделений, частей и соединений, правильным распределением этих возможностей по множеству воздушных целей, учетом изменений огневых возможностей в условиях радиоэлектронного противодействия, применения ВТО, из-за маневра, перемещения зенитных подразделений и т. д. Принцип максимального использования созданной системы огня рекомендует при выработке решений на отражение удара и ведение огня рассмотреть, нет ли среди отобранных при организации системы огня вариантов распределения огня, которые полностью или хотя бы частично соответствуют сложившейся обстановке. Если такие варианты есть, то их необходимо использовать при выработке решения на отражение удара СВН противника без изменений или с необходимой коррекцией. Важность реализации этого принципа состоит в том, что заранее подготовленные варианты детально отработаны, они повышают эффективность отражения удара и упрощают работу всех пунктов управления при управлении огнем. Принцип экономии сил и средств группировки войск ПВО требует выработки таких решений на отражение удара и на ведение огня, в которых для выполнения задач отобраны только строго необходимые зенитные соединения, части и подразделения как по количеству, так и по типам. Огневые возможности отобранных зенитных подразделений должны быть распределены оптимальным образом в пространстве, по типам целей и времени; количество ракет (боеприпасов), используемых для каждой стрельбы, должно соответствовать рекомендациям правил стрельбы. Кроме того, следует учитывать наличие ракет и возможности по их пополнению. Таким образом, при отражении удара СВП группировка войск ПВО должна быть в состоянии полностью использовать свои огневые возможности, но расходовать их по мере необходимости. Соединения, части и подразделения должны выполнять огневые задачи минимально необходимым количеством ОЕ при расходе ракет, обеспечивающем требуемую надежность поражения выбранных (назначенных) для уничтожения целей, непрерывно поддерживая боеспособность и сохраняя резерв огневых возможностей для выполнения внезапно возникающих задач. 1.45 Принцип максимального обеспечения живучести группировки войск ПВО предполагает использование таких способов отражения ударов воздушного противника, которые позволят минимизировать потери средств ПВО. В некотором смысле он перекликается с принципом экономии сил и средств, поскольку основным путем его реализации является минимально возможное привлечение средств ПВО для выполнения поставленных задач. Однако есть и другие направления обеспечения живучести группировки войск ПВО. Этот принцип требует сокращения времени работы на излучение всех средств ПВО, а также минимизации продолжительности их пребывания на одних и тех же позициях; соблюдение мер маскировки; предоставления большей самостоятельности подчиненным пунктам управления и огневым единицам; широкого использования нерадиолокационных способов обнаружения воздушных целей, специальных способов стрельбы, заранее подготовленной системы огня, мер по обману противника и проведения других мероприятий. Принцип максимального обеспечения безопасности действий своей авиации является одним из наиболее важных при управлении огнем. Он требует выработки таких решений на отражение удара и на ведение огня, в ходе реализации которых исключается или максимально уменьшается вероятность обстрела своих самолетов; полного и своевременного информирования подчиненных о действиях своей авиации; установления сигналов ограничения и прекращения огня на период пролета своей авиации через зоны поражения средств ПВО; определения воздушного пространства, где может действовать наша авиация, и принятия других мер по обеспечению безопасности ее действий. Принцип оптимальной централизации управления огнем заключается в том, что распределение функций в системе управления огнем должно обеспечивать рациональное сочетание централизованного управления с автономными действиями подчиненных, а выбранный уровень централизации управления не должен сдерживать разумную инициативу подчиненных. Проблема оптимального распределения функций по управлению огнем имеет как теоретическое, так и практическое значение. С этой проблемой каждый командир обязательно сталкивается в процессе организации управления огнем и в ходе отражения ударов воздушного противника. 1.43 Гибкое изменение видов и методов целераспределения, осуществляемое под централизованным руководством старшего начальника, должно быть обеспечено возможностями технических средств, оперативным обменом информацией и "единством мышления" командиров на ПУ различных уровней. Повышение степени централизации управления, вытекающее из общетеоретических положений науки управления, существует как тенденция исторического развития организационных форм, техники, боевого применения войсковой ПВО. На фоне общей тенденции действует большое количество факторов ограничивающих централизацию управления как с точки зрения ее необходимости, так и с точки зрения возможности ее осуществления. Основными из них являются следующие. Каждый элемент структуры прикрываемых войск и даже некоторые единицы вооружения (танк, БМП, пусковая установка ракет, зенитный ракетный комплекс и др.) может быть объектом удара СВН и поэтому нуждается в средствах ПВО непосредственного прикрытия, управлять которыми старшие звенья могут далеко не во всякой обстановке. Несовпадение в пространстве зон поражения зенитных комплексов вследствие несовпадения мест стартовых позиций и не одинаковой досягаемости по высоте, дальности и курсовому параметру обусловливает "естественное" целераспределение, не требующее вмешательства старшего ПУ, что нередко исключает случайное излишнее сосредоточение огня по одним целям, вызывающее пропуск других целей. В этом же направлении действует и самостоятельный выбор целей подчиненными командирами, принимающими решения на основе личной оценки обстановки и заблаговременно полученных указаний. Централизация ЦР вызывает необходимость централизации учета информации о состоянии всех ОЕ, а также сбора информации о целях от всех средств разведки, имеющихся в группировке,поскольку собственные средства разведки ПУ не могут выдать сведений об условиях обнаружения, сопровождения и обстрела целей, необходимых для каждой из подчиненных ОЕ. Структура и количество этой информации становятся такими, какие необходимы на всех ПУ для управления огнем и в каждой ОЕ для подготовки стрельбы. Это приводит к такому росту требований к разведке и к системе сбора передачи отображения и переработки информации на одном ПУ, что выполнить их в старших звеньях управления оказывается технически невозможным. 1.5 Невозможно и нецелесообразно назначать централизованно цели средствам ПВО, прикрывающим соединения, части, подразделения, действующие в отрыве от основной группировки войск ввиду невозможности своевременного получения информации о местных условиях воздушной и наземной обстановки и оперативного их учета при выработке решений. Действия войск на отдельных направлениях и в разобщенных районах, характерные для современной войны, приводят к тому, что группировки средств ПВО будут проводить противовоздушные бои без взаимной поддержки, поскольку зоны поражения ЗРК и ЗАК этих группировок, как правило, пересекаться не будут. Следовательно, необходимость ЦР в старшем звене отпадает. Таким образом, существует ряд факторов, требующих рационального сочетания централизованного управления и автономных действий зенитных соединений, частей и подразделений, причем степень централизации напрямую зависит от складывающейся обстановки. Принцип оптимального информационного обеспечения пунктов управления показывает зависимость эффективности управления от объема и качества используемой информации. Сущность этого принципа заключается в том, что для эффективного решения задач управления каждый ПУ должен располагать информацией требуемого качества. Этот принцип требует, чтобы при организации управления (в ходе выработки решений на отражение удара воздушного противника) была создана такая структура информационной подсистемы, которая позволила бы обеспечить сбор и обработку информации с требуемым качеством. В ходе отражения ударов воздушного противника процесс информационного обеспечения ПУ должен регулироваться таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на ПУ функций управления. Этот принцип имеет и другую сторону, которая связана с информационной поддержкой действий подчиненных. Смысл ее заключается в том, что каждый КП должен стремиться к максимальному обеспечению информацией подчиненных пунктов управления, причем эта информация должна соответствовать по объему и степени детализации тем задачам, которые они решают. Перечисленные принципы управления огнем показывают, насколько сложен процесс управления огнем, как много факторов надо учесть, что многие требования, предъявляемые к этому процессу, 1.43 являются противоречивыми, и выработка решения в таких условиях во многом определяется уровнем подготовки командиров, их умением творчески применять рекомендации теории, полностью использовать возможности технических средств. Материальной основой управления огнем группировок войсковой ПВО является система управления огнем (СУО). Она выделяется как подсистема в системе управления войсками и включает в себя те ее элементы, которые непосредственно участвуют в управлении огнем. Система управления огнем является сложной системой и обладает всеми присущими им признаками: целенаправленностью системы; большим числом элементов; различными по уровню, масштабам и предназначению связями, обеспечивающими взаимодействие между элементами и подсистемами; наличием процесса управления и соответствующей ему информации; усилительными свойствами (результат работы системы всегда больше простой суммы достигаемой эффективности отдельно взятых элементов и подсистем); динамичностью протекаемых в ней процессов и др. В качестве объектов управления в системе управления огнем выступают зенитные соединения, части, подразделения, а на самом нижнем уровне иерархии - огневые единицы. В каждом из этих объектов можно также выделить управляющие и управляемые элементы (подсистемы). Следовательно, система управления огнем может быть представлена как иерархическая структура, включающая несколько уровней иерархии с установленным порядком подчиненности, распределением прав, обязанностей и ответственности за принятие решений, с упорядоченной схемой передачи приказов, команд, распоряжений, докладов и донесений, приема и обработки информации об обстановке. Наделение объектов управления определенными управленческими функциями (правами и обязанностями в вопросах ведения огня) обусловливает одно из важнейших свойств системы управления огнем - высокий уровень резервирования. Результаты исследований и опыт войск показывают, что рациональное использование данного свойства обеспечивает некоторый гарантированный уровень эффективности группировок войск ПВО, исключающий снижение эффективности отражения удара до нуля даже при полной дезорганизации управления. Структурная схема управляющей системы лишь частично может быть показана в виде графа, на котором вершинами показаны пункты управления, а дугами - подчиненность, порядок передачи приказов, 1.5 команд, докладов и т.д. Эти данные о структуре управляющей системы относительно стабильны. Но на схеме нельзя показать наиболее подвижную, переменную часть характеристики структуры - распределение прав, обязанностей и ответственности, устанавливаемое приказами, боевыми распоряжениями, указаниями по ведению огня, а также командами и распоряжениями в ходе отражения налета. Этими отношениями между пунктами управления обусловлено многообразие структур управляющей системы, которая адаптируется к изменяющимся условиям обстановки. Гибкость управления огнем достигается прежде всего быстрой перестройкой управляющей системы вслед за изменениями задачи и возможностями пунктов управления или подчиненных им средств ПВО. Таким образом, наиболее подвижной частью структуры системы управления огнем является распределение функций управления огнем между пунктами управления различных уровней. Следовательно, средства ПВО каждого формирования должны быть готовы к действиям в составе группировки старшего звена и к самостоятельным действиям. АСУ средствами ПВО каждого формирования должна обеспечивать централизованное ЦР для подчиненных средств как с ПУ ПВО данного формирования, так и с ПУ ПВО старшего начальника. Целесообразно принять за основу следующий порядок распределения функций по выработке решений при управлении огнем между различными уровнями системы управления огнем. Начальник войск ПВО фронта определяет, какие группы целей (с каких направлений, на каких высотах, или какого класса) уничтожить в первую очередь и наиболее надежно; порядок взаимодействия с ИА; распределение усилий по рубежам, направлениям, зонам, высотам, времени; время ввода истребительной авиации в зону боевых действий войск ПВО и время вывода; какие задачи поставить войскам ПВО армий, зенитным соединениям и частям фронтового подчинения, корпусу (дивизии) ПВО и истребительной авиации; какие средства выделить для отражения в полосе соседнего фронта; какие задачи поставить войскам ПВО армий по взаимной поддержке при отражении налета; что дополнительно необходимо выполнить для обеспечения безопасности полетов своей авиации в зонах поражения зенитных средств. Начальник войск ПВО армии определяет, какие цели и/или какие группы целей (с каких направлений, на каких высотах или какого класса) уничтожать в первую очередь и наиболее надежно; как распределить усилия войск ПВО, в том числе и ИА: по рубежам, полосам, зонам, высотам, времени или по целям; какие цели и/или группы целей уничтожить зенитными средствами дивизий и соединениями (частями) армейского подчинения; какой необходим маневр огнем (состав средств, время) для помощи в отражении налета в полосе соседней армии; какие задачи поставить средствами ПВО дивизий для взаимной поддержки в уничтожении целей; какие необходимы дополнительные меры обеспечения безопасности своих самолетов в зонах поражения зенитных средств и меры экономии и сохранения резерва огневых возможностей. Начальник ПВО дивизии определяет, какие цели и/или группы целей (с каких направлений, на каких высотах или какого класса) уничтожить в первую очередь и наиболее надежно; какие цели уничтожить средствами ПВО полков, дивизионными средствами и средствами усиления; как распределить ответственные диапазоны высот между зенитным полком и подразделениями ПВО полков (при невозможности распределения целей); какие средства иметь в готовности к уничтожению низколетящих целей, крылатых ракет, вертолетов и как их использовать для уничтожения других целей; меры по регулированию расхода ракет (боеприпасов). Командир зенитного дивизиона (начальник ПВО полка) определяет, какие цели (с какого направления, на каких высотах или какого класса) уничтожить в первую очередь; какие цели уничтожить зенитной ракетно-артиллерийской батареей, а какие зенитными ракетными батареями; какие изменения внести в распределение ответственных секторов; какие задачи поставить средствам ПВО, выделенным для уничтожения внезапно появляющихся низколетящих самолетов, крылатых ракет и вертолетов; меры по регулированию расхода ракет (боеприпасов). Командир бригады (полка, дивизиона, батареи) определяет цели для уничтожения; необходимое количество огневых единиц и пусков ЗУР для уничтожения каждой из выбранных целей; распределяет цели между частями (батареями, боевыми машинами, установками, зенитными отделениями) и при необходимости определяет для каждой из них количество пусков ЗУР; определяет меры по подготовке ЗУР (боеприпасов) и заряжанию огневых средств. 1.45 Командир огневой единицы выбирает цель (цели) для уничтожения (если она не была указана старшим начальником); определяет способ стрельбы и режим работы зенитного комплекса; определяет количество пусков ЗУР, моменты открытия и прекращения огня, необходимость повторного обстрела. Таким образом, функции каждого уровня системы управления огнем могут изменяться в зависимости от условий обстановки. Изменение этих функций может потребовать изменения структуры системы. Задача формирования оптимальной структуры системы управления огнем решается командиром (начальником ПВО) на этапе организации управления огнем при выработке решения на отражение удара воздушного противника. При этом учитываются основные факторы обстановки и возможности системы управления огнем.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
|
|
|