Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 53

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  ..

 

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 53

 

 

212 

Часть В:  С и с т е м ы  з а р я д а и  з а п у с к а 

6 В зависимости от установленного 

на двигатель генератора, системы пус-

ка двигателя и количества потребите-

лей электроэнергии на автомобиль 

может быть установлена аккумулятор-

ная батарея емкостью 36 Ah/44 Ah/ 

55 Ah/60 Ah/70 Ah. Емкость батареи 

соответствующая конкретному автомо-

билю указывается в технической доку-

ментации, прилагающейся к нему при 

продаже. Если в процессе эксплуата-

ции необходимо изменить количество 

потребителей электроэнергии, напри-

мер при установке нового оборудова-

ния, обратитесь за консультацией на 

СТО компании Opel, там подробно про-

консультируют о возможности таких 

изменений, помогут подобрать, устано-

вить и провести соответствующие ре-

гулировки двигательного электрообо-

рудования. Иначе, использование акку-

муляторной батареи с меньшей про-

тив требуемой емкостью, будет приво-

дить к постоянному перезаряду бата-

реи, выкипанию электролита и посте-

пенному разрушению пластин батареи. 

В результате срок эксплуатации бата-

реи резко снизится. Кроме того, отда-

ваемая емкость может быть недоста-

точной для запуска двигателя особен-

но при холодном пуске при низких тем-

пературах наружного воздуха. Приоб-

ретение батареи большей по сравне-

нию с номинальной емкости не дает 

выигрыша по сроку ее службы, т.к. по-

стоянный недозаряд приведет к суль-

фатации пластин. Использование ба-

тареи с чрезмерно высоким пусковым 

током чревато сжиганием обмоток 

стартера. 

7 Современные технологии позволя-

ют производить аккумуляторы, которые 

надежно обеспечивают функциониро-

вание всех систем при выполнении 

минимальных работ по обслуживанию 

(см. Главу 1, Раздел 11). При соблюде-

нии правил эксплуатации аккумулятор 

служит в течение 4-5 лет. Однако надо 

иметь в виду, что управление работой 

двигателя на современных автомоби-

лях, в том числе на моделях рассмат-

риваемых в настоящем Руководстве, 

производится посредством электрон-

ных систем. Также увеличилось число 

электронного оборудования для обес-

печения удобства и комфорта водите-

ля и пассажиров. Все электронное обо-

рудование очень требовательно к по-

стоянству и величине напряжения в 

электросети. Поэтому если появилась 

необходимость в частой зарядке акку-

муляторной батареи, ухудшились ее 

пусковые свойства и т.п. не стоит от-

кладывать с приобретением новой ба-

тареи - это позволит сэкономить на 

ремонте гораздо более дорогостоящих 

электронных систем. 

8 . 1 1 Гайки  к л е м м н ы х наконечников 

отрицательной «-» (1) и положитель-

ной «+»(2)  к л е м м аккумуляторной 

батареи (модели Corsa-C) - стрелкой 

указан болт крепления монтажной 

с к о б ы 

Снятие и установка батареи 
З а м е ч а н и е :

 Перед отсоединением 

батареи внимательно ознакомьтесь с 

приведенными выше рекомендациями. 

8 Отключите все потребители элект-

рического тока и выждите примерно 1 

минуту для снятия внутреннего элект-

рического напряжения на электронных 

схемах. 

9 На моделях Corsa-C батарея ус-

тановлена справа (по ходу движения 

автомобиля) в нише за переборкой 

двигательного отсека под решеткой 

обтекателя. На моделях Meriva ба-

тарея установлена в двигательном от-

секе слева перед расширительным 

бачком. 

10 На моделях Corsa-C снимите ре-

шетку обтекателя (см. Главу 11), на 

моделях Meriva отсоедините блок 

предохранителей (см. Главу 12). 
11 Ослабьте гайку клеммного наконеч-

ника и отсоедините провод от отрица-

тельной полюсной клеммы

 (см. сопр. 

иллюстрацию). Поднимите защитную 

крышку положительной клеммы и от-

соедините второй провод от батареи. 

12 На моделях Corsa-C выверните 

крепежный болт, сдвиньте монтажную 

скобу в указанном стрелкой направле-

нии

 (см. сопр. иллюстрацию). Извле-

ките батарею из ниши. На моделях 

Meriva для снятия монтажной скобы 

необходимо вывернуть передний болт 

на установочном поддоне аккумулятор-

ной батареи. 

13 Установка производится в порядке, 

обратном порядку демонтажа компо-

нентов. Пред подключением батареи 

необходимо очистить ее поверхности 

и клеммы от следов окисла и грязи (см. 

Главу 1). После подсоединения прово-

дов смажьте клеммные узлы техничес-

ким вазелином. Внимание:

 Отрица-

тельный провод должен подсоединять-

ся в последнюю очередь! Не перепу-

тайте полюса батареи при подсоеди-

нении проводов - это может стать при-

чиной серьезных повреждений генера-

тора и другого электрооборудования! 

8 . 1 2 Болт (1) крепления  м о н т а ж н о й 

с к о б ы (2)  а к к у м у л я т о р н о й батареи 

Убедитесь в надежности крепления 

батареи. 

14 После подключения батареи необ-

ходимо произвести согласование элек-

троприводов стеклоподъемников и 

верхнего люка (при соответствующей 

комплектации) (см. Главу «Органы уп-

равления и приемы эксплуатации»), а 

также датчика угла поворота рулевой 

колонки (см. выше). 

9 Проверка состояния и 

замена проводов батареи 

1 Регулярно осматривайте провода 

батареи по всей их длине на наличие 

признаков механических повреждений, 

трещин и прогаров изоляции, а также 

следов коррозии. Не забывайте, что 

нарушение качества электрического 

соединения контактных клемм способ-

но привести к затруднениям при за-

пуске двигателя, а также снижению 

эффективности его отдачи. 
2 Проверьте клеммные зажимы про-

водов на наличие трещин, признаков 

выпадения медных жил и следов кор-

розии. Присутствие скопившихся под 

слоем изоляции вблизи клеммных на-

конечников белых порошкообразных 

отложений говорит о развитии корро-

зии и необходимости замены прово-

да. Проверьте клеммы батареи и за-

жимы крепления на них наконечников 

проводов на наличие признаков де-

формации, ослабления болтов и сле-

дов коррозии. 
3 При замене проводов следуйте ука-

зания, приведенным в Разделе 8. Не 

забудьте отсоединить отрицательный 

провод даже в том случае, если заме-

не подлежит один лишь положитель-

ный. Постарайтесь запомнить маршру-

ты прокладки обоих проводов с целью 

соблюдения их при установке новых. 
4 Возьмите подлежащий замене про-

вод с собой в магазин в качестве об-

разца. Чрезвычайно важным фактором 

Глава 5  С и с т е м ы  э л е к т р о о б о р у д о в а н и я  д в и г а т е л я 

213 

является соответствие конструкции 

зажимов провода форме соединитель-

ных клемм на автомобиле. Замечание: 

Как правило, провода легко отличить 

друг от друга по цвету изоляции, все-

гда черной у отрицательного и крас-

ной у положительного. Кроме того, по-

ложительный провод обычно имеет 

большее сечение. 
5 Прежде чем подсоединять новый 

провод к клемме батареи удостоверь-

тесь, что он свободно дотягивается до 

нее без чрезмерного натяжения. Тща-

тельно зачистите полюсные клеммы 

батареи, затем слегка смажьте их бес-

кислотным вазелином. 

10 Генератор - общая 

информация, проверка, 

снятие и установка 

Общая  и н ф о р м а ц и я 

1 Генератор представляет собой 

электрическую машину с электромаг-

нитным возбуждением. Для преобра-

зования переменного тока в постоян-

ный в генератор встроен выпрямитель. 

Регулировка выходного напряжения 

осуществляется встроенным регулято-

ром. 
2 Привод генератора осуществляет-

ся мультиреберным ремнем от колен-

чатого вала двигателя. 

3 На рассматриваемых автомобилях 

используется генератор переменного 

тока. При установке дополнительного 

электрооборудования проверьте, чтобы 

мощности генератора было достаточ-

но для обеспечения новых потребите-

лей электроэнергией. 

4 При работе генератора электричес-

кий ток, протекающий по обмотке воз-

буждения, создает вокруг полюсов ро-

тора магнитный поток. При вращении 

ротора происходит периодическая 

смена его магнитных полюсов под каж-

дым зубцом статора, в результате, про-

ходящий через зубцы магнитный по-

ток, непрерывно изменяется по вели-

чине и напряжению. Этот переменный 

магнитный поток создает в обмотке 

статора электродвижущую силу (ЭДС). 
5 При высокой частоте вращения 

ротора, когда выходное напряжение 

генератора начинает превышать 

1 3 . 6 + 14.5 В, регулятор напряже-

ния запирается, и ток через обмотку 

возбуждения не проходит. Когда напря-

жение снижается, регулятор вновь от-

пирается, обеспечивая свободу пропус-

кания тока через обмотку возбуждения. 

Чем выше частота вращения ротора, 

тем дольше регулятор остается запер-

тым и, тем соответственно сильнее сни-

жается напряжение на выходе генера-

тора. Процесс запирания и отпирания 

регулятора происходит с высокой ча-

стотой, поэтому выходные колебания 

остаются практически незаметными и 

напряжение генератора можно считать 

постоянным, поддерживаемым на уров-

не 13.6+ 14.5 В. 

6 Система зарядки не требует пери-

одического обслуживания, однако про-

верку состояния и замену приводного 

ремня генератора, аккумуляторной ба-

тареи и ее электропроводки следует 

производить на регулярной основе в 

соответствии с графиком ТО (см. Гла-

ву 1). 
7 Исправность системы заряда конт-

ролируется при помощи соответству-

ющей лампы на комбинации приборов 

(см. Главу «Органы управления и при-

емы эксплуатации», Раздел 16). 

М е р ы  б е з о п а с н о с т и при 

о б с л у ж и в а н и и генератора 

• Не отключайте батарею или регу-

лятор напряжения при работающем 

двигателе; 

• Не замыкайте на массу клемму воз-

буждения генератора или закреп-

ленный на ней кабель; 

• Не путайте порядок подключения 

электропроводки регулятора напря-

жения; 

• При зарядке аккумуляторной бата-

реи без снятия ее с автомобиля 

проследите, чтобы от нее были от-

соединены оба провода; 

• Помните, что включение замкнуто-

го на массу регулятора напряжения 

приводит к мгновенному выходу его 

из строя; 

• Никогда не снимайте генератор при 

подключенной батарее; 

• Никогда не используйте при про-

верках бортового электрооборудо-

вания измерители напряжения или 

лампы-пробники, подключаемые к 

бытовой сети (110/220 В); 

• При проверке состояния диодов не 

подавайте на них напряжение бо-

лее 12 В и не применяйте мегом-

метры, также имеющие высокое 

выходное напряжение, - пробой 

диодов приведет к короткому за-

мыканию. Помните, что при провер-

ке изоляции электропроводки с 

помощью мегомметра необходимо 

отсоединять от генератора всю 

электропроводку; 

• Перед проведением на автомоби-

ле любых электросварочных работ 

не забывайте отсоединять электро-

проводку от генератора и аккуму-

ляторной батареи; 

• Любые проверки цепей и узлов 

бортовой электропроводки произ-

водите при неработающем двига-

теле и отсоединенной аккумулятор-

ной батарее; 

• Помните, что нарушение полярнос-

ти любых подключений сопряжено 

с риском необратимого выхода из 

строя выпрямителя и регулятора 

напряжения генератора. 

Проверка  н а п р я ж е н и я 

генератора 
8 Если аккумуляторная батарея не 

заряжается или заряжается недоста-

точно во время движения автомобиля, 

необходимо проверить напряжение ге-

нератора. 

9 Подключите вольтметр между по-

ложительным и отрицательным полю-

сами батареи и запустите двигатель. 

Напряжение при пуске должно упасть 

примерно до 8 В (при температуре 

окружающего воздуха +20°С). 

10 Увеличьте количество оборотов 

двигателя до 3000 об/мин - при ис-

правной работе генератора и регуля-

тора напряжение на клеммах должно 

составить от 13 до 14.5 В. 

11 Для проверки стабильности на-

пряжения необходимо включить даль-

ний свет и повторить измерения при 

3000 об/мин. Измеренное напряжение 

не должно возрасти более чем на 0.4 В 

от ранее замеренных показателей. 

12 Если показатели выходят за преде-

лы номинального значения, генератор 

и регулятор нужно проверить в специ-

ализированной мастерской. 

Снятие и установка 

Двига тел и Z10XE(P)/Z 12XE/Z14ХЕ(Р) 

Замечание:

 Ниже описана процедура 

снятия/установки генератора на при-

мере моделей Corsa-C. На моделях 

Meriva данные работы производятся в 

аналогичной манере. 

13 Отсоедините провод от отрицатель-

ной клеммы аккумуляторной батареи 

(см. Раздел 8). 

14 Поднимите и установите переднюю 

часть автомобиля на подставки. На 

моделях Corsa-Eco снимите защиту 

картера (см. Главу 2). 

15 Снимите крышку мультиреберного 

ремня. 

10.16 Гаки крепления  п о д в о д я щ е й 

э л е к т р о п р о в о д к и генератора к  к л е м м е 

«В+» (2) и  к л е м м е «D+» (3) 

1 Жгут электропроводки 

214 

Часть В:  С и с т е м ы  з а р я д а и  з а п у с к а 

10.19 Болты (1) крепления генератора 

(двигатели Z10XE(P)/Z12XE/Z14ХЕ(Р)) 

10.17 Отожмите натяжное устройство 

(3) за центральный болт (4) ролика и 

з а ф и к с и р у й т е его при  п о м о щ и 

специального  п р и с п о с о б л е н и я KM-

9 5 5 - 2 (двигатели Z10XE(P)/Z12XE/ 

Z14XE(P) без К/В) 

2 Нижний болт крепления натяжного 

устройства 

16 Отпустите 2 гайки крепления и от-

соедините подводящие электропрово-

да от генератора

 (см. сопр. иллюст-

рацию). 

На моделях без кондиционера воз-

духа: 

17 Ослабьте натяжение мультиребер-

ного ремня (см. Главу 2) и снимите 

ремень с приводного шкива генерато-

ра. Замечание:

 При отжимании на-

тяжного устройство необходимо за-

фиксировать его пружину в сжатом по-

ложении при помощи приспособления 

КМ-955-2 (см. сопр. иллюстрацию). 

18 Выверните нижний болт натяжного 

устройства мультиреберного ремня 

(см. Главу 2), рассоедините разъем 

лямбда-зонда и разрежьте хомут креп-

ления жгута электропроводки. 

19 Отпустите 2 гайки, выверните 2 бол-

та

 (см. сопр. иллюстрацию), сними-

те генератор и осторожно извлеките 

его из двигательного отсека вниз. 
На моделях с кондиционером воз-

духа: 

20 Ослабьте натяжение мультиребер-

ного ремня (см. Главу 2) и снимите 

ремень с приводного шкива генерато-

ра. Повторно отожмите натяжное уст-

ройство мультиреберного ремня и из-

влеките приспособление КМ-6130. 

21 Выверните верхний и нижний бол-

ты натяжного устройства и снимите 

его. Внимание:

 После снятия натяж-

ное устройство должно находиться в 

вертикальном положении (нанесенная 

на устройство стрелка направлена 

вверх), в противном случае амортиза-

ционная жидкость может вытечь, а на-

тяжитель выйти из строя! 

22 Отпустите 2 гайки крепления гене-

ратора и снимите держатель разъема 

лямбда-зонда. 

23 Выверните 2 болта

 (см. иллюст-

рацию 10.19), снимите генератор и 

осторожно извлеките его из двигатель-

ного отсека вниз. 

24 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. 

Двигатели Z16XE/Z16SE/Z18ХЕ (с 

кондиционером воздуха) 

25 Отсоедините провод от отрицатель-

ной клеммы аккумуляторной батареи 

(см. Раздел 8), снимите мультиребер-

ный ремень (см. Главу 2). 

26 Опустите автомобиль на колеса, 

снимите крышку двигателя (см. Главу 

2) и корпус воздухоочистителя (см. 

Главу 4). 

27 На двигателях с рабочим объе-

мом 1.6 л рассоедините разъем дат-

чика температуры охлаждающей жид-

кости и отделите впускной воздуховод 

от головки блока цилиндров. Затем 

отсоедините обратный шланг системы 

предварительного подогрева сборки 

дроссельной заслонки и шланг систе-

мы вентиляции картера двигателя. 
28 Отсоедините от опорного кронш-

тейна генератора держатель жгута 

электропроводки и шланг. 

29 На двигателях с рабочим объе-

мом 1.6 л отпустите гайку крепления 

опорного кронштейна генератора. 

30 На моделях с двигателем Z18ХЕ 

отпустите гайку и отделите кабель мас-

сы

 (см. сопр. иллюстрацию). 

31 Выверните шпильку и 2 болта креп-

ления опорного кронштейна генерато-

ра

 (см. иллюстрацию 10.30), сними-

те кронштейн. 

32 Поднимите и установите переднюю 

часть автомобиля на подставки. 

33 На моделях с двигателем Z18XE 

отожмите натяжное устройство муль-

тиреберного ремня, зафиксируйте его 

приспособлением КМ-6130. Выверни-

те центральный болт крепления и сни-

мите натяжное устройство. 

34 Рассоедините разъем электропро-

водки

 (см. сопр. иллюстрацию) дат-

чика давления двигательного масла, 

снимите лямбда-зонд. 

35 Отделите от держателей топливную 

и тормозную линии 

10.30 Опорный  к р о н ш т е й н генератора 

1 Кабель массы 

2 Крепежная гайка 

3 Шпилька 

4,5 Крепежные болты 

10.34 Снятие генератора (на примере 

двигателя Z18XE) 

1 Верхние болты крепления 

2 Крепежная гайка 

3 Разъем датчика давления двигатель-

ного масла 

4 Лямбда-зонд 

36 Выверните 2 верхних болта креп-

ления кронштейна генератора и отпу-

стите крепежную гайку

 (см. иллюст-

рацию 10.34). 
37 Выверните болт и снимите кронш-

тейн генератора. 

38 Вытяните болт крепления генера-

тора, отпустите 2 крепежные гайки и 

отсоедините подводящую электропро-

водку генератора от клемм «В+» и 

«D+». 

39 Извлеките генератор из двигатель-

ного отсека через колесную арку. 

40 Установка производится в порядке, 

обратном снятию. 

Двигатель Z13DT (с кондиционером 

воздуха) 

41 Отсоедините провод от отрицатель-

ной клеммы аккумуляторной батареи 

(см. Раздел 8), и снимите корпус воз-

духоочистителя (см. Главу 4). 

42 Выверните верхний болт крепления 

генератора

 (см. сопр. иллюстрацию) 

Глава 5  С и с т е м ы  э л е к т р о о б о р у д о в а н и я  д в и г а т е л я 

215 

10.45 Нижние болты (1) крепления 

генератора (двигатель Z13DT) 

10.42 Стрелкой указан верхний болт 

крепления генератора (двигатель 

Z13DT) 

10.51 Гайки (1) крепления генератора 

(двигатели Y17DT/Y17DTL без К/В) 

43 Поднимите и установите на под-

ставки переднюю часть автомобиля и 

снимите мультиреберный ремень (см. 

Главу 2). 

44 Отпустите 2 крепежные гайки и от-

соедините подводящую электропро-

водку генератора от клемм «В+» и 

«D+». 
45 Выверните 2 болта крепления

 (см. 

сопр. иллюстрацию) и снимите ге-

нератор. 

Двигатели Y17DT/Y17DTL 

Замечание:

 На данных моделях ваку-

умный насос устанавливается на гене-

раторе и приводится в действие от его 

вала. 

Без кондиционера воздуха 
46 Отсоедините провод от отрицатель-

ной клеммы аккумуляторной батареи 

(см. Раздел 8). 

47 Отсоедините шланги от вакуумно-

го насоса

 (см. сопр. иллюстрацию). 

48 Подставьте под вакуумный насос 

емкость, выверните полый болт

 (см. 

иллюстрацию 10.47) и отделите мас-

ляные линии от вакуумного насоса. 

49 Отделите электропроводку от гене-

ратора

 (см. иллюстрацию 10.47). 

50 Поднимите и установите переднюю 

1 Провод к клемме»0+» 

2 Провод к клемме «В+» 

3 Вакуумный шланг усилителя 

тормоза 

4 Полый болт 

5 Маслосливной шланг 

часть автомобиля на подставки и сни-

мите мультиреберный ремень (см. Гла-

ву 2). 

51 Отделите возвратный масляный 

шланг от вакуумного насоса, отпустите 

2 гайки

 (см. сопр. иллюстрацию) и 

снимите генератор. При необходимо-

сти выверните 3 болта и снимите ва-

куумный насос с генератора. 

52 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. Если сни-

мался вакуумный насос, замените его 

уплотнительную прокладку. Не забудь-

те заменить уплотнительные кольца 

масляных линий. 

С

 кондиционером воздуха 

Замечание:

 На данных моделях для 

снятия генератора потребуется вскрыть 

контур хладагента системы К/В - обра-

титесь на СТО, где есть специально 

предназначенное для этой цели обо-

рудование и подготовленный персонал. 

53 Отсоедините провод от отрицатель-

10.47 Подводящие  л и н и и с обратной 

стороны генератора (двигатели 

Y17DT/Y17DTL без  К / В ) 

1 Разъем клеммы»0+» 

2 Гайка крепления провода к клемме 

«В+» 

3 Шланги вакуумного насоса 

4 Полый болт 

ной клеммы аккумуляторной батареи 

(см. Раздел 8). 

54 Удалите хладагент из системы К/В 

- обратитесь к специалистам. 

55 Снимите корпус воздухоочистите-

ля (см. Главу 4). 

56 Высвободите вакуумный шланг уси-

лителя тормоза из пяти держателей и 

отведите в сторону. 

57 Ослабьте 2 хомута и снимите шланг 

наддува, а затем снимите центральный 

патрубок наддува. 

58 Снимите накладку переднего бам-

пера (см. Главу 11). 

59 Ослабьте хомут крепления и отсо-

едините нижний патрубок наддува от 

интеркулера. 

60 Отсоедините линию системы К/В и 

отведите ее в сторону. 

61 Дальнейшее снятие производится 

как на моделях без кондиционера. 

62 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. 

Двигатель Z17DTH (с 

кондиционером воздуха) 

Замечание:

 На данных моделях для 

снятия генератора потребуется вскрыть 

контур хладагента системы К/В - обра-

титесь на СТО, где есть специально 

предназначенное для этой цели обо-

рудование и подготовленный персонал. 

Замечание:

 На данных моделях ваку-

умный насос устанавливается на гене-

раторе и приводится в действие от его 

вала. 
63 Отсоедините провод от отрицатель-

ной клеммы аккумуляторной батареи 

(см. Раздел 8). 

64 Удалите хладагент из системы К/В 

- обратитесь к специалистам. 

65 Поднимите и установите на под-

ставки переднюю часть автомобиля и 

снимите мультиреберный ремень (см. 

Главу 2). 

10.66 Вакуумный насос крепится на 

обратной стороне генератора (двига-

тели Z17DTH) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  ..