Правовые акты за 2014–2015 годы по внедрению и развитию механизма «единого окна» - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Сборник нормативных правовых актов за 2014–2015 годы по внедрению и развитию механизма «единого окна»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Правовые акты за 2014–2015 годы по внедрению и развитию механизма «единого окна» - часть 4

 

 

Сборник нормативных правовых актов за 2014–2015 годы

50

 

наименование мероприятия

Срок 

исполнения

ответственный 

исполнитель

планируемый 

результат

1

2

3

4

7. организаЦионныЕ вопроСы

7.1.  популяризация  механизма  «единого  окна»,  
работа  со  Сми,  организация  открытых  дискуссий, 
семинаров,  конференций  по  реализации  основных 
направлений и плана мероприятий

IV квартал 
2015 г.

комиссия, 
государства-
члены

организация  кон-
ференций, 

вы-

пуск  справочной  
информации,  под-
готовка 

статей, 

выпуск сборников, 
брошюр

7.2.  подготовка  и  публикация  отчетов  о  проделан-
ной работе по реализации основных направлений и 
плана мероприятий

IV квартал 
2015 г.

комиссия, 
государства-
члены

опубликование
на  сайте  Союза  в 
информационно-
телекоммуника-
ционной сети «ин-
тернет»

методика оценки состояния развития национальных механизмов 

«единого окна»

2014-2015

51

  

метОдика ОцеНки 

сОстОяНия 

разВития

НациОНальНых 

мехаНизмОВ 

«едиНОгО ОкНа»

Сборник нормативных правовых актов за 2014–2015 годы

52

методика  оценки  состояния  развития  националь-
ных механизмов «единого окна» (далее – методика)  
разработана в соответствии с:

·

 

пунктом 1.3 раздела XII плана мероприя-
тий  по  реализации  основных  направле-
ний развития механизма «единого окна» 
в  системе  регулирования  внешнеэко-
номической  деятельности  (утвержден  
решением высшего Евразийского эконо-
мического совета от 8 мая 2015 г. № 19) 
(далее – план мероприятий),

·

 

пунктом  1.3.4  детализированного  пла-
на  на  2015  год  по  выполнению  плана 
мероприятий  по  реализации  основных  
направлений развития механизма «едино-
го окна» в системе регулирования внешне- 
экономической деятельности (утвержден 
решением  Совета  Евразийской  эконо-
мической  комиссииот  4  февраля  2015  г.  
№ 4) (далее – детализированный план).

Целью  методики  является  оценка  состояния  разви-
тия национальных механизмов «единого окна», кото-
рая будет осуществляться путем проведения анализа, 
предусмотренного  пунктом  1.4  детализированного 
плана.

данная  методика  является  инструментом,  опре-
деляющим  для  государств-членов  и  подразделе-
ний  Евразийской  экономической  комиссии  шаги  
проведения  анализа  состояния  развития  националь-
ных  механизмов  «единого  окна»  в  государствах  – 
членах Евразийского экономического союза, включая 
порядок его проведения, направления, сроки, объек-
ты анализа, его основных участников со стороны как 
государственных органов и  комиссии, так  и бизнес-
сообщества. 

анализ  состояния  развития  национальных  меха-
низмов «единого окна» в соответствии с методикой  
будет проводиться по тематическим блокам с учетом 
следующих направлений:

1)  оценка организационно-правовой 
 

основы;

2)  оценка технологической основы;
3)  оценка информационно-технической
 

основы.

кроме  этого,  по  каждому  направлению  анализа  
содержатся  опросные  формы,  примеры  построения 
диаграмм,  схем  действия,  графиков  и  заполнения 
карточки бизнес-процессов, а также рекомендации по 
оформлению отчетов о проведенных исследованиях.

методика оценки состояния развития национальных механизмов 

«единого окна»

2014-2015

53

евразийСкаЯ экономичеСкаЯ комиССиЯ

коллегиЯ

р е Ш е н и е

«28» сентября 2015 г.

№ 123

г. москва

о методике оценки состояния 

развития национальных механизмов «единого окна»

в соответствии с пунктом 1.3 раздела XII плана мероприятий по реализации основных направлений 

развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утверж-
денного решением высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 19, и в целях реализа-
ции подпункта 1.3.4 детализированного плана на 2015 год по выполнению плана мероприятий по реализации 
основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической 
деятельности, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 4 февраля 2015 г.  
№ 4, коллегия Евразийской экономической комиссии решила:

1. Утвердить прилагаемую методику оценки состояния развития национальных механизмов «единого 

окна».

2. настоящее решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального 

опубликования.

              председатель коллегии
Евразийской экономической комиссии   

 

 

 

 

 

                в. христенко

Сборник нормативных правовых актов за 2014–2015 годы

54

УтвЕрЖдЕна

решением коллегии 

Евразийской экономической комиссии 

от 28 сентября 2015 г. № 123

м е т о д и к а 

оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна»

I. общиЕ полоЖЕния

1. настоящая методика разработана в соответствии с пунктом 1.3 раздела XII плана мероприятий по  

реализации  основных  направлений  развития  механизма  «единого  окна»  в  системе  регулирования  внешне- 
экономической  деятельности,  утвержденного  решением  высшего  Евразийского  экономического  совета  
от 8 мая 2015 г. № 19 (далее – план мероприятий), и подпунктом 1.3.4 детализированного плана на 2015 год по 
выполнению плана мероприятий по реализации основных направлений развития механизма «единого окна» 
в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденного решением Совета Евразийской 
экономической комиссии от 4 февраля 2015 г. № 4 (далее – детализированный план), в целях оценки состоя-
ния развития национальных механизмов «единого окна» и определяет порядок проведения анализа состоя-
ния развития национальных механизмов «единого окна», предусмотренного пунктом 1.4 раздела XII плана 
мероприятий и пунктом 1.4 детализированного плана.

настоящая  методика  предназначена  для  применения  Евразийской  экономической  комиссией  

(далее – комиссия) и государствами – членами Евразийского экономического союза (далее соответственно – 
государства-члены, Союз) в качестве методических рекомендаций при проведении такого анализа.

2.  настоящая  методика  основывается  на  положениях  рекомендаций  и  руководств  организаций  и  

специализированных  учреждений  организации  объединенных  наций  по  созданию  механизма  «единого 
окна», руководства всемирной таможенной организации по исследованию времени выпуска, компендиума 
всемирной таможенной организации «как построить среду «единого окна», методических рекомендаций по 
сравнительному  анализу  законодательства  государств  –  участников  Содружества  независимых  государств, 
методики анализа, оптимизации, гармонизации и описания общих процессов в рамках Евразийского эконо-
мического союза, утвержденной решением коллегии комиссии от 9 июня 2015 г. № 63 (далее – методика по 
общим процессам).

в настоящей методике учтены:

результаты проведенного комиссией тематического исследования «о реализации механизма «единого 
окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности»;

отчет  о  подходах  к  моделированию  и  анализу  государственных  процедур  и  бизнес-процессов,  
связанных с внешнеэкономической деятельностью в государствах-членах (далее – бизнес-процессы),  
подготовленный в соответствии с пунктом 1.2 детализированного плана;

опыт и знания, полученные в ходе международных семинаров, конференций и консультаций с между-
народными экспертами.

анализ  возможностей  по  гармонизации  и  минимизации  сведений,  содержащихся  в  документах,  

необходимых  для  осуществления  внешнеэкономической  деятельности,  предусмотренный  подпунктом  1.4.4 
детализированного плана, проводится на основании методики, разрабатываемой в соответствии с разделом 3 
детализированного плана.

II. опрЕдЕлЕния

3. для целей настоящей методики используются понятия, которые означают следующее:

«акты»  –  международные  договоры  и  акты,  составляющие  право  Союза,  и  нормативные  правовые 
акты государств-членов в области внешнеэкономической деятельности;

«анализ  бизнес-процессов»  –  систематизированный  сбор  данных  о  процессах,  совершаемых  заин-
тересованными  лицами,  государственными  органами  и  (или)  уполномоченными  организациями 
государств-членов, с целью их идентификации, оценки и последующей оптимизации;

методика оценки состояния развития национальных механизмов 

«единого окна»

2014-2015

55

«графики временных и финансовых затрат» – графики, описывающие взаимосвязь бизнес-процессов с 
временными и финансовыми затратами, необходимыми для их завершения;

«диаграмма прецедентов» – диаграмма, отображающая основные бизнес-процессы и участвующих в 
них субъектов;

«заинтересованные  лица»  –  юридическое  лицо,  организация,  не  являющаяся  юридическим  лицом, 
созданные  в  соответствии  с  законодательством  государства-члена,  а  также  физическое  лицо,  заре-
гистрированное  в  качестве  индивидуального  предпринимателя  в  соответствии  с  законодательством 
государства-члена;

«карточка  бизнес-процесса»  –  подробное  текстовое  описание  бизнес-процесса,  указанного  в  схеме 
действий;

«направления перемещения товаров» – ввоз товаров на таможенную территорию Союза, вывоз това-
ров с такой территории и транзит товаров по таможенной территории Союза;

«схема  действий»  –  графическое  описание  действий,  выполняемых  заинтересованными  лицами,  
государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов в бизнес-
процессе, приведенное в диаграмме прецедентов;

«элементы национального механизма «единого окна» – составные части механизма взаимодействия 
между государственными органами, уполномоченными организациями и участниками внешнеэконо-
мической  деятельности  государств-членов,  которые  в  совокупности  образуют  национальный  меха-
низм «единого окна».

иные понятия, используемые в настоящей методике, понимаются в значениях, определенных планом 

мероприятий.

III. ЦЕли и задачи анализа СоСтояния развития

наЦиональных мЕханизмов «Единого окна»

4.  Целями  проведения  анализа  состояния  развития  национальных  механизмов  «единого  окна»  

являются  оценка  состояния  развития  национального  механизма  «единого  окна»  в  государствах-членах  
и  подготовка  заключения  по  каждому  государству-члену,  содержащего  рекомендации  по  дальнейшему  
развитию  национального  механизма  «единого  окна»  в  системе  регулирования  внешнеэкономической  
деятельности, оптимизации бизнес-процессов, а также определение приоритетных направлений сближения 
национальных механизмов «единого окна».

5. в рамках проводимого анализа решаются следующие задачи:

а)  анализ организационно-правовой основы развития национального механизма «единого окна» в 

государствах-членах (далее – анализ организационно-правовой основы), включающий в себя:

анализ  созданной  институциональной  основы,  обеспечивающей  реализацию  основных 
направлений  развития  механизма  «единого  окна»  в  системе  регулирования  внешнеэко-
номической  деятельности,  утвержденных  решением  высшего  Евразийского  экономи-
ческого  совета  от  29  мая  2014  г.  №  68  (далее  –  основные  направления),  и  плана  меро- 
приятий;
анализ актов, регулирующих вопросы внедрения и развития механизма «единого окна»;
анализ сферы охвата национальных механизмов «единого окна» в государствах-членах;
анализ  актов  по  сферам  государственного  регулирования  в  области  внешнеэкономичес- 
кой деятельности на предмет выявления барьеров и правовых пробелов, препятствующих  
развитию механизма «единого окна»;
исследование  правоприменительной  практики  реализации  механизма  «единого  окна»  
в государствах-членах;
определение  целевых  показателей  национальных  проектов,  направленных  на  создание  
национальных механизмов «единого окна»;

Сборник нормативных правовых актов за 2014–2015 годы

56

б)  анализ  технологической  основы  развития  национального  механизма  «единого  окна»  

в государствах-членах (далее – анализ технологической основы), включающий в себя:

определение  перечня  приоритетных  экспортных,  импортных  и  транзитных  операций  
(далее – приоритетные операции);

анализ существующих бизнес-процессов в соответствии с перечнем приоритетных операций, 
определение степени и уровня их автоматизации; 

определение «узких мест» при переходе от документов на бумажном носителе к электрон-
ным документам;

в)  анализ  информационно-технической  основы  внедрения  и  развития  национального  механизма 

«единого  окна»  в  государствах-членах  (далее  –  анализ  информационно-технической  основы), 
включающий в себя:

анализ состояния развития отдельных элементов национального механизма «единого окна» 
(экспресс-анализ);

изучение национальных программ государств-членов по развитию локальных механизмов 
«единого окна»;

определение технических возможностей и правовых оснований для создания в государствах-
членах портала национального механизма «единого окна»;

анализ практики уплаты обязательных платежей в электронном виде и возможности предо-
ставления такой услуги в рамках национального механизма «единого окна»;

анализ состояния развития систем электронного правительства, межведомственного инфор-
мационного взаимодействия, электронного документооборота при взаимодействии заинте-
ресованных  лиц  с  государственными  органами  и  (или)  уполномоченными  организациями 
государств-членов;

г) анализ сильных и слабых сторон национальных механизмов «единого окна» в государствах-
членах, возможностей и перспектив развития этих механизмов, включающий в себя:

выявление вопросов, которые необходимо урегулировать в государствах-членах при реали-
зации основных направлений;

определение  приоритетных  областей,  требующих  усиления  потенциала  и  оказания 
организационно-правовой,  технологической  и  информационно-технической  помощи  в  
целях развития национальных механизмов «единого окна»;

д)  подготовка  предложений  и  рекомендаций,  направленных  на  дальнейшее  развитие  националь-

ных механизмов «единого окна», оптимизацию бизнес-процессов, а также определение приори-
тетных направлений сближения национальных механизмов «единого окна».

IV. объЕкты анализа СоСтояния развития 

наЦиональных мЕханизмов «Единого окна»

6. при проведении анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» рассматри-

ваются следующие объекты:

а)  институциональная основа, обеспечивающая внедрение и развитие механизма «единого окна», в 

том числе реализацию основных направлений и плана мероприятий;

б)  акты, регулирующие вопросы внедрения и развития механизма «единого окна»;

в)  судебные и административные решения;

г)  сфера охвата национальных механизмов «единого окна» в государствах-членах;

д)  акты по сферам государственного регулирования в области внешнеэкономической деятельности 

на  предмет  выявления  барьеров  и  правовых  пробелов,  препятствующих  развитию  механизма 
«единого окна»;

методика оценки состояния развития национальных механизмов 

«единого окна»

2014-2015

57

е)  правоприменительная практика реализации механизма «единого окна» в государствах-членах;

ж) целевые  показатели  национальных  проектов,  направленных  на  создание  национальных  меха-

низмов «единого окна»;

з)  бизнес-процессы в рамках приоритетных операций, включая акты, их устанавливающие;

и)  национальные  программы  государств-членов  по  развитию  локальных  механизмов  «единого 

окна»;

к)  портал национального механизма «единого окна» в части определения технической возможно-

сти и правовых оснований его создания в государствах-членах;

л)  практика  уплаты  обязательных  платежей  в  электронном  виде  и  возможность  предоставления  

такой услуги в рамках национального механизма «единого окна»;

м) системы  электронного  правительства,  межведомственного  информационного  взаимодействия, 

электронного документооборота при взаимодействии заинтересованных лиц с государственны-
ми органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов.

7. анализ состояния развития национальных механизмов «единого окна» проводится по следующим 

направлениям:

а) анализ организационно-правовой основы;

б) анализ технологической основы;

в) анализ информационно-технической основы.

8. оценка состояния развития национальных механизмов «единого окна» осуществляется в соответ-

ствии с указанными в пункте 2 настоящей методики рекомендациями и руководствами организации объеди-
ненных наций и руководством всемирной таможенной организации на основании поступивших от государств-
членов итоговых отчетов.

V. СФЕры рЕгУлирования и виды иССлЕдУЕмой дЕятЕльноСти

9. анализ состояния развития национальных механизмов «единого окна» охватывает:

а)  сферы  государственного  регулирования,  затрагивающие  внешнеэкономическую  деятельность: 

таможенное,  валютное,  налоговое,  таможенно-тарифное,  нетарифное,  техническое  регулиро-
вание,  применение  санитарных,  ветеринарно-санитарных,  карантинных  фитосанитарных  мер, 
регулирование финансовых услуг (банковских, страховых), транспорт и перевозки, интеллекту-
альная собственность и др.;

б)  виды  деятельности:  внешнеторговая,  предоставление  транспортных  и  логистических  услуг,  

финансовых услуг (банковских, страховых), таможенное дело.

VI. иСточники инФормаЦии

10. при проведении анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» использу-

ются следующие источники информации:

а)  первичные: акты, в том числе указы, национальные (государственные) программы, постановле-

ния, планы мероприятий («дорожные карты») и др.;

б)  вторичные: комментарии к законодательству государств-членов, регламенты, письма, инструк-

ции, распоряжения, ведомственные приказы, отчеты государственных органов и (или) уполно-
моченных организаций государств-членов в области внешнеэкономической деятельности, отче-
ты независимых экспертов, выполненные по заказу государственных органов государств-членов 
(например,  «регулятивные  и  процедурные  барьеры  в  торговле  в  беларуси»,  «регулятивные  и 
процедурные  барьеры  в  торговле  в  казахстане»,  «исследование  готовности  законодательной  
системы российской Федерации к внедрению принципа «единого окна» для внешней торговли»), 
судебные и административные решения, аналитические материалы и др.

Сборник нормативных правовых актов за 2014–2015 годы

58

11. при проведении анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» в качестве 

дополнительных источников информации также используются статьи по обзору законодательства государств-
членов, отчеты и рекомендации различных конференций и семинаров, международные комментарии и другие 
открытые источники информации.

VII. рЕкомЕндаЦии по организаЦии провЕдЕния анализа 

СоСтояния развития наЦиональных мЕханизмов «Единого окна»

12. анализ состояния развития национальных механизмов «единого окна» проводится государствами-

членами и комиссией в соответствии с настоящей методикой и в сроки, установленные пунктом 1.4 раздела 
XII плана мероприятий.

в  целях  оптимального  распределения  ресурсов  и  соблюдения  установленных  сроков  анализ 

организационно-правовой  основы,  анализ  технологической  основы  и  анализ  информационно-технической 
основы могут проводиться параллельно.

13.  государства-члены  определяют  ответственный  за  организацию  проведения  анализа  состояния 

развития  национальных  механизмов  «единого  окна»  государственный  орган  (создают  рабочую  группу)  
(далее – ответственный орган государства-члена).

14.  ответственный  орган  государства-члена  определяет  государственные  органы,  уполномоченные 

организации  и  представителей  бизнес-сообщества  государства-члена,  участвующие  в  проведении  анализа  
состояния развития национальных механизмов «единого окна» (далее – участники анализа).

при  этом  состав  участников  анализа  целесообразно  формировать  по  тематическим  блокам  («элек-

тронная таможня», «оплата, платежи и электронная коммерция», «разрешительные документы», «транспорт 
и  логистика»,  «информационные  технологии»)  исходя  из  организационной  структуры  механизма,  обеспе-
чивающего реализацию плана мероприятий, предусмотренной пунктом 6.1 раздела XII плана мероприятий  
(далее – тематические блоки).

15. ответственный орган государства-члена либо участники анализа вправе привлекать к проведению 

анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» научно-исследовательские и образо-
вательные учреждения, независимых экспертов, в том числе бизнес-аналитиков, представителей консалтин-
говых компаний и других экспертов.

16. ответственный орган государства-члена направляет участникам анализа настоящую методику для 

проведения работ по анализу состояния развития национальных механизмов «единого окна» в пределах их 
компетенции и в зависимости от распределения по тематическим блокам.

17.  Участники  анализа  проводят  анализ  состояния  развития  национальных  механизмов  «единого 

окна»  в  пределах  своей  компетенции  в  части  решения  задач,  предусмотренных  абзацами  пятым  и  шестым  
подпункта «а», подпунктом «б» и абзацами четвертым и пятым подпункта «в» пункта 5 настоящей методики, 
и направляют результаты в ответственный орган государства-члена.

18. ответственный орган государства-члена:

а)  проводит анализ состояния развития национальных механизмов «единого окна» в части реше-

ния задач, предусмотренных абзацами вторым, третьим, четвертым и седьмым подпункта «а» и 
абзацами вторым, третьим и шестым подпункта «в» пункта 5 настоящей методики;

б)  осуществляет  проверку  отчетов,  представленных  участниками  анализа,  на  предмет  их  полно-

ты и достаточности, исключения дублирования информации и при необходимости возвращает  
данные отчеты участникам анализа для дополнительной проработки;

в)  формирует итоговый отчет по результатам анализа состояния развития национальных механиз-

мов «единого окна» в порядке, предусмотренном разделом XII настоящей методики;

г)  направляет в комиссию итоговый отчет о результатах анализа состояния развития националь-

ных механизмов «единого окна» с приложением документов (опросных листов, таблиц и др.),  
заполненных участниками анализа, в том числе представителями бизнес-сообщества государства-
члена.

методика оценки состояния развития национальных механизмов 

«единого окна»

2014-2015

59

19. анализ состояния развития национальных механизмов «единого окна» проводится структурными 

подразделениями комиссии, определяемыми в соответствии с приказом председателя коллегии комиссии, по 
направлениям деятельности данных подразделений, на основании итоговых отчетов по результатам анализа 
состояния развития национальных механизмов «единого окна», представленных государствами-членами.

20. Структурные подразделения комиссии:

а)  осуществляют сбор и обобщение итоговых отчетов по результатам анализа состояния развития 

национальных механизмов «единого окна», представленных государствами-членами;

б)  проводят оценку состояния развития национальных механизмов «единого окна» в части реше-

ния задачи, предусмотренной подпунктом «г» пункта 5 настоящей методики;

в)  разрабатывают заключение по каждому государству-члену, содержащее рекомендации по даль-

нейшему развитию механизма «единого окна», оптимизации бизнес-процессов, а также опреде-
лению приоритетных направлений сближения национальных механизмов «единого окна».

VIII. мЕтоды и СпоСобы иССлЕдования

21.  при  проведении  анализа  состояния  развития  национальных  механизмов  «единого  окна»  могут 

применяться:

методы  исследования  (системный  анализ,  правовой  анализ,  экспертные  оценки,  моделирование,  
«мозговой штурм», аналогия и сравнение, опрос (вопросно-ответный метод) и др.);

способы  исследования  (собеседование,  анкетирование,  интервьюирование,  заполнение  опросных  
листов, карточек, построение графиков и диаграмм, проведение консультаций, собеседований и др.).

22. показатели, с помощью которых исследуются объекты анализа, предусмотрены в соответствую-

щих разделах и приложениях к настоящей методике.

IX. порядок провЕдЕния анализа организаЦионно-правовой оСновы

23. анализ организационно-правовой основы проводится в целях:

а)  определения  институциональной  основы,  обеспечивающей  реализацию  основных  направле-

ний;

б)  оценки готовности правовой базы для внедрения и развития национальных механизмов «едино-

го окна» в государствах-членах;

в)  определения правовых оснований создания портала национального механизма «единого окна» в 

государствах-членах;

г)  выявления правовых пробелов, затрудняющих внедрение и развитие национальных механизмов 

«единого окна» в государствах-членах;

д)  выявления барьеров, возникающих при взаимодействии заинтересованных лиц с государствен-

ными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов при совершении 
экспортных, импортных и транзитных операций, межведомственном информационном взаимо-
действии, а также препятствующих развитию электронной коммерции;

е)  выработки  предложений  и  рекомендаций  по  устранению  выявленных  правовых  пробелов  и  

барьеров.

24. в рамках проводимого исследования анализируются акты, в том числе регулирующие следующие 

вопросы:

а)  внедрение и развитие национального механизма «единого окна»;

б)  создание портала национального механизма «единого окна»;

Сборник нормативных правовых актов за 2014–2015 годы

60

в)  порядок совершения экспортных, импортных и транзитных операций;

г)  электронный документооборот при взаимодействии заинтересованных лиц с государственными 

органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов (выдача, использование 
электронных документов, применение электронной цифровой подписи (электронной подписи), 
идентификация и аутентификация участников информационного взаимодействия);

д)  межведомственное информационное взаимодействие;

е)  развитие  и  применение  электронной  коммерции,  использование  электронных  счетов-фактур 

(инвойсов),  контрактов  и  других  электронных  документов,  ответственность  (обязательства 
  и  ответственность  сторон,  заключивших  электронную  сделку),  признание  электронных  доку-
ментов в качестве доказательств в суде (арбитраж и урегулирование споров), при страховании 
рисков и в нотариальной деятельности;

ж) интеллектуальная собственность (права на интеллектуальную собственность и базы данных);

з)  доверенное  хранение,  использование,  пересылка,  архивирование  электронных  документов  в 

рамках применения национального механизма «единого окна» при соблюдении требований по 
информационной безопасности, включая организацию разграниченного доступа к электронным 
документам;

и)  конкуренция.

25. при проведении анализа организационно-правовой основы развития национальных механизмов 

«единого окна» участники анализа используют формы опросных листов согласно приложению № 1 (далее в 
настоящем разделе – опросные листы).

26. анализ организационно-правовой основы включает в себя следующие этапы:

а)  составление перечня актов, необходимых для заполнения опросных листов;

б)  проверка  актуальности  выбранных  актов.  для  получения  точной  и  более  полной  информа-

ции участникам анализа необходимо проверить наличие отметок об изменениях, внесенных в  
данные акты, и изучить акты, к которым имеются отсылки в тексте;

в)  распределение собранного материала по вопросам, содержащимся в опросных листах;

г)  заполнение опросных листов (с указанием ссылок на акты);

д)  подготовка отчета по результатам анализа организационно-правовой основы и направление его 

ответственному органу государства-члена.

27. опросные листы заполняются участниками анализа в произвольной форме (примеры заполнения 

опросных листов приведены в приложении № 1 к настоящей методике).

в случае если при проведении анализа организационно-правовой основы выявлены правовые пробе-

лы и (или) барьеры, такая информация указывается в соответствующем поле опросного листа.

предложения  по  совершенствованию  актов  в  части  устранения  выявленных  правовых  пробелов  и 

(или) барьеров приводятся в конце опросного листа (в соответствующем поле).

28.  отчет  об  анализе  организационно-правовой  основы  формируется  согласно  приложению  №  2  и  

рекомендациям, указанным в разделе XII настоящей методики.

X. порядок провЕдЕния анализа тЕхнологичЕСкой оСновы

29. анализ технологической основы проводится в целях:

а)  описания существующих бизнес-процессов;

б)  определения степени и уровня автоматизации бизнес-процессов;

в)  выявления административных барьеров и определения «узких мест» при переходе от докумен-

тов на бумажном носителе к электронным документам;

г)  подготовки предложений по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов с учетом лучших 

практик для сокращения временных и финансовых затрат.

методика оценки состояния развития национальных механизмов 

«единого окна»

2014-2015

61

30. для проведения анализа технологической основы по каждому направлению перемещения товаров 

сформирован примерный перечень бизнес-процессов согласно приложению № 3. все операции в примерном 
перечне бизнес-процессов распределены по тематическим блокам: «электронная таможня», «оплата, платежи 
и электронная коммерция», «разрешительные документы», «транспорт и логистика».

31.  перечни  приоритетных  операций,  в  отношении  которых  проводится  анализ  технологической  

основы, формируются участниками анализа на основании указанного примерного перечня бизнес-процессов 
при соблюдении следующих условий:

а)  перечни приоритетных операций формируются отдельно по каждому направлению перемеще-

ния товаров;

б)  в  каждый  перечень  приоритетных  операций  включаются  не  менее  2  взаимосвязанных  между  

собой операций из каждого тематического блока примерного перечня бизнес-процессов;

в)  выбор приоритетных операций осуществляется исходя из:

стратегического значения для экономики государства-члена;
частоты применения операций во внешнеэкономической деятельности (например, регистрация 
внешнеторгового договора (контракта), получение лицензии на ввоз или вывоз товаров, серти-
фикация, страхование, транспортировка груза, доставка товаров, временное хранение, таможен-
ное декларирование и др.);
необходимости  выявления  административных  барьеров  и  определения  «узких  мест»  при  
переходе от документов на бумажном носителе к электронным документам. 

анализ технологической основы проводится отдельно по каждому направлению перемещения товаров 

в соответствии с перечнем приоритетных операций.

32.  для  анализа  состояния  развития  национальных  механизмов  «единого  окна»  и  получения  

сопоставимых данных используются результаты анализа технологической основы только по приоритетным 
операциям.

операции,  не  включенные  в  перечни  приоритетных  операций,  могут  исследоваться  участниками  

анализа в соответствии с настоящей методикой самостоятельно в рамках проводимых в государствах-членах 
мероприятий по совершенствованию системы регулирования внешнеэкономической деятельности.

33. при проведении анализа технологической основы участники анализа описывают бизнес-процессы 

(как они реализуются в настоящее время) в порядке, предусмотренном настоящим разделом, и формируют 
отчет по результатам анализа.

описание существующего бизнес-процесса должно быть четким, ясным, лаконичным, позволяющим 

наглядно  и  доступно  в  текстовом,  табличном  и  графическом  виде  отобразить  все  совершаемые  в  рамках  
описываемого  бизнес-процесса  действия,  их  последовательность  и  взаимосвязь  друг  с  другом,  а  также 
включать  информацию  о  среде  и  условиях  реализации  данного  бизнес-процесса,  в  том  числе  информацию  
о  субъектах,  исходных  ресурсах  и  результатах  каждого  действия,  критериях  начала  и  завершения  бизнес-
процесса, степени и уровне его автоматизации, количественные и другие показатели.

в дополнение к указанному описанию прилагаются списки выявленных административных барьеров  

и «узких мест», а также предложения по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов.

34. описание существующих бизнес-процессов осуществляется поэтапно:

а)  определение критериев и рамок проводимого анализа;

б)  сбор справочной информации о бизнес-процессах;

в)  заполнение карточек и графическое моделирование бизнес-процессов;

г)  оценка существующих бизнес-процессов, выявление административных барьеров, определение 

«узких мест» и подготовка предложений по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов.

35. основными критериями проведения анализа технологической основы являются:

а)  выбор товара (по одному товару отдельно для каждого направления перемещения товаров);
б)  определение страны назначения (при вывозе товара с таможенной территории Союза);

в)  определение страны отправления (при ввозе товара на таможенную территорию Союза);

Сборник нормативных правовых актов за 2014–2015 годы

62

г)  определение  страны  отправления  и  страны  назначения  (при  транзите  товара  по  таможенной  

территории Союза);

д)  выбор вида транспорта, на котором осуществляется перемещение товара;

е)  определение условий поставки товара;

ж) определение условий оплаты товара;

з)  определение перечня приоритетных операций.

36.  дополнительные  критерии,  необходимые  для  проведения  анализа  технологической  основы,  

определяются  участниками  анализа  самостоятельно.  выбор  товара  для  каждого  направления  перемещения 
осуществляется участниками анализа на основе следующих критериев:

а)  стратегическое значение товара для экономики государства-члена;
б)  интенсивность конкуренции;
в)  готовность  лиц,  выполняющих  различные  роли  и  функции  в  рамках  анализируемого  бизнес-

процесса, принять участие в сборе справочной информации.

37.  для  описания  существующих  бизнес-процессов  сбор  справочной  информации  осуществляется  

путем проведения опросов, организации собеседований, рабочих встреч, совещаний, консультаций по вопро-
сам согласно приложению № 4 с широким кругом лиц, выполняющих различные роли и функции в рамках 
анализируемого бизнес-процесса.

при этом под широким кругом лиц понимаются представители малого, среднего и крупного бизнеса, 

в том числе лица, оказывающие транспортные, логистические, финансовые (банковские, страховые) услуги, 
услуги в сфере таможенного дела, а также должностные лица государственных органов и (или) уполномочен-
ных организаций государств-членов, которые позволяют увидеть один и тот же бизнес-процесс с разных точек 
зрения.

38. Участники анализа при описании существующих бизнес-процессов с использованием полученной 

информации:

строят диаграмму прецедентов;
разрабатывают схемы действий;
заполняют карточки бизнес-процессов;
составляют графики временных и финансовых затрат.
Указанные действия осуществляются в соответствии с алгоритмом согласно приложению № 5.
при  построении  диаграммы  прецедентов  и  схем  действий  рекомендуется  использовать  унифициро-

ванный  язык  моделирования  UML  (Unified  Modeling  Language)  для  визуализации  существующих  бизнес-
процессов,  а  также  руководствоваться  требованиями  к  графической  нотации,  используемой  для  оформле-
ния технологических документов общего процесса, приведенными в приложении № 5 к методике по общим  
процессам, и примерами, указанными в руководстве по анализу бизнес-процессов для упрощения торговых 
процедур организации объединенных наций.

39.  диаграмма  прецедентов  обеспечивает  графическое  представление  бизнес-процессов,  которые  

подлежат  детальному  анализу.  в  такой  диаграмме  указываются  все  анализируемые  бизнес-процессы,  лица,  
выполняющие различные роли и функции в рамках этих бизнес-процессов, и фактические связи между бизнес-
процессами и участвующими лицами.

диаграмма прецедентов показывает рамки проводимого анализа. такая диаграмма строится участни-

ками анализа только в отношении приоритетных операций.

40.  Схема  действий  подробно  отображает  каждый  бизнес-процесс,  указанный  в  диаграмме  преце-

дентов.  Схема  действий  визуализирует  последовательность  совершаемых  операций,  подробно  отображает  
потоки  информации  и  (или)  документов  между  заинтересованными  лицами,  государственными  органами  
и (или) уполномоченными организациями государств-членов.

визуализация помогает участникам анализа формулировать идеи и логическую последовательность 

операций.

Схема действий создается участниками анализа отдельно на каждую приоритетную операцию, вклю-

ченную в диаграмму прецедентов. в процессе построения схемы действий могут возникать различные вопро-

методика оценки состояния развития национальных механизмов 

«единого окна»

2014-2015

63

сы, которые рекомендуется фиксировать и впоследствии использовать при проведении собеседований, рабо-
чих встреч, совещаний, консультаций с широким кругом лиц.

Схема действий отображает начало осуществления приоритетной операции, документы, представляе-

мые в рамках данной операции, ряд последовательных действий ее участников, а также завершение приори-
тетной операции.

41.  карточка  бизнес-процесса  является  основным  документом,  характеризующим  бизнес-процесс  и 

отображающим практические аспекты бизнес-процесса и каждое действие, указанное в схеме действий. 

карточка бизнес-процесса включает в себя следующие структурные элементы:
сфера регулирования (указываются наименования тематического блока и области внешнеэкономиче-
ской деятельности, к которой принадлежит анализируемая операция);
вид взаимодействия (указывается один из видов информационного взаимодействия (B2B, B2G/G2B 
или G2G));
наименование бизнес-процесса (указывается наименование анализируемой операции в именительном 
падеже);
акты, в том числе правила и инструкции (указываются реквизиты акта (актов) (наименование, дата 
принятия и регистрационный номер, в том числе в органах юстиции, орган, принявший данный акт), в 
соответствии с которым регламентирована анализируемая операция);
участники  (указываются  заинтересованные  лица,  государственные  органы  и  (или)  уполномочен-
ные организации государства-члена, ответственные за выполнение определенных действий в рамках  
анализируемой операции);
исходные ресурсы и критерии начала бизнес-процесса (указывается информация о действиях, непо-
средственно предшествующих началу данного бизнес-процесса);
действия и связанные с ними документы (описывается последовательность действий, выполняемых 
участниками  бизнес-процесса,  и  перечисляются  используемые  в  ходе  совершения  этих  действий  
документы и содержащиеся в них сведения);
результат и критерии завершения бизнес-процесса (указывается информация о завершении бизнес-
процесса (конечный результат));
наименование документа, выданного после завершения бизнес-процесса (указывается наименование 
документа, оформляемого по завершении бизнес-процесса);
набор сведений в выданном документе (приводится перечень сведений, содержащихся в документе, 
оформленном по завершении бизнес-процесса);
время,  необходимое  для  завершения  бизнес-процесса  (указывается  предельное  время,  необходимое 
для завершения бизнес-процесса);
способ передачи сведений (указываются один или несколько способов передачи сведений: на бумаж-
ном носителе, в электронном виде (электронный документ, электронный вид документа или сканиро-
ванный документ));
автоматизация бизнес-процесса (указывается информация о степени и уровне автоматизации бизнес-
процесса);
финансовые затраты (указывается информация о финансовых затратах, необходимых для осуществле-
ния бизнес-процесса);
источники  финансирования  (указываются  средства,  за  счет  которых  осуществляются  расходы  на  
получение (оказание) услуги);
используемые информационные системы и программные средства (указываются сведения об инфор-
мационных системах и программных средствах, используемых при получении (оказании) услуги);
показатели и индикаторы, характеризующие бизнес-процесс (указываются показатели и индикаторы, 
установленные в отношении бизнес-процесса);
акты, в которых определены показатели и индикаторы оценки бизнес-процесса (указываются рекви-
зиты  акта  (актов)  (наименование,  дата  принятия  и  регистрационный  номер,  в  том  числе  в  органах 
юстиции, орган, принявший данный акт), в соответствии с которым определены показатели и индика-
торы оценки бизнес-процесса).

Сборник нормативных правовых актов за 2014–2015 годы

64

карточка  бизнес-процесса  заполняется  участниками  анализа  на  каждую  приоритетную  операцию  

исходя из сформированной схемы действий.

42. график временных затрат имеет вид вертикальной диаграммы ганта и строится на основе данных, 

содержащихся в диаграмме прецедентов, схемах действий и карточках бизнес-процессов. Указанный график 
отражает общее количество временных затрат от момента начала осуществления приоритетных операций до 
их завершения.

43.  график  финансовых  затрат  имеет  вид  вертикальной  диаграммы  ганта  и  строится  участниками 

анализа  на  основе  данных,  содержащихся  в  диаграмме  прецедентов,  схемах  действий  и  карточках  бизнес-
процессов.  Указанный  график  отражает  общую  сумму  денежных  затрат  от  момента  начала  осуществления 
приоритетных операций до их завершения.

44. по каждому бизнес-процессу проводится оценка на предмет степени и уровня его автоматизации, 

выявляются административные барьеры и «узкие места» при переходе от документов на бумажном носителе 
к электронным документам, а также формируется отчет по результатам проведенного анализа, содержащий 
предложения по оптимизации приоритетных бизнес-процессов.

45. отчет об анализе технологической основы формируется согласно приложению № 6 и рекоменда-

циям, указанным в разделе XII настоящей методики.

XI. порядок провЕдЕния анализа 

инФормаЦионно-тЕхничЕСкой оСновы

46. анализ информационно-технической основы проводится в целях:

а)  определения  степени  реализации  отдельных  элементов  национального  механизма  «единого 

окна» (экспресс-анализ);

б)  изучения  национальных  программ  государств-членов  по  развитию  локальных  механизмов  

«единого  окна»  и  последующего  распространения  накопленного  положительного  опыта  
в других государствах-членах;

в)  определения технической возможности создания в государствах-членах портала национального 

механизма «единого окна»; 

г)  определения степени развития сервисов для упрощения процедур взаимодействия с использо-

ванием  информационных  технологий  (система  электронного  правительства),  а  также  степени  
развития сервисов межведомственного информационного взаимодействия;

д)  выработки  предложений  и  рекомендаций  по  развитию  информационно-технической  основы  

национального механизма «единого окна».

47.  при  проведении  анализа  информационно-технической  основы  участники  анализа  используют 

формы опросных листов согласно приложению № 7 (далее в настоящем разделе – опросные листы).

48. анализ информационно-технической основы включает в себя следующие этапы:

а)  сбор  информации  о  реализованных,  находящихся  на  стадии  реализации,  запланированных  

проектах по развитию отдельных элементов национального механизма «единого окна» (экспресс-
анализ), а также о локальных механизмах «единого окна»;

б)  распределение собранного материала по вопросам, содержащимся в опросных листах;

в)  заполнение опросных листов (с указанием ссылок на акты);

г)  подготовка отчета по результатам анализа информационно-технической основы и направление 

его ответственному органу государства-члена.

49. опросные листы заполняются участниками анализа в произвольной форме (примеры заполнения 

опросных листов приведены в приложении № 7 к настоящей методике).

предложения по совершенствованию информационно-технической основы национального механиз-

ма «единого окна» приводятся в конце опросной формы (в соответствующем поле).

методика оценки состояния развития национальных механизмов 

«единого окна»

2014-2015

65

50. отчет об анализе информационно-технической основы формируется согласно приложению № 8 и 

рекомендациям, указанным в разделе XII настоящей методики.

XII. рЕкомЕндаЦии по оФормлЕниЮ итогового отчЕта 

51. ответственный орган государства-члена по результатам проведенного анализа формирует итого-

вый отчет.

52.  итоговый  отчет  отражает  позицию  государства-члена  по  текущему  состоянию  развития  нацио-

нального механизма «единого окна».

53. к содержащейся в итоговом отчете информации предъявляются следующие требования:

а)  ясность изложения информации. Форма изложения должна быть простой, позволяющей понять 

цели  и  задачи  проведенного  анализа,  заключения  и  выводы  должны  быть  сформулированы  в 
логической  последовательности.  Если  в  тексте  отчета  используются  специальные  технические 
термины, сокращения, они должны быть объяснены.в отчете следует выделять наиболее важные 
вопросы и ключевые предложения, использовать рубрикацию, заголовки и при необходимости 
наглядные средства (таблицы, графики, диаграммы);

б)  точность информации. Содержащаяся в отчете информация должна быть правдивой, заключе-

ния и выводы должны подтверждаться собранными фактическими данными. любая неточность 
в отчете может вызвать сомнения в обоснованности всего отчета;

в)  полнота  информации.  отчет  должен  содержать  достаточный  объем  фактических  данных,  

необходимых для обоснования результатов проведенного анализа, а также отвечать требовани-
ям, предъявляемым к структуре отчета;

г)  объективность информации. отчет не должен содержать преувеличений и излишнего подчерки-

вания выявленных недостатков и преимуществ, выводы должны побуждать к принятию необхо-
димых решений и действий. в отчете внимание должно акцентироваться не на критике недостат-
ков, а на рекомендациях по их устранению;

д)  убедительность  информации.  результаты  анализа  должны  соответствовать  конечным  

целям и задачам проводимого анализа. выводы должны быть аргументированы, а заключения и 
рекомендации – логически следовать из представленных фактических данных;

е)  лаконичность  информации.  объем  информации,  содержащейся  в  отчете,  не  должен  превы-

шать разумных пределов, учитывая масштабы и характер проводимого анализа. при изложении  
отчета следует избегать ненужных повторений, а также учитывать, что излишние подробности 
отвлекают внимание от наиболее важных положений отчета.

54. в отчет могут быть включены критические замечания, а также заключения о том, была ли достиг-

нута цель проводимого анализа.

при этом в отчет следует включать не только выявленные недостатки, но и заслуживающие внима-

ния  достижения,  преимущества,  в  том  числе  положительные  результаты,  а  также  выявленные  проблемы,  
не  связанные  непосредственно  с  целью  проводимого  анализа,  но  требующие  проведения  дополнительной  
работы в рамках развития национального механизма «единого окна».

55. итоговый отчет включает в себя следующие разделы:

а)  аннотация;
б)  введение;
в)  отчет об анализе организационно-правовой основы;
г)  отчет об анализе технологической основы;
д)  отчет об анализе информационно-технической основы;
е)  рекомендации;
ж) заключение.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..