Топливный бак, фильтры и подкачивающая помпа дизеля Д-54А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

§ 28.

Топливный бак, фильтры и подкачивающая помпа дизеля Д-54А

Топливный бак 1 (рис. 48) емкостью 250 л расположен сзади сиденья тракториста. Он изготовлен из листовой стали. Сверху бак имеет горловину 11 (рис. 53), в которую вставлен сетчатый фильтр 10, очищающий топливо при заливке в бак, и мерная линейка 8 для определения количества топлива в баке.

Фильтр 10 сверху закреплен пружинным кольцом 7. На горловину 11 навертывают крышку 6.
Внутри крышка разделена перегородками и заполнена фильтрующей набивкой 2 из стальной проволоки. С внутренней стороны фильтрующая набивка закрыта прокладкой 4 и стальной шайбой 5, закрепленными болтом 3, в котором просверлен сквозной канал.

По мере опорожнения бака он заполняется воздухом, проходящим через отверстие 1 в крышке, набивку 2, очищающую воздух от пыли, и канал в болте 3.

Отверстие 1 всегда должно быть чистым. Если оно будет забито, то в баке работающего дизеля давление станет меньше атмосферного и топливо не будет поступать в фильтр грубой очистки.

В днище бака имеются сливной 23 (рис. 49) кран для удаления отстоя топлива из бака и расходный кран (рис. 54) для отъединения бака от остальной части системы питания.

Для закрытия топливного крана ручку 4 поворачивают по часовой стрелке. При этом стержень 5 продвинет шарик 7, который перекроет канал а, сообщающийся с топливным баком.

 

В отверстие в с резьбой ввернут полый болт 10, которым присоединяют к крану наконечник 11 топливопровода, идущего от бака к фильтру грубой очистки.

Для предотвращения вытекания топлива через зазор в резьбе кран имеет сальник 6 из асбестового графитированного шнура, который можно поджимать гайкой 3 через шайбу 2. С этой же целью в местах соединения наконечника 11 с корпусом и болтом 10 установлены алюминиевые прокладки 9.

 

 

 

Рис. 53. Горловина топливного бака и ее крышка:
1 — отверстие в крышке; 2 — набивка; 3—болт; 4 — прокладка; 5 — шайба; 6—крышка; 7—пружинное кольцо; 8 — мерная линейка; 9 — трубка; 10 — сетчатый фильтр: 11 — горловина топливного бака.

 

 

 

 

 

Рис. 54. Топливный кран:

1 — корпус; 2 — шайба; 8 — гайка; 4 — ручка; 5 — стержень: 6 — сальник; 7 — шарик; 8 — пружина; 9 — прокладка; 10 — полый болт; 11/ — наконечник топливопровода; а — вертикальный канал: б — горизонтальный канал; в — отверстие.

 

 

 

 

Рис. 55. Фильтр грубой очистки топлива:
а — фильтр грубой очистки топлива; б — вид гофрированного стакана и ленты фильтрующего элемента; 1—фильтрующий элемент; 2 — корпус; 3 и 10 — полые болты; 4 и 7 — пробки; 5—передняя камера; 6 - пружина; 8 — гофрированный стакан; 9—латунная лент.

 

 

 

Фильтр грубой очистки служит для очистки топлива от крупных механических примесей.

В чугунный корпус 2 (рис. 55, а) фильтра через отверстие в его передней стенке, закрываемое пробкой 4, вставлен фильтрующий элемент 1.

Пружина 6 прижимает фильтрующий элемент 1 к торцу внутренней расточки корпуса. Нижняя часть корпуса имеет полость, называемую отстойником, и отверстие, закрываемое пробкой 7.

Болтами 10 и 3 крепят наконечники топливопроводов.

Фильтрующий элемент 1 состоит из стального гофрированного стакана 8 (рис. 55, б), на который намотана латунная лента 9 специального профиля. После намотки такой ленты на поверхности гофрированного цилиндра образуется около 8 тыс. мелких щелей шириной 0,04—0,09 мм.

 

Топливо поступает из бака по топливопроводу через болт 10 в корпус 2 и заполняет пространство вокруг фильтрующего элемента I. Крупные механические примеси и вода, содержащиеся в топливе, отстаиваются в отстойнике. Далее топливо, всасываемое подкачивающей помпой, проходит через щели фильтрующего элемента. При этом механические примеси задерживаются на наружной поверхности и в щелях фильтрующего элемента.

Очищенное топливо проходит по гофрам цилиндра в переднюю часть корпуса и затем по каналу в болте 3 и топливопроводу 16 (рис. 48) поступает к подкачивающей помпе.

 


Подкачивающая помпа поршневого типа засасывает топливо при работе дизеля через фильтр грубой очистки из топливного бака и подает его к топливному насосу, продавливая через фильтр тонкой очистки, под давлением 1,5—1,7 кГ/см2.

Подкачивающая помпа установлена на наружной стенке топливного насоса на шпильках

и закреплена гайками. На помпе смонтирован насос для ручной подкачки топлива. Помпа приводится в действие от второго кулачка или эксцентрика валика топливного насоса.

В центральном отверстии чугунного корпуса 1 помпы (рис. 56, а и б) перемещается стальной поршень 2. Пружина 3 прижимает поршень к торцу стержня 5, противоположный торец которого упирается в роликовый толкатель 8. Кроме того, на толкатель действует усилие пружины 4.

В гнезда, расточенные в корпусе, вставлены впускной 15 и перепускной 24 клапаны, которые прижаты к гнездам пружинами 14 и 23.

Топливо к корпусу помпы подводится по

топливопроводу с наконечником 29 и полому болту 30, а отводится через полый болт 26 и топливопровод с наконечником 25.

При вращении валика 10 топливного насоса кулачок, набегая на ролик 6 толкателя, перемещает толкатель и поршень вперед (рис. 56, в). В результате над поршнем (в полости А) давление повышается, а под поршнем (в полости Б) создается разрежение. Вследствие этого впускной клапан 1-5 закроется, а перепускной 24 откроется, и топливо из полости А поступит по каналу 9 в полость Б.

Когда ролик толкателя начнет сходить с кулачка, поршень под действием пружины 3 будет перемещаться в обратном направлении

(рис. 56, г), и тогда над поршнем в полости А будет создаваться разрежение, а под пориь нем в полости Б давление увеличится. Впускной клапан 15 откроется, и топливо по каналу 31 будет засасываться в полость А над поршнем. Одновременно топливо, находящееся под поршнем в полости Б, будет нагнетаться по каналу 9 в топливопровод, ведущий к фильтру.

Если по каким-либо причинам давление за подкачивающей помпой (например, вследствие загрязнения фильтра, топливопроводов и т. д.) превысит давление 1,5—1,7 кГ/см2, создаваемое пружиной 3, то перемещение поршня прекратится, следовательно, прекратится и подача топлива.

Топливоподающую систему следует прокачивать ручным насосом при открытом вентиле фильтра тонкой очистки для удаления из этой системы воздуха. Насос работает следующим образом. При перемещении рукояткой поршня 17 вверх в цилиндре 18 под поршнем создается разрежение. В результате этого открывается впускной клапан 15 и топливо засасывается в пространство под поршнем. При обратном ходе поршня (вниз) давление в пространстве под поршнем возрастает, впускной клапан закроется, а перепускной 24 откроется, и топливо из цилиндра по каналам в корпусе помпы будет нагнетаться в фильтр.

После прокачивания топлива рукоятка 21 насоса должна быть навернута на хвостовик крышки 20 до плотного перекрытия поршнем отверстия в днище цилиндра 18. В противном случае при работе помпы через зазоры между деталями ручного подкачивающего насоса будет подсасываться воздух, что приведет к нарушению нормальной работы топливоподающей системы.

С 1962 года торец поршня 17 делается без шарика и для уплотнения на дно цилиндра 18 установлена резиновая прокладка с отверстием в середине.

Фильтр тонкой очистки топлива предназначен для окончательной очистки топлива от всех загрязняющих его твердых частиц и воды.

Фильтр установлен между подкачивающей помпой и топливным насосом.

 

 

 

Рис. 56. Подкачивающая помпа:

а — разрез; б — детали; в, г — схемы действия помпы; I — корпус помпы; 2 — поршень; 3 — пружина поршня;
4 — пружина толкателя; 5 — стержень; 6 — ролик; 7 — ось ролика; 8 — толкатель; 9 — канал; 10 —валик топливного насоса; 11 — прокладка; 12— пробка; 13— канал; 14—пружина клапана; 15 — впускной клапан; 16—шарик; 17—поршень; 18 — цилиндр насоса для ручной подкачки топлива;
19 — шток; 20 — крышка цилиндра; 21 — рукоятка; 22—пробка; 23—пружина клапана; 24—перепускной клапан; 25 — наконечник; 26 — болт; 27 и 28 — прокладки; 29 — двойной наконечник; 30 — болт; 31 — канал.

 

 

 

Фильтр тонкой очистки (рис. 57) состоит из чугунного корпуса 1, в нижней части которого имеется коробка с фланцем 13. Этим фланцем фильтр крепят к правой стенке блок-картера.

Внутренняя полость коробки корпуса соединена с водяной рубашкой блок-картера. Горячая вода, проходящая через коробку, подогревает топливо в фильтре. Топливо становится более жидким и легче просачивается
через фильтрующие элементы. Сверху к корпусу привернута болтами крышка 6, а снизу — поддон 15. Между корпусом и крышкой расположена чугунная плита 4, к которой прикреплены четыре одинаковых фильтрующих элемента 12. Для уплотнения с обеих сторон плиты 4 установлены прокладки.

Фильтрующий элемент представляет собой сетчатую трубку 3, обернутую фильтровальной бумагой 2, на которую намотано несколько рядов хлопчатобумажной пряжи слабой крутки. Каждый фильтрующий элемент надет на стержень 9 и упирается нижним торцом в шайбу 17, прикрепленную к стержню. Верхние концы стержней проходят через отверстия в плите 4, а нижние входят в отверстие в поддоне 15. На свободных концах стержней 9 установлены пружины 8, упирающиеся нижними торцами в выточки в плите, а верхними — в шайбы 10, закрепленные на стержнях штифтами 7. В крышке 6 имеется вентиль 5 для выпуска воздуха. Выходное отверстие вентиля сообщается каналами в крышке и корпусе, со сливной трубкой 18. В поддон 15 ввернута пробка 16, закрывающая отверстие для слива отстоя топлива.

Плита 4 разделяет полость внутри фильтра на две части: нижнюю — в корпусе, где установлены фильтрующие элементы, и верхнюю— в крышке. Топливо, подаваемое подкачивающей помпой, заполняет нижнюю часть фильтра и продавливается через фильтрующие элементы 12, которые работают параллельно. Проходя через намотку из пряжи и фильтровальную бумагу 2 внутрь сетчатой трубки 3, топливо очищается от мелких примесей и воды.

Очищенное топливо поднимается по зазорам между трубками и стержнями и по кольцевым каналам между стержнями и отверстиями в плите поступает в верхнюю часть фильтра. Из этой полости оно по вертикальному каналу 11 в корпусе, полому болту 14 и топливопроводу поступает к топливному насосу.

В боковых стенках корпуса / сделаны отверстия с резьбой. В них ввертывают полые болты, соединяющие корпус фильтра с наконечниками топливопроводов, по которым в фильтр сливается топливо, просочившееся через зазоры между деталями форсунок.

На щитке приборов в кабине трактора до 1965 года устанавливался топливный манометр 3 (рис. 49), показывающий давление топлива после фильтра тонкой очистки и позволяющий определять степень засоренности фильтрующих элементов.

Давление при исправно работающем фильтре должно быть не менее 0,4 кГ/см2. Если оно снизится до 0,2 кГ/см2, фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива нужно заменить.

Для устранения колебаний стрелки манометра вследствие пульсирующей подачи топлива подкачивающей помпой перед манометром устанавливался бачок-компенсатор 21, заполненный воздухом. Топливо, поступающее в бачок-компенсатор, сжимало в нем воздух, вследствие чего колебания давления топлива в трубке, идущей к манометру, сглаживались.

 

 

 

Рис. 57. Фильтр тонкой очистки топлива:
1 — корпус фильтра; 2 — фильтровальная бумага; 5—сетчатая трубка; 4 — плита; 5 — продувочный вентиль; 6 — крышка корпуса; 7 — штифт; 8 - пружина 9 — стержень; 10 — шайба пружины; 11- канал в корпусе;
12 — фильтрующий элемент; 13 — фланец корпуса; 14 — болт; 15 — поддон корпуса; 16 — пробка; 17 — шайба; 18 — сливная трубка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..