Трактор Т-40, Т-40А. Техническое обслуживание реле-регулятора
Установленный на тракторе реле-регулятор служит для автоматического
включения генератора в электрическую сеть трактора, поддержания
постоянного напряжения в сети и защиты генератора от перегрузок.
Реле-регулятор размещен внутри кабины с левой стороны по ходу трактора,
состоит он из трех автоматически действующих электромагнитных приборов,
смонтированных на общей панели и заключенных в общий кожух: реле
обратного тока, ограничителя тока и регулятора напряжения.
Электрическая схема реле-регулятора показана на рис. 78.
Реле-регулятор имеет три вывода (зажима) с маркировкой Б (батарея), Я
(якорь) и Ш (шунт). Зажимы Я и Ш соединяются с соответствующими зажимами
генератора, а зажим Б — с потребителями тока и через амперметр соединен
с батарей. Винт М на корпусе реле-регулятора соединяется с корпусом
(«Массой») генератора. Схемы проверки реле-регулятора показаны на
рисунках 79 и 80.
Реле Обратного тока автоматически включает генератор в сеть, когда его
напряжение становится выше напряжения аккумуляторной батареи, и
отключает генератор от сети, когда его напряжение становится ниже
напряжения батареи.
Ограничитель тока предохраняет генератор от
перегрузки. Он представляет собой электромагнит с подвижным якорем,
контактами, размыкающимися при притягивании якоря к сердечнику, и
спиральной пружиной, которая противодействует этому притяжению.
Регулятор напряжения поддерживает напряжение генератора в заданных
пределах при изменении во время эксплуатации числа оборотов якоря
генератора и величины нагрузки.
Техническое обслуживание реле-регулятора:
1. Проверьте затяжку болтов клемм и крепление
самого реле-регулятор а. Нельзя допускать загрязнения клеммовых
соединений.
2. Реле-регулятор в эксплуатации требует периодической проверки и
регулировки по мере надобности.
Проверку электрической регулировки реле-регулятора производите после
1920 часов работы трактора, а также при обнаружении неправильной зарядки
аккумуляторной батареи. Проверку производите на специальном стенде при
рабочем положении реле-регулятора.
Допускается также проверка непосредственно на тракторе. При этом не
проверяйте нагретый реле-регулятор непосредственно после остановки
двигателя, реле-регулятор охладите до окружающей температуры. При
проверке требуются следующие измерительные приборы:
а) вольтметр постоянного тока со шкалой до 30 в класса не ниже 1,0;
б) амперметр постоянного тока со шкалой 30—0— 30, класса не ниже 1,5;
в) тахометр со шкалой не менее 500 об/мин или счетчик числа оборотов.
Рис. 78. Электрическая схема реле-регулятора:
РОТ — реле обратного тока: ОТ — ограничитель тока; PH — регулятор
напряжения; Н — начало обмотки; К — конец обмотки; ОВ — обмотка
возбуждения; Л и 3 — положения регулировочного винта посезонной
регулировки (Л — «Лето», винт завернут; 3 — «Зима», винт вывернут).