Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 48

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  ..

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 48

 

 

192 

Часть  В :  С и с т е м а  у п р а в л е н и я  б е н з и н о в о г о  д в и г а т е л я 

ментов электронного управления, кото-

рые необходимо заменить. 

М е р ы  б е з о п а с н о с т и при 

п р о в е д е н и и работ с  с и с т е м о й 

у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м 
См. также перечень мер безопасности, 

приведенный в Разделе 1 настоящей 

Главы. 

7 Помните, что топливо внутри тракта 

системы питания при работающем дви-

гателе и включенном зажигании находит-

ся под давлением. Остаточное избыточ-

ное давление продолжает удерживаться 

в системе в течение еще некоторого вре-

мени после выключения зажигания и пе-

ред отсоединением компонентов/рас-

стыковкой штуцерных разъемов должно 

быть сброшено (см. Раздел 2)! 
8 Не прикасайтесь к электропровод-

ке системы зажигания при работаю-

щем двигателе/стартере и не произ-

водите ее отсоединение. Внимание: 

Лица с имплантированным сердечным 

стимулятором ни в коем случае не дол-

жны допускаться к обслуживанию эле-

ментов системы зажигания! Подключе-

ние и отключение измерительных при-

боров также должно производиться 

при выключенном зажигании. 
9 Отсоединение топливопроводов 

должно производиться при выключен-

ном зажигании. 

10 При выполнении работ по провер-

ке компрессионного давления в цилин-

драх (см. Главу 2) должны быть отклю-

чены зажигание и система подачи топ-

лива. 

Указания по  п р о в е р к а м  с и с т е м ы 

управления  д в и г а т е л е м 
Внимание:

 Неисправности в электрон-

ной системе управления могут устра-

няться только с помощью специальных 

приборов - любое непрофессиональ-

ное вмешательство может привести к 

нарушению функционирования систе-

мы! 

11 Прежде чем приступить к поиску 

причин отказов с помощью диагнос-

тических приборов, чтобы исключить 

влияние посторонних факторов, необ-

ходимо проверить и выполнить следу-

ющие условия: 

• В баке должно быть топливо; 

• Двигатель должен быть механичес-

ки исправен; 

• Аккумуляторная батарея заряжена, 

все предохранители исправны; 

• Контакты всех клеммных соедине-

ний и разъемов электропроводки 

проверены и надежны; 

• Стартер вращается с требуемым 

числом оборотов; 

• Система зажигания исправна; 

• Течи и загрязнения в топливной 

системе устранены; 

• Система вентиляции картера в ис-

правности; 

• Силовой агрегат надежно заземлен 

на массу кузова. 

Ошибки при запуске двигателя долж-

ны быть исключены - правильная пос-

ледовательность процедуры запуска 

двигателя приведена в Главе «Органы 

управления и приемы эксплуатации». 

12 Для определения неисправности 

необходимо подключить к диагности-

ческому разъему (см. Главу 5) специ-

альный прибор ТЕСН-2 и вывести из 

памяти процессора ЕСМ диагностичес-

кие коды. 

13 Если после завершения поиска и 

устранения причин отказов двигатель 

после запуска сразу глохнет, причиной 

такого явления может служить блоки-

ровка противоугонной системы, - оп-

росите память процессора, в случае 

необходимости произведите настрой-

ку соответствующего блока управле-

ния. 

12 Принцип 

функционирования 

систем впрыска топлива 

бензиновых двигателей/ 

система Opel-Twinport 

Общая  и н ф о р м а ц и я 

1 Еще на заре автомобилестроения 

при конструировании двигателей внут-

реннего сгорания была выявлена за-

висимость эффективности сгорания и, 

соответственно, отдачи внутренней 

энергии рабочей смеси от пропорции 

топлива и воздуха в ее составе. Для 

максимально эффективного функцио-

нирования необходима строго опреде-

ленная пропорция, которая должна со-

храняться на всех режимах работы дви-

гателя. Это, в свою очередь, ведет к 

экономии топлива. 
2 Особенно важно поддерживание 

данной пропорции для бензиновых 

двигателей. На сегодняшний день все 

бензиновые двигатели ведущих произ-

водителей автомобильной техники 

оборудованы системой инжекторного 

впрыска с электронным управлением. 
3 При данном способе смесеобразо-

вания необходимый для сгорания топ-

лива воздух поступает через воздуш-

ный фильтр и через дроссельную зас-

лонку во впускной трубопровод. Коли-

чество поступающего воздуха опреде-

ляется соответствующим датчиком. 

4 Топливо засасывается из топлив-

ного бака электронасосом, пропуска-

ется через топливный фильтр и пода-

ется в топливораспределительную ма-

гистраль. Через инжекторы топливо 

впрыскивается во впускной трубопро-

вод, расположенный перед впускными 

клапанами цилиндров, где смешивает-

ся с воздушным потоком. 

5 Модуль управления двигателем, со-

блюдая последовательность зажигания, 

регулирует время открывания каналов 

инжекторов и тем самым количество 

впрыскиваемого топлива в зависимо-

сти от количества воздуха и нагрузки 

двигателя. Кроме того, ЕСМ осуществ-

ляет управление дроссельной заслон-

кой, регулируя в случае необходимос-

ти количество подаваемого воздуха. 

6 Первоначально для определения 

количества подаваемого в цилиндры 

двигателя топлива производились из-

мерения только входящего воздушно-

го потока. Но постепенно были выяв-

лены новые зависимости, влияющие на 

эффективность сгорания топлива, а так-

же ужесточились требования к токсич-

ности отработавших газов, что повлек-

ло за собой и усложнение систем уп-

равления двигателем 
7 Современные системы управления 

впрыском топлива представляют собой 

сложный комплекс датчиков, блоков 

управления, исполнительных устройств 

и электронных схем

 (см. сопр. иллю-

страции). Ниже приведено описание 

принципов действия некоторых из них: 
• Датчик положения педали газа 

вмонтирован в педальную сборку. От 

датчика на модуль управления двига-

телем (ЕСМ) поступает соответствую-

щий электрический сигнал, задавая 

значения требуемого режима движения 

автомобиля; 

• В модуле управления дроссель-

ной заслонкой находятся исполнитель-

ный элемент (шаговый электромотор) 

и потенциометр заслонки. Электромо-

тор регулирует положение дроссельной 

заслонки и позволяет поддерживать 

постоянное число оборотов холостого 

хода независимо от подключения до-

полнительных потребителей. Посред-

ством потенциометра на ЕСМ поступа-

ет информация о текущем значении 

угла установки дроссельной заслонки; 
• От датчика положения распреде-

лительных валов на ЕСМ поступает 

информация о моменте зажигания в 

первом цилиндре двигателя для синх-

ронизации моментов зажигания и пос-

ледовательности впрыска в других ци-

линдрах; 

• В корпусе датчика измерения 

массы воздуха установлена тонкая 

сенсорная пластина, через которую 

пропускается электрический ток. За 

счет проходящего воздушного потока 

пластина охлаждается. Блок управле-

ния регулирует ток нагрева так, чтобы 

температура пластины оставалась по-

стоянной. Отклонения силы тока при 

нагреве позволяют ЕСМ определить 

состояние нагрузки двигателя и в со-

ответствии с этим регулировать коли-

чество впрыскиваемого топлива. 
• Датчик измерения температуры 

охлаждающей жидкости установлен 

Глава 4  С и с т е м ы  п и т а н и я ,  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м , 

в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в 

193 

12.7а Некоторые  д а т ч и к и и  м о д у л и  с и с т е м ы управления

  1 2  7 ь

 Некоторые датчики и  м о д у л и  с и с т е м ы управления 

б е н з и н о в ы м двигателем (на примере двигателя Z1 ОХЕ(Р))  б е н з и н о в ы м двигателем (на  п р и м е р е двигателя Z1 ОХЕ(Р)) 

1 Датчик измерения 

4 Докаталитический 

Клапан системы EVAP 

двигателем (ЕСМ) 

массы воздуха 

лямбда-зонд 

Датчик детонации 5 

Клапан системы регенера-

2 . Модуль управления 

5 Датчик положения 

Датчик положения 

ции отработавших газов 

дроссельной заслонки 

распределительных валов 

коленчатого вала 6 

Датчик измерения темпера-

3 Модуль зажигания 

Электронный модуль 

туры охлаждающей 

системы управления 

жидкости 

в корпусе термостата (см. Гпаву 3). Он 

представляет собой NTC-резистор - с 

повышением температуры охлаждаю-

щей жидкости его сопротивление 

уменьшается и соответствующий сиг-

нал поступает на ЕСМ; 
• Датчик детонации закреплен под 

выпускным коллектором в блоке ци-

линдров. Он устанавливает момент 

зажигания на границе начала детона-

ционного горения топлива, тем самым 

с одной стороны препятствуя процес-

су детонационного сгорания топливной 

смеси, а с другой стороны обеспечи-

вая наиболее полное сгорание топли-

ва и снижая его расход; 
• Лямбда-зонд позволяет отслежи-

вать состав рабочей смеси посред-

ством измерения остаточного кисло-

рода в отработавших газах. В резуль-

тате измерения на чувствительном эле-

менте лямбда-зонда создается опре-

деленное напряжение, по величине ко-

торого ЕСМ определяет необходимость 

изменения состава топливной смеси. 

Модели Corsa C/Meriva оборудованы 

двумя датчиками кислорода докатали-

тическим и посткаталитическим. 
8 Различные системы могут отличать-

ся друг от друга количеством задей-

ствованных элементов в 

зависимости от конструк-

ции силового агрегата и 

требований, предъявляе-

мым к конкретному двига-

телю. Самостоятельное 

вмешательство в регули-

ровку и настройку данных 

систем не допустимо. Для 

этого используются спе-

циальные приборы диаг-

ностики и настройки,кото-

рые доступны, как прави-

ло, лишь на специализиро-

ванных сервисных станци-

ях. 

Система Twinport 

(двигатели Z10XEP/ 

Z12XEP/Z14XEP) 
9 На описываемые в 

данном Руководстве мо-

дели могут устанавли-

ваться двигатели с сис-

темой Twinport. Данная 

система предназначена 

для повышения топливной 

экономичности двигателя 

и снижения токсичности 

12.10 Принцип функционирования  с и с т е м ы 

Twinport 

А Регулировочная заслонка открыта (при полной 

нагрузке) 

В Регулировочная заслонка закрыта (при работе 

двигателя на холостых оборотах и при остановке 

автомобиля) 

1,2 Направление потока воздушно-топливной смеси 

3 Впускные каналы 

4 Вакуумный регулятор 

5 Инжектор 

6 Регулировочная заслонка 

отработавших газов при работе двигателя на 

малых оборотах и оборотах холостого хода. Дан-

194 

Часть В:  С и с т е м а  у п р а в л е н и я бензинового  д в и г а т е л я 

13.6 Отсоединение топливной линии 

при помощи специального приспособ-

ления (1) 

ная система особенно оправдывает 

себя при установке на малолитражные 

двигатели. 

10 Принцип функционирования систе-

мы Twinport

 (см. сопр. иллюстра-

цию) заключается в следующем: Воз-

дух в каждый цилиндр двигателя посту-

пает по двум воздушным каналам. Один 

из каналов может перекрываться регу-

лировочной заслонкой, управление по-

ложением которой осуществляется по-

средством приводной штанги от ваку-

умного регулятора. При перекрывании 

канала заслонкой создается вихревой 

поток воздушно-топливной смеси, что 

позволяет при низких нагрузках двига-

теля и при работе его на холостых обо-

ротах использовать обедненные смеси, 

а так же увеличить процентную долю 

отработавших газов, поступающих через 

систему рециркуляции (EGR). Благода-

ря этому снижается общий расход топ-

лива и снижается содержание вредных 

веществ в отработавших газах. 

13 Снятие и установка 

топливных инжекторов 

1 Ниже приведено описание снятия 

инжекторов  д л я  д в и г а т е л е й 

Z10XE(P)/Z12XE/Z14ХЕР. Для других 

двигателей данная процедура выполня-

ется аналогично, но могут потребоваться 

13.9 Крепление инжекторов (2) к 

топливораспределительной магистра-

ли (3) (на примере двигателя Z12XE) 

1 Стопорная скоба 

4 Уплотнительные прокладки 

некоторые дополнительные работы для 

освобождения доступа к топливораспре-

делительной магистрали и инжекторам, 

либо выполнение некоторых работ не 

обязательно (например, у двигателей 

Z 1 4 X E / Z 1 8 X E отсоединять модуль 

дроссельной заслонки не требуется). 

Снятие 

2 Отсоедините провод от отрицатель-

ной клеммы батареи (см. Главу 5). 

3 Ослабьте хомут крепления и отде-

лите шланг системы вентиляции кар-

тера двигателя и снимите впускной 

узел дроссельной заслонки с впуск-

ным воздуховодом (см. иллюстрацию 

8.4 к Главе 3). 
4 На двигателях Z10XEP/Z14XEP 

снимите крышку топливных инжекто-

ров. 

5 Рассоедините разъемы электро-

проводки модуля управления дрос-

сельной заслонкой и инжекторов. 

Сбросьте давление в топливной сис-

теме (см. Раздел 2). 

6 Отсоедините топливную линию от 

топливораспределительной магистрали 

при помощи специального приспособ-

ления Hazet 4501-1

 (см. сопр. иллю-

страцию). При отсоединении линии 

закрывайте разъем ветошью, чтобы не 

допустить разбрызгивание топлива, за-

тем закройте топливный шланг заглуш-

кой и отведите его в сторону. 
7 Поочередно выверните 4 крепеж-

ных болта и снимите сборку дроссель-

ной заслонки, при этом шланг систе-

мы охлаждающей жидкости отсоеди-

нять не следует. 
8 Выверните 2 крепежных болта и 

снимите топливораспределительную 

магистраль вместе с инжекторами с 

двигателя. Удалите стопорные скобы 

(см. сопр. иллюстрацию) и отдели-

те инжекторы от топливораспредели-

тельной магистрали. 

Установка 

9 Замените уплотнительные кольца 

инжекторов и смажьте их силиконовой 

смазкой (белого цвета). 

10 Установите инжекторы на топливо-

распределительную магистраль, при 

этом стопорные скобы должны быть 

вставлены так, чтобы выступ на инжек-

торе попал в паз скобы

 (см. сопр. 

иллюстрацию). 

11 Установите топливораспредели-

тельную магистраль и затяните ее 

крепление с требуемым усилием. 

12 Дальнейшая установка выполняет-

ся в порядке, обратном порядку снятия. 

Часть С: Система управления дизельного двигателя 

14 Общая информация 

Внимание:

 При выполнении работ по 

обслуживанию или замене элементов 

системы подачи топлива соблюдайте 

соответствующие меры безопасности 

(см. Раздел 1)! 

1 Электронная система управления 

дизельным двигателем (EDC) обеспе-

чивает следующие возможности: 

a) Точная дозировка топлива в лю-

бом режиме эксплуатации, что обес-

печивает малый расход топлива при 

высокой мощности; 

b) Уменьшение содержания вред-

ных веществ в отработавших газах 

благодаря точному дозированию 

топлива и применению каталитичес-

кого преобразователя; 

с) Обороты холостого хода и огра-

ничение максимальной частоты вра-

щения коленчатого вала устанавли-

ваются и регулируются автоматичес-

ки; 

13.10 Установка стопорной скобы 

Глава 4  С и с т е м ы  п и т а н и я ,  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м , 

в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в 

195 

15.9 Система впрыска Common-Rail (на примере двигателей Z13DT) 

Топливный фильтр 

Регулятор давления 

Топливный насос высокого давления 

Топливораспределительная магист-

раль (Common-Rail) 

Датчик давления 

Форсунка 

7 Топливный бак 

8 Электрический топливный насос 

9 Электронный модуль системы 

управления двигателем 

Пунктирные стрелки направление 

электрических сигналов 

Короткие стрелки направление 

потока топлива 

d) Самодиагностика системы уп-

равления двигателем обеспечивает 

возможность быстрого поиска неис-

правности. 

2 Элементы системы управления 

двигателем сохраняет высокую рабо-

тоспособность в течение длительного 

времени и практически не требует об-

служивания. В регулярных заменах в 

ходе проведения технического обслу-

живания автомобиля нуждаются лишь 

такие элементы системы питания, как 

воздушный и топливный фильтра. 

15 Принцип 

функционирования 

систем впрыска топлива 

дизельных двигателей 

3 При работе дизельного двигателя 

в его цилиндры всасывается чистый 

воздух, который сжимается до высоко-

го давления. При этом температура 

воздуха поднимается до 600'С, что пре-

вышает температуру воспламенения 

дизельного топлива. Топливо впрыски-

вается в цилиндр с некоторым опере-

жением и воспламеняется. Таким об-

разом, свечи зажигания для воспламе-

нения топлива не используются. 
4 При эксплуатации автомобиля в 

условиях низких температур наружно-

го воздуха температура воздуха внут-

ри цилиндров после сжатия может ока-

заться недостаточной для самовоспла-

менения топлива. В этом случае необ-

ходимо произвести предварительный 

подогрев входящего воздушного пото-

ка. Для этого в камерах сгорания уста-

новлены свечи накаливания, нагрева-

ющие их до необходимой температу-

ры. Длительность предварительного 

накаливания зависит от температуры 

наружного воздуха и регулируется си-

стемой управления двигателем через 

реле преднакала. При активации све-

чей накаливания на панели приборов 

загорается соответствующая конт-

рольная лампа (см. Главу «Органы уп-

равления и приемы эксплуатации», Раз-

дел 16). 
5 Для дизельных двигателей суще-

ствуют три способа впрыска топлива: 

вихрекамерный впрыск, предкамерный 

впрыск и непосредственный впрыск. 

6 При вихрекамерном и предкамер-

ном способах топливо впрыскивается 

в предварительную камеру (форт-ка-

меру) соответствующего цилиндра где 

оно смешивается с воздухом и созда-

ет уже готовую рабочую смесь, при 

этом часть топлива сразу же воспла-

меняется и сгорает. За счет завихре-

ний воздушного потока и разогрева 

при сгорании части топлива рабочая 

смесь становится более однородной и 

прогретой. Этим обеспечивается пол-

нота сгорания топлива при попадании 

в цилиндр и более «мягкая» работа 

двигателя. Основным недостатком дан-

ных способов впрыска является услож-

нение конструкции двигателя. Непос-

редственный впрыск продолжает оста-

ваться наиболее распространенным и 

самым экономичным. 
7 При непосредственном впрыске 

топливо подпадает непосредственно в 

камеру сгорания через распылитель 

форсунки. Каждый распылитель имеет, 

как правило, 4-6 очень тонких отверстий, 

высверленных под различными углами, 

через которые осуществляется распы-

ление топлива в специально заданных 

направлениях. Обычно в днище порш-

ня имеется вихревая камера. Вихревые 

камеры могут иметь различную форму, 

которая согласуется с направлениями 

распыления топлива, способствует луч-

шему смесеобразованию и более эф-

фективному сгоранию рабочей смеси. 

Данный способ применяется на всех 

рассматриваемых в настоящем Руко-

водстве дизельных двигателях. 
8 На двигателях Y17DT(L) топливо 

засасывается из топливного бака рас-

пределительным топливным насосом 

высокого давления (ТНВД). ТНВД со-

здает необходимое для впрыска высо-

кое (около 900 бар) давление и пода-

ет топливо через форсунки в цилинд-

ры двигателя в порядке работы цилин-

дров. Сначала производится предвари-

тельный впрыск небольшого количества 

топлива, которое, сгорая, подготавлива-

ет условия для впрыска основной пор-

ции топлива. Благодаря этому проис-

ходит более «мягкое» и равномерное 

сгорание топлива, как на двигателях с 

вихрекамерным способом впрыска. 

9 На  д в и г а т е л я х  Z 1 3 D T / Z 1 7 D T H 

для непосредственного впрыска ис-

пользуется система «Common Rail» -

общая для всех цилиндров топливорас-

пределительная магистраль

 (см. сопр. 

иллюстрацию). Топливо засасывает-

ся из топливного бака электрическим 

топливным насосом и подается к топ-

ливному насосу высокого давления 

(ТНВД). Данная система освобождает 

ТНВД от функции распределения топ-

лива, что позволяет насосу создавать 

очень высокое (примерно 1400 бар) 

давление, - это способствует более 

тонкому распылению топлива, за счет 

чего улучшается процесс смесеобра-

зования в цилиндрах и повышается 

КПД сгорания рабочей смеси. Топли-

вораспределительная магистраль 

(Common Rail) выполнена в виде кол-

лектора, от которого топливо подается 

к отдельным форсункам. 

10 На всех двигателях перед поступ-

лением топлива в ТНВД оно очищает-

ся в топливном фильтре от загрязне-

ний и воды. На двигатели устанавли-

ваются форсунки с электромагнитным 

элементами управления, получающие 

сигналы от системы управления дви-

гателем, которая регулирует количество 

топлива, подаваемого в цилиндр. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  ..