УСТРОЙСТВА, НЕПОСРЕДСТВЕННО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАШИНИСТОМ ЭЛЕКТРОВОЗА ЭП20

  Главная      Учебники - Электровозы     Электровоз ЭП20 - руководство по эксплуатации

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

 

 

3

УСТРОЙСТВА, НЕПОСРЕДСТВЕННО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАШИНИСТОМ ЭЛЕКТРОВОЗА ЭП20

 

Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения

Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (СПСТ) предназначена для раннего автоматического обнаружения пожара по уровню задымленности, его оперативной регистрации с выдачей машинисту информации как о пожаре, так и о неисправностях системы, с указанием соответствующего места в электровозе и тушения пожара в автоматическом режиме и ручном режиме управления.

СПСТ состоит из блока коммутации А171 (шкаф №3), блоков контроля индикации и управления А161 и А162 (шкаф кабины за местом машиниста-инструктора), блока резервного питания А174 (шкаф №3), световых оповещателей A165(166) (поперечная стенка кабины за местом машиниста), A167 (в кузове на первом конце), A168 (в кузове на втором конце), A169 (под кузовом на первом конце слева от подножки), A170 (под кузовом на втором конце слева от подножки) и звукового оповещателя BA9 (в кузове по центру электровоза), пультов дистанционного управления A163 (на первом конце рамы кузова слева от подножки) и A164 (на втором конце рамы кузова слева от подножки), регистратора пожарных состояний А172 (шкаф №3), адаптера радиостанции А173(Шкаф №3), генераторов огнетушащего аэрозоля ET1,ET12 (в кузове на первом конце вдоль проходного коридора), тепловых пускателей SK61-SK66 (В кузове на первой, второй, третьей, четвертой, пятой крышке), концевых выключателей SQ20-SQ23(Над каждой входной дверью в кузов), дымовых извещателей SK91, SK91 (Поперечная стенка кабины 1 (2) над дверью) SK93-SK102 (В кузове на верхних частях шкафов с оборудованием) и тепловых извещателей SK103(В кузове на первой крышке), SK104(В кузове на четвертой крышке), включенных в четыре шлейфа пожарной сигнализации.

Включить систему.

Для этого в первой секции электровоза:

- на блоке резисторов БР (блоке коммутации БК) перевести автоматический выключатель во включенное положение.

- ключ (находится в комплекте БКИУ) вставить в замочную скважину на передней панели БКИУ и повернуть по часовой стрелке до упора, открыть дверцу, прикрывающую органы управления.

- на блоке БКИУ перевести тумблер «ВКЛ» во включенное положение и проконтролировать выполнение «стартовой программы»:

- свечение всех индикаторов БКИУ, звуковой сигнал (длительность-1 секунда),

- последовательное свечение строк дисплея, соответствующих данной секции,

- двойной звуковой сигнал (подтверждение удачной самодиагностики),

- последовательное свечение столбцов дисплея БКИУ, соответствующих данной секции (проверка пожарных шлейфов секции),

- включение индикаторов строки «ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ», соответствующих всем секциям электровоза и индикатора «ручной».

Если Система обнаружила возгорание в кузове электровоза, то при срабатывании одного или более извещателей в пожарном шлейфе кузова на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки «ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ» гаснет, а красный светодиод строки «ПОЖАР» начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ».

По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи.

Звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ» табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях включаются.

Локомотивная бригада путем осмотра должна убедиться в возникновении пожара. После визуального обнаружения пожара локомотивная бригада должна принять меры к тушению пожара. Для этого необходимо остановить электровоз.

После остановки локомотива необходимо:

- убедиться, что на блоке БКИУ установлен режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» (если установлен другой режим, то необходимо установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ»).

- убедиться в отсутствии людей и принять меры к недопущению их в секцию, где произошло возгорание,

- убедиться, что все двери секции, в которой произошло возгорание закрыты (на дисплее БКИУ световой индикатор «двери» данной секции должен быть погашен), если двери открыты, то закрыть их;

- отломать блокировочную скобу над кнопкой «ПУСК» на лицевой панели БКИУ;

- нажать кнопку «ПУСК» на лицевой панели БКИУ один раз;

- в течение 30 секунд покинуть электровоз;

После остановки локомотива перед тем как локомотивная бригада покинет электровоз необходимо взять тормозные башмаки для закрепления данного состава.

- после выхода из электровоза необходимо тщательно закрыть все двери;

- через 30 секунд после закрытия дверей произойдет отключение высоковольтного оборудования электровоза и активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;

Если очаг возгорания не ликвидирован и пожар продолжается, необходимо:

- открыть блок ПДУ той секции электровоза, где обнаружено возгорание;

- откинуть защитную скобу и нажать и удерживать не менее пяти секунд кнопку «РЕЗЕРВ» в блоке ПДУ;

После нажатия кнопки «РЕЗЕРВ» активируется резервная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля.

Если Система не обнаружила очаг возгорания, а пожар обнаружен локомотивной бригадой путем осмотра кузова электровоза, необходимо:

- остановить электровоз,

- убедиться, что на блоке БКИУ установлен режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» (если установлен другой режим, то необходимо установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ»).

-убедиться в отсутствии людей и принять меры к недопущению их в секцию, где произошло возгорание,

- убедиться, что все двери секции, в которой произошло возгорание закрыты (на  дисплее БКИУ световой индикатор «двери» данной секции должен быть погашен), если двери открыты, то закрыть их;

- отломать блокировочную скобу над кнопкой «ПУСК» на лицевой панели БКИУ той секции, где произошло возгорание;

- нажать кнопку «ПУСК» на лицевой панели БКИУ три раза с интервалом между нажатиями не более 3 секунд, дожидаясь звукового подтверждения после каждого нажатия.

- в течение 30 секунд покинуть электровоз;

После остановки локомотива перед тем как локомотивная бригада покинет электровоз необходимо взять тормозные башмаки для закрепления данного состава.

- после выхода из электровоза необходимо тщательно закрыть все двери;

- через 30 секунд после закрытия дверей произойдет отключение высоковольтного оборудования электровоза и активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;

Помните!  При принудительном запуске генераторов огнетушащего аэрозоля (система пожарной сигнализации не обнаружила возникновение пожара) активация генераторов огнетушащего аэрозоля будет происходить в секции, где три раза нажата кнопка «ПУСК».

Если развитие возгорания будет делать 30-ти секундную задержку перед запуском генераторов огнетушащего аэрозоля недопустимой, необходимо использовать режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ».

В этом случае необходимо:

- установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ»

- открыть одну из боковых дверей секции;

- отломать блокировочную скобу над кнопкой «ПУСК» на лицевой панели БКИУ;

- нажать кнопку «ПУСК» на лицевой панели БКИУ один раз;

- покинуть электровоз;

- после выхода из электровоза необходимо тщательно закрыть все двери;

- сразу после закрытия дверей произойдет отключение высоковольтного оборудования электровоза и активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля.

 Если развитие возгорания не позволяет произвести запуск генераторов огнетушащего аэрозоля из кабины машиниста, где находится блок  БКИУ, необходимо срочно покинуть электровоз.

После выхода из электровоза необходимо:

- тщательно закрыть все двери;

- открыть блок ПДУ той секции электровоза, где обнаружено возгорание;

- откинуть защитную скобу и нажать и удерживать не менее пяти секунд кнопку «ОСНОВНОЙ» в блоке ПДУ;

- после нажатия кнопки «ОСНОВНОЙ» в блоке ПДУ без всякой задержки независимо от состояния дверей и режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля произойдет отключение высоковольтного оборудования электровоза  и активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;

Если очаг возгорания не ликвидирован и пожар продолжается, необходимо откинуть защитную скобу и нажать и удерживать не менее пяти секунд кнопку «РЕЗЕРВ» в блоке ПДУ;

После нажатия кнопки «РЕЗЕРВ» активируется резервная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля.

При работе по системе многих единиц или при наличии в локомотиве секций оборудованных КТС-УАСП возможна активация генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди при помощи блока УСЛ-Д. Условием активации будет обнаружение системой  возгорания и закрытое состояние дверей секции. При нажатии кнопки «ПУСК ОСН» УСЛ-Д произойдет активация генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди во всех секциях СПСТ, где обнаружен пожар в кузове.

Эксплуатационные ограничения при возникновении пожара

В каждой кабине электровоза предусмотрено наличие (веревки) аварийного покидания кабины. В случае возникновения пожара и при невозможности покинуть локомотив через двери необходимо:

- остановить электровоз и отключить электропитание;

- плотно закрыть дверь кабины во избежание распространения огня с потоком воздуха при сквозняке;

- включить систему пожаротушения в ручном режиме (в случае если автоматический режим работы системы пожаротушения невозможен);

- осуществить связь с диспетчером и сообщить ему о случившемся пожаре;

- открыть боковое окно;

- покинуть электровоз, воспользовавшись аварийной веревкой.

 

Устройства заземления и блокирования высоковольтного электрооборудования, процедура заземления

Меры безопасности при проведении работ на преобразователях и при необходимости доступа в шкафы с электрооборудованием.

Все электрооборудование расположено вдоль стенок кузова и блокируется механически с применением специальных ключей. Проход из одной кабины в другую осуществляется по коридору, расположенному по продольной оси электровоза (центральный проход).

Тяговые преобразователи U1-U3, вспомогательный блок U4 электровоза выполнены в виде блоков, закрытых со стороны центрального прохода съемными щитами. Щиты можно снять, отперев их специальными ключами, доступ к которым возможен только при опущенном и заземленном токоприемнике. Достигается это описанными ниже устройствами в соответствии с рисунком «Схема механического блокирования высоковольтного электрооборудования  электровоза».

Воздух в пневматическую цепь токоприемников поступает через разобщительный кран КН50, имеющий функцию механического блокирования поворотной рукоятки крана специальным ключом из общего комплекта ключей всей системы блокирования высоковольтного оборудования.

Рукоятка пневматического крана имеет два положения:

- «I», при котором пневматический кран токоприемников сообщает цилиндры токоприемников ХА1, ХА3 переменного тока и ХА2, ХА4 постоянного тока с пневматической магистралью электровоза;

- «0», при котором пневматический кран токоприемников сообщает цилиндры токоприемников с атмосферой и разобщает с пневматической магистралью электровоза.

Рукоятка пневматического крана механически блокируется в положении  «0» специальным замком со съемным ключом (ключом «А»), а разблокируется в горизонтальном положении «I» рукоятки. При этом ключ «А» можно изъять из замка пневматического крана токоприемника только в положении «0» рукоятки.

В рабочем положении рукоятка крана должна находиться в положении «I», а ключ «А» (красного цвета) системы блокирования находиться в замке пневматического крана.

После поворота ключа «А» в замке рукоятка пневматического крана механически блокируется и повернуть ее в другое положение уже невозможно.

 

Схема механического блокирования высоковольтного электрооборудования электровоза

 

Из вышеизложенного следует, что ключ «А» является главным ключом, обеспечивающим электробезопасность персонала при обслуживании электровоза. Система блокирования содержит следующее оборудование:

- VTS10 - пневматический разъединитель токоприемника (кран КН50) – блокирует доступ сжатого воздуха к токоприемнику;

- QS4 - заземлитель цепи отопления поезда;

- QF1 - заземлитель главного выключателя – заземляет крышевое обороудоавние;

- заземлитель QS10;

- запираемые ключами съемные щиты тяговых преобразователей U1-U3;

- запираемые ключами щиты вспомогательного блока U4;

- размножитель ключей №1;

- запираемый ключом щит блока питания цепей управления (БПЦУ) U5;

- запираемые ключами съемные щиты высоковольтной камеры А67, шкафов №1, №2, №3 с высоковольтным оборудованием;

- комплект ключей.

Комплект ключей на электровоз содержит следующие серии и количество ключей:

- ключ «A» (красного цвета) - 1 шт.

- ключ «B» (зеленого цвета) - 1 шт.

- ключ «C» (синего цвета) - 1 шт.

- ключи «D» (неокрашенные ключи) - 6 шт.

- ключи «Е» (желтого  цвета) - 6 шт.

Для того чтобы изъять ключ «А» из замка пневматического разъединителя VTS10 (крана КН50) необходимо выполнить следующие действия:

- перевести рукоятку VTS10 в положение «0», выпустив при этом воздух из цепей токоприемников (если токоприемники были подняты, то они опустятся);

- повернуть ключ «А» красного цвета в замке VTS10 и изъять его из замка.

Ключ зеленого цвета «B» из замка заземлителя QS4 можно извлечь только в случае, когда ключ «A» вставлен в его свободный замок и повернут, а рукоятка заземлителя переведена в положение «ЗАЗЕМЛЕНО».

Рукоятка заземлителя главного выключателя QF1 может быть переведена в положение «ЗАЗЕМЛЕНО» при наличии и повернутом на 90° в замке QF1 ключа «В» зеленого цвета.

Для того чтобы изъять ключ «C» синего цвета из замка заземлителя главного выключателя QF1 необходимо выполнить следующие действия:

- изъять ключ «В» из замка заземлителя QS4 вставить его в замок заземлителя главного выключателя QF1 и повернуть;

- повернуть рукоятку главного выключателя QF1 в положение, «ЗАЗЕМЛЕНО»;

- повернуть ключ «С» в замке главного выключателя QF1 и изъять его из замка.

Для того чтобы изъять ключи неокрашенные ключи «D» из замков заземлителя QS10 необходимо выполнить следующие действия:

- ключ «C» вставить в замок заземлителя QS10 и повернуть на 90º;

-нажать кнопку «ВР-BVR» на заземлителе QS10 и после загорания двух ламп L-BVR рукоятка заземлителя QS10 может быть переведена в положение «ЗАЗЕМЛЕНО»;

- повернуть ключи «D» в замках заземлителя QS10 и изъять их из замков.

Один из ключей «D» при обслуживании и ремонтах под контактным проводом должен находиться у второго члена бригады, как гарантия, что токоприемник не может быть поднят, если кто-то из членов бригады не готов к этой операции.

Щиты тяговых преобразователей U1-U3, вспомогательного блока U4 и высоковольтной камеры А67 могут быть разблокированы ключами «D» и сняты.

Щиты шкафов с высоковольтным оборудованием могут быть разблокированы и сняты после выполнения следующих операций:

- выполнены операции по изъятию ключей «А», «В», «С» и «D»;

- один из ключей «D» изъят из замка заземлителя QS10, вставлен в замок размножителя ключей №1 и повернут в нем;

- ключи «E» изъяты из замков размножителя ключей №1,  вставлены в щиты шкафов с высоковольтным оборудованием и повернуты в них.

Каждый тяговый преобразователь U1-U3 имеет по два съемных щита, каждый из которых запирается ключом «D». Вспомогательный блок U4 имеет два съемных щита, каждый из которых запирается ключом «D».  Высоковольтная камеры А67 имеет два съемных щита, каждый из которых запирается ключом «D».

БПЦУ U5 имеет один съемный щит, запираемый ключом «Е». Один из шкафов с высоковольтным оборудованием имеет два съемных щита, каждый из которых запирается ключом «Е». Щиты остальных шкафов с высоковольтным оборудованием имеют по одному съемному щиту и запираются ключами «Е».

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..