Обычно оборудование трамвайных вагонов подразделяют на механическое,
электрическое и пневматическое. Однако вагоны семейства «Татра», так же,
как и вагоны КТМ-5МЗ, выпускаемые
Таблица 1
Усть-Катавским вагоностроительным заводом, в
отличие от вагонов Рижского вагоностроительного завода РВЗ-6, РВЗ-6М,
РВЗ-6М2 и РВЗ-7, а также вагонов, изготавливаемых Ленинградским
вагоноремонтным заводом ЛМ-68, ЛМ-68М, не имеют пневматического
оборудования. Поэтому оборудование вагонов семейства «Татра» состоит
только из механического и электрического.
К механическому оборудованию относят: кузов, ходовые части, тормозные
устройства и вспомогательное механическое оборудование. Кузов состоит из
салона с дверями для пассажиров, накопительными площадками и кабины
водителя. На кузове располагают вспомогательное механическое
оборудование: дверные приводы, песочницы и их привод, стеклоочиститель и
его привод, лобовое предохранительное устройство, зеркало заднего вида,
сцепные приборы и звуковой сигнал. Кузов вагона установлен на ходовых
частях, к которым относят две двухосные тележки, служащие для размещения
колесных пар, тяговых двигателей, карданно-редукторных передач, для
восприятия и передачи веса кузова, тяговых и тормозных усилий и для
обеспечения вписывания вагона в кривые участки пути. Конструкция ходовых
частей обеспечивает плавное и безопасное движение вагона по рельсовому
пути при допустимых скоростях движения, с наименьшими потерями энергии в
узлах трения, т. е. с наименьшим сопротивлением движению.
Механическое оборудование включает также тормозные устройства:
барабанные колодочные тормоза с электромагнитным приводом и
электромагнитные рельсовые тормоза и систему отопления и вентиляции
кузова.
Применяемые конструкции электрического оборудования трамвайных вагонов
зависят от используемой системы управления на вагоне. Эксплуатируемые
трамвайные вагоны имеют непосредственную и косвенную системы управления.
При непосредственной системе управления водитель аппаратом высокого
напряжения (контроллером) вручную осуществляет пуск и разгон вагона.
Такая система проста, но контроллеры, рассчитанные на токи тяговых
двигателей, громоздки, неудобны в управлении и небезопасны для водителя.
Вагоны Т-3 имеют косвенную систему управления. При этой системе
управления водитель с помощью контроллера управляет другими аппаратами
косвенно (в отличие от непосредственной системы). Косвенная система
позволяет автоматизировать процессы пуска и торможения вагона, сделать
их свободными от толчков, связанных с ошибками по неопытности водителя.
Косвенная система значительно сложнее, чем непосредственная, и требует
более внимательного и более квалифицированного ухода за вагоном при ее
эксплуатации.
Все электрооборудование, которое устанавливают на трамвайных вагонах,
можно разделить на силовое, обеспечивающее движение вагона, и
вспомогательное, которое обеспечивает работу силового оборудования или
создает нормальные условия для водителя
и пассажиров.
При косвенной системе управления из вспомогательного оборудования
выделяют оборудование цепи управления, которое служит для приведения в
действие высоковольтных аппаратов цепей силового оборудования и ряда
аппаратов вспомогательного оборудования (например, тормозного,
открывания дверей и др.).
К электрическим аппаратам цепей управления относят:
контроллер водителя, реле, штепсельный разъединитель для работы по
системе многих единиц, пульт управления вагоном.
-. Вспомогательное оборудование подразделяют на низковольтное и
высоковольтное. К высоковольтным вспомогательным цепям относят цепи
двигатель-генератора, обогревательных приборов, освещения, перевода
автоматических стрелок. Оборудование низковольтных вспомогательных цепей
состоит из генератора, регулятора напряжения, электродвигателей дверных
механизмов, звонка, калорифера, приборов низковольтного освещения и
сигнализации.