Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2011 г. N
19627
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 21 декабря
2010 г. N 286 с изменениями по приказу Минтранса России от 30 марта 2015
г. № 57 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 5.2.37 Положения о Министерстве транспорта
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612, N 24,
ст. 2601, N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740, N 11 (ч. I), ст.
1029, N 17, ст. 1883, N 18, ст. 2060, N 22, ст. 2576, N 42, ст. 4825, N
46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 4, ст. 506, N 6, ст. 738, N 13, ст.
1558, N 18 (ч. II), ст. 2249, N 32, ст. 4046, N 33, ст. 4088, N 36, ст.
4361, N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650, N 6, ст. 652, N 11, ст. 1222,
N 12, ст. 1348, N 13, ст. 1502, N 15, ст. 1805, N 25, ст. 3172, N 26,
ст. 3350, N 31, ст. 4251), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации железных дорог
Российской Федерации.
2. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу по истечении шести
месяцев после его официального опубликования.
Министр
И.Е.ЛЕВИТИН
Утверждены
Приказом Минтранса России
от 21 декабря 2010 г. N 286
ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
(далее - Правила) разработаны в соответствии сФедеральным
закономот
10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2,
ст. 169, N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. I), ст.
3597, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, N 1, ст. 21).
2. Настоящие Правила устанавливают систему организации движения поездов,
функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного
транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют
действия работников железнодорожного транспорта при технической
эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и
необщего пользования (далее - железнодорожный транспорт).
3. Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми организациями и
индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие
услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта,
связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса,
а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного
подвижного состава и технических средств, используемых на
железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта
и грузов, и их работниками (далее - работники железнодорожного
транспорта).
4. Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства
осуществляется в соответствии сприложением
N 1к
настоящим Правилам.
5. Техническая эксплуатация технологической электросвязи осуществляется
в соответствии сприложением
N 2к
настоящим Правилам.
6. Техническая эксплуатация устройств сигнализации, централизации и
блокировки железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии сприложением
N 3к
настоящим Правилам.
7. Техническая эксплуатация сооружений и устройств технологического
электроснабжения железнодорожного транспорта осуществляется в
соответствии сприложением
N 4к
настоящим Правилам.
8. Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава
осуществляется в соответствии сприложением
N 5к
настоящим Правилам.
9. Организация движения поездов на железнодорожном транспорте
осуществляется в соответствии сприложением
N 6к
настоящим Правилам.
II. Основные определения
10. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:
автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство
сигнализации и связи – система железнодорожной автоматики и
телемеханики, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по
сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются
обозначенные границы блок-участков;
блок-участок - часть межстанционного перегона при автоблокировке или при
автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как
самостоятельное средство сигнализации и связи, ограниченная проходными
светофорами (границами блок-участков) или проходным светофором (границей
блок-участка) и входным светофором железнодорожной станции, а также
выходным светофором и первым попутным проходным светофором (границей
блок-участка);
боковой железнодорожный путь - железнодорожный путь, при следовании на
который железнодорожный подвижной состав отклоняется по стрелочному
переводу;
воздушный промежуток (изолирующее сопряжение) - сопряжение смежных
участков контактной сети с электрической изоляцией (токораздел),
допускающее электрическое соединение сопрягаемых участков при проходе
токоприемника железнодорожного подвижного состава на электрической тяге
(электроподвижного состава);
вспомогательный локомотив - локомотив, назначаемый на основании
требования о помощи (письменного, переданного по телефону или
радиосвязи), полученного от машиниста (помощника машиниста) ведущего
локомотива, остановившегося в пути на перегоне поезда, а также по
требованию работников хозяйства пути, электроснабжения, сигнализации и
связи;
вспомогательный пост - пост на перегоне, не имеющий путевого развития и
предназначенный только для обслуживания пункта примыкания
железнодорожного пути необщего пользования (для поездов, следующих по
всему перегону, раздельным пунктом не является);
въездная (выездная) сигнализация - сигнализация, применяемая на
железнодорожных путях необщего пользования для разрешения выезда и
въезда железнодорожного подвижного состава в производственное помещение;
габарит погрузки - предельное поперечное (перпендикулярное оси
железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен
размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом
железнодорожном подвижном составе при его нахождении на прямом
горизонтальном железнодорожном пути;
габарит железнодорожного подвижного состава - предельное поперечное
(перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не
выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном
железнодорожном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и
отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как
в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной
состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы;
габарит приближения строений - предельное поперечное (перпендикулярное
оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо
железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части
сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути
материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей
устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с
железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями
крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при
условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве
увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и
что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами
железнодорожного подвижного состава;
гарантийный участок - участок, ограниченный пунктами технического
обслуживания, протяженность которого определяется исходя из
необходимости безопасного проследования вагонов в исправном состоянии в
составе поезда;
главные железнодорожные пути - железнодорожные пути перегонов, а также
железнодорожные пути железнодорожных станций, являющиеся
непосредственным продолжением железнодорожных путей прилегающих
перегонов и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах;
грузовые вагоны - вагоны, предназначенные для перевозки грузов, такие,
как крытые вагоны, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны
бункерного типа, изотермические вагоны,
зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, специальные вагоны грузового
типа;
дежурный по железнодорожной станции - сменный помощник (помощники)
начальника железнодорожной станции, в обязанности которого входит
распоряжение приемом, отправлением и пропуском поездов, а также другими
передвижениями железнодорожного подвижного состава по главным и
приемо-отправочным железнодорожным путям железнодорожных станций (а где
нет маневрового диспетчера - и по остальным железнодорожным путям);
железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию
на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование
инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие,
позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов,
обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а
при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по
расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами
(статья 2Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав
железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст.
2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008,
N 30 (ч. II), ст. 3616));
железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны,
пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав,
а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и
функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (статья
2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном
транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2003, N 2, ст. 169, N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554;
2008, N 30 (ч. I), ст. 3597, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст.
6249; 2009, N 1, ст. 21));
железнодорожно-строительные машины - один из видов специального
подвижного состава, выполняющий работы по строительству, ремонту всех
видов, по содержанию и техническому обслуживанию сооружений и устройств
железнодорожного транспорта;
железнодорожный переезд - пересечение в одном уровне автомобильной
дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами,
обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава
железнодорожного транспорта и транспортных средств;
железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные
пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные
подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и
предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами
железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ
для собственных нужд (статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г.
N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации");
индекс грузового поезда - специальный код, состоящий из 10 цифр или 11
цифр, присваиваемый всем грузовым поездам на железнодорожной станции их
формирования, в котором первые четыре цифры - единая сетевая разметка
(далее - ЕСР) железнодорожной станции формирования поезда, следующие
две или три - порядковый номер состава, сформированного
на этой железнодорожной станции, а последние четыре - ЕСР
железнодорожной станции назначения поезда;
интенсивное движение поездов - размеры движения пассажирских и грузовых
поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и
однопутных - более 24 пар в сутки;
контактная сеть - совокупность проводов, конструкций и оборудования,
обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к
токоприемникам электроподвижного состава;
локомотив - железнодорожный подвижной состав, предназначенный для
обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных
вагонов;
локомотивная бригада - работники, осуществляющие управление и
обслуживание локомотивов, а также мотор-вагонных поездов;
малоинтенсивные линии (участки) - железнодорожные пути общего
пользования с невысокой грузонапряженностью и низкой эффективностью
работы, критерии отнесения к которым утверждаются Правительством
Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г.
N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации");
маневровый порядок движения - организация движения поездов (составов,
локомотивов) на железнодорожных путях необщего пользования между двумя
раздельными пунктами, а также между железнодорожными станциями необщего
и общего пользования, границами которых являются стыки рамных рельсов,
предельные столбики или изолирующие стыки светофоров;
маневровый состав - группа вагонов или один вагон, сцепленные с
локомотивом, производящим маневры;
межпостовой перегон - перегон, ограниченный путевыми постами или путевым
постом и железнодорожной станцией;
межстанционный перегон - перегон, ограниченный железнодорожными
станциями, разъездами и обгонными пунктами;
мотор-вагонный подвижной состав - моторные и немоторные вагоны, из
которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые
автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для
перевозки пассажиров и (или) багажа, почты;
нейтральная вставка - участок контактной подвески между двумя воздушными
промежутками (изолирующими сопряжениями), на котором отсутствует
напряжение, обеспечивающий электрическую изоляцию сопрягаемых участков
при прохождении токоприемников электроподвижного состава;
неправильный железнодорожный путь - железнодорожный путь, по которому
осуществляется движение поездов в направлении, противоположном
специализированному направлению;
обгонный пункт - раздельный пункт на двухпутных железнодорожных линиях,
имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых
случаях перевод поезда с одного главного железнодорожного пути на
другой;
особо интенсивное движение поездов - количество движения пассажирских и
грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100
пар и на однопутных более 48 пар в сутки;
особые путевые знаки - границы железнодорожной полосы отвода, указатель
номера стрелки, знак оси пассажирского здания, знаки на линейных путевых
зданиях, реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины
и конца переходных кривых, скрытых сооружений земляного полотна,
наивысшего горизонта вод и максимальной высоты волны;
охранная стрелка - стрелка, устанавливаемая при приготовлении маршрута
приема или отправления поезда в положение, исключающее возможность
выхода железнодорожного подвижного состава на подготовленный маршрут;
пассажирские вагоны - вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и
(или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные,
вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные,
испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны
пассажирского типа;
пассажирский остановочный пункт - пункт на перегоне, не имеющий путевого
развития, предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров
(раздельным пунктом не является);
перегон - часть железнодорожной линии, ограниченная смежными
железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми
постами;
подталкивающий локомотив - локомотив в хвосте поезда, назначаемый в
помощь ведущему локомотиву на отдельных перегонах или части перегона;
поезд - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или
несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий
установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на
перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный
подвижной состав;
поезд грузопассажирский - поезд, формируемый на малоинтенсивных линиях
(участках) из грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для
перевозки грузов и пассажиров;
поезд грузовой длинносоставный - грузовой поезд, длина которого
превышает норму длины, установленную графиком движения на участке
следования этого поезда;
поезд грузовой повышенной длины - грузовой поезд, длина которого в
условных единицах (осях) - 350 и более осей;
поезд грузовой соединенный - грузовой поезд, составленный из двух и
более сцепленных между собой грузовых поездов с действующими
локомотивами в голове каждого поезда;
поезд пассажирский - поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты,
сформированный из пассажирских вагонов;
поезд пассажирский высокоскоростной - пассажирский поезд, который по
участку (отдельным участкам) следования осуществляет движение со
скоростью более 200 км/ч;
поезд пассажирский длинносоставный - пассажирский поезд, длина которого
превышает норму длины, установленную графиком движения на участке
следования этого поезда;
поезд пассажирский повышенной длины - пассажирский поезд, имеющий в
составе более 20 вагонов;
поезд пассажирский скоростной - пассажирский поезд, который по участку
(отдельным участкам) следования осуществляет движение со скоростью от
141 до 200 км/ч включительно;
поезд пассажирский соединенный - пассажирский поезд, составленный из
двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими
локомотивами в голове каждого поезда;
поезд почтово-багажный - поезд, формируемый из пассажирских вагонов,
предназначенных для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также
отдельных пассажирских вагонов для перевозки пассажиров;
поезд хозяйственный - поезд, сформированный из локомотива или
специального самоходного подвижного состава, используемого в качестве
локомотива, вагонов, выделенных для специальных и технических нужд,
специального самоходного и несамоходного подвижного состава,
предназначенного для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и
ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта;
поездные сигналы - сигналы, применяемые для обозначения поездов,
локомотивов и других подвижных единиц;
поездное формирование, не принадлежащее перевозчику, - поезд,
сформированный из локомотива (локомотивов) и вагонов в груженом или
порожнем состоянии, в том числе с гружеными или порожними контейнерами,
принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю на праве собственности
или ином праве, в том числе арендованных у перевозчика, а также других
юридических или физических лиц, не являющихся перевозчиками;
полезная длина железнодорожного пути - часть железнодорожного пути,
ограниченная:
при наличии светофоров и электрической изоляции железнодорожного пути -
с одной стороны выходным (маршрутным, маневровым) светофором, с другой -
изолирующим стыком путевого участка рельсовой цепи;
при наличии светофоров и отсутствии электрической изоляции
железнодорожного пути - с одной стороны светофором, с другой -
предельным столбиком или упором (в случае, если железнодорожный путь
является тупиковым);
при отсутствии светофоров и электрической изоляции железнодорожного пути
- предельными столбиками с обеих сторон или предельным столбиком с одной
стороны и упором с другой (в случае, если железнодорожный путь является
тупиковым);
правильный железнодорожный путь - железнодорожный путь на двухпутных
(многопутных) перегонах, оборудованный односторонней или двухсторонней
автоблокировкой, специализированный для движения поездов в определенном
направлении;
предохранительный тупик - тупиковый железнодорожный путь,
предназначенный для предупреждения выхода железнодорожного подвижного
состава на маршруты следования поездов;
путевой знак - постоянный указатель профиля и протяженности
железнодорожных линий;
путевой пост - временный или постоянный раздельный пункт на
железнодорожных линиях, не имеющий путевого развития;
раздельный пункт - пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны
или блок-участки;
разъезд - раздельный пункт на однопутных железнодорожных линиях, имеющий
путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов;
ремонтно-оперативная радиосвязь - комплекс стационарных и подвижных
технических средств радиосвязи, обеспечивающий связь при производстве
работ по ремонту и обслуживанию технических средств на железнодорожных
станциях и перегонах;
регистратор переговоров - электронное устройство, обеспечивающее
автоматическую запись служебных переговоров, производимых по
железнодорожной технологической электросвязи;
речевой информатор - электронное устройство, обеспечивающее
автоматическую передачу предварительно запрограммированных сообщений по
каналам связи или их воспроизведение через звукоусилительную аппаратуру;
сигнал - условный видимый или звуковой знак, при помощи которого
подается определенный приказ;
сигнальный знак - условный видимый знак (предельный столбик, знак,
указывающий границы железнодорожной станции, подача свистка, отключение
и включение тока и другое), при помощи которого подается приказ
определенной категории работников железнодорожного транспорта;
составительская бригада - бригада, предназначенная для руководства
маневровой работой с вагонами, группой вагонов, поездами, которая
состоит из составителя поездов и помощника составителя поездов, а также
может состоять из двух составителей поездов, один из которых назначается
руководителем;
специальный железнодорожный подвижной состав - железнодорожный подвижной
состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования
инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные
самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие, как
мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные
машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также транспортеры,
несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие, как
железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и
специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные
поезда и предназначенный для производства работ по содержанию,
обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, в том
числе специальные вагоны грузового и пассажирского типа;
специальный самоходный подвижной состав - мотовозы, дрезины, специальные
автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов
или доставки работников к месту работы, железнодорожно-строительные
машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном
режиме;
специальный несамоходный подвижной состав - железнодорожно-строительные
машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и другой
специальный подвижной состав, предназначенный для производства работ по
содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств
железнодорожного транспорта, включаемый в хозяйственные поезда;
спуск затяжной - спуск при следующих значениях крутизны и протяженности:
крутизной от 0,008 до 0,010, протяженностью 8 км и более;
крутизной более 0,010 до 0,014, протяженностью 6 км и более;
крутизной 0,014 до 0,017, протяженностью 5 км и более;
крутизной 0,017 до 0,020, протяженностью 4 км и более;
крутизной 0,020 и круче, протяженностью 2 км и более;
станционный пост централизации - пост на железнодорожной станции, в
котором сосредоточено управление группой централизованных стрелок и
сигналов;
станционные железнодорожные пути - железнодорожные пути в границах
станции - главные, приемо-отправочные, сортировочные,
погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские (локомотивного и вагонного
хозяйств), соединительные (соединяющие отдельные парки на
железнодорожной станции, ведущие к контейнерным пунктам, топливным
складам, базам, сортировочным платформам, к пунктам очистки, промывки,
дезинфекции вагонов, ремонта, технического осмотра или обслуживания
железнодорожного подвижного состава и производства других операций);
стрелка - часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов,
остряков и переводного механизма, а также крестовины с подвижным
сердечником при ее наличии;
стрелка нецентрализованная - стрелка, остряки которой переводятся
вручную при помощи переводного механизма непосредственно у стрелки;
стрелка централизованная - стрелка, остряки которой (а при наличии
крестовины с подвижным сердечником и сердечник) переводятся специальным
механизмом (электроприводом), управляемым с одного центрального пункта;
стрелочный перевод - устройство, служащее для перевода железнодорожного
подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой, состоящее
из стрелок, крестовин и соединительных железнодорожных путей между ними;
стрелочный пост - один или несколько стрелочных переводов
нецентрализованного управления, обслуживаемых одним дежурным стрелочного
поста;
стрелочный район - группа смежных стрелочных постов, находящихся под
контролем одного старшего дежурного стрелочного поста;
съемные подвижные единицы - съемные дрезины, ремонтные вышки на
электрифицированных участках, путеизмерительные, дефектоскопные и другие
тележки и подвижные единицы, которые могут быть сняты с железнодорожного
пути обслуживающими их работниками вручную;
технологическое окно - время, в течение которого прекращается движение
поездов по перегону, отдельным железнодорожным путям перегона или
железнодорожной станции для производства ремонтно-строительных работ;
технологическая электросвязь - электросвязь для ведения служебных
переговоров по обеспечению производственной деятельности, управления
технологическими процессами в производстве и подразделяющаяся на
следующие виды:
двусторонняя парковая парковая двусторонняя связь - связь для ведения
служебных переговоров между работниками железнодорожного транспорта,
выполняющими работы на железнодорожных станциях;
перегонная связь - связь для ведения служебных переговоров между
дежурными по железнодорожным станциям и работниками, выполняющими работы
и находящимися на перегоне;
поездная межстанционная связь - связь для ведения служебных переговоров
между дежурными по железнодорожным станциям соседних железнодорожных
станций;
поездная диспетчерская связь - связь для ведения служебных переговоров
между диспетчером поездным и дежурными по железнодорожным станциям,
входящими в обслуживаемый диспетчерский участок;
стрелочная связь - связь для ведения служебных переговоров между
дежурным по железнодорожной станции с исполнительными и
распорядительными постами железнодорожной станции по вопросам
приготовления маршрутов (включая проверку свободности железнодорожных
путей и стрелок) и закрепления железнодорожного подвижного состава на
смежных железнодорожных путях;
торможение служебное - торможение ступенями любой величины для плавного
снижения скорости или остановки поезда в заранее предусмотренном месте,
различаемое на служебное и полное служебное торможение;
торможение экстренное - торможение, применяемое в случаях, требующих
немедленной остановки поезда, путем применения максимальной тормозной
силы;
тормозной путь - расстояние, проходимое поездом за время от момента
воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системой, в
том числе срабатывания крана экстренного торможения (стоп-крана), до
полной остановки;
транспортные средства железнодорожного транспорта - железнодорожный
подвижной состав, в том числе вагоны, дрезины, автомотрисы,
дизель-поезда, железнодорожно-строительные машины (самоходные),
паровозы, тепловозы, мотовозы, электровозы, электропоезда,
мотор-вагонный подвижной состав;
уклон - элемент продольного профиля железнодорожного пути, имеющий
наклон к горизонтальной линии, который для поезда, движущегося от низшей
точки к высшей, называется подъемом, а обратно - спуском;
улавливающий тупик - тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для
остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по
затяжному спуску;
устройства для предупреждения самопроизвольного выхода железнодорожного
подвижного состава на маршруты следования поездов - предохранительные
тупики, охранные стрелки, сбрасывающие башмаки, сбрасывающие остряки или
сбрасывающие стрелки, другие устройства, исключающие самопроизвольный
выход железнодорожного подвижного состава на другие железнодорожные пути
и маршруты приема, следования и отправления поездов;
устройства технологического электроснабжения - устройства,
обеспечивающие электроснабжение железнодорожных потребителей, частичное
или полное ограничение режима потребления которых может привести к
возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности
(тяговые и трансформаторные подстанции, пункты питания, контактная сеть,
линии электропередачи, обеспечивающие электроснабжение тяги
поездов, объектов технологической электросвязи технологическую
электросвязь, объектов систем диспетчерского управления, блокировки,
сигнализации и защиты железнодорожного транспорта).
автоматический тормоз - устройство, обеспечивающее автоматическую
остановку поезда при разъединении или разрыве воздухопроводной
магистрали и (или) при открытии крана экстренного торможения
(стоп-крана);
маневровая автоматическая локомотивная сигнализация (МАЛС) – система
безопасности, обеспечивающая контроль установленных скоростей движения
локомотива при производстве маневровой работы, не допускающая
несанкционированный выезд с железнодорожных путей, не оборудованных
маневровыми светофорами, и проезд запрещающего показания путевого
светофора, а также обеспечивающая автоматическую остановку перед
светофором с запрещающим показанием;
потенциально опасный железнодорожный подвижной состав - железнодорожный
подвижной состав, техническое состояние которого в процессе эксплуатации
может привести к возникновению транспортных происшествий и их
последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью
граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или
муниципальному имуществу, а также окружающей среде;
поездная радиосвязь - система железнодорожной радиосвязи для
оперативного управления движением поездов, обеспечивающая обмен
информацией между машинистами железнодорожного подвижного состава и
оперативным диспетчерским персоналом диспетчерских центров управления,
дежурными по железнодорожным станциям, машинистами встречных и вслед
идущих поездов и другим персоналом, связанным с поездной работой;
радиозона (зона радиопокрытия) - территория, в пределах которой
существует техническая возможность предоставления и использования услуг
радиосвязи, подтвержденная эксплуатирующей организацией;
радиосвязь подразделений ведомственной охраны - комплекс технических
средств железнодорожной радиосвязи, обеспечивающий ведение служебных
переговоров между работниками подразделений ведомственной охраны на
железнодорожных станциях, искусственных сооружениях и перегонах при
осуществлении охраны объектов железнодорожного транспорта и грузов,
оперативном управлении и координации действий пожарных подразделений;
энергодиспетчерская связь - вид технологической электросвязи,
предназначенной для ведения служебных переговоров работников,
производственная деятельность которых непосредственно связана с
электроснабжением объектов железнодорожного транспорта.