Снегоход Ski-Doo tundra-550. Руководство - часть 4

 

  Главная      Учебники - Снегоходы     Снегоход Ski-Doo tundra-550 - руководство по эксплуатации 2010 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

Снегоход Ski-Doo tundra-550. Руководство - часть 4

 

 

14

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

При перевозке пассажира:

 

управляемость снегохода и эф-

фективность  торможения  сни-

жены.  Двигайтесь  на  понижен-

ной скорости, помните, что для 

совершения маневров и тормо-

жения  потребуется  большая, 

чем обычно, дистанция;

 

отрегулируйте  подвеску  с  учё-

том 

нагрузки, 

создаваемой 

пассажиром.

Инструкции  по  регулировке  подвески  при-
ведены в настоящем Руководстве.
Если Вы перевозите на снегоходе подрост-
ка  или  ребёнка,  то  следует  двигаться  ещё 
медленнее.  Чаще  контролируйте  посадку 
ребёнка:  он  должен  крепко  держаться  за 
задний поручень, а ступни его ног должны 
находиться на опорных площадках.

Разновидности трасс и 

условий движения

Движение по подготовленным трассам

При езде по подготовленным трассам опти-
мальной для водителя и пассажира являет-
ся  посадка  сидя.  Не  превышайте  установ-
ленную  допустимую  скорость  движения. 
Держитесь правой стороны, не виляйте по 
трассе, смещаясь от одного края к другому 
и обратно. Двигаясь по трассе, соблюдайте 
требования установленных дорожных зна-
ков  и  будьте  готовы  к  возможным  неожи-
данностям.

Движение по неподготовленным 

трассам

При отсутствии свежевыпавшего снега не-
подготовленная  трасса  может  напоминать 
профиль стиральной доски. Вам также бу-
дут встречаться сугробы. Движение по не-
подготовленным  трассам  на  высокой  ско-
рости опасно. Снизьте скорость движения. 
Крепко держитесь за руль и привстаньте с 
сиденья  (примите  положение  «полусидя»). 
Перенесите  ступни  ног  назад,  так  чтобы 
точки  опоры  ног  располагались  примерно 
под центром тяжести тела. Согните ноги в 
коленях  для  лучшей  амортизации  толчков 
и ударов со стороны неровностей профиля 
трассы. При длительном движении по про-
тяжённым участкам трассы с короткими по-
перечными неровностями («стиральная до-
ска»)  целесообразно  принять  положение 
«стоя с опорой на одно колено». Такая по-
садка  несколько  повышает  удобство  езды 
и  одновременно  позволяет  водителю  лег-

ко и быстро изменять распределение веса 
тела в поперечном направлении, управляя 
креном  и  курсовым  движением  снегохода. 
Остерегайтесь  камней  и  пней,  прикрытых 
свежевыпавшим снегом.

Движение по глубокому снегу

При  движении  по  глубокому  рассыпчато-
му  снегу  снегоход  может  начать  увязать. 
В  этом  случае  следует  насколько  можно 
плавнее  изменить  направление  движения 
и,  двигаясь  по  кривой  большого  радиуса, 
постараться  найти  участок  с  более  проч-
ным  снежным  покровом.  Если  Ваш  снего-
ход все же застрял, избегайте интенсивно-
го  буксования  гусеничного  движителя,  так 
как  это  приводит  к  дальнейшему  погруже-
нию снегохода в снег. Заглушите двигатель 
и  вытяните  снегоход  на  нетронутый  уча-
сток  снежного  покрова.  Затем  протопчи-
те колею перед снегоходом, уплотнив снег 
ногами. Обычно бывает достаточно подго-
товить  колею  длиной  полтора-два  метра. 
Снова  пустите  двигатель.  Примите  поло-
жение  «стоя»  и  осторожно  раскачивайте 
снегоход  из  стороны  в  сторону,  одновре-
менно плавно и медленно нажимая на ры-
чаг управления дросселем. В зависимости 
от  того,  какая  часть  снегохода  оказалась 
сильнее  погружена  в  снег  (передняя  или 
задняя), переместите ступни ног на проти-
воположный  конец  опорной  площадки  (на-
зад  или  вперёд).  Не  подкладывайте  ника-
ких  подручных  предметов  под  гусеничную 
ленту. Следите за тем, чтобы никто не на-
ходился спереди и сзади снегохода. Во из-
бежание  травм  держите  ноги  подальше  от 
гусеничной ленты и вращающихся деталей 
гусеничного движителя.

Движение по ледяному покрову

Движение на снегоходе по льду замёрзших 
озёр  и  рек  может  представлять  опасность 
для жизни. Остерегайтесь таких трасс. На-
ходясь на незнакомой местности, узнайте у 
местных жителей или властей, в каком со-
стоянии  ледяной  покров,  есть  ли  удобные 
съезды и выезды на берег, подводные род-
ники, потоки с быстрым течением и другие 
опасные места. Не переправляйтесь через 
водную преграду по тонкому льду, который 
может  не  выдержать  вес  гружёного  снего-
хода. Переправа по льду может быть очень 
опасной,  если  Вы  не  соблюдаете  опреде-
лённые  меры  предосторожности.  На  льду 
любое  транспортное  средство,  включая 
снегоход,  обладает  плохой  управляемо-
стью.  Необходимая  для  разгона,  поворо-
та или торможения снегохода сила сцепле-

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

15

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

ния гусеничной ленты со льдом значитель-
но  снижена,  поэтому  продолжительность 
преодоления  подобных  участков  трассы 
многократно возрастает. На льду всегда су-
ществует опасность неуправляемого зано-
са  и  разворота.  Двигаясь  по  льду,  снизьте 
скорость и будьте внимательны. Оставляй-
те достаточно свободного места для безо-
пасной остановки снегохода или соверше-
ния поворота. В тёмное время суток будьте 
особенно осторожны.

Движение по плотному снегу

Ни  в  коем  случае  нельзя  недооценивать 
опасность движения на снегоходе по уплот-
нённому снежному покрову. В этих услови-
ях  сцепление  гусеничной  ленты  и  лыж  с 
опорной  поверхностью  может  оказаться 
недостаточным.  Снизьте  скорость  движе-
ния, избегайте интенсивных разгонов, рез-
ких поворотов и экстренного торможения.

Преодоление подъёмов

Встречаются  два  типа  холмов:  открытые 
холмы  с  редкой  растительностью  (и,  воз-
можно,  локальными  выходами  скальных 
пород)  и  холмы,  на  которые  можно  въе-
хать  только  прямо.  Рациональная  такти-
ка  преодоления  открытого  холма  состоит 
в том, что снегоход въезжает на уклон под 
углом  и  движется  по  зигзагообразной  тра-
ектории.  Примите  положение  «стоя  с  опо-
рой  на  колено».  Ваша  нога,  опирающаяся 
на  бортовую  площадку  снегохода,  долж-
на всегда находиться со стороны вершины 
холма.  При  разворотах  снегохода  в  конце 
участков зигзагообразной траектории соот-
ветствующим образом изменяйте свою по-
садку  на  снегоходе.  Преодолевая  подъем, 
поддерживайте  постоянную  безопасную 
скорость.  Для  преодоления  холма  второ-
го типа примите положение «стоя» и пред-
варительно разгоните снегоход на горизон-
тальном участке пути. При въезде на подъ-
ем ослабьте давление на рычаг дросселя, 
чтобы предотвратить интенсивное буксова-
ние гусеничного движителя.
В обоих случаях скорость снегохода долж-
на  быть  максимально  возможной  по  усло-
виям  безопасности  и  тяговым  возможно-
стям  снегохода.  При  достижении  верши-
ны склона снизьте скорость движения. Вы-
ключите двигатель и освободите лыжи, вы-
тянув их из снега, затем разверните снего-
ход носом в сторону подножия холма. Запу-
стите двигатель и, плавно нажимая на ры-
чаг дросселя, выведите снегоход из застре-
вания.  Займите  такое  положение  на  сиде-

нье, чтобы предотвратить возможное опро-
кидывание снегохода, и спуститесь к осно-
ванию холма.

Преодоление спусков

Безопасное движение под гору требует по-
стоянного  контроля  за  снегоходом.  При 
спуске с крутых склонов займите такое по-
ложение, чтобы центр тяжести Вашего тела 
находился как можно ниже. Держитесь обе-
ими  руками  за  руль  снегохода.  Слегка  на-
жимая  на  рычаг  дросселя,  поддерживай-
те  устойчивую  работу  двигателя  во  время 
спуска  с  горы.  Если  снегоход  стал  разго-
няться и скорость увеличилась до опасно-
го значения, осторожно притормозите сне-
гоход. Тормозить следует лёгкими частыми 
нажатиями на рычаг тормоза. Не допускай-
те блокировки гусеничной ленты тормозом.

Движение вдоль склона

При  движении  снегохода  вдоль  склона,  а 
также  при  подъёме  или  спуске  с  холма  по 
зигзагообразной  траектории  следует  при-
держиваться следующих правил. Водитель 
и пассажир должны перераспределить вес 
тела  на  борт  снегохода,  который  находит-
ся со стороны вершины холма. Это позво-
лит  более  надёжно  удерживать  снегоход 
в  равновесии.  Предпочтительная  посадка 
— «стоя с опорой на колено». Нога, которая 
опирается на ступню, должна располагать-
ся со стороны вершины холма, а нога, опи-
рающаяся коленом на сиденье, со стороны 
подошвы холма. Будьте готовы быстро пе-
ренести вес тела в ту или иную сторону. Но-
вичкам и малоопытным водителям не реко-
мендуется двигаться вдоль склонов и пре-
одолевать крутые склоны.

Движение по размокшему снегу

Перед  переправой  по  льду  через  водную 
преграду  разведайте  наличие  участков  с 
размокшим  снегом.  Если  колея  лыж  тем-
неет и на дне выступает вода, немедленно 
сверните со льда на берег. Старайтесь из-
бегать движения по размокшему снегу. Ку-
ски льда и брызги воды могут попадать на 
снегоходы, движущиеся вслед за Вами. Вы-
вести снегоход из размокшего снега быва-
ет достаточно сложно, а в некоторых случа-
ях невозможно.

Движение в тумане или во время 

снегопада

Туман и плотный снегопад сильно ухудша-
ют  видимость.  Если  Вы  вынуждены  дви-
гаться  в  этих  условиях,  снизьте  скорость 
и  включите  наружное  освещение.  Внима-
тельно следите за трассой, чтобы вовремя 

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

16

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

заметить  неожиданное  препятствие.  Под-
держивайте безопасную дистанцию до впе-
реди идущего снегохода. Это позволит не-
сколько  улучшить  условия  наблюдения  и 
иметь  запас  по  времени  для  принятия  ре-
шения в экстренной ситуации.

Движение по незнакомой местности

На  незнакомой  местности  двигайтесь  с 
особой  осторожностью.  Снизьте  скорость, 
чтобы  иметь  возможность  своевременно 
распознать  неожиданное  препятствие  на 
Вашем  пути:  забор,  ручей,  пересекающий 
трассу, крупные камни, впадину и пр. Любое 
из названных препятствий может прервать 
Вашу поездку и стать причиной серьёзных 
травм. Даже двигаясь по наезженной трас-
се,  будьте  предельно  осторожны  и  внима-
тельны.  Скорость  движения  должна  быть 
такой, чтобы Вы успевали оценивать обста-
новку за ближайшим поворотом трассы или 
внезапным понижением профиля трассы.

Слепящее действие солнца

В  солнечный  день  могут  возникнуть  раз-
личные  проблемы,  связанные  с  «ослепле-
нием»  и  усталостью  глаз.  Сверкающий  на 
солнце  снег  иногда  настолько  затрудняет 
наблюдение за трассой, что Вы можете не 
заметить  лощину,  ров  или  другое  опасное 
препятствие.  При  ярком  солнце  надевай-
те солнцезащитные очки с цветными свето-
фильтрами.

Скрытые препятствия

На  местности  могут  попадаться  препят-
ствия,  скрытые  под  слоем  снега.  Свернув 
с  подготовленной  трассы  или  двигаясь  по 
лесной дороге, снизьте скорость снегохода 
и будьте бдительны. Слишком высокая ско-
рость  движения  по  местности  может  пре-
вратить  в  очень  опасное  даже  весьма  не-
значительное препятствие. Удар о неболь-
шой камень или пенёк чреват потерей кон-
троля над снегоходом и серьёзными трав-
мами водителя и пассажира. Во избежание 
ненужного  риска  двигайтесь  по  наезжен-
ным и подготовленным трассам.

Провода

Всегда будьте внимательны к лежащим на 
земле  или  низко  расположенным  прово-
дам. Такие провода часто можно встретить 
на заброшенных территориях, где когда–то 
велась  сельскохозяйственная  деятель-
ность.  В  местах,  где  имеется  вероятность 
встретить  на  трассе  провода,  необходимо 
снизить скорость.

Преодоление препятствий и прыжки

Неожиданные  прыжки  снегохода  через  су-
гробы,  на  гребнях  валиков  от  плуга  сне-
гоочистителя  или  на  других  незамечен-
ных профильных препятствиях могут пред-
ставлять опасность. Вы сможете загодя за-
метить  препятствие  и  своевременно  сни-
зить  скорость,  если  будете  пользоваться 
солнцезащитными очками с цветными све-
тофильтрами  или  защитным  щитком  для 
лица.
Выполнение прыжков на снегоходе являет-
ся опасным упражнением. Если Вы неожи-
данно попали на естественный трамплин и 
оказались в воздухе, привстаньте на ногах 
и отклонитесь назад, чтобы придать снего-
ходу  наклон  на  корму  и  приподнять  лыжи. 
Удерживайте  руль  в  среднем  положении, 
соответствующем прямолинейному движе-
нию.  Перед  приземлением  снегохода  на-
жмите  на  рычаг  дросселя  и  приготовьтесь 
воспринять удар снегохода об опорную по-
верхность.  Согните  ноги  в  коленях,  чтобы 
лучше амортизировать вертикальный удар.

Прохождение поворотов

В  зависимости  от  состояния  снежного  по-
крова или трассы может применяться один 
из  двух  способов  поворота  снегохода.  В 
большинстве случаев для уверенного про-
хождения  криволинейных  участков  трас-
сы  необходимо  отклонять  тело  в  сторо-
ну  центра  поворота.  Перераспределение 
веса тела в поперечном направлении и до-
полнительная нагрузка на внутренний борт 
снегохода  создают  нужный  крен  гусенич-
ной ленты, опирающейся на снег. Чтобы до-
полнительно  нагрузить  внутреннюю  отно-
сительно центра поворота лыжу, нагнитесь 
и сместите тело максимально вперёд.
Иногда  развернуть  снегоход  на  глубоком 
снегу удаётся только вручную. Возьмитесь 
за передние рукоятки и постепенно повора-
чивайте снегоход вокруг задней точки опо-
ры.  Не  перенапрягайтесь.  Воспользуйтесь 
посторонней  помощью.  Помните:  подни-
мать тяжести надо за счёт усилия ног, а не 
спины.

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

17

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

mmo2 008 -003 -005

Пересечение дорог

В некоторых случаях Вам придётся пересе-
кать  дорогу,  проложенную  по  насыпи.  Вы-
берите  такое  место,  где  Вы  сможете  под-
няться по уклону насыпи земляного полот-
на наиболее безопасно. Привстаньте с си-
денья  на  ноги  и  разгоните  снегоход  лишь 
до  такой  скорости,  которая  необходима 
для  успешного  преодоления  уклона  насы-
пи. Въехав на насыпь, полностью останови-
те снегоход на обочине и пропустите транс-
порт,  следующий  по  дороге  в  обоих  на-
правлениях.  Пересеките  дорожное  полот-
но  в  перпендикулярном  направлении.  При 
съезде  с  дорожной  насыпи  вниз  переме-
стите центр тяжести тела и точки опоры ног 
максимально назад. Помните, что снегоход 
не рассчитан для движения по жёстким до-
рожным покрытиям, и усилия на руле могут 
возрасти.

Пересечение железнодорожных путей

Запрещается двигаться на снегоходе вдоль 
железнодорожного полотна. При пересече-
нии  железнодорожных  путей  остановите 
снегоход  и  оглядитесь.  В  условиях  недо-
статочной  видимости  прислушайтесь,  не 
приближается ли поезд.

Движение в ночное время

Суточное  изменение  естественной  осве-
щённости влияет на способность водителя 
визуально  оценивать  обстановку  на  трас-
се движения и на заметность Вашего снего-
хода для других участников движения. Во-
ждение снегохода в ночное время нежела-
тельно. Перед поездкой проверьте исправ-
ность  и  функционирование  приборов  на-
ружного освещения и сигнализации. Рассе-
иватели фары и фонарей должны быть чи-
стыми. Скорость движения должна быть та-
кой, чтобы Вы успели вовремя затормозить 
и остановиться при появлении перед снего-

ходом опасного предмета или препятствия. 
Двигайтесь  ночью  только  по  подготовлен-
ным трассам и никогда не съезжайте с них 
на  незнакомую  местность.  Избегайте  дви-
жения по замёрзшим рекам и озёрам. Пом-
ните, что проволочные растяжки, изгороди 
из  колючей  проволоки,  канатное  огражде-
ние дорог, ветви деревьев и другие подоб-
ные  препятствия  трудно  заметить  ночью. 
Никогда не отправляйтесь в ночную поезд-
ку на снегоходе в одиночку. Имейте с собой 
исправный  фонарь  аварийной  сигнализа-
ции. Держитесь дальше от жилых районов, 
чтобы не нарушать покой людей.

Движение в составе колонны

Перед  тем  как  отправиться  в  путь,  выбе-
рите  лидера  группы  и  замыкающего.  Все 
участники  поездки  должны  знать  предло-
женный  маршрут  движения  и  конечный 
пункт  назначения.  Убедитесь  в  наличии 
всех необходимых инструментов, запасных 
частей  и  достаточного  количества  топли-
ва и моторного масла. Никогда не обгоняй-
те на трассе лидера группы, а также другие 
снегоходы,  идущие  впереди.  Для  визуаль-
ной  сигнализации  об  опасности  или  изме-
нении  направления  движения  используй-
те  установленные  сигналы  (например,  от-
машку  рукой).  При  необходимости  оказы-
вайте  помощь  другим  водителям  снегохо-
дов. При движении в группе ВАЖНО соблю-
дать  безопасную  дистанцию  между  снего-
ходами.  Поддерживайте  дистанцию,  кото-
рая  обеспечит,  в  случае  необходимости, 
безопасную остановку снегохода. Постоян-
но контролируйте положение впереди иду-
щего снегохода.

Сигналы

Перед  остановкой  снегохода  подайте  знак 
следующим  за  Вами  водителям,  подняв 
вверх над головой правую или левую руку. 
Поворот  влево  обозначают  вытянутой  ле-
вой рукой, которая поднята в горизонталь-
ное положение. Для предупреждения о пра-
вом  повороте  поднимите  согнутую  в  лок-
те левую руку. При этом плечо руки должно 
располагаться  горизонтально,  а  предпле-
чье — вертикально. Каждый водитель сне-
гохода должен предупреждать едущих сза-
ди о предпринимаемых им маневрах.

Остановки на трассе

При остановке на трассе сверните в сторо-
ну.  Это  уменьшит  опасность  столкновения 
с другими снегоходами.

Знаки на трассе

Для предупреждения об опасных участках 

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..