|
|
содержание .. 10 11 12 13 14 ..
11. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т
При полете с температурой воздуха 0°C и ниже включение электрообогрева ПВД и ТП-156 необходимо производить, не дожидаясь начала обледенения, до входа в облачность, туман, дождь или снег. В зависимости от условий обледенения противообледенительная система крыла и оперения должна работать непрерывно или периодически. В условиях обледенения слабой или средней интенсивности противообледенительная система крыла и оперения может работать непрерывно. В условиях обледенения большой интенсивности для предотвращения образования ледяных валов («барьерного льда») за носками крыла и оперения включение противообледенителей крыла оперения следует производить периодически в следующем порядке: а) выключить систему и не включать до тех пор, пока на бортовом указателе обледенения толщина льда не увеличится на 10—15 мм, после этого включить систему и сбросить лед с крыла и оперения; б) после освобождения крыла и оперения от льда снова выключить систему и в дальнейшем включать ее периодически, через промежутки времени, соответствующие нарастанию на указателе льда толщиной 10—15 мм. Периодические включения противообледенительной системы крыла и оперения значительно повышают эффективность ее работы в условиях обледенения большой интенсивности и обеспечивают в большинстве случаев «сухое» удаление льда (без затекания влаги и образования льда на необогреваемой части поверхности крыла и оперения). Противообледенительное устройство стекол кабины пилотов следует включать сразу же при попадании самолета в условия обледенения.
Пользование подогревом воздуха, поступающего в двигатели
При выполнении полетов в условиях обледенения и мокрого снегопада на сетках дроссельных коробок двигателей может происходить отложение льда, что приводит к падению давления наддува и нарушению работы двигателей. В связи с этим при полета в условиях обледенения или мокрого снегопада необходимо следить за наддувом. При снижении давления наддува, по сравнению с ранее установленным, необходимо открыть заслонки подогрева воздуха, поступающего в двигатели, и проверить его температуру по показаниям термометров, индикаторы которых установлены в кабине радиста. Заслонка открывается переводом переключателей, расположенных на центральном пульте, из среднего положения «Всасывающий патрубок» в положение «Подогрев». При этом загораются лампочки «Пылефильтр включен», и в двигатели одновременно с подачей нагретого воздуха из подкапотного пространства (через заслонки подогрева) поступает воздух через сетки пылефильтров. В полете на крейсерском режиме при открытии заслонок, воздух, поступающий в двигатели, нагревается на 30—40qC, при этом давление наддува уменьшается на 20—40 мм рт, ст.
После включения подогрева следует восстановить давление наддува рычагами управления дроссельными заслонками. Температура воздуха, поступающего в двигатель, не должна при включенном подогреве превышать 50°С. Если температура превысила 50°С, необходимо уменьшить ее изменением положения юбок капота. После выхода самолета из зоны обледенения и мокрого снегопада закрыть заслонки подогрева, переводя переключатели в положение «Всасывающий патрубок».
Пользование противообледенительной системой крыла и оперения
1. Для включения противообледенительной системы крыла и оперения на земле при работающих двигателях необходимо: а) посредством переключателя на щитке управления противообледенительными устройствами открыть блок (заслонок противообледенителей крыла, и оперения и проверить открытие заслонок по положению стрелки указателя 6 (на рис. 28 показан щиток управления противообледенителями и отоплением кабин, где указана нумерация указателей заслонок и термометров); б) посредством двух переключателей на щитке управления открыть заслонки калориферов, переведя их в положение «В систему», и проверить открытие заслонок по положению стрелок правого и левого указателей 2; в) следить за показаниями термометра 7, которые не должны превышать 120°С. При повышении температуры по термометру 7 свыше 120°C прикрыть заслонки калориферов, переведя переключатели в положение «В атмосферу». 2. Для включения противообледенительной системы крыла и оперения в полете на двух двигателях необходимо: а) открыть блок заслонок противообледенителей посредством переключателя на щитке управления противообледенительными устройствами и проверить открытие заслонок по положению стрелки указателя 6; б) открыть полностью заслонки калориферов посредством двух переключателей на щитке управления, переведя их в положение «В систему», и проверить открытие заслонок по положению стрелок правого и левого указателей 2;
Рис. 28. Щиток противообледенителей и отопления кабин.
в) следить за температурой воздуха, поступающего в систему. В установившемся режиме работы противообледенительной системы температура по термометру 7 не должна превышать 220°С, а по термометру 1 230°С. При этом допускается расхождение показаний правой и левой стрелок термометра 1 не более 50°С. Если показания термометра (или термометра 7) превысили допустимую температуру, необходимо кратковременно закрыть заслонки калориферов 2. При открытии заслонок 2 возможно кратковременное повышение температуры воздуха свыше значений, допускаемых для установившегося режима работы противообледенительной системы. В связи с этим допускается повышение температуры (при открытии заслонок) по термометру 1 до 260°С в течение не более 5 мин. Наличие расхождения в показаниях термометра 1 более 50qC или превышение 260°С является признаком неисправности системы или термометра. В полете при закрытых заслонках калориферов термометры 1 и 7 благодаря наличию зазоров по контуру заслонок могут показывать температуру в пределах 100— 200°С, что является допустимым. 3. Для включения противообледенительной системы крыла и оперения в полете с одним работающим двигателем необходимо: а) открыть блок заслонок противообледенителей посредством переключателя на щитке управления противообледенительными устройствами и проверить открытие заслонок по положению стрелки указателя 6; б) полностью открыть заслонку калорифера работающего двигателя посредством переключателя на щитке управления, переведя его в положение «В систему». Закрыть заслонку калорифера отказавшего двигателя. Проверить положение заслонок калориферов по стрелкам правого и левого указателей 2 в) следить за температурой воздуха, поступающего в систему. Показания термометра 1 не должны превышать 230°С, а термометра 7 — не более 220°С. Если при полете в условиях обледенения большой интенсивности не обеспечивается эффективное удаление льда, следует выключить систему отопления кабин.
4. Для выключения противообледенительной системы крыла и оперения необходимо: а) закрыть заслонки калориферов, переведя переключатели на щитке управления в положение «В атмосферу». Проверить положение заслонок калориферов по стрелкам правого и левого указателей 2. Если система отопления кабин при этом работает, заслонки 2 закрыть не полностью, оставив необходимый расход воздуха для отопления; б) закрыть «блок заслонок противообледенителей, проверив положение заслонок по указателю 6. На рис. 29 приведена принципиальная схема противообледенителей крыла, оперения и отопительной системы, применительно к пассажирским самолетам типа Ил-14М. (Рис. 29 приведен в конце работы).
Меры борьбы с обледенением воздушных винтов
При полетах самолета в условиях обледенения в случае, если на лопастях воздушных винтов образуется слой льда, приводящий к появлению ударов льда по обшивке фюзеляжа или винтовой тряске, необходимо удалить его путем изменения шага винта. Для этого перед сбросом льда выключить автопилот, затем переводом винта на малый шаг увеличить обороты до 2300 об/мин, после чего уменьшить их до 1600—1700 об/мин. Изменение шага винта производить не менее трех раз, после чего восстановить ранее установленные обороты.
Пользование противообледенительными устройствами стекол кабины пилотов
Перед полетом необходимо включить систему электрообогрева стекол кабины пилотов и проверить по бортовому амперметру величину тока, предварительно убедившись, что оба генератора исправны и включены в сеть каждое стекло потребляет 35—40 а. При температурах наружного воздуха ниже минус 40°С с целью равномерного прогрева стекол включать электрообогрев следует вначале импульсами от 30 сек. до 1 мин., с перерывами по 20—30 сек. между включениями.
На земле электрообогрев следует включать при проверке и для устранения наружного и внутреннего обледенения стекол — на стоянке, при рулении и перед взлетом. Для включения пользоваться двумя выключателями (один — для правого, другой — для левого стекла), находящимися на верхних электрощитках пилотов. Электрообогрев стекол необходимо проверять при работающих двигателях от их генераторов или от наземного источника литания. Запрещается производить проверку от бортовых аккумуляторов. В полете при попадании в условия обледенения следует включать электрообогрев обоих стекол. На самолетах, где установлены два генератора ГСР-3000, в полете с одним работающим двигателем электрообогрев левого и правого стекол включать только поочередно. Для подачи на стекла нагретого воздуха необходимо открыть заслонки у насадков, установленных для обдува боковых и передних стекол.
12. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОТОПИТЕЛЬНО - ВЕНТИЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т
Отопительная система самолета может быть использована в полете как для отопления, так и для вентиляции кабин. Вентиляционная система используется только для вентиляции. Воздух для отопления кабин поступает из атмосферы под скоростным напором и проходит через воздухо-воздушный радиатор 10 (см. рис. 29), где нагревается от проходящего через радиатор горячего воздуха, который в свою очередь также поступает из атмосферы и нагревается в калориферах двигателей. Температура нагреваемого воздуха, поступающего в кабины, регулируется подачей проходящего через радиатор горячего воздуха с помощью спаренных заслонок, установленных на калориферах (теплообменниках). Когда одна из этих заслонок открывает доступ горячему воздуху в систему, другая закрывает выход его в атмосферу и наоборот. В промежуточных положениях заслонок горячий воздух поступает и в систему, и в атмосферу. Количество нагреваемого воздуха, поступающего в кабины, регулируется заслонкой 11 (рис. 29), установленной на входе в воздухо-воздуншый радиатор. В качестве дополнительного обогрева туалетной комнаты пассажирских самолетов и кабины пилотов служат электроподогреватели изд. 1010. Управление и контроль за системой отопления осуществляется со специального щитка из кабины экипажа. Схема и щиток управления представлены на рис. 28. Воздух для вентиляции поступает из атмосферы через заборники, установленные на бортах самолета.
Для включения отопительной системы необходимо:
1. Полностью открыть заслонку 3* «Подача кабинного воздуха». 2. Полностью открыть заслонку 4 «Подогрев кабинного воздуха». 3. Постепенно подавать воздух из обоих калориферов, открывая заслонки 2 «Включение системы» вначале не более чем, на 1/4 хода. Не допускать при установившейся работе системы увеличения температуры этого воздуха более 230°С. Контроль осуществлять по спаренному термометру 1 при этом расхождение показаний правого и левого термометров не должно превышать более 50°С.
Примечание. При открытии заслонок 2 допускается кратковременный не более 5 мин. заброс температуры до 260°С.
4. Регулируя величину открытия заслонок 2, установить необходимую температуру воздуха на входе в кабины по термометру 5. не допускать повышения температуры этого воздуха более 100—110°C. В полете при температуре наружного воздуха порядка минус 15°С температуру воздуха на входе в кабины поддерживать в пределах 60—65°С при установившемся тепловом режиме в кабинах. При температуре наружного воздуха порядка минус 30°С и ниже поддерживать в начальный период обогрева температуру воздуха на входе в кабины в пределах 95—100°С, а при достижении в кабинах нормированной температуры (+ 20°С) снизить температуру этого воздуха до 70—80°C.
* Нумерация выключателей, указателей заслонок и термометров соответствует обозначениям, приведенным на щитке управления в кабине экипажа (см. рис. 28).
5. Для повышения температуры в кабине экипажа (на самолетах, имеющих перекрывные заслонки в коробах отопления) следует частично перекрывать заслонки коробов отопления пассажирской кабины, устанавливая переключатель 8 в положение «Холоднее». Кроме того, при необходимости можно включать электрообогреватель (изд. 1010) с помощью переключателя 9 «Обогрев экипажа» на режим «Слабо» или «Сильно». Для общего увеличения тепла следует повысить температуру воздуха на входе в кабины до 100—110°С. 6. Для обогрева туалетного отсека необходимо открыть заслонку «Обогрев туалета» и вытяжную вентиляцию контейнера. Закрывать в полете заслонку «Обогрев туалета» при включенном отоплении запрещается. При недостаточном обогреве туалетной комнаты от основной отопительной системы необходимо включать электрообогреватель (изд. 1010) с помощью переключателя 9 «Обогрев туалета» на режим «Слабо» или «Сильно». Интенсивность обогрева туалетной комнаты регулировать посредством жалюзи на выходе теплого воздуха. Для включения системы вентиляции необходимо открыть вручную воздухозаборники, расположенные на бортах самолета. Кроме того, необходимо открыть вытяжные жалюзи, расположенные на потолке кабины. В жаркое время года для вентиляции кабин попользуется отопительная система. Для этого надо полностью открыть заслонку 3 «Подача кабинного воздуха», при этом заслонка 4 «Подогрев кабинного воздуха» должна быть полностью закрыта,, а спаренные заслонки 2 калориферов должны быть установлены в положение «В атмосферу». В случае перехода с двухмоторного полета на полет с одним работающим двигателем (при включенной отопительной системе) необходимо: 1. Закрыть заслонку 2 калорифера неработающего двигателя, чтобы прекратить подачу холодного воздуха в воздухо-воздушный радиатор. 2. Увеличить открытие заслонки 2 калорифера работающего двигателя, чтобы поддерживать необходимую температуру воздуха на входе в кабины, контролируемую термометром 5.
Для выключения отопительной системы необходимо:
1. Выключить «подачу горячего воздуха в систему из калориферов, закрыв заслонки 2 и тем самым создав перепуск горячего воздуха из калориферов в атмосферу.
Примечание. При закрытых заслонках 2 благодаря наличию зазоров по контуру заслонок, термометр 1 может показывать температуру порядка 100—200°С, что является допустимым.
2. Закрыть заслонку 4 «Подогрев кабинного воздуха». 3. Через 2—3 мин. после закрытия заслонки 4 закрыть заслонку 3 «Подача кабинного воздуха». 4. Выключить электрообогреватель изд. 1010 кабины экипажа. 5. Выключить электрообогреватель изд. 1010 туалета и закрыть вытяжную вентиляцию контейнера (на самолетах, где установлен и был включен в действие электрообогреватель).
Наземный обогрев кабины
На самолетах, имеющих специальное устройство для подсоединения рукава наземного подогревателя в отопительную систему самолета, необходимо при температуре наружного воздуха плюс 5°С и ниже нагревать кабины. Обогрев производить вплоть до окончания посадки пассажиров в самолет. Температуру в кабинах обеспечивать порядка 20°С и контролировать по термометру, установленному в пассажирской кабине. В качестве источника тепла моту т быть использованы наземные подогреватели МП-300, МП-85 и МП-44, обеспечивающие подачу чистого нагретого воздуха в самолет. Применять для обогрева кабин инжекторные подогреватели запрещается. Применять для обогрева кабин подогреватель только в том случае, если он подает нагретый воздух, в котором содержание окиси углерода не превышает 0,02 мг/л, и нет других вредных примесей. Ориентировочным признаком наличия вредных примесей в воздухе является наличие запаха. Необходимо периодически, не реже одного раза в 2—3 месяца, проверять содержание окиси углерода в воздухе, подаваемом подогревателем для обогрева кабин. После запуска подогреватель должен проработать вхолостую 5 мин., после чего убедиться в том, что подается чистый нагретый воздух, не имеющий запаха, и затем подать горячий воздух в отопительную систему самолета. Для этого открыть крышку патрубка с заслонкой, расположенного под фюзеляжем между шпангоутами № 16—17, и присоединить наконечник рукава подогревателя, прикрепив его крючком к фюзеляжу. Затем закрыть заслонку на входе холодного воздуха в воздухо-воздушный радиатор (указатель положения заслонки маркирован цифрой 3 на щитке в кабине экипажа). При прогреве кабин должны быть открыты все заслонки у мест выхода теплого воздуха в кабинах самолета, а также двери кабины экипажа и вытяжное вентиляционное отверстие туалетного помещения. Температуру нагретого воздуха на выходе из подогревателя поддерживать порядка 80—90°С. В конструкции самолета предусмотрена система обогрева туалетного отсека, используемая при отрицательных температурах наружного воздуха для облегчения очистки контейнеров унитазов и нагревания туалетной комнаты. Как правило, очистка контейнеров не должна сопровождаться подогревом, т. е. они должны обслуживаться до замерзания в них содержимого. При необходимости обогрев контейнеров и туалетной комнаты на земле можно осуществить наземным подогревателем или бортовым электрообогревателем изд. 1010. При использовании наземного подогревателя необходимо открыть патрубок, расположенный в хвостовой части фюзеляжа между шпангоутами № 34—35, и присоединить наконечник рукава подогревателя; в этом случае заслонка «обогрев туалета» должна быть закрыта, а вытяжная вентиляция контейнера полностью открыта. При отсутствии наземного подогревателя обогрев туалетного отсека производится электрообогревателем изд. 1010. Питание электрообогревателя — только от наземного источника энергии. Интенсивность обогрева туалетного отсека регулировать посредством жалюзи на выходе теплого воздуха. Во всех случаях, когда обогревателями не пользуются, вытяжная вентиляция контейнера и заслонка «обогрев туалета» должны быть закрыты.
содержание .. 10 11 12 13 14 ..
|
|
|