Opel Zafira B. Руководство - страница 35

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 35

 

 

background image

140 

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

8.56 Установка шкива коленчатого вала 

на ось посадочного фланца (1) 

8.57 Установка зубчатого ремня (1) и 

регулировка его натяжения (двигатель 

Z19DTH) 

А Тянущая сторона ремня 

2 Отверстие натяжного механизма 

3 Болт крепления натяжного ролика 

4 Указатель натяжного ролика 

8.62 Снятие генератора (двигатель 

Z14XEP) 

/ Гвики крепления линий электропро­

водки 

2,3 Крепежные болты 

ассистента, для чего вверните болт для 
использования его в качестве опоры 
(см. сопр. иллюстрацию), и отожмите 
регулировочный рычаг при помощи от­
вертки в направлении стрелки так, что­

бы указатель натяжного ролика стоял на­
против отверстия. Затяните крепежный 
болт. 
59 Проверните коленчатый вал на 2 пол­
ных оборота по часовой стрелке и уста­
новите положении ВМТ для поршня пер­
вого цилиндра. Ослабьте болт крепле­
ния натяжного ролика и повторно отре­
гулируйте натяжение зубчатого ремня. 
После этого затяните болт крепления 
ролика с усилием 25 Нм. 

8.63 Снятие патрубков системы 

охлаждения (двигатель Z14XEP) 

1 Патрубок термостата 

2 Патрубок водяного насоса 

3 Разъем электропроводки 

датчика давления масла 

Д в и г а т е л ь  Z 1 4 X E P 

Снятие 

60 Слейте охлаждающую жидкость 

из системы охлаждения двигателя (см. 

Главу 3) и снимите поддон картера дви­

гателя (см. Раздел 12). 
61 Снимите мультиреберный ремень и 
натяжной ролик мультиреберного рем­
ня (см. Раздел 7). 
62 Снимите генератор, для чего отсое­

дините линии электропроводки и вывер­

ните крепежные болты

 (см. сопр. ил­

люстрацию). (См. также Главу 5). 

63 Отсоедините патрубок системы ох­

лаждения от корпуса термостата и сни­

мите термостат (см. Главу 3). Отсоеди­
ните патрубок от водяного насоса и 
разъем электропроводки от датчика дав­

ления масла

 (см. сопр. иллюстрацию. 

64 Отсоедините все указанные

 на сопр. 

иллюстрации разъемы, каналы и пат­

рубки. 

65 Снимите шкив водяного насоса и 
снимите водяной насос (см. Главу 3). 

Проследите, чтобы две направляющие 
втулки остались на своих местах. Вни-

8.58 Отжимание регулировочного 

рычага натяжного ролика (двигатель 

Z19DTH) 

5 Отвертка 
6 Болт 

8.64 Разъемы, электроканалы, и 

патрубки на передней крышки привода 

ГРМ (двигатель Z14XEP) 

* Разъем датчика распределительного 

вала 

2,5 Патрубки системы охлаждения 

3 Разъем датчика температуры 

охлаждающей жидкости 

4 Кабельный канал электропроводки 

мание: Крепежные болты водяного на­

соса имеют различную длину - пометь­

те места установки трех коротких бол­

тов! 

66 Установите поршень первого цилин­
дра в положение ВМТ (см. Раздел 6) 

после проверки положения распредели­

тельных валов снимите приспособления 
КМ-953 и КМ-954. 
67 Снимите шкив коленчатого вала, вык­

рутив 6 болтов, удерживая вал от прово­
рачивания за головку центрального бол­

та. 
68 Ослабьте центральный болт крепле­
ния посадочного фланца коленчатого 
вала, для чего установите специальное 
приспособление (см. сопр. иллюстра­
цию)
 для удерживания вала от прово­
рачивания. Замечание: При выполне­
нии этой операции воспользуйтесь по­
мощью ассистента. Приспособление 
КМ-952 должно быть извлечено из ус­

тановочного отверстия. 

69 Снова установите приспособление 
КМ-952, полностью выкрутите централь­
ный болт и снимите посадочный фланец. 
70 Выверните 15 крепежных болтов

 (см. 

сопр. иллюстрацию) и снимите крыш­
ку привода ГРМ. 

background image

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

141 

"Г: 

8.68 Снятие посадочного фланца (2) 

коленчатого вала (двигатель Z14XEP) 

/ Установочная метка 

3 Шкив коленчатого вала 

4 Приспособление КМ-6013 (прикручи­

вается 2 болтами) 

5 Приспособление КМ-956-1/-2 

(прикручивается 1 болтом) 

8.73 Установка переднего сальника (1) 

коленчатого вала (двигатель Z14XEP) 

2 Приспособление КМ-960 

71 Оттяните и зафиксируйте натяжитель 
цепи при помощи приспособления КМ-
955-1 (см. сопр. иллюстрацию). Сни­
мите направляющие (поочередно - (3), 
(5), (7))
 и снимите цепь с ведущей звез­

дочки коленчатого вала. Удалите про­

кладку крышки привода ГРМ, очистите 

сопрягаемые поверхности. 

72  О с т о р о ж н о извлеките передний 

сальник коленчатого вала из посадочного 

гнезда крышки привода ГРМ, воспользо­
вавшись подходящим инструментом - не 
повредите посадочные поверхности. 
З а м е ч а н и е : Замена сальника должна 
производиться каждый раз при замене/ 

снятии цепи привода ГРМ. 

8.70 Болты крепления (1 и 2) крышки 

привода ГРМ (двигатель Z14XEP) 

8.74 Установка водяного насоса 

(двигатель Z14XEP) - стрелками 

показаны места установки направляю­

щих втулок 

1 Места установки коротких крепежных 

болтов водяного насоса 

Установка 

73 Смажьте наружные поверхности но­
вого сальника силиконовой смазкой (бе­

лой) и установите сальник при помощи 

приспособления КМ-960  ( с м . сопр. ил­

люстрацию) в посадочное гнездо крыш­

ки привода ГРМ. 
74 Удалите с крышки привода ГРМ ос­

татки старой и установите на очищен­

ную поверхность новую прокладку водя­
ного насоса - убедитесь, что направля­
ющие втулки установлены правильно 
( с м . сопр. иллюстрацию). Установите 
водяной насос на крышку привода, зак­
репив его 3-мя короткими болтами. 

75 Удалите эластомерные прокладки 

8.71 Снятие цепи (4) привода ГРМ 

(двигатель Z14XEP) - стрелками 

указаны места установки направляю­

щих втулок 

1 Натяжитель цепи 

2 Приспособление КМ-955-1 

3,5,7 Направляющие 

6 Ведущая шестерня коленчатого вала 

8.75 Замена эластомерных прокладок 

(1) (двигатель Z14XEP) 

? Заполнение стыков силиконовым 

герметиком 

(см. сопр. иллюстрацию) стыков го­

ловки блока с блоком цилиндров и за­

мените на новые, предварительно сма­

зав их силиконовым герметиком (серо­

го цвета), нанеся полоску герметика тол­
щиной примерно 2 мм. При отсутствии 

эластомерных прокладок стыки сопря­
гающихся поверхностей можно запол­
нить герметиком без установки прокла­

док.  В н и м а н и е : Установка крышки при­

вода ГРМ должна быть закончена в те­
чение 10 минут после нанесения герме­

тика! 

76 Установите на двигатель новую про­

кладку крышки привода ГРМ - убеди­

тесь что направляющие втулки установ-

background image

142 

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

8.78 Установка крышки ГРМ (двигатель 

Z14XEP) 

1 Крепежные болты водяного насоса 

(длинные) 

2 Крепежные болты крышки привода 

(Мб) 

3 Крепежные болты крышки привода 

(М10) 

лены правильно

 (см. иллюстрацию 

8.74). 
77 Установите ведущую звездочку ко­
ленчатого вала на вал и установите цепь 
привода ГРМ на нее на звездочки рас­
пределительных валов - тянущая (пра­
вая) ветвь цепи должна быть натянута. 

Установите направляющие в порядке, 
обратном порядку их снятия (см. пара­

граф 71). 

78 Установите крышку привода ГРМ и 
затяните поочередно, в соответствии с 
указанной

 на сопр. иллюстрации ну­

мерацией, крепежные болты. 
79 Снимите с двигателя регулировоч­

ные приспособления КМ-952 и КМ-953. 

При помощи специальных приспособле­
ний (см. выше) установите посадочный 
фланец коленчатого вала - установоч­
ная метка  ( с м . иллюстрацию 8.68) 

должна находиться вверху. 

80 Произведите проверку и регулиров­
ку фаз газораспределения (см. Раздел 
6) и установите на места остальные сни­
мавшиеся компоненты в порядке, обрат­
ном порядку их снятия. Залейте масло в 
систему смазки и охлаждающую жид­
кость в систему охлаждения двигателя 
проверьте системы на герметичность. 

9 Проверка и регулировка 

клапанов ГРМ 

1 На большинстве бензиновых двига­

телей и на некоторых дизельных моде­

лях устанавливаются толкатели клапанов 

с гидрокомпенсаторами. Величина кла­
панных зазоров на таких двигателях ус­

танавливается автоматически и в регу­
лировке не нуждается. Ниже приводит­

ся описание процедур проверки и регу­

лировки только для двигателей, требую­

щих регулировки тепловых зазоров -

Z16XEP, Z19DT, Z17DT(L/H). 

9.12 Положение  д л я проверки  р е г у л и ­

ровки клапанов (двигатель Z16XEP) 

* Кулачки впускных клапанов 2-го 

цилиндра 

2 Кулачки выпускных клапанов 3-го 

цилиндра 

О б щ а я  и н ф о р м а ц и я 

2 В процессе работы двигателя дета­
ли силовой установки, и в частности 
газораспределительного механизма 
(ГРМ), нагреваются до высоких темпера­
тур, в результате происходит тепловое 
расширение и некоторое увеличение 
размеров деталей.  Д л я компенсации 
тепловых деформаций необходимо 
иметь определенный зазор между кулач­
ками распределительных валов и тол­
кателями клапанов. 

3 При малых зазорах могут не закры­

ваться полностью клапаны, что приведет 
к снижению эффективности работы дви­
гателя, а в отдельных случаях к дефор­

мации клапанов или же подгоранию их 

посадочных седел. 

4 При больших зазорах также снижа­
ется эффективность работы двигателя, 

возникает повышенный механический 
шум, работа двигателя становится нерав­
номерной. 
5 При регулировке величины зазоров 
необходимо учитывать состояние клапа­
нов - уплотнение в клапанах удовлетво­
рительное, клапаны не имеют чрезмер­
ных зазоров в направляющих и концы 
стержней клапанов не разбиты. При не­

соблюдении данных условий произвес­
ти правильную регулировку тепловых 
зазоров не представляется возможным. 
6 Проверка и регулировка клапанов 

производится по мере необходимости, 
как правило при проведении работ оче­
редного планового ТО, а также после 
ремонта/разборки ГРМ или при наличии 
шума при работе клапанов. Замечание: 

9.13 Проверка зазоров лезвийным 

щупом (1) 

Тепловые зазоры клапанов проверяют­

ся и регулируются на «холодном» дви­
гателе - двигатель охлажден до темпе­
ратуры окружающей среды. 

7 При выполнении процедуры провер­
ки величины зазоров рекомендуется за­
ранее составить табличку/схему с нуме­
рацией клапанов для удобства записи 
результатов измерений. 
8 Перед началом работ отсоедините 

аккумуляторную батарею и при необхо­

димости снимите правое переднее ко­

лесо (см. Введение). 

Д в и г а т е л ь  Z 1 6 X E P 

Проверка зазоров 

9 Снимите воздушный фильтр (см. Гла­
ву 4). 

10 Снимите модуль зажигания (см, Гла­

ву 1, Раздел 22) 

11 Снимите крышку головки цилиндров 

(см. Раздел 10). 

12 Приведите поршень первого цилин­

дра в положение ВМТ конца такта сжа­

тия (см. Раздел 6), при этом кулачки 
впускных клапанов 2-го цилиндра и вы­
пускных клапанов 3-го цилиндра (см. 
сопр. иллюстрацию)
 должны быть на­
правлены вверх и расположены симмет­
рично под небольшим углом внутрь (к 
центру головки цилиндров). 

13 На этих кулачках с помощью щупа 

лезвийного типа

 (см. сопр. иллюстра­

цию) проверьте зазоры. Если зазор пре­

вышает/не достигает нормативного зна­
чения (см. Спецификации), определите 
реальную величину зазора при помощи 
набора щупов и запишите полученное 

значение. 

14 Проверните коленчатый вал на пол-

оборота в направлении вращения дви­

гателя - это соответствует 1/4 оборота 

зубчатых колес распределительных ва­
лов (ориентируйтесь по меткам на ко­
лесах). В этом положении проверьте за­

зор на кулачках впускных клапанов 1 -
го цилиндра и выпускных клапанов 4-
го цилиндра. При отклонении результа­
та измерения от нормативного также за­
пишите его. 

15 Проверните коленчатый вал еще на 

пол-оборота - проверьте зазор на кулач­
ках впускных клапанов 3-го цилиндра 
и выпускных клапанах 2-го цилиндра. 

background image

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

143 

•г-

9.18 Регулировочный размер втулки 

(двигатель Z16XEP) 

9.17 Извлечение регулировочных 

втулок при помощи приспособления 

КМ-845 (1) (двигатель Z16XEP) 

9.24 Ослабьте хомуты (1) и снимите 

шланги (двигатель Z19DT) 

16 Проверните коленчатый вал еще на 

пол-оборота - проверьте клапанный за­

зор на кулачках впускных клапанов 4-го 

цилиндра и выпускных клапанов 1-го 

цилиндра. 

Регулировка зазоров 

17 На данном двигателе регулировка 

зазоров клапанов производится при сня­

тых распределительных валах. После 

снятия распределительных валов (см. 

Раздел 10) извлеките при помощи при­

способления КМ-845

 (см. сопр. иллю­

страцию) регулировочные втулки кла­

панов. 

18 На внутренней стороне втулок (см. 

сопр. иллюстрацию) нанесен регули­

ровочный размер, которому соответству­

ют втулки с определенной толщиной -

например размеру 20 соответствуют 

втулки с толщиной 3.20 мм. Замечание: 

Таблица значений регулировочных раз­

меров должна поставляться вместе с 

втулками. 

19 Расчет толщины новой регулировоч­

ной втулки производится по формуле: 

N = Т + А - S 

Т = толщина снятой втулки, (например, 

3.20 мм, регулировочный размер 20) 

А = измеренный зазор в клапане (напри­

мер, для впускного клапана - 0.31 мм) 

S - регулировочное значение зазора в 

клапане (например, для впускного 

клапана- 0.25 мм) 

Для данного примера толщина новой ре-

9.25 Болты крепления крышки корпуса 

распределительного вала обозначены 

стрелками (двигатель Z19DT) 

гулировочной шайбы N должна быть 3.26 

мм. Ближайший к данному значению ре­

гулировочный размер 27 - 3.265 мм. 

Замечание:. Запишите и сохраните для 

возможных будущих регулировок разме­

ры всех установленных втулок. 

20 По окончании регулировки установи­

те на место все снимавшиеся элемен­

ты. Операция по установке крышки го­

ловки блока цилиндров подробно опи­

сана в Разделе 10. 

Д в и г а т е л ь Z19DT 

Проверка зазоров 

21 Поднимите автомобиль на подъем­

нике и снимите защиту картера двига­

теля (см. Раздел 5). 
22 Опустите автомобиль и снимите 

крышку двигателя (см. Раздел 2). 
23 Отсоедините 2 вакуумных шланга, для 

чего выверните крепежные болты

 (см. 

сопр. иллюстрацию). 

24 Отсоедините 2 шланга, предвари­

тельно ослабив и полностью сдвинув 

назад хомуты (см. сопр. иллюстра­

цию). 

25 Отверните болты крепления и сни­

мите крышку корпуса распределитель­

ного вала

 (см. сопр. иллюстрацию). 

26 Проверните коленчатый вал так, что­

бы кулачки первой пары (см. сопр. ил­

люстрацию) были направлены вверх. 

Замечание: Способы проворачивания 

коленчатого вала приведены в Гпаве 6. 

27 Проверьте зазоры указанных кулач­

ков с помощью набора лезвийных щу-

9.23 Болты крепления вакуумных 

шлангов указаны стрелками (двигатель 

Z19DT) 

9.26 Пары кулачков  д л я проверки 

зазоров (двигатель Z19DT) 

пов - соответствующий щуп (см. Специ­

фикации) должен входить в зазор очень 

плотно с легким «закусыванием», в про­

тивном случае требуется регулировка 

зазора. При отклонении величины зазо­

ра от нормативных показателей необхо­

димо определить действительное значе­

ние зазора - запишите измеренное зна­

чение. 

28 Проверните коленчатый вал на пол­

оборота в направлении вращения дви­

гателя и проверьте зазоры клапанов у 

второй (см. иллюстрацию 9.26) пары 

кулачков (кулачки должны быть направ­

лены вверх). При отклонении величины 

зазора от контрольного значения запи­

шите результат реальных измерений. 

Затем проверните коленчатый вал еще 

на пол-оборота и проверьте зазор кла­

панов у третей и четвертой (см. там же) 

пары кулачков. 

Регулировка зазоров 

29 Поверните коленчатый вал так, что­

бы кулачок привода подлежащего регу­

лировке клапана развернулся пяткой к 

толкателю. Замечание: Удостоверьтесь 

в то, что двигатель не находится в поло­

жении ВМТ соответствующего клапана, 

поскольку для замены регулировочной 

шайбы потребуется сжать клапанную 

пружину, что может привести к упору 

клапана в днище поршня. 
30 Поверните чашечный толкатель па­

зом наружу (см. сопр. иллюстрацию).