Карбюратор предназначен для приготовления рабочей смеси горючего с
воздухом и дозировки подачи ее в цилиндр двигателя. От того насколько
удачно смесь приготовлена и подана в цилиндр зависят легкость пуска и
устойчивость работы двигателя. Работает карбюратор по принципу
пульверизатора (распылителя).
На двигатели мотоциклов "Урал" и "Днепр" устанавливаются два одинаковых
по конструкции карбюратора (по одному на каждый цилиндр правый и левый).
Карбюратор К-301, К-302 мотоциклов Урал, Днепр
Схема карбюратора К-301 приведена на рис. 3.3. В
состав карбюратора входят дозирующие системы: главная и система
холостого хода. Компенсация состава смеси осуществляется дозирующей
иглой 22 и воздушным насадком 21. Питание системы холостого хода
топливом происходит непосредственно из поплавковой камеры по каналу 36.
34 - воздушный канал распылителя; 35 - канал подвода топлива к
распыляющему отверстию; 36 -главный топливный канал
Карбюратор состоит из трех основных частей: корпуса
26, отлитого совместно с поплавковой камерой, крышки корпуса 28 и крышки
поплавковой камеры 3. Карбюратор крепится к цилиндру двигателя под углом
15° относительно горизонтали, при этом поплавковая камера карбюратора
находится в вертикальном положении.
В корпусе карбюратора размещены все его дозирующие и регулировочные
элементы: главный топливный жиклер 10; топливный жиклер холостого хода
15; дроссель 24 с закрепленной на нем дозирующей иглой 22; распылитель
20; насадок 21; воздушный винт холостого хода 18 и ограничитель хода
дросселя 27, а также пружина дросселя 29.
Подвод воздуха из входного патрубка карбюратора насадку осуществляется
по каналу 34, а к воздушному винту холостого хода по каналу 33.
Дроссель карбюратора К-301 плоский, состоит из двух частей - корпуса 24
и щеки 32. Устанавливаемая между корпусом дросселя и его щекой пружина
прижимает указанные детали к стенкам колодца дросселя, одновременно
предотвращая самопроизвольное их разъединение при извлечении дросселя из
колодца. Дозирующая игла в дросселе закрепляется специальным замком 23.
Постоянный уровень топлива в поплавковой камере поддерживается латунным
поплавком 5 с иглой топливного клапана 4
Топливо к главному жиклеру и жиклеру холостого хода поступает через
сетчатый топливный фильтр 9, расположенный в нижней части поплавковой
камеры. Фильтр состоит из корпуса и латунной сетки, которая фиксируется
в гнезде поплавковой камеры пружиной 8. Крышка поплавковой камеры имеет
утолитель поплавка 2 и топливоприемный штуцер, нижняя часть которого
одновременно является седлом топливного клапана. Под крышкой установлена
уплотнительная прокладка.
Сообщение поплавковой камеры с внешней средой происходит через отверстие
в колонке утолителя поплавка.
Корпус карбюратора закрыт крышкой, которая крепится двумя невыпадающими
винтами. В крышку запрессован ограничитель подъема дросселя, который
удаляется после обкатки мотоцикла. На крышке закреплена также изогнутая
латунная трубка, в которую ввертывается и контрится гайкой 30 упор
оболочки троса управления дросселем.
Карбюратор крепится к цилиндру с помощью фланца. Для предотвращения
гидравлического удара при пуске двигателя в карбюраторе предусмотрено
дренажное устройство в виде канала, закрытого сетчатым фильтром 16, 17.
При работе двигателя через дренажный канал в систему холостого хода
поступает воздух. Таким образом, к воздушному винту холостого хода
воздух поступает из двух источников - из входного патрубка по каналу 33
и через дренажный канал - мимо воздухофильтра. Каналы главного жиклера и
дозирующей иглы закрыты пробками Карбюраторы К-301Б отличаются от
карбюратора К-301 только высотой выреза дросселя. Карбюраторы К-302
предназначены для установки на двигатели мотоциклов К-750 и ИМЗ-8.103.
Они выполнены по той же конструктивной схеме, что и карбюраторы К-301,
но отличаются конструкцией корпуса. Ось поплавковой камеры параллельна
оси колодца дросселя, так как карбюраторы устанавливаются на двигатель
горизонтально.
Параметры дозирующих элементов карбюраторов К-301 и К-302 одинаковы.
Таблица 3.2 Основные данные дозирующих элементов карбюратора К-301 и
К-302