ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА КОЛЕС ШАССИ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по летной эксплуатации и пилотированию самолета ИЛ-14 с двумя двигателями АШ-82Т

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  ..

 

 

7.  

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА КОЛЕС ШАССИ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

 

Основная система торможения

 

Основное   торможение   могут   осуществлять   правый (или левый пилоты). Одновременное пользование тормозами правым и левым пилотами не допускается.

При передаче пользования основной системой торможения одним пилотом другому (безразлично, с какого сиденья) принимающий управление должен первое торможение каждой тормозной гашеткой сделать интенсивно для перекладки тормозных переключателей.

Торможение можно осуществлять в несколько приемов, нажимая на тормозные педали  и освобождая их, или в один прием — плавным нажатием на  тормозные педали. Последний способ более эффективен.

Сила и эффективность торможения зависит в  итоге от степени нажатия на тормозные педали.

Давление в тормозах показывают два манометра, установленные на левом  щитке приборной доски, — один для правых колес, а другой для левых.

При полном затормаживании колес манометры должны показывать 30 ± 2 кг/см2При пользовании тормозами необходимо следить за давлением в гидроаккумуляторе тормозов. Нормальное давление в тормозном гидроаккумуляторе   при    работе тормозной системы должно быть в пределах от 80±5 до 110+10-5    кг/см2.

В случае, если давление по манометру гидроаккумулятора тормозов составляет менее 75 кг/см2 и при работе двигателей на оборотах до 950—1000 об/мин давление не повышается, то это указывает на неисправность гид­росистемы.

 

ВНИМАНИЕ! Наряду с исключением возможности одновременного пользования тормозами обоими пилота­ми не допускается также одновременное применение ос­новной и аварийной систем торможения.

 

Пользование нормальной системой торможения в случае, если перед этим применялась аварийная система, допускается только после приведения нормальной систе­мы в исходное положение и предварительной ее про­верки.

Не разрешается нажатие на рычаг клапана ПУ-7 ава­рийной системы торможения, когда нормальная система находится в исходном положении и подготовлена для ис­пользования. Это может вызвать перемещение золотника челночного клапана от своего крайнего положения в промежуточное положение и создать условия для перетека­ния жидкости АМГ-10 из основной системы в аварийную (за длительное время), переполнения мультипликаторов и выброса жидкости через дренажные отверстия редук­ционных ускорителей и трубки наружу.

При случайном, без надобности, нажатии на рычаг клапана ПУ-7, для предотвращения указанного явления, необходимо тормозные педали одного из пилотов резко довести до упора и выдержать в таком положении 2— 3 сек. Этим самым будет обеспечена перекладка золот­ника челночных клапанов в нужное крайнее положение.

 

Аварийная система торможения

 

Аварийная система торможения предназначена на случай отказа в работе нормальной системы.

Для одновременного и равномерного торможения пра­вых и левых колес шасси необходимо нажать на рычаг клапана ПУ-7, установленного на передней панели цен­трального пульта, при нейтральном положении (или близких к нейтральному положению) педалей управле­ния рулем поворота.

Для раздельного торможения правой или левой пары колес необходимо нажать на рычаг клапана ПУ-7 и соот­ветственно переместить педали. При перемещении впе­ред правой педали затормаживаются правые колеса и соответственно растормаживаются левые, и самолет раз­ворачивается вправо, а при перемещении вперед левой педали — наоборот. Сила и эффективность торможения зависит от степени нажатия на рычаг клапана ПУ-7.

Разница в силе торможения правых и левых колес при раздельном торможении примерно пропорциональна ходу движения педалей от нейтрального положения.

Для растормаживания правых и левых колес шасси необходимо освободить рычаг клапана ПУ-7 аварийного торможения.

Плавность или резкость торможения колес, а также их растормаживание зависит соответственно от резкости нажатия и освобождения рычага клапана ПУ-7. Во время аварийного торможения при нажиме на рычаг клапана ПУ-7 до упора давление на манометре МВ-60 аварийного торможения должно быть 10 — 11 кг/см2При этом в тормозах колес возникает давле­ние 30—34 кг/см2.

Для полного  и  надежного обеспечения торможения колес от момента посадки самолета до заруливания на стоянку необходимо иметь давление азота    в  баллоне, предназначенном для аварийного торможения, не менее 90 кг/см2.

Следует помнить, что во время пользования системой аварийного торможения не допускается нажатие на тор­мозные педали (гашетки) основной тормозной системы.

При  пользовании  аварийной  системой давление  на манометрах тормозов основной    системы должно быть равно нулю.

После пользования аварийной системой торможения следует привести системы торможения в исходное положение, зарядить азотный баллон до требуемого давления и произвести проверку основной системы торможения. В случае если аварийная система применялась из-за отказа основной системы торможения, последующий взлет самолета разрешается производить только после выяснения причины отказа и устранения дефекта. При проверке системы необходимо:

— убедиться, что при верхнем (свободном) положении рычага клапана ПУ-7 манометр азотной системы аварийного торможения показывает нуль (колеса расторможены);

— нажать до упора на 2—3 сек, обе тормозные педали (правого или левого пилота) при давлении в гидроаккумуляторе тормозов 75—120 кг/см2 и убедиться, что давление на манометрах тормозов поднялось до величи­ны 30±2 кг/см.

—  законтрить тонкой проволокой рычат клапана ПУ-7 аварийного торможения (для предохранения от случай­ного нажатия);

—  проверить уровень жидкости в мультипликаторах тормозов;

—  проверить работу основной системы торможения, сделав три-пять торможений с каждого сиденья пилотов. При этом следует наблюдать за величиной давления и за четкостью поднятия и сбрасывания давления по ма­нометрам тормозов. Последний нажим обеих тормозных гашеток сделать с места левого пилота.

После проверки убедиться, что нет выброса жидкости через дренажные трубки тормозных ускорителей.

 

8. СТОЯНОЧНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ КОЛЕС И СТОПОРЕНИЕ РУЛЕЙ И ЭЛЕРОНОВ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

 

Системы стояночного торможения колес шасси и стопорения рулей и элеронов предназначены как для дли­тельной, так и кратковременной стоянки самолета.

Для стояночного торможения используется основная гидравлическая система торможения.

При включении стояночных тормозов давление по ма­нометрам правого и левого колес должно быть в преде­лах 28—32 кг!см2а давление по манометру гидроакку­мулятора тормозов 110+10-5     кг/см2.

В случае длительной стоянки самолета с заторможен­ными колесами необходимо:

а)   поднять давление в гидроаккумуляторе тормозов до 110+10-5    кг/см2 и при этом давлении установить на стояночные тормоза;

б)   периодически следить во время стоянки за давле­нием в тормозном гидроаккумуляторе, не допуская по­нижения давления менее 55 кг/см2и за давлением в тор­мозах колес, которое должно    быть    не    менее  18—20 кг/см2.

Управление стояночным торможением осуществляется специальной рукояткой стояночного торможения пли ру­кояткой стопорения рулей и элеронов, которая одновре­менно дублирует и торможение колес.

На самолетах первых серий рукоятка стояночного торможения расположена на  боковой панели центрального, пульта справа, а рукоятка стопорения рулей и элеронов соответственно с левой стороны пульта.

На самолетах последующих серий указанные рукоятки установлены наоборот. Рукоятка стояночного торможения с левой стороны, а рукоятка управления стопорами — с правой стороны центрального пульта.

Когда обе рукоятки находятся в крайнем нижнем положении, тормоза колес не включены, рули и элероны отстопорены.

Для включения тормозов колес на стоянке необходимо нажать на педаль рукоятки стояночного торможения, перевести рукоятку в крайнее верхнее положение и зафиксировать ее стопорным механизмом в этом положении.

Для  выключения  стояночных  тормозов  следует  выполнить обратную операцию — перевести рукоятку стоя­ночного торможения в крайнее нижнее положение.   

Для стопорения рулей и элеронов с одновременным стояночным торможением колес необходимо:

— установить руль поворота и элероны в нейтральное положение, а руль высоты в крайнее нижнее поло­жение (штурвал от себя до упора);

— нажать на педаль рукоятки управления стопорами перевести рукоятку вверх до упора, зафиксировав ее в этом положении стопорным механизмом.

При этом следует иметь в виду, что перевод рукоятки стопорения вверх до упора автоматически вызывает поворот рукоятки стояночного торможения вверх.

Для того чтобы освободить от стопоров рули и элероны, необходимо рукоятку управления стопорами перевести в крайнее нижнее положение, а если одновременно с этим надо растормозить колеса, следует перевести вниз  рукоятку стояночного торможения.

 

ВНИМАНИЕ! 1. При включенных тормозах, когда рукоятка стояночного торможения находится  в  верхнем положении, а рукоятка стопорения в нижнем положении, поворот этой рукоятки вверх невозможен. Чтобы засто-порить в этом случае рули и элероны, необходимо прижать педаль на рукоятке стояночного торможения  (для выведения из зацепления контровки ручки), а затем потянуть рукоятку стопорения вверх.

2. При включенных тормозах и застопоренных рулях и элеронах (обе рукоятки находятся в верхнем положении)  растормаживание колес до снятия стопоров  (т. е, перевода рукоятки стопорения «вниз»)  невозможно.

 

 

 

 

9.   ПОДЪЕМ И  ВЫПУСК ЗАКРЫЛКОВ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

 

Управление подъемом и выпуском закрылков осуще­ствляется с помощью гидравлического крана закрылков, ручка которого расположена на передней панели цен­трального пульта.

Для предупреждения от случайного или самопроиз­вольного сдвига ручка управления закрылками имеет стопор, фиксирующий ручку в двух крайних и нейтраль­ном положениях, а также имеет предохранительную муф­ту, запирающую стопор.

На стоянке самолета, а также после посадки, когда ручка крана управления закрылками установлена в край­нее верхнее положение — «Закрылки подняты», следует запереть стопор ручки предохранительной муфтой.

Для выпуска закрылков необходимо нажать на шарик ручки (предварительно освободив ручку от стопорения предохранительной муфтой), перевести ручку вниз в по­ложение «Выпущено» и, наблюдая за указателем поло­жения закрылков, убедиться, что закрылки отпускаются. Когда стрелка указателя дойдет до положения выпус­ка на желаемый угол, перевести ручку крана в нейтраль­ное положение.

При необходимости выпуска закрылков    на полный угол, ручку крана закрылков следует перевести в край­нее нижнее положение и оставить ее в этом положении. Время выпуска закрылков на взлетный угол (17—20°) составляет 5—8 сек., а на полный угол (4-5°) —10—15 сек. Для подъема закрылков необходимо нажать на ша­рик ручки и перевести ручку вверх в положение «Подня­ты».

По стрелке указателя положения закрылков убедить­ся, что закрылки полностью убрались  (стрелка должна быть на нуле).

Время уборки закрылков от взлетного угла (17—20°) должно составлять 10—15 сек. и от полного угла (45°) — 15—25 сек.

 

10.   ПОЛЬЗОВАНИЕ   СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯМИ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

 

Механические    стеклоочистители    с    гидроприводом предназначены для очистки наружной поверхности  передних лобовых стекол фонаря от наслоений мокрого снега, инея, дождевых капель и влаги, нарушающих прозрачность стекол.

 

 

Для включения стеклоочистителей необходимо повер­нуть в открытое положение дроссельные (дозирующие) краны, расположенные, в кабине пилотов с правой и ле­вой сторон у окантовки фонаря. Скорость радиального движения щетки стеклоочистителя зависит от степени от­крытия соответствующего крана.

Максимальная скорость движения щетки при полном открытии крапа составляет около 120 двойных ходов в минуту.

Включение и выключение правого и левого стеклоочи­стителей производится раздельно соответствующим дрос­сельным краном. Для отключения работающего стекло­очистителя необходимо постепенным закрытием крана довести скорость движения щетки до минимальной вели­чины и когда щетка будет находиться в исходном поло­жении, быстро закрыть кран.

 

Предупреждение. Для предотвращения повреждения на­ружной поверхности лобовых стекол и щеток стеклоочистителей ис­пользование стеклоочистителей по сухому стеклу, а также примене­ние их для очистки стекол от пыли и грязи в наземных условиях не разрешается.

При необходимости использования стеклоочистителей для очист­ки обледеневших стекол предварительно следует произвести обогрев стекол.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  ..