Трактор Т-40, Т-40А. Замена коренных и шатунных вкладышей двигателя
Д37М
Зазоры в подшипниках проверяйте путем измерения диаметров шейки вала и
соответствующих ей вкладышей, зажатых крышками в постели картера (или
шатуна).
Измерения производите в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема
подшипников.
При зазоре в шатунных 0,4 мм и в коренных подшипниках 0,35 мм и
овальности шеек 0,15 мм перешлифуйте шейки вала и замените вкладыши.
Шейки коленчатого вала изготавливаются двух стандартов (номиналов),
которые приведены в таблице 6.
Таблица б
Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены
по размеру первого стандарта, специального обозначения не имеют. Валы,
коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру второго
стандарта, имеют на восьмой щеке обозначение «2КШ».
На валах, коренные шейки которых изготовлены по первому стандарту, а
шатунные — по второму, нанесено обозначение «2Ш». На валах, коренные
шейки которых выполнены по второму стандарту, а шатунные — по первому,
нанесено обозначение «2К». Номер стандарта вкладышей шатунных и коренных
подшипников нанесен на наружной цилиндрической поверхности каждой
половинки вкладыша.
На вкладышах первого стандарта нанесено обозначение «1Н», на вкладышах
второго стандарта — «2Н». Устанавливать на данный вал вкладыши иного
стандарта, не соответствующего
условному обозначению на валу, запрещается. Нельзя
также устанавливать верхний вкладыш вместо нижнего и наоборот.
При подборе коренных вкладышей обратите внимание на их комплектность. О
комплектности вкладышей судят по номерам (кроме номера стандарта и марки
двигателя), нанесенным на вкладышах.
В таблице 7 приведены номера вкладышей коренных подшипников.
Таблица 7
№ коренного
вкладыша
Наименование
вкладыша
15В
Верхняя
половинка вкладыша первого и пятого
1245Н
подшипников
Нижняя
половинка вкладыша первого, второго,
24В
четвертого и
пятого подшипников
Верхняя
половника вкладыша второго и чет
3В
вертого
подшипников
Верхняя
половинка вкладыша третьего под
3Н
шипника
(установочного)
Нижняя
половинка вкладыша третьего подшипника (установочного)
Верхнюю и нижнюю половинки вкладышей, поставляемых
в запасные части, подбирают на заводе-изготовителе. Нарушение
комплектности двух половинок вкладышей недопустимо.
Кроме двух производственных стандартов, существуют четыре ремонтных
размера шатунных и коренных вкладышей, которые обозначаются следующим
образом: вкладыши первого ремонтного размера Р1, вкладыши второго
ремонтного размера Р2 и т. д. Аналогичная маркировка наносится на
боковой поверхности упорных полуколец только ремонтных размеров.
При перешлифовке шеек коленчатого вала на ремонтный размер выдержите
размеры шеек, указанные в таблице 6, и соответственно полученному
ремонтному размеру после перешлифовывания подберите и установите
вкладыши, как было указано ранее.
В процессе шлифования строго вы-держите радиус кривошипа, равный 60±0,09
мм, и радиус переходных галтелей 5~0,5 мм, так как при увеличении
радиуса кривошипа возможен удар поршня в клапан или головку цилиндра, а
при уменьшении радиуса галтели вероятны поломки коленчатого вала. Острые
кромки масляных каналов на шейках следует тщательно закруглять, а
поверхности шеек и переходных галтелей — полировать.
При сборке шатунных и коренных подшипников категорически запрещается
производить:
а) шабровку рабочих поверхностей вкладышей;
б) подпиловку крышек коренных подшипников, а также ставить прокладки в
стыке вкладышей и между вкладышем и его постелью;
в) раскомплектовывать вкладыши подшипников, а также устанавливать их на
другую шейку вала;
г) переставлять крышки нижней головки шатуна с одного шатуна на другой
или переворачивать их;
д) постановку шатунных болтов и шпилек подшипников с вытянутой или
сорванной резьбой;
е) регулировку зазора в подшипниках неполной затяжкой шатунных болтов и
гаек, шпилек коренных подшипников;
ж) стопорение гаек, шпилек коренных подшипников пластинами, бывшими в
употреблении более двух раз (второй раз пластины могут быть использованы
при условии отсутствия трещин и смятия поверхности под гай-ку).
Перед сборкой кривошипно-шатунного механизма все маслоподводящие каналы
в картере и коленчатом валу, а также полости шатунных шеек очистите,
промойте дизельным топливом и продуйте сжатым воздухом. При укладке
коленчатого вала в коренные подшипники и сборке шатунных подшипников
обеспечьте надлежащую чистоту рабочих поверхностей вкладышей и шеек
вала. Обнаруженные забоины, вмятины, заусенцы и риски, тщательно
зачистите.
Постели и наружные поверхности вкладышей протрите насухо, а шейки вала
смажьте топким слоем дизельного масла. При установке вкладыша в постель
следите за тем, чтобы фиксирующий усик попал в
канавку постели гнезда. Фиксирующие усики верхнего и нижнего вкладышей
расположите в одну сторону по отношению к коленчатому валу. Затяжку гаек
шпилек коренных подшипников производите с усилием 28—32 кгс на плече 0,5
м.
Специальный болт крепления ведущего шкива вентилятора затяните до отказа
усилием 38—42 кгс на плече 0,5 м.
Правильно уложенный коленчатый вал должен свободно вращаться в затянутых
подшипниках без признаков заеданий, а нижние головки шатунов должны
перемещаться вдоль шеек от усилия руки или при легком постукивании по
ним молотком.
При демонтаже двигателя замените тугоплавкую смазку в переднем
подшипнике вала муфты сцепления, расположенного в расточке маховика.