Снегоход Ski-Doo Skandic. Руководство - часть 5

 

  Главная      Учебники - Снегоходы     Снегоход Ski-Doo Skandic - руководство по эксплуатации 2010 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Снегоход Ski-Doo Skandic. Руководство - часть 5

 

 

17

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

 

Пассажиры  должны  сидеть 

на  предназначенных  для  них 

местах.  Запрещается  зани-

мать  место  меж ду  рулём  и 

водителем.

 

Место 

пассажира 

должно 

быть оборудовано поручнями, 

лямками  или  ремнями  соглас-

но требованиям SSCC.

 

Пассажиры  и  водитель  долж-

ны  иметь  защитный  шлем  сер-

тифицированного образца и тё-

плую  одежду.  Следите,  чтобы 

не  было  обнажённых  участков 

тела.

 

Пассажир,  почувствовавший 

недомогание  во  время  поезд-

ки,  должен  немедленно  сооб-

щить  об  этом  водителю  и  по-

просить остановиться.

Быть  пассажиром  на  борту  снегохода  и 
быть водителем — это далеко не одно и то 
же.  В  руках  водителя  руль,  водитель  зна-

ет,  какой  маневр  он  совершит  в  следую-
щий  момент,  и  заранее  готовится  к  нему. 
А  пассажиру  остаётся  только  положить-
ся  на  осторожность  и  внимание  водите-
ля.  Водитель  видит  путь  впереди  гораздо 
лучше,  чем  пассажир.  Поэтому  водитель, 
взявший  на  борт  пассажира,  должен  плав-
но начинать движение и плавно тормозить; 
скорость  движения  должна  быть  снижена 

до  безопасного  уровня.  Вы,  как  водитель, 
должны предупреждать пассажира о крене, 
уклоне,  неровностях,  ветках  деревьев,  на-
висших  над  трассой,  поворотах  и  т.д.  Нео-
жиданный ухаб на трассе движения может 
привести к падению пассажира со снегохо-
да.  Объясните  пассажиру  необходимость 
наклоняться  вместе  с  Вами  к  центру  пово-
рота,  чтобы  удерживать  снегоход  от  опро-
кидывания. Двигаясь на снегоходе с пасса-
жиром, будьте особенно осторожны. Умень-
шите  привычную  скорость  движения  и  по-

стоянно держите под контролем поведение 

Вашего пассажира.

 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

При перевозке пассажира:

 

управляемость  снегохода  и 

эффективность 

торможения 

снижены.  Двигайтесь  на  пони-

женной скорости, помните, что 

для  совершения  маневров  и 

торможения  потребуется  боль-

шая, чем обычно, дистанция;

 

отрегулируйте  подвеску  с  учё-

том  нагрузки,  создаваемой 

пассажиром.

Инструкции  по  регулировке  подвески  при-
ведены в настоящем Руководстве.

Если Вы перевозите на снегоходе подрост-
ка  или  ребенка,  то  следует  двигаться  еще 
медленнее.  Чаще  контролируйте  посадку 
ребенка:  он  должен  крепко  держаться  за 
поручень,  а  ступни  его  ног  должны  нахо-
диться на опорных площадках.

Разновидности трасс и 

условий движения

Движение по подготовленным трас-

сам

При езде по подготовленным трассам опти-
мальной  для  водителя  и  пассажира  явля-

ется  посадка  сидя.  Не  превышайте  уста-
новленную допустимую скорость движения. 

Держитесь правой стороны, не виляйте по 

трассе, смещаясь от одного края к другому 

и обратно. Двигаясь по трассе, соблюдайте 

требования  установленных  дорожных  зна-

ков  и  будьте  готовы  к  возможным  неожи-
данностям.

Движение по неподготовленным 

трассам

При  отсутствии  свежевыпавшего  снега  не-
подготовленная  трасса  может  напоминать 
профиль  стиральной  доски.  Вам  также  бу-
дут  встречаться  сугробы.  Движение  по  не-
подготовленным  трассам  на  высокой  ско-
рости  опасно.  Снизьте  скорость  движе-
ния. Крепко держитесь за руль и привстань-

те с сиденья (примите положение «полуси-

дя»). Перенесите ступни ног назад, так что-
бы точки опоры ног располагались пример-
но под центром тяжести тела. Согните ноги 
в коленях для лучшей амортизации толчков 
и ударов со стороны неровностей профиля 

трассы.  При  длительном  движении  по  про-
тяженным участкам трассы с короткими по-

18

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

перечными неровностями («стиральная до-

ска»)  целесообразно  принять  положение 

«стоя  с  опорой  на  одно  колено».  Такая  по-

садка  несколько  повышает  удобство  езды 

и  одновременно  позволяет  водителю  лег-
ко и быстро изменять распределение веса 

тела в поперечном направлении, управляя 

креном  и  курсовым  движением  снегохода. 
Остерегайтесь  камней  и  пней,  прикрытых 

свежевыпавшим снегом.

Движение по глубокому снегу

При  движении  по  глубокому  рассыпчато-
му  снегу  снегоход  может  начать  увязать. 
В  этом  случае  следует  насколько  можно 
плавнее  изменить  направление  движения 
и,  двигаясь  по  кривой  большого  радиуса, 
постараться  найти  участок  с  более  проч-
ным  снежным  покровом.  Если  Ваш  снего-
ход все же застрял, избегайте интенсивно-
го  буксования  гусеничного  движителя,  так 
как  это  приводит  к  дальнейшему  погруже-
нию машины в снег. Заглушите двигатель и 
вытяните  снегоход  на  нетронутый  участок 

снежного покрова. Затем протопчите колею 

перед  снегоходом,  уплотнив  снег  ногами. 
Обычно  бывает  достаточно  подготовить 
колею  длиной  полтора–два  метра.  Сно-
ва  пустите  двигатель.  Примите  положение 

«стоя» и осторожно раскачивайте снегоход 

из стороны в сторону, одновременно плав-
но и медленно нажимая на рычаг управле-
ния  дросселем.  В  зависимости  от  того,  ка-
кая часть снегохода оказалась сильнее по-
гружена  в  снег  (передняя  или  задняя),  пе-
реместите ступни ног на противоположный 
конец  опорной  площадки  (назад  или  впе-
рёд).  Не  подкладывайте  никаких  подруч-
ных предметов под гусеничную ленту. Сле-
дите, чтобы никто не находился спереди и 

сзади снегохода. Во избежание травм дер-

жите ноги подальше от гусеничной ленты и 
вращающихся  деталей  гусеничного  движи-

теля.

Движение по ледяному покрову

Движение на снегоходе по льду замёрзших 

озёр  и  рек  может  представлять  опасность 
для жизни. Остерегайтесь таких трасс. На-
ходясь на незнакомой местности, узнайте у 
местных  жителей  или  властей,  в  каком  со-
стоянии  ледяной  покров,  есть  ли  удобные 
съезды и выезды на берег, подводные род-
ники, потоки с быстрым течением и другие 
опасные места. Не переправляйтесь через 
водную преграду по тонкому льду, который 
может  не  выдержать  вес  гружёного  снего-
хода. Переправа по льду может быть очень 

опасной,  если  Вы  не  соблюдаете  опреде-
лённые  меры  предосторожности.  На  льду 
любое  транспортное  средство,  включая 
снегоход,  обладает  плохой  управляемо-
стью.  Необходимая  для  разгона,  поворо-

та или торможения снегохода сила сцепле-

ния гусеничной ленты со льдом значитель-
но  снижена,  поэтому  продолжительность 
преодоления  подобных  участков  трассы 
многократно возрастает. На льду всегда су-
ществует  опасность  неуправляемого  зано-
са  и  разворота.  Двигаясь  по  льду,  снизьте 
скорость и будьте внимательны. Оставляй-

те  достаточно  свободного  места  для  безо-

пасной  остановки  снегохода  или  соверше-
ния поворота. В тёмное время суток будьте 
особенно осторожны.

Движение по плотному снегу

Ни  в  коем  случае  нельзя  недооценивать 

опасность движения на снегоходе по уплот-
нённому  снежному  покрову.  В  этих  усло-
виях сцепление гусеничной ленты и лыж с 
опорной поверхностью может оказаться не-
достаточным.  Снизьте  скорость  движения, 
избегайте  интенсивных  разгонов,  резких 
поворотов и экстренного торможения.

Преодоление подъёмов

Встречаются  два  типа  холмов:  открытые 
холмы  с  редкой  растительностью  (и,  воз-
можно,  локальными  выходами  скальных 
пород)  и  холмы  с  ограниченным  выбором 
маршрута преодоления. Рациональная так-

тика преодоления открытого холма состоит 

в том, что снегоход въезжает на уклон под 
углом  и  движется  по  зигзагообразной  тра-
ектории.  Примите  положение  «стоя  с  опо-
рой на колено».

Ваша нога, опирающаяся на бортовую пло-
щадку снегохода, должна всегда находить-

ся  со  стороны  вершины  холма.  При  разво-

ротах  снегохода  в  конце  участков  зигзаго-

образной траектории соответствующим об-

разом изменяйте свою посадку на снегохо-
де.  Преодолевая  подъем,  поддерживайте 
постоянную безопасную скорость. Для пре-

одоления  холма  второго  типа  примите  по-
ложение  «стоя»  и  предварительно  разго-
ните  снегоход  на  горизонтальном  участке 
пути. При въезде на подъем уменьшите по-

дачу  топлива,  чтобы  предотвратить  интен-

сивное буксование гусеничного движителя.

В обоих случаях скорость снегохода долж-
на  быть  максимально  возможной  по  усло-
виям  безопасности  и  тяговым  возможно-

стям  машины.  При  достижении  вершины 

19

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

склона снизьте скорость движения. Выклю-
чите  двигатель  и  освободите  лыжи,  вытя-

нув  их  из  снега,  затем  разверните  снего-
ход носом в сторону подножия холма. Запу-

стите  двигатель  и,  плавно  нажимая  на  ры-
чаг дросселя, выведите снегоход из застре-

вания.  Займите  такое  положение  на  сиде-
нье, чтобы предотвратить возможное опро-
кидывание снегохода, и спуститесь к осно-
ванию холма.

Преодоление спусков

Безопасное движение под гору требует по-

стоянного  контроля  над  снегоходом.  При 
спуске  с  крутых  склонов  займите  такое  по-
ложение, чтобы центр тяжести Вашего тела 

находился как можно ниже. Держитесь обе-
ими  руками  за  руль  снегохода.  Слегка  на-
жимая  на  рычаг  дросселя,  поддерживайте 
устойчивую работу двигателя во время спу-
ска с горы. Если снегоход стал разгоняться 
и скорость увеличилась до опасного значе-
ния, осторожно притормозите машину. Тор-
мозить  следует  лёгкими  частыми  нажатия-
ми на тормозной рычаг. Не допускайте бло-
кировки гусеничной ленты тормозом.

Движение вдоль склона

При  движении  снегохода  вдоль  склона,  а 

также  при  подъёме  или  спуске  с  холма  по 

зигзагообразной  траектории  следует  при-
держиваться следующих правил. Водитель 
и пассажир должны перераспределить вес 

тела  на  борт  снегохода,  который  находит-
ся  со  стороны  вершины  холма.  Это  позво-

лит  более  надёжно  удерживать  снегоход 
в  равновесии.  Предпочтительная  посадка 

— «стоя с опорой на колено». Нога, которая 

опирается на ступню, должна располагать-
ся со стороны вершины холма, а нога, опи-

рающаяся коленом на сиденье, со стороны 
подошвы  холма.  Будьте  готовы  быстро  пе-
ренести вес тела в ту или иную сторону. Но-
вичкам и малоопытным водителям не реко-
мендуется  двигаться  вдоль  склонов  и  пре-

одолевать крутые склоны.

Движение по размокшему снегу

Перед  переправой  по  льду  через  водную 
преграду  разведайте  наличие  участков  с 
размокшим  снегом.  Если  колея  лыж  тем-
неет и на дне выступает вода, немедленно 

сверните  со  льда  на  берег.  Старайтесь  из-
бегать  движения  по  размокшему  снегу.  Ку-
ски льда и брызги воды могут попадать на 
снегоходы, движущиеся вслед за вами. Вы-

вести  снегоход  из  размокшего  снега  быва-
ет достаточно сложно, а в некоторых случа-
ях невозможно.

Движение в тумане или во время 

снегопада

Туман  и  плотный  снегопад  сильно  ухудша-

ют  видимость.  Если  Вы  вынуждены  дви-
гаться  в  этих  условиях,  снизьте  скорость 
и  включите  наружное  освещение.  Внима-

тельно следите за трассой, чтобы вовремя 

заметить  неожиданное  препятствие.  Под-
держивайте безопасную дистанцию до впе-

реди  идущего  снегохода.  Это  позволит  не-

сколько  улучшить  условия  наблюдения  и 

иметь  запас  по  времени  для  принятия  ре-
шения в экстренной ситуации.

Движение по незнакомой местности

На незнакомой местности двигайтесь с осо-
бой  осторожностью.  Снизьте  скорость,  так 

чтобы  иметь  возможность  своевременно 

распознать  неожиданное  препятствие  на 
Вашем  пути:  забор,  ручей,  пересекающий 

трассу, крупные камни, впадину и пр. Любое 

из названных препятствий может прервать 
Вашу поездку и стать причиной серьёзных 

травм. Даже двигаясь по наезженной трас-
се,  будьте  предельно  осторожны  и  внима-
тельны.  Скорость  движения  должна  быть 
такой, чтобы Вы успевали оценивать обста-

новку за ближайшим поворотом трассы или 
внезапным понижением профиля трассы. 

Слепящее действие солнца

В  солнечный  день  могут  возникнуть  раз-
личные  проблемы,  связанные  с  «ослепле-
нием»  и  усталостью  глаз.  Сверкающий  на 

солнце  снег  иногда  настолько  затрудняет 

наблюдение за трассой, что Вы можете не 
заметить  лощину,  ров  или  другое  опасное 
препятствие. При ярком солнце обязатель-
но надевайте солнцезащитные очки с цвет-
ными светофильтрами.

Скрытые препятствия

На  местности  могут  попадаться  препят-

ствия,  скрытые  под  слоем  снега.  Свернув 
с  подготовленной  трассы  или  двигаясь  по 
лесной дороге, снизьте скорость снегохода 

и будьте бдительны. Слишком высокая ско-
рость  движения  по  местности  может  пре-
вратить  в  очень  опасное  даже  весьма  не-
значительное  препятствие.  Удар  о  неболь-
шой камень или пенёк чреват потерей кон-

троля  над  снегоходом  и  серьёзными  трав-

мами водителя и пассажира. Во избежание 
ненужного  риска  двигайтесь  по  наезжен-
ным и подготовленным трассам.

20

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

Провода

Всегда будьте внимательны к лежащим на 

земле или низко расположенным проводам. 

Такие  провода  часто  можно  встретить  на 

заброшенных территориях, где когда–то ве-
лась  сельскохозяйственная  деятельность. 

В  местах,  где  имеется  вероятность  встре-

тить  на  трассе  провода,  необходимо  сни-

зить скорость.

Преодоление препятствий

Неожиданные  прыжки  снегохода  через  су-
гробы,  на  гребнях  валиков  от  плуга  снегоо-

чистителя или на других незамеченных про-
фильных  препятствиях  могут  представлять 
опасность.  Вы  сможете  загодя  заметить 

препятствие  и  своевременно  снизить  ско-
рость,  если  будете  пользоваться  солнцеза-
щитными очками с цветными светофильтра-
ми или защитным щитком для лица.

Выполнение прыжков на снегоходе являет-

ся  опасным  упражнением.  Если  Вы  неожи-

данно попали на естественный трамплин и 
оказались в воздухе, привстаньте на ногах 
и отклонитесь назад, чтобы придать снего-
ходу  наклон  на  корму  и  приподнять  лыжи. 

Удерживайте  руль  в  среднем  положении, 
соответствующем  прямолинейному  движе-

нию.  Перед  приземлением  снегохода  на-
жмите  на  рычаг  дросселя  и  приготовьтесь 
воспринять удар снегохода об опорную по-
верхность.  Согните  ноги  в  коленях,  чтобы 
лучше амортизировать вертикальный удар.

Прохождение поворотов

В  зависимости  от  состояния  снежного  по-
крова или трассы может применяться один 
из  двух  способов  поворота  снегохода.  В 
большинстве  случаев  для  уверенного  про-
хождения  криволинейных  участков  трассы 
необходимо отклонять тело в сторону цен-

тра  поворота.  Перераспределение  веса 
тела в поперечном направлении и дополни-
тельная  нагрузка  на  внутренний  борт  сне-

гохода  создают  нужный  крен  гусеничной 
ленты, опирающейся на снег. Чтобы допол-
нительно  нагрузить  внутреннюю  относи-

тельно центра поворота лыжу, нагнитесь и 
сместите тело максимально вперёд.

Иногда  развернуть  снегоход  на  глубоком 

снегу удаётся только вручную. Возьмитесь 
за передние рукоятки и постепенно повора-
чивайте  снегоход  вокруг  задней  точки  опо-

ры.  Не  перенапрягайтесь.  Воспользуйтесь 

посторонней  помощью.  Помните:  подни-
мать тяжести надо за усилия счёт ног, а не 
спины.

mm o2 006-003 -005

Пересечение дорог

В некоторых случаях Вам придётся пересе-
кать  дорогу,  проложенную  по  насыпи.  Вы-
берите  такое  место,  где  Вы  сможете  под-
няться  по  уклону  насыпи  земляного  полот-
на  наиболее  безопасно.  Привстаньте  с  си-
денья  на  ноги  и  разгоните  снегоход  лишь 
до  такой  скорости,  которая  необходима 
для  успешного  преодоления  уклона  насы-
пи. Въехав на насыпь, полностью останови-

те снегоход на обочине и пропустите транс-

порт, следующий по дороге в обоих направ-
лениях.  Пересеките  дорожное  полотно  в 
перпендикулярном направлении. При съез-
де  с  дорожной  насыпи  вниз  переместите 
центр тяжести тела и точки опоры ног мак-

симально назад. Помните, что снегоход не 

предназначен для движения по жёстким до-
рожным покрытиям, и усилия на руле могут 
возрасти.

Пересечение железнодорожных путей

Запрещается двигаться на снегоходе вдоль 

железнодорожного  полотна.  При  пересе-

чении железнодорожных путей остановите 
снегоход и оглядитесь. В условиях недоста-
точной  видимости  прислушайтесь,  не  при-

ближается ли поезд.

Движение в ночное время

Суточное  изменение  естественной  осве-
щённости влияет на способность водителя 
визуально  оценивать  обстановку  на  трас-
се движения и на заметность Вашего снего-
хода  для  других  участников  движения.  Во-

ждение снегохода в ночное время нежела-

тельно.  Перед  поездкой  проверьте  исправ-

ность  и  функционирование  приборов  на-
ружного освещения и сигнализации. Рассе-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..