ХАРАКТЕРИСТИКА И ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СВН ПРОТИВНИКА

  Главная      Учебники - Военное дело     Тактика войск ПВО

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

ГЛАВА 2

ХАРАКТЕРИСТИКА И ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СВН ПРОТИВНИКА

 

2.1. Характеристика СВН основных зарубежных государств и их классификация

В настоящее время на вооружении ведущих стран мира имеются пилотируемые и беспилотные СВН различного назначения. Их многооб­разие определяется, в основном, выполняемыми задачами, особеннос­тями боевого применения и ТТХ.

В армиях наиболее развитых государств к настоящему времени существует  четыре  класса  летательных  аппаратов: космические, аэростатические, баллистические и аэродинамические. С точки зре­ния системного подхода СВКН следует рассматривать как сложную систему (рис. 2.1), называемую воздушный противник.

Воздушный противник, представляющий собой совокупность средств воздушного нападения, средств и органов управления, средств обеспечения и базирования является сложной системой. Воз­душный противник как сложная система может обладать огромным мно­жеством состояний и, следовательно, осуществлять разнообразные, случайные, с нашей точки зрения, действия.

При организации планирования ПВО в бою проводится комплекс­ная оценка обстановки, в которой, в свою очередь, важное место занимает оценка воздушного противника.

Различают три класса СВН: баллистические, аэростатические (воздухоплавательные), аэродинамические.

К баллистическим летательным аппаратам (ЛА) относятся раке­ты, полет которых проходит по инерции в результате сообщенной им на начальном (активном) участке траектории заданной скорости по­лета.

0.95

 

Воздушный противник

 

-

|

|

--------------

СВКН | |

---------------

| Система |

| управления |

---------------

Система | базирования |

---------------

|   Система   |

| обеспечения |

 

--------------

|Летательные |

-  аппараты |

--------------

|------------

|| космичес-|

--   кие    |

|------------

|------------

|| аэроста- |

-- тические |

|------------

|------------

|| баллисти-|

--  ческие  |

|------------

|------------

|| аэродина-|

-- мические |

------------

--------------

-   Оружие   |

|-------------

|| Штабы |

-- СВ,ВВС,ВМС|

|-------------

|-------------

|| КП (ВКП) |

-- ПУ, ЦУ |

|-------------

|-------------

|| летный |

-- состав |

-------------

|--------------

||   СП, ПУ   |

--   ракет    |

|--------------

|--------------

|| аэродромы  |

--            |

|--------------

|--------------

|| посадочные |

--  площадки  |

|--------------

|--------------

|| авианосцы  |

--            |

--------------

|-------------

||  система  |

--   связи   |

|-------------

|-------------

||  средства |

--    РЭБ    |

|-------------

|-------------

||  система  |

--навигации и|

|| наведения |

|-------------

|-------------

--  система  |

||  разведки |

|-------------

|-------------

-- материал.-|

|техническое|

|обеспечение|

-------------

 

 

 

 

 

 

 

1.4

Рис. 2.1. Воздушный противник как сложная система

К аэростатическим (воздухоплавательным) ЛА относятся аэрос­таты и дирижабли, полет которых осуществляется в плотных слоях атмосферы за счет подъемной силы, создаваемой давлением вытесняе­мого ими воздуха. К ним относятся аэростаты и дирижабли, которые могут использоваться для разведки, дезинформации системы ПВО, создания заграждений, переброски грузов и войск, а также для ре­шения других задач.

К аэродинамическим летательным аппаратам относятся ЛА, у ко­торых подъемная сила создается при движении несущих поверхностей (крыло, винт). Это наиболее массовый класс. В зависимости от на­личия экипажа различают пилотируемые и беспилотные аэродинамичес­кие ЛА. Наличие человека на борту является главным преимуществом пилотируемых ЛА, что дает возможность применять различные виды оружия, выполнять в одном полете несколько задач, успешно дейс­твовать в обстановке неопределенности.

1.5

Достоинством большинства БЛА являются высокая маневренность, малая эффективная площадь рассеивания (ЭПР), относительная прос­тота и дешевизна изготовления (по сравнению с самолетами СА и ТА), способность эффективно действовать в СМУ и ночью, что пре­допределило тенденцию  применения  БЛА  в  зонах  с  сильной ПВО (рис. 2.2).

1.0

 

Аэродинамические беспилотные ЛА

 

 

-----------------

|крылатые ракеты|

-----------------

-----------------

------------------

|    самолеты    |

------------------

------------------

 

стратегические| | тактические |

--------------- ---------------

|    боевые    | | обеспечения |

---------------- ---------------

 

|      Аэродинамические

-----------------------

---------------

пилотируемые ЛА      |

----------------------

--------------

 

-- самолеты |

|-------------------------

|-------------------------

-- бомбардировщики |

|-------------------------

|-------------------------

-- штурмовики |

|-------------------------

|-------------------------

-- истребители |

|-------------------------

|-------------------------

-- разведчики |

|-------------------------

|-------------------------

-- военно-транспортные |

|-------------------------

|-------------------------

-- противолодочные |

|-------------------------

-        вертолеты        |

---------------------------

---------------------------

-         боевые          |

---------------------------

---------------------------

-       многоцелевые      |

---------------------------

---------------------------

-     разведывательные    |

---------------------------

---------------------------

-       транспортные      |

---------------------------

---------------------------

-     противолодочные     |

---------------------------

---------------------------

-       специальные       |

---------------------------

 

--     специальные       |

 

 

 

 

 

 

1.45

Рис. 2.2. Классификация БЛА

2.1.1. Боевые возможности средств воздушного нападения противника

Под боевыми возможностями СВН понимается их способность вы­полнять боевые задачи по нанесению ударов по наземным целям в конкретных условиях обстановки. В понятие "боевые возможности СВН" может быть включено большое количество показателей, которые характеризуют то или иное свойство СВН. Структура боевых свойств СВН показана на рис. 2.3. Рассмотрим основные из них.

Скорость полета СВН является одной из основных летно-техни­ческих характеристик (ЛТХ), определяющих возможности СВН. Именно скорость полета способствует достижению тактической внезапности, сокращению времени пребывания СВН в зонах огня группировки ЗРВ, снижению уязвимости от воздействия средств ПВО, существенно повы­шает возможности СВН при ведении воздушных боев.

Применительно к пилотируемым СВН различают максимальную, крейсерскую и минимальную скорость. Под максимальной скоростью понимается скорость прямолинейного и горизонтального полета само­лета с боевой нагрузкой при работе двигателя в форсажном режиме.

Крейсерская скорость - это скорость горизонтального полета, при которой величина отношения потребной тяги к скорости полета минимальна. Эта скорость составляет 60-70% от максимальной (в за­висимости от типа СВН) и применяется обычно на средних и больших высотах полета к объектам ударов.

Минимальная скорость полета - это такая скорость полета СВН, при которой он способен совершать полет, не теряя высоты, и кото­рая составляет около 400-600 км/ч (на высоте 1-2 км), а на сред­них и больших высотах ее значение возрастает соответственно.

Диапазон высот боевого применения СВН характеризуется мини­мальной и максимальной высотой полета, в пределах которой они мо­гут осуществлять полет и выполнять боевые задачи. Минимальная вы­сота полета СВН определяется, в первую очередь, безопасностью по­лета над рельефом местности. Значение этой высоты зависит от ха­рактера рельефа, типа СВН и возможностей его пилотажно-навигаци­онного оборудования, уровня подготовки летного состава.

Максимальной высотой боевого применения СВН является практи­ческий потолок, который определяется как наибольшая высота, при которой выполняется установившийся горизонтальный полет с нагруз­кой и при этом сохраняется управляемость полета.

Дальность полета определяет область досягаемости СВН до объ­ектов противника и зависит от запаса топлива и его расходования на единицу пути. Дальность полета определяется расстоянием, кото­рое ЛА может пролететь по прямой на определенной высоте без бом­бовой нагрузки и пополнения запасов топлива. Эту дальность назы­вают перегоночной. В боевых условиях пользуются понятием такти­ческий радиус действия. Это наибольшее расстояние, на которое мо­жет удалиться ЛА от аэродрома базирования при штатном вооружении и нормальной бомбовой нагрузке с одной заправкой топлива для вы­полнения задачи и посадки на тот же аэродром. При этом топливо расходуется на выруливание и взлет, сбор и построение ЛА в боевой порядок (если это не одиночный полет), полет по маршруту, манев­рирование в районе цели, возвращение на аэродром и посадку при наличии обязательного резерва топлива (около 10%). Тактический радиус действия составляет: для одиночных бомбардировщиков около 40% от дальности полета; для групп бомбардировщиков - до 35%; для одиночного тактического истребителя - 30-35%, а для групп истре­бителей - 25-30%.

Боевые свойства СВН во многом зависят от характеристик бое­вой живучести, которые определяют способность летательного аппа­рата преодолевать зоны ПВО. Характеристики боевой живучести опре­деляются маскирующими свойствами ЛА и допустимым числом поражаю-

щих попаданий (эффективной поражаемой площадью).

Маскирующие свойства ЛА зависят от степени проявления разве­дывательных признаков. В полете каждый ЛА излучает и отражает энергию различных диапазонов частотного спектра, а также вносит возмущения в окружающую среду (акустические, оптические, тепловые и др.), что может быть использовано для его обнаружения различны­ми средствами.

Эксплуатационные характеристики ЛА определяются их надеж­ностью, а также удобством обслуживания и ремонта. От этого зави­сит количество вылетов, которое ЛА может совершить в сутки, т.е. боевое напряжение. В мирное время технически исправными, как пра­вило, содержатся не менее 70-80% самолетов и вертолетов. Техни­ческая исправность комплексов баллистических и крылатых ракет поддерживается постоянно на уровне - 90-95%. В угрожаемый период при переходе авиационных частей в повышенную боевую готовность количество технически исправных ЛА доводится до 90%.

 

Важной эксплуатационной характеристикой является время под­готовки самолета (вертолета) к повторному вылету, которое зависит от устанавливаемого варианта вооружения. Время подготовки к выле­ту и продолжительность выполнения боевой задачи определяют боевое напряжение на самолет (вертолет) в сутки. В ходе боевых действий возможности подразделений обслуживания снижаются и боевое напря­жение авиации уменьшается.

По прогнозам военных специалистов, в период до 2010 г. наи­большее значение будут иметь пилотируемые СВН (стратегическая, тактическая и армейская авиация). Тактическая авиация является одним из основных компонентов сил общего назначения и главной ударной силой в современных военных действиях.

Основными направлениями развития ТА являются: повышение боевой готовности авиационных формирований; совершенствование ЛТХ летательных аппаратов; модернизация авиационных систем оружия, управления полетом; совершенствование средств РЭБ;

повышение эффективности существующих и создание новых систем боевого обеспечения, автоматизированного управления боевыми дейс­твиями;

В зависимости от основного предназначения самолетов и выпол­няемых ими задач тенденциями совершенствования их на период до 2020 г. можно считать:

для самолетов истребительной авиации - повышение маневрен­ности и максимальной скорости полета до сверхзвуковой на безфор­сажном режиме полета, снижение радиолокационной заметности путем уменьшения ЭПР (использование современных и перспективных конс­трукционных материалов), одновременное наведение нескольких УР на несколько целей, обеспечение всепогодности и круглосуточности бо­евого применения самолетов путем совершенствования бортового ра­диоэлектронного оборудования и вооружения, совершенствование сис­темы противодействия электронным средствам постановки помех про­тивника, бортовых средств индивидуальной защиты, повышение живу­чести, благодаря короткому взлету и посадке на необорудованных и грунтовых аэродромах, в том числе и участках дорог c ВПП длиной 350-600 м;

для самолетов истребительно-бомбардировочной авиации - уве­личение боевого радиуса действия и боевой нагрузки, способность самолетов к автоматическому полету в режиме следования рельефу

1.5

местности, повышение точности самолетовождения и применения ору­жия, повышение вероятности преодоления системы ПВО и поражения целей с первого захода, всепогодность и улучшение взлетно-поса­дочных характеристик, повышение живучести;

для самолетов штурмовой авиации - высокая живучесть и манев­ренность непосредственно в зонах вероятного поражения наземных средств ПВО общевойсковых частей и подразделений, всепогодность и круглосуточность боевого применения, большая боевая нагрузка и высокая огневая мощь, надежность и ремонтопригодность.

Программы создания перспективных ТИ предусматривают разра­ботку качественно новых боевых самолетов, способных решать все задачи, возлагаемые на ТА, в любое время суток и в сложных метео­рологических условиях на большую глубину при активном противо­действии средств ПВО противника.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. В период до 2010 г. значение и роль ТА в локальных войнах и вооруженных конфликтах различной интенсивности несомненно будут все более возрастать в связи с ее способностью быстро осущест­влять перенацеливание своих усилий с одного оперативного направ­ления на другое, использовать широкий арсенал средств поражения, успешно действовать в любой складывающейся обстановке. Опыт ло­кальных войн и вооруженных конфликтов, особенно войны в зоне Пер­сидского залива показал, что целенаправленное применение ТА, осо­бенно с использованием новых высокоточных систем оружия, может оказать решающее влияние на ход и исход операций.

Основным направлением развития ТА может стать не увеличение количественного состава самолетного парка, а улучшение его ка­чественных характеристик и боевых возможностей за счет модерниза­ции существующих и создания новых типов боевых самолетов, авиаци­онного оружия и средств РЭБ.

2. В ближайшие годы ожидается увеличение времени активного использования самолетов ТА (до 14 ч в сутки) за счет усовершенс­твования уже существующих, а также разработки перспективных опти­ко-электронных систем, обеспечивающих самолетовождение ночью и в сложных метеорологических условиях.

3. Эффективность нанесения ударов ТА значительно возрастет в связи с увеличением точности и дальности стрельбы ВТО, появлением комплексных систем боевого обеспечения ("Джистарс", "Джитидс"), позволяющих в реальном масштабе времени обнаруживать, опознавать малоразмерные движущиеся цели и наводить на них ВТО.

В настоящее время дальнейшее развитие стратегических насту­пательных сил (СНС) США и планирование их боевого применения в войне ведется в соответствии с концепцией "глобальный размах - глобальная мощь".

Основная задача стратегической авиации (СА) будет состоять в нанесении ударов по тем объектам, важность которых за подлетное время СА существенно не изменится. Стратегическая авиация своими основными силами будет решать задачу уничтожения экономического потенциала противника, а частью сил может принимать участие в уничтожении стратегических сил ответного удара, нарушении управ­ления государством и Вооруженными Силами (ВС).

Вопросы научного поиска и конкретных исследований в развитии стратегической авиации, в том числе в области совершенствования аэродинамики самолетов были и остаются важнейшими при их проекти­ровании и создании, а также при разработке перспективных образ­цов. От успешного решения этих вопросов зависят повышение манев­ренных свойств, обеспечение необходимых взлетно-посадочных харак­теристик, увеличение дальности и продолжительности полета самоле­тов.

В области разработки перспективных технологий проектом "Фор­каст-2" предусмотрено создание новых источников энергии для авиа­ционных летательных аппаратов, в частности, и для стратегической авиации. Изучается концепция применения в топливе антипротонов (антивеществ) для полетов на большие расстояния. В настоящее вре­мя антипротоны (отрицательно заряженные ядра водорода) получают в нескольких исследовательских центрах мира. В случае достижения положительных результатов в разработке способов и средств хране­ния антивещества (в магнитных баллонах) оно может соединяться в специальных силовых установках с положительно заряженными ядрами водорода - протонами, в результате чего возникает реакция анниги­ляции с выделением огромного количества энергии.

Появление эффективных средств обнаружения и перехвата воз­душных целей повлекло за собой поиск путей снижения уязвимости летательных аппаратов при прорыве системы ПВО противника. В связи

1.4

с этим в программах разработки перспективных ЛА значительное вни­мание уделяется технологии "Стелс" (stealth - скрытность, хит­рость), направленной на снижение демаскирующих признаков ЛА - ра­диолокационных, инфракрасных, акустических и визуальных. Програм­ма "Стелс" весьма обширна и предусматривает использование многих технических достижений при разработке боевой техники различного назначения.

Основными рекомендациями технологии "Стелс" для стратегичес­ких бомбардировщиков (СБ), с целью снижения их демаскирующих признаков, являются:

применение радиопоглощающих материалов и покрытий, а также маскирующих окрасок, снижающих отражающие свойства летательного аппарата;

применение металлизированных обтекателей, радиопрозрачных для бортовых РЛС, но экранирующих их антенны от средств обнаруже­ния противника;

придание очертаниям (компоновке) специальных плавных форм, уменьшающих отражение радиолокационных и других излучений (в частности, исключение прямоугольных сочленений поверхностей, соз­дающих эффект уголковых отражателей, особенно нежелательных в пе­редней и нижней полусфере ЛА);

совершенствование авиадвигателей и компоновки их на бомбар­дировщике с целью снижения акустического шума, инфракрасной сиг­натуры и дымного следа.

Одна из трех самостоятельных субпрограмм, реализованная в программе "Стелс", предусматривает разработку и создание СБ В-2 по перспективной технологии.

При создании новых типов стратегических бомбардировщиков (В-1В, В-2), первостепенное внимание уделялось разработке борто­вого радиоэлектронного оборудования (РЭО), а также автоматизиро­ванных систем управления, стоимость которых составила 35-40% от общей стоимости самолета. Это оборудование призвано обеспечить решение основной задачи - прорыв системы ПВО противника и достав­ка к цели ядерного и обычного оружия, а также и некоторых других, включая ведение разведки, обеспечение связи, поиск и обнаружение подводных лодок, постановка мин.

В основу создания РЭО самолета положены современные принципы построения электронных систем, к которым относятся: широкое ис­пользование цифровых ЭВМ; модульность структуры, обеспечивающая

1.5

заменяемость блоков и возможность наращивания  систем  управления

полетом; резервирование наиболее важных подсистем; комплексирова­ние аппаратуры,  выполняющей сходные функции.

Для уменьшения сроков разработки и технического риска было использовано оборудование, уже прошедшее проверку на модернизиро­ванных самолетах В-52G и Н. Такой подход позволил снизить стои­мость обслуживания и упростить материально-техническое обеспече­ние.

Американские авиационные специалисты подразделяют задачи, решаемые с помощью бортового РЭО бомбардировщиков, на наступа­тельные и оборонительные. К первым относятся: навигация на марш­руте, выход в район цели на малых и предельно малых высотах, при­менение оружия, поддержание радиосвязи с наземными командными пунктами и другими самолетами в воздухе. Вторые - включают обна­ружение и предупреждение экипажа о работающих РЭС противника, представляющих опасность для бомбардировщиков, а также снижение эффективности функционирования этих средств, т. е. оборонительные задачи сводятся к задачам РЭБ.

Основу комплекса наступательного РЭО для самолетов В-1В сос­тавляет многофункциональная моноимпульсная радиолокационная стан­ция AN/APQ-164. Она позволяет осуществлять полет на высотах до 60 м. В режиме следования рельефу РЛС определяет профиль местно­сти вдоль маршрута на дальности до 18 км. Работа в таком режиме повышает скрытность РЛС. На индикаторе отображается профиль мест­ности впереди самолета и дальность до опасных участков при полете на данной высоте. Следование рельефу может осуществляться как в автоматическом, так и в ручном режимах. Следующим этапом совер­шенствования многофункциональной моноимпульсной РЛС ожидается создание станции на твердотельных приборах и применение фазиро­ванных антенных решеток (ФАР) на активных элементах.

Для снижения уязвимости бомбардировщиков В-52H они оборуду­ются новой станцией РЭП AN/ALQ-172(V)2, которая, в отличие от за­меняемой ALQ-117 автоматически обнаруживает и классифицирует ра­диоизлучающие цели, а также способна одновременно противодейство­вать нескольким целям.

На бомбардировщике В-1В предполагается улучшить работу обо­ронительного комплекса РЭО, в частности, модернизируется система

1.4

радиолокационного подавления (РЭП) AN/ALQ-161 путем установки но­вых антенн станций РЭБ для расширения диапазона постановки помех, доработки средств предупреждения об облучении РЛС противника и применения модернизированной доплеровской радиолокационной под­системы, обеспечивающей своевременное противодействие ракетам с ИК головками самонаведения.

Возможности СБ по прорыву системы ПВО противника повысятся с вводом в 2000 г. новой автоматизированной системы планирования полетных заданий, которая позволит осуществлять построение марш­рута полета, а также производить выбор оружия и способа атаки це­ли. Для обеспечения связи с силами общего назначения на борту СБ устанавливаются современные помехоустойчивые УKB-радиостанции ти­па AN/ARG-210.

По расчетам американских военных специалистов, в результате реализации указанных мероприятий к началу XXI в. возможности стратегической авиации по поражению малоразмерных высокозащищен­ных целей обычным оружием могут возрасти более чем в 3 раза.

Командование США и НАТО с середины 70-х гг. сделало ставку на развитие систем ВТО, способного обеспечить достаточно высокий уровень обнаружения и поражения наземных излучающих и бронирован­ных целей на большую глубину с использованием обычных средств по­ражения. Этому способствовала концепция военного руководства США и НАТО "воздушная наступательная операция (сражение)" и "борьба со вторыми эшелонами противника".

К высокоточному оружию относят вполне определенные типы уп­равляемого оружия, имеющие общее свойство - система наведения та­кого оружия следит за целью от момента пуска (выстрела) до попа­дания в цель и управляет полетом поражающего элемента, обеспечи­вая высокую точность доставки оружия к объектам удара.

Высокоточное оружие - система вооружения, в которой сохраня­ется информационный контакт системы наведения поражающего элемен­та с целью от момента ее обнаружения до поражения с вероятностью не ниже 0,5 (в перспективе, по оценкам американских экспертов, предел вероятности 0,8-0,9).

Комплексы и системы ВТО решают следующие задачи:

уничтожение массированными огневыми ударами находящейся в воздухе и на аэродромах тактической авиации противника, наземных подвижных и неподвижных бронированных целей, ПУ ОТР, позиций ЗУР и артиллерии, РЭС ПВО и систем управления противника;

1.5

борьба со вторыми эшелонами армий и фронта с целью срыва на­ращивания усилий в наступательной операции противника;

уничтожение дивизионных и армейских резервов танковых и ме­ханизированных войск в тактической и оперативной глубине;

подавление и ослепление РЭС противника силами и средствами радиоэлектронной борьбы;

срыв управления силами и средствами в операции;

непрерывная в любое время суток и в любых погодных условиях разведка воздушных и наземных объектов, РЭС противника и немед­ленное воздействие по ним средствами поражения.

Содержание разработок ВТО позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время и в перспективе основное внимание уделяется не отдельным автономным системам ВТО в интересах отдельного рода войск, а создание новой, широкоразветвленной системы оружия, ох­ватывающей все рода войск, виды вооруженных сил. Внедрение ука­занных разработок существенно повышает боевую эффективность сис­тем ВТО. Это предопределяет серьезные изменения в формах, содер­жании и способах оперативного и боевого применения родов войск на ТВД, что подтверждается опытом войны в Персидском заливе.

Анализ уже реализованных программ показывает, что в основу разработок современных систем ВТО положено создание унифицирован­ной системы навигации, радиотехнической разведки высокой точности (АВАКС ), объединенной тактической системы связи и распределения данных "Джитидс", радиолокационной системы разведки наземных це­лей "Джистарс" и унифицированных (для ВВС и СВ) оперативно-такти­ческих ракет по программе "Джитакмс", космической навигационной системы НАВСТАР.

Основными направлениями в повышении эффективности существую­щих и создании новых систем боевого обеспечения являются дальней­шее совершенствование космической навигационной системы НАВСТАР , системы дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управле­ния АВАКС, оснащение элементов ВТО оборудованием объединенной тактической системы "Джитидс", проведение научно-исследователь­ских работ по ряду родственных и взаимно дополняющих программ ("Джистарс", "Джитакмс", ATARS, TRS и др.), имеющих целью повыше­ние возможностей воздушной разведки и использование ее результа­тов в масштабе времени, близком к реальному.

Внедрение программ позволило военно-промышленному руководс­тву США в 1988 г. отказаться от систем ВТО ПЛСС и "Ассолт Брей­кер" и перейти к перевооружению на новую систему ВТО "Джисак", которая рассчитана на одновременное использование в интересах су­хопутных войск и ВВС. РУК обеспечивает обнаружение, классификацию и слежение за бронетанковой техникой на всю глубину оперативного построения войск противника в полосе одного-двух армейских корпу­сов независимо от погодных условий и времени суток. При этом оп­ределяются координаты движущихся и неподвижных объектов с точ­ностью, достаточной для их эффективного огневого поражения обыч­ным оружием.

В состав РУК "Джисак" входят: радиолокационные системы "Джистарс"; наземные мобильные пункты приема радиолокационных данных в реальном масштабе времени - AN/TSQ-132; подсистема пере­дачи данных "Джитидс"; средства поражения.

Разведывательным элементом РУК является радиолокационная система "Джистарс", установленная на самолете Е-8А, являющаяся воздушным пунктом управления и наведения оружия. Ударным элемен­том является дивизион БР АТАКМС с дальностью стрельбы до 150 км.

В качестве ударного элемента применяются также самолеты так­тической авиации типа F-15Е, вооруженные УР "Джитакмс".

Предполагается оснащение этих УР кассетной БЧ и системами наведения с самолета Е-8А. Дальность полета УР может достигать 200 км.

Основу системы "Джистарс" составляет самолет разведки и на­ведения Е-8А (модифицированный самолет "Боинг-707") с РЛС OY-96/AРY-3 "Джистарс" (максимальная дальность действия 250- 300 км).

РЛС работает в сантиметровом диапазоне волн, имеет плоскую ФАР, позволяющую с высокой вероятностью обнаруживать большое ко­личество целей на площади 50 000-90 000 км2, движущихся с любой скоростью, определять их местоположение, а также получать в пре­делах этой площади кадры видового изображения участков местности и объектов. РЛС может работать в нескольких совместимых по време­ни режимах: поиска движущихся целей в широком секторе (120 град); поиска целей в ограниченном секторе; детальной разведки движущих­ся целей в заданных квадратах (десятки и сотни квадратных кило-

1.43

метров); покадровой видовой разведки со средней и высокой разре­шающей способностью; сопровождения групповых целей во всей зоне обзора. Для выявления динамики развития обстановки во всех режи­мах, обеспечивается воспроизведение предшествовавших данных, в том числе при видовой съемке объектов для оценки результатов на­несенных по ним ударов.

Видовая съемка дает изображения, близкие по разрешающей спо­собности к фотографическим. Она осуществляется путем накопления радиолокационных сигналов за период пролета самолетом определен­ного расстояния, во время которого луч диаграммы направленности фокусируется на районе наблюдаемой цели.

По опыту боевых действий в Персидском заливе, патрулирование осуществлялось двумя и более самолетами Е-8А на удалении 100 км от линии боевого соприкосновения по постоянному маршруту, протя­женностью 200 км, на высоте 12 км.

Полеты Е-8А осуществлялись под прикрытием истребительной авиации и поддерживались самолетами Е-3 для своевременного выяв­ления угрозы воздушной атаки противника. Непрерывное время патру­лирования Е-8А составляло от 8 до 11 ч без дозаправки топливом и 20 ч с дозаправкой в воздухе. Вариант боевого применения сопряга­емых РУК "Джисак" ВВС и СВ (по опыту войны в Персидском заливе) показан на рис. 2.4.

С одним самолетом Е-8А может быть сопряжено до 15 мобильных пунктов AN/TSQ-132, имеющих возможность запрашивать данные раз­ведки определенных районов и объектов, интересующих командование соединений сухопутных войск, и осуществлять сопровождение движу­щихся групповых целей. Для выработки данных стрельбы полевой ар­тиллерии эти пункты предусматривается придавать органам управле­ния армейских корпусов и дивизий. Число пунктов, работающих на пассивный прием радиолокационной информации не ограничивается.

Радиолокационная система "Джистарс" способна на дальностях от 50 до 250 км просматривать зоны размером 40&40 км, сопровож­дать до 6 одиночных или групповых целей на участках 2,3&2,3 км и одновременно наводить две ракеты на 1-2 цели.

Предполагается иметь в армейском корпусе дивизион АТАКМС из 18 ПУ (по 2 ракеты на каждой). Так как цикл наведения 2-х ракет составляет 5-6 мин, производительность РУК будет равна 20-24 на­ведений в час. Одной ракетой с КБЧ может быть уничтожено 4-5 тан­ков, поэтому РУК способен уничтожить до 100 бронеобъектов в час.

Первоначально Пентагон планировал иметь в составе тактичес­кой авиации 10 самолетов Е-8А. Выбор такого количества делался из расчета перекрытия Европейского театра войны двумя маршрутами патрулирования самолетов Е-8А, каждый с зоной разведки 400&300 км.

Позже было решено увеличить количество самолетов до 22 единиц (с принятием на вооружение первого в 1994 г.) и закупки для сухопут­ных войск 112 мобильных приемных пунктов AN/TSQ-132, что должно удовлетворить потребности американских ВС для ведения войны в Ев­ропе и любом другом регионе мира.

РУК для борьбы с бронеобъектами наряду с США получили разви­тие и в других странах НАТО.

Во Франции ведутся работы по созданию РУК на базе вертолет­ной системы радиолокационного обнаружения "Орхидея" (ORHIDEE), получившей название "воздушная система наблюдения за полем боя". Она предназначена для обеспечения разведывательной информацией командиров корпусов и дивизий в реальном масштабе времени. Она включает: доплеровскую систему РЛО, установленную на вертолете "Супер Пума"; систему передачи данных "Агата" с аппаратурой защи­ты каналов связи от радиопротиводействия; наземные станции сбора, обработки и отображения информации "Мистигри". Вращающаяся антен­на установлена под фюзеляжем вертолета, который будет летать вдоль линии фронта на расстоянии 30-40 км от переднего края. Дальность обнаружения составит 180 км по групповой цели (колонне танков) и 120 км по одиночной цели (низколетящему вертолету).

Точность определения координат на максимальной дальности составляет 500 м. Дальность передачи данных с борта вертолета на наземные станции составляет 60 км, в перспективе до 100 км.

Система "Агата" представляет собой широкополосную помехоза­щищенную линию передачи данных, работающую в двухсантиметровом диапазоне с дальностью связи 60 км и более. Бортовая аппаратура системы "Агата" включает приемо-передатчик и всенаправленную ан­тенну. Наземная аппаратура обеспечивает автоматическое отслежива­ние бортового передатчика по азимуту, углу места и частоте в те­чение сеанса связи. Для повышения помехозащищенности и скрытности работы используют сигналы с расширенным спектром частот и малой мощностью.

В перспективе рассматривается возможность использования сис­темы "Агата" в английской системе радиолокационной разведки "Кас­тор" и в германской системе радиолокационной разведки "Аргус".

1.4

Мобильная наземная станция сбора, обработки и отображения информации "Мистигри" предназначена для сбора и обработки разве­дывательной информации, обеспечения управления и выдачи ЦУ на средства поражения.

В качестве средств поражения рассматриваются БР "Плутон" или "Адес" и реактивно-артиллерийские системы.

В Великобритании планируется создать РУК, который представ­ляет собой упрощенный вариант системы "Джистарс". РЛС, обеспечи­вая работу в режимах селекции движущихся целей, способна вести круглосуточную разведку целей в глубине территории противника из зоны, не досягаемой для средств ПВО, с выдачей информации в ре­альном масштабе времени. РЛС будет получать радиолокационное изображение поля боя, обнаруживать подвижные и стационарные мало­размерные объекты. Более того, предполагается управление режимами работы РЛС в зависимости от обстановки по командам с наземного центра обработки информации и управления.

Многофункциональные РЛС планируется устанавливать на самоле­те типа "Канберра" или "Исландер".

В состав мобильного наземного центра обработки и управления входит аппаратура сбора, обработки, отображения и выдачи информа­ции на 6 рабочих мест операторов. Аппаратура центра позволит варьировать способами ведения разведки, осуществлять выбор зон с учетом приоритетности целей и запросов командования. Предусматри­вается возможность поднятия профилей дорог, лесных массивов, зон затемнения на экране индикатора. Оператор сможет наносить движу­щиеся цели на радиолокационное изображение местности и совмещать его с топокартой для получения их координат с высокой точностью. Предусматривается выдача ЦУ в реальном масштабе времени на средс­тва поражения (ТА, РСЗО).

К настоящему времени парк вертолетов АА в известной степени устарел. Так, в армии США на вооружении находится 22 типа верто­летов и к 2000 г. средний срок службы их составит более 30 лет. Поэтому зарубежные военные и технические специалисты разрабатыва­ют концепции создания армейских вертолетов различных типов и наз­начений, которые придут на смену состоящих на вооружении вертоле­тов.

Прогресс в областях создания двигателей, несущих винтов, систем управления полетом, конструкций из композиционных материа­лов, радиоэлектронного оборудования позволит существенно умень­шить размеры, массу и стоимость создаваемых вертолетов.

1.5

Основные требования, предъявляемые при создании вертолетов нового поколения, следующие:

уменьшение полетной массы вертолета;

сокращение на 30-40% расходов на эксплуатацию вертолетов, включая уменьшение на 50% трудоемкости обслуживания, увеличение эксплуатационного срока службы;

сокращение экипажа до одного человека;

значительное повышение выживаемости вертолетов за счет уменьшения радиолокационной, инфракрасной, визуальной и акусти­ческой сигнатур;

обеспечение возможности эффективных действий в сложных мете­оусловиях и ночью;

увеличение количества одновременно обстреливаемых целей без захода в зоны поражения активных средств ПВО малой дальности;

увеличение дальности действия и скорости полета;

объединение функций систем бортового электронного оборудова­ния, комплексирование вооружения, снижение нагрузки на летчика и повышение надежности систем.

Центральное место в планах совершенствования АА СВ США по программе LH (Light Helicopter), отводится созданию легкого раз­ведывательно-ударного вертолета типа RAH-66 "Команч", который предназначен для ведения разведки и нанесения ударов по группи­ровкам бронетанковой техники, а также борьбы с воздушными целями (главным образом с вертолетами) в сложных метеоусловиях и в любое время суток. Как считают американские специалисты, вооружение вертолета должно состоять из 20 мм пушки, 14 ПТУР "Хеллфайр" или 18 УР "Стингер", размещаемых во внутренних отсеках и на наружной подвеске. Начало летных испытаний первого из 6 опытных образцов намечалось в конце 1994 г. К серийному производству новых машин планируется приступить в 1998 г. Всего предусматривается закупить 1292 вертолета с максимальным темпом выпуска 120 машин в год.

В ФРГ и Франции разрабатывается новый вертолет "Тигр" в 3 вариантах: противотанковые PAH-2 и HAC-3G (для СВ ФРГ и Франции соответственно), разведывательно-ударный HAP. Программа испытаний 5 опытных образцов в основном завершилась в 1995 г. Поступление на вооружение первого серийного вертолета планируется в 1997 г. Всего намечено построить 250-260 машин.

К полномасштабной разработке нового многоцелевого вертолета NH-90 приступили ФРГ, Франция, Италия и Нидерланды. В соответс­твии с подписанным соглашением будут созданы 2 варианта вертоле­та: противолодочный NFH (NATO Fregate Helicopter) и военно-транс­портный ТТН (Tactical Transport Helicopter). Летные испытания опытного образца начались в конце 1995 г., а серийное производс­тво планируется начать - в 1999 г.

Великобритания и Италия продолжают совместную разработку многоцелевого вертолета ЕН-101 в противолодочном (наименование в ВМС Великобритании - "Мерлин") и транспортно-десантном вариантах. Новый вертолет должен заменить устаревшие вертолеты "Си Кинг", "Коммандо" (Великобритания) и SH-3D (Италия). Поступление на воо­ружение этих вертолетов началось в 1994-1995 гг. Объем серийного производства, с учетом использования в гражданском секторе и пос­тавок на экспорт, составит более 800 машин.

В целях сохранения на вооружении до начала будущего десяти­летия вертолетов AH-64 "Апач" принято решение переоборудовать все вертолеты этого типа. Начиная с 1997 г. на AH-64 устанавливается более мощный и экономичный двигатель Т-700, новая цифровая систе­ма передачи данных и управления оружием, а также УР "Стингер" для борьбы с воздушными целями. Предполагается, что свыше 220 машин будут оснащены модифицированными ПТУР "Хеллфайр" и всепогодной прицельной радиолокационной системой "Лонгбоу" миллиметрового ди­апазона, обеспечивающими реализацию концепции "выстрелил-забыл".

В США фирмой "Боинг" были проведены исследования в рамках концепции создания ЛА военного назначения, обладающих характерис­тиками вертолетов: высокой дозвуковой скоростью, обеспечивающих возможность вертикального взлета и посадки, зависания, а также крейсерского полета со скоростью 830-850 км/ч. После определения базовых схем и компонентов для дальнейшего изучения были выбраны проекты винтокрыла в качестве штурмовика и ЛА с поворотным крылом в качестве военно-транспортного средства.

Считается, что одной из основных задач нового высокоскорост­ного штурмовика будет нанесение ударов по наземным целям на рубе­жах, удаленных от аэродрома базирования на расстояние до 400 км. При этом значительная часть полета (около 300 км) должна прохо­дить на высоте порядка 1200 м с наиболее экономичной крейсерской скоростью. Профиль полета может иметь скоростной участок протя­женностью порядка 100 км, который должен преодолеваться со ско­ростью свыше 750 км/ч. Боевое маневрирование в районе цели может включать: снижение с четырьмя разворотами в течение 15 мин, такой же по продолжительности полет у земли со скоростью 75 км/ч и пя­тиминутную атаку.

Таким образом, АА является важным компонентом сухопутных войск США и НАТО. Ей отводится всевозрастающая роль в повышении огневой мощи, обеспечении тактической маневренности войск и вы­полнении специальных задач. Главным направлением работ в области развития АА является модернизация существующих вертолетов и соз­дание новых. Большое внимание в США уделяют разработке и созданию вертолетов по программе LH (легкий вертолет). В перспективе лег­кие вертолеты составят основу вертолетного парка АА США и НАТО в целом. На вооружение АА поступят новые ПТУР и УР, способные пора­жать наземные и воздушные цели, а также новые системы разведки и управления оружием, которые позволят вести боевые действия в СМУ и ночью. Оснащение войск бортовыми средствами РЭБ свидетельствует о возрастающей роли АА при ведении РЭБ на сухопутном и морском ТВД.

Беспилотные летательные аппараты (БЛА), состоящие на воору­жении армий наиболее развитых государств, являются одним из важ­ных типов авиационной техники, обеспечивающей повышение боевых возможностей вооруженных сил. БЛА в боевой обстановке могут более эффективно и оперативно, чем пилотируемые ЛА, решать боевые зада­чи различного характера без риска для личного состава. По пред­назначению БЛА подразделяются на: разведывательные, радиоэлект­ронного подавления (РЭП), ударные, многоцелевые, учебно-трениро­вочные. По принятой в США классификации разведывательные БЛА мно­горазового применения подразделяются на 4 класса:

1. Ближнего действия. Применяются в интересах рот и баталь­онов (дальность действия до 80 км, продолжительность полета до 6 ч), для обеспечения ближней разведки целей, наблюдения, целеу­казания, корректировки огня, оценки результатов боевых действий, а также постановки помех РЛС и средствам связи. К перспективным БЛА этого класса относятся "Спрайт" (Великобритания), "ЕХ-дроун", "Поинтер" (США), СL-227 (Канада).

1.4

2. БЛА малой дальности. Применяются в интересах бригад, кор­пусов, дивизий (дальность действия до 300 км, продолжительность полета до 12 ч). Такие БЛА будут выполнять задачи наблюдения и разведки, целеуказания с определением координат целей и их харак­теристик. К перспективным разведывательным БЛА этого класса отно­сятся "Скай Ай" (США), "Импакт" (США, Израиль).

3. БЛА средней дальности. Применяются в интересах ТА для ве­дения разведки на дальность до 700 км с продолжительностью полета не менее 2-х ч. Полезная нагрузка БЛА обеспечивает получение вы­сококачественного изображения хорошо защищенных военных объектов противника до и после воздействия СВН.

4. БЛА большой дальности. Предназначены для использования органами управления ОВС на ТВД. С продолжительностью полета свыше 24 ч, они смогут решать задачи видовой, радио-, радиотехнической разведки, целеуказания и ретрансляции данных по линиям связи. Кроме того, предполагается применение их для решения задач даль­него радиолокационного обнаружения. Эти БЛА могут оснащаться ан­теннами для приема СВЧ-энергии наземного передатчика и преобразо­вания напряжения питания бортовых РЭС. По мнению зарубежных спе­циалистов, такие БЛА, оснащенные РЛС с ФАР, могут с высоты около 20 000 м обеспечить эффективное обнаружение и сопровождение воз­душных целей, включая маловысотные и малоразмерные КР, а также передачу данных о воздушной обстановке на пункты управления ПВО в масштабе времени, близком к реальному. К этому классу относятся перспективные БЛА "Кондор", "Амбер-4"(США).

В вооруженных силах Великобритании планируется иметь разве­дывательные БЛА двух типов: дивизионного звена управления типа "Феникс", предназначенного для видовой разведки, целеуказания РСЗО и ствольной артиллерии; полкового и батальонного звена уп­равления типа "Рейвен-2000", "Спрайт" (вертолетного типа). До 2015 г. на вооружении Германии и Франции останутся поступающие с 1990 г. БЛА типа СL-289 корпусного звена, предназначенные для наблюдения за полем боя и целеуказания артиллерийским системам, а также БЛА типа "Джимос" (вертолетного типа), используемые в инте­ресах ВМС.

Планируется дальнейшее совершенствование БЛА итальянского производства типа "Мирах". БЛА "Мирах-26" и "Мирах-150" созданы на базе БЛА "Мирах-20" и "Мирах-100" соответственно и предназна­чены для использования в системе целеуказания и наблюдения за по­лем боя в корпусном звене управления.

Военные специалисты зарубежных стран видят перспективы даль­нейшего развития БЛА, в первую очередь, в построении их по мо­дульным схемам, когда в зависимости от поставленной задачи требу­ется тот или иной комплект специального оборудования. Это могут быть ТВ-камера, ИК-станция, аппаратура РТР и постановки помех, управляемое оружие, аэрофотоаппараты (АФА) и др.

Перспективные БЛА будут способны выполнять широкий круг раз­нообразных боевых задач без вмешательства оператора. Они смогут вести разведку в зонах сильной ПВО, обнаруживать, идентифициро­вать объекты различных классов, устанавливать их приоритетность и затем принимать решение по последовательности и порядку поражения целей, выбирая наиболее подходящие, из имеющихся на борту средс­тва поражения, применять его, оставаясь при этом мало уязвимыми.

Таким образом, БЛА планируется "доверить" практически весь набор функций пилотируемого ЛА. Для этого он должен быть обеспе­чен базой знаний о противнике, местности, своих войсках, т. е. в составе его бортового оборудования, помимо набора датчиков инфор­мации различных типов (электронно-оптических, тепловых, радиоло­кационных), предусматриваются элементы искусственного интеллекта. Необходимыми условиями высокой живучести таких БЛА будут являться высокая маневренность, использование технологии "Стелс", наличие на борту средств РЭБ, а оснащение БЛА УР класса "воздух-воздух" или ПЗРК типа "Стингер" делает их способными вести борьбу с бое­выми вертолетами и БЛА противника. ТТХ и вооружение основных СВН приведены в табл. 2.1-2.7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..