ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВАГОНА Т-3
§ 12. Сцепной прибор вагона Т-3
Тяговые сцепные приборы предназначены для
соединения трамвайных вагонов в поезда, как правило, из двух и реже из
трех вагонов. В поездах, состоящих из моторных и прицепных вагонов,
тяговые сцепные приборы передают тяговое усилие от моторного вагона к
прицепным вагонам, смягчают толчки и удары при торможении, а также
служат для удержания вагонов на определенном расстоянии друг от друга.
На современных четырехосных вагонах, каждый из которых при соединении в
поезд из двух-трех вагонов по системе многих единиц работает в тяговом
режиме, передача тягового усилия сцепными приборами не осуществляется.
Они выполняют лишь роль сцепки, гасят продольные усилия, вызываемые при
нарушении синхронности в работе тяговых двигателей, а также являются
тяговыми приборами при буксировке неисправного вагона.
На современных трамвайных вагонах, в том числе и па всех вагонах «Татра»,
установлены сцепные приборы типа «Рукопожатие». На вагонах старых
выпусков установлены тяговые сцепные приборы буферного типа, а на
вагонах Т2-62 и В2-62 — авто-матические сцепные приборы производства
Германской Демократической Республики.
Сцепной прибор (рис. 30, а) состоит из стального стержня 2 квадратного
сечения 45 X 45 мм, на одном конце которого тремя заклепками закреплена
стальная литая головка 1 типа «Рукопожатие». Головке придана специальная
форма, позволяющая сцеплять ее с аналогичной головкой сцепного прибора
второго вагона. Сцепка осуществляется двумя штырями, которые вставляются
в предусмотренные для этого в головках отверстия со сменными втулками.
Для удобства сцепления головок к ним приварены специальные скобы.
На другом конце стержня находится буферная рама, состоящая из стальной
скобы 6, двух упорных фланцев 7 и 10, двух Дистанционных трубок 3,
листовой витой пружины 9, направляющего стакана 8, опорной шайбы 4 и
чеки 5. В середине скобы 6 имеется отверстие со сменной втулкой, при
помощи которого сцепной прибор шарнирно соединяется с вилкой,
укрепленной на раме кузова четырьмя болтами.
Рис. 30. Сцепные приборы
Головка сцепного прибора снабжена специальным
штырем для сцепки вагонов. Для удержания стержня сцепки в горизонтальном
положении предусмотрена подбуферная скоба, которая имеет запорный валик
с планкой для закрепления стержня в фиксированном положении при Движении
одиночного вагона.
На некоторой части вагонов Т-3 установлен сцепной, прибор, отличающийся
от вышеописанного тем, что вместо листовой витой пружины, на нем
применен блок резиновых амортизаторов 12 (рис. 30, б) с упорами 11,
§ 13.
Предохранительное устройство вагона Т-3
Для предупреждения несчастных случаев с пассажирами трамвайные вагоны
оборудуют лобовыми предохранительными устройствами. На вагонах, имеющих
пневматическое оборудование, устанавливают предохранительные сетки с
пневматическим приводом, а вагоны «Татра», не имеющие сжатого воздуха,
оборудуют лобовыми предохранительными устройствами с пружинно-рычажным
приводом.
На вагонах Т-3 конструкция предохранительного лобового устройства
значительно упрощена (рис. 31). Фартук устройства представляет собой
деревянную доску, окантованную снизу толстой листовой резиной. Он
установлен в лобовой части вагона на высоте 120 мм от головки рельса,
под углом к оси пути. Фартук шарнирно подвешен на
специальных кронштейнах рамы кузова и пружинами поддерживается в
наклонном положении от вертикали нижней кромки вперед и вверх.
При ударе о посторонний предмет нижней кромкой
фартук поворачивается на верхнем шарнирном креплении, растягивает
поддерживающие пружины и ложится нижней кромкой на рельсы, подхватывая
на себя попавший под вагон посторонний предмет.