ГЛАВА IV
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ, СИСТЕМ ПИТАНИЯ, ЗАЖИГАНИЯ, СМАЗКИ И
ОХЛАЖДЕНИЯ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ЭТИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
1.
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ МОТОВОЗОВ И
АВТОДРЕЗИН
К неисправностям двигателя относятся (табл. 6) прекращение его работы,
затрудненный запуск, работа с перебоями, падение мощности, перегрев,
заедание деталей, стуки в двигателе, падение давления масла, слабая
компрессия в цилиндрах, повышенное давление газов в картере и дымление
через сапун.
Эти неисправности могут возникнуть вследствие износа рабочей поверхности
цилиндров; наличия рисок и царапин на зеркале цилиндров, трещин в
стенках блока цилиндров и его головке; повреждения прокладки головки
блока; износа поршней; износа поршневых колец; залипания поршневых колец
в канавках; увеличения зазора в коренных и шатунных подшипниках; износа
бобышек поршней под поршневой палец; образования нагара на головке
цилиндров, поршне и клапанах.
Уменьшение геометрических размеров некоторых деталей вследствие их
износа (увеличение зазора в замке колец до 1—2 мм, износ цилиндров до
0,2 мм и более и т. д.) еще не может служить признаком, по которому
двигатель должен быть снят с эксплуатации и сдан в ремонт. Если при
наличии большого износа не наблюдается стуков, значительной потери
мощности, повышенного расхода масла и топлива, то двигатель может
эксплуатироваться.
Двигатель также может эксплуатироваться при значительном стуке клапанов
и поршней.
Определение причин стука иногда бывает сложно даже и для опытного
механика, поэтому при прослушивании двигателя применяется специальный
прибор — стетоскоп. Если его нет, при прослушивании можно применить
металлический стержень, прикладывая его одним концом к двигателю, а
другим — к уху.
Появлению стуков способствуют следующие причины.
Раннее зажигание. Преждевременное воспламенение рабочей смеси
характеризуется звонким металлическим стуком (наподобие стука стальных
молоточков по днищу поршня). Стук особенно усиливается при больших
нагрузках (большой прицеп-
ной вес, подъем). При постановке более позднего
зажигания стук исчезает.
Детонационное горение топлива. Стуки появляются при повышении нагрузки и
напоминают стуки от раннего зажигания или стук поршневых пальцев. При
уменьшении нагрузки стук исчезает.
Износ поршневых пальцев, втулок, головок шатунов или отверстий для
пальцев в бобышках поршней. Стуки имеют звенящий оттенок и носят местный
характер. Наиболее отчетливо они слышны на холостом ходу при резком
открытии дроссельной заслонки и поочередном выключении отдельных
цилиндров (путем замыкания свечей в массу). Стук пальца в выключенном
цилиндре прослушивается особенно четко.
Износ поршней или цилиндров. Стуки характеризуются звенящим
колоколоподобным звуком и особенно заметны при пуске холодного
двигателя. Убедиться, что причиной стуков действительно является износ
цилиндров или поршней, можно следующим образом: вывернуть свечи, залить
в цилиндры по 50 г автола и прокрутить коленчатый вал заводной ручкой.
Если при последующем пуске стуки не обнаруживаются, то это подтверждает,
что стучат поршни. После того, как масло стечет, стуки в двигателе опять
появляются.
Пол омка поршневого кольца. При поломке поршневого кольца появляется
характерный дребезжащий звук. В каком цилиндре произошла поломка кольца,
можно определить, поочередно выключая цилиндры.
Износ или выплавление баббита в шатунных подшипниках и износ шатунных
шеек коленчатого вала. Стуки напоминают удары молотка по железу и
особенно хорошо прослушиваются при движении с не-выключенной передачей
под уклон, а также при резком открытии и закрытии дросселя, когда
двигатель работает на холостом ходу.
Износ или выплавление баббита вкладышей коренных подшипников и износ
коренных шеек коленчатого вала. Стуки глухого тона особенно хорошо
прослушиваются при нагрузке двигателя (движение на подъеме).
Нарушение работы клапанов. При увеличении зазоров между толкателями и
клапанами слышен звонкий металлический стук в месте расположения
клапана. При износе тарелок, седел и направляющих клапанов и толкателей
слышен мягкий шуршащий звук.
Износ распределительных шестерен. Звук хорошо прослушивается в передней
части двигателя. Стук неритмичный и периодически исчезает при изменении
оборотов коленчатого вала двигателя.
При износе цилиндров и шеек коленчатого вала их растачивают
и шлифуют на ремонтный размер. Поршни, кольца и
поршневые пальцы заменяют.
Кольца устанавливаются на поршень с зазором между кольцом и торцами
канавки и поршня 0,07—0,1 мм. Зазор в замке кольца при установке его в
цилиндре должен быть равен 0,2—0,4 мм. Замки колец смещаются
относительно друг друга на 90°. Компрессионные кольца двителя ЗИЛ-120
имеют: верхнее — фаску с внутренней стороны, второе и третье —
ступенчатую проточку с наружной стороны. Верхнее кольцо устанавливается
на поршень фаской вверх, второе и третье кольца — проточкой вниз. Кольца
двигателя ГАЗ-51 при сборке также устанавливаются фасками вверх.
При износе подшипников с толстостенной баббитовой заливкой зазоры между
подшипником и шейкой коленчатого вала регулируют за счет регулировочных
прокладок. Тонкостенные вкладыши заменяют. Смена вкладышей может
производиться только попарно. Уменьшение зазора между вкладышем и шейкой
коленчатого вала за счет подпиливания крышек подшипников и вкладышей,
постановки прокладок между вкладышем и его гнездом, напаивания баббита и
другими способами категорически запрещается.
Для проверки зазора между шейками коленчатого вала и подшипниками нужно
в этот зазор поместить смазанную маслом прокладку из фольги толщиной
0,08 мм размером 25 х 13 мм и затянуть болты подшипника. Если при
наличии прокладки коленчатый' вал проворачивается с усилием или не
проворачивается, а без прокладки проворачивается свободно, то это
свидетельствует
о правильно выбранном зазоре. При проверке болты остальных подшипников
должны быть ослаблены.
Дымный выхлоп белого цвета свидетельствует о горении масла вследствие
износа цилиндров, поршней и колец или залипания поршневых колец.
Залипание поршневых колец устраняют следующим способом: в цилиндры
двигателя заливают 10—20 г раствора, состоящего из 50% керосина и 50%
денатурированного спирта, и через 8—10 ч двигатель заводят. Растворенные
смолы выгорают. Таким же способом удаляют нагар из камеры сгорания без
снятия головки блока.
При внезапной остановке двигателя прежде всего необходимо проверить
наличие искры в системе зажигания; при остановке двигателя после вспышек
в карбюраторе («чихание») надо прежде всего проверить наличие горючего,
чистоту бензопроводов и жиклеров карбюратора. К разборке того или иного
прибора или узла переходить можно лишь в крайних случаях.