4. Весь водительский состав, работающий на автомобилях высокой проходимости,
обучить работать с тросом лебедки.
5. Оказывающие помощь водителю попутчики должны быть тщательно
проинструктированы перед тем, как работать с тросом лебедки. При работе
лебедкой у водителя должен быть помощник, который наблюдал бы за барабаном
лебедки, а в случае эвакуации застрявшего автомобиля осуществлял командную и
голосовую связь между водителями.
Рис. 18. Предохранительный палец лебедки
6. При нарушении правильности намотки троса на барабан лебедки и возникновении
опасности заклинивания, запутывания или «закусывания» троса наблюдающий за
барабаном должен подать знак водителю, который, в свою очередь, должен
остановить лебедку. Если есть опасность, что эвакуируемый автомобиль может
вследствие ослабления натяжения троса скатиться назад (при наличии уклона), его
водитель должен быть предупрежден наблюдающим о необходимости затормозить
свой автомобиль. После этого водитель, работающий лебедкой, переключает
лебедку «на разматывание» и по команде наблюдающего сматывает несколько
витков с барабана для исправления положения троса. Затем водитель вновь
включает лебедку на «наматывание» и на минимальных частотах вращения
барабана выбирает слабину троса. Наблюдающий в это время должен, работая в
рукавицах вручную и стоя в 1,5 м от лебедки, направлять трос. После выбора
слабины помощник должен дать знак водителям о начале буксировки и, отойдя в
сторону, продолжать наблюдение за барабаном лебедки.
7. Не допускать буксирования других автомобилей ходом при остановленной лебедке
и частично размотанном тросе. В случае крайней необходимости использования
троса лебедки для этих целей (например, при отсутствии предохранительного
пальца для установки взамен срезанного) следует, размотав трос, сделать
несколько оборотов им вокруг буфера крест-накрест и свободную ветвь завести за
передний буксирный крюк. Это предотвратит защемление и деформацию троса на
барабане лебедки.
8. В связи с трудностью определения потребных для самовытаскивания или оказания
помощи другим автомобилям усилий целесообразно в большинстве случаев, если
позволяет расстояние, применять подвижной блок, снижающий вдвое нагрузку на
трос и лебедку.
9. Во всех случаях оказание помощи лебедкой другим застрявшим в тяжелых
условиях автомобилям равной или большей массы с грунта, имеющего низкий
коэффициент сцепления, необходимо автомобиль, работающий лебедкой, зачалить
дополнительным тросом за дерево, столб, пень или за другой заторможенный
автомобиль. При невозможности выполнить зачалку следует использовать упор
передними колесами в уступ, бревно, камни или другие предметы или упор