Кабельные сети контактной сети трамваев и троллейбусов

  Главная      Учебники - Троллейбусы     Контактные сети трамвая и троллейбуса (Афанасьев А.С.) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

21.

Кабельные сети контактной сети трамваев и троллейбусов

Электрическая энергия передается от питающего центра на тяговую подстанцию и от нее на контактную сеть по подземным кабельным или воздушным линиям. Для городских условий предпочтение отдается подземным кабельным линиям. Воздушные линии загромождают улицу, нарушают архитектурный вид и в сравнении с подземными кабелями чаще повреждаются, а при обрыве провода представляют опасность для населения.

Кабель, предназначенный для передачи и распределения электрической энергии, называется силовым в отличие от кабелей другого назначения, например связи, контрольных и др.

В Тяговых сетях постоянного тока применяют одножильные кабели с двумя контрольными жилами, в сетях переменного дока — трех- или четырехжильные кабели.

Кабель для сетей электрифицированного транспорта (рис. 73) состоит из одной токоведущей алюминиевой или медной жилы 8 сечением от 240 до 800 мм2, двух контрольных жил 7, слоя изоляции из пропитанной кабельной бумаги 6, герметичной алюминиевой или свинцовой оболочки 5, двух слоев кабельной бумаги, пропитанной битумным составом 4, подушки из кабельной пряжи, пропитанной битумным составом 3, брони из двух стальных лент 2, оплетки из кабельной пряжи, пропитанной битумным составом с меловой присыпкой 1.

Токоведущие жилы изготовляют из мягкой алюминиевой проволоки марки AM или медной, — марки ММ. Для придания гибкости жилы выполняют из нескольких свитых между собой проволок.

Контрольные жилы служат для контроля состояния кабеля и замеров при определении мест повреждений. Жилу выполняют из медной проволоки сечением 1 мм2 с изоляцией из пропитанной бумаги. Вместе с толщиной изоляции контрольная жила имеет диаметр, равный диаметру проволоки, из которой свиваются токоведущие жилы. Контрольные жилы располагают диаметрально противоположно в наружном повиве проволок.

Поверх свинцовой или алюминиевой оболочки накладывают защитные покровы для предохранения от коррозии, механических усилий и действия блуждающих токов. Для защиты от коррозии на оболочку кабеля наносят слой битумного состава, который обматыва-ют лентами кабельной бумаги. Для защиты оболочки от повреждений при наложении брони и при изгибах во время монтажа на оболочку накладывают из нескольких слоев битума и лент пропитанную кабельную бумагу. Для защиты от механических повреждений поверх накладывают еще броню из стальных лент.

 

 

 

 

Рис. 73. Одножильный кабель с двумя контрольными жилами:
1— оплетка; 2— бронь; 3— подушка; 4— кабельная бумага; 5— оболочка; 6— изоляция; 7— контрольная жила; 8— токоведущая жила

 

 



Для защиты от коррозии на броне имеется наружный защитный покров, состоящий из битумного состава, пропитанной кабельной пряжи, битумного состава и мелового покрытия. Меловое покрытие предохраняет от слипания.

При сооружении кабельных линий отрезки кабеля соединяют между собой соединительными муфтами, а концы кабельных линий оформляют концевыми заделками, позволяющими присоединить кабель к распределительному щиту или линейному оборудованию.

В тяговых сетях применяют свинцовые, эпоксидные и чугунные муфты.

Свинцовую муфту (рис. 74) изготавливают в виде свинцовой трубы, в которую заключают место соединения спайкой токоведущих жил. На место соединения жил предварительно накладывают изоляцию из пропитанной кабельной бумажной ленты, поставляемой в запаянных банках с массой МП-1. Концы трубы припаивают к оболочкам соединяемых отрезков кабеля, и она, являясь как бы продолжением оболочек, обеспечивает надежную герметичность соединения. Внутренность муфты заполняют маслоканифольной массой МК-45, по своему свойству близкой к пропиточному составу бумажной изоляции кабеля. Для защиты от механических повреждений муфту заключают в чугунный кожух. Свинцовые муфты благодаря высокой надежности в эксплуатации получили широкое распространение.

Эпоксидную муфту выполняют в виде заливки эпоксидным компаундом места соединения токоведущих жил, заключенных в корпус из эпоксидного компаунда заводского изготовления.

Чугунная соединительная муфта- представляет собой кожух, состоящий из двух частей, выполненных из серого чугуна. Место соединения концов кабеля укладывают в нижнюю часть муфты и закрепляют двумя полухомутами. Верхнюю и нижнюю части соединяют болтами. Внутренность муфты заполняют битумной массой МБ-70 или МБ-90.

 

 

 

 

 

Рис. 74. Свинцовая соединительная муфта:
1- свинцовая труба; 2— защитный кожух; 3— контрольная жила; 4— заземляющий провод

 

 

 

 

По изолирующим качествам и герметичности соединения чугунные муфты значительно уступают свинцовым и эпоксидным, что ограничивает область их применения. В тяговых сетях чугунные муфты применяют лишь для соединения проводов с кабелем в пунктах присоединения к рельсам.

Оконцевание кабеля заключается в напайке или приварке к токоведушей жиле кабельного наконечника, который служит для присоединения кабеля к другому оборудованию и заделки конца кабеля, обеспечивающей сохранность изоляции токоведущей жилы и герметичности оболочки.

В оконцеваниях кабелей постоянного тока применяют сухие заделки с изоляционной липкой полихлорвиниловой лентой или киперной лентой с промазкой эпоксидным компаундом каждого слоя и покрытием эпоксидным компаундом поверх заделки. Контрольные жилы соединяют в петлю, замыкающую цепь кабельного сигнализатора, установленного на подстанции.

Питающие кабельные линии заканчиваются на сети в местах присоединения к контактному проводу или рельсам, которые называются в соответствии с назначением положительными или отрицательными питающими пунктами. В месте присоединения кабеля к контактной сети устанавливают переходные устройства, называемые кабельными выводами.

Кабельные выводы монтируются на стенах зданий или на опорах. При монтаже на опоре кабель рекомендуется размещать внутри опоры. Такое расположение позволяет сохранить внешний вид опоры, являющейся элементом архитектурного оформления улицы, и предохраняет кабель от механических повреждений.

Для внутренней прокладки кабеля применяют специальные опоры, которые должны иметь два овальных отверстия (см. параграф 9): одно ниже поверхности грунта на 0,5—0,7 м, второе на высоте 6—6,5 м в зависимости от принятой высоты подвески контактного провода. В одном из исполнений конец кабеля вводят через нижнее отверстие в опору и выводят через верхнее, где закрепляют хомутами на опоре. К концу кабеля присоединяют медный гибкий провод марки ПС-300 или ППСРМ-300, который подсоединяют к питающему проводу поперечины.

 

 

 

На подвеске с кронштейном гибкий провод прокладывают внутри трубы кронштейна, по выходе из нее двумя питающими дужками соединяют с контактным проводом (рис. 75). Наконечники кабеля и гибкого провода соединяют с болтовыми креплениями и закрывают пластмассовым кожухом от дождя и снега.

В другом исполнении вблизи опоры ставят настенный короб, в который заводят кабель, а из него гибкий провод через грунт вводят в опору и далее через верхнее отверстие выводят из нее и крепят специальным зажимом и затем подают либо к питающему проводу поперечины (рис. 76), либо через кронштейны к контактному проводу (см. рис. 75).

В третьем исполнении кабель стыкуют с гибким проводом и заводят внутрь опоры. Место соединения делают на уровне смотрового отверстия опоры.

Вывод кабеля может быть смонтирован снаружи опоры. Кабель располагают со стороны, противоположной движению транспорта, с целью уменьшить вероятность повреждения кабеля при случайном наезде транспорта на опору. На высоте 6—6,5 м кабель соединяют с гибким проводом, идущим к питающему проводу или кронштейну. Такая же высота на стене здания. Нижнюю часть кабеля

 

закрывают защитным кожухом длиной 2,7 м, причем кожух заглубляют в грунт на 0,2 м. Такую же защиту кожухом делают при выводе на стену здания.

 

 

 

Рис. 75. Кабельный вывод при подвеске на кронштейне:
1— провод заземления опоры; 2— кожух; 3— гибкий провод ППСРМ-300; 4— кабель; 5— дужка питающая

 

 

 

 

Рис. 76. Вывод кабеля:
1— кабель; 2— настенный короб; 3— питающая поперечина; 4— гибкая поперечина; 5— контактный провод; 6— питающая дужка

 

 

 



Смонтированной на металлической опоре кабель может получить поджоги на броне и герметичной оболочке при случайном замыкании на опору провода, находящегося под напряжением. Для защиты кабеля соединяют медным проводником опору с броней и герметичной оболочкой кабеля. В качестве другого способа защиты кабель изолируют от опоры деревянными клинами и защищают внизу деревянным кожухом. Для кабеля, положенного по железобетонной опоре, защитных мер замыкания на опору не применяют.

Прокладку гибких проводов можно выполнять снаружи кронштейна. Выведенный из опоры конец кабеля соединяют с гибким проводом марки ПС-300 или ППСРМ-300. Место соединения закрывают кожухом от дождя, пыли и снега. Гибкий провод опускают вниз к кронштейну, образуя небольшой изгиб вниз у начала кронштейна для стекания дождевой воды, и прокладывают далее по кронштейну. Вначале, а затем равными промежутками через каждые 0,6—0,8 м гибкий провод закрепляют к кронштейну с помощью узлов крепления марки XII, имеющих изоляционные втулки. Длина свисающего конца гибкого провода должна быть не более 0,5 м. Эта длина должна быть выдержана в случае прокладки его внутри трубы кронштейна. Здесь она отмеряется от выхода т трубы до конца провода.

Конец гибкого провода соединяют зажимом ЗЭПВ-2 с двумя питающими дужками, имеющими одностороннюю армировку. Этими дужками питающая линия соединяется с контактным проводом.

Конец гибкого провода для подсоединения питающих дужек разделывается так, чтобы между оголенной токоведущей жилой и нетронутой частью провода оставался участок только в одной резиновой изоляции длиной не менее 200 мм. На этом участке с провода марки ПС снимается хлопчатобумажная оплетка и хлопчатобумажная лента, а с провода ППСРМ — верхний покровный слой из поливинилхлоридного пластиката и отделяющая его от резиновой изоляции пленка.

 

 

 

Таблица 21

 



Дужки присоединяют с выгибом вверх, что создает упругий подъем вместе с контактным проводом при проходе токоприемника под действием силы нажатия его на провод снизу.

В узлах для наружного крепления гибкого провода на кронштейне (рис. 77) каждая изоляционная втулка закрепляется на верхнем полухомуте двумя дужками, изготавливаемыми из проволоки диаметром 5 мм. На концах дужек имеются резьбы и гайки. Эти узлы обычно изготавливают в монтажно-заготовительных Мастерских (МЗМ) или ремонтных мастерских района. Изоляционные втулки приобретают отдельно. В табл. 21 приведены основные размеры деталей узла закрепления провода на кронштейне.

 

 

 

 

Рис. 77. Узлы закрепления гибкого провода на кронштейне: а — для двух проводов XII-2; б — для одного провода XII-Г; 1— втулка изоляционная; 2— дужка; 3— верхний полухомут на два провода; 4— нижний полухомут; 5— верхний полухомут на один провод

 

 

 

 

 

Питающие дужки изготавливают двух видов: с односторонней армировкой (рис. 78) для соединения контактного провода с гибким питающим проводом на выводе кабеля и двусторонней арми-|ровкой (рис. 79) для соединения питающего провода поперечины с контактным проводом линии. Питающие дужки изготавливают из провода сечением 95 мм2 марки ПРГ-95 или марки ППСРМ того же сечения. Дужка с односторонней армировкой на одном конце имеет напаянный зажим ЗЭП, а на другом — оголенный участок токоведущей жилы длиной 50 мм. На верхний и нижний конец оплетки накладывают бандажи шириной 15 мм из ленты 1ПОЛ-15. Дужки с двусторонней армировкой на обоих концах имеют напаянные зажимы ЗЭП. Длину дужки выбирают по расстоянию между контактным и питающим проводами. Для цепных подвесок это расстояние зависит от длины, пролетов, которые, и положены в основу табл. 22 для выбора длины дужки.

 

 

Кабель отрицательной питающей линии трамвая на расстоянии не более 30 м от места присоединения к рельсам заводят в настенный короб (рис. 80) или другое разъемное устройство, позволяющее отключить кабель от рельсов при его неисправности для профилактических испытаний илй измерений сопротивления сварных соединений с рельсами. Отходящий от настенного короба кабель вблизи от рельсов стыкуется с отсоединительным куском кабеля в чугунной муфте. Далее отсоединительный кусок оголяют, расплетают на четыре пряди, к которым припаивают смежные голые жилы со стальными наконечниками. Медные жилы приваривают по две к каждому рельсу .(рис. 81).

Наиболее распространенным способом прокладки кабелей является прокладка их непосредственно в грунте, при этом лучше всего размещать их под тротуарами и газонами.

На пересечении улиц и площадей кабели заключают в асбоцементные трубы. Для удобства ремонта кабелей рядом с ними прокладывают резервные трубы и закрывают их для сохранности деревянными заглушками с обоих концов.

Для прокладки кабеля роют траншеи. Нормальная глубина траншеи 0,8 м от планировочной отметки, а ширина зависит от количества прокладываемых кабелей и выбирается из расчета расстояния между кабелями 100 мм,, а от стенки траншеи до крайних кабелей не менее 50 мм (рис. 82).

Перед укладкой кабеля на дно траншеи подсыпают подушку из песка или мягкой сеяной земли толщиной 100 мм. Такой же защитный слой насыпают поверх положенного кабеля. Для защиты кабеля от механических повреждений поверх засыпки кладут железобетонные плиты толщиной не менее 50 мм или один слой кирпича мокрого прессования. Затем траншею засыпают вынутым из нее грунтом.

За эксплуатируемыми кабельными линиями и линейными сооружениями устанавливают надзор, заключающийся в периодических обходах и осмотрах трасс.

 

 

 

 

Рис. 82. Разрезы траншей для одного (а) и двух (б) кабелей

 

 

 

 

 

Рис. 83. Схема кабельного сигнализатора:
1— основная жила; 2— контрольная жила

 

 

 

 

Наиболее частыми являются повреждения кабелей в результате проведения земляных работ на трассе кабеля или вблизи нее без вызова представителя владельца кабельной линии.

Для контроля сохранности кабеля производят профилактическое испытание изоляции кабеля повышенным напряжением.

Постоянный контроль за состоянием кабельных линий осуществляют с помощью кабельных сигнализаторов (рис. 83). Во время проверки используют обе контрольные жилы кабелей. Две группы ламп А и Б, каждая на напряжение 660 В, включены между положительной и отрицательной шинами подстанции. Последовательно с лампами через переключатель соединены все контрольные жилы положительных питающих кабелей. Если контрольные жилы исправны, то обе группы ламп горят вполовину накала. При замыкании на землю любой контрольной жилы полным накалом загорятся лампы группы А; при. замыкании контрольной жилы на основную, находящуюся под потенциалом положительной шины подстанции, полным накалом горит группа ламп Б; в случае обрыва любой контрольной жилы все лампы гаснут. При всех видах неисправностей включается звуковой сигнал.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..