|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
Глава 1
СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ БОКСА
Первоначальной формой современного бокса был кулачный бой, возникший еще на ранних ступенях развития человеческого общества. Кулачный бой как единоборство был распространен, начиная с первобытнообщинного строя, во всех социально-экономических формациях. В каждом периоде развития человеческого общества кулачный бой имел различные формы.
КУЛАЧНЫЕ БОИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
Первые следы кулачного боя мы находим в Вавилоне (3000 лет до н. э.). Рельефные изображения сцен кулачного боя, найденные в гробницах фараонов, свидетельствуют о существовании этого вида единоборства в Древнем Египте (рис. 1). Остался ряд рисунков и барельефов, изображающих кулачный бой (рис. 2) в эпоху крито-микенской культуры, предшествовавшей развитию греческого государства. Более полные сведения о развитии кулачного боя в античном мире дошли до нас из истории Древней Греции, где он был одним из популярных упражнений. Основными источниками, по которым мы можем судить о кулачном бое в этот период, служат произведения античных писателей, отражавшие древние обычаи и традиции греков. Описание кулачного боя в «Илиаде» Гомера дает представление об условиях и характере кулачного боя X—XII вв. до н. э. Бойцы обвивали кисти рук ремнями «из кожи быка полевого». Бой велся на земляной арене, окруженной зрителями. На состязание бойцы выходили в сопровождении друзей. Победители получали призы. В Спарте кулачный бой входил в получившую широкую известность «спартанскую систему» воспитания юношей, направленную на подготовку воина и угнетателя илотов.
Кулачный бой был составной частью
различных атлетических игр. В программу олимпийских игр он впервые был
включен с XXIII Олимпиады (
До конца IV в. до н. э. для обмотки кулака употреблялись мягкие ремни из сыромятной или пропитанной маслом кожи, так называемые «мейлихай». Они служили, подобно современным бинтам, для защиты рук от повреждений. Противники сражались без ограничения времени, до исхода боя, т. е. пока один из про-тивников оказывался не в состоянии вести дальше бой. Разделение бойцов по весу не было известно грекам. Пары составлялись по жребию. Судьи (гелланодики) на олимпийских играх выбирались из лиц не моложе 40 лет, хорошо знавших технику и условия состязаний. Гелланодик — обязательная фигура на всех изображениях кулачного боя. В руке гелланодика — лоза, разветвленная на конце; прикосновением ее он вмешивался в действия бойцов. Обучение и тренировка происходили в особых школах — палестрах. Греческие кулачные бойцы в период расцвета олимпийских игр вели бой в выпрямленной боевой стойке (рис. 3). В основе действий греческого кулачного бойца были быстрота и ловкость. В период начавшегося в V в. до н. э. упадка Греции спортивные состязания стали принимать сугубо зрелищный характер. В тот же период появились и профессиональные кулачные бойцы. Кожаные бинты, употреблявшиеся в состязаниях на олимпийских играх, были заменены в профессиональном кулачном бою более грозными перчатками — «сфайрай» (греч.— шар). Это вооружение кулачного бойца состояло из двух частей, перчатки и толстого кольца, окружавшего суставы первых фаланг пальцев (рис. 4). Кольцо было сделано из трех полос кожи, оплетенных тонкими ремешками.
Во II в. до н. э. появились «цесты» — тяжелые перчатки со свинцом. В кулачных боях с цестами техника боя стала иной. Одну руку боец держал для зашиты вытянутой, а другой старался нанести удар в голову. Нередко победа присуждалась тому, кто дольше удерживал вытянутую руку. В Древнем Риме кулачный бой широко культивировался еще в царский период (VIII—VI вв. до н. э.) среди этрусков. В III в. до н. э., когда в Римской республике широко распространились зрелища на аренах амфитеатров, кулачные бои были любимым развлечением плебса. Кулачные бои были популярны в Древнем Риме и в период империи. В I в. до н. э. в предместьях Рима устраивались бои для императора Октавиана Августа. В средние века кулачные бои в числе народных упражнений Западной Европы упоминаются редко, не входят они и в рыцарскую систему воспитания.
КУЛАЧНЫЕ БОИ У НАРОДОВ СТРАН СНГ
На территории нашей страны кулачный бой появился в древности у славян. Уже тогда характерным признаком его было возрастное подразделение участников. В одной из разновидностей кулачного боя — «стенка на стенку» — постепенно вступали в бой как бы три боевые линии: первая — кулачные бойцы-подростки, вторая — юноши и молодежь, третья — женатые. В период образования Киевского государства кулачные бои — «стенка на стенку» и «один на один» — были у славян одним из средств воспитания стойкости, смелости, ловкости и физической силы. В период формирования русского централизованного государства (XV—XVII вв.) кулачный бой был одним из элементов складывавшейся в то время самобытной народной системы физического воспитания. При Иване IV, согласно «Судебнику Государя Великого», проводились судебные поединки, для которых нанимали кулачных бойцов-профессионалов. Бои-поединки были строго регламентированы. В кулачных боях, проводимых в то время, было также два вида состязаний: массовые бои «стенка на стенку» (рис. 5) и одиночные бои — единоборство (рис. 6).
Основное место принадлежало «стенке», представлявшей собой организованный массовый бой, где строго различались стороны «своя» и «чужая». Название «стенка» произошло от традиционно установившегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на «противника». Главной тактической задачей каждой из сторон было прорвать «стенку» противника, внести смятение в его ряды, прогнать его с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Везде, где происходили кулачные бои, имелись традиционные места для боя. Зимой обычно встречались на льду реки. Так, в XIX в. в Москве излюбленными местами для кулачных боев были: на Москве-реке — у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей, у Воробьевых гор, в Петербурге — на Неве, у Нарвской заставы. В кулачных боях строго соблюдались неписаные правила, передававшиеся из поколения в поколение. Бой можно было вести голыми кулаками или в рукавицах. Никаких твердых предметов, называемых «закладками», или пятаков, зажимаемых в ладони, чтобы крепче сжать кулак и усилить тем самым действие ударов, иметь под рукавицами не полагалось. Нападать на противника разрешалось только спереди. Запрещалось нападать на упавшего противника, бить с «подножкой», наносить удары ногами или головой. Нарушение этих правил строго преследовалось, а виновного наказывали сами бойцы, оберегавшие традиционную честность кулачного боя. Правила кулачного боя (как и другие его стороны) нашли отражение во многих пословицах и поговорках. Пословицы «лежачего не бьют», «лежачий в драку не ходит» свидетельствуют о благородстве русских бойцов в единоборстве. Поговорка «не силой бьются, а сноровкой» говорит о стремлении народа видеть в бою не только силу, но и ловкость. Классическим примером отражения кулачного боя в русской литературе служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная М. Ю. Лермонтовым в 1837 г.
Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву-реку, кулачный бой, Разгуляться для праздника, потешиться
Кулачных бойцов, выдающихся по силе и боевым качествам, народ называл «надежа-бойцами». Эти бойцы приобретали громкую славу не только в своей округе, но и далеко за ее пределами. Из русских кулачных бойцов славились казанские, калужские и тульские: Алеша Родимый, Тереша Кункин, семейство Зубовых, Никита Долговяз и братья Походкины. Видными бойцами Петербурга в XVIII в. был приказный чиновник Ботин и фабричный Соколик. Этнограф А. В. Терещенко в своей книге «Быт русского народа» писал: «В Англии обратилась наша молодецкая забава в искусственный бокс. Там бьются сам друг и по правилам. Рассказывают, что некоторые из наших вельмож, гордясь своими бойцами, сводили их в Москве с боксерами»*.
Кулачные бои указом царя Алексея
Михайловича были запрещены. В соответствии с этим указом, в XVII—начале
XVIII вв. в Москве и Петербурге солдаты делали облавы на кулачных
бойцов, пойманных приводили в приказ и били батогами. Но привести в
приказ не так-то было легко. Товарищи часто нападали на конвой и
выручали арестованных. Упорство, с которым народ защищал свое право на
любимые состязания, заставило правительство Екатерины I ( Кулачные бои прекратили свое существование после Октябрьской революции, когда им на смену пришел бокс.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
|
|
|