Двигатели внутреннего сгорания на мотовозах и автодрезинах
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ
На мотовозах и автодрезинах устанавливаются двигатели внутреннего
сгорания — карбюраторные, газовые или дизели. В зависимости от того, за
сколько ходов поршня или оборотов коленчатого вала происходит рабочий
цикл, двигатели делятся на^ четырехтактные или двухтактные.
На отечественных мотовозах и автодрезинах применяются карбюраторные
автомобильные двигатели следующих марок: ГАЗ-М, ЗИС-5, ГАЗ-51 и ЗИЛ-120.
На опытных образцах мотовозов и автодрезин, построенных за последние
годы, установлены двигатели К ДМ-46, 2Д6 и др., работающие на тяжелых
сортах топлива.
Широкое распространение на железных дорогах СССР получили мотовозы с
двигателями, работающими на сжиженном газе.
Исходя из особых условий работы мотовозов и автодрезин, на станциях и
перегонах к двигателям, устанавливаемым на мотовозах и автодрезинах,
предъявляются особые требования, отличные от тех, которым они должны
удовлетворять при эксплуатации на автомобилях.
Так, на маневровых работах при трогании с места груженых вагонов
двигатели мотовозов и автодрезин должны развивать максимальную мощность
при возможно малом числе оборотов, в то же время при движении по
перегону необходима длительная устойчивая работа двигателя при
наибольших оборотах. Автомобильные двигатели не рассчитаны на длительную
работу при максимальных мощностях и поэтому при установке их на
мотовозах и автодрезинах полностью их мощность не может быть
использована.
Значительно лучше приспособлены для работы на мотовозах и автодрезинах
двигатели, работающие на тяжелых сортах топлива (дизели). Они рассчитаны
на длительную работу при максимальных мощностях и, как правило, имеют
небольшое максимальное число оборотов
(1000—1 500 об/мин вместо 2 200—2600 у
карбюраторных двигателей). Поэтому на всех опытных и вновь проектируемых
мотовозах устанавливаются дизели мощностью от 100 до 300 л. с. Больший
по сравнению с карбюраторным двигателем вес дизеля при установке его на
мотовозах и автодрезинах является даже положительным фактором, так как
при этом увеличивается сцепной вес машины.
Кроме того, дизели обладают рядом других положительных качеств: они
экономичнее карбюраторных двигателей, так как позволяют использовать
более тяжелое и дешевое топливо, работа их надежна, а обслуживание
несложно. Но, с другой стороны, у них несколько более сложный запуск и
большая стоимость ремонта.