Силы, действующие на тележку вагона

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Вагоны промышленного железнодорожного транспорта (Шевченко П.В., Горбенко А.П.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43 

 

12.3.

Силы, действующие на тележку вагона

К числу основных сил, действующих на тележку, которые необходимо учитывать при ее расчете на прочность, относятся: вертикальная статическая; вертикальная динамическая; вертикальная и горизонтальная составляющие от боковых сил — центробежной и ветровой; вертикальные составляющие от продольных сил инерции; горизонтальные составляющие от направляющих усилий рельсов и сил трения между колесом и рельсом; вертикальные составляющие от действия кососимметричных нагрузок, обусловленных неровностью пути и допусками на изготовление пружин и других элементов; усилия от тормозной передачи; распределенные по опорным поверхностям пятника и подпятника силы трения, обусловленные влиянием тележки. Перечисленные нагрузки считаются приложенными к тележке и действующими статически. Напряжения в несущих элементах определяются от наиболее невыгодного сочетания сил, действующих на тележку.
 

12.4. Материалы, применяемые в вагоностроении, и допускаемые напряжения

При выборе материалов для постройки вагонов и их деталей учитывают характер их загружения и влияние внешней среды, существенно влияющих на прочность и долговечность вагонов [25].

Коррозия и износ уменьшают размеры поперечных сечений деталей и понижают их прочность. Поэтому материалы, применяемые в вагоностроении, должны быть коррозионно- и износостойкими. Они должны удовлетворять условиям технологичности конструкции вагона при постройке и ремонте его.

При постройке вагонов широко применяются углеродистые и низколегированные стали. Для изготовления основных несущих элементов вагонов (рам тележек, хребтовых и шкворневых балок, каркаса и обшивки кузова) наибольшее применение имеет низколегированная сталь марки 09Г2Д, обладающая повышенной прочностью и коррозионной стойкостью. При постройке новых грузовых вагонов в десятой пятилетке будут использованы и низколегированные стали 10ХНДП и 10Г25Д.

Механические свойства основных марок стали, применяемой в современном вагоностроении, приведены в табл. 12.2.

 

Таблица 12.2. Механические свойства стали, применяемой в вагоностроении

Марка стали

Предел теку чести при растяжении, МПа

Предел проч­ности при растяжении, МПа

Предел выносли­вости гладкого образца при изгибе, МПа

Относитель­ное удлинение, %

Ударная вязкость, МДж/мг

ВСтЗсп

240

380—470

170

27—25

>0,3 (при 20°С)

09Г2Д

310

450

210

21

0,4 (при 40°С)

юхндп

350

480

1 '

20

 



Все больше будут применяться в вагоностроении алюминиевые сплавы с целью дальнейшего снижения тары, так как плотность этих сплавов в три раза

меньше, чем у сталей, а механические характеристики сравнительно высокие и не меняются с понижением температуры. Алюминиевые сплавы, содержащие магний и марганец, обладают хорошей . коррозионной стойкостью, технологичны, хорошо штампуются и свариваются. Для сплава АМГ6Т (нагар-тованного), содержащего до 6% магния, at = 250 МПа, ав = 360 МПа.

Опыт применения алюминиевых сплавов при постройке вагонов показывает возможность существенного (на 30—45%) уменьшения их массы по сравнению со стальными, однако стоимость алюминиевых сплавов пока выше стоимости сталей.

Допускаемые напряжения в мегапаскалях для деталей вагонов, изготовленных из сталей и алюминиевых сплавов, приведены в табл. 12.3.

Дальнейшее снижение тары и улучшение эксплуатационных показателей вагона в будущем может быть достигнуто применением в вагоностроении полимерных материалов и пластмасс. В настоящее время полимеры используются преимущественно для внутреннего оборудования и отделки вагонов.

Хребтовые балки рамы вагона, стержни каркаса кузова и другие гибкие элементы вагона проверяют на прочность и на устойчивость. Наблюдающиеся разрушения некоторых элементов часто имеют вид усталостного разрушения. Поэтому наряду со статическими расчетами производят проверку прочности на усталость. Условия ироч-

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43