Вторая камчатская экспедиция Витуса Беринга (Свен Ваксель) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Вторая камчатская экспедиция Витуса Беринга (Свен Ваксель) - 1940 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

Вторая камчатская экспедиция Витуса Беринга (Свен Ваксель) - часть 2

 

 

Седьмая глава

Описание Охотска, его положения и условий жизни

Восьмая глава

О второй задаче Камчатской экспедиции—отыскании

пути в Японию и ее положения относительно Камчатки

Девятая глава

О наших приготовлениях в Охотске после отправки

японской экспедиции, об отъезде оттуда и переходе
на Камчатку и что при этом случилось. Описание

Авачинской бухты

Десятая глава

О нашей зимовке на Камчатке в Петропавловской

гавани, о наших приготовлениях и что случилось

там в это время

Одиннадцатая глава

О нашем путешествии из Камчатки в Америку, что

является третьей задачей нашей экспедиции, откры-

тии нами неизвестных стран и островов, происшед-
шие несчастных случаях и о прочем виденном и

пережитом нами

Двенадцатая глава

Описание острова, на котором мы зимовали и кото-

рому впоследствии мною было присвоено название
острова Беринга, о нашем образе жизни там, а также

плавании оттуда на Камчатку и прочих примечатель-

ных происшествиях

Тринадцатая глава

Известия, полученные нами по прибытии на Кам-

чатку о наших товарищах с судна «Св. Павел», ко-

торым командовал капитан Алексей Чириков, и о том

?

что с ними случилось в путешествии

Четырнадцатая глава

О наших занятиях после возвращения с острова
Беринга на Камчатку и о нашем путешествии в сле-

дующем году оттуда в Охотск, с прибавлением
справки для судоводителей о навигации из Охотска

на Камчатку и вокруг ее оконечности, называемой
мысом Лоиатка, в Авачинскую бухту, так как

подробных карт этих мест еще не существует

19

Пятнадцатая глава

Описание земли Камчатки, ее положения, совре-

менного устройства, природных богатств и прочих

особенностей, а также об ее жителях, их промыслах,

средствах существования и прочих, достойных упо-

минания, обстоятельствах

Шестнадцатая глава

Описание некоторых морских и сухопутных живот-

ных, а также птиц на острове Беринга, большинство

которых мы употребляли в пищу, чтобы не погиб-

нуть с голоду

Семнадцатая, глава

Описание скорбутной болезни, или цынги, как мы

ее наблюдали во время американской экспедиции

Копия предложения, сделанного мною капитану
Чирикову о провиантских деньгах, причитающихся

моим людям за время зимовки на острове Беринга

Копия резолюции Адмиралтейств-коллегий, последо-

вавшей по этому предложению

06 отправке из Санкт-Петербурга так называемой второй

Камчатской экспедиции, о стоявших во главе ее флотских
офицерах, профессорах и обслуживающем персонале и

о пути до Тобольска, столицы Сибири

В начале 1733 года необходимые судовые материалы были

погружены на несколько сот саней и отправлены несколькими

обозами; основной состав экспедиции выступил в путь в марте

этого же года.

6

 Он насчитывал примерно пятьсот человек,

главное командование коими было поручено капитану-командору

Витусу Берингу, по рождению датчанину, уже много лет состояв-

шему на русской службе. В командовании экспедицией его по-

мощниками были два капитана флота, а именно: Мартын Шпан-

берг

7

 и Алексей Чириков

 8

, оба — дельные люди. Было назначено

также десять лейтенантов флота, а именно: Степан Малыгин
и Алексей Скуратов,

9

 которые держали путь через Архангельск,

по причине, о которой я расскажу в дальнейшем; прочие лей-

тенанты: Петр Лассениус, Вильям Вальтон, Егор Ендогуров,

Дмитрий Лаптев,

10

 Дмитрий Овцын,

11

 Свен Ваксель, Василий

Прончищев

12

 и Михаил Плаутин отправились все вместе

с основным составом экспедиции в Тверь на реку Волгу, куда

прибыли через несколько дней. Здесь пришлось дожидаться

вскрытия реки и тем временем озаботиться получением необ-

ходимых судов как для личного состава экспедиции, так и для

материалов, с тем чтобы при первой возможности продолжить

путешествие. Для того чтобы экспедиция не испытывала нужды

в научных силах и для использования всякой возможности

производства необходимых научных наблюдений, Правитель-

ствующий Сенат особым указом вскоре после отъезда экспеди-

ции назначил опытных и ученых людей, которые догнали ее

в Тобольске. Это были профессор истории, член английского

королевского научного общества Миллер,

14

 доктор медицины^

ботаник, химик и натуралист Георг Гмелин,

15

 профессор астро-

номии Делакройер,

16

 которых сопровождали искусные худож-

ники и рисовальщики, студенты и т. п. Так как их деятельность

и количество наблюдений с каждым днем все увеличивались,

расширялись и они уже оказывались не в силах справиться со

всей работой (а их прилежание и неутомимую старательность

можно отметить лишь с высшей похвалой), то через три или

четыре года, по приказу из Санкт-Петербурга, пришлось при-

командировать к ним профессора истории Иоганна Эбергарда

Фишера и адъюнкта ботаники и натуралиста Стеллера.

18

 Оба

последних оставались при экспедиции до самого ее окончания, а

остальные были отозваны в Санкт-Петербург уже в 1744 году.

19

Не могу также не упомянуть о том, что для усиления состава

нашей экспедиции был отдан приказ прикомандировать в наше

распоряжение солдат из сибирских полков — Тобольского и

Якутского, вследствие чего численность экспедиции возросла

еще почти на пятьсот человек. Таким образом, общее число

людей, участвовавших в экспедиции, составляло не менее тысячи

человек, не считая тех, кто работал по перевозке провианта

и материалов водой, что выполнялось в большинстве случаев

казаками, крестьянами и ссыльными, которым ежемесячно
выплачивалось денежное жалованье и довольствие, а таких было

не менее двух тысяч человек. По этому одному уже можно

судить, что на экспедицию не жалели никаких затрат и что
правительство приложило все возможное старание к обогаще-

нию науки общей географии на пользу общественному просве-

щению, о чем можно и должно упомянуть как о славной

заслуге России.

Я привел все эти данные для того, чтобы показать, какова

была численность нашей экспедиции. Теперь пора вернуться

к моменту отъезда нашей экспедиции из Твери, чтобы, согласно

обещанию, описать ход нашего путешествия.

Немедленно после вскрытия реки, в апреле 1733 года, мы

двинулись оттуда вниз по Волге до Казани, где подготовились к

путешествию вверх по Каме. На это ушло все лето, и лишь

осенью мы прибыли в местечко Осу. Здесь мы выждали

установления санного пути и немедленно с первопутком отпра-

вились дальше, так что уже к исходу 1733 года благополучно собра-

лись все вместе в городе Тобольске. Капитан-командор Беринг

с небольшой командой отправился той же зимой в Иркутск, чтобы

принять там необходимые меры к дальнейшей отправке нашей

экспедиции. Остальные же члены экспедиции под командой капи-

тана Чирикова остались в Тобольске в ожидании вскрытия рек.

22

Почему я назвал эту экспедицию «.второй» Камчатской

экспедицией.

Так как я назвал нашу экспедицию «второй», то

уместно будет сообщить, какова была первая экспедиция. Чтобы

внести полную ясность в этот вопрос, замечу, что (как мне было

рассказано) когда покойный император Петр Великий в 1716 году

находился во Франции, то французская Академия наук испра-

шивала у царя разрешения на пропуск через Россию и Сибирь

нескольких членов французской Академии наук, чтобы опре-

делить расстояние между восточным побережьем Азии и Север-

ной Америкой; на основании этого можно было бы заключить

о происхождении коренного населения Америки (что до сих

пор является спорным вопросом среди ученых). Они должны

были также исследовать прилегающие к океану страны и побе-

режья, о которых в те времена ничего не было известно

и которые помечались на картах того времени лишь наугад.

20

Великий и мудрый царь отказал им в этой просьбе, обещав,

однако, что Россия сама своими средствами произведет это

исследование, и им сообщат затем полученные таким путем

интересующие их данные. Так как царь был занят в то время

искоренением множества непорядков в стране и ведением труд-

ных войн, на которых, конечно, должен был сосредоточить

все свои усилия, то это предприятие было отложено. Оно,

однако, не было совсем забыто: в 1725 году по собственноруч-

ной резолюции императора был послан на Камчатку капитан

Беринг с командой в составе двух лейтенантов и 50—60 чело-

век моряков и чинов адмиралтейства.

21

 Так как вскоре после

того славный государь скончался, то продолжала руководство
экспедицией его супруга, царица Екатерина Алексеевна. Эту

экспедицию я называю «первой», а потому нашу экспедицию

нельзя назвать иначе как «второй». Беринг и его спутники

Я чуть не забыл сказать, что капитан Шпанберг с неболь-

шой командой был послан из Санкт-Петербурга вперед за нес-

колько недель до нас, чтобы подготовить в канцеляриях всех

городов, расположенных на нашем пути, все необходимое для

наиболее благополучной перевозки личного состава экспедиции

я ее грузов. Догнать его нам удалось только в Охотске.

Продолжение нашею путешествия из Тобольска по воде

и по суше до Якутска.

Усилив состав нашей команды в Тобольске бодее чем двумя

сотнями солдат и приняв более полутора тысяч ссыльных для
работы на наших судах при путешествии по рекам, мы немед-

ленно по вскрытии рек отправились из Тобольска на двенад-

цати довольно больших судах, нагруженных всеми наличными

нашими припасами; на них же разместилась и вся наша команда.

Мы плыли по Иртышу, Оби к Кети до села Маковского, куда

прибыли в конце июня 1734 года. Здесь нам пришлось оста-

вить наши суда, так как предстоял переход почти в пятнадцать

немецких миль

23

 сушей до Енисейска. Перевозка припасов соп-

24

держали путь через Россию и Сибирь и достигли наконец

в 1727 году Камчатки, где построили довольно большой палуб-

ный бот — длиной в шестьдесят футов, и в 1728 и 1729 годах

совершили морской вояж, пройдя от Камчатки к северо-востоку

и достигнув восточной оконечности Азии на широте 64°, а от

реки Камчатки к востоку примерно на 27° долготы. В восточ-

ном направлении они не видели никакой земли, хотя и плыли

иод парусами на восток в течение нескольких дней. Причина

этого, я полагаю, та, что они недостаточно далеко зашли

к северу, ибо впоследствии другие, также русские суда заме-

тили, что с Чукотского Носа, составляющего восточную око-

нечность Азии, в ясную погоду видны высокие горы по напра-

влению прямо к востоку, видимо, составляющие часть какого-то

материка. Это, по моему мнению, не может быть ничем иным,

как только частью Северной Америки.

Эта первая экспедиция затем вернулась снова на Камчатку,

а в 1730 году возвратилась в Санкт-Петербург. Так как ее

открытия и наблюдения не казались особо существенными, что

объясняется малочисленностью команды, недостатком провианта

и другого снаряжения, точно рассчитать которые вперед не

было возможности, равно как рядом несчастных случай-

ностей, то и было решено снарядить нашу вторую

экспедицию, которая, как выше сказано, началась в 1733 году.

Все это я счел нужным изложить, так как, задумав составить

отчет об этой экспедиции, я назвал ее второй экспедицией.

ряжена была с большим трудом и задержками, так как едва

удалось собрать необходимое количество лошадей, а в особен-

ности затруднительным оказалось положение с подводами для

перевозки наших тяжеловесных и громоздких грузов, как то:

якорей, якорных канатов, пушек и т. п. Хотя были приняты

меры к предварительной подготовке таких подвод и хотя, дей-
ствительно, многое было подготовлено к нашему приезду зара-

нее, нам все же нехватило повозок и пришлось одним и тем

же подводам совершать путь дважды, что связано было для нас,

конечно, с большой потерей времени.

Прибыв, наконец, со всей нашей поклажей в Енисейск, мы

немедленно опять приступили к погрузке в другие суда, кото-

рые для нас уже были заранее приготовлены. Здесь мы задер-

жались на семь или восемь дней и продолжали затем наш путь

по Енисею и [Верхней] Тунгуске до реки Илима. До этой реки

мы добрались поздней осенью, разгрузили наши суда и сло-

жили грузы в пустые избы, а команду распределили на квар-

тиры по близлежащим деревням. Между тем, мы немедленно же

начал и принимать меры к заготовке потребного количества саней,

обеспечению лошадей и всего необходимого для путешествия,

чтобы сразу по установлении санного пути двинуться в путь

до села Усть-Кут на реке Лене, от которого мы находились
на расстоянии примерно шестисот двадцати с лишним немец-

ких миль. Туда мы добрались небольшими партиями, и в де-

кабре 1734 года оказались все на месте в сборе.

В Усть-Куте вся работа началась сызнова. Стали строить

новые суда и продолжали эту работу со всем возможным усер-

дием вплоть до вскрытия реки. Мы построили суда самых раз-

нообразных видов, крупные и мелкие, и как только река Лена

вскрылась, то есть в начале мая, мы немедленно приступили

к погрузке и к подготовке путешествия в Якутск. Так как

наши люди, в особенности из числа ссыльных, стали толпами

убегать, то пришлось поставить крепкие караулы, а вдоль

берегов Лены через каждые двадцать верст поставить виселицы.

Это произвело прекрасное действие, так как с этого времени

убегало уже весьма немного людей. Подготовившись таким

образом к путешествию, мы в начале июня двинулись из Усть-

Кута на восьмидесяти примерно судах, нагруженных полностью

провиантом и снаряжением, и в июле прибыли в Якутск, где

встретили капитана-командора Беринга и нескольких других

офицеров экспедиции. Капитан Шпанберг, однако, уже поспе-

шил вперед в Охотск. Самые мелкие суда, приведенные нами,

были немедленно отправлены под командой лейтенанта Дмитрия

Лаптева на реки Алдан и Маю; ему был дан приказ: пройти

25

Одна из основных задач Камчатской экспедиции — иссле-

дование через Новоземелъские проливы Северо-восточною
прохода, которым можно быго бы попасть через Ледови-

тый океан в Камчатское море или Тихий океан.

Иссдедование Новоземельских проливов и Ледовитого

океана было также поручено Камчатской экспедиции. Так как

в своем изложении я остановился на прибытии нашем в Якутск

(откуда была предпринята попытка исследования океана), то

теперь я сделаю самый подробный и добросовестный отчет о том,

что нам удалось установить по этому вопросу, а также со-

общу свои личные по этому поводу соображения.

Известно, что уже более двухсот лет тому назад англичане

и голландцы делали неоднократные попытки найти Северо-вос-

точный проход.

23

 Этого им, однако, ни разу не удалось до-

биться, а приходилось каждый раз возвращаться обратно без-

результатно и с большими потерями в личном составив. В настоя-
щее время известно из газет, что датское правительство в бли-

жайшее время собирается отправить такую экспедицию, кото-

рой, по всей вероятности, сужден такой же исход, как и преж-

ним экспедициям, предпринятым с этой целью англичанами

и голландцами. Короче говоря, я могу зарачее предсказать,

что цели своей они не достигнут, потеряют при этом много

людей, а при малейшей аварии останутся и без судов. Таким

образом, я утверждаю, что проход Северо-восточным путем
есть дело невозможное.

Зайдя т а к далеко в своих утверждениях и заявляя о н

е

в

о

з

м

о

ж

-

ности прохода Северо-восточным путем, я, по справедли-

вости, обязан изложить резоны и основания, которые заста-

вляют меня держаться такого мнения. Иначе можно было бы

возразить, что всякий может по собственным своим предполо-

жениям рассуждать о неизвестном деле и строить на этот счет

26

так далеко, как только удастся, а по наступлении морозов свое-

временно построить магазины, выгрузить провиант, поставить

надежный караул, а самому с судами вернуться обратно

в Якутск. Это сделано было с той целью, чтобы подвезти про-

виант как можно ближе к Охотску и чтобы совершить на тех

же судах ближайшей весной, то есть в 1736 году, дополнитель-

ный рейс с грузом.

догадки, лишенные все же какой-либо достоверности, как не
основанные на действительном опыте. Э

тог

° упрека мне,

конечно, бросить нельзя, так как я пишу не на основании

предположений или догадок, а на основании действительности,

описываю то, что есть на самом деле, в соответствии с опы-

том и результатами ряда попыток. В доказательство этого

приведу следующие соображения.

Чтобы не забыть, укажу сначала, что в ряде славных задач,

поставленных государством так называемой Камчатской экспе-

диции, как уже указано выше, было также исследование побе-

режья от Новой Земли до самой восточной оконечности Азии—

Чукотского Носа, то есть, иначе говоря, всего побережья Ле-

довитого моря. При этом государство не щадило ни денег, ни

людей, а щедро снабдило экспедицию во славу страны всем

необходимым, чтобы добыть достоверные сведения о неизвест-

ных в то время странах, неоткрытых еще землях и берегах.

Во всем этом не было никакой другой скрытой цели, кроме

пользы и помощи науке общей географии: надо было разбудить

ученый мир от сна, в котором он покоился так долго — соб-

ственно, еще до настоящего времени.

Для этой цели было отправлено из Архангельска два судна

с командой, во главе с двумя превосходными офицерами (о чем

я уже упомянул в первой главе). Им было дано задание пройти

через Новоземельские проливы в устье реки Оби. Оба судна

выполнили это и благополучно достигли назначенного им места

и даже прошли значительно выше по течению реки Оби. Дру-

гое судно отправлено было в том же году из Тобольска, с опыт-

ной командой, во главе со способным офицером; задачей его

было разыскать путь из Оби в Енисей. Это судно также выпол-

нило свое задание, достигло устья Енисея и прошло вверх по

реке до города Енисейска. Третий и последний опыт был про-

делан из города Якутска на реке Лене, где было снаряжено

два судна, также укомплектованные весьма способными людьми

и офицерами. Их задание состояло в следующем: они должны

были совместно, не разделяясь, спуститься вниз по Лене, выйти

в Ледовитое море, а уже выйдя в открытое море, одно из них

должно было повернуть на запад и разведать путь на реку

Енисей, а другое направиться к востоку, обогнуть восточную

оконечность Азии и попытаться пройти в Камчатское море.

Оба эти судна не могли достигнуть поставленной им цели.

Хотя попытка настойчиво повторялась подряд в течение пяти

лет, но и в последний год им не удалось продвинуться дальше

места, достигнутого в самый первый год. Грустно слушать рас-

сказы о бедствиях и страданиях, испытанных несчастной

27

командой этих судов. Судно, направленное к западу для разведы-

вания пути к устью Енисея, шло в прибрежной полосе, междл

льдом и материком, до 76° северной широты. Дальше оно уже

не могло итти из-за льда, а к северу от него виднелась еще

какая-то земля. В конце концов судно было раздавлено льдом,

так что команде пришлось его оставить на расстоянии пяти

или шести немецких миль от твердой зьмли и пойти пешком

по льду по направлению к материку с таким запасом сухарей,

сколько каждый мог унести для себя на спине. Добравшись

с большими трудностями до твердой земли, они пошли дальше

сушей вдоль берега до самой северной его оконечности, а когда

они достигли уже почти 77° северной широты, берег стал

опять поворачивать к юго-западу. Поэтому они снова повер-

нули к реке Хатанге, где зимовали за два года до того и где

оставили небольшой запас продовольствия. Это случилось

в августе, когда они добрались до 75°, и ни к западу, ни

к востоку, ни к северу не видно было открытой воды, а все

море было загромождено стоячими высокими, как горы, торо-

сами. От названной северной оконечности материка до пря-

мого берега и до реки Хатанги им предстояло пройти еще

около ста немецких миль через пустынные места, прежде челн

они могли бы рассчитывать встретить жилье и людей, отдель-

ных немногих туземцев, которые в известное время года при-

ходят в эти места, занимаясь охотой на белого медведя и песца.

Эти несчастные сильно терпели от голода, очень ослабели и

перенесли много бедствий, а многим из них была суждена смерть.

Что касается отряда на судне, которое должно было отпра-

виться на восток, то в 1735 году, достигнув Ледовитого моря

он в виду преждевременно наступивших морозов, вынужден

был искать места для зимовки. Люди зашли в устье неболь-
шой речки Хариулах, недалеко к востоку от устья Лены, где

в течение зимы так сильно страдали от цынги, что из всей

команды, примерно в шестьдесят человек, во главе с команди-

ром лейтенантом Лассениусом, осталось в живых лишь три или че-

тыре человека, которые и сообщили о гибели остальной команды,

Я чуть не забыл сообщить о втором судне, которое было от-

правлено к западу и о плавании которого я уже говорил выше.

В том же году оно зимовало в устье небольшой реки Оленек,

недалеко к западу от устья Лены. Командир отряда лейтенант

Василий Прончищев и несколько человек его команды погибли

от цынги, однако, этот отряд не так сильно пострадал от бо-

лезни и мог в следующем году, под командой следующего по

чину офицера, продолжить свое плавание и сделать еще одну

безуспешную попытку пробиться на запад.

28

Эти две партии при первой же возможности были сменены

новыми отрядами, состоявшими из опытных офицеров и но-

вой команды, снабженной всем необходимым. Начальником

восточного отряда был назначен лейтенант Дмитрий Лаптев,

начальником западного — Харитон Лаптев, двоюродные братья,
отважные офицеры.

Так как выше я уже описал судьбу западного отряда и

достаточно ясно показал, что в это море проход невозможен,

то я считаю излишним подробно описывать плавание восточ-

ного отряда. Отмечу только, что он с большими трудностями

добрался до реки Колымы и там 29 августа был скован льдом

в открытом море, на расстоянии нескольких миль от берега.

Вскоре после этого Д. Лаптев отправил по льду на сушу в пер-

вую очередь имевшиеся у него пушки; находившееся в той

местности племя чукчей в большинстве своем было враждебно

настроено, а потому, прежде чем высадить команду на берег,

необходимо было обеспечить возможность обороны. Введя судно

в устье реки и оставив надлежащий караул для охраны судна

и снаряжения, он с остальной частью команды отправился

сушей на реку Анадырь и разведал реку на всем ее протя-

жении вплоть до впадения ее в море, после чего возвратился

в Якутск. Таким образом, на основании данного опыта я дока-

зал правильность моего утверждения о непригодности Северного

морского прохода.

Я обещал вначале высказать и мое личное мнение по этому

вопросу. Оно как будто уже является несколько излишним, так

как из приведенных мною фактов нетрудно убедиться, что ни-

какой видимой надежды на этот путь не существует; однако,

согласно обещанию, вкратце изложу еще следующие соображе-

ния. Во первых, общеизвестно, что вследствие позднего на-

ступления весны в тех краях и позднего вскрытия льда не-

возможно пройти Новоземельские проливы раньше чем в сере-

дине июля, а нередко и позднее, так что уже больше поло-

вины лета проходит, прежде чем удается добраться до побе-

режья Во-вторых, известно, что расстояние от Новой Земли

до восточной оконечности АЗИИ немалое и составляет несколь-

ко сот немецких миль и что проплыть такое расстояние под

парусами можно лишь в довольно большой срок, в особенности

в такой части света, где постоянно меняется направление

ветра. Если же и удалось бы забраться по побережью несколько

дальше, то стоит установиться северному ветру, нагоняющему

лед, как не останется пути ни назад, ни вперед. В таком слу-

чае приходится поневоле дрейфовать со льдом вблизи пустын-

ного берега, где не только судну суждена гибель, но и люди

29

из-за недостатка пищи, нездорового климата, сильных холодов

и полного отсутствия привычных для европейцев удобств

в большинстве обречены на гибель. Люди в этих случаях

гибнут, как мухи, особенно ввиду того, что зимовать прихо-

дится во всяком случае не южнее 72—73° широты, при кли-

мате крайне для них непривычном. Пример этого мы уже

видели выше на случае с зимовкой лейтенанта Лассени^са и

гибели всего его отряда. В-третьих, мы установили, что

в этой части света в конце августа снова наступают морозы,

так что в тех местах, где море вскрывается, в общей слож-

ности можно рассчитывать встретить открытую воду лишь

в течение не более четырех-пяти недель в году, да и то при

условии, что долгое время будут дуть южные ветры, немного

отгоняющие лед от берега. При продолжительных же и устой-

чивых северных ветрах нужно считать еще гораздо меньший

срок для наличия чистой воды. В-четвертых, в настоящее

время имеется много весьма ученых людей, утверждающих,

что в Ледовитом океане не следует держаться вблизи берегов,

а подаваться ближе в сторону полюса, где, как они предпола-

гают, имеется район совершенно чистой воды.

24

 Эти сообра-

жения настолько глубоки, что я не в состоянии их понять:

проекты эти также связаны со столькими заведомыми труд-

ностями, опасностями и риском, что я не берусь даже строить

предположений на этот счет, а тем более судить о них сколько-
нибудь положительно. Ведь по опыту известно всякому, что с при-

ближением к полюсу холод усиливается, а кому же удалось побы-

вать вблизи полюса или описать царящие в тех местах условия?

Разве не возможно, что на протяжении пятнадцати-восемнадцати

градусов широты лежит еще много разных неизвестных земель,

и что даже сам полюс расположен на твердой земле, вследствие

чего лед связывается и нагромождаетсА еще плотнее, чем под

72-м или 75-м градусом? Насколько я могу припомнить мне

не приходилось слышать или читать, чтобы кому-либо удалось

забраться дальше 82-го градуса, причем грустно подымать,

какие труды и бедствия перенесли эти люди, прежде чем им

удалось вернуться оттуда обратно, как это приходилось нередко

читать в исторических описаниях. Я считаю, что если подойти

слишком близко к полюсу, то должно произойти большое рас-

стройство компаса, так как надо полагать, что полюс имеет

больше влияния на магнит, чем магнит на полюс. Мы знаем

из опыта, что полюс не совпадает с направлением магнитной

стрелки, но так как это лишь мое собственное предположение,

то я не хочу никому его навязывать. На это кто-либо может

возразить и сказать: если компас в этих условиях и дает

30

неверные показания, то можно ведь, отчасти, руководство-

ваться солнцем или другими небесными светилами, движение

которых по небесному своду нам известно. На это ответом

служит следующее: кому приходилось хотя бы немного плавать

на севере, тот на основании своего опыта может сказать, что

из-за постоянного тумана и пасмурной погоды, солнце появ-

ляется крайне редко, а увидать звезды вообще нет никакой

надежды, в особенности в летнее время, когда от влаги и ис-

парений от плавающего в море льда отражается свет, обвола-

кивающий весь небосклон. Вот почему это предложение и не

дает надежного способа, на который можно было бы безус-

ловно положиться. В-пятых, как уже сказано было ранее, рас-
стояние от Новой Земли до восточной оконечности АЗИИ очень

велико; указали мы также и на краткую продолжительность

периода вскрытия моря ото льда. Допустим теперь, что какой-

нибудь корабль сравнительно далеко пройдет вглубь Ледовитого
океана и что он вследствие преждевременного наступления

морозов вынужден будет искать места для зимовки. Допустим,
что он найдет такое место в устье какой-либо реки, ко-

торых здесь множество, или же в какой-нибудь бухте или

естественной гавани, которую, быть может, удастся разыскать

на побережье, и что он сумеет в безопасности провести там

зиму. Открытым остается лишь вопрос: может ли такое судно,

проведя десять месяцев или больше на одном месте и уничто-

жив большую часть своего запаса провианта, продолжать

поход на восток? Не говорю уже о людях, значительная часть

которых погибнет во время такой зимовки, что, без всякого

сомнения, случится, если только оно выйдет в плавание, не

взяв команду в сверхкомплектном числе и везя на борту

больше чем двухлетний запас провианта, так как в тех мест-

ностях, где ему придется зимовать, невозможно получить какое-

либо продовольствие, а питаться приходится исключительно су-

довыми запасами. Если бы мне пришлось ответить на такой

вопрос, я не мог бы не выразить глубокого сомнения в способ-

ности такого судна продолжать свое плавание на восток. Вели-

кой удачей для него будет, если оно сможет вернуться

опять обратно в Архангельск, чтобы снова взять свежий запас

провианта, а затем... отправиться в обратное плавание

домой. В течение этого времени оно давно бы успело

совершить свое путешествие, если бы воспользовалось обыкно-

венным путем вокруг Африки.

Я мог бы привести еще много других соображений, взятых

уже из собственных моих рассуждений, а рассуждать на эту

тему мне очень легко, основываясь на моей богатой практике.

31

О нашем пребывании в Якутске и наших работах в этом

городе

Таким образом, вся экспедиция собралась в Якутске.

Капитан Шпанберг уже в предыдущем 1734 году поспешил

с частью людей вперед в Охотск, не выслав вперед никаких запа-
сов продовольствия. Мы получили тревожное известие, что ему

вследствие ранних холодов не удалось добраться до места назна-
чения—Юдомского Креста,—и что ему пришлось остановиться

на двадцать—тридцать немецких миль ниже по течению в совер-
шенно пустынном месте. Поэтому первейшей и главнейшей нашей

заботой было оказать ему помощь, чтобы ни он, ни его команда
не погибли от голода. Мы узнали также, что капитан Шпан-

берг с отрядом из нескольких человек покинул суда и двинулся
на лыжах (это—длинные узкие дощечки, подвязанные к сапо-

гам, чтобы не проваливаться в снег) к Юдомскому Кре-

сту и в Охотск. Для оказания помощи этому отряду ранней

весной 1735 года, как только оказалось возможным, было

направлено сухим путем сто лошадей, по местному обыкнове-
нию, на каждую лошадь было навьючено двести фунтов продо-

вольствия; как полагали, они должны были прибыть в Охотск

своевременно и оказаться весьма полезными капитану Шпанбергу.

Другой нашей заботой была подготовка к тому, чтобы

в следующем 1736 году перевозка в Охогск продовольствия
и снаряжения была произведена в наибольшем объеме; это
должно было обеспечить содержание в Охотске возможно боль-
шего количества людей и ускорить постройку там судов для

нашей экспедиции (начало чему положил уже капитан Шпан-
берг). Для этой цели была начата постройка нескольких доба-

вочных судов в Якутске и в устье реки Майи, а для того, чтобы

обеспечить еще более успешный ход дела, руководство пере-

возками на 1736 год было поручено капитану Чирикову. Так

как постройка судов продвигалась вперед довольно успешно, то

32

Я считаю это, однако, излишним, так как уже из сказанного

выше, а также из приведенных примеров совершенно ясно,

что я не без основания утверждаю о несостоятельности этого

пути, и это, как надеюсь, мною вполне доказано. Вот и все, что я
хотел сказать о Северо-восточном проходе.

Следует отметить, что Юдомский Крест расположен на реке

Юдоме на расстоянии приблизительно двадцати немецких

миль от Охотска. Ко времени проезда экспедиции через эти

совершенно пустынные места на расстоянии около двух миль

друг от друга (более или менее в зависимости от удобства
места) были сооружены теплые избы. Зимой в них помещался

33

в которой описывается перевозка провианта и материалов

от Юдомского Креста в Охотск

удалось усилить состав команды в Охотске, и постройка наших

судов там также пошла успешно. Так как капитан Шпанберг

был назначен главным начальником японского отряда экспеди-

ции, но плавание свое должен был совершить по указанию

командора Беринга, то его суда, во избежание потери времени,

были изготовлены в первую очередь. Капитан Чириков в эту

же зиму 1736 года отправился в Охотск, а в 1737 году были

заложены два бота, предназначенные для американской экспе-

диции; постройка их по мере возможности продвигалась вперед,

однако ускорить ее не представлялось возможным до окончания

судов капитана Шпанберга.

Третья наша работа в Якутске состояла в том, что мы

устроили канатною мастерскую с полагающейся к ней установ-

кой для просмолки, и из пеньки, которую нам удалось полу-

чить в Иркутске и в других городах, изготовили всякого рода

такелаж, который полностью в точно необходимом нам наборе

из Петербурга привезти мы не могли.

В 1737 году перевозка провианта и снаряжения по реке была

поручена мне, и к Юдомскому Кресту было благополучно доста-

влено тридцать три тысячи пудов провианта и снаряжения; эта

удачная перевозка в значительной мере способствовала тому, что

капитан Шпанберг мог в следующем году начать свое плавание.

Капитан-командор Беринг в течение этого лета отправился

сухопутьем из Якутска в Охотск. Он уехал лишь после того,

как уверился, что ему обеспечен провиант, достаточный для
его команды. Он не раз говорил, что, мол, нехитрое дело

загнать людей в места, где они сами могут себя пропитать,
и вот обеспечить их содержание на месте—это дело, требую-

щее предусмотрительности и разумной распорядительности.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..