Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 21

 

 

Приложение 5
ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЛЕЧЕБНОЙ
ГИМНАСТИКИ
И МАССАЖА ДЛЯ ЗДОРОВЫХ ДОНОШЕННЫХ
ДЕТЕЙ 1-го ГОДА ЖИЗНИ

Комплекс № 1 лечебной гимнастики и массажа для детей 1-го
месяца жизни

1.  Исходное  положение  (дальше  и.  п.)  —  на  животе.  Легкий

поглаживающий массаж груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.

2.  И.  п.—  на  спине.  Рефлекторное  упражнение.  Массажист

надавливает  I  пальцем  на  ладонь  ребенка  близ  thenar.  При  этом  ребенок
открывает рот, слегка вытягивая губы вперед, слегка сгибает голову вперед,
напрягает плечевой пояс, руки.

3. И. п.— то же. Рефлекторное упражнение. Массажист вкладывает II

пальцы  в  ладони  ребенка.  Последний  цепко  захватывает  и  прочно
удерживает  пальцы  взрослого  и  активно  приподнимает  голову  и  верхнюю
часть туловища. Иногда при этом удается приподнять ребенка.

4. И. п.— то же. Рефлекторное упражнение. Массажист надавливает I

пальцами  на  ступню  ребенка,  у  основания  II  —III  пальцев  ног.  Это
вызывает их подошвенное сгибание.

5.  И.  п.—  то  же.  Массажист  I  пальцами  рук  наносит  штриховые

раздражения  по  наружному  краю  стоп  ребенка  от  V  пальца  к  пятке.
Происходит  небольшое  тыльное  сгибание  ноги  ребенка  и  нередко
веерообразное разведение всех пальцев.

6. И. п.—то же. Рефлекторное упражнение. II и III пальцами массажист

захватывает  «рогаткой»  голеностопные  суставы  ребенка,  а  I  пальцем
нажимает на ступню ребенка у основания пальцев — происходит сгибание
пальцев стоп. Затем штриховым движением массажист направляет I пальцы
по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и продолжает движение своих
пальцев  по  наружному  краю  к  V  пальцу.  Происходит  тыльное  сгибание
стопы.

7.  И.  п.—  лежа  на  животе.  Рефлекторное  упражнение.  Массажист

берет  ребенка  под  мышки  со  стороны  спины,  поддерживая  II  пальцами

голову.  Приподнятый  в  таком  положении  ребенок  сгибает  ноги  в
тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он опирается на
нее ступнями, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище ‘.

8.  Рефлекторное  упражнение  (рефлекс  автоматической  походки)  В

положении рефлекса опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он
совершает  шаговые  движения  по  плоскости,  не  сопровождая  их
движениями рук.

9.  Рефлекторное  упражнение  (рефлекс  ползания  Бауэра).  Ребенка

укладывают на живот с симметричным положением головы и туловища. В
таком  положении  ребенок  на  несколько  мгновений  поднимает  голову  и
совершает  ползающие  движения.  Они  оживляются,  если  под  подошвы
ребенка  подставить  ладонь.  При  этом  ребенок  начинает  активно  двигать
руками («помогать» себе) и активно отталкиваться ногами от препятствия.

10. И. п.— на боку. Рефлекторное упражнение. Массажист проводит I

и  II  пальцами  паравертебрально  в  направлении  от  шеи  к  ягодицам.
Происходит  выгибание  туловища  ребенка  дугой,  открытой  кзади  (рефлекс
Таланта).

11. И. п.— на спине и на животе. Легкий поглаживающий массаж рук,

груди, живота, спины, ягодиц, ног.

12.  И.  п.—  на  спине.  Дыхательные  упражнения  с  помощью.  Руки

массажиста  расположены  по  бокам  грудной  клетки  ребенка.  Массажист
производит  пластичные,  ритмичные  надавливания  на  грудную  клетку
ребенка в такт его дыханию (см. рис. 56).

Все упражнения и приемы массажа повторяются по 2—4 раза.
В  начале  занятий  используют  3—7  упражнений,  а  затем  через  3—5

дней и все упражнения комплекса.

Комплекс № 2 лечебной гимнастики и массажа для детей 2—3
мес

1  И.  п.—  на  спине.  Вызывание  «комплекса  оживления».  В  ответ  на

ласковое обращение массажиста к ребенку, наклоненное к нему с улыбкой
лицо  взрослого,  у  ребенка  возникают  положительные  эмоции  (гулит,
улыбается, двигает руками и ногами, как бы «смеется» всем телом).

2.  И.  п.—  на  спине  и  на  животе.  Массаж  рук,  груди,  живота,  спины,

ягодиц, ног — приемы поглаживания и легкого растирания.

3.  И.  п.—  на  руках  массажиста  (матери).  Дыхательное  упражнение.

Ритмичное  надавливание  на  спину  ребенка,  передвигая  ладонь  от  шеи  до

поясницы (см. рис. 56)

4.  Рефлекторное  ползание  на  животе.  Рука  массажиста  поддерживает

ребенка  под  грудь,  его  полусогнутые  ноги  опираются  о  другую  руку
массажиста, впереди перед ребенком находится яркая игрушка. Происходит
отталкивание — ползание.

5. Рефлекторное ползание на спине. Массажист поддерживает ребенка

под  спину,  другую  руку  подставляет  под  ноги  ребенка.  Происходит
отталкивание — ползание.

6. И. п. на спине. Дыхательное упражнение. Ритмичные надавливания

на  грудную  клетку,  ее  передние  и  боковые  поверхности,  обходя  грудину
(см. рис. 56).

7  Рефлекторное  упражнение.  Ребенка  кладут  на  бок,  и  взрослый

проводит  I  и  II  пальцами  паравертебрально  в  направлении  от  шеи  к
ягодицам.  Ответная  реакция  —  выгибание  туловища  дугой,  открытой
кзади. Упражнение делают поочередно на правом и левом боку.

8. Рефлекторные повороты. И. п. — на спине. Левой рукой массажист

обхватывает  голени,  правой  рукой  захватывает  левое  предплечье  ребенка,
слегка стимулируя движение подтягиванием — ребенок поворачивается на
бок, попеременно влево и вправо.

Комплекс № 3 лечебной гимнастики и массажа для детей 3—6
мес

1. И. п.— на спине. Вызывание «комплекса оживления» (см. комплекс

№ 2, упр. 1).

2. Массаж груди, живота, рук, ног
3.  И.  п.—  на  спине.  Дыхательное  упражнение.  Массажист  слегка

разводит руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем
прижимает  их  согнутыми  к  боковым  поверхностям  грудной  клетки,
предплечья, к передним ее отделам.

4.  И.  п.—  то  же.  Попеременное  и  одновременное  сгибание  и

разгибание ног

5.  И.  п.—  то  же.  Присаживание.  Массажист,  захватив  руки  ребенка,

словом и легким подтягиванием к себе стимулирует у ребенка поднимание
головы и верхней половины туловища, а затем опускает ребенка в и. п.

6. И. п.— то же. Повороты со спины на живот и с живота на спину с

поддержкой  ребенка  за  ноги.  Захватив  обе  голени  ребенка  одной  рукой,
массажист выпрямляет его ноги и слегка поворачивает их вместе с тазом на

бок, а затем и на живот (на спину), попеременно вправо и влево. Активные
повороты ребенка поощряются словом, яркой игрушкой (см. рис. 67).

7.  И.  п.—  то  же.  Дыхательное  упражнение.  Ритмичные  надавливания

на  грудную  клетку,  ее  передние  и  боковые  поверхности,  обходя  грудину
(см. рис. 56).

8.  И.  п.—  то  же.  Круговые  движения  ног  в  тазобедренных  суставах.

Захватив  голени  ребенка,  согнуть  их,  приводя  бедра  к  животу,  затем
развести  согнутые  ноги  в  стороны,  после  чего  выпрямить  их  и  свести
вместе.

9.  И.  п.—  на  животе.  Ползание  за  игрушкой.  Перед  ребенком  яркая,

звучащая  игрушка.  Побуждать  ребенка  к  ползанию  и  потягиванию  за  ней
руками.  Игрушку  немного  отдалить  от  ребенка,  передвигая  ее  вперед,  а
после того как ребенок доползет до нее, дать подержать игрушку, похвалить
малыша.

10.  Массажист  поднимает  лежащего  на  спине  ребенка  над  столом  на

вытянутых  руках.  Это  вызывает  рефлекторное  сгибание  туловища  вперед,
выпрямление головы и ног

11  Рассматривание  ярких,  звучащих,  удобных  для  захвата  игрушек  из

положения  на  спине,  на  животе  с  активным  приподниманием  головы,
плечевого пояса ребенка и поворотом его головы в сторону игрушки.

Комплекс упражнений № 4 для детей 6—9 мес

1.  И.  п.—  лежа  на  спине.  Вызывание  реакции  оживления,  гуления,

улыбки.

2.  И.  п.—  лежа  на  животе.  Хватание  игрушки  (игрушка  находится  у

массажиста на высоте вытянутых рук ребенка) вытянутыми руками сверху,
сбоку;  то  же  в  и.  п.  на  животе  с  высоким  подниманием  рук  и  верхней
половины туловища (игрушка вверху, слева, справа).

3.  .И.  п.—  то  же.  Круговые  движения  стоп.  Массажист  слегка

поднимает  ногу  ребенка,  захватив  снизу  одной  рукой  за  голень,  другой  —
за  переднюю  часть  стопы.  Массажист  проводит  круговые  движения  в
голеностопном  суставе  (осторожно!)  по  часовой  стрелке  и  против,
поочередно правой и левой стопы.

4.  И.  п.—  то  же.  Напряженное  выгибание  и  напряженное  сгибание

позвоночника.

5. И. п.— лежа на спине. Упражнение на сопротивление: отталкивание

от руки; отталкивание от мяча.

6.  И.  п.—  то  же.  Активные  повороты  за  игрушкой  (с  незначительной

помощью массажиста или без нее) вправо, влево.

7 Ползание вначале на животе, а затем и на четвереньках (без помощи)

Побуждать  к  этому  ласковым  разговором  с  ребенком,  одобряющим  его
достижения, яркой, звучащей игрушкой.

8. Вставание на четвереньки, вначале с помощью, а затем без нее.
9.  И.  п.—  на  спине.  Переход  в  положение  сидя,  держась  за  палец

массажиста, другой рукой массажист фиксирует бедра или голень ребенка.
Массажист,  потягивая  свой  палец  и  стимулируя  игрушкой  и  словом,
побуждает ребенка к переходу в положение сидя.

10. И. п.— на спине. Вставание на ноги в упор. Массажист, удерживая

ребенка  под  мышки,  вначале  присаживает  его  (ноги  опираются  о  живот
массажиста), а затем ставит на ноги и снова возвращает в и. п.

11.  И.  п.—  на  животе.  Приподнимание  ребенка  из  положения  на

животе за выпрямленные руки (за кольца) до положения стоя.

12. И, п.— стоя на столе лицом к взрослому. Упражнения для развития

ходьбы. Массажист стимулирует переступаиие вначале при поддержке под
мышки, а затем при поддержке за кисти обеих рук и одной руки.

13. И. п.— стоя на четвереньках. Упор на руках. Придерживая ребенка

за бедра и слегка приподнимая над плоскостью опоры, массажист помогает
ему удерживаться на руках с опорой на раскрытые ладони.

14.  И.  п.—  стоя  на  столе.  Доставание  игрушки.  Ребенок  должен

достать игрушку, которая находится у взрослого на высоте вытянутых рук
ребенка.

15. И. п.— стоя на столе. Ребенок должен достать игрушку со стола из

положения  стоя  спиной  к  массажисту,  который  поддерживает  его  спереди
за  ноги.  По  просьбе  взрослого  «достань  игрушку»  ребенок  наклоняется,
берет игрушку и выпрямляется.

Комплекс упражнений № 5 для детей 9 — 12 мес

1.  И.п.  —  сидя  или  стоя  на  столе.  Дыхательное  упражнение.  По

просьбе  инструктора  ребенок  должен  поднять  руки  с  кольцами  вверх
(вдох),  затем  опустить  их  и  обнять  грудную  клетку  (выдох).  Инструктор
помогает сделать заключительную часть упражнения.

2.  Вставание  на  ноги  из  любого  положения  по  просьбе  инструктора,

который лишь слегка корригирует движения, помогая ребенку встать.

3.  Доставание  игрушки  из  положения  стоя:  наклоны  и  выпрямления

(см. рис. 25).

4.  И.  п.  —  на  спине.  Упражнение  для  ног.  По  словесной  инструкции

ребенок топает ногами по плоскости опоры («топ-топ-топ»).

5. И. п. — на спине. Повороты со спины на живот и с живота на спину

(самостоятельно). Ребенок побуждается к движению словами, игрушкой.

6. И. п. — на животе. Ползание на четвереньках к игрушке.
7.  Упражнение  «Возьми  игрушку  со  стула».  Из  положения  сидя  на

одном  колене  (ноги  ребенка  фиксируются  сомкнутыми  коленями
массажиста) ребенок по просьбе массажиста: а) достает лежащую на стуле
игрушку; б) берет игрушку со стула, передает ее взрослому;

в) берет игрушку со стула, стоящего сзади (см. рис. 24).
8.  И.  п.  —  на  спине.  Присаживание.  По  просьбе  «садись»  ребенок

присаживается, про просьбе «ложись» — ложится.

9. И. п. — сидя. Самостоятельное вставание. По просьбе инструктора

«встань» ребенок встает, по просьбе «садись» — садится.

10.  И.  п.  —стоя.  Приседание  на  корточки.  Взрослый  побуждает  это

движение, говоря: «Стань маленьким».

11.  И.п.  —  стоя.  Поднимание  на  носки.  Инструктор  побуждает  это

движение, говоря: «Стань большим».

12.  Ребенок  самостоятельно  входит,  по  просьбе  инструктора

выполняет разные движения: приседает, приносит мячик, палочку, бросает
мячик, разбирает пирамидку, играет с большими кубиками.

13.  Ребенок  при  поддержке  и  просьбе  инструктора  встает  на  кубик

(высотой 5—8 см) и сходит с него.

14.  То  же  упражнение,  но  более  усложненное  (с  меньшей  опорой,

увеличением высоты кубика).

Приложение 6
ПОДБОР ВЕЛИЧИНЫ НАГРУЗКИ В КОМПЛЕКСЕ
ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ

Снижение нагрузки
Продление курса занятий по одному и тому же комплексу, например не

3 нед, а 1 — 1

1/2

мес

Уменьшение  времени  однократно  проводимого  занятия,  например  не

15—20 мин, а 10—15 мин, за счет уменьшения числа повторений каждого
упражнения и приема массажа в комплексе

Уменьшение  темпа  и  амплитуды  движений.  Занятия  проводить  в

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..