Вождение автомобилей высокой проходимости - часть 9

 

  Главная      Учебники - Транспорт     Вождение автомобилей высокой проходимости (Лаврентьев В.Б.) - 1974 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Вождение автомобилей высокой проходимости - часть 9

 

 

При  чередовании  больших  участков  чистой  и  твердой  дороги  с  глубокими 

наметами снега очень важно четко выполнять операции по изменению давления воздуха в 
шинах. Не следует въезжать в глубокий снег, не дождавшись выпуска воздуха из шин до 
необходимой нормы. Потеря времени на остановку для этого будет значительно меньше 
потери времени из-за застревания в глубоком снегу. 

Время  выпуска  воздуха  из  шин,  например,  у  автомобиля  ЗИЛ-131  при  снижении 

давления с 3,0 до 0,5 кгс/см

2

 составляет 7 мин и является очень большим. 

Величина его обусловлена применением в камерах шин стандартного вентиля под 

обычный золотник, гнездо под который является дросселирующим сечением. 

Опыт  показывает,  что  даже  у  опытных  водителей  часто  не  хватает  терпения 

дождаться,  пока  в  системе  установится  необходимое  давление  воздуха  для  надежного 
движения  по  участку  бездорожья.  В  результате,  как  правило,  происходит  застревание 
автомобиля. 

Преодоление  подъемов  на  целине  или  на  занесенных  дорогах  следует  выполнять 

при давлении в шинах 0,75-0,5 кгс/см

2

. Подъемы небольшой длины лучше преодолевать с 

разгона.  Поэтому  на  труднопроходимых  участках  перед  подъемом  необходимо 
несколькими  проходами  вперед  и  назад  накатать  колею,  по  которой  можно  будет 
разогнать автомобиль. 

Особо  трудные  затяжные  подъемы  следует  преодолевать  на  минимально 

возможной  скорости  на  первой  передаче  в  коробке  передач  и  при  первой  передаче  в 
раздаточной коробке. 

На  зимних  грунтовых  дорогах,  как  правило,  расчищенных  в  одну  колею,  через 

определенные  участки  устраиваются  разъезды.  Однако  могут  встретиться  участки,  где 
разъездов  нет.  Это  бывает  обычно  на  лесных  дорогах.  Из  двух  встретившихся 
автомобилей  автомобиль,  имеющий  большую  проходимость,  должен  уступить  дорогу 
встречному, полностью освободив колею. 

На  рыхлом  лесном  снегу  для  автомобилей  ЗИЛ-157,  ЗИЛ-131,  Урал-375  съезд  на 

целину даже на мелколесье при глубине снега до 500—600 мм вполне возможен. Следует 
не  забыть  только  понизить  давление  воздуха  в  шинах.  Иногда  съезд  целесообразно 
выполнить  задним  ходом.  После  прохода  встречного  автомобиля  следует  вернуться  на 
колею и, подкачав шины, продолжить движение. 

При  большой  глубине  снега (600—1000 мм)  при  вынужденном  съезде  на  целину 

следует  использовать  разгон  автомобиля.  При  этом,  как  указывалось  ранее,  последние 
0,5—1  м  пути  должны  быть  пройдены  по  инерции  при  выключенном  сцеплении.  Это 
будет  гарантировать  надежный  возврат  на  колею.  Если  с  одного  «захода»  освободить 
колею не удалось, необходимо вернуться на нее и повторить наезд на целину с большим 
разгоном. 

Если  встречный  автомобиль  описанным  способом  уступил  Вам  дорогу,  проехав 

разъезд,  остановитесь  и  дождитесь,  пока  уступивший  дорогу  вернется  на  нее  с  целины. 
Может случиться, что ему потребуется Ваша помощь. 

Иногда  заснеженная  дорога  имеет  с  двух  сторон  глубокие  кюветы,  которые 

засыпаны  при  расчистке  снега,  и  край  полотна  дороги  не  виден.  При  разъездах  в  таких 
местах необходимо проявлять большую осторожность, так как колеса могут сойти с края 
полотна  дороги  и  автомобиль  «затянет»  в  кювет.  Если  это  случится,  чаще  бывает  легче 
выйти  через  кювет  в  поле,  развернуться  и  выйти  на  дорогу,  чем  выехать  на  дорогу  из 
положения, когда одна сторона автомобиля сошла на дно кювета. 

При  движении  по  снежной  целине  в  случае  застревания  автомобиль  обычно  не 

полностью  вывешивается  на  балках  ведущих  мостов  и  в  момент  попытки  тронуться  с 
места  до  того,  как  колеса  начнут  буксовать,  имеет  небольшое  перемещение,  всего 
несколько сантиметров. Из этого положения при умелом применении метода «раскачки» 
можно  вернуть  автомобилю  подвижность.  В  этом  случае,  да  и  почти,  во  всех  случаях 
застревания  на  бездорожье,  интенсивная  буксовка,  как  правило,  только  ухудшает 

положение  автомобиля  (исключение  представляют  случаи,  когда  под  небольшим  слоем 
скользкого  грунта,  который  фрезеруют  буксующие  колеса,  находится  твердая  земля  или 
плотный песчаный грунт). 

При  длительной  буксовке  на  снегу  под  колесами  могут  образоваться  ледяные 

лунки,  и  тогда  без  посторонней  помощи  или  лебедки  сдвинуть  автомобиль  с  места  не 
удастся.  В  то  же  время,  если  не  буксовать,  а  постепенно  «раскачивая»  автомобиль, 
накатать небольшой участок колеи, можно самостоятельно выехать с тяжелого участка. 

«Раскачку»  следует  выполнять  очень  осторожно,  частично  включая  сцепление  и 

проворачивая колеса ровно на такой угол, при котором еще не наступает буксовка. Иногда 
это  всего  несколько  градусов  проворота  колеса,  но  и  они  позволяют  продвинуть 
автомобиль  на  несколько  сантиметров.  Выполнять  такую  «тонкую»  работу,  чтобы  не 
допустить  проскальзывания  колеса,  лучше  высунувшись  из  кабины  и  наблюдая  за 
колесами.  Из  первоначального  положения  осторожным  проворотом  колес  перемещают 
автомобиль  назад  и  вслед  за  этим  выключают  сцепление.  При  этом  автомобиль  под 
действием  массы  скатывается  в  углубление,  вырытое  колесами.  Затем  снова  частичным 
включением  сцепления  проворачивают  колеса.  Обычно  каждый  следующий  качок 
позволяет  увеличить  угол  проворота  колес. «Раскачку»  продолжать  до  тех  пор,  пока  в 
результате  осадки  и  сдвига  снега  ведущими  мостами  автомобиль  может  перемещаться 
почти  на  полметра.  Если  при  таком  укатанном  участке  несколько  более  интенсивно, 
предварительно  включив  вторую  передачу  в  коробке  передач,  тронуться  вперед,  то  на 
конце  участка  уже  подготовленной  короткой  колеи  автомобиль  будет  обладать 
небольшим запасом кинетической энергии, достаточной для того, чтобы в сумме с тягой, 
развиваемой колесами, преодолеть сопротивление движению и продолжать непрерывное 
движение  вперед  или  после  «качка»  вперед,  включив  заднюю  передачу,  выйти  с 
препятствия задним ходом. 

Часто  при  раскачке  бывает  удобно  чередовать  включение  второй  передачи  с 

передачей  заднего  хода.  В  результате  скорость  накатывания  колеи  для  выхода  с 
препятствия повышается. 

Иногда  после  застревания  в  снегу  бывает  легче  раскачивать  автомобиль  качками 

вперед.  Это  объясняется  тем,  что  при  качке  вперед  передняя  ось  автомобиля 
приподнимается,  накатывая  колеса  на  недеформированный  снег.  Подъем  автомобиля 
способствует  выходу  ведущих  мостов  из  углублений  в  снегу,  которые  образуются  при 
застревании. 

При «раскачивании» назад общее сопротивление в связи с тем, что подъем колес со 

дна  колеи  и  соответственно  ведущих  мостов  происходит  на  меньшую  величину,  может 
оказаться больше. 

В процессе преодоления участков бездорожья иногда складывается обстановка, при 

которой  единственной  возможностью  объезда  препятствия  или  разъезда  является 
движение через участок мелколесья. 

Для  валки  буфером  сосновых  деревьев  ориентировочно  необходимы  следующие 

усилия тяги, кгс: 

 

Диаметр ствола 100 мм  

720 

»            »       150 

» 

 

2400 

»            »       200 

» 

 

4000 

 

Свободная  тяга,  развиваемая,  например,  груженым  автомобилем  ЗИЛ-157  на 

грунтах при использовании низших передач, находится в пределах 2500—6500 кгс. 

На сухом снегу глубиной 300—500 мм тяга составляет 1300—2900 кгс. На сыром 

снегу  при  глубине 350—400 мм  тяга  несколько  выше  и  достигает 3500—4000 кгс. 
Поэтому  в  случае  крайней  необходимости  можно  использовать  тяговые  возможности 
автомобиля и его кинетическую энергию для объезда препятствия через мелколесье. При 

этом следует избегать участков, где деревья растут часто. Для валки деревьев диаметром 
более 100—150 мм  подъезжать  к  ним  необходимо  так,  чтобы  ствол  приходился  на  стык 
продольной  балки  рамы  с  буфером.  В  противном  случае  буфер  может  быть  погнут.  В 
отдельных случаях можно применить для расчистки объезда пилу и топор. 

При  вынужденном  кратковременном  движении  по  вырубке  и  отсутствию  проезда 

между пнями (если их высота с одной стороны не позволяет пропустить их под осями, а с 
другой  не  превышает  половины  диаметра  колеса)  следует  пропускать  пни  под  колеса. 
Двигаться при этом следует на первой передаче в раздаточной коробке и первой передаче 
в коробке передач. Давление в шинах необходимо снизить до 0,75 кгс/см2. 

При движении через лес необходимо следить за щетками стеклоочистителя, так как 

они  могут  быть  сброшены  ветками  деревьев.  Лучше  их  перед  началом  движения  по 
такому участку снять. 

На  ЗИЛ-157  возможны  случаи  перекрытия  топливного  крана  при  задевании  его 

флажка за ветки. Необходимо проявлять большую осторожность при валке сухих деревьев 
(например,  в  горелом  лесу),  так  как  при  ударе  буфером  в  нижнюю  часть  ствола  дерево 
может сломаться сразу в нескольких местах и упасть не вперед, а на кабину и платформу, 
что может привести к травмам людей и повреждениям автомобиля. 

Зимой чаще, чем в другое время года, бывают случаи, когда автомобили высокой 

проходимости  приходят  на  помощь  застрявшим  автомобилям  или  автомобилям, 
потерпевшим  аварию.  Наиболее  эффективная  помощь  может  быть  оказана  лебедкой 
автомобиля  высокой  проходимости.  Приемы  и  правила  работы  лебедкой  будут 
рассмотрены  ниже  в  соответствующем  разделе.  Часто  же  помощь  может  быть  оказана 
методом буксирования или толкания застрявшего автомобиля. В этом случае очень важно 
правильно  оценить  взаимное  положение  автомобилей.  Неправильный  подход,  неудачно 
выбранное  направление  буксировки  часто  бывают  причинами  неудач  при  эвакуации 
застрявших автомобилей. 

Особенности работы автомобиля на снегу таковы, что наибольшую тягу он может 

развить  на  уже  проложенной  колее  в  направлении,  совпадающем  с  направлением  колеи. 
Поэтому в том случае, когда помощь буксировкой связана с движением по целине, прежде 
чем  буксировать  застрявший  автомобиль,  необходимо,  снизив  давление  в  шинах  до 
требуемого  уровня  (наиболее  часто  это  давление  составляет 0,5 кгс/см

2

),  повторными 

проходами  накатать  колею,  направление  которой  совпадало  бы  с  направлением 
продольной оси застрявшего автомобиля. 

Автомобиль  следует  вытаскивать  в  сторону  меньшего  сопротивления,  т.  е.  если 

автомобиль  шел  по  целине  или  занесенной  дороге  и  застрял,  вытаскивать  его  следует 
назад, на его колею, предварительно лопатами расчистив снег перед колесами. 

При  необходимости  последующей  буксировки  автомобиля  через  препятствие 

накатанная  колея  позволит  сцепленным  автомобилям  набрать  начальную  скорость  для 
движения по препятствию. Выбирая направления для буксировки, необходимо стараться, 
чтобы  автомобиль-тягач  не  имел  крена  и  его  колеса  не  были  бы  из-за  этого  склонны  к 
одностороннему буксованию. 
В  случае  оказания  помощи  автомобилю,  масса  которого  близка  к  массе  автомобиля-
тягача, иногда попытки стронуть застрявший автомобиль с места плавной буксировкой не 
дают  результатов.  Можно  попробовать  при  хорошем  качестве  троса  буксировку  с 
небольшим рывком. При неудаче наращивать силу рывков не следует, так как это обычно 
приводит к обрыву троса или поломке буксирных устройств. В таком случае необходимо 
более  тщательно  откопать  снег  под  рамой  и  впереди  колес  и  мостов  застрявшего 
автомобиля,  а  под  колеса  автомобиля-тягача  подложить  ветки  или  солому,  если  они 
поблизости  имеются.  Если  помощь  застрявшему  автомобилю  не  может  быть  оказана 
описанным  способом,  например,  если  съезд  с  дороги,  имеющей  насыпь,  опасен,  можно 
при наличии длинного троса применить блок для изменения направления тяги (рис. 17). 

 

Рис. 17. Изменение направления тяги с помощью неподвижного блока 

 
Буксировка  прицепов  по  заснеженным  дорогам  и  бездорожью  имеет  свои 

особенности.  Движение  с  прицепом  по  скользким  зимним  дорогам  требует  особого 
внимания  и  осторожности.  Резкий  поворот  рулевого  колеса,  резкое  торможение  в  таких 
условиях  могут  привести  к  «складыванию»  автопоезда  и  аварии.  При  этом  необходимо 
следить  за  дистанцией  до  впереди  идущего  автомобиля.  Величина  ее  в  метрах  должна 
быть не менее удвоенной скорости движения. 

В  процессе  преодоления  неровностей  пути  и  препятствий  необходимо  проявлять 

осторожность  при  проезде  их  не  только  автомобилем-тягачом,  но  и  прицепом.  В 
противном случае поломки прицепов неизбежны. 

На снежной целине очень важно, чтобы колея прицепа совпадала с колеей тягача. 

Нежелательно использование прицепов с двускатными шинами. 

При  буксировке  прицепов-роспусков  по  узким  лесным  дорогам  хорошие 

результаты дает применение управляемых (с помощью тросов) колес на прицепе. 

При  подъезде  к  препятствию,  преодоление  которого  в  данном  месте  вызывает 

сомнение,  следует  остановиться  от  него  на  таком  расстоянии  или  на  таком  месте,  где  в 
случае необходимости можно было бы развернуть автопоезд без осаживания назад. 

Если  труднопроходимый  участок  небольшой  длины  при  буксировке  двухосных 

прицепов  преодолеть  не  удается,  целесообразно  прицеп  отцепить,  пройти  участок  без 
прицепа, накатать колею, затем, прицепив прицеп, провести его через участок.  Если это 
не  удается,  необходимо  буксировать  прицеп  через  участок  с  помощью  лебедки  или 
длинного  троса.  Поворотный  круг  прицепа  при  этом  следует  заблокировать.  При 
движении  колонной  целесообразно  впереди  колонны  пустить  один  или  два  автомобиля 
высокой  проходимости  без  прицепов,  которые  прокладывали  бы  колею  и  на  трудных 
участках  оказывали  помощь  автомобилям-тягачам  с  прицепами.  Если  все  автомобили, 
выполняющие  данный  рейс  по  бездорожью,  должны  буксировать  прицепы  через 
труднопроходимые участки, прицепы можно буксировать последовательно двойной тягой. 

Для  повышения  проходимости  прицепов,  буксируемых  в  условиях  бездорожья, 

целесообразно  их  переоборудовать,  установив  односкатные  шины  низкого  давления 
12,00-18 или 12.00-20, применяемые на автомобилях   ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131. 

Для буксировки прицепов в условиях бездорожья желательно использовать только 

автомобили высокой проходимости, имеющие лебедку. 

В  условиях  тяжелого  бездорожья  применение  прицепов  нежелательно,  так  как 

запас свободной тяги у тягачей в этих условиях существенно снижается. Это приводит к 
снижению  средних  скоростей  движения,  частым  застреваниям,  поломкам  прицепов  и 
очень усложняет работу водителей. 

В отдельных случаях может оказаться, что для доставки груза выгоднее, надежнее 

и быстрее сделать две ездки без прицепа, чем одну с прицепом. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..