ЭКСПЛУАТАЦИЯ  ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по летной эксплуатации и пилотированию самолета ИЛ-14 с двумя двигателями АШ-82Т

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..

 

 

11.  

ЭКСПЛУАТАЦИЯ  ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

 

При полете с температурой воздуха 0°C и ниже вклю­чение электрообогрева ПВД и ТП-156 необходимо про­изводить, не дожидаясь начала обледенения, до входа в облачность, туман, дождь или снег. В зависимости от ус­ловий обледенения противообледенительная система крыла и оперения должна работать непрерывно или пе­риодически.

В условиях обледенения слабой или средней интен­сивности противообледенительная система крыла и опе­рения может работать непрерывно.

В условиях обледенения большой интенсивности для предотвращения образования ледяных валов («барьерного льда») за носками крыла и оперения включение противообледенителей крыла  оперения следует произ­водить периодически в следующем порядке:

а)  выключить систему и не включать до тех пор, пока на бортовом указателе обледенения толщина льда не увеличится на 10—15 мм, после этого включить систему и сбросить лед с крыла и оперения;

б) после освобождения крыла и оперения от льда снова выключить систему и в дальнейшем включать ее периодически, через промежутки времени, соответствую­щие нарастанию на указателе льда толщиной 10—15 мм.

Периодические включения противообледенительной системы крыла и оперения значительно повышают эф­фективность ее работы в условиях обледенения большой интенсивности и обеспечивают в большинстве случаев «сухое» удаление льда (без затекания влаги и образова­ния льда на необогреваемой части поверхности крыла и оперения).

Противообледенительное устройство стекол кабины пилотов следует включать сразу же при попадании само­лета в условия обледенения.

 

Пользование подогревом воздуха, поступающего в двигатели

 

При выполнении полетов в условиях обледенения и мокрого снегопада на сетках дроссельных коробок дви­гателей может происходить отложение льда, что приво­дит к падению давления наддува и нарушению работы двигателей.

В связи с этим при полета в условиях обледенения или мокрого снегопада необходимо следить за наддувом.

При снижении давления наддува, по сравнению с ра­нее установленным, необходимо открыть заслонки подо­грева воздуха, поступающего в двигатели, и проверить его температуру по показаниям термометров, индикато­ры которых установлены в кабине радиста. Заслонка от­крывается переводом переключателей, расположенных на центральном пульте, из среднего положения «Всасываю­щий патрубок» в положение «Подогрев». При этом заго­раются лампочки «Пылефильтр включен», и в двигатели одновременно с подачей нагретого воздуха из подкапот­ного пространства (через заслонки подогрева) поступает воздух через сетки пылефильтров. В полете на крейсер­ском режиме при открытии заслонок, воздух, поступаю­щий в двигатели, нагревается на 30—40qC, при этом дав­ление наддува уменьшается на 20—40 мм рт, ст.

 

После включения подогрева следует восстановить давление наддува рычагами управления дроссельными заслонками.

Температура воздуха, поступающего в двигатель, не должна при включенном подогреве превышать 50°С. Если температура превысила 50°С, необходимо уменьшить ее изменением положения юбок капота.

После выхода самолета из зоны обледенения и мок­рого снегопада закрыть заслонки подогрева, переводя переключатели в положение «Всасывающий патрубок».

 

Пользование противообледенительной системой крыла и оперения

 

1. Для включения противообледенительной системы крыла и оперения на земле при работающих двигателях необходимо:

а) посредством переключателя на щитке управления противообледенительными устройствами открыть блок (заслонок противообледенителей крыла, и оперения и про­верить открытие заслонок по положению стрелки указателя (на рис. 28 показан щиток управления противообледенителями и отоплением кабин, где указана нуме­рация указателей заслонок и термометров);

б) посредством двух переключателей на щитке управления открыть заслонки калориферов, переведя их в положение «В систему», и проверить открытие заслонок по положению стрелок    правого    и    левого указателей 2;

в)  следить за показаниями термометра 7, которые не должны превышать 120°С. При повышении температуры по термометру 7 свыше 120°C прикрыть заслонки кало­риферов,  переведя  переключатели в  положение «В  атмосферу». 2. 

Для  включения  противообледенительной  системы крыла и оперения в полете на двух двигателях необхо­димо:

а) открыть блок заслонок противообледенителей посредством переключателя на щитке управления противообледенительными устройствами и проверить открытие заслонок по положению стрелки указателя 6;

б) открыть полностью заслонки калориферов посредством двух переключателей на щитке управления, переведя их в положение «В систему», и проверить открытие заслонок по положению стрелок правого и левого ука­зателей 2;

 

 

 

 

Рис.  28.  Щиток противообледенителей и  отопления кабин.

 

в) следить за температурой воздуха, поступающего в систему.

В установившемся режиме работы противообледенительной системы температура по термометру 7 не должна превышать 220°С, а по термометру 230°С. При этом допускается расхождение показаний правой и левой стрелок термометра не более 50°С. Если показания термометра  (или термометра 7) превысили допусти­мую температуру, необходимо кратковременно закрыть заслонки калориферов 2.

При открытии заслонок возможно кратковременное повышение температуры воздуха свыше значений, допус­каемых для установившегося режима работы противообледенительной системы. В связи с этим допускается повышение температуры (при открытии заслонок) по термометру до 260°С в течение не более 5 мин.

Наличие расхождения в показаниях термометра более 50qC или превышение 260°С является признаком неисправности системы или термометра.

В полете при закрытых заслонках калориферов тер­мометры и 7 благодаря наличию зазоров по контуру заслонок могут показывать температуру в пределах 100— 200°С, что является допустимым.

3. Для включения противообледенительной системы крыла и оперения в полете с одним работающим двига­телем необходимо:

а)   открыть блок заслонок противообледенителей по­средством переключателя на щитке управления противообледенительными  устройствами  и  проверить  открытие заслонок по положению стрелки указателя 6;

б)  полностью открыть заслонку калорифера работаю­щего двигателя посредством переключателя на щитке уп­равления,  переведя  его в  положение «В  систему».  За­крыть заслонку калорифера отказавшего двигателя. Про­верить положение заслонок калориферов   по   стрелкам правого и левого указателей 2

в)  следить за температурой воздуха, поступающего в систему. Показания термометра не должны превышать 230°С, а термометра 7 — не более 220°С.

Если при полете в условиях обледенения большой ин­тенсивности не обеспечивается эффективное удаление льда, следует выключить систему отопления кабин.

 

 

4. Для выключения противообледенительной системы крыла и оперения необходимо:

а)  закрыть заслонки калориферов, переведя переклю­чатели на щитке управления в положение «В  атмосфе­ру». Проверить положение    заслонок    калориферов  по стрелкам правого и левого указателей 2. Если система отопления кабин при этом работает, заслонки 2 закрыть не полностью, оставив необходимый расход воздуха для отопления;

б)  закрыть «блок заслонок противообледенителей, проверив положение заслонок по указателю 6.

На рис. 29 приведена принципиальная схема противо­обледенителей крыла, оперения и отопительной системы, применительно к пассажирским самолетам типа Ил-14М. (Рис. 29 приведен в конце работы).

 

Меры борьбы с обледенением воздушных винтов

 

При полетах самолета в условиях обледенения в слу­чае, если на лопастях воздушных винтов образуется слой льда, приводящий к появлению ударов льда по обшивке фюзеляжа или винтовой тряске, необходимо удалить его путем изменения шага винта.

Для этого перед сбросом льда выключить автопилот, затем переводом винта на малый шаг увеличить обороты до 2300 об/мин, после чего уменьшить их до 1600—1700 об/мин.

Изменение   шага  винта  производить не  менее трех раз, после чего восстановить ранее установленные обо­роты.

 

Пользование противообледенительными устройствами

стекол кабины пилотов

 

Перед полетом необходимо включить систему электрообогрева стекол кабины пилотов и проверить по бор­товому амперметру величину тока, предварительно убе­дившись, что оба генератора исправны и включены в сеть каждое стекло потребляет 35—40 а. При температу­рах наружного воздуха ниже минус 40°С с целью равно­мерного прогрева стекол включать электрообогрев сле­дует вначале импульсами от 30 сек. до 1 мин., с переры­вами по 20—30 сек. между включениями.

 

 

На земле электрообогрев следует включать при про­верке и для устранения наружного и внутреннего обледе­нения стекол — на стоянке, при рулении и перед взлетом. Для включения пользоваться двумя выключателями (один — для правого, другой — для левого стекла), нахо­дящимися на верхних электрощитках пилотов.

Электрообогрев стекол необходимо проверять при ра­ботающих двигателях от их генераторов или от назем­ного источника литания.

Запрещается производить проверку от бортовых акку­муляторов.

В полете при попадании в условия обледенения сле­дует включать электрообогрев обоих стекол.

На самолетах, где установлены два генератора ГСР-3000, в полете с одним работающим двигателем электрообогрев левого и правого стекол включать только поочередно.

Для подачи на стекла нагретого воздуха необходи­мо открыть заслонки у насадков, установленных для об­дува боковых и передних стекол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.  ЭКСПЛУАТАЦИЯ   ОТОПИТЕЛЬНО - ВЕНТИЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

 

Отопительная система самолета может быть использо­вана в полете как для отопления, так и для вентиляции кабин. Вентиляционная система используется только для вентиляции.

Воздух для отопления кабин поступает из атмосферы под скоростным напором и проходит через воздухо-воздушный радиатор 10 (см. рис. 29), где нагревается от проходящего через радиатор горячего воздуха, который в свою очередь также поступает из атмосферы и нагре­вается в калориферах двигателей.

Температура нагреваемого воздуха, поступающего в кабины, регулируется подачей проходящего через радиатор горячего воздуха с помощью спаренных заслонок, установленных на калориферах (теплообменниках). Когда одна из этих заслонок открывает доступ горячему воздуху в систему, другая закрывает выход его в атмос­феру и наоборот. В промежуточных положениях заслонок горячий воздух поступает и в систему, и в атмосферу. Количество нагреваемого воздуха, поступающего в кабины, регулируется заслонкой 11 (рис. 29), установ­ленной на входе в воздухо-воздуншый радиатор.

В качестве дополнительного обогрева туалетной ком­наты пассажирских самолетов и кабины пилотов служат электроподогреватели изд. 1010.

Управление и контроль за системой отопления осуще­ствляется со специального щитка из кабины экипажа. Схема и щиток управления представлены на рис. 28.

Воздух для вентиляции поступает из атмосферы через заборники, установленные на бортах самолета.

 

Для включения отопительной системы необходимо:

 

1.  Полностью открыть заслонку 3* «Подача кабинного воздуха».

2.   Полностью открыть заслонку «Подогрев кабинного воздуха».

3.  Постепенно подавать воздух из обоих калориферов, открывая заслонки «Включение системы» вначале не более чем, на 1/4 хода. Не допускать при установившейся работе системы увеличения температуры этого воздуха более 230°С. Контроль осуществлять по спаренному тер­мометру при этом расхождение показаний правого и левого термометров не должно превышать более 50°С.

 

Примечание. При открытии заслонок 2 допускается крат­ковременный не более 5 мин. заброс температуры до 260°С.

 

4.  Регулируя величину открытия заслонок 2, устано­вить необходимую температуру воздуха на входе в каби­ны по термометру 5. не допускать повышения темпера­туры этого воздуха более 100—110°C.

В полете при температуре наружного воздуха порядка минус 15°С температуру воздуха на входе в кабины под­держивать в пределах 60—65°С при установившемся тепловом режиме в кабинах. При температуре наружного воздуха порядка минус 30°С и ниже поддерживать в на­чальный период обогрева температуру воздуха на входе в кабины в пределах 95—100°С, а при достижении в ка­бинах нормированной температуры (+ 20°С) снизить тем­пературу этого воздуха до 70—80°C.

 

* Нумерация выключателей, указателей заслонок и термометров соответствует обозначениям, приведенным на щитке управления в кабине экипажа (см. рис. 28).

 

 

5.  Для повышения температуры в кабине экипажа (на самолетах,  имеющих перекрывные заслонки  в  коробах отопления) следует частично перекрывать заслонки коро­бов отопления пассажирской кабины, устанавливая переключатель в положение «Холоднее». Кроме того, при необходимости можно включать    электрообогреватель (изд.  1010)  с помощью переключателя «Обогрев эки­пажа» на режим «Слабо» или «Сильно».

Для общего увеличения тепла следует повысить тем­пературу воздуха на входе в кабины до 100—110°С.

6.  Для обогрева туалетного    отсека необходимо от­крыть заслонку «Обогрев туалета» и вытяжную вентиляцию контейнера.    Закрывать в полете заслонку «Обо­грев туалета» при включенном    отоплении запре­щается.

При недостаточном обогреве туалетной комнаты от основной отопительной системы необходимо включать электрообогреватель (изд. 1010) с помощью переключа­теля «Обогрев туалета» на режим «Слабо» или «Силь­но». Интенсивность обогрева туалетной комнаты регу­лировать посредством жалюзи на выходе теплого воз­духа.

Для включения системы вентиляции необходимо от­крыть вручную воздухозаборники, расположенные на бортах самолета. Кроме того, необходимо открыть вытяжные жалюзи, расположенные на потолке ка­бины.

В жаркое время года для вентиляции кабин пополь­зуется отопительная система. Для этого надо полностью открыть заслонку «Подача кабинного воздуха», при этом заслонка «Подогрев кабинного воздуха» должна быть полностью закрыта,, а спаренные заслонки кало­риферов должны быть установлены в положение «В ат­мосферу».

В случае перехода с двухмоторного полета на полет с одним работающим двигателем (при включенной ото­пительной системе) необходимо:

1.   Закрыть заслонку калорифера    неработающего двигателя, чтобы прекратить подачу холодного воздуха в воздухо-воздушный радиатор.

2.  Увеличить открытие заслонки калорифера рабо­тающего двигателя, чтобы   поддерживать   необходимую температуру воздуха  на  входе в кабины,  контролируе­мую термометром 5.  

 

 

 

Для выключения отопительной системы необходимо:

 

1. Выключить «подачу горячего воздуха в систему из калориферов, закрыв заслонки и тем самым создав пе­репуск горячего воздуха из калориферов в атмосферу.

 

Примечание. При закрытых заслонках 2 благодаря нали­чию зазоров по контуру заслонок, термометр 1 может показывать температуру порядка 100—200°С, что является допустимым.

 

2.  Закрыть заслонку «Подогрев кабинного воздуха».

3.   Через 2—3  мин.   после  закрытия  заслонки 4  за­крыть заслонку «Подача кабинного воздуха».

4.  Выключить электрообогреватель изд.  1010 кабины экипажа.

5.  Выключить электрообогреватель изд. 1010 туалета и закрыть вытяжную вентиляцию контейнера  (на само­летах, где установлен и был включен в действие элект­рообогреватель).

 

Наземный обогрев кабины

 

На самолетах, имеющих специальное устройство для подсоединения рукава наземного подогревателя в отопи­тельную систему самолета, необходимо при температуре наружного воздуха плюс 5°С и ниже нагревать кабины.

Обогрев производить вплоть до окончания посадки пассажиров в самолет. Температуру в кабинах обеспечи­вать порядка 20°С и контролировать по термометру, ус­тановленному в пассажирской кабине.

В качестве источника тепла моту т быть использованы наземные подогреватели МП-300, МП-85 и МП-44, обес­печивающие подачу чистого нагретого воздуха в самолет.

Применять для обогрева кабин инжекторные подо­греватели запрещается.

Применять для обогрева кабин подогреватель только в том случае, если он подает нагретый воздух, в котором содержание окиси углерода не превышает 0,02 мг/л, и нет других вредных примесей. Ориентировочным призна­ком наличия вредных примесей в воздухе является нали­чие запаха. Необходимо периодически, не реже одного раза в 2—3 месяца, проверять содержание окиси углеро­да в воздухе, подаваемом подогревателем для обогрева кабин.

После запуска   подогреватель    должен    проработать вхолостую 5 мин., после чего убедиться в том, что по­дается чистый нагретый воздух, не имеющий запаха, и затем подать горячий воздух    в отопительную систему самолета. Для этого открыть крышку патрубка с заслон­кой, расположенного под фюзеляжем между шпангоута­ми № 16—17, и присоединить наконечник рукава подо­гревателя,   прикрепив   его   крючком   к   фюзеляжу.   За­тем закрыть заслонку на входе холодного воздуха в воздухо-воздушный   радиатор    (указатель   положения   зас­лонки   маркирован   цифрой 3 на щитке   в   кабине   эки­пажа).

При прогреве кабин должны быть открыты все заслонки у мест выхода теплого воздуха в кабинах самолета, а также двери кабины экипажа и вытяжное вентиляционное отверстие туалетного помещения. Температуру нагретого воздуха на выходе из подогре­вателя поддерживать порядка 80—90°С. В конструкции самолета предусмотрена система обогрева туалетного отсека, используемая при отрицательных температурах наружного воздуха для облегчения очистки контейнеров унитазов и нагревания туалетной комнаты.

Как правило, очистка контейнеров не должна сопровождаться подогревом, т. е. они должны обслуживаться до замерзания в них содержимого.

При необходимости обогрев контейнеров и туалетной комнаты на земле можно осуществить наземным подогревателем или бортовым электрообогревателем изд. 1010.

При использовании наземного подогревателя необходимо открыть патрубок, расположенный в хвостовой части фюзеляжа между шпангоутами № 34—35, и присоединить наконечник рукава подогревателя; в этом случае заслонка «обогрев туалета» должна быть закрыта, а вытяжная вентиляция контейнера полностью открыта.

При отсутствии наземного подогревателя обогрев туалетного отсека производится электрообогревателем изд. 1010. Питание электрообогревателя — только от наземного источника энергии.

Интенсивность обогрева туалетного отсека регулиро­вать посредством жалюзи на выходе теплого воздуха. Во всех случаях, когда обогревателями не пользуются, вытяжная вентиляция контейнера   и   заслонка «обогрев туалета» должны быть закрыты.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..