Топливный бак, фильтры и подкачивающая помпа
дизеля Д-54А
Топливный бак 1 (рис. 48) емкостью 250 л расположен сзади сиденья
тракториста. Он изготовлен из листовой стали. Сверху бак имеет горловину
11 (рис. 53), в которую вставлен сетчатый фильтр 10, очищающий топливо
при заливке в бак, и мерная линейка 8 для определения количества топлива
в баке.
Фильтр 10 сверху закреплен пружинным кольцом 7. На горловину 11
навертывают крышку 6.
Внутри крышка разделена перегородками и заполнена фильтрующей набивкой 2
из стальной проволоки. С внутренней стороны фильтрующая набивка закрыта
прокладкой 4 и стальной шайбой 5, закрепленными болтом 3, в котором
просверлен сквозной канал.
По мере опорожнения бака он заполняется воздухом, проходящим через
отверстие 1 в крышке, набивку 2, очищающую воздух от пыли, и канал в
болте 3.
Отверстие 1 всегда должно быть чистым. Если оно будет забито, то в баке
работающего дизеля давление станет меньше атмосферного и топливо не
будет поступать в фильтр грубой очистки.
В днище бака имеются сливной 23 (рис. 49) кран для удаления отстоя
топлива из бака и расходный кран (рис. 54) для отъединения бака от
остальной части системы питания.
Для закрытия топливного крана ручку 4 поворачивают по часовой стрелке.
При этом стержень 5 продвинет шарик 7, который перекроет канал а,
сообщающийся с топливным баком.
В отверстие в с резьбой ввернут полый болт 10,
которым присоединяют к крану наконечник 11 топливопровода, идущего от
бака к фильтру грубой очистки.
Для предотвращения вытекания топлива через зазор в резьбе кран имеет
сальник 6 из асбестового графитированного шнура, который можно поджимать
гайкой 3 через шайбу 2. С этой же целью в местах соединения наконечника
11 с корпусом и болтом 10 установлены алюминиевые прокладки 9.
Рис. 55. Фильтр грубой очистки топлива:
а — фильтр грубой очистки топлива; б — вид гофрированного стакана и
ленты фильтрующего элемента; 1—фильтрующий элемент; 2 — корпус; 3 и 10 —
полые болты; 4 и 7 — пробки; 5—передняя камера; 6 - пружина; 8 —
гофрированный стакан; 9—латунная лент.
Фильтр грубой очистки служит для очистки
топлива от крупных механических примесей.
В чугунный корпус 2 (рис. 55, а) фильтра через отверстие в его передней
стенке, закрываемое пробкой 4, вставлен фильтрующий элемент 1.
Пружина 6 прижимает фильтрующий элемент 1 к торцу внутренней расточки
корпуса. Нижняя часть корпуса имеет полость, называемую отстойником, и
отверстие, закрываемое пробкой 7.
Болтами 10 и 3 крепят наконечники топливопроводов.
Фильтрующий элемент 1 состоит из стального гофрированного стакана 8
(рис. 55, б), на который намотана латунная лента 9 специального профиля.
После намотки такой ленты на поверхности гофрированного цилиндра
образуется около 8 тыс. мелких щелей шириной 0,04—0,09 мм.
Топливо поступает из бака по топливопроводу через
болт 10 в корпус 2 и заполняет пространство вокруг фильтрующего элемента
I. Крупные механические примеси и вода, содержащиеся в топливе,
отстаиваются в отстойнике. Далее топливо, всасываемое подкачивающей
помпой, проходит через щели фильтрующего элемента. При этом механические
примеси задерживаются на наружной поверхности и в щелях фильтрующего
элемента.
Очищенное топливо проходит по гофрам цилиндра в переднюю часть корпуса и
затем по каналу в болте 3 и топливопроводу 16 (рис. 48) поступает к
подкачивающей помпе.
Подкачивающая помпа поршневого типа засасывает топливо при работе
дизеля через фильтр грубой очистки из топливного бака и подает его к
топливному насосу, продавливая через фильтр тонкой очистки, под
давлением 1,5—1,7 кГ/см2.
Подкачивающая помпа установлена на наружной стенке топливного насоса на
шпильках
и закреплена гайками. На помпе смонтирован насос
для ручной подкачки топлива. Помпа приводится в действие от второго
кулачка или эксцентрика валика топливного насоса.
В центральном отверстии чугунного корпуса 1 помпы (рис. 56, а и б)
перемещается стальной поршень 2. Пружина 3 прижимает поршень к торцу
стержня 5, противоположный торец которого упирается в роликовый
толкатель 8. Кроме того, на толкатель действует усилие пружины 4.
В гнезда, расточенные в корпусе, вставлены впускной 15 и перепускной 24
клапаны, которые прижаты к гнездам пружинами 14 и 23.
Топливо к корпусу помпы подводится по
топливопроводу с наконечником 29 и полому болту 30,
а отводится через полый болт 26 и топливопровод с наконечником 25.
При вращении валика 10 топливного насоса кулачок, набегая на ролик 6
толкателя, перемещает толкатель и поршень вперед (рис. 56, в). В
результате над поршнем (в полости А) давление повышается, а под поршнем
(в полости Б) создается разрежение. Вследствие этого впускной клапан 1-5
закроется, а перепускной 24 откроется, и топливо из полости А поступит
по каналу 9 в полость Б.
Когда ролик толкателя начнет сходить с кулачка, поршень под действием
пружины 3 будет перемещаться в обратном направлении
(рис. 56, г), и тогда над поршнем в полости А будет
создаваться разрежение, а под пориь нем в полости Б давление увеличится.
Впускной клапан 15 откроется, и топливо по каналу 31 будет засасываться
в полость А над поршнем. Одновременно топливо, находящееся под поршнем в
полости Б, будет нагнетаться по каналу 9 в топливопровод, ведущий к
фильтру.
Если по каким-либо причинам давление за подкачивающей помпой (например,
вследствие загрязнения фильтра, топливопроводов и т. д.) превысит
давление 1,5—1,7 кГ/см2, создаваемое пружиной 3, то перемещение поршня
прекратится, следовательно, прекратится и подача топлива.
Топливоподающую систему следует прокачивать ручным насосом при открытом
вентиле фильтра тонкой очистки для удаления из этой системы воздуха.
Насос работает следующим образом. При перемещении рукояткой поршня 17
вверх в цилиндре 18 под поршнем создается разрежение. В результате этого
открывается впускной клапан 15 и топливо засасывается в пространство под
поршнем. При обратном ходе поршня (вниз) давление в пространстве под
поршнем возрастает, впускной клапан закроется, а перепускной 24
откроется, и топливо из цилиндра по каналам в корпусе помпы будет
нагнетаться в фильтр.
После прокачивания топлива рукоятка 21 насоса должна быть навернута на
хвостовик крышки 20 до плотного перекрытия поршнем отверстия в днище
цилиндра 18. В противном случае при работе помпы через зазоры между
деталями ручного подкачивающего насоса будет подсасываться воздух, что
приведет к нарушению нормальной работы топливоподающей системы.
С 1962 года торец поршня 17 делается без шарика и для уплотнения на дно
цилиндра 18 установлена резиновая прокладка с отверстием в середине.
Фильтр тонкой очистки топлива предназначен для окончательной очистки
топлива от всех загрязняющих его твердых частиц и воды.
Фильтр установлен между подкачивающей помпой и топливным насосом.
Фильтр тонкой очистки (рис. 57) состоит из
чугунного корпуса 1, в нижней части которого имеется коробка с фланцем
13. Этим фланцем фильтр крепят к правой стенке блок-картера.
Внутренняя полость коробки корпуса соединена с водяной рубашкой
блок-картера. Горячая вода, проходящая через коробку, подогревает
топливо в фильтре. Топливо становится более жидким и легче просачивается
через фильтрующие элементы. Сверху к корпусу привернута болтами крышка
6, а снизу — поддон 15. Между корпусом и крышкой расположена чугунная
плита 4, к которой прикреплены четыре одинаковых фильтрующих элемента
12. Для уплотнения с обеих сторон плиты 4 установлены прокладки.
Фильтрующий элемент представляет собой сетчатую трубку 3, обернутую
фильтровальной бумагой 2, на которую намотано несколько рядов
хлопчатобумажной пряжи слабой крутки. Каждый фильтрующий элемент надет
на стержень 9 и упирается нижним торцом в шайбу 17, прикрепленную к
стержню. Верхние концы стержней проходят через отверстия в плите 4, а
нижние входят в отверстие в поддоне 15. На свободных концах стержней 9
установлены пружины 8, упирающиеся нижними торцами в выточки в плите, а
верхними — в шайбы 10, закрепленные на стержнях штифтами 7. В крышке 6
имеется вентиль 5 для выпуска воздуха. Выходное отверстие вентиля
сообщается каналами в крышке и корпусе, со сливной трубкой 18. В поддон
15 ввернута пробка 16, закрывающая отверстие для слива отстоя топлива.
Плита 4 разделяет полость внутри фильтра на две части: нижнюю — в
корпусе, где установлены фильтрующие элементы, и верхнюю— в крышке.
Топливо, подаваемое подкачивающей помпой, заполняет нижнюю часть фильтра
и продавливается через фильтрующие элементы 12, которые работают
параллельно. Проходя через намотку из пряжи и фильтровальную бумагу 2
внутрь сетчатой трубки 3, топливо очищается от мелких примесей и воды.
Очищенное топливо поднимается по зазорам между трубками и стержнями и по
кольцевым каналам между стержнями и отверстиями в плите поступает в
верхнюю часть фильтра. Из этой полости оно по вертикальному каналу 11 в
корпусе, полому болту 14 и топливопроводу поступает к топливному насосу.
В боковых стенках корпуса / сделаны отверстия с резьбой. В них
ввертывают полые болты, соединяющие корпус фильтра с наконечниками
топливопроводов, по которым в фильтр сливается топливо, просочившееся
через зазоры между деталями форсунок.
На щитке приборов в кабине трактора до 1965 года устанавливался
топливный манометр 3 (рис. 49), показывающий давление топлива после
фильтра тонкой очистки и позволяющий определять степень засоренности
фильтрующих элементов.
Давление при исправно работающем фильтре должно быть не менее 0,4 кГ/см2.
Если оно снизится до 0,2 кГ/см2, фильтрующие элементы фильтра тонкой
очистки топлива нужно заменить.
Для устранения колебаний стрелки манометра вследствие пульсирующей
подачи топлива подкачивающей помпой перед манометром устанавливался
бачок-компенсатор 21, заполненный воздухом. Топливо, поступающее в
бачок-компенсатор, сжимало в нем воздух, вследствие чего колебания
давления топлива в трубке, идущей к манометру, сглаживались.