В зависимости от типа и конструкции вагонов кузова их по характеру
размещения несущих узлов подразделяются на три основных типа.
К первому типу относятся вагоны, у которых главным
несущим узлом является рама вагона, воспринимающая все действующие на
кузов вагона нагрузки. К этой группе вагонов относятся платформы,
транспортеры, старые типы крытых грузовых вагонов и пр.
Ко второмутипу относятся вагоны, у которых несущими узлами являются рамы
и боковые стенки. К ним относятся полувагоны и крытые грузовые вагоны
современной постройки.
К третьему типу относятся вагоны, рама, боковые стенки и крыша которых
составляют единую несущую систему. К ним относятся цельнометаллические
грузовые, рефрижераторные и пассажирские вагоны современной постройки.
Несущие системы конструкций кузовов вагонов подразделяются на:
стержневые, представляющие системы соединенных между собой стержней;
подкрепленные листовые системы, у которых несущими элементами являются
металлические листы обшивки и связанный с ней набор стержней;
смешанные конструкции, когда одни несущие узлы имеют стержневую систему,
а другие — подкрепленную листовую.
Стержневые несущие системы в свою очередь подразделяются на рамные (безраскосные),
раскосные (фермы) и смешанные. При этом наиболее распространены
смешанные системы.
Значительная часть крытых грузовых четырехосных вагонов имеет несущую
конструкцию рамы в виде безрас-косной стержневой системы, а боковые
стены выполнены в виде ферм. Боковые балки рамы одновременно являются и
нижним поясом фермы.
Подкрепленные листовые системы представляют собой конструкции типа
замкнутых оболочек. По этому типу
строят кузова современных пассажирских вагонов.
Подкрепляющие обшивку поперечные элементы стремятся соединить в
замкнутые кольца (шпангоуты), однако по условиям технологии сборки это
не всегда соблюдается.
Подкрепляющие обшивку продольные элементы выполняются в виде
тонкостенных стержней (стрингеров) или гофров.
Смешанные конструкции применяются для полувагонов, крытых и
изотермических вагонов.