ADR - означает Европейское Соглашение о международных автоперевозках опасных
грузов. Целью
Европейского Соглашения ADR является транспортировка грузов таким способом и
такими автомобилями, которые не приводят к несчастным случаям на дороге, либо не
усугубляют их серьезность.
Государственные законы, принятые во всех странах, отражают отношение властей к
данному вопросу. Правила Европейского Соглашения о международных автоперевозках
опасных грузов должны стать базовым документом для государственного
законодательства, если страна подписала данное соглашение. По вопросу полных и
исчерпывающих правил следует обращаться в государственные органы.
Правила использования электрического оборудования на автомобилях ADR
Правила использования всех типов электрического оборудования:
Кабели
Для предотвращения перегрева кабели должны быть соответствующего размера. Кабели
должны иметь надежное крепление и защиту от повреждений, толчков и нагрева от
выхлопной трубы.
Аккумуляторные батареи
Если аккумулятор располагается не под капотом, он должен надежно закрепляться в
аккумуляторном ящике, выполненном из металла или другого материала
соответствующей прочности с изолированными внутренними стенками. Аккумуляторный
ящик должен иметь вентиляцию.
Основной выключатель массы аккумулятора
Автомобили, используемые для перевозки легко воспламеняющихся веществ в
емкостях, должны оборудоваться переключателем, расположенным как можно ближе к
аккумулятору. Регуляторы для непосредственного или дистанционного управления
должны устанавливаться в кабине и на внешней стороне автомобиля, иметь четкую
маркировку, к ним следует обеспечить легкий доступ.
Правила использования электрического оборудования, располагающегося в задней
части кабины.
Кабели
Кабели электропроводки должны иметь коррозиеустойчивую защитную оболочку.
Освещение
Не следует использовать лампы накаливания с резьбовым цоколем. Лампы,
устанавливаемые в защитные углубления в стенке или крыше, должны быть защищены
от механического повреждения посредством сетки или решетки.
3
Автомобили Scania ADR для перевозки опасных грузов
Автомобили Scania, имеющие заводские приспособления для перевозки опасных грузов
согласно Европейскому Соглашению о международных автоперевозках опасных грузов,
включают следующие технические функции:
Аккумуляторный разъединитель, S40. При использовании данного разъединителя
водитель может отключить всю систему подачи электропитания в автомобиле.
Разъединитель располагается в задней части кабины со стороны водителя.
Разъединителем можно управлять из кабины, так и с наружной стороны кабины.
Имеются две версии разъединителя аккумулятора в автомобилях ADR:
однополюсная система для автомобилей с левосторонним рулевым управлением и
двухполюсная система для автомобилей с правосторонним рулевым управлением.
Разъединитель аккумулятора описывается в руководстве по использованию
компонентов 160611.
Вентилируемая и внешне изолированная аккумуляторная коробка. Клеммы
аккумулятора имеют предохранительные пластмассовые колпачки.
Изоляция кабелей шасси для работы в тяжелом режиме (но не кабелей в кабине).
Уплотняющие компоненты на раме сзади кабины.
Все точки заземления на раме сзади кабины сгруппированы в одну точку
заземления под кабиной.
Тахограф имеет защиту при помощи плавкой вставки. Когда происходит
прерывание цепи посредством аккумуляторного разъединителя, ограничитель тока
Е10, установленный в аккумуляторной коробке, обеспечивает подачу слабого
тока, достаточного для питания тахографа.
Два типа электрической системы ADR
Для автомобилей Scania ADR (для перевозки опасных грузов) предусмотрены два
различных типа электрической системы. Одна система с заземлением на шасси
предназначена для автомобилей с левосторонним рулевым управлением, другая
система с изолированным шасси - для автомобилей с правосторонним рулевым
управлением.
Система с заземлением на шасси
Все заземляющие кабели, находящиеся сзади кабины, прокладываются и
заземляются на раме под кабиной. Такие автомобили оборудованы однополюсным
ограничителем тока.
Система с изолированным шасси
Все точки заземления в кабине и на шасси являются изолированными, т.е.
подсоединяются к изолированным терминалам. Имеется три исключения, по
которым заземляющие кабели крепятся к шасси:
Регулятор подачи топлива
Датчик уровня смазочно-охлаждающей жидкости
Реле включения звукового сигнала
Данные компоненты заземляются посредством 315 мА плавкого предохранителя.
Автомобили с изолированным шасси имеют двухполюсный аккумуляторный
разъединитель.
4
Перечень компонентов
Код
Обозначение
Страница
B
Замыкающие и размыкающие переключатели
6
C
Разъемы
8
D
Диоды, резисторы, потенциометры
28
E
Электронные блоки управления
30
F
Плавкие предохранители
32
G
Заземления
35
H
Аппараты с электрическим обогревом
37
K
Диагностические гнезда
38
L
Лампы, освещение
38
M
Электродвигатели
43
N
Аудио аппаратура
44
O
КИП
45
P
Электропитание
45
R
Реле
46
S
Переключатели 9
52
T
Датчики, мониторы
54
U
Антенны
57
V
Электромагнитные клапаны
58
W
Аварийные и индикаторные лампы
62
5
Пояснения
Перечень компонентов содержит следующую информацию:
Код компонента (В1).
Примечания. Обозначение и функция (Переключатель тормозных ламп).
Схема расположения компонентов. Указывает на схему расположения, где
показан компонент (2,5).
Схема соединения для автомобилей с левосторонним рулевым управлением.
Описание начинается в главе 16:02-0 (Базовое электрическое оборудование,
автомобили с левосторонним рулевым управлением). Даются № Листа (1) и
координаты (С8).
Схема соединения для автомобилей с правосторонним рулевым управлением.
Описание начинается в главе 16:02-1 (Базовое электрическое оборудование,
автомобили с правосторонним рулевым управлением). Даются № Листа (1) и
координаты (С3).
Электрическая схема для базового электрического оборудования автомобилей
с правосторонним и левосторонним рулевым управлением. Приводится номер
(цепи) пути тока компонента.
Электрическая схема для нестандартного оборудования. Описание начинается
в главе 16:04-. Приводится две последние цифры (11). Примечание: При
отсутствии информации следует обратиться к буклету по соответствующему
оборудованию.
Пример:
В. Замыкающие и размыкающие переключатели
В
Примечания
Компоновочн ый чертеж
Схема соединений F для автомобилей с левосторонним управлением
LHD
16:02-0
Схема соединений F для автомобилей с правосторонним управлением
RHD 16:02-
1
Электрическ ая схема 16:03
Схема соединений F оборудования 16:04-
В1
Переключател ь тормозных ламп
2,5
1-С8
1-С3
370
11
6
В
Примечания
Компоно вочный чертеж
Схема F для
автомобилей с левосторонним управлением 16:01-
Схема F для автомобилей с правосторонним управлением 16:02-
Электричес кая схема К 16:03
Схема F оборудован ия 16:04-
1
Переключатель тормозных ламп для Электронного Контроля подачи
дизельного топлива EDC, системы выбора скорости Opticruise
2,5
1-С8
1-С3
370
4
Датчик конечного положения для откидного клапана переменного
тока
11
5
Датчик конечного положения для откидного клапана переменного
тока
11
6
Дверной выключатель, со стороны водителя
1
1-A8
1-B1
716
7
Дверной выключатель, с пассажирской стороны
1
4-F1
4-E8
713
11
Устройство блокировки дифференциала на заднем мосту 1
9
3-B2
3-A3
12
Устройство блокировки дифференциала на заднем мосту 2
3-A3
3-A3
13
Устройство блокировки дифференциала тележки
9
3-B2
3-A3
14
Первая передача полноприводного автомобиля, верхний
переключатель
28, 29
16
Фонари заднего хода, на коробке передач
9
21, 22, 23
17
Сиденье водителя, подушка сиденья
4, 5
18
Сиденье водителя, спинка сиденья
4, 5
19
Сиденье водителя, подголовник
4, 5
20
Пассажирское сиденье, подушка сиденья
06
21
Пассажирское сиденье, спинка сиденья
06
22
Пассажирское сиденье, подголовник
06
23
Система аварийной и противоугонной защиты VPS, за крышкой
багажника
08
24
Система аварийной и противоугонной защиты VPS, за крышкой
системы энергоснабжения
08
25
Акселератор-режим холостого хода, для Электронного Контроля
подачи дизельного топлива EDC, замедлителя, системы выбора
скорости Opticruise
7
В
Примечания
Компон овочны й чертеж
Схема F для автомобилей с левосторонним управлением 16:01-
Схема F для автомобилей с правосторонним управлением 16:02-
Электричес кая схема К 16:03
Схема F оборудован ия 16:04-
26
Ускорение-полный газ, для системы выбора скорости Opticruise
5
21
27
Нижнее положение педали сцепления, системы Opticruise, GRS