|
|
содержание .. 1 2 3 ..
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА И ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СВН ПРОТИВНИКА
2.1. Характеристика СВН основных зарубежных государств и их классификация В настоящее время на вооружении ведущих стран мира имеются пилотируемые и беспилотные СВН различного назначения. Их многообразие определяется, в основном, выполняемыми задачами, особенностями боевого применения и ТТХ. В армиях наиболее развитых государств к настоящему времени существует четыре класса летательных аппаратов: космические, аэростатические, баллистические и аэродинамические. С точки зрения системного подхода СВКН следует рассматривать как сложную систему (рис. 2.1), называемую воздушный противник. Воздушный противник, представляющий собой совокупность средств воздушного нападения, средств и органов управления, средств обеспечения и базирования является сложной системой. Воздушный противник как сложная система может обладать огромным множеством состояний и, следовательно, осуществлять разнообразные, случайные, с нашей точки зрения, действия. При организации планирования ПВО в бою проводится комплексная оценка обстановки, в которой, в свою очередь, важное место занимает оценка воздушного противника. Различают три класса СВН: баллистические, аэростатические (воздухоплавательные), аэродинамические. К баллистическим летательным аппаратам (ЛА) относятся ракеты, полет которых проходит по инерции в результате сообщенной им на начальном (активном) участке траектории заданной скорости полета. 0.95
1.4 Рис. 2.1. Воздушный противник как сложная система К аэростатическим (воздухоплавательным) ЛА относятся аэростаты и дирижабли, полет которых осуществляется в плотных слоях атмосферы за счет подъемной силы, создаваемой давлением вытесняемого ими воздуха. К ним относятся аэростаты и дирижабли, которые могут использоваться для разведки, дезинформации системы ПВО, создания заграждений, переброски грузов и войск, а также для решения других задач. К аэродинамическим летательным аппаратам относятся ЛА, у которых подъемная сила создается при движении несущих поверхностей (крыло, винт). Это наиболее массовый класс. В зависимости от наличия экипажа различают пилотируемые и беспилотные аэродинамические ЛА. Наличие человека на борту является главным преимуществом пилотируемых ЛА, что дает возможность применять различные виды оружия, выполнять в одном полете несколько задач, успешно действовать в обстановке неопределенности. 1.5 Достоинством большинства БЛА являются высокая маневренность, малая эффективная площадь рассеивания (ЭПР), относительная простота и дешевизна изготовления (по сравнению с самолетами СА и ТА), способность эффективно действовать в СМУ и ночью, что предопределило тенденцию применения БЛА в зонах с сильной ПВО (рис. 2.2). 1.0
1.45 Рис. 2.2. Классификация БЛА 2.1.1. Боевые возможности средств воздушного нападения противника Под боевыми возможностями СВН понимается их способность выполнять боевые задачи по нанесению ударов по наземным целям в конкретных условиях обстановки. В понятие "боевые возможности СВН" может быть включено большое количество показателей, которые характеризуют то или иное свойство СВН. Структура боевых свойств СВН показана на рис. 2.3. Рассмотрим основные из них. Скорость полета СВН является одной из основных летно-технических характеристик (ЛТХ), определяющих возможности СВН. Именно скорость полета способствует достижению тактической внезапности, сокращению времени пребывания СВН в зонах огня группировки ЗРВ, снижению уязвимости от воздействия средств ПВО, существенно повышает возможности СВН при ведении воздушных боев. Применительно к пилотируемым СВН различают максимальную, крейсерскую и минимальную скорость. Под максимальной скоростью понимается скорость прямолинейного и горизонтального полета самолета с боевой нагрузкой при работе двигателя в форсажном режиме. Крейсерская скорость - это скорость горизонтального полета, при которой величина отношения потребной тяги к скорости полета минимальна. Эта скорость составляет 60-70% от максимальной (в зависимости от типа СВН) и применяется обычно на средних и больших высотах полета к объектам ударов. Минимальная скорость полета - это такая скорость полета СВН, при которой он способен совершать полет, не теряя высоты, и которая составляет около 400-600 км/ч (на высоте 1-2 км), а на средних и больших высотах ее значение возрастает соответственно. Диапазон высот боевого применения СВН характеризуется минимальной и максимальной высотой полета, в пределах которой они могут осуществлять полет и выполнять боевые задачи. Минимальная высота полета СВН определяется, в первую очередь, безопасностью полета над рельефом местности. Значение этой высоты зависит от характера рельефа, типа СВН и возможностей его пилотажно-навигационного оборудования, уровня подготовки летного состава. Максимальной высотой боевого применения СВН является практический потолок, который определяется как наибольшая высота, при которой выполняется установившийся горизонтальный полет с нагрузкой и при этом сохраняется управляемость полета. Дальность полета определяет область досягаемости СВН до объектов противника и зависит от запаса топлива и его расходования на единицу пути. Дальность полета определяется расстоянием, которое ЛА может пролететь по прямой на определенной высоте без бомбовой нагрузки и пополнения запасов топлива. Эту дальность называют перегоночной. В боевых условиях пользуются понятием тактический радиус действия. Это наибольшее расстояние, на которое может удалиться ЛА от аэродрома базирования при штатном вооружении и нормальной бомбовой нагрузке с одной заправкой топлива для выполнения задачи и посадки на тот же аэродром. При этом топливо расходуется на выруливание и взлет, сбор и построение ЛА в боевой порядок (если это не одиночный полет), полет по маршруту, маневрирование в районе цели, возвращение на аэродром и посадку при наличии обязательного резерва топлива (около 10%). Тактический радиус действия составляет: для одиночных бомбардировщиков около 40% от дальности полета; для групп бомбардировщиков - до 35%; для одиночного тактического истребителя - 30-35%, а для групп истребителей - 25-30%. Боевые свойства СВН во многом зависят от характеристик боевой живучести, которые определяют способность летательного аппарата преодолевать зоны ПВО. Характеристики боевой живучести определяются маскирующими свойствами ЛА и допустимым числом поражаю- щих попаданий (эффективной поражаемой площадью). Маскирующие свойства ЛА зависят от степени проявления разведывательных признаков. В полете каждый ЛА излучает и отражает энергию различных диапазонов частотного спектра, а также вносит возмущения в окружающую среду (акустические, оптические, тепловые и др.), что может быть использовано для его обнаружения различными средствами. Эксплуатационные характеристики ЛА определяются их надежностью, а также удобством обслуживания и ремонта. От этого зависит количество вылетов, которое ЛА может совершить в сутки, т.е. боевое напряжение. В мирное время технически исправными, как правило, содержатся не менее 70-80% самолетов и вертолетов. Техническая исправность комплексов баллистических и крылатых ракет поддерживается постоянно на уровне - 90-95%. В угрожаемый период при переходе авиационных частей в повышенную боевую готовность количество технически исправных ЛА доводится до 90%.
Важной эксплуатационной характеристикой является время подготовки самолета (вертолета) к повторному вылету, которое зависит от устанавливаемого варианта вооружения. Время подготовки к вылету и продолжительность выполнения боевой задачи определяют боевое напряжение на самолет (вертолет) в сутки. В ходе боевых действий возможности подразделений обслуживания снижаются и боевое напряжение авиации уменьшается. По прогнозам военных специалистов, в период до 2010 г. наибольшее значение будут иметь пилотируемые СВН (стратегическая, тактическая и армейская авиация). Тактическая авиация является одним из основных компонентов сил общего назначения и главной ударной силой в современных военных действиях. Основными направлениями развития ТА являются: повышение боевой готовности авиационных формирований; совершенствование ЛТХ летательных аппаратов; модернизация авиационных систем оружия, управления полетом; совершенствование средств РЭБ; повышение эффективности существующих и создание новых систем боевого обеспечения, автоматизированного управления боевыми действиями; В зависимости от основного предназначения самолетов и выполняемых ими задач тенденциями совершенствования их на период до 2020 г. можно считать: для самолетов истребительной авиации - повышение маневренности и максимальной скорости полета до сверхзвуковой на безфорсажном режиме полета, снижение радиолокационной заметности путем уменьшения ЭПР (использование современных и перспективных конструкционных материалов), одновременное наведение нескольких УР на несколько целей, обеспечение всепогодности и круглосуточности боевого применения самолетов путем совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, совершенствование системы противодействия электронным средствам постановки помех противника, бортовых средств индивидуальной защиты, повышение живучести, благодаря короткому взлету и посадке на необорудованных и грунтовых аэродромах, в том числе и участках дорог c ВПП длиной 350-600 м; для самолетов истребительно-бомбардировочной авиации - увеличение боевого радиуса действия и боевой нагрузки, способность самолетов к автоматическому полету в режиме следования рельефу 1.5 местности, повышение точности самолетовождения и применения оружия, повышение вероятности преодоления системы ПВО и поражения целей с первого захода, всепогодность и улучшение взлетно-посадочных характеристик, повышение живучести; для самолетов штурмовой авиации - высокая живучесть и маневренность непосредственно в зонах вероятного поражения наземных средств ПВО общевойсковых частей и подразделений, всепогодность и круглосуточность боевого применения, большая боевая нагрузка и высокая огневая мощь, надежность и ремонтопригодность. Программы создания перспективных ТИ предусматривают разработку качественно новых боевых самолетов, способных решать все задачи, возлагаемые на ТА, в любое время суток и в сложных метеорологических условиях на большую глубину при активном противодействии средств ПВО противника. Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы: 1. В период до 2010 г. значение и роль ТА в локальных войнах и вооруженных конфликтах различной интенсивности несомненно будут все более возрастать в связи с ее способностью быстро осуществлять перенацеливание своих усилий с одного оперативного направления на другое, использовать широкий арсенал средств поражения, успешно действовать в любой складывающейся обстановке. Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов, особенно войны в зоне Персидского залива показал, что целенаправленное применение ТА, особенно с использованием новых высокоточных систем оружия, может оказать решающее влияние на ход и исход операций. Основным направлением развития ТА может стать не увеличение количественного состава самолетного парка, а улучшение его качественных характеристик и боевых возможностей за счет модернизации существующих и создания новых типов боевых самолетов, авиационного оружия и средств РЭБ. 2. В ближайшие годы ожидается увеличение времени активного использования самолетов ТА (до 14 ч в сутки) за счет усовершенствования уже существующих, а также разработки перспективных оптико-электронных систем, обеспечивающих самолетовождение ночью и в сложных метеорологических условиях. 3. Эффективность нанесения ударов ТА значительно возрастет в связи с увеличением точности и дальности стрельбы ВТО, появлением комплексных систем боевого обеспечения ("Джистарс", "Джитидс"), позволяющих в реальном масштабе времени обнаруживать, опознавать малоразмерные движущиеся цели и наводить на них ВТО. В настоящее время дальнейшее развитие стратегических наступательных сил (СНС) США и планирование их боевого применения в войне ведется в соответствии с концепцией "глобальный размах - глобальная мощь". Основная задача стратегической авиации (СА) будет состоять в нанесении ударов по тем объектам, важность которых за подлетное время СА существенно не изменится. Стратегическая авиация своими основными силами будет решать задачу уничтожения экономического потенциала противника, а частью сил может принимать участие в уничтожении стратегических сил ответного удара, нарушении управления государством и Вооруженными Силами (ВС). Вопросы научного поиска и конкретных исследований в развитии стратегической авиации, в том числе в области совершенствования аэродинамики самолетов были и остаются важнейшими при их проектировании и создании, а также при разработке перспективных образцов. От успешного решения этих вопросов зависят повышение маневренных свойств, обеспечение необходимых взлетно-посадочных характеристик, увеличение дальности и продолжительности полета самолетов. В области разработки перспективных технологий проектом "Форкаст-2" предусмотрено создание новых источников энергии для авиационных летательных аппаратов, в частности, и для стратегической авиации. Изучается концепция применения в топливе антипротонов (антивеществ) для полетов на большие расстояния. В настоящее время антипротоны (отрицательно заряженные ядра водорода) получают в нескольких исследовательских центрах мира. В случае достижения положительных результатов в разработке способов и средств хранения антивещества (в магнитных баллонах) оно может соединяться в специальных силовых установках с положительно заряженными ядрами водорода - протонами, в результате чего возникает реакция аннигиляции с выделением огромного количества энергии. Появление эффективных средств обнаружения и перехвата воздушных целей повлекло за собой поиск путей снижения уязвимости летательных аппаратов при прорыве системы ПВО противника. В связи 1.4 с этим в программах разработки перспективных ЛА значительное внимание уделяется технологии "Стелс" (stealth - скрытность, хитрость), направленной на снижение демаскирующих признаков ЛА - радиолокационных, инфракрасных, акустических и визуальных. Программа "Стелс" весьма обширна и предусматривает использование многих технических достижений при разработке боевой техники различного назначения. Основными рекомендациями технологии "Стелс" для стратегических бомбардировщиков (СБ), с целью снижения их демаскирующих признаков, являются: применение радиопоглощающих материалов и покрытий, а также маскирующих окрасок, снижающих отражающие свойства летательного аппарата; применение металлизированных обтекателей, радиопрозрачных для бортовых РЛС, но экранирующих их антенны от средств обнаружения противника; придание очертаниям (компоновке) специальных плавных форм, уменьшающих отражение радиолокационных и других излучений (в частности, исключение прямоугольных сочленений поверхностей, создающих эффект уголковых отражателей, особенно нежелательных в передней и нижней полусфере ЛА); совершенствование авиадвигателей и компоновки их на бомбардировщике с целью снижения акустического шума, инфракрасной сигнатуры и дымного следа. Одна из трех самостоятельных субпрограмм, реализованная в программе "Стелс", предусматривает разработку и создание СБ В-2 по перспективной технологии. При создании новых типов стратегических бомбардировщиков (В-1В, В-2), первостепенное внимание уделялось разработке бортового радиоэлектронного оборудования (РЭО), а также автоматизированных систем управления, стоимость которых составила 35-40% от общей стоимости самолета. Это оборудование призвано обеспечить решение основной задачи - прорыв системы ПВО противника и доставка к цели ядерного и обычного оружия, а также и некоторых других, включая ведение разведки, обеспечение связи, поиск и обнаружение подводных лодок, постановка мин. В основу создания РЭО самолета положены современные принципы построения электронных систем, к которым относятся: широкое использование цифровых ЭВМ; модульность структуры, обеспечивающая 1.5 заменяемость блоков и возможность наращивания систем управления полетом; резервирование наиболее важных подсистем; комплексирование аппаратуры, выполняющей сходные функции. Для уменьшения сроков разработки и технического риска было использовано оборудование, уже прошедшее проверку на модернизированных самолетах В-52G и Н. Такой подход позволил снизить стоимость обслуживания и упростить материально-техническое обеспечение. Американские авиационные специалисты подразделяют задачи, решаемые с помощью бортового РЭО бомбардировщиков, на наступательные и оборонительные. К первым относятся: навигация на маршруте, выход в район цели на малых и предельно малых высотах, применение оружия, поддержание радиосвязи с наземными командными пунктами и другими самолетами в воздухе. Вторые - включают обнаружение и предупреждение экипажа о работающих РЭС противника, представляющих опасность для бомбардировщиков, а также снижение эффективности функционирования этих средств, т. е. оборонительные задачи сводятся к задачам РЭБ. Основу комплекса наступательного РЭО для самолетов В-1В составляет многофункциональная моноимпульсная радиолокационная станция AN/APQ-164. Она позволяет осуществлять полет на высотах до 60 м. В режиме следования рельефу РЛС определяет профиль местности вдоль маршрута на дальности до 18 км. Работа в таком режиме повышает скрытность РЛС. На индикаторе отображается профиль местности впереди самолета и дальность до опасных участков при полете на данной высоте. Следование рельефу может осуществляться как в автоматическом, так и в ручном режимах. Следующим этапом совершенствования многофункциональной моноимпульсной РЛС ожидается создание станции на твердотельных приборах и применение фазированных антенных решеток (ФАР) на активных элементах. Для снижения уязвимости бомбардировщиков В-52H они оборудуются новой станцией РЭП AN/ALQ-172(V)2, которая, в отличие от заменяемой ALQ-117 автоматически обнаруживает и классифицирует радиоизлучающие цели, а также способна одновременно противодействовать нескольким целям. На бомбардировщике В-1В предполагается улучшить работу оборонительного комплекса РЭО, в частности, модернизируется система 1.4 радиолокационного подавления (РЭП) AN/ALQ-161 путем установки новых антенн станций РЭБ для расширения диапазона постановки помех, доработки средств предупреждения об облучении РЛС противника и применения модернизированной доплеровской радиолокационной подсистемы, обеспечивающей своевременное противодействие ракетам с ИК головками самонаведения. Возможности СБ по прорыву системы ПВО противника повысятся с вводом в 2000 г. новой автоматизированной системы планирования полетных заданий, которая позволит осуществлять построение маршрута полета, а также производить выбор оружия и способа атаки цели. Для обеспечения связи с силами общего назначения на борту СБ устанавливаются современные помехоустойчивые УKB-радиостанции типа AN/ARG-210. По расчетам американских военных специалистов, в результате реализации указанных мероприятий к началу XXI в. возможности стратегической авиации по поражению малоразмерных высокозащищенных целей обычным оружием могут возрасти более чем в 3 раза. Командование США и НАТО с середины 70-х гг. сделало ставку на развитие систем ВТО, способного обеспечить достаточно высокий уровень обнаружения и поражения наземных излучающих и бронированных целей на большую глубину с использованием обычных средств поражения. Этому способствовала концепция военного руководства США и НАТО "воздушная наступательная операция (сражение)" и "борьба со вторыми эшелонами противника". К высокоточному оружию относят вполне определенные типы управляемого оружия, имеющие общее свойство - система наведения такого оружия следит за целью от момента пуска (выстрела) до попадания в цель и управляет полетом поражающего элемента, обеспечивая высокую точность доставки оружия к объектам удара. Высокоточное оружие - система вооружения, в которой сохраняется информационный контакт системы наведения поражающего элемента с целью от момента ее обнаружения до поражения с вероятностью не ниже 0,5 (в перспективе, по оценкам американских экспертов, предел вероятности 0,8-0,9). Комплексы и системы ВТО решают следующие задачи: уничтожение массированными огневыми ударами находящейся в воздухе и на аэродромах тактической авиации противника, наземных подвижных и неподвижных бронированных целей, ПУ ОТР, позиций ЗУР и артиллерии, РЭС ПВО и систем управления противника; 1.5 борьба со вторыми эшелонами армий и фронта с целью срыва наращивания усилий в наступательной операции противника; уничтожение дивизионных и армейских резервов танковых и механизированных войск в тактической и оперативной глубине; подавление и ослепление РЭС противника силами и средствами радиоэлектронной борьбы; срыв управления силами и средствами в операции; непрерывная в любое время суток и в любых погодных условиях разведка воздушных и наземных объектов, РЭС противника и немедленное воздействие по ним средствами поражения. Содержание разработок ВТО позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время и в перспективе основное внимание уделяется не отдельным автономным системам ВТО в интересах отдельного рода войск, а создание новой, широкоразветвленной системы оружия, охватывающей все рода войск, виды вооруженных сил. Внедрение указанных разработок существенно повышает боевую эффективность систем ВТО. Это предопределяет серьезные изменения в формах, содержании и способах оперативного и боевого применения родов войск на ТВД, что подтверждается опытом войны в Персидском заливе. Анализ уже реализованных программ показывает, что в основу разработок современных систем ВТО положено создание унифицированной системы навигации, радиотехнической разведки высокой точности (АВАКС ), объединенной тактической системы связи и распределения данных "Джитидс", радиолокационной системы разведки наземных целей "Джистарс" и унифицированных (для ВВС и СВ) оперативно-тактических ракет по программе "Джитакмс", космической навигационной системы НАВСТАР. Основными направлениями в повышении эффективности существующих и создании новых систем боевого обеспечения являются дальнейшее совершенствование космической навигационной системы НАВСТАР , системы дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления АВАКС, оснащение элементов ВТО оборудованием объединенной тактической системы "Джитидс", проведение научно-исследовательских работ по ряду родственных и взаимно дополняющих программ ("Джистарс", "Джитакмс", ATARS, TRS и др.), имеющих целью повышение возможностей воздушной разведки и использование ее результатов в масштабе времени, близком к реальному. Внедрение программ позволило военно-промышленному руководству США в 1988 г. отказаться от систем ВТО ПЛСС и "Ассолт Брейкер" и перейти к перевооружению на новую систему ВТО "Джисак", которая рассчитана на одновременное использование в интересах сухопутных войск и ВВС. РУК обеспечивает обнаружение, классификацию и слежение за бронетанковой техникой на всю глубину оперативного построения войск противника в полосе одного-двух армейских корпусов независимо от погодных условий и времени суток. При этом определяются координаты движущихся и неподвижных объектов с точностью, достаточной для их эффективного огневого поражения обычным оружием. В состав РУК "Джисак" входят: радиолокационные системы "Джистарс"; наземные мобильные пункты приема радиолокационных данных в реальном масштабе времени - AN/TSQ-132; подсистема передачи данных "Джитидс"; средства поражения. Разведывательным элементом РУК является радиолокационная система "Джистарс", установленная на самолете Е-8А, являющаяся воздушным пунктом управления и наведения оружия. Ударным элементом является дивизион БР АТАКМС с дальностью стрельбы до 150 км. В качестве ударного элемента применяются также самолеты тактической авиации типа F-15Е, вооруженные УР "Джитакмс". Предполагается оснащение этих УР кассетной БЧ и системами наведения с самолета Е-8А. Дальность полета УР может достигать 200 км. Основу системы "Джистарс" составляет самолет разведки и наведения Е-8А (модифицированный самолет "Боинг-707") с РЛС OY-96/AРY-3 "Джистарс" (максимальная дальность действия 250- 300 км). РЛС работает в сантиметровом диапазоне волн, имеет плоскую ФАР, позволяющую с высокой вероятностью обнаруживать большое количество целей на площади 50 000-90 000 км2, движущихся с любой скоростью, определять их местоположение, а также получать в пределах этой площади кадры видового изображения участков местности и объектов. РЛС может работать в нескольких совместимых по времени режимах: поиска движущихся целей в широком секторе (120 град); поиска целей в ограниченном секторе; детальной разведки движущихся целей в заданных квадратах (десятки и сотни квадратных кило- 1.43 метров); покадровой видовой разведки со средней и высокой разрешающей способностью; сопровождения групповых целей во всей зоне обзора. Для выявления динамики развития обстановки во всех режимах, обеспечивается воспроизведение предшествовавших данных, в том числе при видовой съемке объектов для оценки результатов нанесенных по ним ударов. Видовая съемка дает изображения, близкие по разрешающей способности к фотографическим. Она осуществляется путем накопления радиолокационных сигналов за период пролета самолетом определенного расстояния, во время которого луч диаграммы направленности фокусируется на районе наблюдаемой цели. По опыту боевых действий в Персидском заливе, патрулирование осуществлялось двумя и более самолетами Е-8А на удалении 100 км от линии боевого соприкосновения по постоянному маршруту, протяженностью 200 км, на высоте 12 км. Полеты Е-8А осуществлялись под прикрытием истребительной авиации и поддерживались самолетами Е-3 для своевременного выявления угрозы воздушной атаки противника. Непрерывное время патрулирования Е-8А составляло от 8 до 11 ч без дозаправки топливом и 20 ч с дозаправкой в воздухе. Вариант боевого применения сопрягаемых РУК "Джисак" ВВС и СВ (по опыту войны в Персидском заливе) показан на рис. 2.4. С одним самолетом Е-8А может быть сопряжено до 15 мобильных пунктов AN/TSQ-132, имеющих возможность запрашивать данные разведки определенных районов и объектов, интересующих командование соединений сухопутных войск, и осуществлять сопровождение движущихся групповых целей. Для выработки данных стрельбы полевой артиллерии эти пункты предусматривается придавать органам управления армейских корпусов и дивизий. Число пунктов, работающих на пассивный прием радиолокационной информации не ограничивается. Радиолокационная система "Джистарс" способна на дальностях от 50 до 250 км просматривать зоны размером 40&40 км, сопровождать до 6 одиночных или групповых целей на участках 2,3&2,3 км и одновременно наводить две ракеты на 1-2 цели. Предполагается иметь в армейском корпусе дивизион АТАКМС из 18 ПУ (по 2 ракеты на каждой). Так как цикл наведения 2-х ракет составляет 5-6 мин, производительность РУК будет равна 20-24 наведений в час. Одной ракетой с КБЧ может быть уничтожено 4-5 танков, поэтому РУК способен уничтожить до 100 бронеобъектов в час. Первоначально Пентагон планировал иметь в составе тактической авиации 10 самолетов Е-8А. Выбор такого количества делался из расчета перекрытия Европейского театра войны двумя маршрутами патрулирования самолетов Е-8А, каждый с зоной разведки 400&300 км. Позже было решено увеличить количество самолетов до 22 единиц (с принятием на вооружение первого в 1994 г.) и закупки для сухопутных войск 112 мобильных приемных пунктов AN/TSQ-132, что должно удовлетворить потребности американских ВС для ведения войны в Европе и любом другом регионе мира. РУК для борьбы с бронеобъектами наряду с США получили развитие и в других странах НАТО. Во Франции ведутся работы по созданию РУК на базе вертолетной системы радиолокационного обнаружения "Орхидея" (ORHIDEE), получившей название "воздушная система наблюдения за полем боя". Она предназначена для обеспечения разведывательной информацией командиров корпусов и дивизий в реальном масштабе времени. Она включает: доплеровскую систему РЛО, установленную на вертолете "Супер Пума"; систему передачи данных "Агата" с аппаратурой защиты каналов связи от радиопротиводействия; наземные станции сбора, обработки и отображения информации "Мистигри". Вращающаяся антенна установлена под фюзеляжем вертолета, который будет летать вдоль линии фронта на расстоянии 30-40 км от переднего края. Дальность обнаружения составит 180 км по групповой цели (колонне танков) и 120 км по одиночной цели (низколетящему вертолету). Точность определения координат на максимальной дальности составляет 500 м. Дальность передачи данных с борта вертолета на наземные станции составляет 60 км, в перспективе до 100 км. Система "Агата" представляет собой широкополосную помехозащищенную линию передачи данных, работающую в двухсантиметровом диапазоне с дальностью связи 60 км и более. Бортовая аппаратура системы "Агата" включает приемо-передатчик и всенаправленную антенну. Наземная аппаратура обеспечивает автоматическое отслеживание бортового передатчика по азимуту, углу места и частоте в течение сеанса связи. Для повышения помехозащищенности и скрытности работы используют сигналы с расширенным спектром частот и малой мощностью. В перспективе рассматривается возможность использования системы "Агата" в английской системе радиолокационной разведки "Кастор" и в германской системе радиолокационной разведки "Аргус". 1.4 Мобильная наземная станция сбора, обработки и отображения информации "Мистигри" предназначена для сбора и обработки разведывательной информации, обеспечения управления и выдачи ЦУ на средства поражения. В качестве средств поражения рассматриваются БР "Плутон" или "Адес" и реактивно-артиллерийские системы. В Великобритании планируется создать РУК, который представляет собой упрощенный вариант системы "Джистарс". РЛС, обеспечивая работу в режимах селекции движущихся целей, способна вести круглосуточную разведку целей в глубине территории противника из зоны, не досягаемой для средств ПВО, с выдачей информации в реальном масштабе времени. РЛС будет получать радиолокационное изображение поля боя, обнаруживать подвижные и стационарные малоразмерные объекты. Более того, предполагается управление режимами работы РЛС в зависимости от обстановки по командам с наземного центра обработки информации и управления. Многофункциональные РЛС планируется устанавливать на самолете типа "Канберра" или "Исландер". В состав мобильного наземного центра обработки и управления входит аппаратура сбора, обработки, отображения и выдачи информации на 6 рабочих мест операторов. Аппаратура центра позволит варьировать способами ведения разведки, осуществлять выбор зон с учетом приоритетности целей и запросов командования. Предусматривается возможность поднятия профилей дорог, лесных массивов, зон затемнения на экране индикатора. Оператор сможет наносить движущиеся цели на радиолокационное изображение местности и совмещать его с топокартой для получения их координат с высокой точностью. Предусматривается выдача ЦУ в реальном масштабе времени на средства поражения (ТА, РСЗО). К настоящему времени парк вертолетов АА в известной степени устарел. Так, в армии США на вооружении находится 22 типа вертолетов и к 2000 г. средний срок службы их составит более 30 лет. Поэтому зарубежные военные и технические специалисты разрабатывают концепции создания армейских вертолетов различных типов и назначений, которые придут на смену состоящих на вооружении вертолетов. Прогресс в областях создания двигателей, несущих винтов, систем управления полетом, конструкций из композиционных материалов, радиоэлектронного оборудования позволит существенно уменьшить размеры, массу и стоимость создаваемых вертолетов. 1.5 Основные требования, предъявляемые при создании вертолетов нового поколения, следующие: уменьшение полетной массы вертолета; сокращение на 30-40% расходов на эксплуатацию вертолетов, включая уменьшение на 50% трудоемкости обслуживания, увеличение эксплуатационного срока службы; сокращение экипажа до одного человека; значительное повышение выживаемости вертолетов за счет уменьшения радиолокационной, инфракрасной, визуальной и акустической сигнатур; обеспечение возможности эффективных действий в сложных метеоусловиях и ночью; увеличение количества одновременно обстреливаемых целей без захода в зоны поражения активных средств ПВО малой дальности; увеличение дальности действия и скорости полета; объединение функций систем бортового электронного оборудования, комплексирование вооружения, снижение нагрузки на летчика и повышение надежности систем. Центральное место в планах совершенствования АА СВ США по программе LH (Light Helicopter), отводится созданию легкого разведывательно-ударного вертолета типа RAH-66 "Команч", который предназначен для ведения разведки и нанесения ударов по группировкам бронетанковой техники, а также борьбы с воздушными целями (главным образом с вертолетами) в сложных метеоусловиях и в любое время суток. Как считают американские специалисты, вооружение вертолета должно состоять из 20 мм пушки, 14 ПТУР "Хеллфайр" или 18 УР "Стингер", размещаемых во внутренних отсеках и на наружной подвеске. Начало летных испытаний первого из 6 опытных образцов намечалось в конце 1994 г. К серийному производству новых машин планируется приступить в 1998 г. Всего предусматривается закупить 1292 вертолета с максимальным темпом выпуска 120 машин в год. В ФРГ и Франции разрабатывается новый вертолет "Тигр" в 3 вариантах: противотанковые PAH-2 и HAC-3G (для СВ ФРГ и Франции соответственно), разведывательно-ударный HAP. Программа испытаний 5 опытных образцов в основном завершилась в 1995 г. Поступление на вооружение первого серийного вертолета планируется в 1997 г. Всего намечено построить 250-260 машин. К полномасштабной разработке нового многоцелевого вертолета NH-90 приступили ФРГ, Франция, Италия и Нидерланды. В соответствии с подписанным соглашением будут созданы 2 варианта вертолета: противолодочный NFH (NATO Fregate Helicopter) и военно-транспортный ТТН (Tactical Transport Helicopter). Летные испытания опытного образца начались в конце 1995 г., а серийное производство планируется начать - в 1999 г. Великобритания и Италия продолжают совместную разработку многоцелевого вертолета ЕН-101 в противолодочном (наименование в ВМС Великобритании - "Мерлин") и транспортно-десантном вариантах. Новый вертолет должен заменить устаревшие вертолеты "Си Кинг", "Коммандо" (Великобритания) и SH-3D (Италия). Поступление на вооружение этих вертолетов началось в 1994-1995 гг. Объем серийного производства, с учетом использования в гражданском секторе и поставок на экспорт, составит более 800 машин. В целях сохранения на вооружении до начала будущего десятилетия вертолетов AH-64 "Апач" принято решение переоборудовать все вертолеты этого типа. Начиная с 1997 г. на AH-64 устанавливается более мощный и экономичный двигатель Т-700, новая цифровая система передачи данных и управления оружием, а также УР "Стингер" для борьбы с воздушными целями. Предполагается, что свыше 220 машин будут оснащены модифицированными ПТУР "Хеллфайр" и всепогодной прицельной радиолокационной системой "Лонгбоу" миллиметрового диапазона, обеспечивающими реализацию концепции "выстрелил-забыл". В США фирмой "Боинг" были проведены исследования в рамках концепции создания ЛА военного назначения, обладающих характеристиками вертолетов: высокой дозвуковой скоростью, обеспечивающих возможность вертикального взлета и посадки, зависания, а также крейсерского полета со скоростью 830-850 км/ч. После определения базовых схем и компонентов для дальнейшего изучения были выбраны проекты винтокрыла в качестве штурмовика и ЛА с поворотным крылом в качестве военно-транспортного средства. Считается, что одной из основных задач нового высокоскоростного штурмовика будет нанесение ударов по наземным целям на рубежах, удаленных от аэродрома базирования на расстояние до 400 км. При этом значительная часть полета (около 300 км) должна проходить на высоте порядка 1200 м с наиболее экономичной крейсерской скоростью. Профиль полета может иметь скоростной участок протяженностью порядка 100 км, который должен преодолеваться со скоростью свыше 750 км/ч. Боевое маневрирование в районе цели может включать: снижение с четырьмя разворотами в течение 15 мин, такой же по продолжительности полет у земли со скоростью 75 км/ч и пятиминутную атаку. Таким образом, АА является важным компонентом сухопутных войск США и НАТО. Ей отводится всевозрастающая роль в повышении огневой мощи, обеспечении тактической маневренности войск и выполнении специальных задач. Главным направлением работ в области развития АА является модернизация существующих вертолетов и создание новых. Большое внимание в США уделяют разработке и созданию вертолетов по программе LH (легкий вертолет). В перспективе легкие вертолеты составят основу вертолетного парка АА США и НАТО в целом. На вооружение АА поступят новые ПТУР и УР, способные поражать наземные и воздушные цели, а также новые системы разведки и управления оружием, которые позволят вести боевые действия в СМУ и ночью. Оснащение войск бортовыми средствами РЭБ свидетельствует о возрастающей роли АА при ведении РЭБ на сухопутном и морском ТВД. Беспилотные летательные аппараты (БЛА), состоящие на вооружении армий наиболее развитых государств, являются одним из важных типов авиационной техники, обеспечивающей повышение боевых возможностей вооруженных сил. БЛА в боевой обстановке могут более эффективно и оперативно, чем пилотируемые ЛА, решать боевые задачи различного характера без риска для личного состава. По предназначению БЛА подразделяются на: разведывательные, радиоэлектронного подавления (РЭП), ударные, многоцелевые, учебно-тренировочные. По принятой в США классификации разведывательные БЛА многоразового применения подразделяются на 4 класса: 1. Ближнего действия. Применяются в интересах рот и батальонов (дальность действия до 80 км, продолжительность полета до 6 ч), для обеспечения ближней разведки целей, наблюдения, целеуказания, корректировки огня, оценки результатов боевых действий, а также постановки помех РЛС и средствам связи. К перспективным БЛА этого класса относятся "Спрайт" (Великобритания), "ЕХ-дроун", "Поинтер" (США), СL-227 (Канада). 1.4 2. БЛА малой дальности. Применяются в интересах бригад, корпусов, дивизий (дальность действия до 300 км, продолжительность полета до 12 ч). Такие БЛА будут выполнять задачи наблюдения и разведки, целеуказания с определением координат целей и их характеристик. К перспективным разведывательным БЛА этого класса относятся "Скай Ай" (США), "Импакт" (США, Израиль). 3. БЛА средней дальности. Применяются в интересах ТА для ведения разведки на дальность до 700 км с продолжительностью полета не менее 2-х ч. Полезная нагрузка БЛА обеспечивает получение высококачественного изображения хорошо защищенных военных объектов противника до и после воздействия СВН. 4. БЛА большой дальности. Предназначены для использования органами управления ОВС на ТВД. С продолжительностью полета свыше 24 ч, они смогут решать задачи видовой, радио-, радиотехнической разведки, целеуказания и ретрансляции данных по линиям связи. Кроме того, предполагается применение их для решения задач дальнего радиолокационного обнаружения. Эти БЛА могут оснащаться антеннами для приема СВЧ-энергии наземного передатчика и преобразования напряжения питания бортовых РЭС. По мнению зарубежных специалистов, такие БЛА, оснащенные РЛС с ФАР, могут с высоты около 20 000 м обеспечить эффективное обнаружение и сопровождение воздушных целей, включая маловысотные и малоразмерные КР, а также передачу данных о воздушной обстановке на пункты управления ПВО в масштабе времени, близком к реальному. К этому классу относятся перспективные БЛА "Кондор", "Амбер-4"(США). В вооруженных силах Великобритании планируется иметь разведывательные БЛА двух типов: дивизионного звена управления типа "Феникс", предназначенного для видовой разведки, целеуказания РСЗО и ствольной артиллерии; полкового и батальонного звена управления типа "Рейвен-2000", "Спрайт" (вертолетного типа). До 2015 г. на вооружении Германии и Франции останутся поступающие с 1990 г. БЛА типа СL-289 корпусного звена, предназначенные для наблюдения за полем боя и целеуказания артиллерийским системам, а также БЛА типа "Джимос" (вертолетного типа), используемые в интересах ВМС. Планируется дальнейшее совершенствование БЛА итальянского производства типа "Мирах". БЛА "Мирах-26" и "Мирах-150" созданы на базе БЛА "Мирах-20" и "Мирах-100" соответственно и предназначены для использования в системе целеуказания и наблюдения за полем боя в корпусном звене управления. Военные специалисты зарубежных стран видят перспективы дальнейшего развития БЛА, в первую очередь, в построении их по модульным схемам, когда в зависимости от поставленной задачи требуется тот или иной комплект специального оборудования. Это могут быть ТВ-камера, ИК-станция, аппаратура РТР и постановки помех, управляемое оружие, аэрофотоаппараты (АФА) и др. Перспективные БЛА будут способны выполнять широкий круг разнообразных боевых задач без вмешательства оператора. Они смогут вести разведку в зонах сильной ПВО, обнаруживать, идентифицировать объекты различных классов, устанавливать их приоритетность и затем принимать решение по последовательности и порядку поражения целей, выбирая наиболее подходящие, из имеющихся на борту средства поражения, применять его, оставаясь при этом мало уязвимыми. Таким образом, БЛА планируется "доверить" практически весь набор функций пилотируемого ЛА. Для этого он должен быть обеспечен базой знаний о противнике, местности, своих войсках, т. е. в составе его бортового оборудования, помимо набора датчиков информации различных типов (электронно-оптических, тепловых, радиолокационных), предусматриваются элементы искусственного интеллекта. Необходимыми условиями высокой живучести таких БЛА будут являться высокая маневренность, использование технологии "Стелс", наличие на борту средств РЭБ, а оснащение БЛА УР класса "воздух-воздух" или ПЗРК типа "Стингер" делает их способными вести борьбу с боевыми вертолетами и БЛА противника. ТТХ и вооружение основных СВН приведены в табл. 2.1-2.7.
содержание .. 1 2 3 ..
|
|
|